ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ
Риванна Исламова
аспирантка кафедры «Мировая экономика и МВКО»
ЕврАзЭС: КОНТУРЫ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИКИ
В последней четверти XX столетия стали активно развертываться процессы интеграции групп стран по интересам — процессы регионализации. Фактически весь мир сегодня — это совокупность региональных блоков. Процессы регионализации, создавая замкнутые экономические группировки в целях защиты экономических интересов стран-участниц, не противоречат нарастающей глобализации, так как составляющие этого процесса — интернационализация капитала и производства, трансграничное перемещение факторов производства, углубление и рост торговых, технологических, культурных обменов — наиболее интенсивно протекают именно в рамках интеграционных группировок. Участники региональных группировок стремятся путем объединения своих усилий занять более прочные мирохозяйственные позиции с учетом общих тенденций глобализации и пытаются сообща преодолевать такие угрожающие их экономикам последствия, как утечка капиталов, диспропорции экономического развития.
С этих позиций СНГ представляется одним из крупнейших региональных объединений в мировом хозяйстве. Вопреки общемировым тенденциям развития региональных интеграций хозяйственное взаимодействие стран СНГ характеризуется противоречивым сочетанием интеграционно-дезинтеграционных процессов. Первые связаны с институциональной сферой, вторые затрагивают производство.
Экономической интеграции стран Содружества нет альтернативы и прежде всего потому, что их народно-хозяйственные комплексы остаются взаимозависимыми и взаимодополняемыми.
Особенностью интеграции на экономическом пространстве СНГ является то, что одновременно с попытками становления интеграционных отношений в рамках всего Содружества в практике СНГ получают развитие и другие формы межгосударственного
взаимодействия, знаменующие разноскоростное сближение суверенных республик. Это связано, в частности, с различным пониманием интеграционных целей и задач государствами СНГ.
Первую группу объединений составляют группировки, формирующиеся на базе сугубо региональных интересов — Центрально-Азиатское сотрудничество (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) и ГУУАМ (в составе Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы).
Объединения, нацеленные на ускорение интеграционных усилий и принятие решений по более тесному экономическому и политическому взаимодействию составляют вторую группу. В нее входят более зрелые по степени интеграционных усилий группировки — это Экономический союз России и Белоруссии, а также Таможенный союз, где с целью углубленного сотрудничества во взаимной торговле объединились пять государств — Россия, Белоруссия, Казахстан (с 1995), Кыргызстан (с 1996) и Таджикистан (с 1998).
Причины В свое время образование Таможенного союза (ТС)
создания объяснялось необходимостью ускоренного развития
ЕврАзЭС взаимного сотрудничества между Россией, Беларусью
и центрально-азиатскими республиками. Углубление процесса экономического и политического сотрудничества в этом субрегионе совершенно не противоречило задачам интеграционного развития в рамках всего региона, т.е. СНГ. Термин «таможенный союз» изначально использовался не как характеризующий достигнутый уровень интеграционного взаимодействия, а как определяющий цель данного объединения.
Понимание необходимости дальнейшего углубления взаимовыгодного сотрудничества между странами для устранения негативных последствий дезинтеграции заставило страны двигаться дальше в плане укрепления интеграционных усилий, и в 2000 г. Таможенный союз был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Основная задача новой организации — изменение качественного содержания бывшего ТС и создание на его базе полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективным механизмом реализации принятых решений. Отличительные черты ЕврАзЭС:
• укрепление механизма реализации задач (как известно, интеграционный комитет ТС был неспособен обеспечить выполнение принятых решений);
• четко выраженный международный статус (для повышения статуса новой организации было принято решение о ее регистрации в качестве субъекта международного права в Секретариате Организации Объединенных Наций);
• новый порядок принятия решений (не на основе консенсуса, а большинством голосов).
ЕврАзЭС представляет собой пример классической субрегиональной группировки внутри регионального объединения -СНГ. Принципиальной особенностью подобного образования в рамках большого регионального объединения является его полная открытость для присоединения других членов из состава последнего.
Все страны - участницы ЕврАзЭС являются стратегически важными партнерами для России. Белоруссия, ввиду своего географического положения, — это своего рода первая «линия обороны» в свете продолжающейся экспансии блока НАТО к границам СНГ. Именно через Белоруссию проходит единственно приемлемый коридор для российского экспорта на Запад, установлен благоприятный климат для транзита российских экспортных потоков (транспортный тариф здесь почти на 20% ниже, чем, например, на Украине).
Вступая в более тесное взаимодействие с центрально-азиатскими республиками, Россия обеспечивает сохранность своих южных и юго-восточных рубежей и для республик является единственной силой, способной реально противостоять экспансии радикального исламизма.
Цели Согласно договору об учреждении Евразийского
нового экономического сообщества оно создается для
сообществ эффективного продвижения процесса формирования ТС и а Единого экономического пространства [1]. Основные
задачи ЕврАзЭС в области внешнеторговой и таможенной политики — совершенствование режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования, согласованной системы преференций (т.е. цели любого таможенного союза), а также выработка согласованной позиции государств во взаимоотношениях с Всемирной торговой организацией (ВТО) и другими международными экономическими структурами, введение унифицированного порядка валютного регулирования и контроля.
В области экономической политики предусмотрена согласованная структурная перестройка, разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития.
Финансирование деятельности ЕврАзЭС исходит из количества Финансировани голосов и пропорционально торгово-экономическому е. Порядок потенциалу стран-участниц. Осуществляется оно за
принятия счет бюджета Сообщества, который на каждый год
решений разрабатывает Интеграционный комитет по
согласованию с государствами - членами объединения. Бюджет формируется за счет долевых взносов согласно следующей шкале: Россия - 40%, Белоруссия и Казахстан по 20%, Кыргызстан и Таджикистан по 10% [см. 1].
Основные органы управления — Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея и Суд ЕврАзЭС. Все решения Интеграционного комитета принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Количество голосов каждой из договаривающихся сторон соответствует ее взносу в бюджет Сообщества. Согласованный процент голосов — это компромисс, принятый на основе экономического состояния каждой страны и ее потенциала.
Роль ЕврАзЭС ЕврАзЭС занимает самое весомое место в составе как СНГ по всем макроэкономическим показателям, за
субрегионально ним в порядке убывания следуют Экономический го объединения союз России и Белоруссии, ГУУАМ и ЦентральноАзиатское сотрудничество (табл. 1).
Таблица 1
ДОЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СТРАН СНГ ПО ОСНОВНЫМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ В ИТОГОВЫХ ДАННЫХ ПО СОДРУЖЕСТВУ В 1999 Г., %
Региональные объединения стран СНГ ВВП Продукция промышленности Продукция сельского хозяйства Розничный товарооборот ВВП в 2000 г. в % к 1990 г.
СНГ в целом 100,0 100,0 100,0 100,0 62,2
Экономический союз России и Белоруссии 71,3 67,0 55,4 74,7 65,3
ЕврАзЭС 78,0 71,8 63,0 79,4 65,4
ЦАС 12,7 11,4 20,4 13,5 75,4
ГУУАМ 20,1 26,9 35,9 19,9 43,6
Источник: Мацнев Д. Макроэкономика стран СНГ: десятилетие реформ //
Российский экономический журнал. 2001. №5-6. С. 68.
ЕврАзЭС объединила страны с неодинаковым уровнем экономического развития, разными моделями реформ; страны
имеют также заметные отличия в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом (табл. 2).
Таблица 2
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАН - УЧАСТНИЦ ЕВРАЗЭС
Страна ВВП в 2000 г. в % к 1991 г. Уд.вес ВВП в % к итогу по СНГ (2000 г). Уд. вес внешнеторг. оборота в 2000 г. в % к итогу по СНГ Уд. вес экспорта в страны СНГ в общ. объеме экспорта (%) Уд. вес импорта из стран СНГ в общ. объеме импорта (%) Уд. вес страны во взаимном эксп.-имп. стран СНГ (%, 2000 г.)
Эксп. Имп.
Беларусь 89,7 3,5 7,4 60 71 15,4 18,7
Казахстан 77,9 5,3 6,6 26 55 8,3 8,6
Кыргызстан 72,0 0,4 0,5 41 54 0,7 0,9
Россия 69,1 72,7 63,7 13 34 47,8 36,3
Таджикистан 41,0 0,3 0,7 48 83 1,3 1,7
Источник. Основные макроэкономические показатели стран СНГ. 1995-
2000.
М.. Статкомитет СНГ. 2001. С. 10.
Страны существенно отличаются по части структурных преобразований. Дальше всех в этом направлении продвинулись Казахстан, Россия, Кыргызстан; Белоруссия пока не спешит с реформами, а Таджикистан является государством с послевоенной экономикой.
За время существования ЕврАзЭС уже удалось добиться положительных результатов. Во взаимной торговле стран-участниц действует режим свободной торговли товарами, не применяются ни таможенные пошлины, ни налоги и сборы эквивалентного действия, ни количественные ограничения; общий таможенный тариф для трех стран был согласован на 60%, а Кыргызстан и Таджикистан принимают меры поэтапного присоединения к нему [2]. По экспертной оценке, для окончательного формирования ТС необходимо 80% (для сравнения — в ЕС достигнут уровень около 90%) [3]. Страны приступили к разработке общей платежнорасчетной системы, ведется работа по формированию Транспортного союза. За первый год существования ЕврАзЭС рост товарооборота между странами внутри сообщества составил 38% [4], что характеризует прогрессивные изменения в работе объединения.
Одним из наиболее ярких проявлений современного процесса ЕврАзЭС и ВТО: глобализации является постепенное вступление
трудный путь стран мира во Всемирную торговую организацию
в мировое (ВТО). Почти все страны СНГ хотят быть членами
хозяйство ВТО, надеясь на расширение торговли и, как
следствие, на экономический рост.
Первым из государств СНГ в декабре 1998 г. в ВТО вступил Кыргызстан. Причем сделал он это неожиданно для своих партнеров по Таможенному союзу, которые в то время вели с Кыргызстаном интенсивные консультации по совместным действиям относительно ВТО.
Установив низкие ставки импортных таможенных пошлин, Кыргызстан открыл свой внутренний рынок для иностранных товаров и, потенциально, — внутренний рынок стран «пятерки».
Однако, по мнению директора Сводного департамента зоны свободной торговли Исполкома СНГ профессора В. Покровского, вступление Кыргызстана, Грузии и Молдовы в ВТО привело к ухудшению многих экономических показателей. В частности, в Кыргызстане снизились объемы торговли, уменьшились средняя номинальная заработная плата и пенсия [5]. Поэтому торопиться здесь не следует. Стоит хорошо подумать над совместной защитой наиболее уязвимого сектора — аграрного комплекса, чтобы не превратиться в общемировую «свалку» некачественного продовольствия.
Быстрое открытие внутренних рынков для иностранных товаров и услуг может резко ухудшить конкурентоспособность некоторых производств; из-за снижения импортных пошлин сократятся поступления в Федеральный бюджет; к тому же членство в организации ограничит свободу государства в применении тех или иных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходима разработка совместной программы вступления в ВТО.
В заявлении глав государств ЕврАзЭС отмечалось, что деятельность в области внешнеторговой политики будет направлена на выработку согласованной позиции государств во взаимоотношениях с ВТО. И единственно целесообразным выходом представляется ускорение формирования полноценного Таможенного союза и вступление в ВТО в качестве единой таможенной территории. История ВТО имеет прецеденты присоединения к ней единой таможенной территории (ЕС и Меркосур). По правилам вступления в эту международную
организацию в качестве единой таможенной территории странам ЕврАзЭС необходимо прежде всего утвердить общий таможенный тариф и обеспечить условия его действия.
Литература
1. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Ст. 2 // Информ. бюллетень ЕврАзЭС №1. Алматы. 2001.
2. Исламова Р. Евразийское экономическое сообщество: цели, задачи, перспективы // Центральная Азия и Кавказ. № 1. 05.01.2001.
3. Исингарин Н. О перспективах ЕврАзЭС // Панорама. Казахстан. № 20. 25.05.2001.
4. Назарбаев Н. Вместе мы можем сопротивляться глобализации // Независимая газета. № 78. 29.04.2001.
5. Покровский В. Миф об экономическом равноправии // Независимая газета. 10.10.2001.