УДК 323.21(470.345)
Ганин Олег Николаевич
Ganin Oleg Nikolayevich
кандидат философских наук, проректор по учебной работе Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации
PhD in Philosophy, Vice Rector for Academic Affairs, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются особенности развития институтов гражданского общества в Республике Мордовия на современном этапе. Отмечена деятельность Общественной палаты РМ, направленная на решение межконфессиональных, межэтнических проблем, задач общественного контроля над деятельностью органов государственной власти.
The article discusses the features of the current civil society development in the Republic of Mordovia. The author considers the activities of the Public Chamber of the Republic of Mordovia in solving inter-faith and inter-ethnic problems, as well as tasks of social control of public authorities.
Ключевые слова:
гражданское общество, глобализация, некоммерческая неправительственная организация, Общественная палата Республики Мордовия.
civil society, globalization, non-profit non-governmental organization, Public Chamber of the Republic of Mordovia.
Keywords:
Рассматривая различные аспекты и проблемы формирования в России гражданского общества, следует отметить, что указанный процесс возможен только «на наднациональной основе, то есть при условии превращения россиян в политическую нацию, внутри которой национальные различия имели бы исключительно конфессиональный и социокультурный характер» [1, с. 402]. Такой основой может стать общенациональная идея полиэтнического характера.
Задача построения гражданского общества обладает специфической зависимостью от нарастающих в мире глобальных процессов с их неравномерностью, болезненностью, расшатыванием привычных устоев, стереотипов, механизмов принятия решений на всех уровнях, вплоть до международного, что уже сейчас приводит к негативным результатам в различных сферах жизни (снижение роли международных организаций, институтов и национально-государственных суверенитетов, реальная угроза утраты этнокультурной самобытности, усиление региональных конфликтов, рост международного терроризма, антисоциального поведения, общее падение нравственности и культуры). На этом фоне, усугубляющемся неблагоприятной экономической ситуацией, гражданское общество рассматривается нами как один из важнейших механизмов преодоления стоящих перед страной трудностей, активизации человеческого фактора, сплочения и мобилизации граждан. Это подтверждается серьезным вниманием к затрагиваемым вопросам со стороны государственной власти.
Согласно аналитическому докладу Общественной палаты Республики Мордовия «Состояние гражданского общества в Республике Мордовия в 2010-2011 годах» (2012), органами государственной власти Мордовии предпринимаются последовательные действия для укрепления диалога между общественными объединениями и властью, создания предпосылок для дальнейшего развития институтов гражданского общества в республике. В регионе продолжается осуществление политики, направленной на поддержку участия граждан в работе общественных организаций, добровольческой деятельности, благотворительности и в местном самоуправлении [2].
По данным Министерства юстиции РМ, на сегодняшний день общее количество юридических лиц, являющихся общественными объединениями, в регионе составляет 1625 (в 2011 г. -1425), в том числе 434 религиозные организации, 284 - некоммерческие, 255 - профсоюзные [3].
Следует отметить, что особенности Республики Мордовия, ее полиэтнический, поликонфессиональный характер, общий низкий уровень благосостояния населения при заметном имущественном расслоении заставляют обратить серьезное внимание на вопросы укрепления духовности, сохранения и приумножения потенциала культуры как основы единства гражданского общества в республике.
Поддержка институтов гражданского общества в нашей стране является главной задачей Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат. Занимаясь
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 7)
экспертизой законодательных инициатив и решений органов исполнительной власти, общественным контролем и консолидацией общественного мнения, а также укреплением межнационального согласия, развитием спорта и волонтерского движения, совместной работой с общественными советами, созданными при органах власти, члены федеральной и региональных общественных палат фактически выявляют формы гражданской активности и помогают им воплощаться в жизнь.
Работа общественных объединений в Республике Мордовии осуществляется за счет различных финансовых ресурсов. Один из существенных источников - государственная поддержка. Так, согласно распоряжениям Президента РФ, в 2014 г. было проведено три конкурса среди некоммерческих неправительственных организаций на получение президентских грантов в области социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Размер субсидий из федерального бюджета для этих целей составил около 3,7 млрд руб. Половина суммы была направлена правозащитникам. Следует отметить, что проекты в сфере защиты прав и свобод человека впервые получили такую внушительную государственную финансовую поддержку.
Активность некоммерческих организаций Республики Мордовия на фоне других регионов достаточно высока. Представители республики не только выдвигают свои проекты на президентские конкурсы, но и используют такой способ поддержки, как краудфандинг, или «народное финансирование», поскольку на начальном этапе осуществления проекта важна любая финансовая помощь.
Современные исследователи, характеризуя глобальные тенденции, часто говорят об открытом обществе, значимости и реальной силе знаний, мире без границ и человеке как гражданине мира, опасном несоответствии между глобальным масштабом возникающих проблем и ограниченными подходами и методами их решения, взаимозависимости и взаимоуязвимости мира. Важнейшей сущностной характеристикой глобализации при всей многочисленности ее трактовок признается создание нового качества всеобщности социального бытия, формирование глобального сообщества, в рамках которого иные социальные образования, в том числе национально-государственные, выступают как более или менее самостоятельные структурные единицы.
Формирование гражданского общества в России и ее регионах тесным образом связано с созданием условий для сохранения индивидуальности личности и культурного разнообразия. Сохранение, поощрение последнего и в то же время недопущение конфликтов между представителями различных религиозных конфессий, объединений - ключевое условие устойчивого человеческого фактора. В этом процессе важную роль играет государственная политика, осуществляемая в партнерстве с частным сектором и гражданским обществом.
Взаимодействие институтов гражданского общества и органов государственной власти в межнациональной и межконфессиональной сферах представляется нам едва ли не главной целью в русле обозначенной проблемы, поскольку именно в области межэтнических отношений сосредоточены многие проблемы и трудности социально-экономического и территориального развития, работа над которыми подразумевает разрешение конфликтных ситуаций, противостояние разжиганию межнациональной розни, оказание помощи гражданам.
Так, одним из потенциальных мотивов напряженности в нашей республике выступает популярное в определенных кругах представление об искусственном объединении эрзя и мокши в один этнос - мордву, вытекающей из этого необходимости создания отдельных республик, что полностью игнорирует многовековую историю существования мордвы как единого народа, а также современные социальные тенденции в развитии этноса, где нет места проявлениям сепаратизма. Последнее было подтверждено в ходе общественных слушаний «Опыт Мордовии по развитию этнокультурной и гражданской идентичности: проект для финно-угорских народов России», состоявшихся в Общественной палате РФ 10 февраля 2015 г. [4].
29 октября 2014 г. в Саранске прошло совещание-семинар с некоммерческими организациями и представителями различных конфессий на тему «Взаимодействие государственных, муниципальных, контрольных, надзорных органов и религиозных организаций». Организаторами этого мероприятия выступили Администрация Главы РМ, Управление Министерства юстиции РФ по РМ, Министерство по национальной политике РМ, Прокуратура РМ, Общественная палата РМ.
Участниками совещания было отмечено, что религия, с недавних пор оказавшись в центре внимания общества, стала рассматриваться как база общественной морали. Часть новообращенных в различных конфессиях бывает очень требовательна к своим собратьям по вере и людям других взглядов, однако Россия - светское государство, и, чтобы не возникало проблем, представителям разных религий нужно с пониманием относиться друг к другу, говоря на общем языке. Только при таком отношении религии способствуют установлению мира и согласия в регионе и стране в целом.
В ходе мероприятия было сказано, что в Мордовии на сегодняшний день не выявлено нарушений, связанных с разжиганием национальной и религиозной розни. Тем не менее религиозным
деятелям нужно больше общаться, поддерживая межнациональное и межконфессиональное согласие в республике. Кроме того, в становлении современного гражданского общества более активную роль должны играть религиозные организации, традиционные для России. Они должны быть включены в общественную деятельность всех уровней, так как, реализуя свои общественно значимые проекты, могут стать опорой граждан в борьбе с социальными болезнями [5].
Исследователи отмечают, что однозначно оценить степень влияния некоммерческих неправительственных организаций на этнокультурную жизнь республики трудно. Они не относятся к числу массовых движений. Часто для решения языковых и культурных проблем организации используют прямые контакты с представителями власти районного и республиканского уровней, а также культурной и научной элиты. В этом отношении их влияние нельзя недооценивать: «Разумеется, республиканские власти имеют свою позицию по вопросам культурно-языковой и образовательной политики, однако мнение общественных организаций также ими учитывается» [6, с. 7].
Проблема консолидации общества и социализации власти приобретает тем большую актуальность, чем в более тяжелой ситуации находится страна. Это имеет прямое отношение к сегодняшней России. Помимо кризисных явлений, объясняемых внешнеполитическими событиями, недовольство общественности вызывают коррупция, отсутствие действенной судебной власти, бюрократизм и т. д. Цели построения демократического правового государства подчинено объединение усилий гражданского общества, бизнеса и власти для решения многочисленных социальных задач: проблем многодетных и малоимущих семей, пенсионной сферы, использования инструментов общественного контроля и независимой оценки качества социальных услуг в области здравоохранения и образования и т. д. Здесь важно развивать механизмы общественного контроля, модели активного и эффективного воздействия общественных организаций на органы государственной власти. Об этом говорили участники IV Социального форума России (Москва, 27-28 октября 2014 г.), главной темой которого стало партнерство власти и общества при защите социальных прав граждан. По мнению секретаря Общественной палаты РМ Н.В. Долматовой, представлявшей Мордовию на этом форуме, чтобы двигаться в указанном направлении, следует инициировать создание закона об общественном контроле на региональном уровне с учетом поправок, которые вносятся в настоящее время в соответствующий федеральный закон; привлекать к сотрудничеству социально ответственный бизнес; развивать опыт взаимодействия Общественной палаты РМ с министерствами и ведомствами через работу общественных советов: «Это те самые общественные контролеры, которые, владея профессиональными знаниями, представляют общественные организации... Необходимо, чтобы общественные советы были инструментом не имитации, а реального влияния на развитие той или иной отрасли» [7].
Становление правовой государственности занимает длительное историческое время. Оно совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Перемены в характере государства наступают только при смене парадигмы общественного развития, то есть при переходе общества к новым методам решения социальных, политических и экономических проблем развития, подразумевающих вовлечение институтов гражданского общества. Что касается Республики Мордовии, то здесь важно пробуждать гражданскую активность населения, гораздо более озабоченного материальными проблемами.
Ссылки:
1. Гуторов В.А. Современные концепции гражданского общества // Гуторов В.А. Политика: наука, философия, образование. СПб., 2011. С. 394-402.
2. Состояние гражданского общества в Республике Мордовия в 2010-2011 годах [Электронный ресурс]: аналит. докл. Саранск, 2012. URL: http://oprm.e-mordovia.ru/file/27776 (дата обращения: 09.04.2015).
3. Там же.
4. Развитие этнокультурной и гражданской идентичности [Электронный ресурс]. 2015. 10 февр. URL: http://e-mordo-via.ru/news/view/23256 (дата обращения: 09.04.2015).
5. Представители Общественной палаты РМ обсудили взаимодействие государственных и религиозных организаций [Электронный ресурс]. 2014. 31 окт. URL: http://www.e-mordovia.ru/news/view/22277 (дата обращения: 09.04.2015).
6. Кевбрин Б.Ф., Айзятов Ф.А. Перспективы функционирования общественных организаций Республики Мордовия // Инновационные процессы в развитии современного общества : материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Саранск, 20 октября 2014 г.). Саранск, 2014. С. 5-8.
7. IV Социальный форум стал эффективной площадкой для объединения усилий гражданского общества [Электронный ресурс]. 2014. 31 окт. URL: http://www.e-mordovia.ru/news/view/22280 (дата обращения: 09.04.2015).