УДК 378
Kiseleva E.M. RESEARCH INTELLECTUAL SKILLS DEVELOPMENT AS PART OF LIFE SAFETY MASTERS PROFESSIONAL COMPETENCE. The article concerned with the structure and the possibility of research competence development in the process of Master of Education training according to the competency building approach. Observed directions of knowledge-based competence development and also form and methods of element competency development of certain educational activities of Master of Education in the sphere of health and safety.
Key words: Professional competence, knowledge based research skills, competence elements, research, research practice, masters thesis.
Э.М. Киселева, канд. пед. наук, доц. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛСКИХ УМЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается структура и возможности развития исследовательской компетенции в процессе подготовки магистров образования с точки зрения компетентностного подхода. Выявлены направления развития интеллектуальной компетентности, а также формы и методы развития элементов компетентности по отдельным видам учебной деятельности магистров образования в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, интеллектуальные исследовательские умения, элементы компетентности, научно-исследовательская работа, научно-исследовательская практика, магистерская диссертация.
Смена парадигмы образования в условиях модернизации и переход к уровневому образованию привели к значительным изменениям, как в содержании, так и в организации учебного процесса в вузе на разных образовательных уровнях.
В образовательном пространстве педагогического университета в полной мере реализуются главные идеи нового образования: личностно-ориентированная направленность, вариативность, компетентностный подход.
Работы ведущих исследователей высшего профессионального образования свидетельствуют, что обновление образования должно быть направлено на поиски путей стимулирования личности, развития базовой культуры, развития деятельностной позиции в обучении и сознательного самоопределения. Результат высшего профессионального образования, в частности магистратуры, следует рассматривать как достижение профессиональной компетентности [1].
Профессиональная компетентность магистра педагогического образования это интегральная характеристика, совокупность ключевой, базовой и специальной компетентности. Профессиональная компетентность может быть определена как способность к решению реальных проблем и задач в области профессиональной деятельности [2].
Магистр должен быть подготовлен к эффективной научноисследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области образования безопасности жизнедеятельности, предполагающей проведение научных и прикладных исследований, ведение аналитической деятельности.
Научно-исследовательская деятельность - важный компонент подготовки магистра. Эта работа включает такие формы, как выполнение самостоятельных научных исследований кафедр, постановку и проведение экспериментов, выполнение курсовых работ, реализацию научно-исследовательских проектов, научно-исследовательскую практику, научные семинары, подготовку публикаций, участие в конференциях [3].
Научно-исследовательская работа является важнейшей составляющей деятельности студента по подготовке магистерской диссертации. Одной из ведущих задач подготовки магистра образования в области безопасности жизнедеятельности следует считать формирование научно-исследовательской компетентности.
Рассмотрим структуру научно-исследовательской деятельности с точки зрения компетентностного подхода.
Основой эффективной научно-исследовательской деятельности магистров образования в области безопасности жизнедеятельности является исследовательская компетентность, состоящая из совокупности элементов компетентности. Под элементами компетентности понимается готовность к решению относительно самостоятельной задачи в рамках исследовательской деятельности, приводящей к достижению конкретного результата в соответствии требованиями профессионального стандарта.
В сфере исследовательской деятельности можно выделить следующие элементы компетентности:
- интеллектуальная готовность - представляет собой способность к эффективной мыслительной деятельности на различных этапах научного исследования;
- информационная готовность рассматривается как готовность магистра к поиску необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств;
- экспериментальная готовность - это способность к проектированию, организации и проведению педагогического эксперимента;
- рефлексивная готовность - способность к осознанию способов деятельности и результатов, соотнесение выводов с поставленной целью;
- презентационная готовность - может быть рассмотрена как способность магистранта доступно представлять и защищать научные результаты, как в ходе научного поиска, так и по завершению исследования.
Специфика научно-исследовательской работы предполагает свободное владение магистров интеллектуальными умениями, являющимися базовыми для научного поиска. Вот почему представляет интерес изучение состояния и развития интеллектуальных умений магистрантов, определяющих становление их интеллектуальной компетентности. Можно выделить три уровня развития интеллектуальных умений магистров.
1. Уровень базовых учебных интеллектуальных умений.
2. Уровень умений самостоятельного научного поиска,
3. Уровень умений научного осмысления
Анализ результатов исследования показал, что почти все магистры (94,6%) владеют базовыми учебными интеллектуальными умениями, могут конспектировать, реферировать, читать схемы, графики, работать со справочной литературой.
Более половины магистров (65,3%) владеют умениями самостоятельного научного поиска - самостоятельно подбирать литературу, работать с каталогами, составлять аннотации, аннотированные списки и рецензии, грамотно использовать первоисточники.
Наиболее слабо развиты у магистрантов интеллектуальные умения, требующие творческого подхода, глубокого научного осмысления и креативности. Менее 50% первокурсников-маги-странтов владеют умениями целеполагания (выделять предмет и объект исследования, ставить цель и задачи, самостоятельно построить логику исследования, выдвинуть и сформулировать гипотезу, отобрать методы исследования).
Таким образом, были определены главные задачи в развитии интеллектуальной компетентности магистров в области педагогического образования, были выделены направления развития элементов интеллектуальной компетентности:
- развитие интеллекта посредством активизации всех познавательных функций;
- умственное просвещение в профессиональной научной области;
- совершенствование механизмов самоорганизации интеллектуальной деятельности;
- развитие индивидуальных интеллектуальных способностей;
- развитие самосознания и творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Главным средством достижения задач развития интеллектуальной компетентности является организация самостоятельной работы магистрантов в течение всего периода обучения в разных видах деятельности:
- освоение учебных дисциплин;
- научно-исследовательская работа;
- исследовательская практика;
- написание магистерской диссертации.
Основу учебного плана магистратуры составляют дисциплины общенаучного и профессионального циклов. Среди дисциплин общенаучного цикла большими потенциальными возможностями для развития интеллектуальных умений магистрантов обладает предмет «Современные проблемы науки и образования», главной целью которого является формирование научнотеоретической компетентности как условия концептуального понимания современных проблем науки, исследующей педагогическую действительность в области безопасности жизнедеятельности. Основные задачи курса:
- развитие у магистров способности мыслить и структурировать знание, а не формально запоминать отдельные формулы, схемы, факты и положения, которые сами по себе имеющие малую познавательную ценность;
- развитие представлений об особом языке современной науки и естествознания, в частности, умение составления и обоснования тезаурусов по изучаемым дисциплинам;
- воспитание исследователей и педагогов с широким кругозором, масштабным мышлением, развитой интуицией и творческими способностями, подтвержденными опытом практической деятельности, умеющих хорошо ориентироваться в тех проблемах современной науки, которые концентрируются в пограничных областях гуманитарного и естественнонаучного знания.
Изучение дисциплины предусматривает включение магистрантов в различные виды исследовательской деятельности: реферирование, подготовка доклада, презентации, сообщения на конференции, публикации. Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития навыков научно-исследовательской работы магистрантов в семестре. Готовность студента за счёт свободного времени заниматься вопросами учебной дисциплины или другими проектами в рамках направлений деятельности научных школ вуза свидетельствует о формирование положительной мотивации студента к исследовательской деятельности. Самостоятельность и высокий уровень мотивации магистрантов видоизменяют характер отношений с преподавателем. Работа с магистрантом становится не как с обучаемым, а как с младшим коллегой. Он следит за новинками научной литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им предметной области знаний, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам.
В освоении курсов «Методология и методы научного исследования» и «Основы исследовательской деятельности в области образования безопасности жизнедеятельности» большое внимание уделяется системе работы на практических занятиях и заданиям для самостоятельной работы магистрантов.
Самостоятельная исследовательская работа магистрантов носит постоянный и пролонгированный характер: может проводиться в качестве подготовки к очередному занятию, что будет иметь прогностический выход на создание самостоятельного творческого труда в итоге изучения материалов курса [4; 5].
Возможны следующие варианты самостоятельной исследовательской работы магистрантов на занятиях, а также в процессе подготовки к ним:
- анализ текстов, предполагающий научную рефлексию (целостная интерпретация; проблемная оценка текстов и обозначенных в них научных проблем, идей, позиций; обоснование своего мнения, сопоставление различных текстов по одной проблеме);
- написание аннотаций, резюме, отзывов;
- работа с научными публикациями, словарями и справочной литературой;
- подготовка к участию в дискуссиях, выступлению в качестве рецензента или оппонента.
Самостоятельная деятельность по освоению учебной дисциплины предполагает:
- работу над рефератами под руководством преподавателя по рекомендуемой тематике;
- обоснование и анализ выбора методов проведения констатирующего и формирующего этапов эксперимента при проведении магистерского исследования;
- обоснование и анализ выбора диагностических методик констатирующего и формирующего этапов эксперимента, методик статистической обработки полученных данных при проведении магистерского исследования.
Много внимания уделяется организации аналитической деятельности магистрантов в процессе работы с готовыми научными исследованиями (курсовыми и дипломными работами, диссертациями). Магистранты определяют цель и задачи по данной теме, формулируют возможную гипотезу, сопоставляют поставленные задачи с целью исследования, обсуждают версии автора работы, предлагают и обосновывают свои.
Важный компонент подготовки магистра - научно-исследовательская работа, которая дополняет деятельность студента по подготовке магистерской диссертации.
В процессе научно-исследовательской работы формируются профессиональные интеллектуальные умения магистров, приобретаются практические навыки самостоятельного ведения научных исследований в сфере образования в области безопасности жизнедеятельности [4].
В системе подготовки магистров практикуются отчеты на заседании кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности, реализующей профессиональную подготовку магистров по образовательной программе «Образование в области безопасности жизнедеятельности», о выполнении плана НИР, о проведенной научно-исследовательской работе, достигнутых результатах.
Аттестация магистрантов по научно-исследовательской работе осуществляется в конце каждого семестра на основании письменных отчетов магистрантов по НИР, в которых отражается:
- активность магистранта в научно-исследовательской работе факультета и университета;
- виды научно-исследовательской работы, которые выполнял магистрант в процессе обучения за отчетный период;
- уровень достигнутых научных результатов за отчетный период по видам научно-исследовательской работы.
Исследовательская работа, которая проводится внеауди-торно и предусмотрена учебным планом, может принимать следующие виды:
- работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;
- участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;
- выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;
- участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;
- подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;
- разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса;
- изучение и обобщение передового опыта педагогической практики.
Другим важным средством развития исследовательской компетентности магистров является исследовательская практика, цель которой не только расширение и углубление теоретических знаний и умений, полученных в процессе аудиторных занятий по дисциплинам магистерской программы, но и формирование способности и готовности осуществлять исследовательскую деятельность на основе применения современных методов исследования в области безопасности жизнедеятельности.
Научно-исследовательская практика непосредственно связана с подготовкой магистерской диссертации и проводится на базе образовательных учреждений сферы безопасности жизнедеятельности или других организаций, имеющих возможность предоставить базу для проведения эксперимента пи теме исследования. Программа исследовательской практики включает изучение информационных, справочных и реферативных изданий по проблематике магистерского исследования; проведение теоретических и экспериментальных исследований в рамках поставленных задач, включая имитационный эксперимент; участие в научно-исследовательской работе учреждения и выполнение самостоятельных исследований по тематике базового
учреждения; участие в научно-методических семинарах, подготовке и проведении научно-практических конференций.
По результатам исследовательской практики магистры готовят научные статьи по разрабатываемой магистрантом тематике, выступают с докладами на научно-практических конференциях университета, межрегиональных и международных конференциях, что свидетельствует о результативности развития исследовательской компетентности магистров.
Таким образом, подготовка магистров образования по профилю безопасность жизнедеятельности предполагает станов-
ление профессиональной компетентности в области научно-исследовательской деятельности, включающей готовность:
- к анализу результатов научных исследований и применению их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
- к использованию индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;
- к самостоятельному осуществлению научного исследования с использованием современных методов науки.
Библиографический список
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. -СПб., 2004.
2. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методические рекомендации / под ред. проф. А.П. Тряпицыной. - СПб., 2008.
3. Бережнова, Л.Н. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский. - СПб., 2007.
4. Киселева, Э.М. Развитие многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности // Материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». - СПб., 2009.
5. Киселева, Э.М. Аспекты научно-исследовательской деятельности магистров / Э.М. Киселева, РИ. Попова // Материалы научно-практической конференции «Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения». - СПб., 2009.
Bibliography
1. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya / pod red. V.A. Kozihreva i N.F. Radionovoyj. - SPb., 2004.
2. Ocenka professionaljnoyj kompetentnosti bakalavrov i magistrov obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii / pod red. prof. A.P. Tryapicihnoyj. - SPb., 2008.
3. Berezhnova, L.N. Nauchno-issledovateljskaya rabota studenta kak gumanitarnaya tekhnologiya: ucheb. posobie / L.N. Be-rezhnova, V.I. Bogoslovskiyj. - SPb., 2007.
4. Kiseleva, Eh.M. Razvitie mnogourovnevogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyateljnosti // Materialih Mezhdunarodnoyj konferencii «Socializaciya lichnosti v globaljnom mire». - SPb., 2009.
5. Kiseleva, Eh.M. Aspektih nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti magistrov / Eh.M. Kiseleva, R.I. Popova // Materialih nauchno-prakticheskoyj konferencii «Formirovanie obrazovateljnihkh programm v svete standartov tretjego pokoleniya». - SPb., 2009.
Статья поступила в редакцию 12.04.12
УДК 371.032 Kuznetsova A.A. STUDY OF CHARACTERISTICS OF ADOLESCENT RUNNING PEDAGOGICALLY. The features of adolescent and pedagogically launches educational neglect gravity. The main tasks of working with educationally neglected children, as well as the results of the diagnostic study of adolescent running pedagogically.
Key words: educational neglect, correction program, art therapy, deviant behavior, aggressiveness, by nature.
А.А. Кузнецова соискатель по специальности педагогическая психология Шадринского гос. педагогического, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
В работе описаны особенности педагогически запущенных подростков и степени выраженности педагогической запущенности. Определены основные задачи работы с педагогически запущенными детьми, а также приведены результаты диагностического исследования педагогически запущенных подростков.
Ключевые слова: педагогическая запущенность, коррекционная программа, арттерапия, отклоняющееся поведение, агрессивность, акцентуация характера.
Тема педагогической запущенности приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к интеллектуальным возможностям ребенка, и к его личности.
Проблема изучения педагогической запущенности требует комплексного решения, которое будет включать в себя исследование степени педагогической запущенности и разработки коррекционной программы с использованием арттерапии как основного метода.
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации формирования личности.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ
и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами [1].
Данную проблему исследовали М.А. Алемаскин, Б.И. Алмазов, В.Г Баженов, С.А. Баженов, А.С. Белкин, Л.А. Грищенко,
Э.Б. Заседателева, Л.М. Зюбин, Л.М. Кащенко, И.А. Невский,
В.Г. Степанов, А.Г. Холодюк и другие. Большое место эта проблема занимает в трудах РВ. Овчаровой. Она проводила исследования учащихся младшего школьного возраста, установила уровни педагогической запущенности, роль и особенности семейных отношений как одного из важнейших факторов педагогической запущенности. Чаще всего даже при коррекционном воздействии на детей младшего школьного возраста к подростковому возрасту, педагогическая запущенность остается. Это можно объяснить тем, что семья, как один из компонентов окружающей микросреды ребенка остается прежней, а социальнопедагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование лич-