Научная статья на тему 'Развитие инновационной деятельности в вузах России'

Развитие инновационной деятельности в вузах России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной деятельности в вузах России»

Развитие инновационной деятельности в вузах России

А. Д. Викторов,

д. э. н., профессор, председатель Комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга

Скоро исполнится 20 лет с тех дней, когда в Советском Союзе была поставлена задача развития инновационной деятельности при высших учебных заведениях в той форме, которая была принята в европейских государствах.

Следует отметить, что и до восьмидесятых годов вузы в СССР активно вели внедренческую деятельность и имели для этого развитую инфраструктуру: отраслевые лаборатории, конструкторские бюро, научно-исследовательские секторы и научно-исследовательские части, учебно-производственные предприятия (комбинаты), базовые кафедры и многое другое. Эти организации обеспечивали широкомасштабное внедрение в практику результатов научных исследований, выполняемых на кафедрах. Высшее учебное заведение существовало и развивалось как единый научно-образовательный комплекс, тесно связанный с промышленностью по линии подготовки кадров и выполнения заказов, выпуску продукции. Это развитие сопровождалось масштабными государственными инвестициями. Развитые вузы всегда испытывали сложности, возникавшие из-за того, что крупные внедренческие работы приводили к превышению складывавшихся фондов оплаты труда и средств на оборудование, лимитов по труду и лимитов по зарплате.

В конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия в системе Минвуза РСФСР в порядке эксперимента было организовано Хозрасчетное научное объединение (ХНО), целью которого стало повышение эффективности научных исследований, укрепление единства образовательной и научной деятельности вузов, сокращение цикла от разработок до внедрения. Были получены уникальные результаты, которые, к сожалению, не были востребованы. Началась эпоха перемен.

В конце восьмидесятых годов в стране происходят серьезные изменения, был взят курс на существенную перестройку экономики, в том числе на ее либерализацию. Росли, как грибы после дождя, юридически самостоятельные организации под названием «научно-техническое творчество молодежи (НТТМ)», кооперативы. При этом не учитывались проблемы прав на объекты интеллектуальной собственности. Вузы стали терять заказы не только по причине сокращения оборонных заказов, но и по причине отсутствия цивилизованных механизмов передачи (или сохранения) прав на объекты интеллектуальной собственности. Лишь спустя 4-5 лет начнутся разговоры и серьезные действия по формированию

отношений в сфере интеллектуальной собственности. Пока же шел процесс «увода» научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из вузов в НТТМ и кооперативы.

В 1987 году группа ректоров вузов Советского Союза во главе с заместителем министра образования СССР, профессором Ф. И. Перегудовым посетила университеты Великобритании. Ректору Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина) профессору О. В. Алексееву было поручено изучить научно-технологические парки при университетах Великобритании. Было привезено большое количество материалов по технопаркам, и началась работа. Практически все материалы были переведены на русский язык сотрудниками Тверского ИнноЦентра во главе с Е. А. Лурье.

Заместитель Ф. И. Перегудова профессор

В. Е. Шукшунов собрал в Москве на Шаболовке группу представителей вузов СССР и поставил задачу сформулировать программы развития научнотехнологических парков при вузах. Вместе с

В. Е. Шукшуновым с представителями вузов работали Э. Е. Антипенко, Е. А. Лурье, В. П. Лушкин. Были представлены следующие вузы: Московский государственный университет, Московский институт электронной техники, Ленинградский электротехнический институт, Томский политехнический институт и другие.

Формирование научно-технологических парков при университетах было продиктовано необходимостью в создававшихся новых экономических условиях сохранить и развить внедренческую (инновационную) функцию вузов, создать цивилизованные механизмы обращения с интеллектуальной собственностью. Дальнейший опыт работы покажет, что значительно проще построить и «заселить» малыми предприятиями корпус, но гораздо сложнее решить вопросы прав на интеллектуальную собственность.

Начиная с 1990 года, стали проводить международные конференции по вопросам инновационной деятельности, технопаркам. Первая такая конференция с участием крупнейших зарубежных специалистов прошла в 1990 году в городе Томске, вторая — в 1991 году в Ленинграде.

В 1988 году я по предложению профессора О. В. Алексеева был назначен на должность проректора по научной работе Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина). В начале 1989 года была введена должность заместителя по инновационной деятельности проректора по

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

научной работе. На эту должность я пригласил Н. Н. Ермилова, имевшего большой опыт работы с промышленностью и с научными организациями. В этом же году была сформирована новая структура управления и обеспечения научной деятельности вуза с учетом складывавшихся в стране экономических условий. В научно-исследовательской части института появилось направление работы, связанное с инновационной деятельностью. Большое внимание уделялось функционированию патентного отдела (начальник отдела Ю. И. Буч) и отдела научно-технической информации (начальник отдела О. Л. Романова).

В 1990 году было учреждено и зарегистрировано в союзном реестре под номером 13 акционерное общество «Инновации ленинградских институтов и предприятий» (ИЛИП). Учредителями общества стали Ленинградский электротехнический институт, Первый Ленинградский медицинский институт, Ленинградский институт точной механики и оптики, Ленинградский политехнический институт, Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоприема и акустики, издательство «Судостроение» и другие научные институты. Основной задачей акционерного общества было обеспечение единого инновационного цикла и обеспечение учредителей инфраструктурой инновационной деятельности в новых экономических условиях.

Петроградская сторона Ленинграда обладала в тот период уникальными научными, промышленными организациями и образовательными учреждениями. В этой связи под эгидой исполнительного комитета Петроградского района в 1990 году был учрежден научно-технологический «Экопарк», специализирующийся на работах в области экологии. Географическим стержнем «Экопарка» стала улица профессора А. С. Попова. Вдоль или в окрестностях этой улицы располагались Ленинградский электротехнический институт, Ленинградский ботанический институт, Ленинградский химико-фармацевтический институт, Первый Ленинградский медицинский институт, Ленинградский институт гриппа, Ленинградский институт детских инфекций, Ленинградский полиграфический завод, Ленинградское объединение медицинского приборостроения «Красногвардеец», НПО «Вектор», Ленинградский институт точной механики и оптики, Ленинградский Дворец молодежи и другие. Была идея реализации пилотного проекта создания и развития экологического научно-инновационного парка, базирующегося на ресурсах названных и других предприятий. Такой парк был учрежден при участии В. Е. Шукшунова, представлявшего ассоциацию технопарков СССР, и Е. А. Лурье, представлявшего Тверской инновационный центр. Однако 1991 год внес серьезные коррективы в развитие парка. Ликвидация экономической системы и производственных отношений Советского Союза кардинально изменила ситуацию. Следует отметить, что начало девяностых годов диктовало необходимость построения более мобильной и более самостоятельной (более децентрализованной) системы организации и управления научной деятельностью вуза. Начался длительный переходный период для экономики страны. Прогнозы показывают, что этот период продлится лет сорок. Если вести отсчет от

1991 года, то примерное окончание переходного периода — 2030-е годы.

В 1991 году под руководством ректора электротехнического института, профессора О. В. Алексеева и проректора по научной работе А. Д. Викторова начались работы по строительству здания Технопарка ЛЭТИ. Было создано структурное подразделение в научно-исследовательской части ЛЭТИ — «дирекция технопарка ЛЭТИ». Это подразделение представляло интересы ЛЭТИ во взаимоотношениях с малыми предприятиями и другими юридическими и физическими лицами. Строительство отдельного, пусть даже небольшого здания было вызвано необходимостью создать инфраструктуру инновационной деятельности в ЛЭТИ и сосредоточить созданные на тот момент сотрудниками ЛЭТИ многочисленные малые предприятия в одном месте. Строительству здания активно помогали вице-премьер Правительства России, Председатель Государственного Комитета по науке и высшей школе России В. Г. Кинелев и его первый заместитель А. Н. Тихонов. Хотелось бы отметить, что распределение помещений здания состоялось задолго до его ввода в строй, так как существовал большой конкурс среди малых предприятий. В 1992 году корпус был введен в эксплуатацию.

В те годы мы активно сотрудничали с финскими коллегами. В 1989 году начали проводить семинары и ознакомительные поездки с целью обмена опытом. Особенно нас привлекал опыт организации и управления научной и инновационной деятельностью в финских университетах. Наиболее динамично развивалось сотрудничество с Лаппеенрантским технологическим университетом и Хельсинским технологическим университетом. За период с конца 80-х годов прошлого века по настоящее время экономика Финляндии, ориентированная на максимальное использование знаний, пройдя сложное время начала 90-х годов прошлого века, в 2003 году стала самой конкурентоспособной экономикой мира. Можно перечислить большое количество городов и провинций Финляндии, где потрясающе быстрыми темпами развивается инновационная деятельность. У нашего северного соседа сформулирована третья миссия университетов — ответственность за технологическое развитие региона, в котором расположен университет.

Мы, к сожалению, пробираясь сквозь джунгли экономических проблем, наталкиваясь на фатальную недооценку роли науки, образования и инновационной деятельности в экономических успехах, имеем гораздо более низкие темпы развития инновационной деятельности и, следовательно, экономики. А жаль.

В начале девяностых годов прошлого столетия, развивая инновационную деятельность, приходило понимание того, что для обмена опытом, обсуждения различных проблем крайне необходим печатный орган. Как в народе говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В декабре 1993 года в Твери я сломал ногу, поэтому в январе-феврале 1994 года было много свободного времени. Я лежал дома — нога в гипсе — и прорабатывал идею журнала. Название журнала было сформулировано очень легко: «Инновации». Вместе со мной работали над идеей журнала два талантливых человека: П. К. Зубарев и В. П. Митрофанов.

Практически за четыре месяца была полностью разработана концепция журнала, его внешний вид, рубрикация. Разработку доложили ректору ЛЭТИ О. В. Алексееву, первому заместителю министра образования РФ А. Н. Тихонову, и издание журнала было объявлено. Издательские функции взяло на себя издательство «Элмор». Журнал объединил вокруг себя большое количество интересных людей, стремящихся развивать инновационную деятельность. Редакционный совет возглавил О. В. Алексеев,

А. Д. Викторов — заместитель председателя. В редакционный совет вошли первые заместители министров

A. Н. Тихонов и Г. В. Козлов, начальники управлений министерств А. В. Суворинов, Ю. В. Шленов,

С. К. Сергеев, Н. В. Арзамасцев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Д. В. Сергеев, директор Тверского ИнноЦентра Е. А. Лурье и другие.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России в системе образования успешно реализовывалась программа «Мелкосерийное, наукоемкое производство». На базе этой программы, имевшей развитую тематическую структуру, отрабатывались технологии управления процессами внедрения вузовских разработок в промышленность и в собственное мелкосерийное производство. В рамках этой программы выпускалась серьезная продукция. Программу еще со времен Хозрасчетного научного объединения (ХНО) курировал

С. К. Сергеев. Много для развития программы сделали Г. Г. Андреев и И. Ф. Яриков. Вообще эти специалисты, начиная с ХНО, а затем в Государственном Комитете по науке и высшей школе и в Министерстве образования много сделали для развития инновационной деятельности в российских университетах.

В начале 1990-х годов было принято решение в дополнение к программе «Мелкосерийное, наукоемкое производство» организовать программу «Трансферные технологии, комплексы и оборудование». Если основной целью программы «Мелкосерийное, наукоемкое производство» являлся выпуск продукции, то основной целью программы «Трансферные технологии, комплексы и оборудование» являлось создание условий для доведения результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ до мелкосерийного и крупносерийного производства. А также впервые ставилась задача организации при университетах и в целом в системе образования инфраструктуры трансфера технологий из вузов в промышленность и за рубеж. Необходимо отметить, что благодаря этой программе в высшей школе России появилась инфраструктура трансфера технологий. Был накоплен положительный и отрицательный опыт оказания услуг в сфере трансфера технологий, бизнес-планирования и т. д.

Куратором программы от Российского государственного комитета по высшему образованию был начальник управления научных программ и проектов С. К. Сергеев. Руководителем научно-технического совета программы был назначен ректор ЛЭТИ, профессор О. В. Алексеев (Санкт-Петербург), а руководителями разделов программы: Р. С. Мусавиров (Уфа) — раздел «Трансферные технологии в химии»;

B. Р. Атоян (Саратов) — «Трансферные технологии в машиностроении»; А. Д. Викторов (Санкт-Петербург) — «Трансферные технологии в электронике,

компьютерной технике и автоматике»; В. Н. Анциферов (Пермь) — «Трансферные технологии в металлургии»; В. С. Кортов (Екатеринбург) — «Трансферные технологии в микроэлектронике, лазерной технике и оптоэлектронике»; В. К. Погребной (Томск) — «Трансферные технологии в информатике». Штабом программы были кабинеты С. К. Сергеева, Ю. В. Шленова, Г. Г. Андреева, И. Ф. Ярикова.

Одно только перечисление городов показывает размах программы, ее общероссийский характер. Программа активно развивалась, дважды участники программы успешно представляли свои результаты в Ганновере, несколько раз в Брюсселе. Крупная выставка продукции программы была организована в Доме Правительства Российской Федерации. Я до сих пор храню прекрасные каталоги программы, изданные на русском и английском языках.

Следует еще раз отметить большую роль в систематизации наработанного материала по программам Е. А. Лурье. Тверской ИнноЦентр под его руководством и при активном участии ректора Тверского государственного университета Кудинова ежегодно на протяжении многих лет издает удивительно полезные научно-методические сборники и труды конференций.

Санкт-Петербург как один из крупнейших российских центров науки и образования не оставался в стороне от развития инновационной деятельности. Многие вузы, научные организации и промышленные предприятия в начале 90-х годов прошлого века стали активно заниматься инновационной деятельностью. Я бы сказал, продолжили заниматься инновационной деятельностью в новых, непростых экономических условиях.

Наряду с ЛЭТИ создал инновационно-технологический центр Санкт-Петербургский государственный технический (политехнический) университет. На объединении «Светлана» А. А. Фурсенко,

В. И. Спивак, А. И. Никконен при поддержке Д. В. Сергеева создали инновационно-технологический центр. Интересный технопарк был организован в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии.

В период, когда вице-губернатором Санкт-Петербурга был И. И. Клебанов, в городе резко активизировалась инновационная деятельность. Работал совет по инновационной деятельности, который возглавлял И. И. Клебанов. Его заместителями в совете были А. А. Фурсенко и А. Д. Викторов. Илья Иосифович прекрасно понимал роль инноваций в развитии экономики города. Была поставлена задача создания в Санкт-Петербурге сети инновационно-технологических центров, проведен конкурс бизнес-планов на создание инновационно-технологических центров. Появились интересные предложения от промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов.

В это же время в России эффективно работала «программа четырех». Главными действующими лицами программы были Министерство науки и технологий РФ, Министерство образования РФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский технологический фонд, субъекты Российской Федерации и хозяйствующие субъекты. В рамках этой программы на

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

государственном уровне оказывалась поддержка созданию и развитию инновационной деятельности.

В результате в настоящее время в Санкт-Петербурге успешно функционируют шесть инновационно-технологических центров: Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, а также инновационно-промышленный комплекс на Светлане.

В декабре 2003 года губернатор Санкт-Петербурга

В. И. Матвиенко открыла самый крупный в Санкт-Петербурге инновационно-технологический центр при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики.

В 2005 году при активнейшей поддержке губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко объявлен конкурс на поддержку со стороны города создания и развития инновационно-технологических центров. Прорабатывается вопрос создания крупного технологического парка Санкт-Петербургского научного центра РАН, технологического парка Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций, создается инновационно-технологический центр при институте физических проблем энергетики РАН.

Хотелось бы отметить, что на протяжении многих лет в целом в России и в Санкт-Петербурге, в частности, очень активно и эффективно работает государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, возглавляемый И. М. Бортником. Иван Михайлович Бортник очень много сделал и делает для перевода российской экономики на инновационный путь развития.

В 2003 году разработана и принята Концепция национальной инновационной политики и национальной инновационной системы. Это вселяет уверенность в том, что в ближайшее время работа по созданию в стране наиболее благоприятных условий для развития экономики, основанной на знаниях, максимально развернется. Необходимо помнить о том, что создание условий требует инвестиций. Создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности требует, прежде всего, государственных инвестиций и решения вопросов создания рынка ценных бумаг, основанных на интеллектуальной собственности.

И, что самое главное, — проводя реформу образования, необходимо проанализировать накопленный в России за последние 25 лет как положительный, так и отрицательный опыт развития инновационной деятельности вузов и оставить наиболее ценное, рациональное и эффективное, а не начинать каждый раз с чистого листа. Хочется повторить за нашим великим соотечественником П. А.Столыпиным: «Нам не нужны потрясения, нам нужна Великая Россия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.