Научная статья на тему 'Современные проблемы привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности'

Современные проблемы привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3020
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RESEARCH ACTIVITY / STUDENTS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна

В статье на основе логико-исторического анализа рассматриваются этапы участия студентов в вузовской науке и современное состояние проблемы привлечения молодежи к научно-исследо-вательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF ATTRACTION OF YOUTH TO RESEARCH ACTIVITY

In article on the basis of the logical and historical analysis the stages of participation of students in a high school science and current state of problem of attraction of youth to research activity are considered.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Вероника Юрьевна ЛЫСКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]

В статье на основе логико-исторического анализа рассматриваются этапы участия студентов в вузовской науке и современное состояние проблемы привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность; студенты; высшее образование.

Современный период развития государства, характеризующийся переходом общества на новые принципы социально-экономических отношений, выдвигает к системе привлечения молодежи в науку новые требования по обновлению ее деятельности в условиях формирования инновационной экономики России. К настоящему времени сформировались как внешние, так и внутренние предпосылки формирования целостной системы активизации и использования творческого потенциала молодежи в научноинновационной деятельности вуза.

Внешние предпосылки обусловлены потребностями развития и воспроизводства научного потенциала России; влиянием научно-технического прогресса на глобальные

процессы в современных условиях; непрерывным возрастанием интеллектуализации всех видов труда, усилением роли вуза как поставщика научных и инженерно-технических специалистов для инновационной экономики; усилением роли вузов в создании технопарковой зоны.

Внутренние предпосылки обусловлены информационными, коммуникационными и технологическими потребностями самой системы привлечения молодежи к научноисследовательской деятельности в вузе, направленными на необходимость совершенствования учебно-воспитательной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. Они связаны с разрешением проблем самой системы высшего

образования и обусловлены необходимостью воспроизводства научно-педагогических

кадров и следующими тенденциями: миграцией научных кадров, оттоком научных кадров; необходимостью сохранения научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований; сохранением различий в оплате труда высококвалифицированных кадров; уменьшением количества научных руководителей высокой квалификации.

Для новой экономики России чрезвычайно важное значение имеет массовая подготовка в высшей школе кадров все более высокой квалификации. Одной из задач поставлена ориентация внедрения инновационных образовательных программ в университете на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании инновационной конкурентноспособной продукции и «...тем самым быть востребованным специалистом еще до окончания университета» [1, с. 7-20].

Как отмечает М.С. Чванова «система российского образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на потребителей рынка образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов» [2, с. 47-56].

Сегодня выпускник учебного заведения оказывается невостребованным или неподготовленным к требованиям, которые предъявляют ему работодатель и социальное окружение. Так, по результатам аналитического исследования [3] «количество выпускников вузов, которые устроились работать по специальности, составляет всего 26 %, т. е. только каждый четвертый выпускник работает по специальности, а остальные затрачивают время на переподготовку, что влечет за собой затраты - как финансовые, так и временные». Т.Ю. Ксенофонтова отмечает, что «около 25 % опрошенных работодателей (руководителей предприятий) отмечают отставание уровня подготовки выпускников российских вузов от требований рыночной экономики» [4, с. 141]. Выпускник оказывается функционально неграмотным, неспособным эффективно выполнять свои профессиональ-

ные и социальные функции, несмотря на полученное ранее образование. Возникает необходимость дополнительного профессионального обучения или переподготовки работника в процессе его трудовой и социальной деятельности.

Система высшего профессионального образования должна наделить выпускника способностью активной адаптации, т. е. выпускник не просто должен обладать определенным уровнем знаний, который будет периодически корректироваться, у выпускника должен быть сформирован новый тип интеллекта, мышления, отношения к быстро меняющейся внешней среде - можно говорить о формировании интеллекта, схожего с интеллектом научного работника. В этой связи важнейшей составляющей профессионального образования в вузе является научно-исследовательская работа студентов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности.

Вопросы организации научных исследований, формы, механизмы, методы детально изучены и изложены в следующих работах: В.В. Балашова, Г.В. Лагунова, И.В. Малюгиной и др. [5]; В.П. Шестака, И. А. Мосичевой,

Н.В. Скибицкого [6].

Методологическим принципом для научного анализа проблем привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности является принцип единства логического и исторического. Это основной принцип для анализа социальных процессов как общественных.

Проведенный ниже анализ позволяет сделать вывод, что развитие системы привлечения молодежи в науку происходит эво-люционно со сменой этапов. Выделим основные этапы организации работы в этом направлении.

Первый этап 1967-1990 гг. был централизованно управляемым со стороны государ-

ства и функционировала достаточно стройная, организационно оформленная, методически оснащенная система организации научно-исследовательской работы студентов и учащихся, осуществлявшаяся под патронажем ЦК ВЛКСМ Гособразования СССР, Минвуза РСФСР.

Первый этап - период создания органов управления НИРС и стабильного развития. В это время структура управления организацией НИРС носила, в основном, вертикальный характер. Минвуз России осуществлял координацию НИРС через Республиканский совет по научной работе студентов высших и учащихся средних специальных заведений.

В 1987 г. был образован Всесоюзный координационный совет научно-технического творчества молодежи (НТТМ), который должен был стать центром государственно-общественной системы руководства НИРС. Существовала устойчивая динамика в развитии научной деятельности студента.

В 1990-е гг. НИРС стали исчезать из учебных планов и планов научной работы в вузах. В связи с социально-политическими кризисами и изменениями, повлиявшими и на образование, с фактическим упразднением аппарата управления научно-исследовательской работой студентов после принятия решения о ликвидации Всесоюзного координационного совета НТТМ, начался второй этап (1990-1997 гг.) - период полной деструкции системы управления организацией НИРС.

Третий этап 1997-2005 гг. - период попыток восстановления части утраченных позиций, возобновление Всероссийского смотра-конкурса НИРС, присуждение знаков отличия и т. п. Вузы России проводят активную работу по вовлечению школьников в процесс научно-технического творчества. При содействии Министерства образования в Российской Федерации осуществляется научно-социальная программа «Шаг в будущее» по развитию научно-исследовательского и профессионального творчества школьников, студентов, работающей молодежи. В Международной научно-технической конференции «Старт в науку», которая проводится на базе Московского физикотехнического института, приняло участие 1100 обучающихся 9-11 классов образовательных учреждений из 160 городов и насе-

ленных пунктов РФ и стран СНГ, на секциях конференции было представлено 630 исследовательских работ старшеклассников.

Мероприятия по развитию НИР были предусмотрены в Федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 года». Непосредственно к решению вопросов о научноисследовательской работе студентов и научно-техническом творчестве молодежи относятся направления 1 и 2 программы.

1. Обеспечение взаимодействия организаций науки и высшего образования и развитие новых форм научно-образовательной деятельности.

2. Привлечение талантливой молодежи в сферу науки, высшего образования, инновационной деятельности и создание условий для повышения престижности научной и научно-педагогической деятельности.

Вместе с тем в нормативных документах, принятых в 1990-е гг. по высшей школе (Законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, государственные образовательные стандарты и др.) вопросы сохранения и развития научно-технического потенциала высшей школы за счет приобщения студентов к НИР, остались мало замеченными. Практически не рассматриваются вопросы разработки и использования новых организационных форм привлечения молодежи в науку.

С 2003 г. начинается актуализация механизмов управления системой привлечения молодежи в науку. Расширяется спектр программных мероприятий по развитию НИР. В 2004-2005 гг. реформа образовательной отрасли РФ и создание системы управления всероссийской организацией НИРС. Аналитические материалы, которые имеются в Министерстве образования Российской Федерации по итогам конференций, симпозиумов, семинаров, а также открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам дают основание полагать, что во многих вузах РФ научно-исследовательская деятельность проводится бессистемно, развивается ценой усилий отдельных ученых-энтузиастов, тогда как ее организация должна способствовать пробуждению у студентов интереса к научным исследованиям, при этом, естественно, учебные занятия и кон-

троль за знаниями студентов должны включать в себя элементы исследовательских задач. Научно-исследовательскую и учебноисследовательскую работу студентов необходимо рассматривать не как параллельные, а как тесно связанные между собой процессы.

Четвертый этап с 2006 г. по настоящее время - период системных решений по привлечению молодежи в науку на всех уровнях: на уровне организации, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Вместе с тем развитие технологий работы с молодежью по привлечению ее в науку происходит неравномерно и неоднородно, а их развитие в системе образования - стихийно, без учета ошибок и просчетов, известных практике, без опоры на научные основы.

НИРС призвана способствовать не только раскрытию, но и выявлению творческих способностей студентов. Находясь на начальной стадии профессионального становления, многие из них не знают о своих творческих наклонностях. Поэтому участие студентов в НИРС зависит не только от них самих, но и от того, как организовано их вовлечение в научную работу.

Студенты участвуют, как правило, в четырех формах работ в рамках НИРС: в сборе и обработке информации; в проведении лабораторных (полевых) исследований; анализируют полученную в ходе опытов информацию; техническом обслуживании научных исследований.

Мотивация российской молодежи к научной работе крайне низка, отмечает И.Г. Де-жина. «Среди основных факторов, препятствующих выбору научной карьеры, - низкая оплата труда, отсутствие необходимой материальной базы для исследований, плохие материальные условия... Одна из главных причин выбора науки - стремление к творчеству. Если условия для творчества не складываются, то рано или поздно происходит либо деградация, либо уход из науки» [7].

В настоящее время работы по созданию НИРС должны носить сквозной, системный характер. В идеале система мероприятий по поддержке научной молодежи должна учитывать специфику четырех ее основных групп: это школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые. В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуе-

мые на федеральном и региональном уровнях.

Ежегодно на конкурсной основе выделяются гранты Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также гранты Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» осуществлялась государственная поддержка талантливой молодежи. В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 г. выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг. выполнялось мероприятие по подготовке кадров для национальной технологической базы.

Необходимые условия для закрепления молодежи в научной и научно-педагогических сферах: увеличение заработной платы в научной сфере; условия для полноценной реализации научных амбиций, возможность профессионального и должностного роста; расширение масштабов жилищного строительства для молодых ученых и преподавателей.

Являясь безусловно необходимыми, они в то же время могут служить лишь начальным этапом действительно серьезной модернизации научного и образовательного потенциала России.

Существует ряд программ, направленных на поддержку молодых исследователей. Так, регулярно проводятся конкурсы поддержки ведущих научных школ и конкурсы молодых кандидатов и докторов наук. Сегодня на повестке дня переход от политики поддержки научно-исследовательских коллективов, которая была необходима для сохранения научных кадров, к политике целенаправленного воспроизводства кадров для инновационно-направленных исследований, сохранения преемственности поколений, совершенствования системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации.

Главное внимание Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагоги-

ческие кадры инновационной России» на 2008-2012 гг. фокусируется на проблемах молодых кадров, как главного элемента формирования целостной системы воспроизводства кадрового потенциала в российской науке и образовании.

В течение последних пяти лет многие государственные ведомства, действующие в научно-технической сфере, проводят разнообразные программы поддержки молодежи. Наиболее активны Российская академия наук, Министерство образования РФ и Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ). Как правило, поддержка осуществляется в форме премий, грантов или стипендий, выделяемых на конкурсной основе.

Если говорить о работе с молодежью по привлечению к инновационной деятельности, то эффективно работает в регионах Фонд Содействия малым формам в науке и научном обслуживании.

Одной из поворотных точек в развитии Фонда является разработка и реализация программы «СТАРТ» (с 2004 г.), а затем и других программ («ПУСК», «ТЕМП»,

«УМНИК.» и др.).

Сегодня основным фокусом программ Фонда является финансирование начальных этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия.

Программа «СТАРТ» получила не только известность, но и признание у научнотехнической общественности по всей России как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив по организации высокотехнологического бизнеса.

Каждый год на финансирование по программе «СТАРТ» претендуют 1,5-2,0 тыс. предприятий или команд-заявителей. С целью формирования благоприятной среды (в т. ч. социальной) для развития технологического предпринимательства, Фонд совместно с Минобрнауки, Роснауки, Рособразования разработал и реализует с 2006 г. программу «У.М.Н.И.К.», которая направлена на вовлечение молодежи в инновационную деятельность. Ежегодно около 1000 победителей программы получают грант на выполнение НИОКР в объеме 200 тыс. руб. в год для работы над своими инновационными идеями.

Проведенная оценка программы «У.М.Н.И.К.» даже по итогам 2 лет реализации показала, что участники программы высоко ценят государственные усилия по стимулированию инновационных НИОКР с участием представителей молодежи и отмечают важность опыта проектной работы в рамках программы «У.М.Н.И.К.». Экономические расчеты показали, что программа уже через несколько лет будет вносить весомый вклад в развитие малого инновационного предпринимательства в России.

Аспирантура, как основная форма подготовки специалистов высшей квалификации для вузов и научных организаций страны, является составной частью единой системы «наука - подготовка научных кадров». В настоящее время, когда российская наука переживает системный кризис, значительно падает престиж научной деятельности, аспирантура не может в полной мере выполнять свои основные функции. Зачастую аспирантура превращается в некое проточное образование, возрастающее в количественном отношении, но не обеспечивающее необходимое кадровое пополнение российского научного сообщества.

Научная работа студентов (и школьников) - эффективное средство ориентации на будущую профессию. К сожалению, лишь 20 % старшекурсников, намеренных поступать в аспирантуру, активно занимаются научной работой (среди аспирантов в студенческие годы занимались наукой 39 %). Далеко не все будущие аспиранты ориентированы на науку (в то время как 15-20 лет назад понятия «аспирантура» и «наука» были неразделимы). Институт аспирантуры все больше работает на повышение интеллектуального потенциала общества в целом и все меньше - на воспроизводство кадров для науки и образования.

Аспиранты практически не упоминают престижность кандидатской степени; они отмечают, что аспирантура - самый короткий путь к защите (44 %), она позволяет полностью сосредоточиться на подготовке диссертации (40 %). Только треть из них аспирантура привлекает как возможность профессионально заниматься наукой [8].

Сегодня наблюдается массовая интеграция академической и вузовской науки, создаются совместные кафедры, лаборатории, исследовательские центры. При этом востре-

бованные научные исследования в основном носят региональный характер. Очевидно, что специфика подготовки специалистов всех уровней также должна иметь региональную направленность, что будет положительно влиять на обеспечение отдельно взятого субъекта Российской Федерации профессиональным востребованным кадровым резервом. В этой связи, учитывая современные интеграционные процессы, тенденции реализации перспективных форм образования, важным моментом является развитие и внедрение регионально-ориентированной научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс как одной из важных составляющих всей системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Опыт многих российских вузов подтверждает актуальность и эффективность развития регионально-направленной НИРС.

Развитие регионально-направленной

НИРС обеспечивает:

- проведение актуальных для региона научных исследований;

- стимулирование инновационной деятельности в регионах;

- осуществление эффективной региональной кадровой политики;

- повышение качества подготовки кадров и учебного процесса в целом;

- эффективную интеграцию образования и науки.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. по результатам ее выполнения должна обеспечить поддержку региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития.

На основе проведенного анализа выявлены проблемы привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности.

1. Отсутствие целостной системы воспроизводства кадрового потенциала в науке и образовании.

2. Слабое развитие механизмов и методов координации усилий различных организаций работы с молодежью на региональном

уровне, разрозненный характер мер поддержки со стороны государства, общественных организаций и бизнес-сообществ.

3. Отсутствие поэтапного ресурсного сопровождения пирамиды школьник - студент - аспирант - молодой ученый не обеспечивает академической мобильности.

4. Недостаточная адресная и грантовая поддержка молодых ученых.

5. Слабая эффективность структуры подготовки научных кадров, отвечающей требованиям сектора науки и сферы высоких технологий.

6. Недостаточная разработанность методов и механизмов формирования инновационно-образовательных систем по использованию творческого потенциала молодежи в научных и образовательных учреждениях.

1. Юрьев В.М., Чванова М.С., Антонюк С.Д., Волков С.И., Емельянов А.В., Завершинский А.Н., Кончаков Р.Б., Лыскова В.Ю., Шаршов И.А. Проектная деятельность студентов как основа инновационного развития Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56).

2. Чванова М.С. Социальное партнерство в сфе-

ре профессионального образования // Психо-лого-педагогический журнал Г аудеамус.

Тамбов, 2006. Т. 2. № 10.

3. Немчиков Г.А. Молодые специалисты в промышленности: актуальные проблемы // Информационно-аналитический сборник Молодые кадры промышленности. М., 2009.

4. Ксенофонтова Т.Ю. К вопросу о получении необходимых практических навыков на предприятиях студентами старших курсов Российских вузов // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1.

5. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В. и др.; под ред. В.В. Балашова. М., 2002. Ч. 1.

6. Шестак В.П., Мосичева И.А., Скибицкий Н.В. Научно-исследовательская работа студентов: проблемы и решения. М., 2006.

7. Дежина И.Г. Молодежь в науке // Социологический журнал. 2003. № 1. URL: http:// www.socjoumal.ru/article/537 (дата обращения: 12.10.2011).

8. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М., 2007.

Поступила в редакцию 13.10.2011 г.

UDC 378

MODERN PROBLEMS OF ATTRACTION OF YOUTH TO RESEARCH ACTIVITY

Veronika Yuryevna LYSKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]

In article on the basis of the logical and historical analysis the stages of participation of students in a high school science and current state of problem of attraction of youth to research activity are considered.

Key words: research activity; students; higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.