ББК (С)60.56 YAK 316.7
А.А. ПОПОВ
A.A. POPOV
РАЗВИТИЕ ИННОВАиИОННОИ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОПЫТ СОУИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
THE DEVELOPMENT OF AN ENTREPRENEURSHIP
INNOVATION CULTURE IN RUSSIA: EXPERIENCE OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH
Статья посвящена проблемам развития инновационной деятельности предпринимателей в России. В ней раскрывается понятие инновационной культуры, которая рассматривается как ядро культуры предпринимательства, а ключевая роль предпринимателя - как создание и внедрение инноваций. В публикации представлены результаты авторских социологических исследований, где анализируется новаторская деятельность собственников бизнеса и руководителей предприятий г. Екатеринбурга.
Entrepreneurs' innovative culture and problems of its development in Russia is the subject of the article. The term «innovative culture» is stated as the core of the «entrepreneurs' culture», so the key role of the entrepreneur is viewed as an innovation creation and development. The author provides the results of his sociological investigations, devoted to innovation activity of business owners and managers of Yekaterinburg companies.
Ключевые слова: культура предпринимательства, инновационная культура, предприниматель, нововведения, технологии, деятельность.
Key words: entrepreneurs' culture, innovative culture, entrepreneur, innovations, technology, activity.
Формирование инновационной культуры, « инновационного человека» -ключевая цель, постулируемая в рамках программы развития России до 2020 года [1]. В ней будущее России напрямую связывается с актуализацией роли бизнеса в создании и развитии инноваций и расширением инвестиций в НИОКР. Инновационный бизнес рассматривается как жизненно важная цель и перспектива развития компаний, фактор повышения их эффективности и обретения лидерских позиций в условиях рынка. Существование такой модели бизнес-поведения авторы данной концепции считают необходимым, полагая, что на этой основе должно строиться обеспечение технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение в стране производительности труда.
Реальность достижения поставленных целей, с одной стороны, - вопрос готовности предпринимательского сообщества к работе с нововведениями, проблема сформированности его инновационной культуры. С другой -инновационная деятельность предпринимателей должна быть поддержана должным уровнем развития инфраструктуры, необходимым объёмом инвестиций, корректно институционализирована. Помимо этого, она должна получать поддержку со стороны административных и государственных структур.
Не всегда однозначно можно определить, какие разработки, технологии и предприятия следует считать «инновационными». Существует целый ряд исследований [2], где ставится знак равенства между понятиями «инновационный» и «высокотехнологичный», таким образом, создаётся впечатление, что ничего инновационного в российском бизнесе нет. Учёные, эксперты, идеологи развития страны по-разному определяют данное понятие.
Мы же, в свою очередь, предприняли попытку определить инновационную культуру как ядро культуры предпринимательства в рамках социокультурного подхода и операционализировать его, создав базу для проведения эмпирических исследований.
Культура предпринимательства в нашем понимании - это совокупность норм, ценностей, образцов и кодексов поведения (деловой этики, правил ведения бизнеса и пр.), разделяемых сообществом предпринимателей и получающих отражение в социальных практиках ведения бизнеса, управленческой и экономической деятельности. Это понятие находится на одном уровне обобщения с такими понятиями, как «экономическая культура» и «профессиональная культура». По смыслу они являются взаимодополняющими и взаимопроникающими.
Мы полагаем, что культура предпринимательства в обществе функционирует на нескольких уровнях. На личностном уровне она проявляется в рамках диспозиционного механизма, описанного В.А. Ядовым [4], определяющим деятельность человека (предпринимателя, владельца бизнеса). Она отражается в специфичности потребностей, мотивов, стимулов, ценностных ориентаций и социальных установок индивида. На уровне организации культура предпринимательства находит своё отражение в организационной культуре предприятия. На уровне социальной общности культура предпринимательства проявляется в том, что представители бизнес-сообщества выступают её носителями. На социетальном уровне феномен предпринимательской культуры может менять тип социального устройства, поскольку существуют одни общества, культура которых строится на основе ценностей культуры предпринимательства, и в то же время культура других тяготеет к ценностям патернализма и государственного регулирования.
Инновационная культура рассматривается нами как ядро культуры предпринимательства. Она определяется как исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности.
Ключевой аспект социокультурной деятельности предпринимателя -использование существующих институциональных механизмов и «ноу-хау» для того, чтобы трансформировать инновационные идеи в реальность.
Эта концепция была детально рассмотрена Й. Шумпетером в его работе «Теория экономического развития». Однако он характеризует предпринимательские идеи лишь как продукт воздействия внешних сил: «Хозяйственный субъект изменяет только то, что меняют сами обстоятельства. Он устраняет те несоответствия между экономическими показателями и управлением хозяйством, которые возникают, когда конкретные условия меняются, а люди пытаются продолжать хозяйствовать на прежний манер... В народном хозяйстве отсутствует какое бы то ни было творческое начало и есть только воздействие давления вещной необходимости» [3, с. 158]. В конечном итоге предприниматель у Й. Шумпетера выполняет функцию комбинирования «начальных факторов производства», причём делает это как бы «механически, автоматически» [3, с. 113]. Фактически он «отказывает» предпринимателю в «особой» инновационной и предпринимательской культуре. Вместе с тем именно инновации, хоть и поневоле, являются движущей силой экономики и общественного прогресса в целом, и в этом смысле Шумпетер раскрывает социокультурную роль предпринимательства как типа деятельности.
Б. Болтон и Дж. Томпсон предлагают определение предпринимателя как человека, который естественным для него образом создаёт и внедряет социально значимые инновации, используя предоставляемые ему возможности [5, с. 15]. Этот подход нам более близок хотя бы потому, что предпринимателю достаётся роль актора в продвижении инноваций, а не «комбинатора факторов производства».
Предприниматели также изобретают свои способы использования возможностей и ситуаций, чтобы создавать инновации - новые продукты, услуги, предложения рынку; нарушая статус-кво, они инициируют изменения и рассматривают существующие барьеры и препятствия как вызов себе. Они перераспределяют социальные силы, изменяют существующий порядок и создают значимые социальные различия. Мы полагаем, что в этом и состоит ключевая социокультурная роль предпринимательства.
Креативность и способность к инновациям отличает не только предпринимателей, но только они способны увидеть и использовать существующие возможности, проанализировать ситуацию и принять решение о том, стоит ли «игра свеч». Они обладают навыками и способностями инициировать изменения и претворять идеи в жизнь, а также находить институциональные и внеинституциональные способы привлечения ресурсов для реализации идей. Это - ключевое отличие предпринимателя от других новаторов. Предприниматель не только способен высказать и сформулировать идею, он обладает умениями, личностными качествами, связями (использует социальные сети) и навыками привлечения ресурсов для запуска процесса реализации идеи.
Отличие предпринимателя от, например, изобретателя состоит в том, что он занимается воплощением бизнес-идеи в реальность. Последовательность его действий можно отобразить схематично (рис. 1).
Изобретение идеи
Создание бизнес-идеи
Предприниматель видит возможности для реализации идеи и для поиска ресурсов -трансформирует идею в бизнес-идею
Идея
Реализация проекта
Предприниматель воплощает бизнес-идею в работающий проект
Поиск
возможностей для реализации бизнес-идеи
Использование возможностей для создания нового продукта
Направление, по которому бизнес-идея развивается в проект, зависит от интересов, ценностей предпринимателя, а также от факторов окружающей его социальной среды
Рис. 1. Инновационная деятельность предпринимателя
Как видно, предприниматель необязательно является автором идеи, но он берёт на себя преобразующую функцию. Он может выполнять несколько социальных ролей одновременно (так, например, он может выступать и в качестве изобретателя) либо все эти функции равномерно ложатся на плечи его коллег по старт-апу. Таким образом, его роль в создании инноваций яв-
ляется ключевой на первых двух стадиях её жизненного цикла (зарождении потребности и разработке проекта), а затем медленно сходит на нет. Кроме прочего, он выполняет трансляционную и селективную функцию в инновационной культуре - отбирает и реализует те нововведения, которые могут стать общественно полезными.
Особенности преобразующей деятельности предпринимателя рассматривались нами в рамках двух эмпирических исследований. Первое предполагало количественный опрос собственников, руководителей и высокопрофессиональных работников, занятых интеллектуальным трудом на 120 предприятиях Екатеринбурга. Всего в опросе участвовало 435 человек. Опрос проводился в течение 2010 года на рабочих местах респондентов. Способ отбора респондентов - квотный. Цель исследования - проанализировать элементы инновационной культуры на данных предприятиях, включающие в себя стиль и культуру управления, корпоративные ценности, отношение к инновациям, культуру управленческих отношений.
Второе исследование - это глубинные интервью с предпринимателями Екатеринбурга, инициировавшими успешный инновационный бизнес или проекты. Информанты были приглашены для участия в этом исследовании после проведения опроса на их предприятиях в 2010 году. Основным критерием для отбора информантов стало создание технологии или инновационного решения, которые позволили компании стать лидером рынка или завоевать ключевые позиции на нём. Всего было проведено 9 глубинных интервью с собственниками или «старт-аперами» - авторами инновационных проектов. Интервьюирование проводилось в июне - сентябре 2012 года. Целью этого исследования было выявить элементы инновационной культуры, свойственные предпринимателям, специфику мотивации и особенности их деятельности, аргументацию выбора бизнес-стратегии и жизненной стратегии, особенности личности и их отражение в корпоративной культуре предприятия и пр.
Внедрение изменений в организацию - это тяжёлая и рискованная работа, и в основном она ложится на плечи предпринимателя. Большинство опрошенных нами управленцев придерживаются мнения, что на предприятиях сложилась высокая готовность руководителей и сотрудников «проявлять волю к изменениям» - так считают 62,7%. О том, что такой воли недостаточно, думают только 9,0% (остальные значения промежуточные). Отмечается также высокая готовность руководителя и сотрудников идти на обдуманный риск, брать на себя ответственность за непопулярные решения.
На вопрос «Применяются ли инновационные технологии на вашем предприятии?» ответы распределились следующим образом: 70,0% ответили положительно, 11,2% - отрицательно, 18,7% затруднились ответить. Сотрудники достаточно высоко оценивают управленческие возможности руководства предприятия: 66,8% считают, что руководство умеет предвидеть последствия вводимых инноваций, следовательно, осуществляет инновационное управление. Важно отметить, что подавляющее большинство опрошенных считают свою деятельность в той или иной степени инновационной.
Предприниматели-новаторы рассматривают создание нового в качестве основополагающей ценности своей деятельности. Принципиальное отличие новаторских идей, ими реализуемых, состоит в том, что, во-первых, они предполагают предоставление благ для других людей; во-вторых, инновации будут приносить прибыль их авторам благодаря грамотной реализации; в-третьих, задача предпринимателя - довести идею до её логического завершения, то есть работающего проекта, который приносит прибыль:
«Миссия любого бизнеса - из идеи сделать продукт. Цель - заработать деньги. То, что у тебя нематериальное в голове вертится, - сделать из этого что-то физическое» (Андрей, инвестиционный бизнес).
Более 77,2% опрошенных нами руководителей предприятий согласились с утверждением, что нововведения необходимы и приносят много пользы. Ответы на вопрос «Какие направления деятельности необходимо раз-
вивать на вашем предприятии?» распределились следующим образом: на первом месте - создание новых продуктов и услуг, на втором - внедрение новых форм организации, мотивации и стимулирования, на третьем - совершенствование качества продукции, услуг.
Важно, что на второе место предприниматели ставят управленческие инновации - внедрение новых форм организации, мотивации и стимулирования персонала. Во-первых, повышение производительности труда - болезненный вопрос всех собственников бизнеса и управленцев. Во-вторых, бизнес-среда испытывает реальную потребность не только в технологических, но и управленческих инновациях, способных создать добавочную стоимость. В-третьих, внедрение новой системы управления и мотивации персонала может стать менее ресурсоёмким решением, чем технологические нововведения или закупка оборудования. Кроме того, опрошенные нами собственники предприятий актуализировали проблему передачи своего дела наёмному управленцу: когда предприятие становится «машиной по производству прибыли», его инициатору уже неинтересно заниматься управлением.
Процесс создания нового отличается большим количеством «неизвестных в уравнении», так как предприниматель вторгается в ранее не разработанную область, испытывает постоянный недостаток знаний, а также сталкивается с необходимостью с нуля создавать схемы и алгоритмы достижения цели. Таким образом, предприниматель-новатор действует спонтанно, по наитию, создавая и отлаживая механизмы достижения цели и технологии, по которым осознанно пойдут далее другие люди. Отметим, что для самих информантов опыт внедрения идеи, её реализации остаётся нерефлекси-руемым и непроговариваемым. Когда мы задавали вопрос, каким образом удаётся воплотить идею в бизнес-проект, формулировка ответа на него вызывала большие затруднения. Чаще всего перечислялись инструменты, которые использовались - встречи, совещания, презентации, изучение законодательства, разработка программного обеспечения и пр. Вместе с тем ответ на вопрос, что именно отличает опыт предпринимателя, воплощающего идею в жизнь, оказалось дать сложно.
Резюмируя всё сказанное информантами, попытаемся определить главное сквозь призму специфических элементов внедрения инновации - процесса, когда идея становится бизнес-проектом.
1. Предпринимателю, инициирующему новый проект, приходится затрачивать более 50% усилий на убеждение партнёров, инвесторов и представителей сообщества в работоспособности идеи. Это требует развития презентационных навыков, внедрения на специальные площадки (выставки, конференции, совещания чиновников), выработки доступных и понятных способов объяснения преимуществ проекта.
«Что я делал - я оттачивал мастерство презентации на разных конференциях. Приходил и рассказывал. Если моя идея не цепляла - анализировал, делал работу над ошибками. Я постоянно тренировался, совершенствовался в донесении идеи, учился говорить понятно для разных людей, аудиторий. Это дало мне очень много» (Павел, 1Т).
2. Процесс внедрения новаторской идеи предполагает постоянный дефицит знаний и специфических навыков. Они приобретаются в процессе работы над проектом, затрачиваются огромные ресурсы на самообразование, что приводит к формированию уникального экономического, социального и культурного капитала.
«Все проекты новые и идут по-разному. Основная проблема - опыта не хватает, ты начинаешь проект и не знаешь, что за ним стоит, очень мало специалистов, они очень дорогие, но хочется это сделать. Это строится на личных качествах, я вижу это просто на примере, методом проб и ошибок...» (Александр, медицина).
3. Важным элементом внедрения инновации является преодоление в первую очередь внутренних барьеров. Предприниматель, реализуя новый
проект, ориентируется, прежде всего, на переход с ранее завоёванных личных рубежей на более высокие или борется с инертностью, скептицизмом своей команды, партнёров и клиентов.
«Отсутствие поддержки и непонимание людей, команды - это получается преодолевать глупым способом, неправильным - слепотой, я включаю слепоту, я не вижу, что меня не поддерживают - и просто несусь. Они привыкли работать по-старому, а тут возникает возможность провести такое мероприятие, всё складывается, чтобы его сделать, но они такие -нет, нам этого не надо. Я всегда поступал так - я просто ломал. Это неправильно, это всегда приводит к плачевным результатам, в итоге команда умирает» (Денис, 1Т).
4. Развитие инновационного проекта предполагает скрупулёзную и упорную работу по завоеванию доверия клиентов и участников рынка. Внедрение нововведения требует гораздо больше усилий предпринимателя, связанных с преодолением подозрительности и неприятия нового, нежели работы с внешними рыночными и административными препятствиями. Именно завоевание доверия потенциальных клиентов становится ключевой задачей новатора - и трудности, с которыми сталкивается рядовой предприниматель, отходят на второй план.
«Два года я боролась за то, чтобы клиент нам доверял. Это всё было потихоньку, по одному, по два человека. Всё больше и больше мы завоёвываем свои позиции, расширяемся. Самое сложное было ещё завоевать доверие партнёров, потому что мы заявили сразу о себе очень много и вложили в это очень много труда. Сейчас партнёры нам доверяют и считают нас одними из лучших, этим можно гордиться» (Наталья, дополнительное образование).
По данным проведённого нами количественного исследования, более половины руководителей предприятий (56,0%) способны к оправданному риску при принятии решений, и в 55,4% случаев они демонстрируют достаточный уровень готовности к переменам. Кроме того, более половины из них способны предвидеть последствия принятых решений, но когда дело касается информирования коллектива об этих последствиях (56,4% случаев), донесённой информации бывает недостаточно для работников фирмы. Так что, вероятно, проблема внутренних барьеров остаётся актуальной в случае перемен не только для управленцев, но и для коллектива: люди получают недостаточно информации, а руководители испытывают трудности с форматом её донесения до команды.
Так как преодоление внутренних барьеров на пути нововведения становится определяющим фактором, наличие внешних барьеров (административных, экономических, культурных и пр.) отходит на второй план. Во-первых, сложность преодоления внешних барьеров, как мы полагаем, не проговаривается большинством информантов постольку, поскольку эти трудности не укладываются в их представления о компонентах дискурса «успешного предпринимателя». Во-вторых, внешние барьеры на пути бизнеса - это, с одной стороны, что-то «само собой разумеющееся», о чём неинтересно говорить», а с другой - это то, что любой инициатор должен преодолевать. И говорить о них он не считает нужным, так как не в состоянии напрямую на них повлиять.
Вместе с тем можно выделить следующие направления, препятствующие развитию новаторских старт-апов с точки зрения предпринимателей: отсутствие культуры создания инноваций в профессиональном сообществе, отсутствие реальной поддержки со стороны государства, необходимость в поиске инвесторов и налаживании диалога с ними, негибкость административных структур.
Существуют разные оценки мер, которые предпринимает государство для стимулирования инновационного бизнеса: от положительных до скептических. Основные претензии к таким программам поддержки - это негибкость, неприспособленность к нуждам бизнеса, непрозрачность, неоче-
видность выбора проектов для финансирования, финансирование неконкурентоспособных, «нерабочих» проектов с сомнительной эффективностью, отсутствие поддержки реального, уже работающего инновационного бизнеса, несовершенные механизмы оценки проектов, то, что вложенные средства можно потратить на реализацию более важных социальных проектов. Отношение большинства предпринимателей к программам поддержки бизнеса показывает уровень востребованности таких программ: при высокой степени осведомлённости об их существовании менее 10,0% пользуются ими.
Носители инновационной культуры не торопятся ассоциировать себя с организациями, призванными «институционализировать» инновации (такими, как государственные программы, инновационные площадки по типу «Сколково», программы поддержки бизнеса и пр.). Вместе с тем некоторые пользуются ресурсами, которые данные программы предоставляют. Основное отношение к таким программам - недоверие, подозрение в коррупции и нецелевом расходовании средств. Возможности формирования инновационной культуры «сверху» оцениваются скептически.
Подводя итоги, отметим, что проблема инноваций в предпринимательстве приобрела в современном обществе особую актуальность. При этом распространение инновационной культуры невозможно без самих акторов -предпринимателей-новаторов. Мы намеренно не стали акцентировать внимание на том, каким образом можно развивать инновационную культуру предпринимательства, так как считаем такой подход не вполне допустимым. Основная проблема формирования этой культуры, с нашей точки зрения, заключается в том, что никто в этот процесс по-настоящему не вовлечён, кроме самих предпринимателей. Любой представитель бизнеса, создающий инновации, заинтересован в том, чтобы социальная среда претерпевала изменения к лучшему - становилась комфортной для жизни, работы и ведения бизнеса. На самом деле возникает резонный вопрос: какую именно социальную среду предприниматели и чиновники делают комфортной для жизни?
Чиновники и представители бизнеса экспортируют ресурсы, деньги за продукцию, закупая её за границей, после экспортирования денег экспортируют социальные блага, таким образом создавая в других странах социальную среду для будущих поколений, для того, чтобы туда могли переехать они или их дети. Этот подход никогда не приведёт к тому, чтобы в нашей стране создавалась оптимальная среда для развития бизнеса и привлечения инвестиций.
Мы убеждены в том, что формирование инновационной культуры начинается с создания социальной среды, комфортной для развития бизнеса. Немаловажным фактором является популяризация ценностей культуры предпринимательства, которые интериоризированы инноваторами: ценности личной свободы, самостоятельного выстраивания личной траектории жизни, создания новых удобных решений для жизни людей и преобразования социальной среды, интереса к своему делу, преодоления барьеров и поиска возможностей. Естественно, получение прибыли и обогащение также является ценностью, но если это станет определяющим фактором развития бизнес-среды, то не приведёт к качественному скачку.
Отметим, что популяризация ценностей инновационной культуры не имеет смысла без позитивных примеров развития бизнеса, реальной его поддержки со стороны административных структур, возможности обмена опытом и обучения. На данном этапе все проекты, инициированные государством в этом направлении, рассматриваются бизнесом скептически. Дело в том, что позитивные изменения государственной политики должны быть направлены на оздоровление экономики и облегчение условий ведения бизнеса в целом, а не только для «инновационных» предприятий, статус которым присваивается зачастую «для галочки».
Пока административная система будет замкнута сама на себе на бюрократические, а не реальные показатели, понятие «инновационный бизнес» так и останется канцеляризмом, с которым реальные новаторы не будут себя
ассоциировать. В качестве ответных действий активные предприниматели создают венчурные и коммерческие фонды, инвестиционные предприятия, цель которых - поддержка интересных и небанальных старт-апов, научных разработок и проектов.
Справедливо было бы отметить, что за последние месяцы произошли положительные сдвиги в сфере поддержки предпринимательства государством. Эти изменения связаны со вступлением России в ВТО и касаются законодательства, поэтому мы можем ожидать поворота государства в сторону поддержки инновационных компаний, перспективных научных и бизнес-инициатив.
Литература
1. Инновационная Россия 2020: проект стратегии инновационного развития страны до 2020 г. - М. : Минэкономразвития России, 2010.
2. Рейтинг конкурентоспособности национальных инновационных систем -Форум ОПОРЫ. 23 марта 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://opora. ru/news/10726/.
3. Преодоление инновационного отставания России. Хельсинский семинар ОЭСР, март 2001 г. - М. : Изд-во РУДН, 2002 и др.
4. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. -М. : Прогресс, 1982. - 401 с.
5. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции поведения личности [Текст] / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М. : Наука, 1975. - 295 с.
6. Bolton, B. Entrepreneurs: Talent, Temperament, Technique [Text] / B. Bolton, J. Thompson. - Buttleworth Heineman, 2004. - Р. 305.