УДК 373.2
doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-63-68
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Алисов Евгений Анатольевич, Данелия Анастасия Александровна, Жданова Любовь Романовна
Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва e-mail: [email protected]
Статья содержит описание результатов диагностики развития исследовательской активности дошкольников в разновозрастной и одновозрастной группах. Предлагается вариант критериально-диагностического инструментария, применимого для определения уровня развития исследовательской активности дошкольников. Констатируется факт, подтверждающий более высокий уровень исследовательской активности дошкольников-воспитанников разновозрастной группы, по сравнению с дошкольниками, воспитывающимися в одновозрастной группе.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, разновозрастная группа, одновозраст-ная группа, исследовательская активность, исследовательская деятельность
Современные запросы общества нацелены на развитие активной личности. Под исследовательской активностью в работах Н. Г. Алексеева, А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Л. Ф. Фоминой понимается «творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания» [1].
Несмотря на значительное количество работ в изучаемом нами направлении, в современной науке недостаточно изучены возможности межвозрастных взаимодействий как фактора стимулирования исследовательской активности дошкольников. Таким образом, цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей развития исследовательской активности дошкольников в разновозрастной группе.
На базах дошкольных образовательных организаций САО г. Москвы нами было проведено педагогическое исследование, заключающееся в сопоставлении результатов развития исследовательской активности дошкольников в разновозрастных и одновозрастных группах.
В процессе определения уровня развития исследовательской активности дошкольников использовались методики: Э. А. Барановой («Угадай, что в ящике»; «Сказка»); Н. И. Гут-киной («Определение доминирующего мотива»); Л. Н. Прохоровой («Маленький исследователь»; «Выбор деятельности»); диагностические ситуации Т. И. Бабаевой и О. В. Кирее-вой; В. С. Юркевич («Древо желаний»); анкетирование родителей (авторский опросник).
Опираясь на исследования В. А. Ситарова и В. Г. Маралова, нами были выделены следующие критерии, по которым оценивался уровень развития исследовательской активности дошкольников (в частности, [2]): избирательность, осознанность и результативность.
Избирательность исследовательской активности оценивалась по следующим показателям: степень выраженности любознательности; уровень познавательной мотивации; степень инициативности в познании и степень устойчивости интересов ребенка.
Показателями осознанности исследовательской активности выступили: целенаправленность исследовательской деятельности; готовность проявлять самостоятельность и настойчивость в исследовательской деятельности.
Уровень результативности исследовательской активности определялся по показателям: умение организовывать исследовательскую деятельность; степень решения проблемы ис-
следования; завершенность исследовательской деятельности.
Результаты проведенной диагностики по каждому из выделенных критериев соотносились с высоким, средним и низким уровнями развития исследовательской активности дошкольников.
Избирательность исследовательской активности:
- высокий уровень - у ребенка ярко выражена любознательность в процессе познания; исследовательская активность часто проявляется в свободной деятельности; на протяжении всей исследовательской деятельности познавательный интерес устойчив;
- средний уровень - ребенок проявляет любознательность в процессе познания; в свободной деятельности иногда проявляет исследовательскую активность; для поддержания исследовательского интереса требуется позитивное подкрепление во время исследовательской деятельности;
- низкий уровень - ребенок редко проявляет любознательность в процессе познания; в свободной деятельности очень редко проявляет исследовательскую активность; столкнувшись с трудностями, зачастую теряет интерес к деятельности.
Осознанность исследовательской активности:
- высокий уровень - исследовательская деятельность ребенка целенаправленна; ребенок проявляет самостоятельность и настойчивость в процессе исследовательской деятельности;
- средний уровень - ребенок способен определить цель деятельности вместе с помощью педагога; в процессе исследовательской деятельности редко проявляет самостоятельность и настойчивость;
- низкий уровень - определение цели деятельности вызывает у ребенка практически непреодолимые затруднения; самостоятельность и настойчивость в исследовательской деятельности дошкольник не проявляет.
Результативность исследовательской активности:
- высокий уровень - ребенок способен самостоятельно организовывать свою исследовательскую деятельность; способен самостоятельно обозначить проблему; в процессе исследовательской деятельности проявляет положительные эмоции; исследовательскую деятельность доводит до конца;
- средний уровень - ребенок самостоятельно или с помощью педагога организует свою исследовательскую деятельность; не всегда видит проблемы и принимает их; часто доводит исследовательскую деятельность до конца;
- низкий уровень - ребенок не способен самостоятельно организовать свою исследовательскую деятельность; видит проблемы только после дополнительных вопросов педагога; очень редко принимает их; доводит исследовательскую деятельность до логического завершения только при контроле воспитателя.
Приведем результаты определения уровня исследовательской активности, полученные в отношении детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) - воспитанников разновозрастной и одновозрастной групп детского сада (в сопоставлении). Дошкольники указанной возрастной категории, воспитывающиеся в разновозрастной группе, в процессе организованной исследовательской деятельности, имели возможность взаимодействовать как со старшими, так и с младшими детьми.
И в той, и в другой группах воспитатели стремятся полноценно использовать педагогический потенциал исследовательской деятельности, систематически включая ее элементы на занятиях с дошкольниками; уровень профессиональной компетентности воспитателей и опыт профессиональной деятельности различаются незначительно.
По критерию избирательности исследовательской активности в разновозрастной и од-новозрастной группах были получены следующие результаты (рис. 1).
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в разновозрастной группе избирательность исследовательской активности выше. В ходе диагностики также было отмечено, что дети из разновозрастной группы более мотивированы и любознательны, по сравнению с воспитанниками одновозраст-ной группы. В свободной деятельности старшие дошкольники из разновозрастной группы чаще прибегают к исследовательской деятельности в парах или триадах, свободно принимая к себе младших детей и организовывая их (например, «сходи проверь, в каком направлении дует ветер»; «давай я буду делать, а ты смотри» и др.).
По критерию осознанности исследовательской активности в разновозрастной и од-новозрастной группах были получены следующие результаты (рис. 2).
□ Высокий ^Средний ВНизкий
67
57 ш
38 Ш
ш11 23
■ 10
5
шшт 1
Разновозрастная группа Одновозрастнаягруппа
Рис. 1. Уровень избирательности исследовательской активности дошкольников в разновозрастной и одновозрастной группах (в % от общего числа испытуемых)
Рис. 2. Уровень осознанности исследовательской активности дошкольников в разновозрастной и одновозрастной группах (в % от общего числа испытуемых)
Полученные данные свидетельствуют о значительных различиях по критерию осознанности. В разновозрастной группе детям присуща целенаправленность деятельности, они чаще проявляют самостоятельность и настойчивость в процессе исследовательской деятельности. Также, было отмечено, что средние дошкольники из разновозрастной группы чаще подбадривали друг друга и младших дошкольников в процессе исследовательской деятельности (например, «попробуй сделать как я»; «у меня сначала тоже не получилось, а теперь получается» и др.). В одновозрастной группе дети чаще ожидали помощи от педагога. Они прекращали свою исследовательскую деятельность, когда сталкивались с трудностями или совершали
ошибки. Воспитанникам одновозрастной группы требовалось многократное позитивное подкрепление от взрослого.
По критерию результативности исследовательской активности в разновозрастной и од-новозрастной группах были получены следующие результаты (рис. 3).
Анализ результатов показывает, что в разновозрастной группе результативность исследовательской активности выше, чем в од-новозрастной. Дошкольники из разновозрастной группы зачастую самостоятельно организовывали свою исследовательскую деятельность, а также помогали другим детям организовывать ее.
Сопоставив научные данные, мы можем сделать вывод, что в целом, в разновозрастной
группе уровень развития исследовательской активности дошкольников выше, чем в одно-возрастной группе. Такие отличия, на наш взгляд, обусловлены тем, что в разновозрастной группе дошкольники чаще испытывают ответственность за свою деятельность перед младшими одногруппниками, а также стремятся достичь уровня старших. Дети в разновозра-
В работах В. Н. Аванесовой подчеркивается, что в совместном воспитании детей разного возраста есть много позитивных моментов. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших [3].
В современном мире ребенок чаще всего воспитывается в семье один, и, кроме родителей, у него долгое время нет примеров для подражания. Благодаря действию фактора межвозрастного взаимодействия, дошкольник гармонично проходит определенные этапы своего взросления. Постепенно младшие дети в группе вырастают и им передаются «взрослые» обязанности - опекать младших, помогать воспитателям. И это ощущение очень важно для ребенка, оно приходит к нему естественным путем. Ребенок усваивает социально-нравственные нормы самостоятельно, в разновозрастной среде. В процессе имитации поведения старших дошкольников, основанной на авторитетной позиции старшего и стремлении младших к взрослости, дети получают знания, усваивают определенные привычки, навыки,
стной группе не были разделены на «старший - младший», их деятельность чаще протекала совместно.
Стоит отметить, что работа по развитию исследовательской активности в разновозрастной группе должна отвечать определенной специфике, включать в себя различные формы и методы работы.
способы взаимодействия с другими людьми. Но все это, конечно, не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
При организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты [4-5].
1. Воспитатель, организовывая образовательный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми.
2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) - на занятиях с одной подгруппой детей.
4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной груп-
Рис. 3. Уровень результативности исследовательской активности дошкольников в разновозрастной и одновозрастной группах (в % от общего числа испытуемых)
пе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы, не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.
5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактических игр и дидактических материалов (самостоятельная работа детей).
7. При организации образовательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста, обеспечивать безопасность образовательной среды в дошкольной образовательной организации [6], стремиться разнообразить деятельность дошкольников [7].
Таким образом, уровень исследовательской активности дошкольников-воспитанников разновозрастной группы выше, по сравнению с дошкольниками, воспитывающимися в одно-возрастной группе.
Литература
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2013. № 1. С. 15-30.
2. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164-176.
3. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. М., 1979.
4. Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятель-
ности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. М., 2013.
5. Давидчук Е. Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. СПб., 2002.
6. Алисов Е. А. Формирование экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Курск, 2010.
7. Алисов Е. А. Введение элементов фольклора в структуру сюжетно-ролевой игры дошкольников // Детский фольклор: Традиции и современность: Юдинские чтения - 2012. Курск, 2012.
References
1. А1екзееу N. G., Leontovich А. V., Obukhov А. S., Fomina L. F. Kontseptsiya razvitiya issledovatel'skoj deyatel'nosti [Concept of development of research activity] // Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2013. № 1. S. 15-30.
2. Sitarov V. А., Maralov V. G. Sotsial'naya aktivnost' lichnosti [Social activity of the personality] // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. 2015. № 4. S. 164-176.
3. Аvanesova V. N. Vospitaniye i obucheniye v raznovozrastnoj gruppe [Education and training in uneven-age group]. M., 1979.
4. Timofeeva L. L., Korneicheva E. E., Gracheva N. I. Planirovaniye obrazovatel'noj deyatel'nosti s doshkol'nikami v rezhime dnya. Raznovozrastnaya gruppa [Planning of educational activity with preschool children in a day regimen. Uneven-age group]. M., 2013.
5. Davidchuk E. G. Organizatsiya deyatel'nosti detej v raznovozrastnoj gruppe [The organization of activity of children in uneven-age group]. SPb., 2002.
6. А1isov E. А. Formirovaniye ekologicheski bezopasnoj raznourovnevoj obrazovatel'noj sredy [Formation of ecologically safe multi-level educational environment]. Kursk, 2010.
7. А1isov E. А. Vvedeniye elementov fol'klora v strukturu syuzhetno-rolevoj igry doshkol'nikov [Introduction of elements of folklore to structure of subject role-playing game of preschool children] // Detskij fol'klor: Traditsii i sovremennost': Yudinskiye chteniya - 2012. Kursk, 2012.
* * *
DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN UNEVEN-AGE GROUP
Alisov Evgeny Anatolyevich, Daneliya Anastasiya Aleksandrovna, Zhdanova Lyubov Romanovna
Moscow City University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]
Article contains the description of results of diagnostics of development of research activity of preschool children in uneven-age and even-aged groups. Authors offered the option of the criteria and diagnostic tools applicable for determination of the level of development of research activity of preschool children and established the fact confirming higher level of research activity of preschool pupils of uneven-age group in comparison with the preschool children who are brought up in even-aged group.
Key words: children of preschool age, uneven-age group, even-aged group, research activity, research work
Об авторах:
Алисов Евгений Анатольевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва
Данелия Анастасия Александровна, магистрант департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва
Жданова Любовь Романовна, магистрант департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва
About the authors:
Alisov Evgeny Anatolyevich, Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Formation, Moscow City University, Moscow
Daneliya Anastasiya Aleksandrovna, Aplicant for Master's Degree of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogy and Psychology of Formation, Moscow City University, Moscow
Zhdanova Lyubov Romanovna, Aplicant for Master's Degree of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogy and Psychology of Formation, Moscow City University, Moscow