РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
М.А. Меньшикова, Л.А. Афанасьева
Аннотация. Рассмотрены теоретические вопросы формирования кластерной политики, как важнейшего направления обеспечения социально-экономического развития сельскохозяйственного региона.
Ключевые слова: кластерная политика, устойчивое развитие, экономика региона, социально-экономическое развитие.
Мировой финансово-экономический кризис напомнил о том, что кризис в сельском хозяйстве, в отличие от других кризисов, не означает только тяжелое состояние аграрного производства. Он охватывает все сельские территории России, все сферы жизнедеятельности людей, связанные с аграрным производством. Обострившееся в последнее время положение на мировом продовольственном рынке, вызвавшее значительный рост цен на продукты питания, требует радикального решения проблемы модернизации аграрного сектора экономики и его социальной сферы. Важной задачей современной аграрной политики является административное обеспечение устойчивого развития сельских территорий [2].
Глобализация экономики побуждает все развитые страны идти путем инноваций и модернизации. Управление социально-экономическими процессами должно основываться на научном предвидении возможностей и проблем развития, а также в оценках итогов реализации различных вариантов политики регулирования. Стратегия развития любой страны, претендующей на ведущие позиции в мире должна формироваться на базе беспрерывного инновационного поиска, определяющего в конечном итоге НТП, конкурентоспособность, высокий уровень жизни.
В то же время обострение конкуренции и ускорение научно-технического прогресса обуславливают необходимость использования новых подходов к стратегическому управлению, в этой связи особый интерес представляет изучение сущности инновационных стратегий и методологий их реализации [5].
В конце 2010 г. Правительство РФ приняло программно-целевой документ - Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. Главной целью государственной политики устойчивого развития сельских территорий определено развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции.
Анализ программ, разрабатываемых в России в рамках реализации политики сельского развития, выявил следующие проблемы. Слабый учет специфики территорий: действующие программы, в том числе программы социально-экономического развития, похожи, так как часто их разработчики копируют вышестоящие. Они слабо основаны на местных потенциалах и территориальной идентичности, не учитывают сельской специфики, типологии. Доминирование административно -командного подхода к развитию территорий. При разработке программ, особенно на локальном уровне, происходит подмена демократических процедур вовлечения населения в процессы планирования и управления директивным планированием. Вследствие этого в действующих программах развития слабо задействован творческий потенциал местного населения, которому
лучше кого-либо известны местные проблемы и потенциалы. Проблема состоит также в том, что разработчики программ не знают передовых методов вовлечения населения в процессы планирования развития сельских территорий. Существующие же формы работы с населением в данной области недостаточны и часто формальны. Разработка на основе мнений населения требует больше времени, чем обычно, а его отводится недостаточно для такой работы.
К недостаткам существующих программ также следует отнести излишне сложные методы разработки территориальных программ, делающие их непонятными сельскому населению [4].
Затронутая в данной работе тема достаточно широка и требует для своего решения далеко не единственного подхода. Так, исследования опыта кластеризации регионального пространства [2], факторов развития локального рынка [7], проблем формирования аграрного научно-информационного кластера в регионе [8], развитие зернового рынка - как системообразующего звена продовольственного рынка [9], показали, что за последнее время появилось весьма не много работ, в которых бы излагались положения современного анализа развития кластерной политики в практике региона. Между тем, кластерная политика является не отвлеченным или оторванным от действительности направлением региональной политики.
Практически решение любой задачи развития региона связано со стратегическим управлением. Развитие кластерной политики является важнейшим направлением региональной политики, которое направлено на повышение конкурентоспособности отраслей экономики и развитие инновационного и технологического потенциала [1].
Исследования ученых, начиная с М.Портера, в работах которого теория кластеризации получила наиболее завершенную форму и системность, показывают, что в современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление ее на секторы или отрасли утрачивает свою актуальность, на первое место выходят кластеры [3].
Актуальность проблемы формирования кластерной стратегии развития экономики, ее особая значимость в процессе осуществления приоритетных национальных проектов обусловливают возрастающее внимание к ней со стороны как специалистов-практиков, так и научной общественности. Многие вопросы кластеризации на уровне региона носят дискуссионный характер. Это объясняется тем, что понимание кластерной компоненты развития экономики и формирование на этой основе стратегии устойчивого развития отраслей экономики как за рубежом, так и в России проявилось относительно недавно. Как показывает практика применения стратегий с учетом кластерной составляющей, развитие отраслей происходит более быстрыми темпами [2].
Формирование аграрных кластеров как новой парадигмы развития сельского хозяйства, обусловлено:
- высокой эффективностью и динамикой реализации в таких странах, как Дания, Финляндия, Китай, Индия, США и многих других;
- во-вторых, кластеризация не отвергает ни одну форму хозяйствования, а интегрирует их, используя сильные стороны этих форм и компенсирует их слабые;
- в-третьих, кластеризация соответствует нескольким тенденциям: росту наукоемкости, экологизации, модернизации, развитию местного потребления сель-
скохозяйственной продукции, развитию городского сельского хозяйства и др.;
- в-четвертых, кластеризация - это фундаментальный подход, который позволяет радикально решить «вечную» продовольственную проблему для России, превратив сельское хозяйство в высокотехнологичную и высококонкурентную отрасль;
- в-пятых, кластеризация сельского хозяйства усилит геополитическое и геоэкономическое влияние России, используя мирное оружие XXI века - продовольствие [6].
Во многих зарубежных странах реализуется система мер поддержки сельского развития, имеется разветвленная сеть институтов, оказывающих помощь жителям села в адаптации к меняющимся условиям, в разработке и представлении проектов. Россия и Канада имеют немало общего: экономика обеих стран зависит от природных ресурсов, на Севере этих стран в местах проживания коренного населения ведется разработка месторождений полезных ископаемых, провоцирующая конфликтные ситуации между государством и местным населением. Коренное население не принимает непосредственного участия в процессе принятия решений, потому местные сельские сообщества идут порой на радикальные меры по защите своих территорий, экологии и традиционных способов жизнедеятельности [4].
Программы сельского развития разрабатываются в Европе с конца 1980-х годов. В последние годы в методике разработки программ устойчивого сельского развития в странах Европейского союза произошли следующие изменения:
- расширен комплексный межведомственный и межотраслевой подход;
- акцентирована экологическая и институциональная составляющая поддерживаемых программами проектов;
- усилен подход «снизу-вверх», программы разрабатываются с учетом мнения населения, так как чем выше степень участия населения в разрабатываемых программах, тем достовернее ее результаты и выше степень реализации;
- упрощены методики разработки программ, чтобы они были понятны наиболее широкому кругу потенциальных разработчиков.
В странах Европейского союза немалое внимание уделяется поддержке сельских сообществ в рамках направления единой аграрной политики, носящего название «Лидер» («LEADER» - аббревиатура от французской фразы «взаимосвязь действий, направленных на развитие сельской экономики»). Финансирование мероприятий по сельскому развитию ведется совместно из бюджета стран ЕС и национальных бюджетов по линии аграрных ведомств. На каждом очередном этапе единой агарной политики содержание программы немного меняется. Например, в 2000-2006 гг. поддерживались инициативы сельских сообществ в области внедрения новых технологий и ноу-хау для повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, по улучшению качества жизни в сельской местности, продвижению специфической местной продукции и раскрытию природного и культурного потенциала сельских территорий. С 2007 г. поддерживаются мероприятия по повышению конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшению окружающей среды и сельской местности, повышению качества жизни на сельских территориях и поощрению диверсификации сельской экономики. Направления поддержки сформулированы достаточно широко, что позволяет поддерживать самые различные проекты [4].
Аграрный сектор России формируется из АПК её регионов, каждый из которых имеет свою специфику, обусловленную местоположением и природно-
климатическими ресурсами. В стране есть целый ряд территорий, способных обеспечить и обеспечивающих продовольствием не только себя, но и население других регионов и импортирующих свою продукцию за рубеж. Одним из таких территорий является Курская область.
Курская область - регион с достаточно крупным агропромышленным комплексом. На долю сельского хозяйства приходится около 15% валового регионального продукта Курской области. Курская область является крупным производителем зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля, овощей и поставщиком сельскохозяйственной продукции в другие регионы страны. В г. Курске и Курской области кластерная политика является одним из приоритетных направлений развития региональной экономики. Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 года и программой социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы, как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе, предусмотрено создание кластеров [10].
Курская область - одна из пяти областей России, которая располагает таким богатым природным ресурсом, чернозем. В связи с этим наиболее перспективным направлением кластерной политики является актуализация кластерной политики в сельском хозяйстве, что может значительно повысить инновационный агропромышленный потенциал роста области. За счет дальнейшей интеграции сельскохозяйственного и перерабатывающего производства в агропромышленном комплексе осуществляется формирование следующих кластеров:
- по производству и переработке животноводческой продукции, где предусматривается строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и мясоперерабатывающих предприятий; совершенствование генетического потенциала мясных и молочных пород скота; создание мини - комплексов по переработке мяса и молока;
- по производству и переработке зерна, где предусматривается строительство трех комбикормовых заводов; создание солодовенных производств; расширение мощностей спиртзаводов; реконструкция муко-мольно-крупяных предприятий;
- по производству и переработке сахарной свеклы, где предусматривается внедрение интенсивной технологии возделывания на всей площади посевов; реконструкция действующих сахарных заводов и строительство нового; открытие новых свеклоприемных пунктов [4].
Стратегия устойчивого развития Курской области должна предусматривать системное решение проблем развития отрасли, ресурсное и финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий и показатели их результативности. Стратегия устойчивого развития призвана создать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово- экономических и социальных проблем, но и содействовать реализации целей социально-экономического развития Курской области [2].
Список использованных источников
1 Афанасьева Л.А. Формирование кластерной политики как важнейшее направление обеспечения социально-экономического развития сельскохозяйственного региона // Основы экономики, управления и права.-2012.-№1 .-С.92-95.
2 Кластеризация регионального пространства: опыт Курской области / Ю.А. Вертакова, Ю.С. Положенцева, А.А. Щедрин, М.Ю. Хлыни // Вестник ОрелГИЭТ. - 2012. -№3(21). - С. 98.
3 Кундиус В.А. Формирование кластеров на селе - базис инновационного развития агропромышленного производ-
ства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. -№2. - С. 56.
4 Региональный опыт разработки программ устойчивого М 52 развития сельских территорий: информ. изд. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. — 112 с.
5 Теплов В.И., Инновационная стратегия как фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2008. -№1 (25). - С. 5-7.
6 Хухрин А.С. Концепция кластерной политики в сельском хозяйстве Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2011. -№6. - С. 53.
7 Ходыревская В.Н., Кривошлыков В.В. Методические подходы к комплексному исследованию факторов развития локального рынка на примере мясного рынка Курской области // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2010. -№5. - С. 100-107.
8 Белокопытов А.В., Миронкина А.Ю. Формирование аграрного научно-информационного кластера в регионе// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. -№7. - С. 4-7.
9 Зерновой рынок - системообразующее звено продовольственного рынка России // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. -№1. - С. 39-42.
10 Информация о реализации на территории Курской области кластерной политик. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - www.komfed.ru
Информация об авторах
Меньшикова Мария Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета, тел.: 8(4712)56-22-29, e-mail: [email protected]
Афанасьева Людмила Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета, тел.: 8(4712)50-95-06, e-mail: [email protected]