В.В. Балашов И.Б. Лавровская
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация , в статье рассмотрены вопросы разработки и реализации адресных и общих мер по развитию и обновлению кадрового состава высшего учебного заведения на основе увеличения и укрепления научно-педагогического потенциала молодежи.
Ключевые слова: высшая школа, кадровый потенциал.
В развитых странах принцип приоритетности образования доказывается инвестициями в образование. Статистические данные по странам ОЭСР говорят о том, что инвестиции в образование в среднем составляют около 6,3% совокупного ВВП (в России - 5,5%), в среднем страны ОЭСР расходуют на образование более 13% от общих бюджетных расходов. Германия - 10,4%, Бельгия - 12,9%, Дания - 14,9%, Норвегия -16%, Швейцария - 16,7%, Мексика - 20,6%, Корея - 15,8%. Спрос населения на высшее образование сегодня очень высок, поэтому в развитых странах ставится вопрос о новом качественном уровне образования, способном обеспечить наращивание научно-технического потенциала общества.
Анализируя состояние научно-педагогического потенциала высшей школы России можно констатировать, что здесь существует широкий круг проблем, требующих системного, научного осмысления, разработки и внедрения комплекса мероприятий для его устойчивого развития. Очевидно, что для эффективной реализации основных функций высшей школы особое значение имеет качество научно-педагогического корпуса, механизмы его формирования и укрепления на основе объективного отбора талантливой молодежи, проявляющей интерес к научно-исследовательской деятельности в вузах страны.
В качестве приоритетов в развитии кадрового потенциала высшей школы можно ориентироваться на проверенные временем концептуальные положения об университетах, сформулированные С.И. Гессеном еще в начале ХХ в., которые, на наш взгляд, в настоящее время не устарели,
- университет есть преподавание через производимое на глазах учащихся исследование;
- преподавание научного курса не должно быть ничем связано, кроме как требованиями, вытекающими из самого существа исследовательской работы. Никакие программы и никакие внешние предписания не могут предвидеть, куда именно приведет ученого внутренняя логика его научной работы;
- университетское преподавание не есть сумма из года в год повторяющихся одинаковых занятий урочного типа, но совокупность самых разнообразных курсов и занятий, своей подвижной текучестью отражающих малейшие колебания научной мысли, отливы и приливы всегда меняющего свой уровень и свое русло потока научного творчества;
- именно индивидуализация, одинаково не совпадающая ни со специализацией, ни с энциклопедичностью, и отличает университет от специальной школы. Наличие не-
© Балашов В.В., Лавровская И.Б., 2013
скольких преподавателей одной и той же науки и свободный выбор учащихся учителя характеризует дух университетского учения [1].
По мнению многих специалистов, в настоящее время актуальными проблемами нынешней политики государства в области образования являются:
- недостаточная оплата труда преподавателей, следствием чего являются их вынужденные подработки, а также нехватка высококвалифицированных кадров, имеющих современный опыт работы в реальном секторе экономики;
- снижение общественного статуса преподавателей вузов;
- сокращении доли преподавателей среднего возраста, которых отличает высокий профессионализм и деловая активность.
В связи с этим в области кадрового потенциала высшей школы перед государством и обществом возникла неотложная необходимость решения следующих основных задач:
- совершенствование профессионально-квалификационной структуры научно-педагогических кадров, улучшение условий их труда;
- совершенствование возрастной структуры научно-педагогических кадров путем снижения оттока из образовательной сферы перспективной молодежи, привлечение и закрепление в науке и образовании молодых талантливых ученых, специалистов и преподавателей.
Успешное решение этих задач требует комплексного подхода, т.е. сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научно-педагогическую деятельность молодых ученых и специалистов, совершенствование системы их материального обеспечения.
При разработке и реализации общих и адресных мер по развитию и обновлению кадрового состава высшего учебного заведения на основе укрепления ее молодыми научно-педагогическими работниками можно исходить из следующих положений.
Тактическая цель состоит в сохранении наиболее плодотворной части научно-педагогического персонала, резком сокращении оттока молодых талантливых специалистов и ученых, усилении мотивации труда, активизации привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и специалистов, организации для них привлекательных рабочих мест. Для чего необходимо провести инвентаризацию ранее разработанных мероприятий по привлечению молодежи к научно-педагогической деятельности, обратив особое внимание на повышение качества системы отбора талантливой молодежи в вузы, увеличение инновационно-исследовательских компонентов в подготовке молодых специалистов (особенно для научной сферы), повышение требований к качеству диссертационных исследований.
На этой основе в каждом вузе целесообразно определить конкретные причины текучести кадров, подготовить предложения по:
- расширению преподавания в вузах науковедческих дисциплин для формирования у молодых специалистов глубоких знаний о науке и ее организации в современном обществе, что будет способствовать формированию у студенческой молодежи высоких ценностных установок;
- разработке и принятию профессионально-этических кодексов ученого и преподавателя. Учитывать соблюдение кодексов при подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- активизации работы общественных вузовских структур, в том числе Совета молодых ученых, предоставив ему реальные возможности для внедрения обоснованных предложений и мероприятий;
- разработке программ поддержки молодых талантов для целенаправленного развития кадрового потенциала высшего учебного заведения;
- азвитию системы двусторонних договоров (соглашений) с зарубежными университетами по взаимовыгодному сотрудничеству в области обмена учеными и преподавателями, совместному проведению научных исследований.
Очевидно, что будущий кадровый состав кафедр и научных подразделений вуза во многом определяет возможности привлечения к научно-педагогической деятельности студентов - будущих выпускников вуза, которые имеют способности и проявляют интерес к научно-исследовательской деятельности. В ГУУ разработан и апробирован в ряде ведущих вузах России комплекс научно-технических разработок, использование которых дает возможность системно организовать научную работу со студенческой молодежью [2].
Следует отметить, что в последние годы среди показателей, оценивающих деятельность вуза, все большее внимание уделяется показателю привлечения студентов к научной работе с оплатой их труда в научно-исследовательских темах, возглавляемых ведущими преподавателями университета. Участие студентов в научных исследованиях, выполняемых по Государственному заданию, федеральным целевым программам, грантам университета с 2010 г. по 2013 г. увеличилось на 30%. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время, на наш взгляд, наблюдается снижение интереса молодежи к работе в научных темах, т.к. многие успешно обучающиеся студенты дневного отделения работают в различных структурах за пределами вуза, где оплата их труда значительно выше. В этой связи целесообразно исследовать возможность более широкого привлечения к научным исследованиям магистрантов, выполненным в научно-исследовательских структурах и на кафедрах вуза, так как они проявляют интерес к дальнейшему продолжению своего обучения в аспирантуре.
Основным средством и результатом реализации указанной тактической цели должно стать обеспечение роста среднемесячной заработной платы научно-педагогических работников до уровня, заметно превышающего аналогичную заработную плату в регионе и промышленности.
Стратегическая цель - формирование конкурентоспособного кадрового состава научно-образовательного комплекса, отвечающего по своим количественным параметрам и профессионально-квалификационной структуре перспективным потребностям общества в условиях перехода экономики на преимущественно инновационный путь развития.
При решении неотложных задач укрепления научно-педагогических кадров, активизации привлечения молодых специалистов в вузы государству целесообразно руководствоваться следующими принципами:
- сочетание государственных и общественных подходов, определяющих социально-экономическое развитие и укрепление обороноспособности страны;
- развитие перспективных научных школ, укрепление их материально-технической базы;
- научное прогнозирование определения потребностей в кадровом обеспечении научно-образовательной сферы;
- селективность работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке и образовании молодых талантливых специалистов и ученых, имеющих интерес и обладающих способностями к научным исследованиям и педагогической деятельности;
- гармонизация отношений между учеными и преподавателями разных возрастов и квалификаций, обеспечение преемственности поколений, недопустимость искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста.
Для решения стратегических задач укрепления кадрового потенциала высшей школы целесообразно,
- предоставлять на определенных условиях экономичное жилье для молодых ученых и педагогов;
- увеличить количество грантов Президента Российской Федерации для молодых ученых - докторов наук;
- увеличить число ежемесячных государственных стипендий для талантливых молодых ученых и педагогов;
- разработать предложения по привлечению финансовых ресурсов российского бизнеса для поддержки научных исследований, выполняемых высшими учебными заведениями, создав механизм повышения заинтересованности бизнеса, как в проведении актуальных научных исследованиях, так и в подготовке кадров;
- разработать программы работы с молодыми учеными и специалистами в рамках деятельности Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и других фондов поддержки ведущих научных школ, в т.ч. увеличить квоты ресурсов для молодежных научных проектов;
- изучить возможность выделения молодым специалистам, оформленным на работу в сферу науки и образования, единовременных поощрительных пособий;
- рекомендовать региональным органам исполнительной власти осуществлять компенсационные поощрительные выплаты молодым талантливым специалистам при условии возврата их в сферу науки и образования;
- организовать регулярное проведение всероссийских молодежных научных форумов с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых;
- разработать меры по кардинальному повышению эффективности системы аттестации научно-педагогических кадров, а также руководящих кадров вуза, превратить аттестацию в эффективный рычаг оценки, повышения качества и обновления научно -кадрового потенциала;
- осуществить меры по расширению подготовки молодых исследователей, а также менеджеров для работы в сфере науки.
Комплекс предлагаемых мер, которые отражают некоторые направления государственной политики в области образования, целесообразно оценивать по конечным результатам - реальному привлечению, закреплению и обеспечению эффективной занятости молодых талантливых специалистов и ученых в высшем учебном заведении. В этой связи, на наш взгляд, интересен многолетний опыт Государственного университета управления по привлечению перспективных преподавателей, имеющих ученые степени кандидатов наук, к научным исследованиям, выполняемым в рамках Государственного задания. Ранее такая форма работы с перспективными научно-педагогическими работниками себя успешно зарекомендовала при привлечении их к выполнению исследований в рамках Тематического плана НИР, финансируемого Минобрнауки. Тогда при отборе будущих исполнителей НИР учитывалась их установка на подготовку и защиту докторских диссертаций, научный потенциал и потребность в его использовании на кафедрах вуза, а также другие факторы. В текущем году при проведении конкурса на выполнение НИР по Государственному заданию были учтены предложения молодых научно-педагогических
работников, и они получили приоритет на выполнение НИР, финансируемых по Государственному заданию.
Анализируя результаты многолетней практики привлечения преподавателей к проведению исследований, выполняемых по Государственному заданию, финансируемому Минобрнауки России, можно констатировать, что такая форма материальной поддержки научно-педагогических работников обеспечивает им благоприятные условия для подготовки докторских диссертаций, позволяет проводить научные исследования по актуальным проблемам экономики и управления, формировать эффективную систему повышения научной квалификации.
По мнению ряда ведущих ученых государственных вузов, имеющих многолетний опыт преподавательской деятельности, в настоящее время возникла необходимость пересмотра системы пенсионного обеспечения ветеранов высшей школы (профессоров, доцентов, докторов, кандидатов наук), приближения размера их пенсий до соответствующего уровня пенсий определенных категорий государственных служащих, что создаст благоприятные условия для обеспечения им необходимого качества жизни. Это, с одной стороны, будет способствовать появлению вакансий, привлечению молодых преподавателей к работе на кафедрах вуза в рамках действующих штатных расписаний, с другой, создаст реальные экономические условия для работы ветеранов высшей школы на четверть или половину ставки, что очень важно, так как этот социальный слой научно-педагогических работников обладает глубокими профессиональными знаниями, сохраняет многолетние традиции высшей школы, оказывает благоприятное влияние на воспитание молодежи, что актуально в настоящее время.
Библиографический список
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа -Пресс, 1995
2. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. - Ч. 4. Научно-исследовательская деятельность в системе жизненных целей и ценностей российского студенчества: монография / Под ред. Балашова В.В.: в 4 ч. - М.: ГУУ, 2011.
В.В. Годин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: современное управленческое образование объединяет в универсальный учебно-исследовательский комплекс широкий спектр направлений, профилей и специализаций профессиональной подготовки выпускников. Университет основывает учебный процесс на целях, содержании и результатах проводимых им фундаментальных и прикладных научных исследований. В этих условиях потребность в теоретически обоснованном, действительно профессиональном высшем управленческом образовании, ориентированном на приоритеты инноваций продиктована тем, что без эффективного
© Годин В.В., 2013