Научная статья на тему 'Развитие интеграции рынков информационных и финансовых услуг на примере депозитарно-клиринговой деятельности'

Развитие интеграции рынков информационных и финансовых услуг на примере депозитарно-клиринговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграции рынков информационных и финансовых услуг на примере депозитарно-клиринговой деятельности»

© 2003 г. В.Л. Горбачев, В.М. Желтоносое, Ю.О. Колотое

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИИ РЫНКОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ДЕПОЗИТАРНО-КЛИРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях, когда субъекты отечественного финансового рынка находятся на начальном этапе своего развития и отсутствуют отлаженные механизмы взаимодействия его элементов, развитие информатизации во многом зависит от того, насколько информационно-производственная инфраструктура способна создать эффективный рынок финансовых услуг. При этом важно исследование проблемы организации общей информационной базы для функционирования инфраструктурных субъектов последнего. Современные передовые технологии позволяют это осуществить на практике.

Постановка задачи формирования действенной системы расчетов обусловлена определением специфических особенностей платежных систем, уточнением требований к создаваемой системе в современных условиях, выбором модели.

К примеру операции на фондовом рынке опосредованы денежными расчетами, что делает необходимым создание интегрированной системы финансовых посредников - профессиональных участников рынка ценных бумаг, работающих по единым принципам.

В Южном федеральном округе (ЮФО) на начало 2003 г. зарегистрировано около 24 тыс. акционерных обществ, из них более 7 тыс. - открытых, и все они - участники регионального фондового рынка. О состоянии последнего можно судить по показателю регистрации новых выпусков ценных бумаг. Так, в течение 2002 г. 1385 эмитентов ЮФО зарегистрировали 1559 выпусков ценных бумаг на общую сумму 7,5 млрд р. В четвертом квартале 2002 г. -442 эмиссии акций. Это на 31 больше, чем в третьем, и на 100 эмиссий больше, чем во втором квартале 2002 г. Позитивная динамика отражает определенную активизацию процесса. Ряд эмитентов ЮФО проводили эмиссии ценных бумаг, связанные с присоединением других коммерческих организаций, что говорит об укрупнении и концентрации финансовых и конкурентных ресурсов. Так, среди субъектов РФ, входящих в ЮФО, больше всего сделок как по количеству, так и по объему заключается в Ростовской области. Значительно меньше в Волгоградской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Большинство сделок, заключенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг в 2002 году, составляли сделки по купле-продаже акций акционерных обществ, допущенных к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, наименьшее количество - с облигациями Федерального займа [1, с. 81-84].

Согласно точке зрения ряда авторов, требуется трансформация финансового рынка, которая предусматривала бы единство торговой, депозитарной,

расчетно-клиринговой и информационной инфраструктуры [2, с. 194]. Из этого следует, что для системы операционных расчетов приоритетна функция взаимодействия этих институтов рынка, в рамках единой (интегрированной) депозитарно-клиринговой системы региона.

Назначение депозитарно-клиринговой системы - информационное взаимодействие между инвестором (клиентом) и финансовыми институтами, позволяющая клиенту осуществлять следующие финансовые операции: ведение счетов (все виды операций по счетам), расчет налогооблагаемой прибыли, реализация биржевых поручений (по договору комиссии или поручительства и получение обратной информации о ходе торгов) и т.д.

Указанная система использует предоставляемые телекоммуникационными компаниями услуги на праве аренды технических средств и программного обеспечения для автоматизации депозитарно-клиринговой деятельности. При этом открывается возможность стандартизации использования программного обеспечения и принципов ведения депозитарно-клирингового учета.

Подобного рода доступ к телекоммуникационной инфраструктуре в мировой практике получил название модели ASP (application service provider) -организации, которая на условиях аренды и в режиме аутсорсинга предоставляет клиентам доступ к ИТ-инфраструктуре и программному обеспечению. [3, с. 73]

Выделение бизнес-процессов на финансовом рынке в интегрированную депозитарно-клиринговую систему - это общепринятый системный подход. Известно, что система может быть выделена тогда, когда связи внутри нее гораздо сильнее или глубже, чем ее элементов с внешней средой. Поскольку предлагаемый механизм взаимозачета на фондовом рынке позволяет участникам использовать одну систему для обмена документами со всеми инфраструктурными организациями, осуществляющими расчеты, то принципы системного подхода должны являться базовыми для построения организационной структуры интегрированной депозитарно-клиринговой системы.

В технологическом смысле предлагаемая система представляет собой совокупность средств вычислительной техники и сопряженного с ним программно-алгоритмического обеспечения, реализующих правила и стандарты совершения сделок на фондовом рынке. На данный момент развития коммуникационных технологий, единственным общедоступным средством для организации широкомасштабного удаленного информационного взаимодействия является сеть Интернет, которая и должна быть использована в качестве передающей среды для построения информационного обмена внутри депозитарно-клиринговой системы.

Отметим, что основной отличительной особенностью Интернета как новой коммуникационной среды является возможность одновременного взаимодействия с большим количеством клиентов в режиме реального времени,

что особенно актуально с учетом масштабов страны и известных диспропорций в распределении финансовых потоков (рис. 1).

М-------► - услуги телекоммуникационной сети

Рис. 1. Модель интегрированной депозитарно-клиринговой системы

В современных условиях существуют объективные возможности замены финансовых посредников информационными, что с успехом может быть реализовано в предлагаемой модели. Функциональные информационные услуги все больше становятся катализатором метаморфоз стоимости вплоть до организации движения финансового капитала в виде ряда трансакций.

Поэтапное перемещение электронного документа в процессе реализации финансовых трансакций отражено на рис. 2. Запрос инвестора в форме электронного документа по коммуникационной сети поступает в систему электронной обработки данных (информационный посредник), в которой дешифруется и контролируется на предмет правильности оформления (при наличии ошибок осуществляется процедура возврата электронного документа).

Рис. 2. Алгоритм обработки документов в депозитарно-клиринговой системе при операциях на фондовом рынке

Далее электронный документ поступает участникам торговых операций, которые в свою очередь контролируют остатки средств на своих счетах в коммерческих банках и при условии платежеспособности клиента оформляют заявку на операции с ценными бумагами. На следующем этапе в процесс включаются финансовые посредники фондового рынка, выполняющие функции взаимозачета всех требований. В итоге инвестор получает в электронном варианте документ, заверенный электронной цифровой подписью всех участников сделки, подтверждающий окончательный расчет на условиях поставка против платежа.

Отметим, что до последнего времени использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) при заключении сделок на финансовых рынках признавалось допустимым, если в законе, ином правовом акте или соглашении сторон

не будет установлена сама возможность подобных подписей и определенный порядок. При этом нарушение хотя бы одного из этих требований могло служить достаточным основанием для оспаривания сделки [4, с. 597].

Как следствие, до 2002 г. ЭЦП не могла применяться по причине отсутствия законодательной базы. Принятие и ввод в действие Федерального закона РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.02 г. № 1-ФЗ обеспечило правовые условия исполнения ЭЦП в электронных документах и явилось важным шагом вперед в развитии электронной коммерции и всех услуг и технологий, связанных с авторизацией и идентификацией в виртуальной среде.

Отметим, что это основа так называемой новой экономики, приоритетность ее развития отмечена в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.) [5], в соответствии с которой современные отрасли экономики должны основываться на использовании информационных технологий, в частности, отмечена необходимость опережающего развития инфраструктуры связи, что в свою очередь позволит создать условия для ускоренного развития российского финансового рынка.

Следует отметить, что предлагаемая модель корреспондирует со структурой коммуникационной сети типа «штурвал», предложенной профессором кибернетики А. Бевеласом. Он пришел к выводу, что сильно централизованные сети указанного типа предпочтительнее при выполнении рутинных заданий. Г. Ливитт в 1951 г. в результате эксперимента обнаружил, что в структуре «штурвал» задания выполнялись значительное быстрее, чем в иных рассматриваемых типах: «круг», «цепь», «сильно связанный граф» (рис. 3) [6, с. 110].

Цепь

Рис. 3. Основные виды: структуры коммуникационной сети малой группы

Другой исследователь, Р. Шоу, ввел показатель «насыщение» для рассматриваемых типов коммуникационных сетей, сходный с информационной перегрузкой, который характеризовал требования в отношении приема и передачи информации, при этом перегрузка была наибольшей у индивида А в «штурвале». [6, с. 120 - 121]. В нашем случае, положению индивида А соответствует система электронной обработки данных, отсюда, только технологически подготовленный центр обработки и передачи информации по финансо-

вым трансакциям способен выполнять эти функции в столь значительных объемах.

Представляется, что принятие стандартов электронного документооборота, т.е. передача и прием документов, формирование различных запросов и отчетов в электронном виде позволит осуществлять контроль по каждой операции в режиме реального времени. Электронная отчетность дает инвестору возможность извлекать только ту информацию, которая ему необходима. Эго достигается посредством передачи данных из депозитарно-клиринговой в программную систему электронных таблиц инвестора, который может сортировать информацию в привычном для себя формате. При этом необходимо принятие регламентов по шифрованию сообщений и использованию электронных документов при взаимодействии участников финансового рынка, а также организации процедуры выдачи ключей шифрования и верификации сообщений (электронных документов).

Необходимо учитывать, что большинство таких систем требует крупных начальных вложений, и поэтому общие издержки у них высоки. В то же время предельные издержки на обработку одного дополнительного документа очень малы. Таким образом, с ростом объема операций величина средних издержек падает (эффект масштаба). Главная проблема в том, чтобы обеспечить достаточный объем операций и сделать услуги электронной системы платежей выгодными.

В перспективе целесообразно объединение системы депозитарноклирингового обслуживания с расчетной сетью Банка России, так как, поставки ценных бумаг, в значительной мере связаны со встречными денежными переводами и необходимостью организации поставок против платежа, и многие участники системы являются кредитными организациями. Отметим, что оптимальным способом применения принципа поставка против платежа является электронная сеть / система расчетов и передача ценных бумаг по регистру, подобная системе Федерального банка в Нью-Йорке, созданной для государственных ценных бумаг. Последняя образуется, когда и покупатель, и продавец используют один и тот же банк для хранения ценных бумаг и денежных средств. [7, с. 73]

Полагаем, что реализовывать через созданные электронные каналы необходимо максимально возможное число финансовых услуг (в частности, депо-зитарно-клиринговая система, в перспективе, может стать основой дистанционной работы на рынке удаленного страхования). Эго позволит, с одной стороны, повысить потребительскую ценность такого финансового портала, а с другой - сократить сроки возврата инвестиций.

Модель депозитарно-клиринговой системы может быть эффективной при выполнении основных требований:

- надежности и стабильности, исключающих всякую возможность любых отклонений от нормального ее функционирования и тем более краха;

- быстроты и точности проведения операций при минимальных затратах в режиме реального времени;

- одинаковых условиях и возможностях для всех пользователей системы, допуск к которой производится в соответствии с предварительно установленными и едиными для всех требованиями.

Но в отдельном регионе невозможно создать эффективно функционирующую рыночную инфраструктуру, поэтому необходимо учитывать межрегиональные и межнациональные связи. И по мере создания единого телекоммуникационного пространства, отработки технических и технологических решений, повышения качества средств защиты и безопасности данных, можно включить в систему депозитарно-клиринговых расчетов все заинтересованные финансовые институты.

Предлагаемая модель развития интегрированных депозитарноклиринговых систем на базе информационных технологий отличается экономической обоснованностью и позволяет выделить основные факторы, способствующие оптимизации финансовых расчетов на региональных рынках:

1) стимулирование процесса обездвиживания и дематериализации ценных бумаг раннее выпущенных в документарной форме, т.е. возможность регистрации и торговли ценными бумагами оформленными в виде записей на счетах, что позволит проконтролировать соблюдение правила поставка против платежа;

2) снижение времени нахождения финансовых ресурсов организаций и банков в расчетах, ускорение обращения денежной массы, поскольку исключаются другие расчетные системы и межбанковские переводы;

3) стимулирование активности частных инвесторов на рынке ценных бумаг путем создания эффективного механизма индивидуальных инвестиционных схем, что сделает возможным использование значительного инвестиционного потенциала сбережений населения;

4) ускорение интеграции России в единое мировое экономическое пространство путем установления взаимных отношений с международными де-позитарно-клиринговыми системами (Еигос1еаг, Оса^гсат. ЬйегееШе), что также позволит осуществлять операции с ценными бумагами не только на конкретном биржевом рынке, но и проводить любые финансовые операции в различных странах.

Необходимость внедрения предложенной модели очевидна с учетом рас-четно обоснованных прогнозов эластичности спроса на телекоммуникационные услуги в ЮФО на базе роста валового регионального продукта (ВРП) в Краснодарском крае. Для этого целесообразно использовать коэффициент эластичности спроса, исчисляемый по формуле:

Кэл = (Ау / Ах) х/у,

где Кэл - коэффициент эластичности спроса на новые услуги телекоммуникации; у - объем спроса новых услуг телекоммуникаций в расчете на одного

пользователя; Ду - прирост величины у; х - объем ВРП на душу населения; Дх - прирост ВРП.

Объем ВРП, согласно данным Госкомстата по Краснодарскому краю, в 2002 г. составил 230 млрд р., плановый объем ВРП в 2003 г. достигнет 241,5 млрд р. (с учетом прогнозируемых темпов роста ВРП на 5 %).

В нашем случае этот показатель для депозитарно-клиринговой системы составит:

Кэл = (2,042 / 1,05) (41,8 / 0,606) = 133,8 %.

Исходя из этой информации, коэффициент эластичности спроса на услуги депозитарно-клиринговой системы в зависимости от дохода равен 1,33. Он показывает, что 1% прироста ВРП даст прирост реализации новых видов телекоммуникационных услуг на финансовых рынках 133,8 %.

Следовательно, прогноз прироста удовлетворенного спроса на услуги телекоммуникаций на финансовых рынках с учетом коэффициента эластичности (133,8 %) составит 669 % (133,8 х 5), т.е. в прогнозируемом году реализация услуг телекоммуникаций на финансовых рынках по сравнению с предшествующим годом составит 769 % и достигнет 4,66 тыс. р. (0,606 х х 769 / 100) на одного среднего пользователя.

При этом важно отметить, что по прогнозам специалистов плотность пользователей Интернетом в России должна существенно возрасти (2005 г. -4,3 %, 2010 г. - 10,7, 2015 г. - 27,0 %), или соответственно прогнозируется 6, 15 и 38 млн пользователей [3, 8].

Процесс освоения предлагаемой системы завершается, когда затраты различных ресурсов по внедрению депозитарно-клиринговой системы стабилизируются и дальнейшее их снижение становится незначительным.

Корреляционная зависимость искомых затрат по внедрению системы рассчитывается по формуле [9, с. 17]:

ОТ/Мк)'ь,

где Б! - текущие затраты на перевод трансакций в депозитарно-клиринговую систему в момент периода; Б: - затраты на первый перевод трансакций в системе; И- - общее количество сделок в определенном временном интервале; N

- количество сделок в конкретный день; Ь - показатель степени, характеризующий уровень темпа относительного снижения затрат на перевод трансакций.

В нашем случае в качестве исходных данных для определения коэффициента Ь, характеризующего уровень темпа относительного снижения затрат на осуществление трансакций, используются сведения о реальных трансакционных издержках, имеющих место при функционировании расчетной системы. Так, на начальном этапе внедрения системы величина Б: равна 0,31 р., значения величин ]Чк, N устанавливаются на основе имеющихся статистических данных [10], а текущие затраты на перевод одной трансакции в системе на

конец внедрения прогнозируется в соответствии с данными Филиала «Центр новых технологий» ОАО «ЮТК».

В условиях рассматриваемого примера принимаем Nt = 54167 операций в день; Nk = 15,6 млн операций в год. Отсюда сделаем расчет по формуле (2):

S = 0,31 (54167 / 15600000)^°62 = 0,44 р.

Предложенная модель депозитарно-клиринговой системы - основа интеграции телекоммуникационного и финансового рынков, позволяющая использовать существующие инфраструктурные возможности. В свою очередь, предпосылкой развития услуг информационных посредников на финансовых рынках является создание операторами связи производственно-коммерческих структур, специализирующихся на внедрении новых услуг телекоммуникаций, выступающих в качестве инфраструктурной основы развития финансовых трансакций на базе информационных технологий.

Статья выполнена при содействии Российского гуманитарного научного фонда, грант № 03-02-00-00386 А/Ю.

Литература

1. Южный федеральный округ, 2002 // Информационно-аналитический материал Госкомстата России. Ростовский областной комитет государственной статистики. Ростов н/Д, 2003.

2. Краев А.О., Коньков КН., Малеев П.Ю. Рынок долговых ценных бумаг. М., 2002.

3. Модель ASP. Перспективы в России // Эксперт. 2002. № 24.

4. Комментарий ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации // Редакция журнала «Хозяйство и право». М., 1995.

5. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.): Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р И «Собрание законодательства РФ», 30.07.2001, № 31, ст. 3295.

6. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980.

7. Хмыз О. Центральный депозитарий // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3.

8. Варакин Л.Е., Москвитин В.Д. Перспективы развития телекоммуникационного комплекса России по 2015 год // Труды международной академии связи. 2001. №2.

9. Федосеев А.А. Повышение эффективности внедрения трансевропейской системы расчетов ТАРГЕТ в российскую банковскую систему // Финансы и кредит. 2002. № 5.

10. Отчет ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю, 2001.

Кубанский государственный университет 5 сентября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.