мости от характера ее рельефа, имеет различные оттенки - от самого светлого до самого темного. Так возникает понятие светотени. Светотень предполагает определенный источник света и преимущественно одинаковую светлую окраску освещаемого предмета.
Характер светотеней позволяет судить о форме предмета, поскольку степень освещенности поверхностей зависит от формы этого предмета. Эта зависимость и дает возможность художникам применять при изображении предметов светотень как одно из средств передачи рельефности формы предметов.
Особенность светотени, выраженная в возможности выявления формы предмета, способствует не только выполнению убедительного рисунка, но и является важным выразительным средством восприятия скульптуры. Скульптурное произведение становится более выразительным при грамотном освещении.
Обучая школьников светотеневым градациям, учителю необходимо раскрыть им их выразительность в передаче формы и конструкции изображаемых объектов.
К выразительным средствам скульптуры и рисунка также можно отнести движение, ритм, тяжесть, глубину, пространство, контраст, гармонию, текстуру, цвет, тон, и этот список можно продолжать долго. В данной статье освещена специфика только самых основных из них, изучение особенностей которых имеет фундаментальное значение для будущего учителя изобразительного искусства.
Глубокое теоретическое изучение выразительных средств рисунка и скульптуры повышает профессиональную подготовку будущих учителей изобразительного искусства, что несомненно способствует повышению качества усвоения школьниками учебного материала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Томский Н. В. Заметки скульптора. М.: Мол. гвардия, 1965. 144 с.
2. Аркин Д. Е. Образы скульптуры. М.: Искусство, 1961. 187 с.
3. Мухина В. И. Литературно-критическое наследие / под ред. Р. Б. Климова. М.: Искусство, 1960. Т. 1.
4. Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. 2-е изд., дополн. М.: Политиздат, 1988. 383 с.
5. Коненков С. Т. Думы скульптора // Искусство. 1956. № 1. С. 236.
6. Школа изобразительного искусства: учеб.-метод. пособие. 3-е изд., испр. и дополн. М.: Изобр. искусство, 1989. Вып. 3. 200 с.
7. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Искусство, 2004. 120 с.
8. Новоселов Ю. В. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. Проект, 2009. 59 с. + 48 с. вкл. (Фундаментальный учебник).
9. Ермишкина И. Л. Ассоциативное мышление и искусство скульптуры // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. ст. Вып. 7. М.: МПГУ, 2009. С. 147-151.
10. Александр Матвеев: альбом / авт. ст. и сост. Е. Б. Мурина. М.: Сов. художник, 1979.
11. Кузнецова С. Г. Грамотность и декоративная выразительность в учебном рисунке // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. ст. Вып. 7. М.: МПГУ, 2009. С. 249-254.
РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО КОМПОЗИЦИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ 1-Х И 2-Х КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ
THE ROLE OF SPECIAL EXERCISES ON COMPOSITION IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE SKILLS OF THE FIRST- AND SECOND-YEAR OFF-CAMPUS STUDENTS OF ARTISTIC AND GRAPHIC FACULTIES OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
С. А. Дроздов
В статье анализируются способности студентов в процессе творчества на занятиях композицией. Предлагаются специальные упражнения в качестве средства развития творческих потенций заочников, освещается их формирующая роль.
Ключевые слова: специальные упражнения по композиции, студенты-заочники, условия формирования творческих способностей.
S. A. Drozdov
The article analyzes creative abilities of students in the setting of composition classes. A set of special exercises with the emphasis on their formative role as a means of creative potential development of off-campus students is offered.
Keywords: special exercises on composition, off-campus students, the conditions of formation of creativity.
В современных условиях развития высшей школы на первое место выдвигается проблема качественного изменения уровня подготовки будущих учителей. В осуществлении этой задачи особая роль отводится формированию творческих способностей, способствующих осмыслению формы, пластики и ритма на качественно новом трансформационном уровне создания художественного образа, пониманию и синтезу компонентов композиции.
Композиция - ведущая дисциплина в системе художественно-графических факультетов (ХГФ). Она объединяет в себе такие специально-художественные предметы, как рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство и др., о чем свидетельствуют существующие публикации автора [1].
Из основных способностей психологами выделяется образное мышление, художественная наблюдательность, творческое воображение, зрительная память и др.
На заочных отделениях количество лекционных часов почти в пять раз меньше, чем на очных, а требования к студентам одинаковые. Правильно ли это? Да! Но при наличии определенных условий. В преподавании композиции еще есть немало недостатков, но они будут преодолены тем скорее, чем полнее и глубже удастся использовать все преимущества заочного образования и преодолеть его специфические трудности. Каковы же эти преимущества и трудности? Главное - практический опыт студентов-заочников, связь теории с практикой, полная ясность и конкретность целей и задач образования (и лекционные занятия по композиции, в частности), помогающих развитию способностей. С этой целью при анализе наглядного материала (иллюстраций) мы рекомендуем соответствующие установки, направляющие внимание студентов на осмысление определенных композиционных средств, которые необходимы в собственной учебно-творческой работе по композиции.
Таким образом, развитие творческих способностей, осуществляемое в процессе восприятия иллюстраций картин художников, должно подкрепляться художественным восприятием окружающей действительности, это еще один неотъемлемый компонент, через который происходит активизация творческих способностей.
Большое внимание на заочном отделении должно уделяться руководству обучением заочников в межсессионный период. Кураторы должны разработать специальные методы и средства контроля за самостоятельной работой студентов. И в этом вопросе упражнения играют не последнюю роль.
Формирование творческих способностей заочников ХГФ должно осуществляться за счет восприятия природы и произведений искусства, а также специальных пособий, рекомендаций, заданий. По словам А. Л. Андреева, аналитическое исследование картин является прежде всего условием постижения художественного образа действительности во всей его цельности [2].
Практика показывает, что в процессе композиционной работы порой доминирует поиск аналога художе-
ственного образа в уже созданных художником композициях. Не справляясь с учебной задачей, студенты обращаются к известным произведениям в поисках «подсказки». И здесь может помочь индивидуальная учебная установка, упражнения и другие методы.
Студентам было дано задание сочинить композицию тематического натюрморта. В распоряжении студентов были всевозможные предметы быта, атрибуты искусств. После обсуждения целей и задач участники эксперимента приступили к выполнению задания. В ходе учебно-композиционной работы студентов мы проверяли не только их методику работы над эскизом (композиционный набросок для поиска смысловой завязки, выбор тематики образа, разработка формального построения и цветового строя), но также и умение отобрать, а затем и составить из имеющихся в наличии предметов наиболее выразительную композицию. Такой подход в экспериментальном исследовании позволил на наглядном примере проверить возможности каждого заочника: во-первых, потому что была видна степень их самостоятельности; во-вторых, их умение опираться в своей работе на натурный материал. Важно было по уровню определить степень профессиональной подготовки каждого из студентов.
Следует уточнить, что изучение «образцов» должно осуществляться с научных позиций, с помощью которых удастся сохранить индивидуальность студентов. Итак, приведем пример из личной практики. В работе над натюрмортом в распоряжении студентов были всевозможные предметы быта, атрибуты искусств.
После обсуждения целей и задач обучающимся необходимо было выполнить несколько специальных упражнений, в основу которых положены действия:
• компоновка предметов натюрморта в различные виды форматов;
• освоение выразительных возможностей материала (поиск средств выразительности, способы графического выражения, решение «образа»);
• изменение характера освещения, изучение приемов композиции при освоении различных материалов (графических, живописных).
По завершении упражнений студенты-заочники приступили к выполнению программного задания.
Деятельность субъекта предполагает выполнение конкретных действий, успех которых зависит от овладения способом их выполнения. Каждое новое действие человек вначале выполняет несовершенно. Для получения знаний он обращается к книгам, схемам, картинам, к опытным людям. Но для овладения действием наглядного показа не достаточно. Нужны упражнения в действии.
«Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия», - пишет академик В. С. Кузин [3, с. 58].
Специальные упражнения оказывают непосредственное влияние на формирование компонентов образного мышления (восприятие произведений искусства и окружающей действительности). Следовательно, необходимо
включить в учебный процесс весь комплекс психологических, педагогических и методических задач, способствующих развитию интересов студентов в изучении специальных дисциплин, побуждению их самостоятельности в получении теоретических и практических знаний, позволяющих выполнять упражнения по композиции, развивающих художественную наблюдательность, зрительную память и воображение.
Когда благодаря упражнениям способ действия совершенствуется, то это означает, что человек овладевает данным способом действия. Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.
Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.
Способности к творчеству предполагают внутренний источник возникновения и развития, трансцендентный любым внешним формирующим воздействиям. В этом их существенное отличие от знаний, умений и навыков.
Из собственного практического опыта мы знаем, что специальные упражнения - это комплекс практических действий, направленных на разрешение творческого замысла в композиционном эскизе. Они включают: а) цель
обучения, закрепляющую теоретические знания, а также развитие умений и навыков использования композиционных средств; б) учебно-творческую задачу (умение учиться); в) содержание изучаемого жанра (работа с натуры, по представлению и воображению).
Таким образом, роль упражнений в деле творческого развития студентов весьма велика. Это подтверждается их эффективностью.
Активизация способностей предполагает не только преобразование представлений по заданным условиям, но и самостоятельное создание новых художественных образов. Справляясь с предыдущими заданиями закрытого и промежуточного типов, то есть овладевая приемами воображения и способами объективизации его образов, художественным материалом, а также способностями представления, ассоциирования, заочники готовы к успешному выполнению творческих заданий открытого типа, которые подразумевают личные изобретения и находки. Такие задания стимулируют их к самостоятельному поиску нового образа, оригинального способа создания и путей его художественной передачи (выработка своего индивидуального почерка, художественного языка) и
Рис. 1. Аналитическая копия-зарисовка картины П. Федотова «Завтрак аристократа» Рис. 2. Аналитическая копия-зарисовка картины Я. Вермеера Дельфтс кого «Ателье»
Рис. 3. «Рынок» Рис. 4. «В мастерской»
Рис. 5. К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» Рис. 8. К. Тройон
Рис. 6. А. Дейнека «Гладиолусы» Рис. 9. В. М. Максимов
Рис. 7. И. Крамской «Букет цветов» Рис. 10. О. Ренуар
способствует накоплению опыта, формированию психических структур, необходимых для творчества.
Обеспечивая поэтапное выполнение задания студентами, мы опирались на процесс «формирования их умственных действий», по П. Я. Гальперину, осуществляющийся следующими образом: а) знакомство студентов с составом будущего действия в практическом плане (объяснение последовательности работы над эскизом), а также с образцами (наглядные пособия), которым оно в конечном счете должно соответствовать; б) студенты повторяли этапы ведения работы во внешней форме с реальными предметами и их заменителями; в) выполнение этого же действия без непосредственной опоры на внешние предметы и на их заменители; г) перенесение устно-речевого действия (обсуждение этапов) во внутренний план (осмысление); д) выполнение действия в плане внутренней речи, с соответствующими преобразованиями, с уходом от действия, его переносом из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков [4, с. 300-301].
С учетом всех вышеперечисленных факторов, для успешного развития способностей на 1-м и 2-м курсе заочного отделения ХГФ следует выполнять аналитические, творческие и другие специальные упражнения:
1. «Аналитическая копия-зарисовка» картины художника с целью выявить основные тональные характеристики как самого художественного образа, так и его окружения (рис. 1-2).
2. На примере создания композиционной структуры воспринимаемого объекта (увиденные предметы, люди) изобразить разные по форме, тону и цвету пятна, после дорисовать их, чтобы создать тот образ и ситуацию, которые данные пятна напоминают (рис. 3-4).
3. Выбрать композицию натюрморта, портрета, жанровой картины художника и сделать «Геометризирован-ную интерпретацию распределения больших цветовых и тональных пятен» (рис. 5-10).
4. На основе рассмотренных репродукций картин выполнить свой цветовой эскиз - с целью поиска содержания (рис. 11-17).
5. На основе прослушанных музыкальных произведений выразить любой образ через линию, пятно, нюанс, тождество и т. д. (рис. 18-22).
6. Упражнение на передачу композиционного центра, равновесия, пространства, линии, пятна, нюанса (рис. 23-27).
Применение специальных упражнений по композиции для формирования творческих способностей (на примере работ заочников 1-х и 2-х курсов ХГФ педвузов).
1-й курс. Экзаменационная сессия
1. Аналитические упражнения (см. рис. 1-2).
2. Творческие упражнения (см. рис. 3-4, композиции выполнены на основе композиционно разложенных и разных по форме цветовых пятен).
Межсессионный период 1-го курса
1. Геометризированная интерпретация работ в цвете (см. рис. 5-7).
ВЦ1
к
Рис. 11. «Ожидание» Рис. 12. Стилизация пейзажа Рис. 13. «Памяти В. Цоя» Рис. 14. «Мама и сын»
Рис. 15. «Первые стихи» Рис. 16. «Сказочная сцена» Рис. 17. «В мастерской»
/т» « 5.
ЗЕМВмкЯ
ЩЩЩт ^ б*-
17. * г ■'1 {-' •. t
щ . ^ ш . Е О^Ге ^
1 — * '■¡■'Г**' ч
у- ч ЧК. > - ,
Рис. 18. «Мир через паутину» (гуашь) Рис. 19. «Город» (гуашь)
Рис. 20. «Египет» (гуашь, тушь) Рис. 21. «Ночной город» (гуашь)
21. * » . * • У
Щ1 вяг.1 ■Щ г яга "Ьзн Й у ■А
Я .шшл Г к. - ^
!К_-1 РЭШ
Рис. 22. «Кора дуба» (тушь) Рис. 23. Движение Рис. 24. Нюанс, тождество Рис. 25. Диагонали Рис. 26. Симметрия Рис. 27. Вертикали, пятно
2. Геометризированная интерпретация тональных пятен в картинах старых мастеров (см. рис. 8-10).
2-й курс. Экзаменационная сессия
1. Аналитические упражнения (см. рис. 11-17, выполнены на основе анализа картин художников).
2. Творческие упражнения (см. рис. 18-22, через линию, пятно, пропорции, масштаб, фактуру, пластику, движение и т. д. студенты выразили разнообразные композиционные решения на основе прослушанных музыкальных произведений).
Межсессионный период 2-го курса
Упражнения на передачу композиционного центра, равновесия, пространства, линии, пятна, нюанса (см. рис. 23-27).
Итак, можно сделать вывод, что, применяя на занятиях по композиции такое средство методического воздействия, как упражнения, можно добиться разрешения проблемы творческого развития у большинства заочников ХГФ.
Систематизация композиции как дидактического средства творческого развития и разработка упражнений требуют дальнейшего исследования в рамках
учета специфических условий обучения в заочной системе педвузов.
Предложенный материал может изменяться и использоваться учителями на уроках рисования в общеобразовательных и художественных школах.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дроздов С. А. К вопросу о преподавании композиции на занятиях декоративно-прикладным искусством // Вестн. МГОУ. Сер. «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». № 2. М.: Изд-во МГОУ, 2007.С.106-113.
2. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981.
3. Кузин В. С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. М.: Вла-дос, 1997.