УДК 334.021.1
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
© 2017
Кузубов Алексей Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного бизнеса и финансов» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению инновационных интересов предпринимательства как неотъемлемую часть постиндустриальной экономики. В работе показано историческое становление инновационной деятельности, которая трактуется как результат воздействия внутренних причин, независимо от внешних раздражителей, которые побуждают предпринимателя к инновационно направленному действию. Отмечено, что в условиях постиндустриальной экономики возрастает степень интенсивности и активности инновационного процесса, что отражается в увеличении доли предприятий и организаций, активно внедряющих достижения научно-технического прогресса и новейшие технологии. Инновационные интересы становятся неотъемлемой компонентой предпринимательской деятельности, поскольку их формирования теперь зависит не только от мотивов предпринимателей, но и стимулируется со стороны субъектов экстернальной среды: потребителей, которые становятся более требовательными к качественным характеристикам товара. В статье рассмотрены основные этапы генезиса инновационных интересов в истории экономики и экономической мысли. Доказано, что в условиях постиндустриальной экономики инновационные интересы выступают неотъемлемой компонентой предпринимательской деятельности. Уточнено содержание понятий «инновационные потребности», «инновационные интересы» на современном этапе социально-экономического развития. Выделены основные виды инновационных интересов предпринимательства. Обосновано синергетическое единство данных экономических категорий, что в совокупности формирует системообразующие взаимодействия между субъектами инновационной деятельности.
Ключевые слова: постиндустриальная экономика; инновации; предпринимательство; инновационные потребности; инновационные интересы; инновационная рента; инновационная деятельность, социальная стабильность, индустриализация.
INNOVATIVE BUSINESS INTERESTS AS AN INTEGRAL PART OF POST-INDUSTRIAL ECONOMY
© 2017
Kuzubov Alexey Alexeyevich, candidate of economic sciences, associate professor of "International Business and Finance" Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street 41, e-mail: [email protected])
Abstract. This article is devoted to the interests of innovative entrepreneurship as an integral part of the post-industrial economy. The paper shows the historical emergence of innovation, which is interpreted as the result of exposure to internal reasons, regardless of the external stimuli that encourage the entrepreneur to the innovative course of action. It is noted that in a post-industrial economy increases the level of intensity and activity of the innovation process, which is reflected in the increase in the proportion of enterprises and organizations, actively implement the scientific and technological progress and the latest technology. Innovative interest becomes an integral component of entrepreneurial activity, since their formation now depends not only on the motivation of entrepreneurs, but also stimulated by the subjects of the environment externalities: consumers who are becoming more trebovatelnymy to the qualitative characteristics of the goods. The article describes the main stages of the genesis of innovation in the interests of economy and history of economic thought. It is proved that in a post-industrial economy innovative interests be an integral component of business activity. Clarification of the concepts of "innovation needs", "innovative interests" at the present stage of socio-economic development. The basic types of innovative business interests. It is proved the synergetic unity of the economic categories of data, which together forms the backbone of interaction between the subjects of innovation activity.
Keywords: post-industrial economy; innovation; entrepreneurship; innovation needs; Innovative interest; innovative annuity; innovation, social stability, industrialization.
Постановка проблемы. Очередной этап научно-технической революции, что развернулся в конце ХХ - начале ХХ1 века, вызвал кардинальные изменения в системе хозяйствования, что отразились в постепенной трансформации экономики, основу которой составляет индустриальный способ массового производства товаров и услуг, в экономику, базирующаяся на накопленных интеллектуальных ресурсах, передовых информационно-коммуникационных технологиях и постиндустриальном способе производства.
Инновационные ориентиры постиндустриальной экономики способствовали развитию новых теорий, идей, технических прорывов, экономических и политических нововведений, которые до этого времени нельзя было и представить. В свою очередь, непрерывные прогрессивные изменения в различных сферах общественной жизни обусловили появление новых потребностей, их расширение, приумножение и структурное усложнение. Это касается не только личных потребностей, которые возникают и развиваются в процессе их жизнедеятельности, а и предпринимательских нужд, под которыми, как правило, понимают необходимость обеспечения деятельности субъекта хозяйствования производительными силами. В условиях постиндустриальной
экономики традиционный для индустриализма перечень потребностей предпринимательства (в средствах труда, предметах труда и рабочей силе) пополнился новой компонентой - инновационными потребностями, которые проецируется в систему инновационных интересов и определяют ведущие направления деятельности фирмы.
Анализ последних исследований и публикаций. Концептуальный фундамент постиндустриального общества были заложены еще во второй половине ХХ века. В трудах, таких выдающихся ученых, как Д. Белл [1], Дж. Гэлбрейт [2]. Ростоу [3], Е. Тоффлер [4] и др. Среди недавних публикаций, касающихся тематики развития инновационной составляющей предпринимательства в условиях постиндустриальной экономики, особый интерес представляют исследования проблемы формирование новой парадигмы экономики и ее методологии и трансформации организационных процессов в отраслевом аспекте к потребностям постиндустриального общества [5,6]; обоснование роли инновационной деятельности в развитии отечественных предприятий [716]; анализ особенностей инновационной деятельности в постиндустриальном обществе, выявление влияния инноваций на социальную динамику общества [17,18]; исследование внутренних стимулов организации инно-
вационных процессов постиндустриального общества [19]; изучение взаимосвязей между инновациями и стратегией предприятия [20], их отражение в бизнес модели [21-26];
Итак, можно констатировать, что современный научный поиск с исследуемой тематики характеризуется многоуровневостью и включает различные аспекты теоретических и методологических вопросов формирования и развития инновационной компоненты современной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется определению содержания таких важных в контексте постиндустриальной экономики категорий, как «инновационные потребности», «инновационные интересы», «инновационная рента», выявлению их взаимосвязи и взаимовлияния, что препятствует формированию целостного подхода к формированию конкурентоспособности национальной экономической системы на основе динамического инновационного развития.
Целью исследования является определение содержания и обоснование значения инновационных интересов предпринимательства в условиях постиндустриальной экономики.
Основные результаты исследования. Начало научного исследования роли инноваций в предпринимательской деятельности были заложены в трудах классиков политэкономии, то есть в доиндустриальную эпоху. В частности, А. Смит указывал на наличие непосредственного влияния технических изобретений на производительность труда и увеличения объемов производства [27, с. 23-24]. В составе экономических теорий инноваций необходимо отметить и идеи Д. Рикардо, который доказывал важность прогрессивных научно-технических новшеств для повышения мастерства производителей [28]. В трудах этих и других идеологов капитализма инновации отождествлялись с принципиально новыми продуктами, изобретенными быстрее благодаря благоприятному стечению обстоятельств отдельных талантливых личностей, чем целенаправленном научном поиске или инициированном интересе предпринимателей вследствие осознания ими инновационных потребностей.
Индустриализация экономики, охватившего страны Европы, США, Японию на протяжении XIX века, и сопровождалась взрывным ростом товарной массы в результате интенсификации производства и повышением производительности труда, привела к эволюции научных взглядов относительно инноваций в предпринимательстве. Венчают их экономические идеи Й. Шумпетера, который четко выделил новаторскую функцию предпринимателя, заключается в наличии у него способностей найти удачное экономическое применение научно-технических, технологических, организационных, управленческих и других изобретений [29, с. 185]. В то же время, как писал ученый, мотивация предпринимателя не ограничена стремлением получить такой излишек, а имеет свои принципиальные особенности и включает (кроме увеличения сферы влияния, стремление к победе) удовольствие от творчества [29, с. 189]. Именно этот мотив побуждает предпринимателя включать инновационные интересы в структуру своих общих интересов.
Начиная с 1960-х гг. инновации начинают проникать во все большее количество отраслей, вызывая цепную реакцию во взаимосвязанных сферах и одновременно повышая степень динамичности условий хозяйствования. При таких обстоятельствах эффективное функционирование субъектов хозяйствования возможно только путем управления нововведениями. Данное положение начинает активно обсуждаться и развиваться в научных исследованиях. В Частности, П. Друкер в известной работе «Инновации и предпринимательство. Практика и принципы» отметил: «Предприятие, которое не занимается инновационной динамических условиях, неизбежно стареет и приходит в упадок ..., особенно быстро в ны-
нешних динамических условиях» [30, с. 149]. Поэтому эффективная система управления предприятием должна включать следующие направления: проведение в рамках организации разъяснительной работы среди персонала относительно преимуществ инноваций, их плюсы с точки зрения обеспечения успешности и стабильности фирмы; инновационные потребности предприятия и временные рамки их удовлетворения должны быть четко идентифицированы и обнародованы; разработка и утверждение плана инновационной деятельности с четко прописанными целевыми ориентирами [31,32].
Следовательно, инновационные потребности современного предпринимательства можно определить, как необходимость перманентного инновационного поиска, что проявляется в стремлении постоянно совершенствовать товары и услуги за счет внедрения технических, технологических, организационных и других нововведений, опережая тем самым ожидания потребителей и предупреждая негативный конкурентные воздействия. Потребность в инновациях определяется путем изучения сильных и слабых сторон деятельности предприятия, противоречий и результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов.
Осознанные инновационные потребности каждого конкретного предприятия приобретают формы инновационных интересов и выступают объективным побудительным мотивом инновационной деятельности рисунок 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязь инновационных потребностей, мотивов, стимулов и интересов предпринимательства
К распространенным видам инновационных интересов предпринимательства можно отнести:
- финансово-экономические - увеличение показателей финансово-экономической эффективности (рентабельности, ликвидности, устойчивости и т. п), укрепление конкурентных позиций фирмы за счет внедрения инноваций;
- социальные - поддержка научного творчества, социальных групп и проектов, которые несут в себе инновационный потенциал;
- познавательно-личностные - расширение когнитивных возможностей к восприятию и использование новой информации, ее продуктивного использования в профессиональной деятельности, а также налаживание на основе общих интересов новых и укрепление существующих межличностных связей (дружеских, семейных, деловых);
- экологические - обеспечение положительного влияния инновационной деятельности на решение проблем устойчивого развития;
- культурно-духовные - взаимодействие инновационного предпринимательства с культурой и искусством, соблюдение высоких норм морали и научной этики в ходе инновационной деятельности.
Стоит заметить, что даже в рамках деятельности одного предприятия могут пересекаться (совпадать, вступать в противоречие или даже конфликтовать) как одно-
видовые интересы различных субъектов, так и разновидные интересы одного и того же субъекта. Например, процессы технологического обновления предприятия, соответствующие финансово-экономическим интересам, могут противоречить экологическим интересам или нарушать устоявшиеся межличностные деловые связи. Поэтому согласования инновационных интересов должен быть включен в системы обязательных задач инновационного корпоративного менеджмента.
Синергетическое единство инновационных потребностей, инновационных интересов, объединенных мотивами и стимулами, формирует системообразующие взаимодействия между субъектами. А. Шумилин [7] выделяет следующие стадии данного процесса: обмен инновационной деятельностью, возникновения инновационных интересов, практическое внедрение инновации или накопления инновационного потенциала, конститу-ирования инновационных ценностей рисунок 2.
На стадии обмена инновационной деятельностью происходит конструктивное взаимодействие субъектов инновационной деятельности (отдельных физических лиц, научных институтов, предприятий, венчурных компаний, государственных структур и т. п.), в результате которой происходит расширение совокупных новых технологий (в области производственной, управленческой, социальной и иной активности), что используются в профессиональной сфере. Обмен создает определенный инновационный импульс, что поступает к субъекту инноваций и приводит к включению инновационного элемента в его деятельность, мотивируя и стимулируя его к реализации инновационных интересов.
Рисунок 2 - Инновационные интересы как основа системообразующих взаимодействий, построено на основе [7]
Далеко не вся инновационная информация, полученная субъектом хозяйствования, сразу включается в производство. Значительная ее часть аккумулируется в виде «инновационного портфеля». Среди причин, которые приводят к образования временного лага между приобретением инновации и ее внедрением в практику, можно выделить: отсутствие необходимости в неотложном нововведении; отсутствие финансовой возможности неотложного внедрения; несоответствие стратегии развития предприятия; профессиональная или психологическая неготовность сотрудников.
Обмен новаторскими идеями и приемами постепенно превращает инновационные ориентиры на нормы социально-экономической жизни, которые усваиваются как отдельными хозяйствующими субъектами, потребителями, так и обществом в целом, приобретая характер общих ценностей. Их практическое закрепление и кон-ституирование происходит в четырех сферах: сознания людей, профессиональной деятельности, стиле жизни и политике государства [7].
Формирование вышеуказанной системы инновационных взаимоотношений является фактором экономического прогресса страны, предпосылкой обеспечения социальной стабильности, поэтому в условиях постиндустриальной экономики и активным участником инновационных отношений выступает государство. Государственная поддержка инновационной деятельности заключается не только в использовании инструментов прямого и косвенного воздействия для стимулирования появления инновационных интересов в предпринимательском секторе, что соответствует стратегии наци-
онального экономического развития, но и предполагает содействие развитию сферы образования и науки, в том числе фундаментальных и прикладных исследований, активное участие государственных структур в налаживании их сотрудничества с реальным производством, формирование институциональной архитектоники, благоприятной для развития инновационного предпринимательства.
Выводы. Изучение основных этапов генезиса категории «инновационные интересы» в истории экономики и развития, связанных с этими экономическими взглядами, позволило проследить ее эволюцию в период до-индустриального, индустриального и постиндустриального развития человеческой цивилизации. Установлено, что инновационные интересы предпринимательства начали формироваться в условиях индустриализации экономики под влиянием мотивов предпринимателя -новатора, а окончательное оформление их в качестве неотъемлемой компоненты предпринимательской деятельности произошло с нарастанием инновационной динамики в постиндустриальном обществе. Определение содержания понятий «инновационные потребности», «инновационные интересы» и «инновационная рента» позволило сформировать целостное представление о взаимосвязи данных категорий, синергетическое единство которых является основой системообразующих взаимодействий между субъектами инновационной деятельности. Учитывая важное значение последних для экономического развития страны, обоснована необходимость обеспечения государственной поддержки инновационной деятельности, которая является перспективным направлением дальнейших научных дискуссий и исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 940 с.
2. Galbraith, J.K. (2007). The New Industrial State. Princeton, N.J .: Princeton University Press. 518 p.
3. Rostow, W.W. (1960). The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. N.Y .: Cambridge University Press. 179 p.
4. Тоффлер А. Третья волна. - М .: АСТ, 2010. - 800 с.
5. Кузьмина Ж.Ю. Феномен инновационной деятельности в постиндустриальном обществе // Apriori: Электронный научный журнал.- Серия: Гуманитарные науки.- 2014.- №1 // cyberleninka.ru.
6. Лебедева Л.В. Природа инновационных процессов в постиндустриальном обществе: Автореф. дис ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 18 с.
7. Шумилин А. Формирование системообразующих взаимодействий в инновационного развитии экономики // Наука и инновации.- 2014.- №7. - С. 29-34.
8. Teece, D.J. (2010). Business Models, Business Strategy and Innovation. Long Range Planning, 43: 172-194.
9. Царук В.Ю. Совершенствование механизма инвестирования инновационной деятельности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 141-145.
10. Юрина В.С. Обеспечение инновационного развития предприятий в условиях ограниченности ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 154-156.
11. Желнина Е.В. Инновационные потребности: понятие, классификация, тенденции изменения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 53-56.
12. Бобкова Н.А., Кутаева Т.Н. Финансирование инновационного развития организаций в современных рыночных условиях // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 4-8.
13. Кирюшкина А.Н., Курилова А.А. Анализ инновационной и инвестиционной деятельности самарской области // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 113-118.
14. Кузьминых Н.А. Новый взгляд на модель управления инновационным развитием социально-экономи-
ческой системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 116-123.
15. Желнина Е.В. Технология в структуре факторов инновационной активности промышленных предприятий // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 238-241.
16. Мальгин В.А. России необходима структурная перестройка инновационной системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 11-16.
17. Шашло Н.В. Формирование и оценка эффективности системы корпоративного управления в акционерных обществах приморского края РФ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 1 (24). С. 77-83.
18. Лёгенький А.В., Гриванов Р. Борьба с экономическими правонарушениями в деятельности кредитных организаций // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. С. 419-422.
19. Даниловских А.А., Конвисарова Е.В. Финансовые аспекты обеспечения информационной безопасности предприятия // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. С. 398-399.
20. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Оценка современного состояния экономических отношений субъектов региональных объединений в условиях глобализации // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2016. № 4. С. 56-64.
21. Курбаков И.С., Корень А.В. Основные направления эффективного управления инвестиционным портфелем // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-4. С. 704-706.
22. Прокопьева Т.И., Ворожбит О.Ю. Инвестиции физических лиц в ценные бумаги // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 401.
23. Котова Л.Г., Шевченко А.П. Инновационная стратегия предприятий строительной отрасли // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 170-174.
24. Курилов К.Ю. Теоретические аспекты формирования финансовой стратегии предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 19-23.
25. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Анализ управления технологическими инновациями на промышленных российских предприятиях: источники финансирования, инновационная стратегия // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 93-103.
26. Желнина Е.В. Управление в структуре факторов инновационной активности промышленных предприятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 161-164.
27. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М .: Эксмо, 2007. - 960 с.
28. Ricardo, D. (2001). On The Principies Of Political Economy and Taxation. Kitchener: Batoche Books. 333 p.
29. Шумпетер И. Теория экономического развития. -М .: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 355 с.
30. Drucker, P.F. (1985). Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principies. N.Y .: Harper & Row. 288 p.
31. Vil, J., MacGregor, S. (2010). Business Innovation: What it brings. What it takes. Barselona: IESE Business School. 8 p.
32. Entrepreneurship - Creativity and Innovative Business Models. Edited by T. Burger-Helmchen. Rijeka, Croatia: InTech Janeza Trdine, 2010. 190 г.