Научная статья на тему 'Доминирование торговли в цепях поставок под влиянием торговых сетей'

Доминирование торговли в цепях поставок под влиянием торговых сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / ДОМИНИРОВАНИЕ И ВЛАСТЬ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ / БИЗНЕСПРОЦЕССЫ / LOGISTICS SUPPLY CHAIN / DOMINATION AND POWER OF DISTRIBUTION NETWORKS / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чкалова Ольга Владимировна, Ефремова Марина Владимировна

Изучается изменение механизма взаимодействия контрагентов в цепях поставок; анализируются, обобщаются и систематизируются бизнес-процессы в логистических цепях поставок, которые контролируются торговлей. Прикладное использование полученных результатов явится основой создания соответствующей экономико-правовой базы, обеспечивающей устранение возникшего дисбаланса и справедливое распределение прибавочной стоимости в цепях поставок.На основе общелогических методов исследований материалов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства экономического развития РФ, ведущих деловых и информационных агентств, материалов, содержащихся в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, изучены состояние и перспективы происходящих процессов в цепях поставок, определены тенденции развития торговых сетей, влияющие на происходящие изменения.Показано, что отечественные торговые сети имеют устойчивые тенденции развития и занимают высокие позиции в ведущих рейтингах мира. Установлено, что розничная торговля под влиянием торговых сетей становится ведущим сектором экономики, формируя в значительной степени ВВП страны и влияя на социальноэкономические процессы. Выявлены глубокие изменения в моделях взаимодействия торговли в логистических цепях поставок: с производителями, оптовиками, транспортными организациями, покупателями, свидетельствующие о расширении бизнес-процессов, которые контролируются торговлей. Приведены факты, характеризующие доминирование торговли в цепях поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINATION OF TRADE INDUSTRY IN SUPPLY CHAINS UNDER THE INFLUENCE OF DISTRIBUTION NETWORKS

The aim of this study was to examine the changes in the mechanism of interaction between counterparties in supply chains; to analyze, summarize and systematize business processes in the logistics supply chains which are controlled by trade industry. Application of the results of this study will provide the basis for creating an appropriate economic and legal framework to ensure the elimination of the imbalance and the equitable distribution of the surplus value in the supply chain.The study is based on the materials of the Federal Service of State Statistics and the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, of the leading business and news agencies, as well as the materials of domestic and foreign scientists' research. We examine the state and prospects of the processes in supply chains and determine the trends in the development of distribution networks that affect the changes.It is shown that domestic distribution networks demonstrate stable development trends and occupy high positions in the leading world rankings. It is established that retail trade under the influence of distribution networks is becoming the leading sector of the economy that creates a large share of the country's GDP and affects socio-economic processes. We reveal profound changes in the interaction patterns of the trade industry and logistics supply chains involving manufacturers, wholesalers, transport organizations, and customers. This testifies to the expansion of the business processes that are controlled by the trade industry. Some facts that characterize trade industry's dominance in the supply chain are also presented.

Текст научной работы на тему «Доминирование торговли в цепях поставок под влиянием торговых сетей»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 61-67 61

УДК 33.334.78

ДОМИНИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ПОД ВЛИЯНИЕМ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

© 2017 г. О.В. Чкалова, М.В. Ефремова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Статья псступила в редакцию 22.01.2017 Статья принята к публикации 01.02.2017

Изучается изменение механизма взаимодействия контрагентов в цепях поставок; анализируются, обобщаются и систематизируются бизнес-процессы в логистических цепях поставок, которые контролируются торговлей. Прикладное использование полученных результатов явится основой создания соответствующей экономико-правовой базы, обеспечивающей устранение возникшего дисбаланса и справедливое распределение прибавочной стоимости в цепях поставок.

На основе общелогических методов исследований материалов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства экономического развития РФ, ведущих деловых и информационных агентств, материалов, содержащихся в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, изучены состояние и перспективы происходящих процессов в цепях поставок, определены тенденции развития торговых сетей, влияющие на происходящие изменения.

Показано, что отечественные торговые сети имеют устойчивые тенденции развития и занимают высокие позиции в ведущих рейтингах мира. Установлено, что розничная торговля под влиянием торговых сетей становится ведущим сектором экономики, формируя в значительной степени ВВП страны и влияя на социально-экономические процессы. Выявлены глубокие изменения в моделях взаимодействия торговли в логистических цепях поставок: с производителями, оптовиками, транспортными организациями, покупателями, свидетельствующие о расширении бизнес-процессов, которые контролируются торговлей. Приведены факты, характеризующие доминирование торговли в цепях поставок.

Ключевые слсва: логистические цепи поставок, процессы.

На современном этапе развития российской экономики в логистических цепях поставок произошли значительные изменения, вызванные развитием торговых сетей. Почти 20 лет назад, до появления торговых сетей, торговля в цепях поставок выполняла подчиненную роль и полностью зависела от производителей, поставляющих ей товарные фонды. На протяжении первой половины XX века розничных продавцов считали «владельцами запасов» товаров. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Торговля как вид экономической деятельности претерпела радикальные изменения и из промежуточного звена в цепочке товародвижения, что было ей присуще до рыночной экономики, стала доминирующим звеном в цепях поставок, декларирующим свои требования остальным контрагентам. Торговля стала основным источником пополнения бюджета страны. К началу 2000-х годов на ее долю приходилось 33% (против 5.6% в 1990 году). К 2015 году эта цифра уменьшилась до 14.18%, но продолжает оставаться высокой по сравнению с другими видами экономической деятельности (на втором месте после операций с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг - 15.39%).

доминирование и власть торговых сетей, бизнес-

С развитием торговых сетей усилилось влияние торговли на социально-экономические процессы общества. Торговля стала лидером среди других видов экономической деятельности по обеспечению населения рабочими местами. Так, в настоящее время в торговле трудится почти 20% работающего населения, в крупных мегаполисах эта цифра доходит до 25%. Торговля обеспечивает дополнительные рабочие места, повышает уровень занятости, снижает уровень безработицы и социальной напряженности в стране, а также формирует средний класс общества, повышая доходы и благосостояние населения.

Рост сетевых торговых организаций повлиял на изменение характера взаимодействия контрагентов в цепях поставок. Торговые организации заняли доминирующие позиции, диктуя свою политику отдельным производителям, сегментам рынка и целым отраслям экономики. Этот процесс изменил теоретические и методологические принципы, методы и способы развития торговли, что позволяет нам говорить о смене ее парадигмы.

Проведем анализ развития торговых сетей в России. Отечественные торговые сети, появив-

Таблица 1

Позиции отечественных торговых сетей в мировом рейтинге ТОП-250 в 2015 году

Позиция в рейтинге Т0П-250 Название компании Показатели за 2014 финансовый год (июль 2014 г. - июнь 2015 г.) ($ млн)

2015 год 2014 год 2012 год 2011 год Выручка Чистая прибыль

51 55 65 87 «Магнит» 18851 1241

60 58 58 83 X5 Retail Group 16853 338

162 166 192 - «Дикси» 6043 119

199 192 211 240 «М.Видео» 4657 180

183 196 - - «Лента» 4580 213

229 206 - - «О'кей» 3989 175

Источник: официальный сайт компании Deloitte (www.deloitte.com/about).

Таблица 2

Позиции отечественных торговых сетей в рейтинге Т0П-50, по версии РеЫИе, за 2010 - 2015 годы, %

Позиция в рейтинге Т0П-50 Название компании Среднегодовой темп прироста товарооборота Среднегодовой рост доходов Среднегодовой рост чистой прибыли

8 «Дикси» 33.3 27.0 2.0

11 «Магнит» 30.0 9.1 6.2

12 «Лента» 28.4 34.5 4.7

30 «О'кей» 17.5 8.9 3.4

41 X5 Retail Group 14.1 0.4 2.0

45 «Юлмарт» 100.0 50.0 63.2

Источник: официальный сайт компании Deloitte (ww

шиеся на российском рынке двадцать лет назад (первые сети появились в 1994 году), успели пройти за этот период сложный путь от начала появления до конкурентоспособных структур, способных конкурировать с мировыми гигантами розничной торговли. Так, «Магнит» в 2012 году вошёл в пятерку крупнейших ретей-леров мира по капитализации. «Капитализация «Магнита» через 15 лет развития превысила $15 миллиардов, а 15 лет назад она стоила 0 миллиардов», - написал по этому поводу глава и совладелец «Магнита» С. Галицкий в социальной сети Twitter.

Шесть крупнейших сетей страны - «Магнит», X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Лента», «О'кей», «Дикси», работающие в сегменте FMCG (Fast Moving Consumer Goods - сектор быстро оборачиваемых товаров в розничной торговле), «М.Видео» (сегмент электроники и бытовой техники) - уже несколько лет входят в рейтинг Global Powers of Retailing, определяемый международной консалтинговой компанией Deloitte.

С каждым годом развитие этих сетей все эффективнее: так, «Магнит» перешел с 87-го места в 2011 году на 51-е в 2015 г., X5 Retail Group в 2011 году находилась на 83-м месте, в 2015 г. -на 60-м. Причем данные сети в рейтинге стоят выше самой крупной китайской компании. В 2012 году в список крупнейших ретейлеров мира вошла торговая сеть «Дикси», заняв 192-е место. В 2015 году она поднялась до 162-го места. Две торговые сети «О'кей» и «Лента» в 2014 году

л deloitte. com/about).

в этом рейтинге позиционируют впервые (их позиции соответственно 206-я и 196-я). В 2015 году они занимали соответственно 229-е и 183-е места. Единственная оставшаяся в рейтинге непродовольственная сеть «М.Видео» поднялась с 240-го места (2011 год) до 199-го (2015 год) (таблица 1).

Пять торговых сетей предыдущего рейтинга (за исключением «М.Видео») входят и в рейтинг самых быстроразвивающихся компаний мира Т0П-50, который ежегодно определяет компания Deloitte. Критерием отбора является темп роста среднегодовой выручки (таблица 2).

Самые высокие темпы роста среди отечественных компаний показала торговая сеть «Дикси»: она заняла 8-е место в этом списке, среднегодовое увеличение выручки за 2009-2014 годы составило 33.3%. У других российских компаний: «Магнит», «Лента», «О'кей», X5 Retail Group - позиции в рейтинге ТОП-50, по версии Deloitte, соответственно следующие: 11-е, 12-е, 30-е, 41-е. В 2015 году в этот рейтинг впервые вошла российская компания «Юлмарт».

Рост торговых сетей повлиял на консолидацию торговли, которая в мировой практике достигла высоких результатов. Так, в продовольственном секторе в Германии она составляет 80%, в США - 55%, в Швейцарии - 63%, в Португалии 47%. Доля сетевой торговли в России пока не достигла такого уровня, но имеет устойчивую тенденцию к росту. По итогам 2015 года доля сетевой торговли составила почти 24.3% по сравнению с 15.1% в 2009 году (таблица 3).

Таблица 3

Доля сетевой торговли в России, %_

Доля оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

15.1 17.5 18.4 20.5 21.5 22.9 24.3

Источник: Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).

Торговля стала основным видом деятельности в структуре ВВП страны, поступлении налоговых платежей в федеральные и муниципальные бюджеты [1—6]. В новых условиях развития торговли изменился механизм взаимодействия контрагентов в цепях поставок производителей - поставщиков - розничных сетей -потребителей [7-9]. Торговые сети на сформировавшихся рынках обеспечивают производственным предприятиям до 70% объема продаж. Такая концепция распределения в менеджменте получила название key accounts management («ключевые клиенты»). Они обеспечивают гарантированный сбыт значительных объемов продукции по упрощенной схеме, когда по одному контракту продукция продается в десятках и даже сотнях торговых точек.

В новых экономических условиях торговые сети стали диктовать свои условия товаропроизводителям, поставляющим им продукцию, и предъявлять жесткие требования при заключении, исполнении и продлении договора с изго-товителями1. На поставщика возлагается обязательство в течение установленного в договоре времени, которое может достигать нескольких лет, не изменять цены на товар. Поставщики по условиям, диктуемым торговыми сетями, должны поставлять им товары по ценам, не превышающим цен поставки аналогичных товаров в другие торговые сети. Отсрочка платежа поставленного товара в крупную международную сеть по договору может составлять до 450 календарных дней, и по сути поставщик кредитует торговую сеть. При приемке товаров многие сети требуют, чтобы остаточный срок годности поставляемой продукции составлял не менее 80% от заявленного в маркировке. Производитель вынужден принимать подобные условия, чтобы обеспечить себе сбыт2.

Розничные сети диктуют производителям, где будут выложены их бренды3. Они ожидают от поставщика налаженную логистику, качественный мерчендайзинг, маркетинговый бюджет на продвижение товара4. За все возникающие риски при поставке и продаже товаров несет ответственность поставщик. Так, при нарушении договорных обязательств по поставке товаров, например при недопоставке товара или поставке с опозданием (даже на несколько часов),

договор поставки предусматривает выплаты до 60% от суммы недопоставки5. В случае отсутствия спроса на товар торговые сети имеют право осуществлять его возврат поставщику. На поставщиков ложатся все непредвиденные расходы торговых сетей. Так, после роста цен на потребительские товары в декабре 2014 года Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейших ретейле-ров, выступила с инициативой заморозить цены на ряд социально значимых продовольственных товаров и сохранить наценку до 15% для избежания регулирования цен на государственном уровне. Но при этом торговые сети переложили свои убытки на поставщиков6.

Расширяя рынки сбыта и осваивая новые географические сегменты, торговые сети на начальном этапе привлекают местных поставщиков в качестве источников поставки товаров. После этого торговые сети зачастую отказываются от сотрудничества и закупают однородный товар у других поставщиков, обосновывая это более привлекательными условиями работы с последним поставщиком. Торговые сети предъявляют к поставщикам самые жесткие требования при сотрудничестве, перекладывают на изготовителей часть собственной работы, бюджеты на продвижение товаров, нивелируют собственные риски [10, 11].

Власть торговых сетей, определение которой дано в работе немецкого политэконома Макса Вебера («это способность реализовать свой интерес независимо от интереса контрагента» [12]), проявляется не только в вовлечении производителей в торговые бизнес-процессы. Производители, помимо своих производственных задач, должны участвовать в вопросах продвижения и сбыта товаров торговых сетей. В этой связи бизнес-процессы изготовителей расширились и видоизменились.

Достаточно распространенными формами участия производителей в бизнес-процессах торговых сетей являются проведение дегустаций, предоставление фирменного оборудования, услуг мерчендайзеров для выкладки товаров в торговом зале, поддержания эффективного товарного запаса и т.д.

Другой важной предпосылкой, усиливающей влияние торговли на трансформацию цепей по-

ставок, является интенсивное развитие информационных технологий. Владея информацией о клиентах, их портрете, потребительских предпочтениях, торговые сети только на выгодных для себя

7

условиях могут предоставить ее изготовителю .

Доминирование торговли в цепях поставок во многом связано с проникновением торговли в концепцию производства товаров, что всегда было исключительно прерогативой изготовителей. Данное явление прослеживается в нескольких аспектах. Во-первых, в непосредственной разработке товара и тесном сотрудничестве при этом с производителем, что позволяет гибко и оперативно подходить к формированию нового ассортимента. Примером являются международные сети Zara и IKEA. IKEA разработала новую стратегию развития, непосредственными участниками которой являются сами потребители. Они выбирают модули мебели, детали интерьера и создают товары в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Изготовители мебели вынуждены были принять новые концепции развития, поставляя ретейлеру отдельные элементы мебели для окончательной сборки самим потребителем. Этот технологический прорыв сделал изготовителей товаров для IKEA фактически международными подрядчиками компании, располагающей сетью магазинов по всему миру. Стратегия развития торговой сети одежды Zara позволяет ей разрабатывать и производить товары в двухнедельный срок. За год в торговой сети появляется до 10 000 новых товаров.

Во-вторых, вмешательство торговых сетей в концепцию товара выражается через производство товаров под собственной торговой маркой (СТМ, или частные марки (private label)). Механизм действия СТМ достаточно подробно рассмотрен в работе С.А. Старова [13]. Собственные торговые марки позволяют значительно (до 30%) снижать издержки по сравнению с закупкой чужих брендов и продвигать бренд розничной компании. Торговые сети получают возможность контролировать весь процесс производства, устанавливать оптимальное соотношение «цена - качество».

Для изготовителей СТМ - это обеспеченный сбыт продукции, исключение расходов на создание и продвижение бренда, разработку упаковки, маркетинговые исследования. Наиболее активно осваивают сегодня эту нишу «Вимм-Билль-Данн» (соки и молоко), торговый дом «Настюша» (мука и крупы), «Ледово» (замороженные продукты), Московская ореховая компания (орехи и снековая продукция), холдинг «Лебедянский» (соки). Вместе с тем, производя продукцию СТМ торговых сетей, изготовители ста-

новятся инструментом подчинения торговых сетей, утрачивают собственное имя, превращаясь в технологический придаток.

Первой торговой сетью в мире, начавшей заниматься производством собственных торговых марок, была французская торговая сеть Carrefour (1976 г.). Первой российской торговой сетью в этой области стала сеть «Перекресток» (2001 г.). В настоящее время стратегия развития СТМ характерна для всех мировых и федеральных сетей. Мировыми лидерами по продаже продуктов питания под СТМ являются: Wal-Mart (США), Carrefour (Франция), Tesco (Великобритания), Shwarz Group (Германия), Aldi (Германия). Доля СТМ в общем товарообороте может превышать 30% (Швейцария, Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Франция). В среднем в мировой практике эта цифра составляет 22%. В России уровень проникновения СТМ пока небольшой и составляет 3% (см. рис.). Но в настоящее время все крупные федеральные сети, а их более 40, занимаются производством СТМ.

В условиях роста торговых сетей оптовые структуры также испытывают давление с их стороны. До появления торговых сетей они были основными контрагентами в цепях поставок, обеспечивающими взаимосвязь между производителями и розничной торговлей.

В настоящее время значимость оптовой торговли резко снижена из-за того, что крупные торговые сети создают свои распределительные центры, выполняющие функции оптово-транспортных компаний. Торговые сети создают десятки распределительных центров по всей стране, имеют парки автомобилей более 5000 единиц, что позволяет им выбирать поставщиков по всей стране, поставлять однотипный ассортимент во все магазины сети. Поставщики в этих условиях особо дорожат связями с торговыми сетями и готовы выполнять любые их условия.

Влияние торговли на контрагентов в цепях поставок наблюдается не только в бизнес-процессах с производителями, оптом, транспортными организациями, но и с потребителями. Торговые сети стали силой, оказывающей влияние на потребителей, формируя потребительский спрос и новую для них ценность. Потребители поставлены в условия, когда торговля диктует им правила, предлагая выбрать из того ассортимента, который сформировала сама, а не дистрибьютор, как это было раньше. Причем сегодня стратегия ретейлеров направлена не на расширение ассортимента, что было несколько лет назад, а на его сужение. Управлять меньшим ассортиментом для торговых се-

Мировой ОПЫТ: уровень ГфОННКНОВСНИЯ СТМ а СТОИМОСТНОМ ВуМНПННМр S№0-2010 гт. (%)

2010 г. {п> 2015 г (1}

Источник; P]jri£[ Reiai] Ud- www.piaiifLreiaLl.iiec; частично tu основе данных Nielsen uGfK

Рис. Мировой опыт - уровень проникновения СТМ в стоимостном выражении, 2010-2015 гг., %

тей намного проще, если уделять особое внимание мерчендайзингу товаров.

Таким образом, произошло перманентное расширение границ контроля сетевой торговли над всей цепью поставок. Изучению данного феномена посвящен ряд исследований российских ученых [14-19]. Изменения в цепи поставок и доминирование в них торговых сетей российские исследователи называют «властной асимметрией» [10], «разладом координации в деловых отношениях бизнес-партнеров» [15], «институциональной реконфигурацией системы товародвижения потребительского рынка» [8].

Возникшая реконфигурация цепи поставок последних 30 лет сопровождается не только изменениями в цепи поставок в сторону доминирования торговых сетей, но и диспропорциями в распределении прибавочной стоимости товара, смещением центра накопления стоимости в сферу торговли, что, по нашему мнению, позволяет более глубоко судить о доминировании торговли в цепях поставок.

Заключение

Результаты проведенного исследования выявили глубокие изменения в моделях взаимодействия торговли в цепях поставок с произво-

дителями, оптом, покупателями. Торговля в цепях поставок стала приобретать доминирующее значение и иметь влияние на всех их агентов. Данный феномен объясняется бурным развитием торговых сетей. Для более глубокого осмысления происходящих процессов в цепях поставок необходимы соответствующие исследования и создание обширной эмпирической базы о создании и распределении прибавочной стоимости в цепях поставок. Осмысление данных процессов и прикладное использование полученных результатов явится основой создания соответствующей экономико-правовой базы, обеспечивающей устранение возникшего дисбаланса и справедливое распределение прибавочной стоимости в цепях поставок.

Примечания

1. Торговая сеть «Дикси» при продлении соглашения о поставках требует подтвердить финансовые обязательства на следующий год «протоколом о намерении», которым обязывает определенный объем выплат для изготовителя. Без этого протокола «Дикси» не работает с поставщиками. URL: http:// top.rbc.ru//busmess/19/02/2015/54e49fb49a79476f7547 7f28 (дата обращения: 18.06.2016).

В торговой сети «Ашан» отсутствует четко регламентированная процедура заключения договоров с

поставщиками. Из-за этого переговоры по заключению договора затягиваются на долгое время. Например, преддоговорный процесс между ООО «Ашан» и ООО «Донской консервный завод» длился 1.5 года. URL: http://pravo.ru/news/view/101583/ (дата обращения: 20.06.2016).

2. О работе крупных торговых сетей с поставщиками можно судить на примере торговой сети Wal-Mart. Когда менеджерам сети долгое время не удавалось договориться о нужных скидках с Procter & Gamble, поставщика предупредили, что продукцию его главного конкурента Colgate выложат на лучшем месте и по низкой цене. Необходимо отметить, что Wal-Mart на тот момент нуждалась в продукции Procter & Gamble намного больше, чем последняя компания в партнерстве с этой сетью. Procter & Gamble пришлось пойти на уступки. URL: http:// retail-tech.ru/food/articles/1704/28548/ (дата обращения: 19.06.2016).

3. Торговая сеть «Ашан» не поддерживает маркетинговые политики поставщиков, если они не соответствуют их собственной политике. В недавнем прошлом монополист на рынке молочных продуктов компания «Вимм-Билль-Данн» попыталась надавить на «Ашан» и настоять на размещении своих товаров согласно собственной политике. В ответ на это «Ашан» выпустил абсолютно идентичную молочную продукцию под собственной торговой маркой, поставив ее на одной полке с продукцией «Вимм-Билль-Данн» и с ценой ниже на 20%. Бренды недовольного изготовителя не стали пользоваться спросом. После этого «Ашан» подписал с «Вимм-Билль-Данн» чрезвычайно выгодный контракт и вопросов с выкладкой товара больше не возникало. URL: http://retail-tech.ru/food/articles/1704/28548/ (дата обращения: 19.06.2016).

4. На сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) впервые опубликованы данные, показывающие, в какую сумму может обходиться поставщикам продуктов участие в промоакциях ретейле-ров. Служба изучила, сколько заплатили поставщики молока и молочной продукции сети «Ашан» за услуги «по рекламированию товаров путем демонстрации образцов» (выкладка товаров в местах наибольшей проходимости), и пришла к выводу: разным поставщикам одна и та же услуга обходилась в суммы, различающиеся подчас на порядки, отмечают «Ведомости». ФАС уже оштрафовала сеть Metro Cash & Carry на 126 млн руб. за создание дискриминационных условий для более чем 60 поставщиков рыбы, посчитав, что привязка стоимости услуг по продвижению продукта к объему товарооборота нарушает закон. URL: http://www.trkterra.ru/news/news_rus/fas-vyyasn ila-skolko-platyat-ashanu-ego-postavshchiki-za-uchastie-v-promoakciyah.

П.Ю. Офицеров пишет в своей книге «Поставщик: организация эффективной работы с сетевыми магазинами. Российская практика»: «Мало заплатить входной билет, мало просто разложить ассортимент по полкам, для успешной работы нужно еще и проводить промоакции и следить за выкладкой своей продукции. Сегодня доминирование сетевых операторов на рынке Московского региона стало очевид-

ным, их требования к поставщикам по проведению промомероприятий в поддержку своего товара стали не столько настойчивыми, сколько ультимативными». URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/126 711/Oficerov.

5. Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2013 году. URL: http://mi nec.government-nnov.ru/?id=36271 (дата обращения: 19.06.2016).

6. Председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко соглашается, что существует проблема перекладывания сетями финансовой нагрузки, связанной с ограничением наценки, на производителя. URL: http://top.rbc.ru/society/04/03/2015/54f67bb f9a7947aa 1e41e181 (дата обращения: 19.06.2016).

7. Производители алкоголя «Русский стандарт» и «Синергия» обратились в ФАС с жалобой на торговую сеть «Дикси», которая предоставляет информацию о потреблении их продукции в разных магазинах сети на платной основе. Продукция изготовителей, поставленная в распределительный центр, самостоятельно развозится по магазинам внутри сети. В этой связи изготовители никак не могут повлиять на распределение своих товаров. Для того чтобы получить информацию, они должны ее купить у торговой сети. В торговой сети «Дикси» цена одного отчета может составлять до 14 млн руб. в месяц. URL: http: //top.rbc.ru/business/19/02/2015/54e49fb49a79476f7547 7f28 (дата обращения: 19.06.2016).

Список литературы

1. Валеева Ю.С., Бурганова Л.И. Имидж торговой организации с точки зрения потребительских предпочтений // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 5. С. 45-48.

2. Клюева Ю.С. Критерии выбора поставщика материальных ресурсов для розничной торговой сети // РИСК. 2014. № 2. С. 98-100.

3. Панюкова В.В. Теоретическая база исследования интеграционного потенциала торговли // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3583-3598.

4. Хохлова Т.П. Анализ и пути повышения конкурентного потенциала торговой организации сетевого формата // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 4 (451). С. 85-96.

5. Цветков М.А., Цветкова И.Ю. Влияние глобальных изменений на подходы к развитию инновационно-активного предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 13 (235). С. 4-14.

6. Шнорр Ж.П. Мировой опыт глобализации розничной торговли // Вестник ТОГУ. 2014. № 1 (32). С. 199-208.

7. Дзреян А.Х., Кудусов С.-М.Л. Институциональная трансформация отношений обмена в цепях поставок потребительского рынка: концептуальный аспект //Новые подходы к развитию логистики в формате Россия - член ВТО: отвечая на вызовы. Расширяя возможности (VIII Южно-Российский логистический форум, 12-13 октября 2012 г.). Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2012. С. 97-104.

8. Кудусов С.-М.Л., Чайка А.И. Концептуальные аспекты анализа отношений обмена в логистических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цепях поставок потребительского рынка [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12. Режим доступа: http://sisp.nkras.ru.

9. Олейник А.Н. Доминирование как результат сочетания интересов: бизнес-стратегии в ритейле и цепях поставок // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 3. С. 21-44.

10. Радаев В.В. Что требуют розничные сети от своих поставщиков: эмпирический анализ // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 58-80.

11. Радаев В.В. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 2. С. 3-30.

12. Weber M. Economy and Society. Berkeley: University of California Press, 1978.

13. Старов С.А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей: Монография / Высшая школа менеджмента, СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. 492 с.

14. Иванов Д.А. Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011. 660 с.

15. Маркин М.Е. Разлад координации в деловых отношениях участников рынка: к развитию экономической теории конвенций // Теоретическая экономика. 2013. № 6. С. 9-16.

16. Маркитантов О.А. Взаимная конфигурация воспроизводства и розничной торговли в системе товародвижения экономики: логистические аспекты конвергенции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 36 (129). С. 50-53.

17. Радаев В.В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2011. 382 с.

18. Томассен Л. Ритейлизация: как выжить в эпоху диктата розничных сетей, используя силу и власть ритейлеров на благо своего бизнеса. М., 2010. 350 с.

19. Чайка А.И. Рост торговых сетей как фактор усиления властной асимметрии в системе товародвижения потребительского рынка [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013. № 2. Режим доступа: http://www.ivdon.ru.

DOMINATION OF TRADE INDUSTRY IN SUPPLY CHAINS UNDER THE INFLUENCE OF DISTRIBUTION NETWORKS

O. V. Chkalova, M. V. Efremova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The aim of this study was to examine the changes in the mechanism of interaction between counterparties in supply chains; to analyze, summarize and systematize business processes in the logistics supply chains which are controlled by trade industry. Application of the results of this study will provide the basis for creating an appropriate economic and legal framework to ensure the elimination of the imbalance and the equitable distribution of the surplus value in the supply chain.

The study is based on the materials of the Federal Service of State Statistics and the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, of the leading business and news agencies, as well as the materials of domestic and foreign scientists' research. We examine the state and prospects of the processes in supply chains and determine the trends in the development of distribution networks that affect the changes.

It is shown that domestic distribution networks demonstrate stable development trends and occupy high positions in the leading world rankings. It is established that retail trade under the influence of distribution networks is becoming the leading sector of the economy that creates a large share of the country's GDP and affects socio-economic processes. We reveal profound changes in the interaction patterns of the trade industry and logistics supply chains involving manufacturers, wholesalers, transport organizations, and customers. This testifies to the expansion of the business processes that are controlled by the trade industry. Some facts that characterize trade industry's dominance in the supply chain are also presented.

Keywords: logistics supply chain, domination and power of distribution networks, business processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.