PHILOSOPHICAL SCIENCES
THE STATE OF THE GAME IN LANGUAGE AND THINKING AS THE BASIS OF FORMATION OF INNOVATIVE THINKING Kubaeva Sh.T. (Republic of Uzbekistan) Email: Kubaeva559@scientifictext.ru
Kubaeva Shoira Toshmurodovna - Scientific Researcher, DEPARTMENT CIVIL SOCIETY AND NATIONAL IDEA, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND SOCIAL SCIENCES, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article reveals the state of play in language and thinking as the basis of innovative thinking. Taking into account the interdependence of language and thinking, the similarity of logical and grammatical structures in them, it was emphasized that specific semantic games are also formed in thinking. The reflection explains that innovation, that is, the emergence of innovation, is carried out in this way. The most important type or model of intellectual play is the productive play of human fantasy. The game of thinking, which will be implemented in this way, creates the basis of innovative thinking. Innovations are becoming the main activity in modern production systems and social activities, declaring the discovery, development and implementation of new ideas, technologies, information projects and products. Discovery and invention is the field of scientific, artistic and technological creativity. By studying the creative thinking manifested in such activities, researchers began to distinguish between different types of fertile and regenerating, reproductive and innovative thinking. The developed idea can be a new or regenerating idea for the owner of thinking. After the activity turns into a systematically feasible process, creative thinking aimed at the development, implementation and dissemination of innovations on the basis of the formation of undirected, sectoral innovative thinking rises to the level of specific intellectual innovation, that is, effective, creative work. Basically, the focus on the creation of new facts, ideas and projects, the ordering of the process, systematic, periodic nature determine the specifics of innovation. The role and importance of innovative thinking in science and practice to a certain extent depends on the development of evolutionary methods and approaches.
Keywords: thinking, language, innovation, intellectual game, innovative thinking, convergent thinking, divergent thinking, constructive thinking.
СОСТОЯНИЕ ИГРЫ В ЯЗЫКЕ И МЫШЛЕНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ Кубаева Ш.Т. (Республика Узбекистан)
Кубаева Шоира Тошмуродовна - научный исследователь, кафедра гражданского общества и национальной идеи, факультет психологии и социальных наук, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрывается состояние игры в языке и мышлении как основа инновационного мышления. Учитывая взаимозависимость языка и мышления, сходство логических и грамматических структур в них, было подчеркнуто, что в мышлении также образуются специфические семантические игры. В размышлении объясняется, что инновации, то есть появление новшеств, осуществляются таким образом. Наиболее важным видом или моделью интеллектуальной игры является продуктивная игра человеческой фантазии. Игра мышления, которая будет реализована таким образом, создает основу инновационного мышления. Инновации становятся основным видом деятельности в современных системах производства и социальной деятельности, заявляя об открытии, разработке и внедрении в общество новых идей, технологий,
информационных проектов и продуктов. Открытие и изобретение - это область научного, художественного и технологического творчества. Изучая творческое мышление, проявляемое в такой деятельности, исследователи начали различать различные виды плодородного и восстанавливающего, репродуктивного и инновационного мышления. Разработанная идея может быть новой или восстанавливающей идеей для владельца мышления. После того, как деятельность превратится в систематически осуществимый процесс, творческое мышление, направленное на разработку, внедрение и распространение инноваций на почве формирования неориентированного, отраслевого инновационного мышления, поднимается на уровень специфической интеллектуальной инновационной деятельности, то есть эффективной, креативной работы. В основном, ориентированность на создание новых фактов, идей и проектов, упорядоченность процесса, систематичность, периодичность регулярного характера определяют специфику инновационной деятельности. Роль и значение инновационного мышления в науке и практике в определенной степени зависят от развития эволюционных методов и подходов. Ключевые слова: мышление, язык, инновации, интеллектуальная игра, инновационное мышление, конвергентное мышление, диверентное мышление, конструктивное мышление.
Воображение о феномене интеллектуальной игры, в свою очередь, исходит из высказываний о синтезе понятий языковой игры и игры мышления. А язык и мышление-это стих значений, пространство их смысловой игры (смыслов). В общем, творчество, интеллектуальные инновации начинаются с действия значений, игры. «В культуре, -отмечает М.Р. Жбанков, - любая инновация изначально возникает в виде своеобразной игры смысла и содержания» [1, с. 252]. Первые представления об игре языка и мышления сформировались в рамках неоклассической парадигмы языковой философии. Начальный фундамент этой парадигмы заложил немецкий ученый и философ Вильгельм фон Гумбольд (1767 - 1835). Ученый заложил основу сравнительного лингвистического направления, выдвинул идею о творческой сущности языка. По мнению Гумбольда, язык - это не просто продукт деятельности, но и сама деятельность, создающая мир смыслов.
Людвиг Витгенштейн (1889-1951), крупный представитель логического позитивизма как направления ноклассической философии, первым ввел понятие "языковая игра" в науку в 1945 году в произведении "философские исследования" (опубликовано в 1953 году) [2, с. 34]. По идее Л.П. Витгенштейна, языковая игра-это определнное правило общения и компромисс между людьми (придание значению слов и словосочетаний, обновление смысла, обогащение и hoc.) лингвистическое явление, направленное на реализацию. Явление языковой игры основано на том, что существуют возможности добровольного использования слов и значений из правил их использования (не нарушая их). Это, в свою очередь, предполагает свободное (в игровой форме) использование элементов языка, что происходит в словесной игре и плюрализме значений, в противном случае язык получил бы появление строгого лингвистического алгоритма, не обладающего игровыми персонажами.
В случае строгого алгоритма в применении языка теряются такие возможности, как добровольное использование элементов и средств языка (например, в случае словесной игры, метафорического смысла), плюрализм значений, свободное использование правил языка. В этом случае естественно-ки , явление языковой игры не происходит.
По мнению современных лингвистов, в процессе речевого общения он "играет"со словарными средствами [3, с. 13]. В учении постмодернизма идея языковой игры развивается на основе понятия «читатель текста». Идея состоит в том, что в процессе чтения три стороны (считыватель текста, Текст и автор) образуют единое целое, создавая неограниченное пространство языковой игры во время общения и общения [4, с. 174]. В этом бесконечном семантическом поле появляются новые образы, значения, идеальные модели.
Учитывая Взаимосвязь языка и мышления, сходство логических и грамматических структур в них, следует признать, что в мышлении также образуются специфические семантические игры. Ведь в одной из интерпретаций, изложенных в концепции игры, Игра
45
представляет собой появление физической и интеллектуальной деятельности, благодаря которой человек осознает свои психические и эмоциональные качества, а также является средством творческого поиска (путь, состояние). Игра языка и мышления выводит интеллект из сферы деятельности в той же форме или анализе, в результате чего на поле лексических и смысловых значений образуются "другие миры", "возможные миры" [1, с. 28].
Наиболее важным видом или моделью интеллектуальной игры является продуктивная игра человеческой фантазии. Ярким примером интеллектуально-продуктивной игры является психический эксперимент, применяемый в научном познании. При этом исследователь, реализуя свою собственную интеллектуальную игру, ставит смысловую модель, состоящую из образов, отражающих свойства и ценности исследуемого объекта, в реальные и возможные условия в воображении, анализирует последствия виртуальных сил и воздействий, в результате чего приходит к новому технологическому, теоретическому или практическому выводу. Таким образом, инновации в мышлении, то есть появление новшеств, будут происходить.
Игра разума может происходить как в форме реальных, так и в форме виртуальных образов, в частности, в виде изменения значений в них, добровольного сочетания, синтеза и сочетания значений. То есть изменение смысловых образов и значений по определенным индуктивным или дедуктивным правилам, добровольное закрепление приводит к образованию нового образа, мысли. Игра мышления, которая будет реализована таким образом, создает основу инновационного мышления.
В литературе подчеркивается, что существует два вида смысловых образов, значений, их сочетаний, которые приводят в действие, это разновидности конвергентного и дивергентного мышления [5, с. 385]. В конвергентном мышлении рассматривается множество различных и разнообразных условий, вопросов, вдруг приходит в правильное решение, принимается решение.
Идея, которая является основой для инновационного мышления, - это дивергентное мышление. Как отмечают психологи, такое мышление имеет свойство глубины, одновременно анализируются, сравниваются образы, понятия, их содержание в различных смысловых (идеальных, духовных) направлениях, происходит параллельное мышление в творчестве, испытываются, используются различные варианты методов и средств решения проблем, в результате чего возникает новая или неожиданная идея, подход. Поэтому мы можем определить дивергентное мышление как конструктивное мышление.
В дивергентном мышлении происходит больше интеллектуального игрового состояния, в котором происходит конструктивное сочетание (конфликт) значений, образов и понятий, их добровольное сравнение и сочетание, а также, как и в любой игре, на основе определенных (логических, стилистических) правил. На поле подобных интеллектуальных процессов происходят своеобразные семантические (духовные, виртуальные, концептуальные, метафорические и другие) игры. Это означает, что в инновационном мышлении семантические элементы находятся в игровом состоянии, в то время как интеллектуальный игровой процесс подчиняется грамматическим, стилистическим и логическим правилам ( нормам).
Непрерывное материально-техническое и духовно-интеллектуальное развитие происходит в обществе, когда творческая интеллектуальная деятельность является социально-производственной сферой или составной частью процесса. Инновационное мышление-это вид творческого мышления, направленного на создание, систематическое производство новых идей, ценностей и проектов в специализированных предприятиях и сообществах, направленных на удовлетворение и решение новых потребностей и проблем человека. Например, в экономических играх, которые играют в социальных сетях в обществе, в основном работают под конкурентной средой. В этом играют действия человека и определенная ситуация в четко определенных условиях. Положительное завершение результата, в свою очередь, становится процессом, при котором производство новых видов продуктов, потребляемых человеком, становится регулярным, и творческое мышление, образующее его духовную основу, поднимается на
46
уровень труда в виде специализированной интеллектуальной инновационной деятельности. Таким образом, формируется инновационное мышление, специализирующееся на психической деятельности.
Список литературы /References
1. ЖбанковМ.Р. Игра // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 252.
2. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М., 1985.
3. Уварова Н.Л. Логико-семантические типы языковой игры, Автореферат дис. канд. филол, наук. Горький, 1986.
4. МожейкоМ.А. Языковые игры // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 870.
5. Гуревич П.С. Мышление // Психологический словарь. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 385.