Научная статья на тему 'Программа стимулирования познавательной активности в исследовательской деятельности дошкольников - воспитанников разновозрастной группы'

Программа стимулирования познавательной активности в исследовательской деятельности дошкольников - воспитанников разновозрастной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖВОЗРАСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTER AGE INTERACTIONS / UNEVEN-AGE GROUP / INFORMATIVE ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич, Данелия Анастасия Александровна

Статья содержит подробное описание программы работы с детьми дошкольного возраста по стимулированию познавательной активности в исследовательской деятельности, возможности внедрения этой программы в работу с детьми в разновозрастной группе. Раскрыт потенциал межвозрастных взаимодействий как фактора стимулирования познавательной активности в разновозрастных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич, Данелия Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF STIMULATION OF INFORMATIVE ACTIVITY IN RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN - PUPILS OF UNEVEN-AGE GROUP

Article contains the detailed description of the program of work with children of preschool age on stimulation of informative activity in research activity, possibility of introduction of this program in work with children in uneven-age group. Authors disclosed the potential of inter age interactions as factor of stimulation of informative activity in uneven-age groups.

Текст научной работы на тему «Программа стимулирования познавательной активности в исследовательской деятельности дошкольников - воспитанников разновозрастной группы»

doi:

УДК 373.2

10.20310/1810-231X-2019-18-39-39-43

ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Алисов Евгений Анатольевич, Данелия Анастасия Александровна

Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва e-mail: [email protected]

Статья содержит подробное описание программы работы с детьми дошкольного возраста по стимулированию познавательной активности в исследовательской деятельности, возможности внедрения этой программы в работу с детьми в разновозрастной группе. Раскрыт потенциал межвозрастных взаимодействий как фактора стимулирования познавательной активности в разновозрастных группах.

Ключевые слова: межвозрастные взаимодействия, разновозрастная группа, познавательная активность, исследовательская деятельность

Исследование вопросов проявления познавательной активности на этапе дошкольного детства имеет особое значение, потому что оно дает возможность для определения путей и способов ее стимулирования. В связи с этим, возникает закономерный вопрос: как способствовать не только успешному обучению, но и стимулировать познавательную активность дошкольника? Тем самым актуализируется задача создания условий стимулирования познавательной активности ребенка, интеллектуальной и творческой инициативы.

Педагог, стимулирующий познавательную активность обучающихся, прежде всего, поощряет возникновение вопросов, новых ракурсов, идей. Стимулирующими познавательную активность становятся условия, в которых педагог делает меньший акцент на запоминании, активизирует различные виды мышления, анализирует ответы обучающихся, а не только оценивает их, предлагает детям возможности для творческого применения их знаний в самостоятельных исследованиях. В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, идей, связей; беглости и гибкости, альтернативности и оригинальности в выдвижении идей, гипотез и решений, разнообразным исследовательским умениям (наблюдению, классификации и сис-

тематизации, обобщению и выводам, представлению данных и т. д.).

Активность ребенка успешно проявляется в тех видах деятельности, которые поддерживают высокую самооценку, способствуют самовыражению, предоставляют возможность выбора, инициируют проявление самостоятельности.

С целью стимулирования познавательной активности в исследовательской деятельности эффективна организация межвозрастных взаимодействий старших и младших дошкольников [1]. Младший может посмотреть, как работает старший, а в случае каких-либо затруднений обратиться к нему за помощью и попытаться повторить сделанное. Ребенок видит, чем овладел его старший товарищ, и чему он сам сможет и должен научиться в ближайшем будущем [2]. Не менее полезна для младшего дошкольника возможность наблюдать способы работы старшего, особенно те, которыми он только начинает овладевать (например, новые приемы закрашивания, смешивания цветов на палитре и др.).

Для старших дошкольников взаимодействие с младшими не менее полезно. Во-первых, показ и объяснение другому правильных приемов работы, является наилучшей формой их осознания, более глубокого и точного понимания, а также повторения и закрепления.

Контроль за работой другого, в данном случае младшего ребенка, - необходимая предпосылка развития самоконтроля. Кроме того, подобная активность старшего по отношению к младшему имеет выраженный воспитательный эффект, формируя у первого чувство ответственности и причастности к работе второго. Таким образом, межвозрастные взаимодействия могут быть полезны для обеих возрастных групп и оказывать разностороннее развивающее влияние.

В рамках настоящего исследования, была разработана и апробирована программа тре-нинговых занятий с дошкольниками в разновозрастной группе, направленная на стимулирование их познавательной активности в исследовательской деятельности. Раскроем ее содержание.

Блок 1. Занятия, направленные на развитие логического и творческого мышления. Все занятия ориентируют детей на проявление оригинальности, гибкости и продуктивности мышления, а также на нахождение закономерностей, на развитие памяти и внимания, на классификацию [3].

На занятиях данного блока развиваются умения дошкольников: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Одним из главных базовых умений исследователя, является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Для тренировки способности выдвигать гипотезы можно использовать, например, следующие упражнения: перед ребенком лежат картинки с изображенными на них различными предметами (кукла, мячик, самовар, телефон, машина и т. д.), и ему задаются вопросы: «При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?», «При каких условиях каждый из этих предметов будет бесполезен?»; также можно задавать различные проблемные вопросы и попросить ребенка, чтобы он выдвинул гипотезу для их решения («Почему падает снег?»; «Почему поют птицы?» и т. д.).

Исследование невозможно без умения задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом про-

буждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы можно использовать задание «Задай как можно больше вопросов». Ребенку дается картинка, и его задача - задать как можно больше самых разных вопросов о том, что на ней изображено.

Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков.

Классификация или распределение предметов на классы - очень важная мыслительная операция. Она облегчает процесс изучения явлений действительности, выявляет закономерности существования и развития объекта. Простое задание на классификацию - «Продолжи ряды». Например: «Игрушки - это куклы, машинки, кубики, мишки и ...?».

Один из самых популярных и доступных методов исследования - метод наблюдения. Этот метод постоянно используется человеком в повседневной жизни и служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире. Развивая у детей умения и навыки наблюдения, надо помнить, что наблюдение - акт, прежде всего, интеллектуальный. Для развития внимания и наблюдательности можно использовать блок заданий «Парные картинки, содержащие различия». Умения наблюдать, а также синтетическое мышление, хорошо развивают задания из серии «Найди предмет». Задача детей - разобраться в хитросплетениях линий на картинках и найти, какие предметы на них изображены.

В рамках блока сначала педагог проводит тренинг со старшими дошкольниками, а затем старшие дошкольники обучают младших тому, чему научились сами. Всю разновозрастную группу можно разбить на пары (старший дошкольник - младший дошкольник) и попросить старших проработать с младшими, например, умение выдвигать гипотезы. Далее можно предложить сыграть в игру «У кого возникло больше гипотез?» и посмотреть, какой паре удалось достичь поставленной цели, а у кого возникли трудности.

Блок 2. Занятия, направленные на личностное развитие. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, изобретательность, наблюдательность, ответ-

ственность и т. д. [4]. Для развития этих качеств хорошо подойдет, например, игра «Прими решение», где вначале детям читается отрывок из сказки, с описанием сложной ситуации, в которую попал герой, а затем предлагается придумать продолжение сказки и объяснить, почему они выбрали именно такое решение данной ситуации.

Занятия проводятся в виде игр и упражнений, предложенных И. В. Краснощековой [5] и О. В. Хухлаевой [6]. Можно использовать, например, игры: «Щекоталки», «Хочухалки» и др. Эти игры направлены на развитие силы воли, терпеливости, необходимых в исследовательской деятельности.

Занятия можно проводить со всей разновозрастной группой. Здесь для младших дошкольников ярок и важен контраст - «он смог, значит и я смогу». Особое значение такие занятия могут иметь в аспекте социализации дошкольников [7].

Блок 3. Организация исследовательской деятельности дошкольников. Цель данного блока - заинтересовать детей, сформировать мотивацию к дальнейшему участию в исследовательской деятельности.

В разновозрастной группе целесообразно использовать групповые и индивидуальные исследования.

В начале исследование проводится со всей группой в качестве тренировочного (можно провести 2-3 таких исследования). Тема такого исследования должна быть достаточно простой, понятной детям и не требующей много времени для своего раскрытия. В дальнейшем дети уже работают самостоятельно или в подгруппах, и сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога - выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Затем можно дать возможность старшим дошкольникам провести экспресс-исследования с младшими (по аналогии с тренировочными) и устроить мини-конференцию, где, например, каждый малыш или группа малышей защитит свое исследование, которое проводили под руководством старших ребят.

Организация исследования начинается с того, что мы вспоминаем, какими способами можем добывать информацию. В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «посмотреть в Интернете», «прочитать в книге» и т. п. После того как все

методы будут названы, дошкольникам предлагаются карточки с их изображением. Очень часто дети забывают про такой метод, как «подумай сам».

Важно дать понять детям, что любое исследование начинается с выдвижения гипотезы. Когда план проведения исследования составлен, начинается сбор материала. Всю полученную информацию дети фиксируют с помощью пиктографического письма. Чтобы ничего не потерялось, и ребенок не забыл, каким методом он пользовался, для каждого ребенка готовится специальная «Папка исследователя» с удобными кармашками, на которые приклеены изображения всех методов в миниатюре. Когда ребенок зафиксировал полезную информацию, например ту, которую он почерпнул из книги, он кладет свое письмо в соответствующий кармашек (с изображением книги). В конце исследования происходит защита докладов. Каждый ребенок рассказывает всем остальным, что он узнал по своей теме, какую гипотезу выдвинул, и удалось ли ему ее доказать.

Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога - трансляция информации, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из «ментора» превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В связи с этим, необходимо вести просветительскую работу с педагогами, направленную на понимание важности исследовательской деятельности, на уточнение методов проведения исследований с дошкольниками. Такая работа может быть организована в форме мастер-классов по организации исследовательской деятельности с детьми, консультаций, размещения информации на стендах и в виде электронного ресурса.

В условиях исследовательского обучения педагог для ребенка - образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Он не обязан знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей, стимулировать их к занятиям исследовательской деятельностью.

Поскольку большую часть своей жизни ребенок проводит с родителями, то также очень важно посвятить их во все тонкости организации исследовательской деятельности детей. Важно дать понять родителям, что не стоит однозначно отвечать ребенку на поставленный им вопрос, а лучше дать ему импульс к самостоятельному поиску новых знаний. Сам опыт такого поиска значительно ценнее полученных в итоге знаний и сведений. Поэтому не надо делать за ребенка «его работу». Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Подобную работу с родителями можно эффективно проводить в виде мастер-классов и представления наглядной информации.

Таким образом, межвозрастные взаимодействия, как фактор стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности, имеют большое значение. Младшие дошкольники всегда тянутся за старшими, всегда хотят им подражать и быть на их уровне. Ребенок, развиваясь копирует поведение взрослого человека. Поэтому, правильно организованное межвозрастное взаимодействие (старших и младших дошкольников), позволит существенно повысить уровень познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности.

Литература

1. Алисов Е. А., Данелия А. А., Жданова Л. Р. Развитие исследовательской активности дошкольников в разновозрастной группе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 63-68.

2. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2013.

3. Савенков А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. Самара, 2016.

4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009.

5. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов н/Д., 2006.

6. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М., 2014.

7. Алисов Е. А. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям: Коллективная монография / В. П. Сергеева, Л. С. Подымо-ва, Г. В. Сороковых, Е. И. Сухова, Е. А. Алисов, Л. И. Клочкова, И. С. Сергеева, Ю. В. Зиборова,

A. А. Белов, Е. В. Зарубина / под науч. ред.

B. П. Сергеевой. М.: АПК и ППРО, 2013.

References

1. АНбоу E. А., Daneliya А. А., Zhdanova L. R. Razvitiye issledovatel'skoj aktivnosti doshkol'nikov v raznovozrastnoj gruppe [Development of research activity of preschool children in uneven-age group] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2018. T. 17. № 38. S. 63-68.

2. Smirnova E. O., Kholmogorova V. M. Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol'nikov: Diagnostika, problemy, korrektsiya [Interpersonal relations of preschool children: Diagnostics, problems, correction]. M., 2013.

3. Savenkov А. I. Razvitiye logicheskogo myshleniya. 6-7 let [Development of logical thinking. 67 years]. Samara, 2016.

4. Lisina M. I. Formirovaniye lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of the identity of the child in communication]. SPb., 2009.

5. Krasnoshchekova N. V. Diagnostika i razvitiye lichnostnoj sfery detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Testy. Igry. Uprazhneniya [Diagnostics and development of the personal sphere of children of the advanced preschool age. Tests. Games. Exercises]. Rostov n/D., 2006.

6. Khukhlaeva O. V. Tropinka k svoyemu Ya: kak sokhranit' psikhologicheskoye zdorov'ye doshkol'nikov [Footpath to yourself: how to keep psychological health of preschool children]. M., 2014.

7. Аlisov E. А. Аktual'nye kanaly sotsializatsii lichnosti: ot teorii k tekhnologiyam: Kollektivnaya monografiya [Relevant channels of socialization of the personality: from the theory to technologies: Multi-authored monograph] / V. P. Sergeeva, L. S. Podymova, G. V. Sorokovykh, E. I. Sukhova, E. А. АШоу L. I. Klochkova, I. S. Sergeeva, Yu. V. Ziborova, А. А. Belov, E. V. Zarubina / pod nauch. red. V. P. Sergeevoj. M.: АPK i PPRO, 2013.

* * *

THE PROGRAM OF STIMULATION OF INFORMATIVE ACTIVITY IN RESEARCH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN - PUPILS OF UNEVEN-AGE GROUP

Alisov Evgeny Anatolyevich, Daneliya Anastasiya Aleksandrovna

Moscow City University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Article contains the detailed description of the program of work with children of preschool age on stimulation of informative activity in research activity, possibility of introduction of this program in work with children in uneven-age group. Authors disclosed the potential of inter age interactions as factor of stimulation of informative activity in uneven-age groups.

Key words: inter age interactions, uneven-age group, informative activity, research activity

Об авторах:

Алисов Евгений Анатольевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

Данелия Анастасия Александровна, магистрант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

About the author:

Alisov Evgeny Anatolyevich, Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Formation, Moscow City University, Moscow

Daneliya Anastasiya Aleksandrovna, Applicant for Master's Degree of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Formation, Moscow City University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.