Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных навыков студентов в процессе овладения технологией социального консультирования семьи'

Развитие коммуникативных навыков студентов в процессе овладения технологией социального консультирования семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
360
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / FAMILY / FAMILY UNFAIR / SOCIAL CONSULTING / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Румянцев Юрий Викторович

Статья посвящена проблемам подготовки будущих специалистов по социальной работе к социальному консультированию семей группы риска. Охарактеризованы этапы формирования умений применять на практике методы консультирования данной категории семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students communicative skills formation in family social consulting technology mastering process

The article is dedicated to future social work specialists preparation to risk group families social consulting problem. These category families consulting methods practice-usage abilities formation stages are characterized.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных навыков студентов в процессе овладения технологией социального консультирования семьи»

образовательная среда» направлена на профилактику неуспеваемости, определение ее психологических причин, наличия предрасположенности к различным видам зависимостей, создание комфортных условий для личностно-профессионального роста и студентов и преподавателей.

Таким образом, специальная подготовка педагогов по реализации преемственности процесса социального воспитания направлена на профессионально-личностное и индивидуальнотворческое развитие, формирование готовности

к осуществлению высокопрофессиональной деятельности по обеспечению преемственности процесса социального воспитания в вузе, что будет являться условием эффективным условием организации данного процесса.

Библиографический список

1. ГодникМ.С. Преемственность школьного и вузовского образования в России (на основе стандартов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-vuz.narod.ru (29.09.11 г.).

УДК 37.018.1

Румянцев Юрий Викторович

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Статья посвящена проблемам подготовки будущих специалистов по социальной работе к социальному консультированию семей группы риска. Охарактеризованы этапы формирования умений применять на практике методы консультирования данной категории семей.

Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, социальное консультирование, коммуникативные навыки.

Работа с семьей является основным направлением деятельности для социальных служб всех стран. В последнее десятилетие осложнилось положение семьи, детей, молодежи, не обеспечивается решение их проблем. Семья испытывает значительное напряжение в силу тяжелого экономического положения; усиления расслоения семей по уровню доходов; роста количества неполных семей; изменение общепринятых норм поведения и т.д. Семейное и социальное неблагополучие ведут к росту асоциального поведения детей и подростков. С этими проблемами семья не может справиться в одиночку: ей нужна профессиональная помощь, в первую очередь, психологов, педагогов, юристов, медицинских работников, специалистов по социальной работе с семьей.

Важное место в работе специалиста с семьей занимает социальное консультирование. Это одна из испытанных форм, позволяющая успешно осуществлять дифференцированный подход к разным семьям. В настоящее время наблюдается следующее противоречие в данной проблеме: с одной стороны, это недостаточное оснащение организационно-технической базы, с другой сто-

роны - это необходимость в уменьшении времени проведения социального консультирования.

Социальная сфера стеснена в средствах из-за недостаточного финансирования. Во многих учреждениях социальной защиты (в частности, в Костромской области) нет отдельных кабинетов и инструментария для осуществления социального консультирования, носящего конфиденциальный характер и требующего соблюдения ряда принципов и правил. В учреждениях нет компьютерного обеспечения для разработки анкет, обработки полученных результатов, ведения статистики, анализа и прогнозирования. Специалист обязан работать «вручную», что затрудняет процесс и отнимает массу времени.

Для оказания такого рода помощи семье специалисты, в том числе и социальные работники, должны глубоко знать проблемы семьи, специфику жизнедеятельности семьи, иметь особую подготовку. Опыт подготовки специалистов по социальной работе к консультированию семей группы риска позволяет нам выделить несколько этапов.

На первом этапе формирование у будущих специалистов по социальной знаний о сущнос-

© Румянцев Ю.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

117

ти, принципах, функциях, структуре семьи группы риска, особенностях ее консультирования. Важная роль отводиться в данный период изучению теоретических подходов к организации социальной работы с данной категорией семей, пониманию сущности понятия «семья группы риска», ее типов. Причины, способствующие подростковой девиантности, психологические особенности каждого члена данной семьи, дестабилизация отношений в семье, малоэффективные меры социальной защиты и поддержки; сужение досуговой сферы детей и подростков воспитывающихся в данной семье, в связи со сложными социально-экономическими условиями жизнедеятельности. Система социальной помощи семье: государственная (школа, Центры социальной помощи семье и детям, семейные консультации, воспитательно-трудовые колонии); конфессиональная (духовно-нравственные кружки при церквях). Особенности взаимодействия специалиста по социальной работе с семьей группы социального риска. Отсюда значимость и место курса семьеведение в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе.

На втором этапе формирование умений применять на практике методы консультирования данной категорией семей, использование в процессе консультирования нестандартных подходов и приемов.

От того, как будет проведено первичное социальное консультирование будет зависеть дальнейшая работа с семьей по выходу ее из трудной жизненной ситуации. Цель социальных консультаций - дать родителям (или членам семьи) те или иные знания и информацию: о возможностях социальных служб, о деятельности социальных учреждений и каждого специалиста в отдельности, информировать о возможно предоставленной помощи в разрешении проблем семьи. Вот почему эта тема в настоящее время особенно актуальна. По мере накопления и обогащения опыта социальной работы, развития социальных служб и расширения спектра оказываемых услуг складывается целостная модель технологии консультирования, соответствующая конкретным нуждам населения и национальному менталитету. Это эволюционный процесс и количественных и качественных накоплений, который продолжается непрерывно, ибо уникальный опыт и знания специалистов социальной работы приобре-

тают все большее значение в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания. Социальное консультирование далеко не узко специализированная форма социальной помощи клиенту. Оно не заканчивается постановкой диагноза и созданием плана дальнейших действий по преодолению клиентом трудной жизненной ситуации. Используя различные формы и методы социального консультирования, специалист претворяет намеченный план в жизнь. Постоянно общаясь, наблюдая за членами семьи, специалист сам включается, переживает их ситуацию. И постепенно, шаг за шагом помогает разобраться и разрешить проблему. Консультируя родителей, специалист по социальной работе обращает их внимание к детям, а детей, зачастую оставшихся беспризорными, помогает вернуть в семью. Социальное консультирование тем более эффективно, если сам консультант искренен в своем желании помочь обратившимся, эмпатичен, профессионально грамотен. Консультирование является одним из основных методов работы специалиста, позволяющих успешно осуществлять дифференцированный подход к разным семьям.

Методика проведения социального консультирования включает в себя следующие этапы: Подготовительный этап консультирования - на данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения клиента. При необходимости подбирает и готовит методики для дополнительного тестирования и анкетирования клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом. Основной этап консультирования - это беседа с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом и включающий восемь выше рассмотренных фаз. Заключительный этап социального консультирования, наступает после завершения совместной работы с клиентом (разовой консультации либо серии консультаций). На заключительном этапе консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консульта-

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ции и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.

В ходе консультирования специалист по социальной работе стремиться установить контакт с взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей и детей. Задача специалиста, консультирующего семьи - помочь их членам выбрать своё направление деятельности, стимулировать их желание содержать семью, создать нормальные бытовые условия для развития детей. Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении.

Для реализации этого этапа в подготовке будущих специалистов по социальной работе в учебном плане специальности социальная работа предусмотрен факультатив «Социальная работа с семьей». В результате чего студенты должны уметь правильно организовывать диагностическую и консультативную работу с семьями группы риска; правильно выбирать направление деятельности на основе консультирования семьи; правильно определять тип семейных проблем; подбирать адекватные методы решения семейных проблем.

Таким образом, для подготовки будущих специалистов по социальной работе к осуществлению процесса консультирования важны освое-

ние ими норм, эталонов профессии, формирование необходимых профессиональных личностных качеств, знаний и умений для успешного решения задач социальной работы в целом, формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии, индивидуализация своей деятельности, осознание и реализация зоны своего ближайшего профессионального развития, готовность к дифференцированной оценке своего труда, сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков.

Процесс подготовки специалистов представляет собой образовательное явление, направленное на развитие личности будущего специалиста по социальной работе как субъекта консультационной работы. В содержательно-целевом аспекте он предполагает, с одной стороны, раскрытие перед студентом ценностей, назначения, содержания, специфики деятельности специалиста по социальной работе с данной категорией семей, а с другой - определение личностных смыслов этой деятельности и ее освоения.

Подготовка специалистов по социальной работе проходит через использование таких форм как педагогические и творческие мастерские, аудиторные занятия по изучению общих курсов, отдельные группы по изучению спецкурсов и спецсеминаров, тренинговые группы, исследовательские лаборатории по разработке и проведению экспериментов и инноваций, проведение деловых и организационно-деятельностных игр по вопросам организации консультационной работы с семьями группы риска и другой учебной проблематике. Каждая организационная форма подготовки включает в той или иной мере все содержательные блоки образования.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.