УДК 372.881.1:371.315.7
ББК Ч426.81-268 ГСНТИ 14.25.09; 16.31.51 Код ВАК 13.00.02
Романова Галина Владимировна,
аспирант, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; учитель английского языка, МАОУ «СОШ № 76 им. Д. Е. Васильева», г. Лесной Свердловской области; 624205, г. Лесной, Свердловская обл., ул. Юбилейная, 6; e-mail: g34868@mail.ru.
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иноязычная грамматическая компетенция; обучение грамматике иностранного языка; психолого-возрастные и индивидуальные особенности; интерактивная доска.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема развития иноязычной грамматической компетенции обучающихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В подростковом возрасте происходят качественные изменения во всех психических процессах: восприятии, внимании, воображении, памяти и мышлении. Они оказывают непосредственное влияние на изучение иностранного языка и на развитие иноязычной грамматической компетенции. В этот период для многих подростков появляется возможность осмыслить грамматический строй языка, систематизировать приобретенные знания, восполнить пробелы в знаниях, самоутвердиться в своих силах. Для учителя иностранного языка данный возрастной период важен в связи с возрастающей самостоятельностью обучающихся, их способностью и готовностью к дальнейшему развитию языковой компетенции. Учет индивидуальных особенностей способствует более эффективному усвоению иноязычного грамматического материала и повышению мотивации к изучению иностранного языка. Интерактивная доска дает возможность применять разнообразные методы и приемы работы в соответствии с ведущей репрезентативной системой обучающихся (визуальная, ауди-альная, кинестетическая, дискретная), что влияет на их готовность учиться и на способы преподавания иностранного языка. При написании статьи использовались психолого-педагогические исследования отечественных и зарубежных авторов.
Romanova Galina Vladimirovna,
Post-graduate Student of Department of Professionally Oriented Linguistic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; English Language Teacher of Municipal Autonomous Educational Establishment "School № 76", Lesnoy, Russia.
DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE GRAMMATICAL COMPETENCE OF THE 9-FORM PUPILS BASED ON THEIR PSYCHOLOGICAL AGE-RELATED AND INDIVIDUAL CHARACTERISTICS (BY USING THE INTERACTIVE WHITEBOARD)
KEYWORDS: foreign language grammatical competence; teaching foreign language grammar; psychological age-related and individual characteristics; interactive whiteboard.
ABSTRACT. The article reveals the problem of developing foreign language grammatical competence of the 9th form pupils of secondary school. In adolescence there are a lot of qualitative changes in all me n-tal processes: perception, attention, imagination, memory, and thinking. They have a direct impact on the study of a foreign language and the development of foreign language grammatical competence. During this period, many adolescents can be able to comprehend the grammatical structure of the language, to systematize the acquired knowledge, to fill the gaps in knowledge, to ascertain themselves in their abilities. For English teachers this age period is important due to increasing independence of students, their ability and willingness for further development of the linguistic competence. Taking into account individual characteristics of pupils promotes more efficient comprehension of foreign language grammar and increases motivation of learning a foreign language. The interactive whiteboard allows the teacher to apply various methods and techniques of work in accordance with the leading system of presentation of material to learners (visual, auditory, kinesthetic, digital), that influences their willingness to learn and ways of teaching a foreign language. Psychological and pedagogical researches of Russian and foreign authors were used in the article.
Для эффективного развития ино- иностранному языку (ИЯ), мы можем вы-
язычной грамматической компе- брать оптимальные методы, формы, приемы
тенции (ИГК) с применением интерактивной обучения и воспитания, разные виды работы.
доски (ИД) необходимо учитывать психоло- Обучающиеся 9-го класса находятся в
го-возрастные и индивидуальные особенно- старшем подростковом возрасте (14-15 лет),
сти обучающихся 9-х классов, что позволяет одном из основных критических периодов
реализовывать личностно-ориентированный жизни человека, в периоде активной подго-
подход и индивидуализацию образования. товки к взрослой жизни. К преимуществам
Применяя возрастной подход в обучении систематизации грамматического материа-
© Романова Г. В., 2016
ла ИЯ и дальнейшего развития ИГК в этом возрастном периоде можно отнести: 1) изменения в мышлении (способность к абстрактному мышлению, мышлению в понятиях [3, с. 52], формирование активного, самостоятельного, творческого мышления, расширение временной перспективы [6, с. 120], формирование элементов теоретического мышления, рассуждения от общего к частному, оперирование гипотезой в решении интеллектуальных задач, развитие операций классификации, анализа, обобщения, развитие рефлексивного мышления, формирование взрослой логики мышления); 2) особенности внимания подростка (большой объем, устойчивость, специфическая избирательность, сформированное произвольное внимание); 3) особенности восприятия (избирательное, целенаправленное и анализирующее восприятие);
4) особенности памяти (значительно увеличившийся объем, лучшее запоминание материала, его логическое осмысление [9])
5) интеллектуализацию процессов восприятия и памяти; 6) организованность, регулируемость и управляемость процессов внимания и памяти.
В подростковом возрасте происходят качественные изменения во всех психических процессах: восприятии, внимании, воображении, памяти, мышлении и речи. Серьезные изменения в познавательной сфере подростков оказывают непосредственное влияние на развитие ИГК обучающихся.
Повышению уровня овладения грамматической стороной речи и развитию грамматических умений, обуславливающих говорение на ИЯ, способствует общее развитие речи подростков (расширение словарного запаса и усвоение множества значений родного языка). «Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир» [6, с. 123]. В этом возрасте обучающиеся легко улавливают неправильные или нестандартные формы и обороты речи окружающих людей, что также влияет на дальнейшее развитие ИГК и самоконтроль правильности иноязычных грамматических высказываний. «Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития» [Там же, с. 124]. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка [3].
В этот период для многих подростков появляется возможность осмыслить грамматический строй ИЯ, систематизировать приобретенные знания, восполнить пробелы в знаниях, самоутвердиться в своих си-
лах. Для учителя ИЯ данный возрастной период важен в связи со всевозрастающей самостоятельностью обучающихся, их способностью и готовностью к дальнейшему развитию языковой компетенции.
Мотивация к изучению грамматики ИЯ в основном формируется на основе внешних мотивов (важность и престижность владения иностранными языками в обществе) и самоопределения. Самоопределение обучающихся 9-х классов непосредственно влияет на внутреннюю потребность к развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Умение подростков работать с различными программными системами и сервисами, сформированный интерес к электронным устройствам оказывают существенное влияние на желание и готовность обучающихся изучать иноязычную грамматику с применением ИД. Л. С. Выготский также отмечает, что «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте» [3, с. 6]. Мотивы старших подростков формируются, главным образом, с учетом собственного мнения [7, с. 195].
На развитие мотивации подростков при освоении грамматической системой ИЯ оказывают влияние такие факторы, как личный опыт обучающегося, контекст деятельности, склонности, интересы, статус в коллективе, самоопределение подростка, межличностные отношения преподавателя и обучающихся [8, с. 78], эмоциональная насыщенность урока ИЯ, применение активных методов обучения, коммуникативная направленность, соревновательность занятий, создание ситуации успеха, а также осознание причин неудачи [10, с. 93].
Для развития у подростков готовности к употреблению грамматически правильных высказываний в иноязычной коммуникации необходимо создавать для каждого ученика ситуацию успеха, способствующую устранению языкового барьера, снижению чувства общей тревожности, боязни совершить грамматическую ошибку, укреплению уверенности в своих силах, повышению стрессо-устойчивости. Ситуация успеха создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи при выполнении коммуникативных и интерактивных упражнений, благоприятный психологический климат на уроке ИЯ. При этом каждый ученик осознает практическую ценность изучаемого грамматического явления, а также факта, что грамматические ошибки являются неотъемлемой частью обучения ИЯ, что стимулирует проявление познавательной активности обучающихся.
Мотивация как результат внутренних потребностей обучающегося, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов
направлена на активизацию его учебной деятельности. Учет интересов подростков, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание важности изучения грамматики ИЯ самими обучающимися оказывают непосредственное влияние на развитие ИГК обучающихся.
При наличии сформированной положительной мотивации и осознании важности изучаемого языка в будущей жизни свойственное подросткам стремление к самосовершенствованию и возможность оценить свои личные качества приводят к более глубокому изучению ИЯ, внутренней готовности и способности к освоению иноязычного грамматического строя. Повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств, потребность успеха на фоне ближайшего окружения помогают формировать ответственное отношение к учебной деятельности и серьезное отношение к изучению ИЯ.
Развитие волевых черт характера (настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности) и самостоятельность подростков также влияют на развитие ИГК. Обучающиеся 9-х классов могут ставить перед собой цели, планировать их осуществление, что крайне важно при работе над грамматическими явлениями, коррекции своих ошибок, восполнении пробелов в знаниях, также немаловажно, что самостоятельная работа с программным обеспечением ИД позволяет подросткам работать в своем индивидуальном темпе. Потребность в инициативе, самостоятельности и возможность реализовать их в учебной деятельности с использованием современной техники помогает подростку избежать внешних и внутренних конфликтов. Необходимо отметить, что объективность компьютерной оценки, самооценка и самокоррекция при работе обучающихся с ИД помогает им избежать типичных возрастных конфликтов с педагогами и с самим собой.
Учебное сотрудничество как факт признания взросления подростка может быть использовано при работе с ИД на уроках ИЯ при групповой и парной работе, участии в проектной деятельности, при выполнении домашних заданий на технических устройствах с программным обеспечением ИД, включая современные сенсорные технологии, такие как смартфоны и планшеты. Возможность выбора уровня сложности заданий, самостоятельного планирования порядка и темпа работы над грамматическим материалом существенно повышает мотивацию обучающихся, их инициативу и творчество при изучении одного из сложнейших разделов языкознания - грамматики ИЯ.
Среди недостатков подросткового возраста можно отметить нестабильность волевых действий и импульсивность. При работе над грамматическим материалом и развитии ИГК обучающихся 9-х классов следует учитывать такие особенности данного возраста, как нестабильность волевых действий в различных видах деятельности (подросток, проявивший настойчивость в одном виде деятельности, необязательно проявит ее при работе в других видах деятельности). Л. В. Щерба отмечает, что «всякий человек лишь с трудом может себя принудить делать то, непосредственную полезность чего он не ощущает, это особенно справедливо по отношению к подросткам, которые не имеют еще достаточно силы воли для работы, направленной на достижение очень отдаленной цели, но которые уже начинают осознанно относиться к окружающему» [15, с. 38].
Учитывая необходимость систематической и продуктивной работы над грамматическими явлениями ИЯ при развитии ИГК обучающихся 9-х классов, педагог должен обращать внимание на заинтересованность, усердие, целеустремленность, волевые качества обучающихся, давать им время на обдумывание своих результатов, возможность самим скорректировать ошибки в выполнении грамматических упражнений, так как при тренировке и применении грамматического материала часто возникают ошибки, связанные с психологической импульсивностью данного возраста.
Учет психологических особенностей обучающихся 9-х классов, их возможностей (активность, энергия, стремление к самостоятельности, к свободе выбора), не повсеместный контроль, а коррекция, исключение «авторитарного стиля общения» помогают эффективно развивать ИГК, которая включает в себя не только знания, умения и навыки, но и такие немаловажные составляющие, как готовность и способность к оформлению и выражению грамматически правильных высказываний. Психическое развитие подростков, процесс развития и становления их личности оказывает влияние на способность усвоения необходимого объема знаний, приобретение грамматических умений и навыков, на внутреннюю готовность и способность применять эти знания, умения и навыки в иноязычной коммуникации.
Несомненно большую роль при обучении ИЯ девятиклассников играет психологически комфортная обстановка в классе, учет их психологических особенностей, правильный возрастной подход, понимание и доверие в педагогических отношениях с подростками, что помогает не только избежать конфликтов и кризисов, но и формировать по-
ложительную мотивацию к изучению ИЯ. Лишь на фоне правильно сформированных с психолого-педагогической точки зрения отношений возможно эффективное развитие языковой компетенции обучающихся 9-го класса и такой ее составляющей, как ИГК.
Н. А. Менчинская обращает наше внимание на то, что «нередко при наличии знания у школьника готовность к актуализации оказывается очень низкой, совершенно необходимы поэтому поиски способов повышения этой готовности с учетом индивидуальных различий учащихся» [13, с. 417].
При развитии ИГК обучающихся 9-х классов важно учитывать и индивидуальные особенности подростков. В соответствии с теорией нейролингвистического программирования, как один из видов индивидуальных особенностей обучающихся Джереми Хармер рассматривает репрезентативную систему [16, р. 89-90]. Репрезентативная система означает преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира, в ходе которого преобладает один из каналов органов чувств. Она влияет на мотивацию обучающихся, их готовность учиться, способы преподавания ИЯ и может быть использована в целях эффективности освоения учебного материала. «Каждый ученик имеет предпочтение в способах получения учебной информации и работы с ней» [5, с. 312].
Основные репрезентативные системы, с помощью которых познается окружающая действительность: визуальная, аудиальная, кинестетическая, дискретная, офлокторная и дигустаторная. Одна из репрезентативных систем у человека всегда преобладает. М. В. Гамезо предлагает для определения ведущей репрезентативной системы обучающихся наблюдаемые и поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания информации, распознавание по словам, используемым учеником при описании своих действий и наиболее понятным им в беседе [Там же, с. 312-314]. Нейролингвистическое программирование предоставляет преподавателю ИЯ возможность выбрать для обучающихся деятельность, которая соответствует их основной репрезентативной системе. Использование соответствующих репрезентативной системе заданий способствует эффективному взаимодействию обучающихся и преподавателя.
Развитие ИГК включает разные методы работы с информацией: восприятие и усвоение иноязычной информации, обработка и передача/представление информации на ИЯ. Учет индивидуальных особенностей восприятия и обработки информации обучающимися соответственно с их репрезентативной системой дает возможность учи-
телю ИЯ разработать комплексы упражнений на развитие определенных грамматических умений для всех обучающихся.
Согласно репрезентативной системе обучающиеся могут относиться к одной из категорий: аудиалы, визуалы, кинестетики (к ним мы также относим олфакторов и густаторов), дискреты. На этапе ознакомления и первичного закрепления грамматического материала учителю ИЯ для привлечения внимания необходимо употреблять слова, которые относятся к разным типам восприятия (посмотрите, послушайте, покажите, подумайте).
Визуал (человек, обладающий визуальной репрезентативной системой) легче воспринимает информацию зрительно, то есть эффективней воспринимает информацию в виде изображения, он более восприимчив к зрительным раздражителям. Обучающемуся легче воспринимать информацию с опорой на наглядность (плакаты, схемы, списки, графики, таблицы, иллюстрации, фотографии, видеофрагменты), так как визуальная система опирается на зрительные образы. Ученикам-визуалам легче заметить различия между грамматическими явлениями, запомнить написание слов на ИЯ, выполнить задания орфографических игр. При работе над грамматическими явлениями визуалу надо предложить записывать, зарисовывать информацию, использовать цветное выделение информации в процессе осмысления и запоминания материала. Визуал может быстро выполнять грамматические задачи с опорой на наглядность. Очень широкие возможности открываются для визуалов при изучении грамматики ИЯ с применением ИД, так как использование ИД на уроках ИЯ в полной мере реализует принцип наглядности. Принцип наглядного обучения имеет большое значение, так как наглядность намного облегчает и ускоряет процесс усвоения новых грамматических явлений.
Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации. Ученики-аудиалы хорошо воспринимают интонационное оформление иноязычной речи (ритм, темп, ударение), интонационно правильно оформляют разные виды иноязычных предложений, с легкостью справляются с заданиями аудирования, воспринимают устные инструкции и объяснения. Для аудиалов эффективно запоминание грамматики в диалогах, обсуждениях, фонетических играх, в песнях на иностранном языке. Аудиалу необходимо в процессе запоминания грамматического материала проговаривать его, объяснять изученное грамматическое явление однокласснику. Аудиал может немедленного повторить услышанный им грамматиче-
ский материал. Ученики-аудиалы часто имеют большой словарный запас, что способствует закреплению грамматического явления в разных ситуациях и контекстах. Программное обеспечение ИД предоставляет звуковое сопровождение, озвучивание произношения иностранных слов.
Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Восприятие информации происходит с помощью движений. Возможность работать на ИД и карандашами, и пальцами, функции вращения и масштабирования информационных объектов, преобразования грамматических форм также рассчитана на учеников -кинестетиков. Кинестетикам трудно сконцентрировать внимание, внимание быстро переключается, они часто отвлекаются, запоминают посредством мышечной памяти. Во время движения запоминание грамматического явления происходит быстрее, они могут записывать на ИД ключевые моменты грамматического правила. Для ученика-кинестетика необходима практическая деятельность в целях создания «ситуации успеха». Так, например, при освоении видовременных форм английского глагола им необходимо показывать конкретное действие непосредственно через движение. Они участвуют в театральных постановках, слова при этом накладываются на действия. Развитию ИГК обучающих-ся-кинестетиков способствует работа с карточками, объектами на ИД, ролевые и психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний.
Дискретная репрезентативная система опирается на логическое осмысление полученной извне информации, на субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам, на собственные умственные построения. Восприятие информации происходит с помощью цифр, знаков, фактов, логических доводов. Ученик-дискрет быстро и эффективно воспринимает абстрактную грамматическую информацию, составляет грамматические алгоритмы и схемы, сравнивает и анализирует языковые явления, оптимизирует
процесс освоения грамматического явления для ускорения и упрощения выполнения грамматического задания в целом.
В «Настольной книге преподавателя иностранного языка» авторы Е. А. Мас-лыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова предлагают разнообразные грамматические игры и игровые упражнения. Так, для формирования навыков и умений переключения с одной грамматической конструкции на другую в иноязычной речи описывается игра «Слушать-смотреть-осязать-вспоминать» [12, с. 218]. В этом «круговом» упражнении используется «переключение» органов чувств и обеспечивается эффективное освоение грамматической информации всеми обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей. Дискретная репрезентативная система восприятия позволяет наиболее быстро и эффективно развивать ИГК с опорой на все каналы восприятия и заключительным логическим анализом получаемой иноязычной грамматической информации.
На всех этапах развития и формирования ИГК с применением ИД учитель ИЯ может реализовывать современные методы работы с иноязычной грамматической информацией, используя все каналы восприятия обучающихся, учитывая их особенности умственной работы (уровень отвлекае-мости, особенности запоминания и др.). Психолого-возрастные особенности обучающихся 9-го класса являются наиболее благоприятными для систематизации, повторения и коррекции пройденного грамматического материала, подготовке к основному государственному экзамену, могут способствовать стремлению к ликвидации пробелов в знаниях, осознанному изучению иноязычной грамматике, влиять на повышение мотивации к обучению ИЯ и способствовать развитию ИГК.
Таким образом, все психолого-возрастные особенности подросткового возраста благотворно влияют на качественное изучение ИЯ, а учет индивидуальных различий обучающихся при работе с грамматическими явлениями ИЯ на основе применения ИД позволяет существенно повысить мотивацию к обучению ИЯ и способствует развитию иноязычной грамматической компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 500 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Т. 2. Проблемы общей психологии // Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Т. 4. Детская психология // Под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Т. 6. Научное наследство // Под ред. М. Г. Ярошев-ского. М. : Педагогика, 1984. 400 с.
5. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / Под общей ред. М. В. Гамезо М. : Педагогическое сообщество России, 2004. 512 с.
6. Дарвиш О. Б. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 264 с.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии». СПб. : Питер, 2002. 512 с.
8. Кремлева Ю. В. Модель развития иноязычной речевой деятельности на основе личностно-ориентированного подхода // Мир науки, культуры, образования. Барнаул : Изд-во Алтайской государственной академии культуры и искусств, 2010. №4 (23). С. 77-80.
9. Кроповницкий О. В. Психология подростка. Тренинг личностного роста : учеб. пособие. М. : 2001. 128 с.
10. Макаев Х. Ф. Мотивация как главный фактор подготовки лингвокомпетентного специалиста // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб. : Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 2012. №12 (94). С. 92-96.
11. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник. М. : Гардарики, 2005. 269 с.
12. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Маслыко Е. А., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справ. пособие / 7-е изд., стер. Мн. : Выш. шк., 2001. 522 с.
13. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Под ред. Е. Д. Божович. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 512 с.
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. 159 с.
15. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики : учеб. пособие для студ. филол. фак. / 3-е изд., испр. и доп. СПб. : Филологический факультет СПбГУ; М. : Академия, 2002. 160 с.
16. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Fourth edition. Pearson Education Limited, Edinburgh Gate, Harlow, England, 2007. 448 p.
LITERATURA
1. Vygotskiy L. S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy. M. : Izd-vo Akad. ped. nauk, 1960. 500 s.
2. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: v 6 t. / T. 2. Problemy obshchey psikhologii // Pod red. V. V. Davydova. M. : Pedagogika, 1982. 504 s.
3. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: v 6 t. / T. 4. Detskaya psikhologiya // Pod red. D. B. El'konina. M. : Pedagogika, 1984. 432 s.
4. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: v 6 t. / T. 6. Nauchnoe nasledstvo // Pod red. M. G. Yaroshevskogo. M. : Pedagogika, 1984. 400 s.
5. Gamezo M. V., Petrova E. A., Orlova L. M. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya studentov vsekh spetsial'nostey pedagogicheskikh vuzov / Pod obshchey red. M. V. Gamezo M. : Pedagogicheskoe soobshchestvo Rossii, 2004. 512 s.
6. Darvish O. B. Vozrastnaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / Pod red. V. E. Klochko. M. : VLADOS-PRESS, 2004. 264 s.
7. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy. Seriya «Mastera psikhologii». SPb. : Piter, 2002. 512 s.
8. Kremleva Yu. V. Model' razvitiya inoyazychnoy rechevoy deyatel'nosti na osnove lichnostno-orientirovannogo podkhoda // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Barnaul : Izd-vo Altayskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv, 2010. №4 (23). S. 77-80.
9. Kropovnitskiy O. V. Psikhologiya podrostka. Trening lichnostnogo rosta : ucheb. posobie. M. : 2001. 128 s.
10. Makaev Kh. F. Motivatsiya kak glavnyy faktor podgotovki lingvokompetentnogo spetsialista // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. SPb. : Natsional'nyy gosudarstvennyy universitet fizicheskoy kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P. F. Lesgafta, 2012. №12 (94). S. 92-96.
11. Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik. M. : Gardariki, 2005. 269 s.
12. Maslyko E. A., Babinskaya P. K., Maslyko E. A., Bud'ko A. F., Petrova S. I. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka : sprav. posobie / 7-e izd., ster. Mn. : Vysh. shk., 2001. 522 s.
13. Menchinskaya N. A. Problemy obucheniya, vospitaniya i psikhicheskogo razvitiya rebenka: Izbrannye psikhologicheskie trudy / Pod red. E. D. Bozhovich. M. : Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh : Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2004. 512 s.
14. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy : posobie dlya uchitelya / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya i dr.; pod red. A. G. Asmolova. 2-e izd. M. : Prosveshchenie, 2011. 159 s.
15. Shcherba L. V. Prepodavanie yazykov v shkole: Obshchie voprosy metodiki : ucheb. posobie dlya stud. filol. fak. / 3-e izd., ispr. i dop. SPb. : Filologicheskiy fakul'tet SPbGU; M. : Akademiya, 2002. 160 s.
16. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Fourth edition. Pearson Education Limited, Edinburgh Gate, Harlow, England, 2007. 448 p.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Н. Сергеева.