А. 7universum.com
UNIVERSUM:
, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В САМАРКАНДСКОЙ
АКАДЕМИИ УЛУГБЕКА
Кубаева Шоира Тошмуродовна
научный соискатель, Самаркандский государственный университет,
Узбекистан, г. Самарканд
THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE THINKING IN SAMARKAND ACADEMY NAMED AFTER ULUGH BEG
Kubayeva Shoira
Scientific Applicant, Samarkand State University,
Samarkand, Uzbekistan
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье речь пойдет об инновационном мышлении и его сущности, о созданной в Самарканде академии Улугбека и его научно-творческой деятельности, об инновационных идеях и научных новшествах, выдвинутых в этой научной школе.
ABSTRACT
The article is concerned with innovative thinking and its essence. It is referred to the formation of Samarkand Academy named after Ulugh Beg, his scientific and creativity work. The author studies new academic ideas advanced at this school of sciences.
Кубаева Ш.Т. Развитие инновационного мышления в самаркандской академии Улугбека // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2014. № 5 (6) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/1318
Ключевые слова: инновация, инновационное мышление, творческое мышление, прогресс, изменения, наука, Самарканд, Улугбек, тригонометрический метод, астрономия.
Keywords: innovation, innovative thinking, creative thinking, progress, changes, science, Samarkand, Ulugh Beg, trigonometric method, astronomy.
Наука занимает особое место в общественном развитии человечества. С момента возникновения социума, человек и общество находятся в постоянном поиске и обновлении. Своим мышлением человек достигает всего, стремится к новому, изобретает и открывает новые горизонты. Таким образом, развитие общества определяется научным прогрессом. Необходимо отметить, что в бурном потоке инновационных изменений, в процессе коренных обновлений особенно важным моментом является изучение происходящих инновационных изменений при определении дальнейших стратегических целей и задач. Особую грань широкомасштабного общественного обновления составляют научная и технологическая инновация, а также деятельность инновационного мышления. В науке инновация отражается в обновлении парадигм, методов, теорий и проблем, в разработке нетрадиционных идей и представлений. В основе этих инновационных процессов лежит инновационное мышление. Как один из видов творческого мышления, инновационное мышление нацелено на регулярное создание новых идей, ценностей и проектов [1, c. 128—129]. Инновационные процессы начинаются с внутреннего обновления, с применения внутренних возможностей.
Итак, поскольку инновационные процессы действуют как в природе, так и в обществе, именно инновационное мышление является важнейшим фактором научного прогресса, которое расценивается как дающее новые результаты, постоянно развивающееся мышление. Оно плодотворно и высокоэффективно, хотя в некоторых случаях может иметь и свои недочеты. Традиционное мышление тоже в какой-то степени может выступать в качестве
развивающегося направления. Развивающееся мышление «в отличие от традиционного, опережает парадигму мышления, господствовавшего в определенную эпоху, приносит инновации, имеет субъективно-имманентную активность. Инновационное мышление исходит из глубины души и личности новатора независимо от его профессии» [2, а 63]. В каждой эпохе есть люди с таким инновационным мышлением, которые определяют развитие науки, их инновационные идеи создают почву для новых открытий и изобретений.
Центральная Азия дала миру множество ученых-мыслителей, внесших свою лепту в развитие всемирной науки. Их научно-духовное наследие не теряет своей значимости и по сей день, составляя основу новейших исследований. Следовательно, научное наследие наших предков, в сущности, состоит из инновационных идей и мыслей, неповторимых открытий и изобретений. Думается, эти инновационные идеи возникли благодаря инновационному мышлению.
Самарканд является величественным и древним городом, где жили и творили ученые, продвинувшие мировую науку. Одним из таких мыслителей Самарканда был крупный государственный деятель, великий полководец, основатель сильного централизованного государства, любимый внук Амира Тимура - Мирзо Улугбек, который возвел научную мысль и культуру народов Средней Азии на пьедестал мировой науки.
Улугбек, настоящее имя которого Мухаммад Тарагай, сын правителя тимуридов Шохруха родился в 1394 году. Одним из его величайших деяний было основание в Самарканде научной школы, вернее, научной академии того времени. В созданной XV веке академии Улугбека проводились инновационные исследования, которые способствовали парадигмальному, методическому, теоретическому и проблемному обновлению науки, разработке нетрадиционных идей и представлений. В этой научной школе были разработаны инновационные идеи, основанные на максимальной точности и ранее не исследованные.
Представители школы Улугбека открыли новые направления науки, создали теоретические положения, совершили открытия благодаря потенциалу инновационного мышления.
В этой научной школе осуществляли деятельность более 200 ученых. К их числу относятся такие светила науки того времени, как Козизода Руми, Гиёсиддин Джемшед Коши, Али Кушчи.
Действительно, развитие науки всегда основывается на преемственности и непрерывности. Также и научная школа, основанная Мирзо Улугбеком, на протяжении своей деятельности опиралась на научные традиции великих мыслителей Средней Азии. В то же время ученые Академии Улугбека и он сам значительно обогатили науку своими инновационными идеями, открытиями и изобретениями.
Новшества, изобретения и открытия в различных областях науки сами по себе представляют инновационную деятельность, которая, в свою очередь, осуществляется на базе инновационного мышления. Мухаммад аль-Хорезми в свое время разделил ученых на три категории по созданным ими трудам. Первую категорию, по его мнению, составляют ученые, комментировавшие труды ученых, творивших до них, и которые интерпретировали сложные места их произведений. Ко второй группе относятся ученые, которые находят ошибки и недостатки в трудах предыдущих, обобщающие разрозненные мысли. И, наконец, третья категория ученых открывает новые направления, ранее неизвестные в науке закономерности. Представителей научной школы Улугбека можно причислить к третьей группе, ибо они открыли новые отрасли науки и обогатили её инновационными мыслями.
Вычислив ошибки в астрономических подсчетах прошлых веков, Мирзо Улугбек построил обсерваторию для исправления недочетов предыдущих ученых-астрономов. Эпохальный научный труд «Зижи жадиди Курагони» («Новая астрономическая таблица Курагони») был написан по результатам математической обработки и обобщения результатов многолетних наблюдений в обсерватории Улугбека (1437).
Книга состоит из двух разделов. Первый раздел включает в себя подробное предисловие, во втором приведена таблица 1018 звезд в эллиптической системе. Предисловие, в свою очередь, разделено на четыре части.
В первой части хронологически изложены методы астрономических подсчетов восточных народов. Здесь нашли свое отражение календарные исчисления арабов, греков, иранцев, китайцев и уйгуров, их взаимопереходность и вычисления национальных праздников.
Вторая часть предисловия посвящена проблемам прикладной астрономии. При этом освещены вопросы выявления угла между эклиптикой и экватором, способы определения координат небесных тел, проведения линии меридиана, проблемы определения азимута киблы, установления географических координат, определения продолжительности года и проведения дифференциальных измерений в небесной сфере.
В третьей части на основе геоцентрической системы прокомментированы видимые движения планет.
В четвертой части приводятся сведения о гороскопе. Таким образом, в научной школе Улугбека были исправлены ошибки в астрономии. На основе новых наблюдательных материалов были открыты законы в форме таблиц движения Солнца, планет, Луны и звезд. Кроме того, приблизились к истине в представлении бесконечности «Пи», совершено научное открытие об определении посредством синуса градуса любой тригонометрической функции. Изучив движение небесных тел, местоположение звезд, Мирза Улугбек наряду с естественными науками открыл ряд законов и в точных науках.
Среди астрономических таблиц, составленных до изобретения оптических инструментов, таблица Улугбека по праву считается самой совершенной. Эту таблицу широко использовали как на Востоке, так и на Западе для определения времени, измерения географических координат, а также для решения различных астрономических вопросов.
Необходимо также отметить, что таблица звезд, приведенная «Зижи Курагони», по оригинальности и количеству звезд стоит на втором месте после астрономической таблицы Птолемея.
Применение Улугбеком тригонометрического метода в научных исследованиях было инновацией для той эпохи. Мирзо Улугбек уделял большое внимание методу наблюдения и роли научных инструментов, особенно отмечал научную достоверность [3, с. 28].
В своих исследованиях нормы и принципы формально-логического мышления Улугбек сочетает новейшими математическими методами доказательства. Так, при измерении координат звезд он применял метод алгебраической интерполяции. Наряду с этим, Улугбек широко использовал тригонометрические аксиомы и постулаты, более точно определяющие местоположение и скорость движения звезд, а также различные теоремы, аналогии и другие методы научного исследования. Новые математические методы обработки и обобщения астрономических материалов, разработочные Улугбеком и его сотрудниками, позволили поднять на новый уровень исследование звездного неба.
Главные труд Улугбека «Зижи жадиди Курагони» («Новая астрономическая таблица Курагони»), несомненно, входить золотой фонд прогресса науки и культуры.
Список литературы:
1. Азизкулов А., Кушоков Ш. Илмий ижодиёт: фалсафий ва илмий-назарий муаммолар. — Самарканд: СамДУ, 2003. — 128—129 б.
2. Делия В.П. Инновационное мышление в XXI веке. — Балашиха, 2011. — С. 63—72.
3. Мирзо Улугбек. Илми нужум. — Т.: 1994. — 28 б.