ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Уринбоева Л.У.
Уринбоева Лолахон Уктамовна - старший преподаватель, кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития интеллектуальных способностей учащихся школ. Выявляются пути развития математических способностей на уроках математики.
Ключевые слова: учащиеся, умственные способности, познавательный интерес, память, мышление, игровые тренинги.
Изучение математики требует активных умственных усилий. Очень трудно поддерживать произвольное внимание на протяжении всего урока. Напряжённая мыслительная деятельность, большое количество однотипных и в общем-то рутинных вычислений или алгебраических преобразований быстро утомляют школьников. Учителю надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немало важную роль здесь играют различные упражнения и игровые тренинги, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Применяя такие задания на уроках, мы даём возможность учащимся передохнуть от однообразной работы, утомление компенсируется положительными эмоциями и переключением на другой вид деятельности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируясь в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием [2].
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким -либо причинам с ребёнком не поводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом периоде.
Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где также важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.
Занимаясь развитием интеллектуальных способностей подростков надо помнить о том, что способности развиваются в деятельности и что для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, обязательно учителем должна создаваться ситуация успеха.
Конечно, к окончанию начальной школы ребёнок имеет определенный уровень развития всех интеллектуальных способностей. Уровень развития логического мышления у учащихся 5-6 классов низок, дети невнимательны, у них плохо развита смысловая память. Следовательно, с подростками необходимо заниматься. Только развитие познавательных способностей позволит подросткам более успешно осваивать материал программы средней школы.
Познавательная деятельность - это познание не только в целях учения, но и для открытия нового в науке. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность, и обеспечивает её эффективность. Уровень развития познавательных возможностей человека зависит от характера формирования познавательных возможностей в семье, в школе, от собственной деятельности по развитию своих интеллектуальных способностей. Задача учителя - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми навыками.
Любой педагог не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться, в своём развитии более сильным ученикам, воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста [1].
Приоритетным принципом считаю слова немецкого философа и ученого XVIII века И. Канта: «Учить надо не мыслям, а мыслить».
Список литературы
1. Амосова Н.В. Общие проблемы развития творческой личности при обучении математики. // Изд-во АО ИУУ, 2005.
2. Бикбаева Н.У.Методика преподавания математики в начальных классах. // Ташкент «Укитувчи», 1996.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Шамсиддинова Э.М.
Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна - ассистент,
кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса к обучению и приобретаемой профессии у учащихся профессиональных колледжей. Раскрыто понятие «познавательно-профессиональный интерес».
Ключевые слова: среднее специальное профессиональное образование, профессиональный интерес, познавательный интерес.
В условиях формирования рыночных отношений в Республике Узбекистан ощущается потребность в специалистах нового типа. Подготовить специалиста, отвечающего новым требованиям, - это значит сформировать у него
77