Научная статья на тему 'Основные этапы развития технопарка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»'

Основные этапы развития технопарка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Викторов Александр Дмитриевич, Ермилов Николай Николаевич, Кутузов Владимир Михайлович, Виноградов Алексей Борисович, Рыжов Николай Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития технопарка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»»

Основные этапы развития Технопарка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»

А. Д. Викторов,

д. э. н., профессор, председатель Комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга

А. Б. Виноградов,

к. т. н., директор НПЦ Технопарка ЭТУ

Н. Н. Ермилов,

ген. директор ЗАО «ИЛИП»

Н. Г. Рыжов,

к. т. н., доцент, начальник отделения

В. М. Кутузов,

д. т. н., профессор, первый проректор по научно-образовательной деятельности СПбГЭТУ

М. Ю. Шестопалов,

к. т. н., доцент, директор Технопарка ЭТУ

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

В истории создания и развития технопарков и инновационной деятельности в высшей школе России можно выделить четыре этапа, или стадии, характеризующиеся основными направлениями и приоритетами развития.

Первый, начальный этап зарождения технопарков начался в конце 1980-х годов, когда в передовых вузах России появилась идея выделения инновационной деятельности и научно-технического предпринимательства в отдельный перспективный вид деятельности, соответствующий духу времени и перестройки. Сама идея была почерпнута из опыта работы технопарков, действующих при университетах Европы (в частности, Финляндии). В этот период постепенно входили в употребление слова «инновации» и «технопарки».

По сути, начало инновационной деятельности связано с поиском адекватного ответа вузовской науки на вызовы времени. Действительно, период перестройки характеризуется для вузов резким снижением объемов заказов на прикладные исследования и разработки со стороны промышленности. Острейшим образом стоит проблема финансирования штата инженерно-технических работников. При этом имеется значительный научно-технический задел, в том числе в виде готовых к внедрению разработок. Одновременно появляется юридическая возможность создания при вузе (в том числе учрежденных вузом) малых предприятий различных форм собственности, действующих в научно-технической сфере. Одним из первых таких предприятий, созданных в 1989 г. группой вузов и предприятий Санкт-Петербурга при СПбГЭТУ «ЛЭТИ», стало акционерное общество ИЛИП (Инновации Ленинградских Институтов и Предприятий), основной целью которого является реализация на рынках высокотехнологичной продукции инноваций, созданных творческими

коллективами университетов, институтов, организаций и предприятий Санкт-Петербурга. Таким образом, в этот период сложились все предпосылки создания структур поддержки научно-технического предпринимательства: объективная невозможность поддержания достигнутого уровня научных исследований и разработок в существующих формах; наличие невостребованного научно-технического задела; мотивация необходимости сохранения научного и кадрового потенциала; наличие производственно-технологических ресурсов (площади, оборудование); возможность юридического оформления малых предприятий наукоемкого бизнеса и их взаимодействия с вузом. Наконец, создаваемые при вузе малые предприятия сами заинтересованы в научной, кадровой, материально-технической поддержке и бизнес-услугах со стороны вуза. Поэтому можно говорить об объективной потребности создания технопарков — организационных структур, осуществляющих формирование среды и условий поддержки инновационного предпринимательства, создающих материальнотехническую, финансовую, сервисную, консалтинговую и информационную базу для эффективного становления и развития малых предприятий наукоемкого бизнеса, коммерческого освоения научных знаний, технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции.

Один из первых вузовских технопарков в Санкт-Петербурге был создан в 1991 году на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках программы «Технопарки».

Малые предприятия при вузе, входящие в технопарк, обеспечивают завершающую фазу внедрения наукоемких разработок, создаваемых на кафедрах, образуя своеобразные диполи «кафедра — малое предприятие». Технопарк играют ведущую роль в реализации проводимых вузом инновационных программ и проектов.

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

Уже в начальный период создания технопарков возникает понимание необходимости поддержки процессов внедрения разработок в отрасли экономики и выхода на международные рынки. Это понимание выразилось в организации ряда отраслевых научно-технических программ.

Первая межвузовская инновационная научнотехническая программа «Малосерийная и малотоннажная наукоемкая продукция» была сформирована в 1991 году, сопровождение и экспертиза проектов по разделу «Радиоэлектроника, информатика и приборостроение» было поручено СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В дальнейшем (1993 г.) эта программа вошла как раздел в федеральную программу «Технологии и машины будущего» Миннауки РФ.

С 1992 года в Минобразовании РФ реализуется вторая инновационная программа «Трансферные технологии, комплексы и оборудование». Головная организация и головной научно-технический совет функционируют на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Цель программы — создание благоприятных условий и содействие переносу наукоемких разработок в промышленность. Основным отличием от межвузовских научно-технических программ было обязательное составление подробного бизнес-плана проекта с оценкой рисков и двухступенчатая экспертиза проектов «на входе»: научно-техническая на основе анализа технического задания и финансово-экономическая на основе анализа бизнес-планов.

На этом можно считать законченным первый этап развития вузовских технопарков, характеризующийся следующими особенностями: н появление организационно-экономических предпосылок создания технопарков; н проникновение и распространение идей инновационной деятельности и технопарков в среде вузовской науки; н зарождение и создание первых технопарков; н начало государственной поддержки инновационной деятельности через отраслевые научно-технические программы.

С 1993 года в Минобразовании РФ реализуется комплексная программа «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы». В северо-западном регионе общее руководство и координация деятельности по Программе осуществлялось головной организацией — СПбГЭТУ.

Функции Исполнительной дирекции Программы на Северо-Западе выполняет ЗАО ИЛИП, которое одновременно является официальным представителем Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. С началом реализации этой программы можно говорить о переходе ко второму этапу развития технопарков, основными характерными отличиями которого являются экстенсивный рост технопарков как в количественном, так и в качественном понимании, обеспечение комплексной поддержки создания наукоемкого бизнеса коллективами вузовских ученых и малыми предприятиями технопарков.

Комплексный характер поддержки проектов выразился в структурировании Программы по направлениям: н инновационные проекты высшей школы; н новые экономические структуры высшей школы;

н подготовка и переподготовка кадров для научнотехнического предпринимательства в высшей школе;

н информатизация и телекоммуникационные сети наукоемкого бизнеса в высшей школе; н малое предпринимательство в высшей школе и международное сотрудничество; н вопросы нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы.

Впервые было самостоятельно выделено создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности в вузах, вовлечение в вузовскую экономику объектов интеллектуальной собственности, разработка нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.

На этом этапе был создан задел нормативных и методических документов реализации инновационных проектов в системе технопарков высшей школы, разработаны методики научно-технической экспертизы проектов, проработаны вопросы инкубации малых предприятий, рассмотрены проблемы создания и использования объектов интеллектуальной собственности, созданы различные формы отчетных документов. Большую помощь в решении этих задач оказал учрежденный Министерством образования Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы (фонд СИНД).

Финансирование инновационных проектов было направлено на разработку новых видов материалов, продуктов, процессов, устройств, документов, методик, создание новых образцов и опытных партий научно-технической продукции. Организация работы по Программе в вузовских технопарках способствовала использованию результатов фундаментальных, поисковых и прикладных исследований для развития инновационного предпринимательства, максимально полного использования научного потенциала высшей школы в условиях рыночной экономики.

На этом этапе в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» шло интенсивное развитие инфраструктуры инновационной деятельности: созданы Международный центр обучения СПбГЭТУ (МЦО), Северо-Западный инновационный центр, Северо-Западный филиал Центра содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе. Выходит первый номер информационно-научного журнала «Инновации». Начинается создание Инновационно-технологического центра Технопарка ЭТУ (ИТЦ).

Активизируется взаимодействие Технопарка ЭТУ с органами государственной власти и управления региона. СПбГЭТУ официально участвует в работе Совета по инновационной деятельности Санкт-Петербурга, в разработке Программы активизации инновационной деятельности в Санкт-Петербурге, консультациях по инновационной деятельности для губернатора Санкт-Петербурга и др.

Была обеспечена поддержка и сохранение научно-технических творческих коллективов высшей школы, организован реальный выпуск научно-технической продукции малыми фирмами Технопарка.

В качестве стратегической линии развития в регионе СПбГЭТУ впервые предложил включение в

программу комплексных проектов, осуществляющих реализацию проектов от инкубационного периода (завершение НИОКР) до выпуска малой серии, сбыта и организации гарантийного обслуживания.

В ходе выполнения работ по созданию единой системы информационной поддержки участников Программы была создана распределенная система информационного обеспечения инновационного процесса в высшей школе на основе сети региональных информационных центров, обеспечена интеграция системы информационного обеспечения инновационного процесса в единую систему электронного документооборота, созданы распределенные базы данных инноваций высшей школы. Один из опорных информационных центров создан в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В качестве инструментальной основы используется пакет LotusNotes с общим сервером, работающим под управлением ОС иШХ, и клиентскими приложениями, работающими под управлением MS Windows.

В результате на этом этапе (1993-1997 гг.) Технопарком ЭТУ было обеспечено: н поддержка и сохранение научно-технических творческих коллективов высшей школы в самое тяжелое время (инфляция и разрушение системы производства и сбыта научно-технической продукции);

н создание новых рабочих мест для научно-технической интеллигенции в перспективной области малого предпринимательства; н создание методически обеспеченной системы поддержки и развития малого наукоемкого предпринимательства в высшей школе (с оказанием сильнейшего влияния как лидера на другие федеральные отрасли и ведомства, а также на инновационную политику в регионах); н реальный выпуск НТП малыми фирмами и ее коммерциализация; н создание и развитие принципиально новой инфраструктуры инновационной деятельности и новых экономических структур в РФ (технопарки, центры, фонды, фирмы и т. д.); н создание основ и системы подготовки кадров в малом наукоемком предпринимательстве; н отработка схем и методов финансирования инновационных и инфраструктурных проектов в высшей школе;

н создание единой информационной компьютерной сети инновационной деятельности высшей школы. К недостаткам можно отнести то, что в связи с непрерывно меняющимся законодательством в РФ, в том числе в части финансирования проектов, оказалась не в полной мере обеспечена нормативно-правовая база инновационной деятельности.

За этот период по программе «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы» и при участии Фонда СИНД Технопарк ЭТУ участвовал в реализации более 100 инновационных и инфраструктурных проектов, работы по которым способствовали созданию в регионе более 250 рабочих мест. Объем реализованной научно-технической продукции составил 6500 млн руб.

Вот лишь некоторые результаты, полученные в северо-западном регионе в 1997 году:

н впервые в России изготовлен опытный образец низкотемпературного стерилизатора, в котором в качестве химического реагента используется озон, получаемый из кислорода воздуха, преобразуемый обратно в кислород после использования в стерилизаторе; н разработан технологический процесс получения мононитей на основе сополимера винилиденфто-рида с тетрафторэтиленом с атравматическими иглами диаметром 0,02-0,5 мм, вязаных шовных нитей, а также полых протезов с «карбиновым» покрытием; н созданы медицинские шовные материалы, полые протезы кровеносных сосудов и дыхательных органов, а также спецпокрытие для эндопротезов, обладающие биологической инертностью, химической стабильностью, которые не вызывают аллергического воздействия, надежно стерилизуются; н создана спецткань (из смеси хлопка с лавсаном, подвергнутой обработке фторсодержащими эмульсиями), устойчивая к нефти и нефтепродуктам, негорючая, атмосферостойкая, стойкая к воздействию кислот и щелочей; н выпущены образцы магниточувствительных интегральных датчиков тока для фидерных подстанций и систем защиты электродвигателей; н разработаны, изготовлены и испытаны глазури, полученные из промышленных отходов (бой стекла, отходы оптического производства) для использования их в декорировании фарфоровых изделий, а также разработана технология декорирования фарфоровых изделий на основе разработанных глазурей; н разработаны ячейки Поккельса (оптические затворы) и оптимизированы параметры органических красителей (кумарин, родамин) для медицинских лазеров.

Все это говорит о том, что в 1993-1997 годах в системе высшей школы сложилась стройная система научно-технических и инновационных программ, поддерживающих инновационный процесс на всех его этапах. Программа поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы заняла в этой системе свое место благодаря комплексному подходу к решению проблем на последнем этапе инновационного процесса — реализации и коммерциализации научно-технической продукции вузов.

Правильным оказался подход, реализованный в Программе по поддержке как производителей научно-технической продукции, так и инновационной инфраструктуры вузов.

Экстенсивный этап развития технопарка завершился в 1997, предкризисном году.

Характерные особенности второго этапа: н интенсивное формирование инновационной инфраструктуры технопарка; н комплексная поддержка проектов на всех этапах инновационного цикла; н расширение международных контактов в области инновационной деятельности и трансфера технологий; н подготовка квалифицированной команды менеджеров инновационной деятельности; н переход на качественно новый уровень коммуникационных возможностей, создание собственных

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

средств массовой информации, систем электронного документооборота и баз данных в области инновационной деятельности; н апробация организационно-правовых форм деятельности технопарка и входящих в него инновационных структур.

Третий этап развития технопарка характеризуется спадом, вызванным кризисным состоянием экономики. Этот этап (примерно 1998-2000 гг.) позволил в непростых экономических условиях проверить правильность заложенных в концепцию технопарка решений, дал толчок к поиску новых форм развития научной и инновационной деятельности, показал необходимость и преимущества связи инновационной и образовательной деятельности.

Деятельность технопарка была сопряжена с целым рядом объективных трудностей, наиболее важные из которых были связаны с: н недостатком финансирования; н падением спроса на научно-техническую продукцию, вызванную кризисом и девальвацией рубля после 17 августа 1998 г.

Кроме того, начали проявляться трудности, связанные с особенностями бюджетного финансирования, ставшие в последующие годы, к сожалению, типичными для вузов:

н отсутствие необходимых статей расходов при проведении собственных проектов; н невозможность авансирования работ в размере, превышающем 30% от их стоимости, в соответствии с требованиями казначейства; н ограничение сроков выполнения проектов, определяемых требованиями отчетности об использовании бюджетных средств, концом календарного года и, как следствие этого, неритмичность работы из-за отсутствия финансирования в начале года.

Приоритетными направлениями работы технопарка в этот период стало развитие инновационной инфраструктуры, новых образовательных и информационных технологий.

В 1998 году в рамках программы «Активизация инновационной деятельности» и при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан Инновационно-технологический центр технопарка СПб ГЭТУ.

Создан учебно-исследовательский центр прогрессивных технологий систем автоматизированного проектирования (САПР) и геоинформационных систем.

Разработана и апробирована региональная инфраструктура сбора информации и наполнения баз данных инновационных разработок вузов региона.

В целом третий этап характеризуется следующими факторами:

н кризисом потребительского спроса на научнотехническую продукцию; н уменьшением бюджетного финансирования научной и инновационной деятельности; н сокращением количества малых предприятий, входящих в технопарк; н началом создания единого учебно-научно-инновационного комплекса вуза; н международным сотрудничеством в области трансфера технологий;

н сокращением и устареванием накопленного ранее научно-технического задела; н поиском новых форм развития инновационной деятельности через укрепление связей с предприятиями — стратегическими партнерами вуза. Начиная с 2001 года, по мере постепенного выхода из экономического кризиса развитие технопарка переходит на четвертый этап. Главной его особенностью является переход от экстенсивного использования накопленного ранее научно-технического задела к созданию системы целенаправленного и планомерного воспроизводства инноваций на всех этапах инновационного цикла, используя для этого все имеющиеся ресурсы.

В Технопарке ЭТУ создан Центр по связям с промышленностью и инновациями, обеспечивший заключение более чем 40 договоров с предприятиями — стратегическими партнерами университета. Действует студенческое учебно-проектное бюро, в рамках которого апробируется целевая подготовка студентов по заказам предприятий с использованием новой образовательной технологии «обучение через исследования». Ведутся работы по созданию центра коммерциализации и трансфера технологий. Выделяются ресурсы для создания Инфопарка с целью приоритетного развития предприятий наукоемкого бизнеса в области информационно-коммуникационных технологий.

На данном этапе начинается создание системы управления результатами научно-исследовательской деятельности с акцентом на развитие молодежной инновационной политики. Основная идея этой системы состоит в организации комплексной (организационно-методической, финансовой, материальнотехнической) поддержки научно-технической активности студентов, аспирантов и молодых ученых с использованием созданной инновационной инфраструктуры технопарка. Для этого в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» создается молодежный инновационный центр — МИЦ. Задачей МИЦ является создание благоприятных условий и содействие выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддержка инициативных инновационных разработок, выполняемых студенческими проектными группами и аспирантами, формирование у студентов и аспирантов навыков комплексной оценки инновационного потенциала научных идей и разработок в условиях рыночных отношений.

Таким образом, характерными особенностями развития технопарка ЭТУ на современном этапе являются:

н разработка системы реализации инновационной политики вуза, направленной на воспроизводство инноваций;

н интеграция научной и образовательной деятельности, совершенствование и широкое использование механизма стратегического партнерства, новой образовательной технологии «обучение через исследование»; н реализация молодежной инновационной политики, широкое вовлечение студентов, аспирантов и молодых ученых в инновационную деятельность; н глубокая проработка вопросов нормативно-методического обеспечения различных направлений инновационной деятельности;

н международное сотрудничество, включая передачу опыта развития инновационной деятельности в страны ближнего и дальнего зарубежья; н создание условий для приоритетного развития 1Т-бизнеса в рамках создаваемого Инфопарка. Подводя итоги пятнадцатилетней истории развития вузовских технопарков в России и обобщая опыт деятельности Технопарка ЭТУ, можно отметить: н объективность процессов, вызвавших необходимость создания структур поддержки инновационной деятельности, общих как для технологически раз- 1 витых стран Европы и Америки, так и для России; н выдающуюся роль системы высшей школы в создании и развитии российских технопарков; 2

н экономическую и социальную эффективность и устойчивость деятельности технопарков, переживших период экономического кризиса, и являющихся локомотивом дальнейшего поступательного развития инновационной экономики; н целесообразность и необходимость комплексной государственной поддержки технопарков как эле-

ментов инфраструктуры инновационной экономики через систему научно-технических программ различного уровня, обеспечивающих выполнение инновационных проектов, развитие инфраструктуры, кадрового, информационного, нормативно-правового обеспечения и международного сотрудничества в области инновационной деятельности.

Литература

Д. Пузанков, В. Кутузов, Н. Рыжов, С. Степанов, М. Шестопа-лов. Инновационный комплекс Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета: проблемы и перспективы развития./Инновации, № 1-2 (28-29), 2000, с. 33-35. В. М. Кутузов, М. С. Куприянов, Д. В. Пузанков, М. Ю. Шесто-палов. Взаимодействие с промышленностью региона - важнейшая задача деятельности УНИК многопрофильного технического вуза./Инновации, № 1-2 (38-39), 2001, с. 39-42.

Д. В. Пузанков, В. М. Кутузов. Стратегические партнеры вуза как важнейший элемент обратной связи с экономикой и обществом в переходный период./Тезисы доклада на конф. «Повышение эффективности управления в российских вузах», 14-15 мая 2001 г., СПб, 2001, с. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.