УДК 37.034 ББК 4420.051
Ирина Евгеньевна Буршит,
кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» (347936, Россия, г.Таганрог, ул. Инициативная, 50)
e-mail:[email protected]
Анна Вячеславовна Виневская,
кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» (347936, Россия, г.Таганрог, ул. Инициативная, 50) e-mail: [email protected]
Проектирование интегрированного образовательного пространства для развития детской одарённости: городская школа - сельская школа
В статье рассматривается проблема создания единого образовательного пространства, объединяющего городские и сельские школы. Одной из основных проблем является проблема создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности. Согласно рабочей концепции одарённости, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие талантливых детей, является одной из приоритетных задач современного общества. Для достижения этой цели возможны различные направления работы, в том числе дифференцированный подход, т. е. обучение таких детей в специальных образовательных организациях. Предлагается Проект интегрированного образовательного пространства с целью развития детской одарённости. В рамках Проекта выделены следующие основные направления деятельности: диагностическое, консультационно-просветительское, организационно-методическое. Параллельно с диагностикой способностей школьников нами проводилось анкетирование родителей, которым предлагалась «Анкета одарённости вашего ребёнка», была организована исследовательская деятельность детей. Мы придерживаемся точки зрения, что ранняя специализация интересов ребёнка таит в себе опасность одностороннего развития. Дошкольникам и младшим школьникам должна быть предоставлена возможность «попробовать себя» в самых разных областях и видах деятельности. Важными формами для развития всех видов одаренности является организация учебно-исследовательских работ, а также социального и исследовательского проектирования.
В данном исследовании показаны этапы разработки проекта, анализируются основные направления деятельности в рамках предложенного проекта. Авторы описывают систему работы с одарёнными детьми городских и сельских школ в рамках единого образовательного пространства.
Ключевые слова: проектирование, интегрированное образовательное пространство, проект, одарённость, система взаимосвязей педагогического сообщества с учреждениями, обучающиеся городских и сельских школ.
Irina Evgenyevna Burshit,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of "RSEU (RINE)" (50 Initsiativnaya St., Taganrog, Russia, 347936) e-mail: [email protected]
Anna Vyacheslavovna Vinevskaya,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of "RSEU (RINE)" (50 Initsiativnaya St., Taganrog, Russia, 347936) e-mail: [email protected]
The Design of integrated Educational Space for Development of Children's Endowments: City School - Rural School
In this paper the problem of creation of uniform educational space uniting city and rural schools is considered. One of the main problems is the problem of creation of optimum comfortable environment for creative person's training and development. According to the working concept of endowments creation of the conditions, providing identification and development of talented children is one of priority tasks of modern society. For achievement of this purpose various areas of work, including the differentiated approach, i. e. training of such children in the special educational organizations are possible. The Project of integrated educational
© Буршит И. E., Виневская А. В., 2015
47
space for the purpose of development of children's endowments is offered. Within the Project, the following main activities are allocated: diagnostic, consulting and educational, organizational and methodical. In parallel with diagnostics of abilities of school students we carried out questioning of parents to which "The questionnaire of endowments of your child" was offered, a ball research activity of children is organized. We adhere to the point of view that early specialization of child's interests conceals in itself danger of unilateral development. Opportunity "to try" the most different areas and kinds of activity has to be given to preschool children and younger school students. The organization of educational and research works, and social and research design are the important forms for development of all type endowments.
In this research project development stages are shown, the main activities within the offered project are analyzed. Authors describe system of work with exceptional children of city and rural schools within uniform educational space.
Keywords: design, integrated educational space, project, endowments, system of interrelations of pedagogical community with establishments, which are trained city and rural schools.
Каждый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью — стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения. Ребёнок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.
Интерес к проблеме диагностики и развития детской одарённости в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями. Именно одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Одной из основных проблем является проблема создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности.
Развитие исследований одарённости за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одарённых детей.
Обеспечивая развитие и раскрытие индивидуальности не только 1-2 % вундеркиндов, а широкой «прослойки» детей, мы создаем условия для больших и малых открытий в области науки и техники, расцвета культуры и искусства. Ведь творения столь редко встречающихся гениев опираются на те потребности и возможности, которые были созданы благодаря безымянной творческой работе множества изобретателей, учёных, художников и т. п.
Это хорошо проанализировал Л. С. Выготский, показавший, что, всякое индивидуальное творение всегда заключает в себе социальный коэффициент: в любом изобретении всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества [4].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детская
одарённость рассматривается как одно из направлений работы педагога, но подготовка в вузах к обучению одарённого ребёнка, к сожалению, не является приоритетным направлением в профессиональном обучении современного бакалавра педагогики [3].
Согласно рабочей концепции одарённости, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие талантливых детей, является одной из приоритетных задач современного общества. Для достижения этой цели возможны различные направления работы, в том числе дифференцированный подход, т. е. обучение таких детей в специальных образовательных организациях, например, через создание соответствующих параллелей классов. Но все это возможно в условиях крупных городских школ. Для среднестатистической школы, реализующей ФГОС, и, в частности, сельской малокомплектной, характерны свои проблемы и соответственно особенности работы в решении этого вопроса.
Согласно Проекту концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, одной из задач системы образования является обеспечение равных возможностей для всех детей независимо от региона их проживания и социально-экономического положения семей, а также выявление их задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности1.
Именно поэтому в систему работы с одарёнными детьми должна быть включена работа со всеми детьми для более полного выявления способностей и одаренности. Не секрет, что городские школьники имеют гораздо больше возможностей в плане развития и применения своих талантов. В селе же, как правило, единственным учреждением, способствующим выявлению и развитию одарённых детей, оказывается только школа, и
1 Концепция Общенациональной системы выявления молодых талантов. URL:http://www.oprf.ru/ru/ discussions/1389/newsitem/16874 (дата обращения: 30.11.2014).
от того, как построена её работа, во многом зависит будущее талантливых детей села.
В 2012 г. во время городского семинара, в котором приняли участие педагоги не только городских, но и сельских школ, было проведено анкетирование педагогов. Результаты анкетирования показали,что:
- с одной стороны, практически в каждом образовательном учреждении разработаны программы выявления и развития одарённости. Однако программ, объединяющих сельских и городских детей, нет. Сельские дети активно участвуют в конкурсах, олимпиадах сельских поселений, районных мероприятиях, областных, региональных, российских. Однако сотрудничество со школами близлежащих городов крайне ограничено;
- количество заочных конкурсов, олимпиад, других мероприятий по выявлению и развитию одаренности зачастую превышает число очных встреч обучающихся разных школ города, школ города и сельских поселений.
- В этой связи обнаруживается необходимость:
- создания условий для интеграции образовательного пространства: городская школа - сельская школа;
- разработки программы выявления, развития и поддержки одарённых обучающихся городских и сельских школ.
Для реализации данных целей важно решить следующие задачи:
- создать благоприятные условия путем интеграции образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся городских и сельских школ;
- расширять возможности для участия одарённых школьников в очных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах;
- расширить пространство повышения квалификации педагогов сельской школы как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися;
- систематизировать методы работы с семьей одарённых детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребёнка;
- подготовить серию методических пособий «В помощь школьному научному обществу»;
- подготовить серию научных статей на актуальные темы развития одарённости у де-
тей в условиях интегрированного образовательного пространства;
- разработать программу работы с одарёнными детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации поставленных задач были определены основные этапы.
I этап. 2013/2014 уч. год - разработка проекта интеграции образовательного пространства для развития детской одарённости: городская школа - сельская школа; постоянно действующей системы работы с одаренными детьми городских и сельских школ; системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений культуры, социальной сферы.
II этап. 2014/2015 уч. год - непосредственная работа с одарёнными обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение очных предметных олимпиад, конференций и конкурсов, дебатов, дискуссий, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одарённых детей.
III этап. 2015/2016 уч. год - контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Участниками Проекта выступили: преподаватели и студенты Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал «РГЭУ (РИНХ)»), учащиеся и учителя МБОУ «Сухо-Сарматская СОШ» Неклиновского района Ростовской области, учащиеся и учителя школ г. Таганрога, социально-культурный центр «Приморский» г. Таганрога, родители, детский дом № 5 г. Таганрога.
При разработке Проекта были определены ожидаемые результаты:
1. Формирование системы работы с одарёнными детьми городских и сельских школ в рамках единого образовательного пространства.
2. Формирование информационных банков данных о талантливых и одарённых детях, данных по учителям, работающим с одарёнными детьми, психологических методик, направленных на выявление одарённости.
3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
4. Увеличение количества детей, проявляющих творческую, интеллектуальную, социальную, художественную, спортивную активность.
5. Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одарёнными учащимися.
6. Внедрение новых образовательных технологий.
7. Расширение и систематизация методов работы с семьей одарённых детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одарённого ребёнка.
Остановимся кратко на содержании каждого этапа.
На первом этапе были предприняты следующие шаги:
1. Проведён ряд открытых городских семинаров для педагогов и родителей, позволивших определить проблемы развития детской одарённости в г. Таганроге и близлежащей сельской местности. Одной из проблем, обозначаемых педагогами сельских школ, была слабая интеграция сельского образовательного и городского образовательного пространства. Сельские школьники, в основном, приезжают в город либо на праздничные мероприятия («День города», новогодние праздники и др.), либо на экскурсии в городские музеи. В то же время городские школьники практически никогда не приезжают в сельские поселения и не встречаются с сельскими школьниками.
Особое значение на данном этапе придавалось взаимодействию с родителями. Как отмечают ученые и практики, «в настоящее время актуальной стала проблема «психической заброшенности» детей, когда родители заняты своими проблемами: карьерой, конфликтами и т. д.» [2, с. 4]. В этой связи зна-
чимую роль приобретает такие направления деятельности, как просветительское и профилактическое.
1. Организованы консультации, рабочие совещания с администрацией и коллективами образовательных учреждений города и сельских поселений, учреждений культуры. Результатом проведённой работы стало подписание договоров о сотрудничестве между МБОУ «Сухо-Сарматская СОШ» Неклинов-ского района Ростовской области, Таганрогским институтом имени А. П. Чехова (филиал «РГЭУ (РИНХ)»), рядом школ г. Таганрога, социально-культурным центром «Приморский» г. Таганрога, детским домом № 5 г. Таганрога.
2. Разработан Проект интеграции образовательного пространства «Городская школа -сельская школа» с целью развития детской одарённости, а также система взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений культуры, социальной сферы города и сельской местности. В рамках Проекта выделены следующие основные направления деятельности: диагностическое, консультационно-просветительское, организационно-методическое.
диагностическое направление
В первой четверти 2013/2014 уч. г. была проведена диагностика одарённости почти 200 учащихся младших классов сельских школ, свыше 200 учащихся городских школ; проанкетировано 435 родителей. Некоторые результаты представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
диагностика способностей
(даны средние значения; первые столбцы - результаты городских школьников, вторые столбцы - сельских)
Значительное различие результатов выявлено лишь по первому пункту. Как видно из диаграммы, расхождение результатов по всем остальным пунктам незначительно (не превышает 5 %). Следует отметить, что значительная часть сельских школьников показала высокую тревожность, неуверенность, неверие в свои силы, беспокойство при выполнении теста на определение интеллектуальных способностей.
Для педагогов и психологов все более очевидным становится тот факт, что эмоциональное благополучие ребёнка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что «доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность снижают возможности когнитивного и творческого развития, затрудняют адаптацию к факторам внешней среды» [1, с. 17].
Параллельно с диагностикой способностей школьников проводилось анкетирование родителей, которым предлагалась «Анкета одарённости вашего ребёнка». Важно сказать, что родители городских школьников оказались более активными, верящими в способности своих детей, «награждающих» их большим количеством способностей. Родители сельских школьников, напротив, были очень сдержанны, не видя явных способностей у своих детей.
Опросы показали, что 81 % родителей городских школьников считают, что их сын или дочь обладают выраженными способностями в одной или нескольких областях человеческой деятельности, тогда как лишь 22 % родителей сельских школьников видят в детях те или иные способности.
Краткий тест творческого мышления П. Торренса был использован для изучения невербальных творческих способностей учащихся. Как показывает сравнение результатов выполнения теста, городские школьники чаще используют образы из мультсериалов, компьютерных игр, фильмов, тогда как сельские школьники чаще используют то, что их окружает. Количество работ, превышающих среднестатистический уровень, в городских школах не намного выше, чем в сельских школах.
Одарённость, согласно её современному пониманию, включает в себя не только академическую успеваемость или выраженные способности в сфере точных наук или искусства. Концепция рассматривает, например,
и способности к коммуникации, лидерству (социальная одарённость), и успешность в спорте (моторная одарённость) и другие виды способностей. Для более полного понимания ситуации мы использовали материал исследований, не направленных непосредственно на изучение одарённости, но позволяющий получить дополнительную информацию о том или ином ребёнке. Так, изучение межличностных отношений в классе позволяет выделить детей с ярко выраженной социальной одарённостью (коммуникативные способности - неформальный лидер по социометрии, организаторские способности - деловой лидер по социометрии). Таким образом, был выявлен ряд учащихся, обладающих высокой степенью одарённости.
Современная практика работы с одарёнными детьми весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные или слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является поддержка и развитие детей с общей (умственной) одарённостью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе. Именно эта категория детей часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна быть основным местом развития таких детей.
В самом деле, ребёнок, демонстрирующий те или иные специальные способности, может успешно развивать их как в системе дополнительного образования, имеющей большой опыт работы с такими детьми, так и в процессе обучения в школе по специальным программам повышенной сложности -математической, лингвистической и т. д.
Тогда как для ребёнка с признаками общей одарённости не остается ничего другого, как «учиться как все» или «присоединиться» к тем, кто проявляет повышенные способности и склонности к определенной области. Проблема усугубляется также тем, что ранняя специализация обучения для детей с общей одарённостью, как правило, является неприемлемой ни с точки зрения удовлетворения их широких познавательных потребностей, ни с точки зрения задач их развития.
Таким образом, одним из важнейших источников трудностей одарённых детей в школьном обучении служит расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одарённости и предлагаемыми конкретной структурой образования [6]. Достижение этого соответствия призвано обеспечить специально соз-
даваемые программы обучения и поддержки детей с разными видами одарённости, многие из которых доказали свою полезность и эффективность. И всё же вне сферы внимания таких программ остаются как раз те, кто больше всего нуждается в помощи, поскольку отбираются для них главным образом самые успешные в той или иной деятельности дети.
Также был проведен анализ трудностей в обучении детей с признаками одарённости. Были разработаны две анкеты - для учащихся и учителей. В основном, дети данной категории обнаруживают проблемы в социальной и эмоциональной сферах. На основании анкетных данных строится индивидуальный Профиль трудностей для учащихся.
Результаты исследований, опросы учителей и родителей, наблюдения дали материал для составления предварительного банка данных по одарённым учащимся. В сводную таблицу собраны сведения о 172-х учащихся, некоторые из которых обладают ярко выраженной одарённостью, другие - признаками, третьи могут рассматриваться как потенциальные носители скрытых пока способностей. Таблица открыта для изменений, в неё ежегодно вносятся новые сведения.
Информация, полученная при изучении проблемы, используется избирательно: внимание акцентируется на достоинствах ребёнка, а не на его недостатках. Нами получен обширный пласт рабочей информации, которая помогает строить работу по следующим направлениям.
Консультационно-просветительское направление
В рамках данного направления проводится индивидуальное и групповое консультирование учащихся, педагогов, родителей; проведено несколько рабочих совещаний учителей начальных классов. Планируя просветительскую деятельность, мы рассчитывали охватить учащихся и их родителей. Однако уже в начале реализации Проекта мы ощутили определенные недостатки в подготовке педагогических кадров - недостаточный объем знаний, а также недостаточное владение методами диагностики уровня развития личности и, прежде всего, умственного развития детей. Поэтому одна из актуальных задач -вооружение педагога знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития детей, умениями выявлять их и измерять с помощью современных психодиагностических методик.
Психодиагностика необходима современному учителю для того чтобы:
- наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребёнка;
- иметь возможность ему определять программу дальнейшего развития детей с тем, чтобы создавать оптимальные условия развития как для слабых, так и для сильных;
- осуществлять индивидуальный подход к школьникам при оказании им помощи в случае затруднений.
Развитие творческих способностей ребёнка должно опираться на готовность педагогического коллектива к встрече с индивидуальными особенностями ученика. Помощь при этом может заключаться как в обеспечении педагогического коллектива информацией, полученной в результате психодиагностических исследований, в интерпретации этих результатов (стенды, семинары, круглые столы, др.). Для педагогов наибольшей проблемой в работе с одарёнными детьми является недостаточная возможность осуществления индивидуального подхода в их обучении. Одной из сторон этой проблемы является то, что одарённому ребёнку приходится иметь дело с единой образовательной программой. Общими как для детей, так и для учителей определены проблемы материально-методического обеспечения образовательного процесса, а также сложности в реализации творческих идей.
Организационно-методическое направление
Деятельности по организационно-методическому направлению нами придаётся большое значение.
Педагогический коллектив, объединенный Проектом, придерживается мнения современных учёных, что единовременно выявить талант невозможно. Результаты могут быть крайне необъективны, а порой вредны для ребёнка. Оптимально процесс выявления одарённых детей должен быть не разовым, а долговременным. Он предполагает длительное наблюдение за ребёнком. Именно поэтому в практическую деятельность нами включаются не только дети, показавшие высокие результаты по результатам диагностической работы, но и дети, о способностях которых нам рассказали родители, а также дети, показавшие невысокий уровень способностей, однако показывающие большую заинтересованность в участии в новых практических видах деятельности.
Нам важно не только выявить количество детей с высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей, но и организовать работу таким образом, чтобы вовлечь
этих детей в активную учебную и внеучебную деятельность с целью развития имеющихся способностей, а также привлечь к работе детей с потенциальными возможностями.
С целью эффективной реализации работы в данном направлении на базе Сухо-Сарматской школы были открыты:
- научная лаборатория «Одарённость. Детство. Развитие»;
- детско-подростковые клубы «Три Т: творчество, талант, трудолюбие», «Эрудит».
- С целью создания в условиях сельской школы среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка, оптимизации условий формирования образовательной среды, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность как объективную человеческую ценность, на базе Сухо-Сарматской СОШ Неклиновского района была организована лаборатория «Одарённость. Детство. Развитие». В работе лаборатории принимают участие преподаватели кафедры начального обучения и студенты факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования (профиль «Начальное образование», «Дошкольное образование»).
Согласно программе деятельности лаборатории:
- проведена углублённая диагностика интеллектуальных и творческих способностей, мотивации учения, диагностика личностных особенностей учащихся 1-5-х классов. Итоги проведенной диагностической работы представлены на педсовете школы и заседании МО начальных классов;
- разработана надпредметная образовательная программа «Развитие».
Наряду с этим сельские школьники активно вовлекаются в интеллектуальную, творческую, исследовательскую, социальную деятельность, организуемую как для школьников города, так и для сельских школьников. Цель: развивать в детях естественную любознательность, потребность в познании, широту интересов, способность к интеллектуальному, творческому и социальному сотрудничеству.
За истекший период сельские школьники приняли участие в следующих мероприятиях, проводимых в рамках нашего Проекта по договору со всеми его участниками для городских и сельских школьников на базе гимназии № 2, социально-культурного центра «Приморский», на базе Сухо-Сарматской школы:
1. В 5 городских творческих конкурсах, проводимых на базе социально-культурного центра «Приморский».
2. В 7 брейн-рингах («По страницам любимых сказок», «ХХ11-м олимпийским играм посвящается», «Читаем Чехова», «Природа родного края», др.).
3. В 5 литературных и экологических викторинах.
4. В дебатах «Курение - зло?», «Манипулирование людьми в современном обществе» и др. (учащиеся 7-9-х классов).
5. В дискуссиях «Кого можно считать одарённым человеком?», «Есть ли проблемы у одаренных детей?»
6. В 7 спортивных конкурсах.
Предварительно, в течение одной четверти похожие мероприятия, но меньшего масштаба, были проведены на базе сельских школ. Цель: обучить детей правилам игр, конкурсов, дебатов, а также обучить работать в команде.
Следует отметить, что первыми городскими мероприятиями, в которых приняли участие дети из сельских школ, были спортивные и творческие конкурсы. Именно в этих видах деятельности сельские школьники наиболее сильны, а значит участие в этих мероприятиях не вызывало бы дискомфорта, страха, неуверенности в своих силах. Несмотря на явный успех в спортивных и творческих конкурсах, на первую интеллектуальную игру согласилось поехать лишь 8 человек. Однако кропотливая предварительная работа педагогов, студентов с группами учащихся, с отдельными учениками, работа с лидерами, которые могли бы повести за собой коллектив, позволила уже к следующей игре изменить ситуацию. Сейчас мы оказались в положении, когда свыше 70 % учащихся каждого класса готовы участвовать в городских мероприятиях, принять у себя школьников из любых образовательных учреждений города. Учителя сельских школ отмечают возросший интерес детей к литературе, истории Донского края, экологии.
На данный момент преподавателями института имени А. П. Чехова совместно с педагогами сельских и городских школ разрабатывается:
- первая очная надпредметная олимпиада для учащихся начальной школы «Мы -будущее XXI века» (в 2 тура: письменный и устный (командный) с выявлением абсолютного победителя, победителей и призеров в каждом туре и победителей в 8 номинациях);
- первая очная научно-практическая конференция для младших школьников «Первые шаги в науку», объединяющая учащихся-исследователей из городских и сельских школ.
Наряду с активной творческой, интеллектуальной конкурсной деятельностью организуется исследовательская деятельность детей. Мы придерживаемся точки зрения, что ранняя специализация интересов ребёнка таит в себе опасность одностороннего развития. Дошкольникам и младшим школьникам должна быть предоставлена возможность «попробовать себя» в самых разных областях и видах деятельности.
Важными формами для развития всех видов одарённости является организация учебно-исследовательских работ, а также социального и исследовательского проектирования.
В частности, в Сухо-Сарматской школе создано методическое объединение «Одарённые дети». В рамках данного объединения действует научное общество учащихся «Эрудит», пресс-клуб «Алмаз», проводятся научные конференции. Безусловно, в большей степени данной деятельностью охвачены учащиеся среднего и старшего звена, но и младшие школьники активно привлекаются к работе по данному направлению.
Особое значение придается сотрудничеству с родителями. С родителями обязательно проводятся индивидуальные и групповые консультации, семинары, круглые столы, раз в три недели обновляется информация на родительском стенде. В нашем архиве есть информационный материал на 27 актуальных тем развития, воспитания и обучения детей. За два года проведено 2 городских родительских семинара с приглашением родителей сельских школьников. Темы семинаров были определены по результатам анкетирования родителей: «Счастливая семья - здоровая семья», «Воспитание - питание души». Напрямую темы не связаны с направлением нашего Проекта. Однако в своих выступлениях мы затрагивали связи психологического, социального, экономического здоровья с реализацией своих возможностей и способностей, а также необходимостью воспитания маленького человека активным, творческим, думающим.
Родители вместе с детьми включаются в творческую работу. В частности, родители приняли участие в фестивале сказок, сказки сочиняли сами родители.
Педагогами сельских школ, студентами и преподавателями института имени А. П. Чехова подготовлен ряд научных публикаций с промежуточными результатами деятельности в рамках Проекта.
Каковы итоги промежуточной работы по проекту?
Деятельность по проекту позволяет нам сделать следующие промежуточные выводы:
1. Проблема интеграции образовательного пространства города и сельской местности актуальна, вызывает огромный интерес со стороны образовательных учреждений сельских поселений. Однако мы столкнулись с тем, что не все образовательные учреждения города готовы включаться в проект, считая нецелесообразным для себя сотрудничество с сельской школой.
2. Если в начале нашей деятельности мы зачастую сталкивались со снисходительной реакцией городских школьников на участие в мероприятиях детей из сельской местности, то уже к концу первого года работы ситуация изменилась. У сельских школьников повысилась самооценка, уверенность в своих силах, желание на равных общаться с городскими школьниками.
3. Консультационная и просветительская работа начала приносить плоды: к нашей работе подключаются новые педагоги, увеличилось количество родителей детей с явно выраженными способностями, которые отказались от нежелания возить ребёнка в кружок, секцию в другое сельское поселение или в город, тем самым дав возможность детям проявить себя.
4. Расширяется география охвата сельских и городских школьников нашим Проектом.
5. Выезд детей за пределы сельского поселения или города возможен на автобусе, имеющем все разрешительные документы. Оплату разовой поездки родители сельских школьников готовы оплатить. Если мы выезжали чаще одного раза в месяц - это вызывало негативную реакцию у малообеспеченных семей. Мы столкнулись с необходимостью поиска спонсоров для финансирования поездок, пополнения призового фонда и др.
Список литературы
1. Буршит И. Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника - шаг на пути к школьной успешности // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2008. № 12. С. 16-20.
2. Буршит И. Е., Шушкова О. И. Проблемы воспитания и развития ребёнка в современной семье: сб. ст. III Междунар. научно-практ. конф. «Роль психологии и педагогики в развитии общества» (1 ноября 2014 г, Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 4-8.
3. Виневская А. В., Пуйлова М. А., Терских И. А. Возможности информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического вуза // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 5. С. 37-42.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
5. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; МОДЭК, 2004. 336 с.
References
1. Burshit I. E. Razvitie emotsional'noi sfery doshkol'nika - shag na puti k shkol'noi uspeshnosti // Nachal'naya shkola plyus DO i POSLE. 2008. № 12. S. 16-20.
2. Burshit I. E., Shushkova O. I. Problemy vospitaniya i razvitiya rebenka v sovremennoi sem'e: sb. st. III Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. «Rol' psikhologii i pedagogiki v razvitii ob-shchestva» (1 noyabrya 2014 g., Ufa). Ufa: Aeterna, 2014. S. 4-8.
3. Vinevskaya A. V., Puilova M. A., Terskikh I. A. Vozmozhnosti informatsionnykh tekhnologii v sozdanii mobil'noi obrazovatel'noi sredy pedagogicheskogo vuza // Vestn. Zabaikal. gos. un-ta. 2013. № 5. S. 37-42.
4. Vygotskii L. S. Myshlenie i rech'. Izd. 5, ispr. M.: Labirint, 1999. 352 s.
5. Shumakova N. B. Obuchenie i razvitie odarennykh detei. M.: Voronezh: Izd-vo Moskov. psikhologo-sotsial'nogo in-ta; MODEK, 2004. 336 s.
Статья поступила в редакцию 02.12.2014