Научная статья на тему 'Развитие интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС'

Развитие интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС»

А.В.Шурубович

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

Шурубович Алексей Викторович -кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, к которым в январе 2006 г. присоединился Узбекистан, является наиболее «продвинутым» субрегиональным многосторонним объединением на пространстве СНГ. В нынешних условиях, когда стала очевидной нереальность задачи формирования полноценной интеграционной группировки в масштабе всего Содружества, именно от деятельности ЕврАзЭС, где достигнут достаточно высокий уровень экономического взаимодействия стран-участниц, в решающей степени зависят перспективы интеграции постсоветских государств.

Этапы развития ЕврАзЭС

Многостороннее, ориентированное на интеграцию, взаимное сотрудничество стран ЕврАзЭС имеет уже более чем десятилетнюю историю. На первом этапе его существования (1995-2000) в формате Таможенного союза (ТС)1 соответствующими соглашениями он был определен как экономическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономики, базирующейся на рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном законодательстве.

На их основе был проведен ряд мероприятий по развитию интеграционных процессов в экономике и других сферах общественной жизни. Были, в частно-

1. В 1995 г. в него вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. В 1996 г. к ним присоединилась Киргизия, в 1999 г. - Таджикистан.

сти, отменены тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле стран-участниц, согласованы импортные таможенные тарифы России, Белоруссии и Казахстана по большинству товарных позиций, сделаны первые шаги по пути координации экономической политики. Активизировалось взаимодействие национальных финансовых систем, успешно развивалось сотрудничество стран -участниц ТС в гуманитарной сфере.

Важной вехой на пути развития взаимодействия стало подписание 26 февраля 1999 г. Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, предусматривающего поэтапное формирование единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Вместе с тем, достигнуть большинства намеченных целей в области экономической интеграции не удалось. В конце 90-х годов произошел «откат» назад в формировании Таможенного союза: в результате пересмотра Россией, Белоруссией и Казахстаном в одностороннем порядке своих импортных тарифов уровень согласования тарифных ставок в ТС значительно снизился по сравнению с 1996 г., когда они были почти полностью унифицированы. Таможенные тарифы Киргизии и Таджикистана сильно отличались от тарифов первых трех стран. Серьезным испытаниям подвергся установленный между странами ТС режим свободной торговли без изъятий и ограничений: неоднократно отмечались случаи одностороннего введения отдельными государствами ограничений на ввоз тех или иных товаров из стран-партнеров (или на вывоз в эти страны). Вопреки принятым решениям не была создана эффективная система взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами стран-участниц. Не удалось заметно продвинуться в гармонизации национальных хозяйственных законодательств, что во многом было обусловлено различиями подходов стран ТС к содержанию экономической политики.

Развитие интеграции в ТС осложнялось и отсутствием согласованной политики в отношениях с внешним миром, что особенно наглядно продемонстрировало вступление в 1998 г. Киргизии во Всемирную торговую организацию (ВТО) без согласования с другими участниками ТС.

Неудачи в формировании Таможенного союза и в развитии интеграции в рамках «пятерки» выявили настоятельную необходимость новых подходов к сотрудничеству, создания эффективного многостороннего организационно-правового механизма реализации интеграционных договоренностей. В этих целях 10 октября 2000 г. в Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в соответствии с которым Таможенный союз был преобразован в международную экономическую интеграцию с четкой структурой и детально прописанным механизмом принятия решений. Весной 2001 г. после ратификации парламентами данных стран Договор вступил в силу, а в конце мая 2001 г. на встрече руководителей стран-участниц в

Минске Сообщество получило институциональное оформление - были приняты основные документы, регламентирующие деятельность ЕврАзЭС, и созданы его руководящие органы. С этого времени начался отсчет второго этапа существования объединения стран «пятерки».

Главные цели создания ЕврАзЭС - эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координация действий государств-участников при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему2.

Следует отметить, что страны ЕврАзЭС отказались от принятой в Таможенном союзе практики принятия решений всеми его органами на основе консенсуса. Если Межгосударственный совет - высший орган Сообщества - принимает решения консенсусом, то в постоянно действующем рабочем органе -Интеграционном комитете - голоса распределяются в соответствии с экономическим «весом» стран-участниц. Решение принимается здесь большинством в 2/3 голосов, причем количество голосов каждой страны соответствует ее взносу в бюджет Сообщества: Россия имеет 40 голосов, Белоруссия и Казахстан -по 20, Киргизия и Таджикистан - по 10 голосов. Такой порядок способствует закреплению лидирующей роли России в Сообществе.

Реально ни одно решение в Интеграционном комитете не может быть принято без согласия России: если за принятие решения проголосовали четыре страны, но при этом оно не набрало 2/3 голосов, вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета, где решение, как уже отмечалось, принимается на основе консенсуса.

Весной 2003 г. ООН зафиксировала статус Сообщества как международной организации, а в декабре того же года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной ассамблее ООН. В мае 2002 г. статус наблюдателя при ЕврАзЭС получили Украина и Молдавия, а в мае 2003 г. - Армения.

В 2003 г. были приняты «Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 гг. и последующие годы», в соответствии с которыми основное внимание в развитии интеграционного сотрудничества должно было быть направлено на: формирование Таможенного союза; проведение согласованной экономической политики; взаимодействие в реальном секторе экономики; формирование и совместное развитие энергетического рынка; создание Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС; взаимодействие в агропромышленном секторе; формирование общего рынка услуг; создание общего финансового рынка и развитие валютной интеграции; сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики; расширение полномочий органов ЕврАзЭС3.

2. ЕврАзЭС в вопросах и ответах. - М., 2004. - С. 2.

3. Панорама Содружества. 2004. - № 1. - С. 21-25.

В октябре 2005 г. на встрече руководителей стран - участниц Организации Центральноазиатское сотрудничество (ОЦАС), объединяющей Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан, большинство которых одновременно входят в ЕврАзЭС, было заявлено о предстоящем объединении двух этих организаций, перед которыми стоят во многом аналогичные задачи (а фактически - о «растворении» ОЦАС в ЕврАзЭС). В результате состав Сообщества пополнится еще одним участником - Узбекистаном.

Таким образом, организационные и институциональные условия деятельности новой организации в основном созданы; определены главные задачи и направления деятельности ЕврАзЭС на предстоящие годы. Остается, однако, открытым ключевой вопрос: сможет ли ЕврАзЭС успешно решить стоящие перед ним задачи.

Современное состояние интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС

За прошедшие пять лет после организационного оформления ЕврАзЭС в решении ключевых направлений интеграционного взаимодействия достигнут определенный прогресс: практически создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, устранены почти все ограничения на взаимные поставки товаров.

Продолжалась работа по унификации таможенных тарифов стран-участниц и формированию общего таможенного тарифа. К 2005 г. между странами Сообщества импортные тарифные ставки были унифицированы примерно на 62% товарных позиций4. С января 2005 г. в рамках ЕврАзЭС в полном объеме применяется единый принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле - по месту назначения.

Имеются в согласовании экономической политики, в том числе в координации позиций стран Сообщества в вопросе вступления в ВТО. В 2002 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан договорились при согласовании позиций на переговорах о присоединении к ВТО взять за основу позицию России. Киргизия согласилась после достижения странами - партнерами по ЕврАзЭС договоренностей об условиях присоединения к ВТО инициировать процедуру изменения условий своего участия в этой организации.

Сделаны первые шаги по формированию имеющих определяющее значение для интеграции общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы, а также общего энергетического рынка ЕврАзЭС. Подписано и реализуется транспортное соглашение, позволяющее перевозчикам стран ЕврАзЭС бес-

4. Российская газета. 2005.28 сентября.

препятственно осуществлять передвижение товаров по территории других государств Сообщества. Взаимодействие в рамках ЕврАзЭС способствовало синхронизации работы большинства энергосистем этих стран. Для развития взаимного сотрудничества в агропромышленном секторе важное значение имело принятие Межгосударственным советом ЕврАзЭС в марте 2005 г. Концепции агропромышленной политики Сообщества, призванной повысить эффективность использования продовольственного потенциала стран «пятерки»5.

Идет работа над созданием общих нефтегазового, зернового и валютного рынков ЕврАзЭС. Подготовлено, в частности, Соглашение об организации совместного рынка нефти и газа, в котором речь идет об унификации национальных режимов торговли этими товарами.

В июне 2004 г. подписано соглашение о сотрудничестве на рынках ценных бумаг, призванное содействовать формированию единого фондового рынка Сообщества. Подписанный тогда же Договор о статусе основ законодательства создает, по мнению многих официальных лиц и специалистов, прежде отсутствовавшие условия для формирования в рамках ЕврАзЭС наднационального законодательства прямого действия6.

В последние годы динамично развивались взаимные торгово-экономические связи стран ЕврАзЭС. Так, за период после начала формирования Таможенного союза взаимный товарооборот в рамках «пятерки» вырос более чем втрое - с 15,9 млрд. долл. в 1994 г. до 28,9 млрд. в 2000 г. и 53,9 млрд. долл. в 2004 г. С 2000 г. наблюдается непрерывный рост взаимного товарооборота (см. табл. 1), причем особенно ощутимым он стал в 2003-2004 гг.

Заметно увеличились масштабы взаимного инвестирования стран Сообщества: объем инвестиций хозяйствующих субъектов России, направленных в экономику стран-партнеров, возрос с 80,7 млн. долл. в 2000 г. до 368,0 млн. долл. в 2004 г. Многократно увеличился за указанный период и объем инвестиций в экономику России из других стран ЕврАзЭС: с 7,5 млн. до 799, 1 млн. долл.7. Взаимное инвестирование стран Сообщества осуществляется в различных организационных формах (прямое финансирование и кредитование инвестиционных проектов, создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп, приобретение акций предприятий, участие в крупных международных проектах и др.). Однако масштабы взаимных инвестиций пока не соответствуют потребностям стран Сообщества; многосторонние совместные проекты только намечаются к реализации.

5. Российская газета. 2005. 25 марта.

6. Российская газета. 2004. 19 июня.

7. Россия в цифрах. 2003. Официальное издание. М., 2003. ~ С. 334; Россия и страны Содружества Независимых Государств. 2004. М., 2005. ~ С. 27-28.

Таблица 1

ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ СТРАН ЕВРАЗЭС (МЛН. ДОЛЛ.)

Страны 1995 2000 2001 2002 2003 2004

Оборот

Всего 21 494 28 852 29 508 29 543 37 831 53 881

в том числе

Белоруссия 5300 9398 9455 9964 12 577 17 774

Казахстан 4556 4436 4887 4302 5652 8266

Киргизия 422 305 287 377 531 752

Россия 10 943 14 247 14 541 14 560 18 700 26 405

Таджикистан 273 466 338 340 371 684

Экспорт

Всего 10 914 14 025 14 507 14 407 18 579 26 371

в том числе

Белоруссия 2273 3736 4001 4022 4957 6600

Казахстан 2535 1900 1913 1664 2213 3215

Киргизия 185 109 113 128 175 249

Россия 5814 8011 8369 8497 11 172 16 237

Таджикистан 107 269 111 96 62 70

Импорт

Всего 10 580 14 827 15 001 15 136 19 252 27 510

в том числе

Белоруссия 3027 5662 5454 5942 7620 И 174

Казахстан 2021 2536 2974 2638 3439 5051

Киргизия 237 196 174 249 356 503

Россия 5129 6236 6172 6063 7528 10 168

Таджикистан 166 197 227 244 309 614

Источник: Содружество Независимых Государств в 2003 г. Статистический ежегодник. М., 2004. - С. 95: Страны Евразийского экономического сообщества. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статистический сборник. М„ 2005. - С. 59.

Получило определенное развитие взаимодействие национальных финансовых систем. Национальные банки и другие финансовые структуры стран ЕврАзЭС (прежде всего России) усиливают проникновение на рынки банковских и страховых услуг, на фондовые рынки стран-партнеров. В ближайшее время предполагается начать поэтапное движение по пути валютной интегра-

ции, конечной целью которой может стать введение в перспективе единой валюты Сообщества.

В январе 2006 г. было подписано соглашение об учреждении Евразийского банка развития с уставным капиталом в 1,5 млрд. долл., в котором доля, России составляет 1 млрд. долл., Казахстана - 0,5 млрд. долл. Одной из важнейших функций создаваемого банка станет финансирование крупных совместных проектов в странах ЕврАзЭС. В перспективе этот банк, как предполагается, сможет работать на всем постсоветском пространстве.

Вместе с тем приходится констатировать, что за годы существования ЕврАзЭС в развитии интеграционных процессов в рамках Сообщества были сделаны лишь первые шаги. Темпы формирования Таможенного союза замедлились. Таджикистан и Киргизия по уровню согласованности национальных таможенных тарифов значительно отстают от России, Белоруссии и Казахстана. Не удалось пока добиться серьезного прогресса в развитии интеграции в транспортной сфере; на железнодорожном транспорте тарифы на перевозки грузов стран-партнеров по-прежнему в 2-2,5 раза выше, чем на перевозки «своих» грузов8, что явно не вяжется с намерением стран «пятерки» создать Транспортный союз. С множеством проблем сталкивается формирование общего энергетического рынка (едва ли не серьезнейшей из них является формирование цен на энергоносители, поставляемые странами-экспортерами партнерам по Сообществу). В начальной стадии своего развития находится и интеграция в финансовой сфере.

В последнее время произошло ужесточение режима трансграничного движения между странами Сообщества. В соответствии с решением, принятым на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Астане (март 2005 г.), границы стран - участниц ЕврАзЭС теперь можно пересекать только по предъявлении общегражданского заграничного паспорта, служебного и дипломатического паспорта, а также паспорта моряка. Это нововведение не касается российско-белорусской границы, которую по-прежнему можно пересекать с внутренним паспортом.

В целом в рамках «пятерки» интеграционный процесс приобрел волнообразный характер. Сначала принимаются основополагающие интеграционные решения, намечаются конкретные мероприятия и начинается их реализация; затем выполнение этих мероприятий начинает «пробуксовывать», а по некоторым направлениям происходит откат назад. После этого принимаются новые интеграционные документы, намечаются новые мероприятия (многие из которых по существу наследуются от прежних, так и не реализованных документов), затем снова следует «пробуксовка»9. Наиболее наглядно эта закономерность прояви-

8. Следует при этом отметить, что Белоруссия и Россия в июле 2002 г. унифицировали железнодорожные грузовые тарифы в рамках Союзного государства.

9. О причинах трудностей в развитии интеграции в ЕврАзЭС подробнее сказано ниже.

лась в ходе создания Таможенного союза при унификации таможенных пошлин. В результате Россия, Белоруссия и Казахстан в формировании ТС остались на уровне конца 90-х годов, а Киргизия и Таджикистан пока не стали реальными участниками этого союза.

Проблемы и трудности в развитии Сообщества

Причины трудностей в развитии сотрудничества в рамках ЕврАзЭС некоторые специалисты видят в отсутствии действенного механизма реализации принятых решений (под которым понимается прежде всего наличие наднациональных органов с широкими полномочиями). Иногда низкую эффективность принимаемых решений объясняют отсутствием политической воли у руководства стран-участниц, нежеланием поступиться частью недавно обретенного суверенитета, без чего невозможно формирование полноценного интеграционного союза. Думается, однако, что главные причины трудностей кроются все же в другом и носят они в основном объективный характер. Особое значение при этом имеют, на наш взгляд, следующие обстоятельства.

Во-первых, для ЕврАзЭС характерны огромные различия между странами по величине территории, численности населения и уровню развития экономики. На Россию - самого «большого» участника Сообщества - в 2004 г. приходилось 83,8% территории, 79,6% населения и 89,2% объема ВВП ЕврАзЭС, тогда как на Таджикистан - самого «маленького» участника - соответственно 0,8%, 3,8% и 0,3%. Экономический потенциал и емкость рынка России более чем в восемь раз превосходит суммарный потенциал остальных членов «пятерки».

ЕврАзЭС учредили как самые «богатые», так и самые «бедные» страны СНГ. Обобщающий показатель экономического развития - ВВП на душу населения по паритету покупательной способности национальной валюты - составил в 2002 г., по данным Всемирного банка, в России 7820 долл., в Казахстане -5480, в Белоруссии - 5330, тогда как в Киргизии - всего 1520 долл. и в Таджикистане - 900 долл.

Огромные различия наблюдаются у стран-участниц и по отраслевой структуре экономики. У Таджикистана и Киргизии преобладают такие отрасли как сельское хозяйство, гидроэнергетика, горнодобывающая и металлургическая промышленность; в экономике Казахстана видное место занимают горнодобывающая и топливная промышленность, черная и цветная металлургия. В экономике Белоруссии преобладают отрасли, производящие продукцию с высокой степенью обработки, в частности, машиностроение, а также химия и нефтехимия. В российской экономике выделяются отрасли ТЭКа, но при этом представлены практически все отрасли промышленности и динамично развивающаяся сфера услуг. Государства ЕврАзЭС экономически дополняют друг друга в основном

на межотраслевом уровне, что неизбежно ограничивает масштабы взаимной торговли, затрудняет формирование конкурентной среды и единого таможенного пространства.

На пространстве ЕврАзЭС можно выделить два слабо связанных между собой субрегиона: экономически более развитый и относительно стабильный северный субрегион, включающий Россию, Белоруссию и северный Казахстан, и менее развитый, характеризующийся высокой этнической и политической напряженностью и геополитической нестабильностью южный субрегион, включающий Киргизию, Таджикистан и Южный Казахстан, а также Узбекистан. При этом экономические факторы интеграции играют важную роль в основном для России, Белоруссии и Казахстана (при том, что Белоруссия заинтересована в экономической интеграции с Россией и в гораздо меньшей степени - с цент-ральноазиатскими странами ЕврАзЭС), тогда как для Киргизии и особенно Таджикистана участие в «пятерке» определяется во многом геополитическими мотивами и выступает в качестве своего рода «экономического дополнения» к участию в Организации Договора о коллективной безопасности. Геополитическими соображениями во многом вызвано и решение Узбекистана о присоединении к Сообществу.

Во-вторых, важной особенностью экономического пространства ЕврАзЭС является то, что почти все страны «пятерки» (кроме Белоруссии) в своих внешнеэкономических связях не ориентированы на партнеров по Сообществу. Если у Белоруссии (за счет экспорта в Россию) в 2004 г. на долю стран «пятерки» приходилось 48,0% общего объема экспорта, то у России - лишь 8,9%, у Таджикистана - 7,7, Казахстана - 16,0, Киргизии - 34,7%10. Низкая доля торговли с партнерами по «пятерке» в общем товарообороте ряда стран ЕврАзЭС во многом обусловлена большой географической протяженностью Сообщества (расстояние по железной дороге между Минском и Душанбе, например, составляет 5200 км), значительно увеличивающей прямые и косвенные транспортные издержки. Кроме того (что особенно важно), у предприятий стран ЕврАзЭС часто нет реальной заинтересованности в товарах партнеров, и это, в сочетании со слабостью «организационно-маркетингового» обеспечения взаимных экономических связей, серьезно тормозит сотрудничество.

Развитие взаимной торговли в Сообществе в решающей мере определяется торговлей России с двумя ее основными партнерами - Белоруссией и Казахстаном. Товарооборот в рамках любой другой пары стран многократно уступает

10. Рассчитано по: Страны Евразийского экономического сообщества: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статистический сборник. М., 2005. -С. 54.

российско-белорусскому и российско-казахстанскому обороту. Таким образом, в ЕврАзЭС налицо ярко выраженная асимметричность торговых связей. Более интенсивное развитие торговых связей между Россией и Белоруссией, Россией и Казахстаном обусловлено как фактором соседства и территориальной близости, так и относительно высоким уровнем развития их экономик, имеющих к тому же во многом взаимодополняющие структуры. В то же время между Киргизией и Таджикистаном, несмотря на их соседство, торгово-экономические связи не получили значительного развития ввиду относительной слабости и однотипной структуры экономики обеих стран.

В-третьих, развитию сотрудничества и интеграции в ЕврАзЭС серьезно препятствует также недостаточная заинтересованность отдельных стран в Сообществе как международной экономической организации. Так, для Белоруссии ЕврАзЭС пока не представляет значительного экономического интереса. Ее участие в Сообществе определяется прежде всего тем, что его членом, наряду с другими государствами, является главный экономический и стратегический партнер республики - Россия, а ЕврАзЭС нужно, как представляется, в основном для «подстраховки» интеграционных усилий в рамках создаваемого Союзного государства России и Белоруссии. Более 99% товарооборота Белоруссии со странами ЕврАзЭС приходится на Россию. Если объемы торговых связей с Россией стабильно растут, то с другими странами ЕврАзЭС их динамика неустойчива. Российско-белорусское экономическое сотрудничество, наиболее «продвинутое» в рамках Сообщества, фактически выпадает из общего массива отношений, регулируемых органами «пятерки».

Киргизия в сфере внешнеэкономических связей до недавнего времени проводила политику, во многом противоречащую интеграционным усилиям в рамках Сообщества. Вступление ее в ВТО не только затруднило формирование Таможенного союза, но и нанесло определенный экономический ущерб странам-партнерам: появилась возможность массового ввоза в регион ЕврАзЭС (прежде всего в Казахстан) дешевых товаров из третьих стран в ущерб национальному производству. Так, по данным казахстанских экспертов, в 1999-2000 гг. резко возрос импорт в Казахстан из Киргизии химической продукции и текстильных изделий, что было обусловлено не увеличением их производства в Киргизии, а массированным реэкспортом из третьих стран через ее территорию11. Казахстан вынужден был принять временные защитные меры, что, в свою очередь, еще более осложнило создание Таможенного союза.

В-четвертых, интеграционное взаимодействие в ЕврАзЭС тормозится и организационными упущениями, в частности, отсутствием должной координа-

11. Вестник Содружества. 2002. - № 1. ~ С. 15.

ции, взаимоувязки мероприятий, затрагивающих различные аспекты и сферы сотрудничества. Отсутствует взаимоувязка между формированием Таможенного союза и другими направлениями интеграции (хотя в официальных документах она и декларируется)12. Временные рамки реализации тех или иных мероприятий нередко устанавливаются без учета конкретных условий и фактических возможностей стран-участниц, что ведет к их невыполнению и, как следствие, дискредитирует саму идею интеграции. Вместе с тем, как отмечается в печати, системе принятия решений в ЕврАзЭС не хватает динамизма; вследствие «вязкого» обсуждения вопросов, стоящих в повестке дня официальных встреч, Сообщество снискало себе славу «медленной» организации. Формальный регламент обсуждения самого бесспорного вопроса в ЕврАзЭС - полтора года, а если споры есть, процесс принятия решения может значительно затянуться13.

Следует, однако, отметить, что в последнее время наметились определенные сдвиги в развитии «организационной составляющей» ЕврАзЭС. В сентябре 2005 г. на заседании Межгоссовета Сообщества было принято решение о создании Совета по экономической и финансовой политике в составе министров экономики и финансов стран-участниц, которому предполагается передать наднациональные полномочия. Главная цель создания Совета - согласование направлений макроэкономической политики и торгово-финансового взаимодействия стран Сообщества. В краткосрочной перспективе важнейшей задачей Совета станет скорейшая разработка единого таможенного тарифа ЕврАзЭС14.

Значение ЕврАзЭС для России

Несмотря на многочисленные проблемы, Сообщество является существенным фактором развития стран-участниц, укрепления их национальной безопасности и развития взаимовыгодного сотрудничества в экономике и других сферах общественной жизни. В связи с этим особо следует отметить, что, вопреки распространенному мнению, сотрудничество в рамках ЕврАзЭС имеет жизненно важное значение не только для экономически менее развитых стран, но и для России - крупнейшего государства и «станового хребта» Сообщества.

Россия в силу масштабов своей территории и экономики получает от деятельности ЕврАзЭС существенно меньше, чем другие страны-участницы. На долю государств Сообщества в 2004 г. приходилось лишь около 10% ее внешне-

12. Ясно, например, что без решения проблемы транспортных тарифов при взаимных перевозках, без создания эффективной системы взаиморасчетов преимущества Таможенного союза во многом утрачиваются.

13. Российская газета. 2005. 1 февраля.

14. Российская газета. 2005. 28 сентября, 24 ноября.

торгового оборота. Вместе с тем участие России в ЕврАзЭС важно в геополитическом плане для укрепления его позиций как самостоятельного субъекта международных отношений. Деятельность ЕврАзЭС способствует сохранению стратегической стабильности в Центральной Азии, в чем жизненно заинтересована Россия. Угрозы для региона представляют не только исламский радикализм и наркобизнес, но и значительный конфликтный потенциал, накопившийся в Центральной Азии. Геополитическое значение ЕврАзЭС для России возросло после событий 11 сентября 2001 г., размещения в Киргизии и Таджикистане военных контингентов США и НАТО, событий 2005 г. в Киргизии и Узбекистане.

Наряду с этим постепенно увеличивается и геоэкономическая значимость сотрудничества со странами Сообщества: она проявляется в экономическом росте стран-партнеров, повышении их привлекательности для российских инвесторов, прежде всего в сфере энергетики и металлургии. Создание международных энергетических систем на пространстве ЕврАзЭС с участием крупнейших российских компаний - «Газпрома», РАО «ЕЭС России», «ЛУКойла» - повышает капитализацию этих компаний и улучшает их глобальное позиционирование.

Либерализация взаимных экономических связей способствует активизации российского бизнеса в странах Сообщества и созданию транснациональных компаний. Экспансии российского капитала в государства ЕврАзЭС, однако, препятствует высокая доля участия государства в экономике Белоруссии и иностранных компаний, в ключевых отраслях экономики Казахстана, а также высокие политические риски и слабость экономики в Киргизии и Таджикистане15. Расширению притока российского капитала в последние две страны способствует достигнутая в 2003-2004 гг. договоренность о передаче России в собственность части акций предприятий, прежде всего в гидроэнергетике, в счет погашения их задолженности. Интерес РАО «ЕЭС России» к гидроэнергетике Киргизии и Таджикистана связан с тем, что электроэнергия в этих странах существенно дешевле, чем в России. Кроме того, для РФ участие в энергопроектах в Центральной Азии означает контроль за стоком крупнейших рек этого региона, что является инструментом не только экономического, но и геополитического влияния.

Большое значение для России имеет возможность транзитного использования коммуникаций Белоруссии и Казахстана. В дальнейшем транзитное значение Казахстана для РФ еще более возрастет благодаря созданию энергомоста между Киргизией - Таджикистаном и Россией, расширению импорта природного газа из Туркмении и Узбекистана, а также формированию транспортного коридора Европа - Россия - Казахстан - Китай.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. «Тюльпановая» революция в Киргизии в марте 2005 г. усилила напряженность в стране и Центрально-Азиатском регионе в целом и, соответственно, увеличила политические риски для российских инвестиций.

Через территорию Белоруссии осуществляется около 70% российских поставок в страны Евросоюза16. По оценкам Международного газового союза, потребность европейских стран в газе к 2010 г. возрастет на 40-70%, между тем за счет внутренних ресурсов они могут покрыть свои потребности лишь на 70%. Это обстоятельство определяет заинтересованность Европы в увеличении поставок российского, а также центральноазиатского газа, что усиливает стратегическое значение газопровода «Ямал - Западная Европа», проходящего через Белоруссию.

Для России сегодня и особенно в будущем важно привлечение рабочей силы из стран Сообщества - прежде всего из Киргизии и Таджикистана. По некоторым оценкам, в России работают 300 тыс. граждан Киргизии и около 800 тыс. граждан Таджикистана17.

Однако неконтролируемый приток мигрантов вместе с тем создает напряженность на региональных рынках труда: через страны ЕврАзЭС идет нелегальное проникновение в Россию жителей стран дальнего зарубежья. Из региона Центральной Азии через российско-казахстанскую границу в РФ ввозится большое количество наркотиков18. Все это обостряет криминогенную ситуацию и вынуждает федеральные и региональные власти в России ужесточить контроль за трансграничным движением. Необходимость обеспечения безопасности южных рубежей сегодня в известной мере снижает экономическую и геополитическую эффективность участия России в ЕврАзЭС.

Значимость ЕврАзЭС для России возрастает также ввиду фактического провала попытки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана, России и Украины из-за неконструктивной позиции последней (ради подключения которой к интеграционным процессам, собственно, и разрабатывался проект ЕЭП). Неудача данного проекта, очевидно, заставит Россию уделять больше внимания развитию интеграции в ЕврАзЭС, рассматриваемой в качестве важного фактора укрепления ее позиций в мировой экономике и политике.

Роль ЕврАзЭС в развитии экономического сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе

Евразийское экономическое сообщество в перспективе может сыграть (и в определенных областях уже играет) заметную роль в развитии экономического

16. Вашанов В.А. Россия - СНГ: экономические отношения. М., 2002. - С. 218.

17. Вардомский Л.Б., Шурубович A.B., Ушакова НА. Мотивация и цели участия стран в ЕврАзЭС. - В сб. Проблемы постсоветских стран. Выпуск № 6. Экономическое пространство ЕврАзЭС: факторы и пределы интеграции. М., ИМЭПИ РАН. 2004. -С. 184, 190.

18. По некоторым данным, на российско-казахстанскую границу приходится 2/3 наркотиков, ввозимых в Россию.

взаимодействия в Центрально-Азиатском регионе. Этому, на наш взгляд, способствует то, что в деятельности ЕврАзЭС большее место, чем раньше, начинают занимать вопросы сотрудничества в отраслях, имеющих особое значение именно для данного региона (энергетика, транспорт, агропромышленный комплекс и др.). Если до недавнего времени основной акцент делался на формировании Таможенного союза, а о крупных совместных долгосрочных проектах в конкретных отраслях речи не шло, то в последнее время отраслевым аспектам сотрудничества уделяется значительное внимание.

Особое значения для стран южного субрегиона ЕврАзЭС имеет взаимодействие в энергетической сфере и прежде всего совместное освоение богатых энергоресурсов Киргизии и Таджикистана, которое должно способствовать не только решению проблем энергообеспечения партнеров по Сообществу, но и ускорению экономического развития этих двух беднейших стран ЕврАзЭС. Весной 2003 г. была принята программа освоения энергетических ресурсов Таджикистана и Киргизии, включавшая в себя строительство Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане и ГЭС «Камбарата-2» в Киргизии, а также организацию переброски электроэнергии из этого региона в Россию через Казахстан и Узбекистан. Для России импорт дешевой таджикской и киргизской электроэнергии выгоден, поскольку она «разбавляет» цену на оптовом рынке электроэнергии сопредельных регионов РФ.

Строительство Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане мощностью 670 мегаватт позволит значительно увеличить экспорт дешевой электроэнергии в Россию и Иран через Казахстан и Узбекистан; пуск ГЭС «Камбарата-2» в Киргизии мощностью 600 мегаватт обеспечит стабильные поставки электроэнергии в Россию, Казахстан, Узбекистан и (что особенно важно) в Китай, испытывающий острую потребность в импорте энергоресурсов. Кроме того, ввод указанных электростанций в эксплуатацию позволит улучшить снабжение водой сельскохозяйственных угодий центральноазиатских стран.

Судьба данного энергетического проекта будет, очевидно, во многом зависеть от возможностей его финансирования. По имеющимся оценкам, стоимость строительства Сангтудинской ГЭС-1 и ГЭС «Камбарата-2» составит около 600 млн. долл., найти которые, учитывая нехватку финансовых ресурсов у стран ЕврАзЭС, будет весьма затруднительно. Главным «внутренним» инвестором энергетических проектов в рамках ЕврАзЭС может быть только Россия.

Учитывая, что освоение гидроэнергетических ресурсов Таджикистана и Киргизии является по существу первым крупным совместным многосторонним проектом, инициированным ЕврАзЭС, его успех (или неуспех) будет иметь важное значение не только для решения данной конкретной задачи, но и для дальнейшей судьбы этой организации, став своего рода индикатором ее способности решать масштабные задачи по развитию реального сектора экономики -приоритетного направления интеграционного развития Сообщества.

Географическое положение стран ЕврАзЭС, их последовательное соседство предполагают высокую долю транзитной составляющей в экономическом взаимодействии. Значительные транспортные издержки являются одним из основных факторов, сдерживающих взаимные торговые связи и связи стран-участ-ниц с третьими странами.

Отсутствие единой тарифной политики ЕврАзЭС наносит странам Сообщества немалый ущерб. Важным шагом в решении этой проблемы стало утверждение в январе 2004 г. Интеграционным комитетом ЕврАзЭС Общих принципов формирования и применения железнодорожных тарифов на перевозки грузов между государствами-участниками, Соглашения о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 г. и Порядка установления сквозных тарифных ставок на перевозки грузов по железным дорогам государств - членов Евразийского экономического сообщества. В ближайшее время предполагается расширить номенклатуру грузов, перевозимых между странами ЕврАзЭС по железнодорожным сквозным тарифным ставкам, что позволит значительно удешевить их перевозки.

Неотъемлемыми элементами формирующегося единого транспортного пространства ЕврАзЭС станут проходящие через территории нескольких стран Сообщества и создаваемые при участии третьих стран международные транспортные коридоры (МТК). Через страны ЕврАзЭС в предстоящие годы пройдут несколько МТК, включая коридор Север - Юг, связывающий через Каспий Россию и многие другие страны с Ираном и государствами Южной Азии19, а также коридор Брест - Минск - Москва - Самара - Алматы - станция Дружба (на казахстанско-китайской границе). Цель МТК - повышение эффективности и качества перевозок, привлечение на национальные коммуникации транзитных грузов и расширение тем самым экспорта услуг. В марте 2005 г. было подписано Соглашение о формировании транспортных коридоров государств - участников ЕврАзЭС, призванное включить страны Сообщества в международную транспортную сеть.

Наращивание транзитного потенциала ЕврАзЭС позволит странам-участницам и прежде всего России заметно увеличить объем международных грузоперевозок через свою территорию и, соответственно, доходы от транзита. В настоящее же время их транзитные возможности используются крайне слабо20.

19. По оценке экспертов, коридор Север - Юг в ближайшие 2~3 года начнет перевозить до 15 млн. т контейнерных грузов в год, а стоимость перевозки будет на 30% ниже, чем по другим транспортным коридорам.

20. Из общего объема грузопотока между Западной Европой и Восточной Азией, достигающего 460 млрд. долл. ежегодно, через Россию идет только 4 млрд. (Известия. 2004. 17 июня).

Несколько крупных совместных многосторонних проектов стран Сообщества намечено и в других отраслях. К ним относится прежде всего российско-казахстанско-киргизский проект по добыче урана на месторождении «Заречное» в Южном Казахстане (до 500 т в год, начиная с 2005 г.), который затем будет поступать на переработку на Карабалтинский горно-металлургический комбинат, простаивающий ныне из-за нехватки собственного сырья, а полученный продукт - направляться в Россию для нужд Министерства атомной промышленности21. Таким образом, замыкается производственный цикл на предприятиях топливно-энергетического комплекса стран ЕврАзЭС.

Возможные пути повышения эффективности деятельности ЕврАзЭС

Для того, чтобы Сообщество могло более эффективно решать стоящие перед ним задачи, необходимо, на наш взгляд, внести определенные коррективы в его деятельность с учетом реальных возможностей стран-участниц и проблем, выявившихся в последние годы в развитии взаимного сотрудничества.

1. В условиях, когда между государствами ЕврАзЭС сохраняются существенные различия по большинству социально-экономических параметров, не следует, очевидно, стремиться к скорейшему формированию Таможенного союза в составе всех стран Сообщества. Создание такого союза и переход к последующим этапам интеграции следует осуществлять постепенно, по мере создания соответствующих предпосылок и в тесной взаимоувязке с другими направлениями сотрудничества. В связи с этим представляется целесообразным разработать реальный, практически осуществимый график выполнения интеграционных мероприятий, исходящий из конкретных условий и возможностей стран-партнеров (в ныне действующем плане мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы они, на наш взгляд, недостаточно учтены). Следует концентрировать внимание не столько на строгом соблюдении намеченных сроков проведения тех или иных мероприятий, сколько на непрерывности интеграционного процесса, что, в конечном счете, внесет больший вклад в прогресс всего проекта ЕврАзЭС.

2. Учитывая огромные различия между северным и южным субрегионами ЕврАзЭС, следует, очевидно, «узаконить» разноскоростное движение этих субрегионов к Таможенному союзу и последующим этапам интеграции, отразив его в документах Сообщества. При этом едва ли целесообразно добиваться полной унификации таможенных тарифов, налогов, акцизов стран-партнеров,

21. Рапогата. 2003. 3 октября.

которая, как представляется, нереальна в обозримом будущем. Большие расстояния, разделяющие страны ЕврАзЭС, и структура взаимного товарооборота позволяют, на наш взгляд, иметь до 15-20% изъятий из общего таможенного тарифа без особого ущерба для России и ее партнеров.

3. Настоятельной необходимостью является усиление «проектной составляющей» в деятельности Сообщества - прежде всего в таких ключевых отраслях, как энергетика, транспорт, металлургия, машиностроение. Реализация крупномасштабных совместных проектов имеет особое значение для цент-ральноазиатских стран (прежде всего Киргизии и Таджикистана), испытывающих острую нехватку материальных и финансовых ресурсов.

4. Актуальной задачей сотрудничества в рамках Сообщества является обеспечение более полного и действенного включения в его деятельность южного субрегиона. При этом, однако, следует иметь в виду, что, как показывает опыт региональных межгосударственных образований, в результате либерализации взаимной торговли, унификации инвестиционного законодательства и создания нормативных равных условий для предпринимательской деятельности определенные преимущества получают страны с более конкурентоспособной и диверсифицированной экономикой. Капитал будет стремиться в те страны и регионы, где риски ниже, ожидаемая прибыль выше, где более образованная и квалифицированная рабочая сила, где лучше инфраструктурные условия и стабильнее политический режим. Это значит, что более развитый северный регион будет наращивать свои преимущества перед южным. В результате по мере продвижения по пути интеграции будут усиливаться (по крайней мере, на первоначальном этапе) социально-экономические контрасты в рамках Сообщества.

Решению этой проблемы могло бы способствовать создание в рамках ЕврАзЭС специального структурного фонда или разработка специальной программы в целях поддержки южного субрегиона путем финансирования отдельных проектов, создания новых рабочих мест, повышения квалификации рабочей силы, развития инфраструктуры и др. Такой фонд (или программа) мог бы формироваться за счет средств бюджетов стран-участниц (прежде всего России), взносов крупных корпоративных структур стран Сообщества, заинтересованных в развитии взаимного сотрудничества, а в более отдаленной перспективе - и за счет средств бюджета ЕврАзЭС, который, естественно, должен быть для этого существенно увеличен.

При разработке и реализации совместных мероприятий, направленных на поддержку южного субрегиона ЕврАзЭС, было бы полезно, как представляется, использовать (естественно с учетом современных реалий) опыт бывшего СЭВа, где была поставлена и в целом успешно решалась задача выравнивания уровней экономического развития относительно менее развитых государств-участников -Монголии, Кубы и Вьетнама - с уровнями других стран Совета.

5. С учетом того, что две страны ЕврАзЭС - Россия и Белоруссия -создают Союзное государство, в котором предусматривается более высокий уровень интеграции, чем в Сообществе в целом, важно обеспечить взаимоувязку деятельности Союзного государства и ЕврАзЭС, включая «состыковку» интеграционных проектов и программ обеих группировок, а также найти пути повышения заинтересованности Белоруссии в ЕврАзЭС, в том числе в реализации конкретных проектов Сообщества.

6. Вступление Узбекистана в ЕврАзЭС и объединение ЕврАзЭС и ОЦАС ставят перед Сообществом новые задачи, связанные с реальным включением Узбекистана в интеграционные процессы, а также с использованием организационных структур ОЦАС и накопленного в рамках этой организации позитивного опыта экономического взаимодействия в деятельности ЕврАзЭС. Расширение Сообщества, видимо, приведет к некоторой «потере темпа» в интеграционном процессе, связанной с необходимостью адаптации Узбекистана к условиям взаимодействия, существующим в «пятерке». В связи с этим очень важно (прежде всего для России), не пытаясь форсировать продвижение Узбекистана по пути интеграции с другими странами ЕврАзЭС, в то же время в максимально возможной степени использовать значительный потенциал этой страны для решения как чисто экономических, так и геополитических задач, стоящих перед Сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.