УДК 338.43+338.24
АГРОКЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА
Л. В. ЩУКИНА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Российская Федерация
Введение
В условиях формирования конкурентоспособной инновационной экономики Республики Беларусь, в том числе ее аграрной отрасли, достижение устойчивости развития является приоритетной задачей государства, направленной на обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны, повышение уровня и качества жизни сельского населения, рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Особую значимость в обеспечении устойчивости аграрного сектора имеет создание отраслевых (межотраслевых) и территориальных интегрированных структур, одной из которых является агрокластер.
В настоящее время развитие кластеров является признанным инструментом, сопутствующим устойчивому инновационному развитию и повышению конкурентоспособности сельского хозяйства региона и АПК в целом. Применение кластерной формы организации сельскохозяйственной деятельности предусмотрено в ряде законодательных, нормативно-правовых и программных документов, наиболее значимыми из которых являются: Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г.
Цель работы состоит в развитии теоретических и методологических положений формирования и функционирования агрокластеров в системе обеспечения устойчивого инновационного развития сельского хозяйства региона.
Целевая направленность исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
1) выявить особенности определения агрокластера в зависимости от отраслевой принадлежности и определить его характерные черты;
2) исследовать экономические предпосылки и условия перехода к кластерной форме организации сельскохозяйственного производства;
3) разработать научно-обоснованные принципы создания региональных аграрных кластеров с учетом установленных императивов устойчивого развития;
4) обосновать структуру агрокластера и роль его отдельных элементов в обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства региона;
5) исследовать преимущества кластерной формы организации сельскохозяйственной деятельности на различных уровнях управления аграрной экономикой;
6) обосновать проблемы и перспективы развития кластерной формы организации производства.
Основная часть
Объективные предпосылки устойчивого инновационного развития национального АПК создаются на региональном уровне, где, во-первых, формируются конкурентные преимущества вследствие производственной специализации территорий, во-вторых, решаются проблемы занятости сельского населения, повышения качества и уровня его жизни, в-третьих - создаются экологические безопасные условия ведения аграрного производства путем рационального использования природных ресурсов и внедрения экологических инноваций.
Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster) и переводится как «гроздь, букет, щетка», а также «совместный рост, скопление, концентрация». В зависимости от сферы использования рассматриваемая категория трактуется по-разному, однако ключевой характеристикой сущности кластера является объединение отдельных элементов в единое целое для выполнения определенных функций.
На основании изучения отечественных и зарубежных публикаций по проблемам кластеризации нами выявлены особенности определений сущности кластера, определяемые отраслевой принадлежностью (таблица 1).
Таблица 1
Особенности определения термина «кластер»
Отрасль Применяемый термин Содержание определения
Промышленность Инновационно-промышленный кластер объединение, участники которого обеспечивают и осуществляют инновационную деятельность, направленную на разработку и производство инновационной и высокотехнологичной (наукоемкой) продукции
Сельское хозяйство Агрокластер концентрация критической массы сельхозпроизводителей, предприятий пищевой промышленности, а также обслуживающих их инфраструктурных организаций, действующих на агропродовольствен-ном и прочих рынках в созданной при поддержке органов власти комфортной деловой среде, взаимоотношения которых приводят к возникновению синергетического эффекта, способствующего повышению конкурентоспособности и устойчивости территории
Туризм Туристический кластер совокупность предпринимательских структур, органов власти и государственных учреждений, общественных организаций, функционирующих в индустрии туризма и смежных отраслях, совместно использующих туристские ресурсы определенного региона для формирования, продвижения и реализации его туристского продукта с целью удовлетворения рекреационных потребностей и повышения своей конкурентоспособности и конкурентоспособности региональной экономики
Примечание. Составлено автором по материалам исследований [1]-[3].
В результате исследования установлено, что кластерной форме организации производственной деятельности в агропромышленном комплексе соответствуют следующие основные черты:
- географическая локализация (размещение сельскохозяйственных организаций на одной территории) и концентрация (накопление кадрового, научного, инновационного и производственного потенциала);
- наличие горизонтальных и вертикальных связей между сельскохозяйственными, научными организациями и структурами государственного управления;
- объединение организаций законченного производственного цикла, имеющих общую сферу деятельности (отраслевую принадлежность) и связанных единой инфраструктурой;
- наличие конкуренции, обеспечивающей динамику развития организаций-участников;
- наличие устойчивых долговременных хозяйственных связей между организациями, сформированных на договорной добровольной основе в целях повышения конкурентоспособности и устойчивости развития всех участников;
- инновационная направленность совместной деятельности участников;
- долгосрочный период (в среднем от семи до десяти лет) становления кластерной формы организации деятельности.
Таким образом, на основе выявленных признаков нами сформулировано следующее определение: «Агрокластер - это устойчивое долгосрочное территориально-отраслевое объединение предприятий, связанных отношениями партнерства с государственными органами управления и научно-образовательными центрами, созданное с целью достижения конкурентоспособности и устойчивости развития сельскохозяйственных организаций, регионов и страны в целом».
Нами определены основные структурные элементы (секторы) агрокластера, обоснованы их функции в структуре объединения, установлена роль в области достижения устойчивости развития сельского хозяйства региона (табл. 2).
Таблица 2
Функции основных секторов агрокластера и их роль в области достижения устойчивости развития сельского хозяйства региона
Функции в агрокластере Роль в области достижения устойчивости развития
Сектор: Производство (субъекты хозяйствования, специализирующиеся на профильных видах деятельности, их поставщики и организации, обеспечивающие функционирование инфраструктуры)
Выпуск конкурентоспособной продукции, снижение издержек производства за счет реализации совместных инвестиционных проектов; обеспечение возможности внедрения инноваций за счет взаимного обмена информацией и использования результатов научных исследований в конкретных условиях производства; предоставление рабочих мест; реализация совместных обучающих программ с целью повышения уровня квалификации работников; удовлетворение потребностей клиентов Создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства региона за счет обеспечения долговременных конкурентных преимуществ, развития логистической системы, внедрения новых ресурсосберегающих технологий, производства экологически чистой продукции, повышения уровня занятости и качества жизни населения
Окончание табл. 2
Функции в агрокластере Роль в области достижения устойчивости развития
Сектор: Наука и образование
Обеспечение возможности практического использования научных разработок за счет интеграции науки и производства; повышение качества обучения студентов на основе апробации полученных знаний на практике; подготовка специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда; обеспечение трудоустройства выпускников вузов; выполнение научных исследований в области создания и функционирования аг-рокластеров, внедрение их результатов в производство; создание центра трансфера технологий, целью которого является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования Возможность реализации местных стратегий устойчивого развития (школьные МП-21) в области образования; открытие новых специальностей, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в области управления устойчивым региональным развитием; переподготовка и повышение квалификации специалистов отрасли; формирование профессиональных компетенций в сфере реализации экономических, социальных и экологических факторов обеспечения устойчивого развития
Сектор: Региональные органы управления сельским хозяйством
Поиск и привлечение организаций к партнерству и интеграции; создание единой информационной базы данных; усиление инвестиционной привлекательности региона; контроль финансово-хозяйственной деятельности участников объединения; обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; развитие инновационной и финансовой инфраструктуры; популяризация и продвижение идеи кластерной модели развития в сфере управления и бизнес-среде Разработка и реализация региональных комплексных программ устойчивого социально-экономического развития сельских территорий
Наше исследование показало, что целесообразность использования кластерной формы организации сельскохозяйственной деятельности обусловлена экономическими предпосылками и условиями, к числу которых отнесены:
1) пространственная удаленность и географическая рассредоточенность сельскохозяйственных организаций;
2) более высокий экономический потенциал кластерных объединений, формируемый за счет тесного взаимодействия и передачи по технологическим цепочкам товаров с высокой потребительской стоимостью, а также осуществления совместной экспансии на внутренние и внешние рынки;
3) необходимость повышения уровня конкурентоспособности продукции и производительности труда, снижения материалоемкости производства, развития интеллектуального потенциала и творческой активности работников, а также организации сельскохозяйственного производства, безопасного для окружающей среды, населения региона и потребителей продовольствия;
4) обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей инновационными технологиями производства продукции, их внедрением на всех этапах агропроизвод-ственного процесса, начиная от подготовительных работ, заканчивая реализацией продовольствия;
5) решение проблемы занятости сельского населения, формирование условий для повышения качества и уровня его жизни, развития малого агропромышленного бизнеса и увеличения доходности бюджетов сельских регионов;
6) получение возможности доступа к институциональной инфраструктуре объединения, максимально приближенной к конечным производителям сельскохозяйственной продукции и сбытовым организациям;
7) необходимость поддержания партнерских связей и налаженных контактов с организациями своей и смежных отраслей, более полное использование имеющегося инфраструктурного и кадрового потенциала территорий.
Процесс создания региональных кластеров в аграрной сфере должен осуществляться с учетом основных положений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и других национальных программ. Кроме того, эффективное функционирование аграрных кластеров обеспечивается соблюдением системы принципов, сгруппированных нами следующим образом:
1. Общие принципы кластеризации, определяющие организационную структуру объединения:
- территориально-пространственная локализация, т. е. создание условий для достижения устойчивости развития субъектов кластера на основе использования факторов производства конкретного региона;
- гибкость, означающая возможность развития и расширения кластера за счет вхождения в его состав новых участников;
- сотрудничество, предполагающее взаимодействие сельскохозяйственных, научных организаций и структур государственного управления, обмен информацией и опытом, совместные действия в направлении достижения общей цели.
2. Принципы кластеризации, обуславливающие устойчивое развитие сельского хозяйства и учитывающие его основные императивы. В соответствии с этим нами выделены:
2.1) принципы, обеспечивающие устойчивое экономическое развитие:
- международное сотрудничество в рамках реализации согласованной агропромышленной политики стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства, направленной на эффективную реализацию ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- региональная продовольственная безопасность означает достижение продовольственной самостоятельности региона, снижение импортной зависимости государства, удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в количестве, соответствующем медицинским нормам потребления;
- экономическая эффективность - улучшение финансовых показателей организаций-участников, повышение уровня доходности сельскохозяйственного производства, а также конкурентоспособности и устойчивости региона функционирования агрокластера;
- инновационность - применение инноваций как в технологиях, так и в управлении обеспечит устойчивое развитие субъектов кластера и их конкурентоспособность на региональном и национальном уровнях;
2.2) принципы, обеспечивающие устойчивое социальное развитие:
- социальная ответственность, означающая философию развития агрокластера и достижения коммерческого успеха его участников с учетом соблюдения этических норм, а также уважения к людям и сообществам;
- социальное участие, предполагающее вовлеченность участников агрокластера в реализацию проектов и программ социального развития территорий, инициируемых местными органами исполнительной власти;
- социальная эффективность - создание условий для снижения дифференциации уровня и качества жизни сельского и городского населения;
2.3) принципы, обеспечивающие устойчивое экологическое развитие:
- экологическая безопасность - осуществление производственной деятельности, не наносящей вред окружающей среде, а также создание условий для предотвращения процессов разрушения экосистем;
- экологическое образование и информационное обеспечение населения - реализация местных школьных стратегий устойчивого развития (школьные МП-21), выпуск буклетов и информационных сообщений, способствующих повышению грамотности населения в вопросах устойчивого развития территорий;
- экологизация общественной жизни, означающая распространение принципов рационального природопользования в сферы культуры и искусства, политики, морали и религии.
Соблюдение рассмотренных принципов в процессе создания и функционирования агрокластера позволит обеспечить согласованность целей и объединить усилия его участников в области достижения устойчивости развития сельского хозяйства региона.
Использование кластерной формы организации агропромышленного производства имеет экономические, социальные и экологические преимущества, проявляющиеся на различных уровнях (таблица 3).
Таблица 3
Преимущества агрокластеров
Уровень управления Содержание преимуществ агрокластера
Национальный - формирование комплексной государственной аграрной политики, учитывающей необходимость реализации потенциала развития сельских территорий и интересы хозяйствующих на них субъектов; - увеличение объемов прямых инвестиций и инновационных разработок, что создает условия для достижения устойчивости и конкурентоспособности АПК страны; - наращивание экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в страны Таможенного союза и на мировые рынки; - повышение устойчивости и инновационности аграрной экономики в целом
Региональный - установление партнерских отношений организаций-участников со структурами государственной власти, которые могут стать интегрирующим элементом устойчивого развития сельского хозяйства региона; - усиление диверсификации региональной и межрегиональной экономики; - создание новых рабочих мест, что способствует снижению социальной напряженности, увеличению занятости сельского населения, созданию условий для устойчивого развития сельского хозяйства; - укрепление инновационного потенциала и конкурентоспособности региона
Окончание табл. 3
Уровень управления Содержание преимуществ агрокластера
Отраслевой - преодоление узкоотраслевого подхода к развитию сельской экономики; - установление новых (восстановление утраченных) партнерских связей и отношений между организациями смежных отраслей; - обеспечение предприятий одной отрасли однотипными новыми технологиями, способствующими повышению эффективности инновационных процессов как на уровне организации, так и отрасли в целом
Субъекты хозяйствования - упрощение доступа сельскохозяйственных организаций к результатам научных исследований и рекомендациям научно-исследовательских учреждений и научно-практических центров; - формирование единого документально-информационного потока и единого центра управления совокупностью информационно-логистических операций; - системное решение проблем взаимодействия и взаимосвязи организаций объединения; - улучшение финансовых результатов работы организаций-участниц объединения за счет расширения доступа к факторам производства и повышения уровня его концентрации; - улучшение условий труда работников, повышение уровня их заработной платы и качества жизни
Примечание. Составлено автором по материалам исследований.
В целях обеспечения эффективного функционирования аграрных кластеров и достижения на их основе устойчивого развития сельского хозяйства региона необходимо учитывать:
- опыт создания и функционирования других интегрированных структур в АПК;
- необходимость предотвращения образования монополий внутри агрокластера, а также искусственно создаваемых кластерных объединений;
- тип управленческого мышления, его гибкость и ориентацию на инновацион-ность развития организаций;
- региональные особенности, в том числе объективно существующие в Гомельской и Могилевской областях проблемы ведения экологически безопасного сельскохозяйственного производства, обусловленные загрязнением части территорий радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
- пространственную удаленность сельскохозяйственных товаропроизводителей от научно-информационных центров и организаций, выпускающих научно-техническую продукцию;
- уровень инновационной восприимчивости субъектов сельскохозяйственного производства к результатам научных исследований и разработок;
- финансовое положение сельскохозяйственных организаций и их отраслевую принадлежность;
- уровень занятости сельского населения в конкретной отрасли агропромышленного комплекса;
- экологическую обстановку и биологическое разнообразие экосистем региона.
Наше исследование показало, что в настоящее время формирование и функционирование кластеров в Республике Беларусь находится на начальном этапе развития, что обусловлено наличием общесистемных ограничений, сдерживающих использование кластерной модели организации производственной деятельности. В частности, такими ограничениями выступают: низкий уровень конкурентной среды; высокая степень
концентрации и монополизации производства; наличие жесткой иерархичной системы хозяйственного управления, преобладание вертикальных связей над горизонтальными; наличие значительного государственного сектора экономики, объединяющего в своем составе преимущественно организации, использующие технологии 3-4-го технологических укладов; недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства [1].
Вместе с тем имеется успешный опыт реализации кластерной модели в сфере ИТ-индустрии (на базе научно-технологической ассоциации «Инфопарк» и Парка высоких технологий), осуществляющей в Республике Беларусь разработку и экспорт информационных технологий. Кроме того, в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [4], а также Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г. [5], в перспективе предусмотрено дальнейшее развитие объединений кластерного типа путем создания ряда кластеров, в том числе:
- инновационно-промышленных - химического (г. Гродно), нефтехимического (г. Новополоцк), агромашиностроительного (г. Гомель), автотракторостроительного (г. Минск) и химико-текстильного (г. Могилев);
- фармацевтического и кластера по производству льнопродукции.
Заключение
Таким образом, наше исследование показало, что кластерная форма организации сельскохозяйственной деятельности соответствует принципам новой парадигмы управления АПК, предполагающим достижение устойчивого инновационного развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности региона, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сохранение биологического разнообразия экосистем и ведение экологически безопасного сельскохозяйственного производства.
Литература
1. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.etalonline.by/ Default.aspx?type=card®num=C21400027. -Дата доступа: 02.05.2014.
2. Доржиева, Е. В. Формирование и развитие конкурентоспособных агропромышленных кластеров на мезоуровне экономики / Е. В. Доржиева. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербур. ун-та управления и экономики, 2012. - 168 с. : ил.
3. Классификация туристических кластеров / «Все о туризме - туристическая библиотека». - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ bakumenko.htm. - Дата доступа: 02.05.2014.
4. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Гос ком по науке и технологиям Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://gknt.org.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn2/. - Дата доступа: 02.05.2014.
5. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года / Белорус. служба новостей. - Режим доступа: http://pravo.belnovosti.by/pravovye-akty/investicionnaja-dejatelnost.html/7.html. - Дата доступа: 02.05.2014.
Получено 25.06.2014 г.