МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНСОЛИДАЦИИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
Н. Н. АЗИСОВА,
кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского (г. Саранск) филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»
А. Н. ЧЕКУШКИН,
кандидат исторических наук, докторант кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Становление и развитие гражданского общества составляют одну из главных задач современного российского социума. Национальная консолидация наряду с включением институтов гражданского общества в процессы модернизации экономики и других сфер жизни является приоритетной задачей государства. Значительная роль в развитии в России гражданского общества принадлежит регионам. Во многом благодаря деятельности общественных организаций формируется конструктивный диалог власти и общества, формируется инфраструктура, обеспечивающая успешную повседневную деятельность общественных структур.
Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Мордовия представляет собой систему современных принципов и приоритетов, учитывающую национальные интересы всех ее народов, способствующую развитию их самобытности и равноправного сотрудничества, направленную на использование исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной Мордовии.
Национальные институты гражданского общества на региональном уровне позво-
ляют гражданам совместно вырабатывать цели и достигать их, соединяя собственные усилия, вступая в диалог с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти, отстаивая свои принципы в публичном пространстве.
Приоритетным направлением деятельности по реализации государственной национальной политики в Мордовии являются создание условий для консолидации многонационального и многоконфессионального сообщества республики и дальнейшее повышение ее имиджа в Российской Федерации и финно-угорском сообществе. Консолидация многонационального сообщества во многом происходит за счет взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества: Общественной палаты Республики Мордовия, Координационного совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественного совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, Экспертно-консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Министерстве по национальной политике Республики Мордовия.
Органами исполнительной власти Республики Мордовия совместно с национально-
© Азисова Н. Н., Чекушкин А. Н., 2014
культурными объединениями республики и другими институтами гражданского общества ведется активная деятельность по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, а также по этнокультурному развитию народов, проживающих на его территории. Этому способствует большая работа по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщению к собственным национально-культурным традициям, созданию атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленная на формирование общероссийской гражданской идентичности.
В настоящее время численность населения Мордовии составляет 834 755 жителей (по данным переписи населения 2010 г.) - представителей 119 национальностей: русские (443 737 чел., или 53,2 % общей численности населения республики); мордва (333 112 чел., или 39,9 %); татары (43 392 чел., или 5,2 %); украинцы (3 185 чел., или 0,4 %); армяне (1 342 чел., или 0,2 %); чуваши (812 чел., или 0,1 %); белорусы (794 чел., или 0,1 %); азербайджанцы (707 чел., или 0,1 %) и др. [4].
Реализация государственной национальной политики Республики Мордовия строится на основе создания оптимальных условий и механизмов эффективного решения этнокультурных задач, в формировании и обеспечении которых принимают участие органы государственной власти и местного самоуправления, этнокультурные организации и отдельные граждане. Национальная структура республики в 2000-е гг. подверглась значительным трансформациям, в первую очередь за счет притока мигрантов из ближнего зарубежья. В результате в Мордовии сформировались относительно немногочисленные группы выходцев из республик Северного Кавказа и бывших союзных республик (узбеки, таджики, казахи, грузины, туркмены и т. д.). Так, в 2013 г. за счет мигрантов из стран СНГ численность населения Республики Мордовия увеличилась на 1 630 чел. [2].
Динамизм миграционных движений, связанных с массовым переселением людей, детерминирует множество экономических и социальных проблем (размещение и трудоустройство мигрантов; рост нагрузки на социальную инфраструктуру, в частности, детские сады, школы и больницы; различия национальных и культурных традиций). Он также оказывает дополнительное давление на рынок труда, что выражается в неконтролируемом потоке рабочей силы, входящей в противоречие с интересами граждан, проживающих в регионе, потерявших работу и претендующих на рабочие места, занятые мигрантами, прибывшими в Мордовию на заработки. Более того, мигранты сосредоточены в отраслях, привлекательных для местных жителей, - в торговле, сфере услуг, на транспорте, в строительстве. Работодателям выгодно нанимать на работу гастарбай-теров, которые согласны работать в плохих условиях и за небольшую плату [5].
В целях формирования толерантного отношения к мигрантам, уважительного и терпимого отношения населения к иностранным гражданам различных национальностей, повышения ответственности работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, при УФМС России по Республике Мордовия действует Общественно-консультативный совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы недопущения обострения ситуации на рынке труда в условиях финансового кризиса, предупреждения конфликтных ситуаций среди мигрантов и коренного населения, противодействия экстремистским проявлениям в республике. В работе совета принимают участие представители наиболее крупных предприятий и организаций, привлекающих иностранных работников к трудовой деятельности, представители национальных общественных организаций, средств массовой информации и др.
Основная задача государственной национальной политики - дать возможность каждому этносу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становит-
ся национально-культурная автономия (НКА).
Ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (с изм. и доп.) «О национально-культурной автономии» гласит: «Национально-культурная автономия в Российской Федерации... - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. » [7].
НКА является своеобразным проводником национальной политики и особым инструментом сохранения и развития самобытности, культуры и традиций этнических групп и диаспор.
Стремление народов к сохранению своей национально-культурной самобытности в республике способствовало интенсивному развитию организаций, выполняющих ряд важных функций по созданию равноправных и взаимообогащающих отношений в пределах региона.
По состоянию на 1 июля 2014 г. в ведомственном реестре УФМС России по Республике Мордовия зарегистрировано 1 396 некоммерческих организаций (на 1 июля 2013 - 1 363, на 1 января 2014 -
1 378), в том числе: 596 общественных объединений, 469 религиозных организаций, 292 иных некоммерческих организации, 39 региональных отделений политических партий. Значительную их часть составляют общественные объединения (43 %). Доля религиозных организаций - 34 %, иных некоммерческих организаций - 21 %.
В настоящее время в регионе функционируют 23 национально-культурные общественные организации, 1 национально-культурная автономия регионального уровня - Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар»,
2 национально-культурные автономии местного уровня: Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Респуб-
лики Мордовия, Местная еврейская национально-культурная автономия г. Саранска.
Среди региональных национальных общественных организаций особое место принадлежит Межрегиональному общественному движению мордовского (эрзянского и мокшанского) народа. Движение осуществляет свою деятельность в регионах Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения на принципах добровольного участия, равноправия, гласности и законности. Основными целями движения являются: 1) содействие укреплению мира и установлению общественного межнационального согласия на территории Российской Федерации и Республики Мордовия; 2) содействие консолидации и координации усилий общества в восстановлении, сохранении и укреплении генофонда мордовского населения России и Республики Мордовия; содействие сохранению и возрождению духовных и нравственных ценностей мордовского народа России и Республики Мордовия; 3) оказание всемерной поддержки развитию национальной истории, культуры и образования на территории Российской Федерации и Республики Мордовия; 4) реализация национально-культурных запросов мордовского (эрзянского и мокшанского) народа Российской Федерации и Республики Мордовия; 5) участие в разработке и реализации программ национального развития мордовского населения и регионов его компактного проживания. Участниками движения являются физические лица - граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку движению и активно принимающие участие в его деятельности. В настоящее время в состав движения входят 22 районных объединения по Республике Мордовия и свыше 25 национально-культурных обществ и центров в различных субъектах Российской Федерации. Члены Совета движения активно участвуют в работе многочисленных российских, международных общественных и политических форумов [1].
Следует отметить, что в большинстве регионов России с компактным проживанием мордовского населения национально-
культурных автономий регионального и местного уровней нет. В стране их всего шесть: в Московской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, республиках Татарстан, Башкортостан. Нет мордовских национально-культурных автономий в Оренбургской, Саратовской, Нижегородской областях и еще в 40 регионах, где численность мокшан и эрзян превышает 1 000 чел. В регионах России 50 этнических общностей имеют 521 местную национально-культурную автономию. У татар их - 96, евреев - 75, немцев - 53, казахов - 25, украинцев - 23, чувашей - 15. Мордовия находится на последнем месте в Приволжском федеральном округе по количеству зарегистрированных НКА. По справедливому замечанию М. В. Мосина, нашей республике, серьезно заявившей о себе как о российском центре финно-угров, столь низкий показатель не к лицу [3].
Кроме вышеупомянутых национально-культурных автономий в Мордовии функционируют Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Мордовия, Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» по Республике Мордовия, Молодежное общественное движение мордовского народа Республики Мордовия.
Своеобразную национальную нишу в РМ заняли женские неправительственные организации: Ассоциация мокшанских женщин «Юрхтава», Союз эрзянских женщин «Литова», Мордовская региональная общественная организация татарских женщин «Чулпан», которые способствуют развитию гражданского общества.
В настоящее время деятельность женских общественных организаций направлена на улучшение положения детей и женщин, укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, на защиту материнства, детства и отцовства. Женские организации Республики Мордовия реализуют программы по защите репродуктивного здоровья и материнства, уделяют много внимания вопросам социального обеспечения нуждающихся женщин, ищут возможности пере-
квалификации женщин, потерявших работу, поддерживают семьи и популяризируют семейные ценности и традиции. Союз женщин Мордовии, например, оказывает содействие в повышении роли женщин в политической, экономической, культурной и социальной жизни общества, в защите их прав и интересов. В регионе активно реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», благодаря которой более 3 тыс. семей улучшили свои жилищные условия и около 2 тыс. - начали строительство собственных домов в сельской местности. Республика выступила на российском уровне опорной «площадкой» по созданию нормативно-правовой базы для реализации этой программы. Все это создает условия для развития гражданской активности в сфере поддержки семьи и женских инициатив [6].
Межконфессиональная ситуация в Мордовии характеризуется стабильностью и веротерпимостью. На территории республики зарегистрировано 454 религиозные организации, представляющих 10 конфессий. Доминирующей религией среди населения является православное христианство: в республике действует 396 (84 %) религиозных организаций, относящихся к Мордовской митрополии Русской православной церкви. Второе место по численности верующих среди населения занимает ислам: зарегистрировано 60 организаций (13 %). Количество организаций иной конфессиональной принадлежности - 13 (3 %). Несмотря на преобладание православия и, в меньшей степени, ислама, конфессиональный ландшафт республики достаточно разнообразен: здесь представлены практически все основные протестантские общины (баптисты, лютеране, адвентисты, пятидесятники и т. д.), а также небольшое число сторонников других религиозных конфессий. В целом межнациональные, межконфессиональные отношения оцениваются как устойчивые и весьма комфортные для проживания и жизнедеятельности представителей всех национальностей [5].
В консолидации многонационального общества, повышении национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции. При активном участии общественных организаций проводятся
ставшие уже традиционными национально-фольклорные праздники, такие как «Шум-брат, Мордовия!», «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «Сабантуй» и др.
Существующему межэтническому согласию во многом способствуют стабильная политическая обстановка в республике и реализуемая национальная политика, направленная на сохранение добрососедских межэтнических отношений, развитие национальной культуры и традиций всех народов.
Вместе с тем возрастающая привлекательность региона для мигрантов и необходимость их успешной социокультурной адаптации являются объективными предпосылками межнациональной и межконфессиональной напряженности. К тому же рост частоты, массовости и усложнение национальных конфликтов в России в последние годы свидетельствуют о важности проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер по внедрению норм толерантного поведения во все сферы жизни общества. Комплексный подход, подкрепленный соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, при объединении усилий правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации,
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК -
1. Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// portal.do.mrsu.ru/community_events_people/ organizations/?id=1287. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 09.01.2014.
2. Миграция населения в Республике Мордовия за январь - октябрь 2013 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 09.01.2014.
3. Мосин, М. В. О реализации Федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общественных объединениях» в РМ и регионах РФ с компактным проживанием мордовского народа // Финно-угорский мир. - 2011. - № 1. - С. 4-7.
4. Национальный состав населения Республики Мордовия 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим
учреждений образования и культуры, позволит добиться повышения результативности государственного воздействия на формирование межнациональных и межконфессиональных отношений.
Проводя анализ межнациональных отношений сквозь призму гражданского общества в Республике Мордовия, следует отметить, что в регионе представлена муль-тикультурная модель взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества, опирающаяся на осознание исторических традиций проживающих в республике народов, их культурно-бытовых особенностей жизни, опыта взаимоотношений. Национальная парадигма отражает этно-исторические особенности и современную этносоциальную ситуацию в регионе и призвана способствовать формированию гражданского общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности отдельного человека и всех проживающих в республике народов. Повышение роли этнических сообществ в достижении социального партнерства, межнационального сотрудничества и кооперации, социализации этнокультурных групп, а также в снижении уровня конфликтности в межнациональных отношениях в конечном счете будет способствовать общественной стабильности, улучшению инвестиционной привлекательности региона, повышению качества жизни.
Поступила 05.09.2014
доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/mrd/ru/statistics/population. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 07.12.2011.
5. Республиканская целевая программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 20142020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minnac.e-mordovia.ru. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 09.01.2014.
6. Состояние гражданского общества в Республике Мордовия в 2010-2011 годах : аналит. докл. / отв. ред. В. А. Юрченков ; Общественная палата Республики Мордовия. - Саранск, 2012. - 72 с.
7. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://garant. ru/135765/1/#block_1. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 14.01.2014.