Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности каждого члена семьи - одно из эффективных средств профилактики идеологии экстремизма и терроризма'

Развитие коммуникативной компетентности каждого члена семьи - одно из эффективных средств профилактики идеологии экстремизма и терроризма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТЕРРОРИСТА / СЕМЬЯ – РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА / ERRORISM / REASONS OF TERRORISM / A PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A TERRORIST / FAM- ILY AS A RESOURCE OF PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM AND TERRORISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гриднева Светлана Валерьевна

В статье теоретически обосновывается и эмпирически доказывается, что одной из основной причиной появления феномена терроризма является качество взаимоотношений в семье. Разработанная программа психологических коррекционно-тренинговых занятий по развитию коммуникативной компетентности каждого члена семьи способствует решению задачи профилактики экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicative competence of each member of a family as one of effective means of preventive measures of ideology of extremism and terrorism

It is theoretically and empirically proved that one of a principal reason of emergence of a phenomenon of terrorism is a quality of relations in a family. The elaborated programme of psychological correctional training in development of communicative competence of each member of a family promotes preventive measures of extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности каждого члена семьи - одно из эффективных средств профилактики идеологии экстремизма и терроризма»



Гриднева С.В.

Развитие коммуникативной компетентности каждого члена семьи - одно из эффективных средств профилактики идеологии экстремизма и терроризма

В статье теоретически обосновывается и эмпирически доказывается, что одной из основной причиной появления феномена терроризма является качество взаимоотношений в семье. Разработанная программа психологических коррекционно-тренинговых занятий по развитию коммуникативной компетентности каждого члена семьи способствует решению задачи профилактики экстремизма и терроризма.

Ключевые слова: терроризм, причины терроризма, психологический портрет террориста, семья - ресурс профилактики экстремизма и терроризма.

Понятие о терроризме не имеет общепринятого определения, его содержательная интерпретация опирается на разные теоретические источники. И.Р. Михеев данный факт обусловливает сложностью самого явления, которым является терроризм, и причинами субъективного характера, существующими на внутригосударственном и международном уровнях [3].

Распространённым является мнение, что под «терроризмом (от лат. terror -страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов, отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения» [3].

Проблему причин и мотивации терроризма исследователи рассматривают с точки зрения психологической отражённости объективных параметров кризисных явлений общества в его психологическом состоянии и как результаты сравнительных психологических исследований мотивации реальной террористической деятельности. Сравнение этих двух направлений анализа позволяет определить степень психологического состояния общества для мотивации терроризма, возможные перспективы практического подхода к предупреждению и нейтрализации сфер террористической деятельности [4].

Вместе с тем в психологических исследованиях мотивации терроризма отмечают, что явная психопатология среди террористов достаточно редкое явление и для этого утверждения есть основания. В отечественной психологической литературе описаны личностные детерминанты, которые часто становятся побудительными мотивами вступления индивидов на путь терроризма: «низкая самооценка, недостаточная личная идентичность, сверхсосредоточенность на защите своего «Я» путем проекции с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью;

элементы расщепления личности; сильная потребность в присоединении к группе, т.е. в групповой идентификации или принадлежности; переживание большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы. При этом приведенный набор этих характеристик не является каким-то обобщенным психологическим профилем личности террориста. Большое значение в ряде случаев имеют политико-идеологические мотивы вступления в террористическую группу. Но они чаще являются формой рационализации глубинных личностных мотивов - стремления к укреплению личностной идентичности и, что особенно важно, потребности принадлежности к группе» [4].

По сути, «террористическая группа в психологическом смысле снимает у индивида неполноту или расщепленность психосоциальной идентичности. Она становится для него стабилизирующим психологическим основанием, позволяющим чувствовать себя целостной личностью, важным компонентом его самосознания и обретения смысла жизни, мощным механизмом духовной, ценностной и поведенческой стереотипизации» [4].

Вместе с тем учёные, занимающиеся проблемами терроризма, считают, что, если в любом культурном сообществе, и тем более в многонациональном, не происходит адекватной разрядки нормальной социальной активности и нормальной социальной агрессивности индивида на социально значимые цели, то они легко маргинализируются и принимают иные формы вплоть до патологических проявлений в форме узко национального "идейного единства" или агрессивности и фанатизма малых групп» [2].

Однако только силовых методов мало для того, чтобы решить проблему терроризма раз и навсегда. Даже при хорошо организованной разведке, при владении лучшими методами борьбы с терроризмом, именно воспитание нравственной личности является самым эффективным средством профилактики терроризма [2].

Терроризм - это следствие не национальных, политических или религиозных ошибок и перегибов, а это проблема весьма невысокого уровня нравственно-этического развития, которая одинаково актуальна как в Чечне, так и в России. Поэтому, профилактику терроризма лучше всего начинать с себя.

«При анализе психологического состояния российского общества психологи исходят из следующего его понимания: это преобладающий в обществе в целом и в различных социальных и этнических группах эмоционально-психический настрой (или социально-психологическая атмосфера), через который и преломляются отношения граждан к жизни, своему прошлому и будущему; их восприятие социально-политической реальности; их взгляды, настроения и тенденции поведения. В качестве общего показателя психологического состояния общества было использовано состояние его психического здоровья с такими конкретными индикаторами, как статистика самоубийств, неврозов и психозов, производственного травматизма, а также факты психических эпидемий» [4].

Результаты анализа свидетельствуют о том, что показатели «психического и духовного здоровья российского общества, его психологическое состояние находится на беспрецедентно низком уровне. Для больших масс населения оно, прежде всего, характеризуется: потерей жизненных перспектив, надежд и веры в будущее; потерей ими смысла жизни; ощущением неспособности преодолеть жизненные трудности, чувством отчаяния в анемии; депрессивностью и бессознательным пренебрежением к жизни и здоровью; психологической готовностью к психическому заражению и внушаемости» [4].

Конструктивное решение проблемы, по мнению В.А. Соснина, зависит от необходимых в данных момент целенаправленных, совместных и согласованных преобразований в экономической, социальной и политической сфер в нашей стране [4].

Проблема терроризма волнует сегодня каждого человека, независимо от того, в какой стране он живет, коснулась ли трагедия его родных и близких или нет. Терроризм приносит боль утраты, возмущение, слезы, но одновременно он заставляет каждого задуматься о причинах происходящего, о том, что мы способны сделать в сложившейся ситуации [1].

Так, позитивный опыт по профилактике идеологии экстремизма и терроризма имеется на кафедре общей психологии факультета психологии ЮФУ. С.В. Гридневой, доцентом кафедры общей психологии факультета психологии ЮФУ проводились ряд мероприятий обучающего характера (мастер-классы, семинары и тренинги для школьников, студентов и представителей профессорско-преподавательского состава ЮФУ, Педагогического института ЮФУ, Чеченского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета и др.), которые были посвящены малоизученной теме ресурсов семьи в антитеррористической деятельности.

Деятельностный, личностно-ориентированный подход к организации обучающих мероприятий позволил участникам осознать, что именно семья является источником познания и осознания самого себя, смысложизненных ценностей каждым членом семьи, формирует чувство принадлежности у каждого члена семьи, помогает формированию активной гражданской позиции; также смоделировать психологический портрет террориста, проанализировать стили семейного взаимодействия членов семьи, которые были бы ресурсом для развития гуманной личности или наоборот, способствовали бы формированию культуры насилия в семье, а, следовательно, молодое поколение подобных семей могло бы принадлежать к «группе риска», с потенциальной ориентированностью на участие в экстремистских и террористических группировках.

В рамках обучающих мероприятий участникам была предложена программа психологических коррекционно-тренинговых занятий, предоставлена возможность непосредственно поучаствовать в тренингах, когда ведущий проводит занятие со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с семьёй. Участники одновременно играли две роли: членов семьи и экспертов.

Далее, применяя полученные знания и навыки, участники обучающих мероприятий осуществили самостоятельную работу по разработке собственной модели профилактики идеологии терроризма в семье с учётом региональных и профессиональных особенностей участников работы.

Дискуссии по результатам подобной совместной деятельности выявили новизну и неразработанность обсуждаемой проблематики в теоретическом и практическом планах, а также недостаточное понимание современными родителями задач формирования у своих детей гражданского сознания, толерантного отношения к людям и миру в целом и других нравственных ценностей.

Первые активные продуктивные шаги к привлечению семьи к антитеррористической политике государства начаты в Чеченской республике, а также положительный опыт подобной работы правоохранительных органов, психологов и семьи в республике Ингушетия был представлен в телевизионной программе А. Сладкова «Военная программа» 18.09.2010 г.

Результаты итоговых опросов по анкете «Семья как эффективное средство профилактики идеологии терроризма», проводимого в различных группах участников обучающих мероприятий, показали, что все респонденты констатировали состояние своего эмоционального комфорта в ходе обучающих мероприятий и осознание ими повышения собственной компетентности в общении как необходимое условие эффективной совместной деятельности; 94 % участников констатировали, что во время обучения они впервые так отчётливо осознали огромную роль качества семейного взаимодействия для профилактики идеологии экстремизма и терроризма; 88 % участников заявили о несомненной полезности лично для них данных мероприятий; 82 % членов групп заявили о своей готовности продолжить повышение своей квалификации в будущем в подобного рода мероприятиях; 73 % человек высоко оценили раздаточный материал, который, по их мнению, поможет им в дальнейшем при работе над изучаемой темой уже в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система коррекционно-тренинговых занятий с целью развития коммуникативной компетентности в личностном общении всех членов семьи востребована. Литературные данные свидетельствуют о том, что тренинги оказываются более сильными и эффективными способами повышения личностной и профессиональной компетентности, чем многие директивные меры принуждения, запреты и ограничения, поскольку носят личностно-ориентированный характер. С помощью регулярно проводимых тренингов, на наш взгляд, возможно эффективно оказывать профессиональную психологическую помощь членам семьи с детьми из «группы риска» и теми, кто пережил последствия теракта, повышать их психологическую компетентность, минимизировать их психологические трудности во взаимопонимании, предотвращать экстремистскую и террористическую деятельность.

Наш опыт показал, что развитие коммуникативной компетентности и активной гражданской позиции каждого члена семьи - это базис не только для успеха

личности, но и мира и безопасности страны. Профилактика экстремизма и терроризма требует много времени и всеобщих усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и правоохранительных органов. И именно такие деятельностью совместные усилия обязательно принесут позитивные результаты.

Литература

1. Жучкова М. Терроризм: причины и профилактика // http://www.ffwpu.ru/ article_terrorism.php (дата посещения 19.10.2010).

2. Кириллов И.А. О проблеме причин терроризма // http://law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1115212 (дата посещения 04.05.2010).

3. Михеев И.Р. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение // http:// www.crime.vl.ru/index.php?p=1083&more=1&c=1&tb=1&pb=1 (дата посещения 04.05.2010).

4. Психологи о терроризме («круглый стол») // http://psyfactor.org/terror3.htm (дата посещения 19.10.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.