Научная статья на тему 'Развитие исследовательской компетенции будущих бакалавров психолого-педагогического образования'

Развитие исследовательской компетенции будущих бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH COMPETENCE / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна

Статья посвящена описанию особенностей разработки и практической реализации теоретически обоснованных организационно-педагогических условий развития исследовательской компетенции студентов будущих бакалавров психолого-педагогического образования в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of research competence of future bachelors of psychological and pedagogical education

The article is devoted to the description of the features of working out and practical realization of theoretically well-founded organizational and pedagogical conditions of the development of research competence of students future bachelors of psychological and pedagogical education in the process of vocational training.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской компетенции будущих бакалавров психолого-педагогического образования»

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, организационно-педаго-

гические условия.

На современном этапе развития высшего профессионального образования исследовательская подготовка будущих бакалавров психолого-педагогического образования (ППО), в рамках которой осуществляется развитие их исследовательской компетенции, должна выступать неотъемлемым, органично интегрированным элементом системы профессиональной подготовки будущих бакалавров ППО. Данная позиция отражена в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея участия педагогических работников в научно-иссле-довательской деятельности, интеграции научных исследований с образовательным процессом [Национальная докторина..., с. 3].

Однако результаты исследований Е.В. Бережновой, В.И. Богословского, В.И. Загвя-зинского, И.А. Зимней, В.И. Кондрух, B.C. Лазарева, А.М. Новикова, Н.Н. Ставриновой, Н.В. Сычковой, Н.М. Яковлевой и других ученых показали, что на сегодняшний день педагогические работники всех образовательных ступеней испытывают существенные затруднения, сталкиваясь с необходимостью решения исследовательских задач. По объективному заключению Е.В. Бережновой, педагоги в большинстве случаев оказываются не способны применять методы научного исследования, соблюдать логическую последовательность действий при проведении эксперимента, давать научное обоснование программе опытно-экспериментальной работы, осуществлять отбор способов ее проведения и грамотно представлять результаты исследования [Бережнова, 2003].

Анализ научной литературы и педагогической практики, личный опыт работы позволили выявить противоречия, препятствующие эффективному развитию исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО. Это противоречия между потребностью общего образования в педагоге-психологе, обладающем исследовательской компетенцией, умеющем ставить и решать профессиональные исследовательские задачи, и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения в системе высшего педагогического образования, ориентированного на развитие исследуемого феномена; между заложенными в содержании гуманитарных, в том числе педагогических, дисциплин возможностями для развития исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО и отсутствием в образовательном процессе педагогического вуза соответствующих научно обоснованных организационно-педагогических условий для ее развития.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему, на решение которой направлена данная статья: выявление организационно-педагогических условий, способствующих развитию исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО в образовательном процессе педагогического вуза.

Цель статьи — теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий, способствующих развитию исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и при прохождении психолого-педагогических практик.

Анализ требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Психолого-пе-

дагогическое образование позволил выделить среди общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций те, которые относятся к исследовательской деятельности будущих бакалавров ППО, а именно: выпускник способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, работать с научными текстами (ОК-5), владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации ... (ОК-7); способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9), готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2), готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3), способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3), готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПКПП-9) [Федеральный государственный образовательный стандарт..., 2010, с. 9—11] и др. Считаем, что данные требования актуализируют необходимость развития исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО начиная с первых курсов при изучении дисциплин общепрофессионального цикла.

Осмысление актуального состояния и перспектив развития компетентностного подхода позволило конкретизировать понимание исследовательской компетенции студентов — будущих бакалавров ППО как способности к осуществлению исследовательской деятельности в процессе решения профессионально-ориентированных задач.

На основе анализа научной литературы, учебной документации, раскрывающих компетентностный подход и особенности его реализации в образовательном процессе педагогического вуза, выделим следующие основные критерии сформированности исследовательской компетенции: мотивационный, когнитивный, технологический и аналитико-рефлексивный.

Результативным проявлением мотивационного критерия сформированности исследовательской компетенции является положительное отношение будущих бакалавров ППО к исследовательской деятельности, система мотивов исследовательского поиска, интерес к исследовательской деятельности и склонность заниматься ею.

Когнитивный критерий представлен совокупностью знаний, которые необходимы студентам — будущим бакалаврам ППО, чтобы ставить и решать исследовательские задачи, анализировать и контролировать свой научный поиск и его результаты как в квазипрофессиональной, так и в будущей профессиональной деятельности.

Технологический критерий предполагает совокупность основных умений, которые необходимы студентам для решения исследовательских задач в учебной, учебноисследовательской и научно-исследовательской деятельности.

Аналитико-рефлексивный критерий сформированности исследовательской компетенции студентов — будущих бакалавров ППО включает в себя осознание ими роли исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе и важности овладения основными аналитико-рефлексивными умениями, необходимыми для ее успешной реализации.

На основе выделенных критериев сформированности исследовательской компетенции студентов — будущих бакалавров ППО выявим основные организационно-педаго-гические условия, способствующие развитию этой компетенции у студентов как в процессе изучения ими дисциплин общепрофессионального цикла, так и в процессе прохождения ими ряда психолого-педагогических практик (ППП) в соответствии с ГОС-2 ВПО по направлению подготовки 540600 Педагогика и ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование.

С целью формирования положительного отношения, мотивов, интереса будущих бакалавров ППО к исследовательской деятельности необходимо проводить ориентирование студентов к данному виду деятельности в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Ориентирование студентов — будущих бакалавров ППО на исследовательскую деятельность предполагает поэтапную, согласованную и активную

деятельность субъектов данного процесса по переводу ценностных ориентиров будущих бакалавров ППО из социально значимых в личностно значимые посредством комплекса педагогических мероприятий ознакомительного, рекомендательного характера, что является одним из необходимых условий формирования интереса, мотивов, отношения к исследовательской деятельности и ознакомления с основными компонентами исследовательской деятельности будущих бакалавров ППО. Все вышесказанное подтверждает, что ориентирование студентов — будущих бакалавров ППО на исследовательскую деятельность является одним из необходимых условий ее развития.

Педагогический опыт автора позволил реализовать ориентирование будущих бакалавров ППО на исследовательскую деятельность как одно из необходимых условий ее развития при изучении дисциплин общепрофессионального цикла: «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика» и «Теория обучения воспитания» в ИППО КГПУ им. В.П. Астафьева.

С целью выявления эффективности данного условия проведена диагностика показателей основных критериев сформированности исследовательской компетенции студентов — будущих бакалавров ППО экспериментальной группы (ЭГ), анализ результатов которой позволил обнаружить следующие позитивные изменения:

— по мотивационному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на среднем уровне, увеличилось на 7 %, на низком уровне снизилось на 10 %, на высоком уровне значительных изменений не выявлено;

— по когнитивному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком уровне, увеличилось на 10 %, на низком уровне снизилось на 10 %, на среднем уровне значительных изменений не выявлено;

— по технологическому критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком уровне, увеличилось на 15 %, на среднем уровне снизилось на 12 % из-за увеличения студентов на высоком уровне, на низком уровне значительных изменений не выявлено;

— по аналитико-рефлексивному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на среднем уровне, увеличилось на 5 %, на низком уровне снизилось на 5 %, на высоком уровне значительных изменений не выявлено. Выявленные изменения степени выраженности мотивационного, когнитивного,

технологического и аналитико-результативного критериев сформированности исследовательской компетенции студентов ЭГ после реализации организационно-педаго-гического условия — ориентирование будущих бакалавров ППО на исследовательскую деятельность — представим в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Изменение степени выраженности критериев сформированности исследовательской компетенции студентов ЭГ, %

Уровни Критерии сформированности исследовательской компетенции

Мотивационный Когнитивный Т ехнологический Аналитико- рефлексивный

ДО после до после до после ДО после

Высокий 25 28 10 20 10 23 20 20

Средний 45 52 52 52 57 47 47 52

Низкий 30 20 38 28 33 30 33 28

Таким образом, полученные экспериментальные данные позволили выявить положительное изменение в отношении студентов ЭГ к исследовательской деятельности и ее компонентам как фактору успешности в профессии, что проявилось в их актив-

ном и заинтересованном обсуждении вопросов развития профессионально значимых компетенций, аргументированном отстаивании своей точки зрения, ответственном отношении к выполнению предлагаемых педагогом исследовательских заданий. Что касается студентов контрольной группы (КГ), то эти изменения незначительны.

С целью формирования основных знаний и умений в области исследовательской деятельности, а также дальнейшего развития представлений будущих бакалавров ППО о сущности, структуре исследовательской деятельности необходимо организовывать их включение в исследовательскую деятельность в процессе профессиональной подготовки в вузе. Включение будущих студентов — бакалавров ППО в исследовательскую деятельность предполагает их продуктивное образовательное взаимодействие, направленное на осознанное усвоение основных знаний и умений в области исследовательской деятельности с последующим их расширением и углублением в процессе профессиональной подготовки, что является одним из необходимых условий формирования у студентов осознанности совершаемых исследовательских умений и способности к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности. Данные положения свидетельствуют о необходимости рассмотрения включения будущих бакалавров ППО в исследовательскую деятельность как одного из условий ее развития.

О результативности включения будущих бакалавров ППО в исследовательскую деятельность как необходимого условия развития их исследовательской компетенции свидетельствуют эмпирические данные, полученные по итогам диагностики.

Анализ результатов диагностики показателей основных критериев сформированное™ исследовательской компетенции студентов ЭГ позволил констатировать их позитивные изменения после реализации данного условия:

— по мотивационному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на среднем уровне, увеличилось на 8 %, на низком уровне снизилось на 10 %, на высоком уровне значительных изменений не выявлено;

— по когнитивному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком и среднем уровнях, увеличилось на 5 %, на низком уровне снизилось на 10 %;

— по технологическому критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на среднем уровне, увеличилось на 5 %, на низком уровне снизилось на 5 %, на высоком уровне значительных изменений не выявлено;

— по аналитико-рефлексивному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком уровне, увеличилось на 13 %, на среднем уровне увеличилось на 5 %, на низком уровне снизилось на 18 %.

Таким образом, полученные экспериментальные данные позволили выявить положительные изменения в расширении и углублении представлений будущих бакалавров ППО об исследовательской деятельности, в повышении уровня усвоения и осознанности основных знаний и умений в области исследовательской деятельности. Следует отметить, что полученные эмпирические данные по итогам диагностики после реализации ранее обоснованных условий свидетельствуют о незначительном изменении степени выраженности основных критериев сформированности исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО ЭГ. Однако в КГ подобные положительные изменения не выявлены.

Данное обстоятельство обусловило необходимость поиска других организационнопедагогических условий развития исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО, которые бы способствовали более высокому уровню сформированности исследовательской компетенции. Исследования в этом направлении позволили выделить в качестве организационно-педагогического условия обогащение опыта исследовательской деятельности будущих бакалавров ППО в условиях ППП при решении конкретных образовательных задач, способствующих осуществлению перехода от осознанного усвоения основных исследовательских знаний и умений к их активному применению будущими бакалаврами.

В исследованиях психолого-педагогической направленности обогащение понимается как педагогическая стратегия. В качестве базового определения примем дефиницию, предложенную В.В. Игнатовой, которая рассматривает данное понятие как образовательную стратегию и утверждает, что обогащение предполагает реализацию совокупности педагогических условий: форм, способов, приемов, средств, механизмов, с целью привнесения в личностное или образовательное пространство чего-то нового, что становится их ценным достоянием, проявляющимся в процессе жизнедеятельности личности и функционировании пространства [Игнатова, 2000, с. 67].

Таким образом, обогащение опыта исследовательской деятельности будущих бакалавров ППО в условиях ПИП понимается нами как совокупность педагогических действий по расширению данного опыта студентов посредством их приобщения к самостоятельному творческому применению основных исследовательских знаний, умений в условиях реального образовательного процесса, что является одним из необходимых условий их закрепления и совершенствования.

Об эффективности организационно-педагогического условия — обогащение опыта исследовательской деятельности будущих бакалавров ППО в контексте ППП — как необходимого условия развития исследовательской компетенции будущих бакалавров свидетельствуют эмпирические данные, полученные по итогам диагностики (табл. 2).

Таблица 2

Изменение степени выраженности критериев сформированности исследовательской компетенции студентов ЭГ, %

Уровни Критерии сформированности исследовательской компетенции

Мотивационный Когнитивный Т ехнологический Аналитико- рефлексивный

ДО после до после до после ДО после

Высокий 30 43 25 30 25 27 33 38

Средний 60 57 57 60 55 57 57 57

Низкий 10 0 18 10 20 16 10 5

Анализ результатов диагностики показателей основных критериев сформированности исследовательской компетенции студентов ЭГ позволил констатировать позитивные изменения:

— по мотивационному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком уровне, увеличилось на 18 %, на низком уровне снизилось до 0 %, на среднем уровне значительных изменений не выявлено;

— по когнитивному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком уровне, увеличилось на 20 %, на низком уровне снизилось на 28 %, на среднем уровне значительных изменений не выявлено;

— по технологическому критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком уровне, увеличилось на 17 %, на низком уровне снизилось на 17 %, на среднем уровне значительных изменений не выявлено;

— по аналитико-рефлексивному критерию — количество студентов, у которых его показатели сформированы на высоком уровне, увеличилось на 18 %, на низком уровне снизилось на 28 %, на среднем уровне изменений не выявлено.

Таким образом, сравнительный анализ результатов позволяет обосновать необходимость реализации следующей совокупности организационно-педагогических условий, которые в единстве и взаимосвязи способствуют развитию исследовательской компетенции будущих бакалавров ППО в процессе профессиональной подготовки:

— ориентирование будущих бакалавров ППО на исследовательскую деятельность, предполагающее формирование интереса, мотивов, отношения к исследовательской

деятельности, и ознакомление с основными компонентами исследовательской деятельности будущих бакалавров ППО;

— включение будущих бакалавров ППО в исследовательскую деятельность, способствующее осознанному усвоению студентами основных исследовательских знаний и умений;

— обогащение опыта исследовательской деятельности будущих бакалавров ППО в условиях ППП, обеспечивающее закрепление и совершенствование исследовательских знаний и умений.

Изучение проблемы исследования может быть продолжено в направлении дальнейшего изучения организационно-педагогических условий развития исследовательской компетенции в системе бакалавриат — магистратура, их уточнения и механизмов реализации.

Библиографический список

1. Бережнова Е.В. Методологические условия перехода науки к практике в структуре педагогического исследования: атореф. дис. ...д-ра пед. наук. Волгоград, 2003. 43 с.

2. Игнатова В.В. Психологические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. Красноярск: СибГТУ, 2000. 272 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 1ЖЬ: http://dvfu.ru/umu/ zakrfydoktrinl.htm (дата обращения: 20.06.2012).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.

5. иКЬ:11йр:/Л¥\¥\¥.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx7substr = 050400&st = 2010&qual = 1 (дата обращения: 20.06.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.