13 Брумэрел М.Д., Сафта В.Н., Адаужи С.Б., Безверхни З.А. 10 лет социальной фармации в Молдове. Государственный университет медицины и фармации им. Н. Тестемицану, г. Кишинев, Молдова. http//www.socpharm.nuph.ua (дата доступа - февраль 2016).
14 Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Некоторые правовые и нравственные аспекты применения нозодов в гомеопатии // Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2015. -№ 1 (17) Январь-Март. - С. 32-37.
15 Протоирей Сергий Филимонов Непредвзятый взгляд на гомеопатию / С.Филимонов.- СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2006. - 64 с.
16 Киршина И. А., Солонинина А. В. Профессиональная роль фармацевтических специалистов как аспект социальной деятельности. ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, Пермь. http//www.science-education.ru/pdf/2015/1/199pdf (дата доступа - февраль 2016).
Рукопись получена: 29 сентября 2016 г. Принята к публикации: 9 октября 2016 г.
УДК 614.254.65
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩИХ РЕАНИМАЦИОННЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ)
© 2016 В В. Соловьёв1
1ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого» (ГКБ № 50) Департамента
здравоохранения города Москвы
Неблагоприятная медико-демографическая ситуация в стране, низкий уровень менеджмента организации в здравоохранении, недостоверная статистика показателей здоровья медицинских работников, прежде всего, руководителей органов и учреждений здравоохранения, неизученная взаимозависимость состояния здоровья населения, механизма управления в здравоохранении, образа жизни и состояния здоровья руководителей ЛПУ -серьёзнейшая проблема современности, требующая неотлагательного решения. Развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства способно благотворно повлиять на все эти не решенные задачи. В статье изучаются организационно распорядительные или командно-административные, экономико-математические и социально-психологические методы управления, способные влиять на увеличение эффективности управленческих решений в здравоохранении, что способно повысить качество предлагаемой медицинской услуги и качество подготовки медицинских и фармацевтических работников.
Ключевые слова: управление, руководитель, менеджер, здравоохранение.
Введение. Главными причинами проведения реформ в здравоохранении являются: ухудшение медико-демографической ситуации в стране; низкая экономическая эффективность системы здравоохранения; низкий уровень менеджмента [1, 2, 4].
Одним из ведущих направлений реформирования здравоохранения является целый комплекс вопросов, посвященных совершенствованию управления системой охраны здоровья населения. Методологические подходы к политике в области оказания медицинской помощи, планирования медицинских услуг, направленных на повышение доступности и улучшению их качества в современных условиях новых межбюджетных отношений, в том числе и финансовых, обосновывают необходимость поиска новых путей принятия организационных, управленческих и инвестиционных решений [3, 5-8].
Таким образом, решение ряда проблем здравоохранения возможно благодаря совершенствованию менеджмента организации в здравоохранении на основе комплексного изучения взаимовлияния образа жизни, состояния здоровья руководителей органов и учреждений здравоохранения, механизма управления здравоохранением и состояния здоровья населения.
Цель исследования: изучение факторов, влияющих на увеличение эффективности управленческих решений в здравоохранении.
Материал и методы исследования. Объектом исследования явились заведующие реанимационными отделениями многопрофильных стационаров г. Москвы (базы исследования: ГКБ № 50 ДЗМ, ГКБ № 61 ДЗМ, ГКБ № 81 ДЗМ).
Предметом исследования - методы управления медперсоналом, использующиеся при оказании медицинской услуги.
Результаты и обсуждение. Основными особенностями управленческих решений является возможность получения желаемого эффекта с минимальным количеством затрат и получение максимального эффекта при рациональном использовании ограниченных ресурсов.
При этом, если руководитель поощряет инициативу сотрудников, побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, выслушивает советы и практические предложения, то эффективность принимаемых управленческих решений увеличивается. Инициативные сотрудники могут предвосхищать решения руководителя, поэтому они участвуют в принятии решения, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем.
Функции управления связаны с тремя уровнями системы управления: стратегическим, тактическим и оперативным.
Функции управления на стратегическом уровне включают:
- постановку цели;
- прогнозирование;
- планирование (общий план деятельности).
Функции управления на тактическом уровне включают:
- проектирование (составление конкретного плана);
- организация самого процесса.
Функции управления на оперативном уровне заключаются:
- в регулировании (корректировка ситуации в случае сбоя);
- учёте (регистрация показателей);
- контроле;
- анализе (определение отклонений, требующих исправления).
Каждый руководитель должен выполнять как минимум одну из функций управления:
- техническая функция в медицинском учреждении заключается в диагностике, лечении, профилактике, экспертизе, уходе за больными и др.;
- коммерческая функция - в покупке, продаже, обмене;
- распоряжение средствами для осуществления деятельности и привлечение дополнительных средств осуществляется в финансовой функции;
- страхование и охрана сотрудников и имущества предприятия;
- учетная функция - это бухгалтерия, учет, статистика и др.;
- административная функция состоит в перспективном программно-целевом планировании, организации, координации, распорядительных функциях и контроле.
Чем больше функций выполняет руководитель, тем более высокий уровень он занимает на руководящей лестнице.
Процесс управления - это система операций и процедур, выполняемых в определённой последовательности.
Процесс управления включает:
- планирование;
- организацию;
- контроль;
- мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности.
Медицинские учреждения имеют особенности в управлении, связанные с характером их деятельности, которые оказывают влияние на процесс управления. Среди наиболее существенных признаков управления медицинским учреждением следует отметить:
- сложность в определении качества работы;
- высокая специализация основной деятельности, имеющая часто неотложный характер;
- отсутствие в профессиональной деятельности права на неопределенность и ошибку;
- потребность в тесной координации работы различных подразделений;
- высокую квалификацию сотрудников, имеющих специальные знания и опыт, которые принимая решения о плане лечения пациентов руководствуются в своей работе системой моральных норм;
- необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов лечебно-профилактических учреждений;
- трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением сотрудников, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно в многопрофильных больницах.
Продукт процесса управления - это принимаемое решение.
Последовательность действий, приводящих к цели, называется алгоритмом управления, состоящий:
- из программно-целевого планирования (постановка цели и задач);
- сбора необходимой информации;
- моделирования и предварительной экспертизы возможных решений;
- принятии управленческих решений;
- организации исполнения решений;
- контроля исполнения;
- оценки эффективности и корректировки результатов.
Различают три группы методов управления: организационно распорядительные или командно-административные, экономико-математические и социально-психологические.
При опросе заведующих реанимационными отделениями многопрофильных стационаров г. Москвы (базы исследования: ГКБ № 50 ДЗМ, ГКБ № 61 ДЗМ, ГКБ № 81 ДЗМ) определено, что в своей работе они пользуются и организационно распорядительными, и экономико-математическими и социально-психологическими методами управления. Тем не менее, большая часть респондентов (74,2 ± 1,5 %) отдаёт предпочтение социально-психологическим методам (64,82 ± 2,80 %), что статистически достоверно больше, чем использование командно-административных (24,13 ± 2,51 %, р < 0,001) и экономико-математических методов (11,05 ± 2,02 %, р < 0,001). 15,6 ± 2,1 % респондентов на первое место (45,86 ± 2,93 %) поставили экономико-математические методы, что достоверно больше, чем командно-административные (28,97 ± 2,66 %, р < 0,001) и социально-психологические (22,42 ± 2,45 %, р < 0,001). 10,2 ± 1,2 % респондентов в 46,90 % ± 2,93 % случаев используют командно-
административные методы с несущественными различиями использования экономико-математических методов (40,35 ± 2,88, р > 0,05) и в достоверно большем проценте, чем социально-психологические (12,76 ± 1,96, р < 0,00000001).
Организационно распорядительные методы управления включали авторитарное управление на основе законов, распоряжений, уставов, договоров, приказов, инструкций. На основе командно-административных методов управления определялся порядок деятельности учреждения, формировалось кадровое и материальное обеспечение.
Стимулирование деятельности сотрудников осуществлялось с использованием экономико-математических методов. Основными из которых являлось увеличение заработной платы работника, а также стимуляция непрямыми выплатами (обеспечение жильём, путёвками и др.).
Управление мотивационной деятельностью сотрудников было основано на социально-психологических методах. Они были направлены на изменение взглядов у работающих, факторах престижности, что позволило повысить степень удовлетворённости у сотрудников выполняемыми ими функциями.
Выводы. Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что на эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых основное место занимают компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения и своевременность акта управления. Большая часть респондентов отдаёт предпочтение социально-психологическим методам, реже используются командно-административные экономико-математические методы.
Следует отметить, что для увеличения эффективности управленческих решений в здравоохранении необходимо:
- обеспечение единой государственной политики в области здравоохранения и повышение ответственности за эффективность всей деятельности в области охраны здоровья граждан;
- обеспечение финансирования системы здравоохранения в достаточном объеме;
- поэтапное увеличение государственных ассигнований на сферу здравоохранения и их эффективное использование;
- решение проблем гигиены и безопасности труда, профилактика травматизма и профессиональных заболеваний;
- создание условий для формирования и стимулирования здорового образа жизни, совершенствования гигиенического воспитания и обучения населения, в особенности детей и молодежи; усиление борьбы с вредными привычками; развитие физической культуры и спорта; обеспечение рационального сбалансированного питания населения;
- внедрение эффективной системы многоканального финансирования сферы здравоохранения;
- усовершенствование системы социальной и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников и пациентов;
- определение критериев относительно дифференциации размера оплаты работы медицинских и фармацевтических работников в зависимости от уровня их квалификации, объемов, качества, сложности, эффективности и условий выполняемой работы;
- интенсивное развитие медицинской и фармацевтической промышленности, в том числе медицинского приборостроения, производства лечебных средств и изделий медицинского назначения, удешевление их стоимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Авесентьева М.В. Принятие управленческих решений» в здравоохранении на основе клинико-экономического анализа // Экономика здравоохранения. - 2003. - № 2 (9). - С. 44-48.
2 Боханов С.Ю., Вапнярская О.И. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - С. 45-51
3 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2007. - 276 с.
4 Камышанченко Е.Н, Горелик С.Г., Прощаев К.И. и др. Экономическая оценка эффективности современной модели здравоохранения в России // Современные проблемы социально-экономического развития России: материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 2 марта 2012 г. - Белгород, 2012. - С. 166-171.
5 Камышанченко Е.Н, Кононова Е.В., Горелик С.Г. Совершенствование организации предоставления медицинских услуг как фактор развития социальной инфраструктуры региона (на примере Белгородской области) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - [Электронный ресурс] -URL: www.science-education.ru/117-13332 (дата обращения: 02.06.2014).
6 Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.
7 Меркушова Н. И. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (41). - С. 124-127.
8 Мордовин С. К. Управление персоналом: современная российская практика. - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.
Рукопись получена: 25 октября 2016 г. Принята к публикации: 30 октября 2016 г.
УДК 614
УЧАСТИЕ ЧАСТНЫХ КЛИНИК В СИСТЕМЕ ОМС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
© 2016 А.Б. Зудин1, И.П. Ковалева2
1НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы ^Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
В статье затрагиваются актуальные аспекты реформирования здравоохранения России, в том числе проблемы и тенденции развития отрасли. Мировая практика показывает, что госконтракты - это надежный и эффективный способ государственно-частного партнерства, который частично решает основную проблему, связанную с финансированием медицинских организаций. В российской практике данный механизм находит реализацию через участие частных клиник в системе ОМС. В этом механизме, как у любого явления или процесса, есть свои положительные и отрицательные стороны, стимулирующие и сдерживающие факторы. Роль барьера в развитии системы участия выполняют тарифы, а именно их составляющая - прибыль.
Ключевые слова: здравоохранение, реформирование, частные клиники, государственно-частное партнерство, система ОМС, реестр, дифференциация пациентов, полный тариф, неполный тариф.
В последние два десятилетия достаточно активно обсуждаются проблемы развития здравоохранения России как теоретиками, практиками, так и представителями законодательной и исполнительной власти. При этом выделяется целый ряд проблем, которые требуют оперативного решения, параллельно предлагаются и разнообразные сценарии реформирования.
Но большинство исследователей сходятся во мнении, что реформирование здравоохранения России - это непрерывный, многоэтапный процесс, начавшийся в конце XX века, без определенных сроков окончания. Процесс, который имеет сложно достижимые комплексные