образовательная среда» направлена на профилактику неуспеваемости, определение ее психологических причин, наличия предрасположенности к различным видам зависимостей, создание комфортных условий для личностно-профессионального роста и студентов и преподавателей.
Таким образом, специальная подготовка педагогов по реализации преемственности процесса социального воспитания направлена на профессионально-личностное и индивидуальнотворческое развитие, формирование готовности
к осуществлению высокопрофессиональной деятельности по обеспечению преемственности процесса социального воспитания в вузе, что будет являться условием эффективным условием организации данного процесса.
Библиографический список
1. ГодникМ.С. Преемственность школьного и вузовского образования в России (на основе стандартов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-vuz.narod.ru (29.09.11 г.).
УДК 37.018.1
Румянцев Юрий Викторович
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ
Статья посвящена проблемам подготовки будущих специалистов по социальной работе к социальному консультированию семей группы риска. Охарактеризованы этапы формирования умений применять на практике методы консультирования данной категории семей.
Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, социальное консультирование, коммуникативные навыки.
Работа с семьей является основным направлением деятельности для социальных служб всех стран. В последнее десятилетие осложнилось положение семьи, детей, молодежи, не обеспечивается решение их проблем. Семья испытывает значительное напряжение в силу тяжелого экономического положения; усиления расслоения семей по уровню доходов; роста количества неполных семей; изменение общепринятых норм поведения и т.д. Семейное и социальное неблагополучие ведут к росту асоциального поведения детей и подростков. С этими проблемами семья не может справиться в одиночку: ей нужна профессиональная помощь, в первую очередь, психологов, педагогов, юристов, медицинских работников, специалистов по социальной работе с семьей.
Важное место в работе специалиста с семьей занимает социальное консультирование. Это одна из испытанных форм, позволяющая успешно осуществлять дифференцированный подход к разным семьям. В настоящее время наблюдается следующее противоречие в данной проблеме: с одной стороны, это недостаточное оснащение организационно-технической базы, с другой сто-
роны - это необходимость в уменьшении времени проведения социального консультирования.
Социальная сфера стеснена в средствах из-за недостаточного финансирования. Во многих учреждениях социальной защиты (в частности, в Костромской области) нет отдельных кабинетов и инструментария для осуществления социального консультирования, носящего конфиденциальный характер и требующего соблюдения ряда принципов и правил. В учреждениях нет компьютерного обеспечения для разработки анкет, обработки полученных результатов, ведения статистики, анализа и прогнозирования. Специалист обязан работать «вручную», что затрудняет процесс и отнимает массу времени.
Для оказания такого рода помощи семье специалисты, в том числе и социальные работники, должны глубоко знать проблемы семьи, специфику жизнедеятельности семьи, иметь особую подготовку. Опыт подготовки специалистов по социальной работе к консультированию семей группы риска позволяет нам выделить несколько этапов.
На первом этапе формирование у будущих специалистов по социальной знаний о сущнос-
© Румянцев Ю.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
117
ти, принципах, функциях, структуре семьи группы риска, особенностях ее консультирования. Важная роль отводиться в данный период изучению теоретических подходов к организации социальной работы с данной категорией семей, пониманию сущности понятия «семья группы риска», ее типов. Причины, способствующие подростковой девиантности, психологические особенности каждого члена данной семьи, дестабилизация отношений в семье, малоэффективные меры социальной защиты и поддержки; сужение досуговой сферы детей и подростков воспитывающихся в данной семье, в связи со сложными социально-экономическими условиями жизнедеятельности. Система социальной помощи семье: государственная (школа, Центры социальной помощи семье и детям, семейные консультации, воспитательно-трудовые колонии); конфессиональная (духовно-нравственные кружки при церквях). Особенности взаимодействия специалиста по социальной работе с семьей группы социального риска. Отсюда значимость и место курса семьеведение в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе.
На втором этапе формирование умений применять на практике методы консультирования данной категорией семей, использование в процессе консультирования нестандартных подходов и приемов.
От того, как будет проведено первичное социальное консультирование будет зависеть дальнейшая работа с семьей по выходу ее из трудной жизненной ситуации. Цель социальных консультаций - дать родителям (или членам семьи) те или иные знания и информацию: о возможностях социальных служб, о деятельности социальных учреждений и каждого специалиста в отдельности, информировать о возможно предоставленной помощи в разрешении проблем семьи. Вот почему эта тема в настоящее время особенно актуальна. По мере накопления и обогащения опыта социальной работы, развития социальных служб и расширения спектра оказываемых услуг складывается целостная модель технологии консультирования, соответствующая конкретным нуждам населения и национальному менталитету. Это эволюционный процесс и количественных и качественных накоплений, который продолжается непрерывно, ибо уникальный опыт и знания специалистов социальной работы приобре-
тают все большее значение в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания. Социальное консультирование далеко не узко специализированная форма социальной помощи клиенту. Оно не заканчивается постановкой диагноза и созданием плана дальнейших действий по преодолению клиентом трудной жизненной ситуации. Используя различные формы и методы социального консультирования, специалист претворяет намеченный план в жизнь. Постоянно общаясь, наблюдая за членами семьи, специалист сам включается, переживает их ситуацию. И постепенно, шаг за шагом помогает разобраться и разрешить проблему. Консультируя родителей, специалист по социальной работе обращает их внимание к детям, а детей, зачастую оставшихся беспризорными, помогает вернуть в семью. Социальное консультирование тем более эффективно, если сам консультант искренен в своем желании помочь обратившимся, эмпатичен, профессионально грамотен. Консультирование является одним из основных методов работы специалиста, позволяющих успешно осуществлять дифференцированный подход к разным семьям.
Методика проведения социального консультирования включает в себя следующие этапы: Подготовительный этап консультирования - на данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения клиента. При необходимости подбирает и готовит методики для дополнительного тестирования и анкетирования клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом. Основной этап консультирования - это беседа с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом и включающий восемь выше рассмотренных фаз. Заключительный этап социального консультирования, наступает после завершения совместной работы с клиентом (разовой консультации либо серии консультаций). На заключительном этапе консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консульта-
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ции и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.
В ходе консультирования специалист по социальной работе стремиться установить контакт с взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей и детей. Задача специалиста, консультирующего семьи - помочь их членам выбрать своё направление деятельности, стимулировать их желание содержать семью, создать нормальные бытовые условия для развития детей. Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении.
Для реализации этого этапа в подготовке будущих специалистов по социальной работе в учебном плане специальности социальная работа предусмотрен факультатив «Социальная работа с семьей». В результате чего студенты должны уметь правильно организовывать диагностическую и консультативную работу с семьями группы риска; правильно выбирать направление деятельности на основе консультирования семьи; правильно определять тип семейных проблем; подбирать адекватные методы решения семейных проблем.
Таким образом, для подготовки будущих специалистов по социальной работе к осуществлению процесса консультирования важны освое-
ние ими норм, эталонов профессии, формирование необходимых профессиональных личностных качеств, знаний и умений для успешного решения задач социальной работы в целом, формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии, индивидуализация своей деятельности, осознание и реализация зоны своего ближайшего профессионального развития, готовность к дифференцированной оценке своего труда, сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков.
Процесс подготовки специалистов представляет собой образовательное явление, направленное на развитие личности будущего специалиста по социальной работе как субъекта консультационной работы. В содержательно-целевом аспекте он предполагает, с одной стороны, раскрытие перед студентом ценностей, назначения, содержания, специфики деятельности специалиста по социальной работе с данной категорией семей, а с другой - определение личностных смыслов этой деятельности и ее освоения.
Подготовка специалистов по социальной работе проходит через использование таких форм как педагогические и творческие мастерские, аудиторные занятия по изучению общих курсов, отдельные группы по изучению спецкурсов и спецсеминаров, тренинговые группы, исследовательские лаборатории по разработке и проведению экспериментов и инноваций, проведение деловых и организационно-деятельностных игр по вопросам организации консультационной работы с семьями группы риска и другой учебной проблематике. Каждая организационная форма подготовки включает в той или иной мере все содержательные блоки образования.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
119