Научная статья на тему 'Место и роль национально-культурных общественных организаций в консолидации финно-угорских народов'

Место и роль национально-культурных общественных организаций в консолидации финно-угорских народов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE NATIONAL POLICY / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ / NATIONAL AND CULTURAL AUTONOMY / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-ETHNIC AND INTER-CONFESSIONAL RELATIONS / ФИННО-УГОРСКОЕ СООБЩЕСТВО / FINNO-UGRIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Азисова Надия Низаметдиновна, Чекушкин Александр Николаевич

Рассматриваются реализация государственной национальной политики в регионе, место и роль национально-культурных общественных организаций в становлении гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Азисова Надия Низаметдиновна, Чекушкин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of National and Cultural Public Organizations for Ethnic and Religious Consolidation of Civil Society (on the Example of Finno-Ugric communities)

The paper deals with the implementation of the state national policy in the region, the place and role of national and cultural public organizations for the development of civil society.

Текст научной работы на тему «Место и роль национально-культурных общественных организаций в консолидации финно-угорских народов»

МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНСОЛИДАЦИИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Н. Н. АЗИСОВА,

кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского (г. Саранск) филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

А. Н. ЧЕКУШКИН,

кандидат исторических наук, докторант кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Становление и развитие гражданского общества составляют одну из главных задач современного российского социума. Национальная консолидация наряду с включением институтов гражданского общества в процессы модернизации экономики и других сфер жизни является приоритетной задачей государства. Значительная роль в развитии в России гражданского общества принадлежит регионам. Во многом благодаря деятельности общественных организаций формируется конструктивный диалог власти и общества, формируется инфраструктура, обеспечивающая успешную повседневную деятельность общественных структур.

Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Мордовия представляет собой систему современных принципов и приоритетов, учитывающую национальные интересы всех ее народов, способствующую развитию их самобытности и равноправного сотрудничества, направленную на использование исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной Мордовии.

Национальные институты гражданского общества на региональном уровне позво-

ляют гражданам совместно вырабатывать цели и достигать их, соединяя собственные усилия, вступая в диалог с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти, отстаивая свои принципы в публичном пространстве.

Приоритетным направлением деятельности по реализации государственной национальной политики в Мордовии являются создание условий для консолидации многонационального и многоконфессионального сообщества республики и дальнейшее повышение ее имиджа в Российской Федерации и финно-угорском сообществе. Консолидация многонационального сообщества во многом происходит за счет взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества: Общественной палаты Республики Мордовия, Координационного совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественного совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, Экспертно-консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Министерстве по национальной политике Республики Мордовия.

Органами исполнительной власти Республики Мордовия совместно с национально-

© Азисова Н. Н., Чекушкин А. Н., 2014

культурными объединениями республики и другими институтами гражданского общества ведется активная деятельность по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, а также по этнокультурному развитию народов, проживающих на его территории. Этому способствует большая работа по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщению к собственным национально-культурным традициям, созданию атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленная на формирование общероссийской гражданской идентичности.

В настоящее время численность населения Мордовии составляет 834 755 жителей (по данным переписи населения 2010 г.) - представителей 119 национальностей: русские (443 737 чел., или 53,2 % общей численности населения республики); мордва (333 112 чел., или 39,9 %); татары (43 392 чел., или 5,2 %); украинцы (3 185 чел., или 0,4 %); армяне (1 342 чел., или 0,2 %); чуваши (812 чел., или 0,1 %); белорусы (794 чел., или 0,1 %); азербайджанцы (707 чел., или 0,1 %) и др. [4].

Реализация государственной национальной политики Республики Мордовия строится на основе создания оптимальных условий и механизмов эффективного решения этнокультурных задач, в формировании и обеспечении которых принимают участие органы государственной власти и местного самоуправления, этнокультурные организации и отдельные граждане. Национальная структура республики в 2000-е гг. подверглась значительным трансформациям, в первую очередь за счет притока мигрантов из ближнего зарубежья. В результате в Мордовии сформировались относительно немногочисленные группы выходцев из республик Северного Кавказа и бывших союзных республик (узбеки, таджики, казахи, грузины, туркмены и т. д.). Так, в 2013 г. за счет мигрантов из стран СНГ численность населения Республики Мордовия увеличилась на 1 630 чел. [2].

Динамизм миграционных движений, связанных с массовым переселением людей, детерминирует множество экономических и социальных проблем (размещение и трудоустройство мигрантов; рост нагрузки на социальную инфраструктуру, в частности, детские сады, школы и больницы; различия национальных и культурных традиций). Он также оказывает дополнительное давление на рынок труда, что выражается в неконтролируемом потоке рабочей силы, входящей в противоречие с интересами граждан, проживающих в регионе, потерявших работу и претендующих на рабочие места, занятые мигрантами, прибывшими в Мордовию на заработки. Более того, мигранты сосредоточены в отраслях, привлекательных для местных жителей, - в торговле, сфере услуг, на транспорте, в строительстве. Работодателям выгодно нанимать на работу гастарбай-теров, которые согласны работать в плохих условиях и за небольшую плату [5].

В целях формирования толерантного отношения к мигрантам, уважительного и терпимого отношения населения к иностранным гражданам различных национальностей, повышения ответственности работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, при УФМС России по Республике Мордовия действует Общественно-консультативный совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы недопущения обострения ситуации на рынке труда в условиях финансового кризиса, предупреждения конфликтных ситуаций среди мигрантов и коренного населения, противодействия экстремистским проявлениям в республике. В работе совета принимают участие представители наиболее крупных предприятий и организаций, привлекающих иностранных работников к трудовой деятельности, представители национальных общественных организаций, средств массовой информации и др.

Основная задача государственной национальной политики - дать возможность каждому этносу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становит-

ся национально-культурная автономия (НКА).

Ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (с изм. и доп.) «О национально-культурной автономии» гласит: «Национально-культурная автономия в Российской Федерации... - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. » [7].

НКА является своеобразным проводником национальной политики и особым инструментом сохранения и развития самобытности, культуры и традиций этнических групп и диаспор.

Стремление народов к сохранению своей национально-культурной самобытности в республике способствовало интенсивному развитию организаций, выполняющих ряд важных функций по созданию равноправных и взаимообогащающих отношений в пределах региона.

По состоянию на 1 июля 2014 г. в ведомственном реестре УФМС России по Республике Мордовия зарегистрировано 1 396 некоммерческих организаций (на 1 июля 2013 - 1 363, на 1 января 2014 -

1 378), в том числе: 596 общественных объединений, 469 религиозных организаций, 292 иных некоммерческих организации, 39 региональных отделений политических партий. Значительную их часть составляют общественные объединения (43 %). Доля религиозных организаций - 34 %, иных некоммерческих организаций - 21 %.

В настоящее время в регионе функционируют 23 национально-культурные общественные организации, 1 национально-культурная автономия регионального уровня - Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар»,

2 национально-культурные автономии местного уровня: Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Респуб-

лики Мордовия, Местная еврейская национально-культурная автономия г. Саранска.

Среди региональных национальных общественных организаций особое место принадлежит Межрегиональному общественному движению мордовского (эрзянского и мокшанского) народа. Движение осуществляет свою деятельность в регионах Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения на принципах добровольного участия, равноправия, гласности и законности. Основными целями движения являются: 1) содействие укреплению мира и установлению общественного межнационального согласия на территории Российской Федерации и Республики Мордовия; 2) содействие консолидации и координации усилий общества в восстановлении, сохранении и укреплении генофонда мордовского населения России и Республики Мордовия; содействие сохранению и возрождению духовных и нравственных ценностей мордовского народа России и Республики Мордовия; 3) оказание всемерной поддержки развитию национальной истории, культуры и образования на территории Российской Федерации и Республики Мордовия; 4) реализация национально-культурных запросов мордовского (эрзянского и мокшанского) народа Российской Федерации и Республики Мордовия; 5) участие в разработке и реализации программ национального развития мордовского населения и регионов его компактного проживания. Участниками движения являются физические лица - граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку движению и активно принимающие участие в его деятельности. В настоящее время в состав движения входят 22 районных объединения по Республике Мордовия и свыше 25 национально-культурных обществ и центров в различных субъектах Российской Федерации. Члены Совета движения активно участвуют в работе многочисленных российских, международных общественных и политических форумов [1].

Следует отметить, что в большинстве регионов России с компактным проживанием мордовского населения национально-

культурных автономий регионального и местного уровней нет. В стране их всего шесть: в Московской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, республиках Татарстан, Башкортостан. Нет мордовских национально-культурных автономий в Оренбургской, Саратовской, Нижегородской областях и еще в 40 регионах, где численность мокшан и эрзян превышает 1 000 чел. В регионах России 50 этнических общностей имеют 521 местную национально-культурную автономию. У татар их - 96, евреев - 75, немцев - 53, казахов - 25, украинцев - 23, чувашей - 15. Мордовия находится на последнем месте в Приволжском федеральном округе по количеству зарегистрированных НКА. По справедливому замечанию М. В. Мосина, нашей республике, серьезно заявившей о себе как о российском центре финно-угров, столь низкий показатель не к лицу [3].

Кроме вышеупомянутых национально-культурных автономий в Мордовии функционируют Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Мордовия, Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» по Республике Мордовия, Молодежное общественное движение мордовского народа Республики Мордовия.

Своеобразную национальную нишу в РМ заняли женские неправительственные организации: Ассоциация мокшанских женщин «Юрхтава», Союз эрзянских женщин «Литова», Мордовская региональная общественная организация татарских женщин «Чулпан», которые способствуют развитию гражданского общества.

В настоящее время деятельность женских общественных организаций направлена на улучшение положения детей и женщин, укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, на защиту материнства, детства и отцовства. Женские организации Республики Мордовия реализуют программы по защите репродуктивного здоровья и материнства, уделяют много внимания вопросам социального обеспечения нуждающихся женщин, ищут возможности пере-

квалификации женщин, потерявших работу, поддерживают семьи и популяризируют семейные ценности и традиции. Союз женщин Мордовии, например, оказывает содействие в повышении роли женщин в политической, экономической, культурной и социальной жизни общества, в защите их прав и интересов. В регионе активно реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», благодаря которой более 3 тыс. семей улучшили свои жилищные условия и около 2 тыс. - начали строительство собственных домов в сельской местности. Республика выступила на российском уровне опорной «площадкой» по созданию нормативно-правовой базы для реализации этой программы. Все это создает условия для развития гражданской активности в сфере поддержки семьи и женских инициатив [6].

Межконфессиональная ситуация в Мордовии характеризуется стабильностью и веротерпимостью. На территории республики зарегистрировано 454 религиозные организации, представляющих 10 конфессий. Доминирующей религией среди населения является православное христианство: в республике действует 396 (84 %) религиозных организаций, относящихся к Мордовской митрополии Русской православной церкви. Второе место по численности верующих среди населения занимает ислам: зарегистрировано 60 организаций (13 %). Количество организаций иной конфессиональной принадлежности - 13 (3 %). Несмотря на преобладание православия и, в меньшей степени, ислама, конфессиональный ландшафт республики достаточно разнообразен: здесь представлены практически все основные протестантские общины (баптисты, лютеране, адвентисты, пятидесятники и т. д.), а также небольшое число сторонников других религиозных конфессий. В целом межнациональные, межконфессиональные отношения оцениваются как устойчивые и весьма комфортные для проживания и жизнедеятельности представителей всех национальностей [5].

В консолидации многонационального общества, повышении национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции. При активном участии общественных организаций проводятся

ставшие уже традиционными национально-фольклорные праздники, такие как «Шум-брат, Мордовия!», «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «Сабантуй» и др.

Существующему межэтническому согласию во многом способствуют стабильная политическая обстановка в республике и реализуемая национальная политика, направленная на сохранение добрососедских межэтнических отношений, развитие национальной культуры и традиций всех народов.

Вместе с тем возрастающая привлекательность региона для мигрантов и необходимость их успешной социокультурной адаптации являются объективными предпосылками межнациональной и межконфессиональной напряженности. К тому же рост частоты, массовости и усложнение национальных конфликтов в России в последние годы свидетельствуют о важности проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер по внедрению норм толерантного поведения во все сферы жизни общества. Комплексный подход, подкрепленный соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, при объединении усилий правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации,

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК -

1. Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// portal.do.mrsu.ru/community_events_people/ organizations/?id=1287. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 09.01.2014.

2. Миграция населения в Республике Мордовия за январь - октябрь 2013 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 09.01.2014.

3. Мосин, М. В. О реализации Федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общественных объединениях» в РМ и регионах РФ с компактным проживанием мордовского народа // Финно-угорский мир. - 2011. - № 1. - С. 4-7.

4. Национальный состав населения Республики Мордовия 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим

учреждений образования и культуры, позволит добиться повышения результативности государственного воздействия на формирование межнациональных и межконфессиональных отношений.

Проводя анализ межнациональных отношений сквозь призму гражданского общества в Республике Мордовия, следует отметить, что в регионе представлена муль-тикультурная модель взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества, опирающаяся на осознание исторических традиций проживающих в республике народов, их культурно-бытовых особенностей жизни, опыта взаимоотношений. Национальная парадигма отражает этно-исторические особенности и современную этносоциальную ситуацию в регионе и призвана способствовать формированию гражданского общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности отдельного человека и всех проживающих в республике народов. Повышение роли этнических сообществ в достижении социального партнерства, межнационального сотрудничества и кооперации, социализации этнокультурных групп, а также в снижении уровня конфликтности в межнациональных отношениях в конечном счете будет способствовать общественной стабильности, улучшению инвестиционной привлекательности региона, повышению качества жизни.

Поступила 05.09.2014

доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/mrd/ru/statistics/population. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 07.12.2011.

5. Республиканская целевая программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 20142020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minnac.e-mordovia.ru. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 09.01.2014.

6. Состояние гражданского общества в Республике Мордовия в 2010-2011 годах : аналит. докл. / отв. ред. В. А. Юрченков ; Общественная палата Республики Мордовия. - Саранск, 2012. - 72 с.

7. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://garant. ru/135765/1/#block_1. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 14.01.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.