Литература
1. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний оценка и управление: Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 1999. - 576 с.
2. Овсийчук М.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2008.
3. Пономарева С.В. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами [Текст] / С В. Пономарева. - М.: КНОРУС, 2013. - 422 с. - 22,5.п.л.
4. Рогуленко Т.М., Слиняков Ю.В. Развитие методологии управления сферой жилищно-коммунальных услуг в целях ее адаптации к рыночным условиям (статья) Вестник университета, серия М. - ГУУ, 2010 № 10 с. 158-165
5. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода Российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник университета, серия М. -2013. № 4, с. 187-191.
6. Слиняков Ю. В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве. - М. Финансы и статистика, 2010.
7. Управление эффективностью бизнеса: Концепция Business Performance Management // Е.Ю. Духонин, Д.В. Исаев, Е.Л. Мостовой и др.; под ред. Г.В. Генса. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
8. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. - М., Прогресс, 1988.
В. В. Балалов А. В. Ляховская
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОРГОВОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE BUSINESS IN SPHERE OF TRADE ECONOMY
Аннотация: разработаны научно-практические рекомендации по управлению розничными торговыми сетями с учетом их инновационной активности; исследованы сущность, особенности и тенденции развития сетевой торговли в России; систематизированы формы и виды инноваций, образующих инновационный потенциал, как основной фактор эффективности торговой сети; на основании отечественного и зарубежного опыта оценено состояние информационной базы для анализа инновационной активности сетевой торговли; сформирована система показателей для оценки инновационной активности торговых сетей; составлен аналитический обзор результатов деятельности ТОП-100 торговых сетей; сформирована база данных о результатах деятельности торговых сетей, на основе данных отчетности, за последние 3 года; для торговых сетей, входящих в ТОП-20, выполнены экспертные оценки маркетинговых, организационных и экологических инноваций, а так же результативности инновационной деятельности в целом; выполнено построение рейтингов ТОП-20 по показателям «Выручка», «Торговая площадь», «Инновационная активность» и «Активы»; выполнено построение интегрального рейтинга ТОП-20; проведено эконометрическое моделирование системы рейтингов торговых сетей применительно к оценке справедливой стоимости; на примере торговой сети X5-Retail Group исследована динамика определяющих показателей результативности ««Выручка», «Активы», «Гудвилл» и «Торговая площадь»; выполнена коррекция
© В.В. Балалов, А.В. Ляховская, 2013
справедливой стоимости торговой сети Х5, повышающая заинтересованность акционеров торговой сети.
Ключевые слова: инновационная активность, торговые сети, справедливая стоимость.
Abstract: the development of scientific and practical recommendations for the management of retail trading networks, taking into account their innovation activity; the essence, characteristics and trends of development of network trade in Russia; systematized forms and types of innovations, forming the innovative potential, as the main factor of the efficiency of a trading network; on the basis of domestic and foreign experience assessed the state of the information base for the analysis of innovative activity of network trade; established the system of indicators for assessment of innovation activity of trade networks; compiled an analytical overview of the results of TOP-100 trade networks; constructed a database of results of activity of retail chains, on the basis of accounting data, for the last 3 years; for the retail networks within the TOP 20, performed expert evaluation of marketing, organizational and environmental innovations, and innovation performance in General; the construction of ratings TOP 20 on indicators of «Proceeds», «market square», «Innovative activity» and «Assets»; the construction of the integral rating TOP-20; held econometric modeling of the rating system of trading networks on the assessment of fair value; in the example of a trading network of X5 Retail Group to investigate the dynamics of determining performance indicators «Revenue», «Assets», Goodwill» and «Trade area»; made a correction in the fair value of trading network X5, which increases the interest of shareholders of the trading network.
Keywords: innovation activity, trading networks, the fair value.
На данном этапе экономического развития состояние розничного рынка России характеризуется сформировавшейся системой торговых сетей, специализирующихся на укрупненных группах товаров, таких как: товары повседневного спроса, товары для строительства и домашнего хозяйства, бытовая техника, мобильные устройства, книги, спортивные товары, детские товары и другие. Современная торговая сеть характеризуется высокой насыщенностью и разнообразием ассортимента товара, торговых продуктов и услуг [1-4].
Одной из предпосылок появления национальных торговых сетей и их интенсивного развития явилось проникновение на российский рынок в конце 90-х годов международных торговых сетей. В настоящее время в сфере розничной торговли осуществляют торговые операции и оказывают услуги населению более 1000 крупных торговых сетей, показатели роста которых опережают показатели роста российской экономики в целом.
Развитие торговых сетей происходит преимущественно за счет наращивания общих и торговых площадей в различных форматах. Организационные структуры торговых сетей представляют собой линейку стандартных форматов разного масштаба, таких как: гипермаркет, супермаркет, магазин за углом, павильон, а также дискаунтеры, предназначенные для покупательской аудитории с невысоким доходом.
Точками роста торговых сетей послужили города-миллионники, но последующее географическое развитие торговых сетей связано с их позиционированием в менее крупных городах с населением от 100 тысяч жителей. Инфраструктура торговых сетей растет в направлении от региональных центров к периферии, однако есть и исключения, некоторые торговые сети выбрали путь развития из регионов к столице.
Интеграционные возможности торговли, как важного сегмента экономики, объединяют интересы многих участников процесса купли - продажи, создают условия для развития свободного предпринимательства во многих сферах экономики, начиная с производства продукции, транспортировки, хранения, продвижения на рынок товаров,
логистики, и, заканчивая информированием покупателей, расчетным обслуживанием, гарантийным сервисом и т.д. В данной ситуации торговая организация или сеть является проводником интересов производителя товара с одной стороны, и потребителя - с другой, форматы отношений между которыми носят системный характер, образуя торгово-экономическую систему.
Одна из приоритетных задач экономики - это устойчивое системное развитие торговой деятельности. Учитывая тот факт, что, инновационная активность является основным фактором, обеспечивающим конкурентные преимущества торговых организаций, и, следовательно, устойчивое развитие, на первый план выдвигаются задачи построения адекватной модели управления деятельностью торговых организаций, их инновационной активностью, научно-методического обоснования и сопровождения управленческих решений на всех иерархических уровнях и стадиях жизнедеятельности торгово-экономической системы.
Современный теоретико-методологический аппарат позволяет актуализировать управленческие решения в сфере торговли, учитывая важные особенности, тенденции и перспективы ее развития, однако такое важное направление, как оценка инновационной активности остается прерогативой наукоемких производственных корпораций. Торгово-экономическая система демонстрирует полный набор инновационных методов организации своей деятельности и, безусловно, требует применения соответствующих механизмов управления. Целью настоящей работы является разработка научно-практических рекомендаций по управлению розничными торговыми сетями с учетом их инновационной активности.
Насыщенные локальные рынки, жесткая конкуренция и ограничивающее законодательство неуклонно заставляют большинство торговых сетей переходить в глобальный формат и завоевывать новые развивающиеся рынки. С целью оказания помощи торговым сетям при принятии решений по выбору входа на рынок и максимизации их выгоды от международной экспансии агентством A.T. Kearney проводятся исследования, в которых выявляются лучшие возможности и действия, способствующие успеху. Результаты показывают, что хотя торговые сети верно фокусируются на форматах торговых объектов и методе входа при разработке планов расширения, однако они часто пренебрегают двумя важными факторами: выбором времени и гибкостью [9]. Специально для обоснования момента времени предпочтительного для международной экспансии разработан и ежегодно формируется Глобальный рейтинг развития торговых сетей (ГРРТС) [10], который ранжирует развивающиеся страны на основе экономического и политического риска, уровня насыщенности торговыми сетями и разностью между ростом ВВП и ростом розничных продаж. Ежегодный рейтинг ГРРТС основан на четырех ключевых показателях: риск страны, привлекательность рынка, насыщенность рынка, ограниченность времени входа на рынок. По данным ГРРТС сектор торговых сетей в России являлся наиболее привлекательным рынком для входа глобальных торговых сетей в период с 2003 по 2009 год. В силу неполной насыщенности российский рынок розничной торговли - один из самых инвестиционно привлекательных в мире. В последние три года наблюдается качественный скачек в развитии торговых сетей в России, что обусловлено следующими факторами:
• общая политическая и экономическая ситуация в РФ благоприятно сказалась на быстром развитии розничного рынка торговли;
• привлекательность экономики России для глобальных торговых сетей сохраняется на высоком уровне;
• в настоящий момент насыщение рынка России торговыми сетями достигает уровня 80%;
• завершение процесса вступления России в ВТО отразилось на резком снижении барьера по времени входа глобальных торговых сетей на российский рынок.
Исследование инновационной активности глобальных торговых сетей выполнено на основе аналитических обзоров розничного рынка, публикуемых международными консалтинговыми агентствами «1пЮЫпе» [7], «Р1апе1Ке1аП» [12], «РМЯ» [13-15].
Инновационная активность участников рынка является предметом исследования и обмена опытом в мировой экономике. В настоящее время считается, что развитие и распространение новых технологий является основой для роста продаж и производительности. В настоящей работе исследована система розничных торговых сетей в масштабе всероссийского и региональных рынков, проанализирована и применена национальная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность субъектов торговли, изучены стратегии развития национальной и региональных экономик, а так же международный опыт и практики управления инновационной деятельностью в рамках организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). В основу исследования положена методология сбора и анализа данных об инновациях ОЭСР - Руководство ОСЛО [5, 8].
Так же изучена и применена методика статистического наблюдения инновационной деятельности, разработанная Росстатом [6]. Методика статистического наблюдения инновационной активности организаций по Форме № 4-инновация (Утверждена Приказом Росстата от 25.08.2011 № 373) «Сведения об инновационной деятельности организаций» включает 11 групп показателей:
1. Организационно-экономические показатели организации;
1. Показатели инновационной активность организации;
2. Показатели объема инновационных товаров, работ, услуг;
3. Факторы, препятствующие повышению инновационной активности;
4. Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам инновационной деятельности и источникам финансирования;
5. Результаты инновационной деятельности;
6. Источники информации для формирования инновационной политики организации;
7. Патентование и другие методы защиты изобретений, научно-технических разработок организации;
8. Количество приобретенных и переданных организацией новых технологий (технических достижений), программных средств;
9. Организационные и маркетинговые инновации;
10. Экологические инновации;
Затраты на инновации формируются исходя из того, что крупные торговые организации могут отдавать инновационную работу на аутсорсинг и сотрудничать с небольшими компаниями-новичками, продавцы товаров повседневного спроса могут не только изобретать инновационные продукты, но и покупать идеи на стороне. Сведения о степени влияния результатов инноваций, осуществленных торговой организацией на ее развитие приводятся по следующей шкале: 1 - низкая степень воздействия; 2 - средняя степень воздействия; 3 - высокая степень воздействия; 4 - воздействие отсутствовало. Организация приводит сведения об источниках информации в течение последних трех лет для формирования инновационной политики организации по следующей шкале: 1 -незначительный или малосущественный; 2 - значительный; 3 - основной или решающий; 4 - неиспользуемый. Организация приводит сведения о количестве приобретенных и переданных организацией новых технологий (технических достижений), программных средств. Также приводятся сведения о том, предпринимала ли организация изменения деятельности в направлении активизации организационных и маркетинговых инноваций. Представляются сведения о технологических (продуктовых,
процессных), организационных и маркетинговых инновациях, которые улучшают или предотвращают негативное воздействие на окружающую среду. Повышение экологической безопасности может быть приоритетной целью инноваций и может проявиться в процессе производства товаров, работ, услуг или в результате послепродажного использования потребителем инновационных товаров, работ, услуг.
Предлагаемая в настоящей работе методология состоит из двух наборов методов и инструментов. Первый метод направлен на оценку инновационных способностей, а второй - на оценку реализации инновационного менеджмента. Формируя рейтинг инновационной активности РИА используем экспертную часть статистического наблюдения по форме 4-инновация, в которой оцениваются маркетинговые ИМ, организационные И0 и экологические ИЭ инновации, а так же влияние результатов инновационной деятельности РИА на развитие торговой организации. Оценка инновационной активности торговой организации рассчитывается по формуле:
Риа = Им + Ио + Иэ + Риа
Для экспертной оценки общей результативности инновационной деятельности применяется следующая шкала: 1 - низкая; 2 - средняя; 3 - высокая; 0 - воздействие отсутствует. Для остальных оценок используется дихотомическая шкала: 1 - наличие инновации; 2 - отсутствие инновации
Методы экспертной оценки инновационной активности выбраны в качестве основного инструментария для исследования деятельности торговых сетей. Использованы различные процедуры экспертной оценки, с одной стороны самооценка руководства торговых сетей, с другой стороны оценка независимых экспертов. Объектом исследования послужила система торговых сетей, образованная Т0П-100 торговых сетей по показателю «Выручка» за 2012 год [7]. Данные для анализа инновационной активности торговых сетей включают, в том числе, экспертные оценки: сводные данные рейтинга ТОП-100 Infoline; маркетинговых, организационных, экологических инноваций по списку Т0П-100; сводные данные рейтинга инновационной активности; данные рейтинга торговых сетей по показателю торговые площади, результативности инновационной деятельности.
Получены следующие результаты:
• составлен аналитический обзор результатов деятельности Т0П-100 торговых сетей;
• сформирована база данных о результатах деятельности торговых сетей, на основе данных отчетности, за последние 3 года;
• для торговых сетей, входящих в Т0П-20, выполнены экспертные оценки маркетинговых, организационных и экологических инноваций, а так же результативности инновационной деятельности в целом;
• выполнено построение рейтингов Т0П-20 по показателям «Выручка», «Торговая площадь», «Инновационная активность» и «Активы»;
• выполнено построение интегрального рейтинга Т0П-20;
• проведено эконометрическое моделирование системы рейтингов торговых сетей применительно к оценке справедливой стоимости;
• на примере торговой сети X5-Retail Group исследована динамика определяющих показателей результативности ««Выручка», «Активы», «Гудвилл» и «Торговая площадь»;
• выполнена коррекция справедливой стоимости торговой сети Х5, повышающая заинтересованность акционеров торговой сети.
Новый этап инновационной активности торговых сетей обусловлен вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) 22 августа 2012 года, который характеризуется повышенным интересом средств массовой информации,
отражающей точки зрения государственных органов управления, поставщиков, потребителей и других заинтересованных сторон.
Литература
1. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс]: http://www.minpromtorg.gov.ru/ ministry/strategic/sectoral/9 (дата обращения: 16.07.2013).
2. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2009/12/30/torgovlya-dok.html (дата обращения: 16.07.2013).
3. Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2010/11/09/ torgovlya-normativy-dok.html (дата обращения: 16.07.2013).
4. Постановление Правительства РФ от 4 мая 2010 г. № 305 «Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта РФ» [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2010/05/18/metodika-dok.html (дата обращения: 16.07.2013).
5. Вопросы измерения научно-технологической деятельности. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание -Организация экономического сотрудничества и развития. Статистическое бюро европейских сообществ, 2005 / Перевод на русский язык - издание второе исправленное. - М.: Государственное учреждение "Центр исследований и статистики науки" (ЦИСН), 2010 - 167 с. [Электронный ресурс]: http://www.mgimo.ru/files2/ y10_2010/166239/ruk.oslo.pdf (дата обращения: 16.07.2013).
6. Форма № 4-инновация (Утверждена Приказом Росстата от 25.08.2011 № 373) [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=125622;fld=134;dst=100023 (дата обращения: 16.07.2013).
7. Исследование. INFOLine Retailer Russia T0P-100. Рейтинг торговых сетей. [Электронный ресурс]: http://infoline.spb.ru/infoline-retailer-russia-top-100/index.php (дата обращения: 16.07.2013).
8. Frascati Manual 2002: Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development, 6th edition, 256 p. [Электронный ресурс]: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/frascati-manual-2002_9789264199040-en (дата обращения: 16.07.2013).
9. Retail global expansion: a portfolio of opportunities. The 2011 A.T. Kearney Global Retail Development Index™ [Электронный ресурс]: http://www.atkearney.com/index.php/Publications/retail-global-expansion-a-portfolio-of-opportunities2011-global-retail-development-index.html (дата обращения: 27.02.2012).
10. GRDI: A 10 years retrospective. The Global Retail Development Index™. Lesson learned from a decade of retail expansion [Электронный ресурс]: http://www.atkearney.com/index.php/Publications/grdi-a-10-year-retrospective.html (дата обращения: 27.02.2012).
11. Global Retail Rankings 2011 - Grocery [Электронный ресурс]: http://www.planetretail.net/Presentations/GlobalRetailRankings2011-Grocery.pdf (дата обращения: 16.07.2013).
12. Planet Retail. Power retail decisions. [Электронный ресурс]: http://www1.planetretail.net/ (дата обращения: 16.07.2013).
13. Retail in Russia 2011 - Regional focus. Market analysis and development forecasts for 2011-2013: Central Federal District remains the largest in Russia in terms of retail sales Krakow, Poland : PMR Publications, 2011. - [Электронный ресурс]: http://www.russiaretail.com (дата обращения: 27.02.2012).
14. Retail in Russia 2012 Market analysis and development forecasts for 2012-2014 [Электронный ресурс]: http://www.pmrpublications.com/pdf/Retail-Russia-2012_promo.pdf (дата обращения: 16.07.2013).
15. Retail in Russia 2013 - Regional focus Market analysis and development forecasts for 2013-2015 [Электронный ресурс]: http://www.pmrpublications.com/pdf/Retail-in-Russia-2013-Regional-focus_promo.pdf (дата обращения: 16.07.2013).
А. В. Игнатьева
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
CONCEPTUAL FRAMEWORK TO IMPROVE
THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS
Аннотация: в данной статье изложена концепция анализа и синтеза организационного механизма управления применительно к образовательным системам, в основе которой положено исследование организации как системы принятия решений. Излагаются основные методические положения процедурного анализа в структурных подразделениях, моделирование управленческих решений, построение организационной структуры управления, а также разработки регламентов в системе управления.
Ключевые слова: системная концепция, система принятия решений, моделирование, цели функционирования, организационные процедуры, технология управления, регламенты управления.
Annotation: in this article the concept of analysis and synthesis of organizational management mechanism in relation to the educational system, which based on the study of the organization as an enterprise solution. Sets out the basic provisions methodical procedure analysis, modeling management decisions, the organizational structure of management, development planning regulations controlling mechanism.
Keywords: system concept, decision making system, modeling, the objectives of the operation, organizational procedures, management technology, management regulations.
Процесс глобализации образования и общность тех интересов, с которыми приходится сталкиваться образовательным системам в России, создают предпосылки и возможности для инновационного развития с учетом образовательной политики, традиций и национальных особенностей. Большинство нововведений, которые получают сегодня всё большее распространение, обязаны прежде всего управленческому образованию и необходимостью его постоянного обновления и углубления.
Система управления в образовании сложна и многогранна и претерпевает ряд трудностей на федеральном, региональном и негосударственном уровнях. Наиболее ощутимую трудность, которую испытывают высшие учебные заведения, связана с осуществлением стратегии их слияния, что неизбежно ведёт к полной реструктуризации, обновлению всей системы управления и кадровой политики. Кроме того, широкий спектр специальностей и специализаций, связанных с появлением новых профессий на рынке труда, приводит к усилению проблем качества профессионального образования, а следовательно к поиску новых подходов к повышению эффективности управления образовательными системами. Возрастает роль персонализации ответственности за качество работы, а, следовательно, и всей системы управления качеством. И наконец, введение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов
© А.В. Игнатьева, 2013