в учреждении ДПО). Продуктивный критерий позволяет оценить результат освоения субъективно новой деятельности (способов деятельности) и отслеживается через оценку продуктов деятельности - итоговой работы в форме практико-ориентиро-ванного проекта.
Нами были также определены этапы развития инновационных функций учителя профильной школы в учреждении ДПО: диагностико-мотивационный, информационно-содержательный; практико-преобразовательный, оценочно-рефлексивный.
В ходе исследования были определены особенности развития инновационной функции учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО. Они заключаются в реализации системного, андрагогического, личностно-деятельностного, ком-петентностно-модульного, контекстного подходов; в использовании принципов непрерывности, модульности к структуризации и отбору содержания обучения; принципов проблемности, прагматичности, утилитарности в обучении; опоры на профессиональный опыт учителя; субъектности; реализации обратной связи и методического обеспечения развития инновационной функции учителя профильной школы.
Развитие инновационной функции учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении дПо происходит на основе реализации дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации (программы ПК), построенной по модульному принципу. В каждый модуль программы входит:
> целевой блок, содержит название инновационной функции, на развитие который направлен модуль, как результат освоения содержания обучения и перечня теоретических знаний, практических умений и способов педагогической деятельности, осваиваемых на курсах повышения квалификации;
> информационный блок, представляет собой содержание теоретического материала, структурированного на учебные элементы. Информационный блок модуля сопровождается учебно-методическими материалами и пособиями, методическими рекомендациями по аспектам профильного обучения и для самостоятельной работы слушателя, обучающими компьютерными программами;
> методический блок, представляет собой перечень технологий обучения, с помощью которых организуется учебная деятельность слушателей, направленная на развитие иннова-
Библиографический список
ционных функций, а также методов оперативного и предупреждающего контроля.
Логическая структура реализации каждого модуля укладывается в дидактический цикл: постановка учебной задачи и создание мотивации к ее решению через рефлексию личной практики - предъявление нового материала и создание условий для его усвоения (теория - метод - практика) - организация обратной связи и контроля через рефлексию обучения.
Технологии обучения, способствующие развитию инновационных функций учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО, выбираются в зависимости от цели и содержания модуля, отражающего специфику профильного обучения.
Алгоритм развития инновационных функций учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО включает этапы:
- диагностико-мотивационный (диагностика представлений о специфике инновационных функций учителя профильной школы, оценка уровня развития инновационной функции, выявление проблем и затруднений в практической деятельности учителя профильной школы, уточнение и согласование целей повышения квалификации, мотивация на овладение профессионально-значимых функций);
- информационно-содержательный (освоение содержания программы повышения квалификации, развитие субъекта учебно-познавательной деятельности за счёт его самоактуализации);
- практико-преобразовательный (разработка практико-ориентированного проекта, овладение педагогическим проектированием, как способом решения профессиональных проблем и выработки индивидуального стиля учителя);
- диагностико-рефлексивный (защита и оценка итоговых работ в форме практико-ориентированного проекта, рефлексивное подведение итогов обучения, диагностика уровня развития инновационных функций учителя профильной школы в образовательном процессе на этапе ПК в учреждении ДПО и в после-курсовой период).
Таким образом, разработанные и апробированные нами научно-методические рекомендации развития инновационной функции учителя профильной школы в системе повышения квалификации позволяют нам сделать вывод о том, что актуальность и важность решения проблемы организации профильного обучения в системе общего образования не вызывает сомнений и востребована практикой.
1. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. -Красноярск, 2007.
2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М., 2005.
3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова / под ред. Т.С.Паниной. - М., 2006.
4. Пискунова, Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб., 2007.
Bibliography
1. Adoljf, V.A. Innovacionnaya deyateljnostj pedagoga v processe ego professionaljnogo stanovleniya / V.A. Adoljf, N.F. Iljina. - Krasnoyarsk, 2007.
2. Zeer, Eh.F. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya: kompetentnostnihyj podkhod: ucheb. posobie / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, Eh.Eh. Sihmanyuk. - M., 2005.
3. Panina, T.S. Sovremennihe sposobih aktivizacii obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb, zavedeniyj / T.S. Panina, L.N. Vavilova / pod red. T.S.Paninoyj. - M., 2006.
4. Piskunova, E.V. Podgotovka uchitelya k obespecheniyu sovremennogo kachestva obrazovaniya dlya vsekh: opiht Rossii: rekomendacii po rezuljtatam nauchnihkh issledovaniyj / pod red. akad. G.A. Bordovskogo. - SPb., 2007.
Статья поступила в редакцию 09.11.12
УДК 37
Zaruba N.A., Trushkina T.P. DEVELOPMENT OF TEACHER'S INNOVATION FUNCTIONS FOR THE PROFILE SCHOOL IN THE QUALIFICATION ADVANCEMENT SYSTEM AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The actuality of researching ways and methods of developing teacher's innovation functions for the profile school as an important task for the qualification advancement system of education office workers is proved by the authors of the article.
Key words: profile school, teacher of profile school, teacher's innovation functions (justice, substantial, technological, methodological and evaluating).
Н.А. Заруба, канд. пед. наук, д-р социолог. наук, проф., зав каф. ГиМУКузГТУ, г. Кемерово,
E-mail: [email protected]; Т.П. Трушкина, аспирант КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье обосновывается актуальность исследования путей и средств развития инновационных функций учителя профильной школы, как важной задачи, которая стоит перед системой повышения квалификации работников образования.
Ключевые слова: профильная школа, учитель профильной школы, инновационные функции учителя (нормативно-правовая, содержательная, технологическая, методическая и оценивания).
На современном этапе развития России, в условиях ориентации на развитие высокотехнологических производств, потребовалась модернизация всего российского образовательного комплекса.
Государство формулирует заказ образованию на формирование современной личности, обладающей универсальной системой знаний и умений, способной быть профессионально востребованной в изменяющихся социально-экономических условиях, владеющей инновационными функциями.
Этот заказ обозначен в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», «Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», «Национальном образовательном проекте «Наша новая школа»», «Федеральной целевой программе развития образования на 2011- 2015 годы», «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
Одним из приоритетных направлений образовательной политики, связанной с инновационными преобразованиями, является создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.
В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильное обучение рассматривается, как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации, в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации в системе образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В связи с этим, основа профессиональной деятельности педагога профильной школы лежит в плоскости целого ряда изменений: структуры, содержания, организации образовательного процесса. Следовательно, становится актуальной роль инновационных функций в осуществлении профессиональной деятельности педагога профильной школы.
Проблема реализации профильного обучения в масштабах страны оказалась достаточно сложной. Как отмечается в мониторинговом исследовании региональной практики профильного обучения, в условиях федерального эксперимента были детально проработаны лишь аспекты предпрофильной подготовки (информационная работа, профильная ориентация, предпрофиль-ные курсы по выбору), остальные аспекты системы профильного обучения не получили должного развития и не доведены до стадии технологических, легко транслируемых методик [4].
В программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 20092012 годы» отмечается, что к 2011 году завершается лишь организационный переход на принципы профильного обучения. Завершение методического и технологического его обеспечения, возможности построения школьником индивидуальных образовательных траекторий и планируется к 2015 году.
В концепции ФГОС общего образования второго поколения четко сформулирована направленность школьного образования на удовлетворение индивидуальных потребностей личности и повышение качества общего образования. Под качеством образования в этом документе понимается личностная успешность (полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей), социальная успешность (органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества), профессиональная успешность (развитость универсальных и практических умений, готовность к выбору профессии).
Такое понимание также свидетельствует об инновационном характере результатов образовательной деятельности, в целом, и результатов профессиональной деятельности педагога, в частности.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования второго поколения (Приказ МОиН РФ от 12.05.2012 № 413) сохраняет на старшей ступени два уровня обучения: базовый и профильный.
Лейтмотивом такой образовательной политики становится обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности, готовности молодого человека решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.
В связи с этим, можно констатировать, что в ближайшие годы вопросы профильного обучения остаются актуальными для научного и педагогического сообщества страны. Для достижения результатов требуется дальнейшая работа, которая требует концентрацию всех ресурсов научно-образовательного сообщества страны в одном содержательном направлении и поиска неких компромиссных управленческих механизмов.
Профилизация старшей ступени школы обуславливает социальную значимость системы образования как института постоянной передачи культуры последующим поколениям, а также как механизма, обеспечивающего и предопределяющего становление и развитие личности с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Это предполагает иные требования не только к уровню и качеству образования ученика, но и к профессиональной квалификации и компетентности учителя профильной школы. Термины «профильная школа», «учитель профильной школы» определён в Концепции профильного обучения, в том числе, и для придания особого статуса учителю образовательного учреждения, которое создаёт условия для реализации профильного обучения.
На основе анализа, выявленной и изученной нами, научно-методической литературы можно утверждать, что основными профессиональными характеристиками учителя профильной школы являются:
- глубокое знание содержания предмета,
- эрудиция и педагогическое (методическое) мастерство,
- готовность и способность внедрять в учебный процесс технологии, обеспечивающие развитие творческих задатков учащихся и др.
Это, на наш взгляд, предполагает необходимость выявления дополнительных профессиональных характеристик учителя профильной школы, которые носят инновационный характер для учителя, и, прежде всего, речь должна идти об его умении осуществлять инновационные функции.
В связи с этим, одним из условий реализации профильного обучения является готовность учителя к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности в условиях профильной школы, рассматриваемой нами как деятельности, имеющей инновационный характер, а значит, требует их готовности к осуществлению инновационной функции.
К таким изменениям относится овладение педагогом профильной школы основными инновационными функциями:
- нормативно-правовой функцией - владение нормативно-правовой базой организации профильного обучения в школе;
- функцией проектирования - это владение учителем способами проектирования профильного образовательного процесса;
- содержательной функцией - владение содержанием образования на профильном уровне;
- организационной функцией - это владение учителем способами организации профильного образовательного процесса с использованием технологий, соответствующих старшему школьному возрасту и задачам профильного обучения;
- функцией оценивания - это владение учителем способами применения разнообразных видов оценки учебных достиже-
ний учащихся в условиях профильного обучения (использование традиционных форм и форм аутентичного оценивания);
- рефлексивной функцией - это владение способами осуществления самоидентификации представлений о своей профессиональной деятельности и требований к ней, обусловленными целями и задачами профильного обучения;
- функцией саморазвития - это владение способами освоения новых знаний, умений, способов деятельности, актуализации компетенций, востребованных в условиях профильного обучения;
- методической функцией - это владение учителем методами обучения, эффективными в условиях профильного обучения.
Следует учитывать, что целый ряд функций учителя в общеобразовательной, не профильной школе, не востребован, а в профильной школе - он является необходимым набором функций учителя. К таким функциям относится, прежде всего, инновационная функция учителя, так как реализация профильного обучения носит для современной системы образования инновационный характер.
Функции, определяемые нами как инновационные для учителя профильной общеобразовательной школы, (содержательная, организационная, оценивания, методическая, рефлексивная, саморазвития), по названию соотносятся с функциями учителя для не профильной школы, а в содержательном плане они разнятся.
В современных требованиях к системе общего образования, которые определены в основополагающих государственных документах по образованию в РФ, дается жесткая констатация неэффективности российской системы образования, которая объясняется, прежде всего, тремя обстоятельствами:
а) проблемой негибкости и инерционности системы образования, что сопряжено с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров, необходимых для инновационного времени;
б) фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности, за качество современного образования;
в) сохранением ориентации образовательного процесса на трансляцию «готовых» знаний и применение традиционных методов обучения, что обуславливает слабую восприимчивость системы образования к внешним запросам и потребностям общества, которому присуща инновационная направленность.
Таким образом, глубокая институциональная перестройка системы образования требует изменения качества профессиональной готовности учителя к деятельности в новых условиях, делает актуальным исследование путей, средств, механизмов, формирования и развития у учителя качеств, характеризующих его профессиональную компетентность в условиях модернизации российского образования, в частности, в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе.
Учитель всегда был и остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования, развития общества и экономики. Однако как показывает проведенное нами исследование значительная часть учителей, реализующих профильное обучение, не в достаточной мере владеет содержанием предмета и методикой его изучения на профильном уровне, технологиями исследовательской, проектной и познавательной деятельностью учащихся, новыми методами оценки их учебных достижений, методикой подготовки к новым формам итоговой аттестации учащихся и др.
В связи с этим возникает потребность в переосмыслении и модернизации целей, содержания, технологий формирования
Библиографический список
профессиональной компетентности учителя профильной школы, развития его инновационных функций на этапе повышения квалификации (далее ПК) в учреждении дополнительного профессионального образования (далее ДПО).
Вопросы профессиональной компетентности, профессионализма и мастерства учителя рассматриваются в работах
B.А. Адольфа, В.Н. Введенского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова и др.
Исследования Т.Г. Браже, С.Г. Вершловского, Е.А. Генике,
C.А. Дружилова, Э.М. Никитина, Т.С. Паниной, С.М. Редлих и др. посвящены теории и практике профессионального становления, совершенствования и развития учителя в системе повышения квалификации.
Научно-педагогические положения о профильном обучении в общеобразовательном учреждении, разработанные учёными (В.В. Гузеев, Н.А. Заруба, А.Ж. Жафяров, Н В. Немова, Т.Г. Новикова, А.А. Пинский, М.А. Пинский, и др.), способствуют исследованию проблем развития инновационных функций учителя профильной школы. Результаты данных исследований выступают основаниями для разработки направлений и путей повышения квалификации учителей профильной школы и направлены на развитие их творческого потенциала и методологического мышления, проектной и информационной культуры, готовности к самообразованию и др.
Однако, несмотря на фундаментальность и значимость обозначенных исследований, они в виду исторического времени их проведений или научных интересов авторов не затрагивали научного обоснования развития инновационных функций учителя профильной школы в дополнительном профессиональном образовании.
Проблема специальной подготовки учителя для работы в профильной школе поднимается в работах Т.П. Афанасьевой Н.В. Немовой, Е.Л. Болотовой, Н.А. Заруба, С.С. Кривых,
A.А. Макареня, И.С. Сергеева, С.С. Кравцова и др.
Инновационные направления, связанные с обновлением
профессионального образования учителя профильной школы на гуманистической, ценностно-смысловой, личностно и компетентно-ориентированной основе нашли свое отражение в диссертационных исследованиях Н.А. Артеменко, З.К. Березкиной,
B.В. Журавлевой, Ю.Ю. Мелиховой и др.
На наш взгляд, в этих исследованиях недостаточно освещены вопросы, связанные с поиском и разработкой научно-методических аспектов повышения квалификации в направлении развития инновационной функции учителя профильной школы, базирующихся на современных подходах и направленных на формирование профессиональной компетентности учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО. В частности, развития его инновационных функций деятельности в условиях профильной школы.
В связи с этим, актуальной , на наш взгляд, для исследования является проблема развития инновационных функций учителя профильной школы и определяется наличием объективных противоречий:
> между потребностью современной школы в учителе, способном реализовывать инновационные задачи профильного обучения и недостаточным уровнем его профессиональной готовности к этому;
> между возникновением в профессиональной деятельности учителя инновационных функций в связи с появлением профильного обучения и недостаточной разработанностью научно обоснованных методических рекомендаций для обеспечения этого направления деятельности.
1. Баранников, А.В. Профильное обучение как инновационный фактор. Приоритетный национальный проект «Образование»: опыт учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей - ресурс инновационного развития образования Подмосковья. - М., 2007.
2. Писарева, С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб., 2006.
3. Пискунова, Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб., 2007.
4. Сергеев, И.С. Мониторинг региональной практики профильного обучения: результаты, оценки, выводы / И.С. Сергеев, С.С. Кравцов / / Профильная школа. - 2010. - № 4, № 5 (179).
Bibliography
1. Barannikov, A.V. Profiljnoe obuchenie kak innovacionnihyj faktor. Prioritetnihyj nacionaljnihyj proekt «Obrazovanie»: opiht uchiteleyj-pobediteleyj PNPO i luchshikh klassnihkh rukovoditeleyj - resurs innovacionnogo razvitiya obrazovaniya Podmoskovjya. - M., 2007.
2. Pisareva, S.A. Profiljnoe obuchenie kak faktor obespecheniya dostupnosti obrazovaniya: rossiyjskoe videnie: rekomendacii po rezuljtatam nauchnihkh issledovaniyj / pod red. akad. G.A. Bordovskogo. - SPb., 2006.
3. Piskunova, E.V. Podgotovka uchitelya k obespecheniyu sovremennogo kachestva obrazovaniya dlya vsekh: opiht Rossii: rekomendacii po rezuljtatam nauchnihkh issledovaniyj / pod red. akad. G.A. Bordovskogo. - SPb., 2007.
4. Sergeev, I.S. Monitoring regionaljnoyj praktiki profiljnogo obucheniya: rezuljtatih, ocenki, vihvodih / I.S. Sergeev, S.S. Kravcov // Profiljnaya shkola. - 2010. - № 4, № 5 (179).
Статья поступила в редакцию 09.11.12
УДК 378.14
Caryova M.I., Stecenko I.A. FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION. In work the content of category «information competence» is considered. Main objectives of training according to the system and information concept, the competences connected with information competence are allocated. It is analysed influences of information of education on the basis of a kompetentnostny approach in process formation of information competence of graduates.
Key words: information, information competence, higher education, continuous education, information competences, information technologies.
М.И. Царёва, соискатель, ст. преп. каф. информатики Таганрогского гос. педагогического института им. А.П. Чехова, г. Таганрог, E-mail: [email protected]; И.А. Стеценко, д-р пед. наук, доц., декан фак-та информатики и управления Таганрогского гос. педагогического института им. А.П. Чехова, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассматривается содержание категории «информационная компетентность». Выделены основные цели обучения в соответствии с системно-информационной концепцией, компетенции, связанные с информационной компетентностью. Проанализировано влияния информатизации образования на основе компетентно-стного подхода в процессе формировании информационной компетентности выпускников.
Ключевые слова: информация, информационная компетентность, высшее профессиональное образование, непрерывное образование, информационные компетенции, информационные технологии.
Формированию и развитию педагога-профессионала как активного субъекта образовательного процесса сегодня придается большое значение, в частности в разрабатываемых профессиональных стандартах педагогической деятельности. В связи с этим разрабатываются новые подходы к определению целей, задач и принципов профессионального образования, обосновывается необходимость пересмотра содержания образования, разрабатываются новые формы, средства и методы обучения с позиций компетентностного подхода. Компетентность определяется как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Состояние и перспективы развития образовательной среды показывают настоятельное требование подходить к ним с позиций современной теории коммуникации и использования информационных и коммуникационных средств. Именно они стоят в основании формирования нового информационного общества, определяют динамику развития сетевых технологий, оказывают влияние на технические (аппаратно-программные) средства и определяю широкую практику внедрения компьютерно-опосредованной коммуникации во все сферы жизни, в том числе и в образование.
Внедрение новых информационных коммуникационных технологий в учебный процесс вузов приобретает значение основы для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, самообразовательную активность человека и уровень информационной компетентности [1].
По мнению О.Е. Лебедева, одним из изменений в обществе, которое существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе и к вузу, заключается в развитии процессов информатизации [2].
И.А. Зимняя выделяет понятие «компетенции в области информационных технологий», в их состав входят: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией [3].
М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова оперируют понятием ИКТ-ком-петентность, рассматривая ее как ключевую компетенцию современного человека, проявляющуюся в деятельности при ре-
шении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникации, Интернета и т.д. [4].
В сфере образования актуальна проблема формирования информационной компетентности специалистов.
Специфической особенностью информационной компетентности является непрерывность. Начальные умения закладываются в школе и продолжают своё развитие в вузе по нарастающей.
Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики, и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение, и позволят им овладеть современными информационными технологиями [5].
Приоритетными направлениями изучения информатики в школе являются информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, - это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.