электронный научно-экономический журнал стр 8
Медицинский менеджмент: формирование профессиональных компетенций
ДОБРУСИНА Маргарита Ефимовна,
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства Национального исследовательского Томского государственного университета [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается медицинский менеджмент в узком и широком смысле слова. В узком понимании - это профессиональный менеджмент, то есть линия профессионального поведения медицинских работников, в частности врачей, стратегия лечения, ориентированная на результат. Критерием оценки их деятельности является качество медицинского обслуживания и отдаленные результаты лечения. В широком смысле - важное направление социального менеджмента, направленного на здоровье человека, сохранение его трудоспособности и долголетия, по сути, изучение организации и управления здравоохранением в условиях бюджетно-страхового финансирования. Именно Центр медицинского менеджмента, открытый в Томском государственном университете в 2000 году, осуществляет профессиональную подготовку (переподготовку) руководителей и специалистов для организаций здравоохранения, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности новейшие бизнес-технологии.
Ключевые слова: медицинский менеджмент, инновационный научно-образовательный проект, межвузовская интеграция знаний, медико-экономический кластер, системность и комплексность обучения, активные методы обучения, авторские учебные программы, круглые столы, научно-исследовательская работа.
MEDICAL MANAGEMENT IN MODERN SOCIETY
Dobrusina Margarita, E.
National Research Tomsk State University Tomsk, Russian Federation
Abstract. This article discusses the medical management in the narrow and broad sense. In a narrow sense - is professional management, that is the line of professional conduct of health professionals, particularly doctors, treatment strategy, focused on the result. The criterion for evaluation of their activities is the quality of health care and long-term outcomes. In a broad sense - important areas of social management, aimed at human health, the preservation of his disability and longevity, in fact the study of the organization and management of health care in terms of financing the budget and insurance. That's Center for Health Management, opened in Tomsk State University in 2000, provides professional training (retraining) of managers and specialists for health care organizations that can effectively use in their professional activity latest business technology.
Keywords: medical management, innovative scientific and educational project, interuniversity integration of knowledge, medical and economic cluster, systematic and comprehensive training, active learning methods, curriculum author, roundtables and research work.
В современном обществе внимание к здоровью возрастает. Это продиктовано в том числе и требованиями рыночной экономики, в которой успешным и конкурентоспособным может быть не только хорошо подготовленный и эрудированный специалист, но и здоровый человек. Согласно Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней. Оно на 70% зависит от образа жизни и среды обитания, на 20% - от наследственных факторов и только на 10% - от состояния и уровня развития самого здравоохранения.
Здоровье народа (нации) является важнейшей характеристикой качества жизни любого государства, его стратегическим ресурсом. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой охрана здоровья -приоритетное направление деятельности федеральных и местных властей. В этой связи, на наш взгляд, медицинский менеджмент нужно рассматривать в узком и широком смысле слова.
электронный научно-экономический журнал стр 9
В узком понимании следует говорить о профессиональном менеджменте, то есть линии профессионального поведения медицинских работников, в частности врачей, стратегии лечения, ориентированной на результат. С этой точки зрения все медики из сильной научной школы, получившие хорошее образование, руководствуются таким принципом в своей работе всегда. Критерием оценки их деятельности является качество медицинского обслуживания и отдаленные результаты лечения. При этом хотелось бы обратить внимание на позицию потомственного врача, долго проработавшего за границей, А.Л. Мясникова. Он пишет: «Я пришел из мира, где стандартов не было, где медицина - это искусство. А на Западе медицина - это точная наука, и надо делать так и никак иначе. Медицина - одна. Но она бывает грамотная и неграмотная. За рубежом лечат по принятым стандартам. Это не значит, что всех одинаково. Просто деятельность врача там строго регламентирована» [1, с 20].
Медицинский менеджмент в широком смысле - это важное направление социального менеджмента, ориентированного на здоровье человека, сохранение его работоспособности и долголетия, по сути -изучение организации и управления здравоохранением в условиях бюджетно-страхового финансирования.
Центр медицинского менеджмента, открытый в 2000 году в Томском государственном университете реализует инновационный научно-образовательный проект межвузовской интеграции знаний в области экономики, медицины и права на университетском уровне. Его программы предназначены для профессиональной переподготовки и повышения квалификации по организации и управлению медицинскими учреждениями из числа практикующих врачей, врачей-интернов, клинических ординаторов, провизоров, фельдшеров, медицинских сестер. По сути, это подготовка первого поколения руководителей и специалистов для организаций здравоохранения, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности новейшие бизнес-технологии.
Деятельность Центра базируется на следующих основных принципах:
• корректировка учебных программ в зависимости от контингента слушателей и их образовательных потребностей;
• системность и комплексность обучения;
• гибкость и динамичность;
• ориентация слушателей на решение задач практического здравоохранения на основе проведения научных исследований;
• привлечение к учебному процессу профессоров и доцентов семи факультетов ТГУ, трех факультетов СибГМУ, НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга, руководителей и специалистов практического здравоохранения и страховой медицины.
Учебный процесс в Центре осуществляется:
• по авторскому учебному плану и авторским учебным программам;
• с использованием аудиторного фонда НИ ТГУ, в том числе и компьютерных классов;
• с проведением практических занятий по организации здравоохранения в лечебных учреждениях г. Томска;
• с привлечением к учебному процессу выпускников Центра, руководителей и ведущих специалистов практического здравоохранения.
Учебные программы разработаны профессорско-преподавательским составом Центра медицинского менеджмента, который является его золотым фондом. Многие из них работают на протяжении всех лет функционирования Центра.
Общая трудоемкость программы профессиональной переподготовки «Экономика, организация и управление медицинским учреждением» составляет 800 часов. По окончании в органном зале Национального исследовательского Томского государственного университета под звуки гимна Центра «Помни завет Гиппократа» выпускникам вручается диплом о профессиональной переподготовке.
Учебный план по данной программе включает пять модулей: «Основы менеджмента для здравоохранения», «Основы права применительно к здравоохранению», «Реструктуризация здравоохранения», «Бухучет, налоги», «Основы финансового менеджмента в здравоохранении».
электронный научно-экономический журнал стр 10
Число дисциплин, включенных в каждый модуль, и количество часов, выделяемых на каждую из них, постоянно дополняются и уточняются. Это продиктовано развитием экономики и менеджмента, совершенствованием организации учебного процесса, а также образовательными интересами слушателей.
Для усиления организационного модуля в подготовке слушателей Центра в 2013 году была разработана дополнительная программа, рассчитанная на 150 часов: «Организация здравоохранения и экспертиза нетрудоспособности населения». Она включает следующие основные дисциплины: «Организация здравоохранения в современных условиях», «Формы и методы лечебно-профилактической работы на базе Томского НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА России», «Лицензирование медицинской деятельности и контроль качества оказания медицинской помощи», «Организация экспертизы нетрудоспособности населения», «Организация и управление службой государственного санитарно-эпидемиологического надзора», «Психология делового общения в структуре медицинского менеджмента (тренинги)», «Комплексный экономический анализ деятельности ЛПУ».
Содержание программ строится на современных теориях менеджмента и маркетинга с учетом специфики здравоохранения как базовой отрасли социальной сферы. Обязательным элементом в организации учебного процесса является использование активных методов обучения (деловых игр, кейс-стади, презентаций), проведения круглых столов по актуально значимым проблемам медицинского менеджмента.
Круглый стол для каждого набора слушателей является неотъемлемой частью учебного процесса и доброй традицией Центра. На него приглашаются не только обучающиеся, но и все выпускники Центра. В формате круглого стола обсуждались такие проблемы, как:
• организация платных медицинских услуг;
• правовые аспекты оказания платных медицинских услуг;
• маркетинг и экспертиза лекарственных препаратов, медицинской техники и предметов врачебного ухода;
• этические аспекты государственного и частного здравоохранения;
• перспективы деятельности медицинских организаций разных форм собственности в системе ОМС.
В Центре медицинского менеджмента состоялось девять выпусков по программе «Экономика, организация и управление медицинским учреждением». В нем прошли обучение более 130 человек, в том числе 40 руководителей медицинских учреждений разного уровня, 15 кандидатов и один доктор медицинских наук. Мониторинг профессионального развития выпускников Центра подтверждает их активное продвижение по карьерной лестнице в системе здравоохранения. В предлагаемой им «Анкете выпускника» они, в частности, отмечают, что обучение в ЦММ дало новые знания и возможность получения интересной работы, расширило профессиональный кругозор, повысило самоуважение.
Серьезное внимание Центр уделяет научно-исследовательской работе [2-8].
В настоящее время активно рассматривается идея создания медико-экономического кластера в НИ ТГУ. Этому способствуют заключенные 16 октября 2014 года Договоры о стратегическом партнерстве Национальным исследовательским Томским государственным университетом в лице ректора Э.В. Галажинского с АНО «НИИ микрохирургии» в лице его президента В.Ф. Байтингера и Областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Томская областная клиническая больница» в лице главного врача М.А. Лукашова.
В сентябре 2015 года в Национальном исследовательском Томском государственном университете прошла Международная научная конференция, посвященная памяти крупного ученого И.Д. Кирпатовского. Она носила междисциплинарный характер, в ее работе активное участие принял и Центр медицинского менеджмента в формате круглого стола. Он был посвящен проблеме оценки и мотивации труда медицинских работников.
Таким образом, медицинский менеджмент, которому эффективно можно обучаться в Центре медицинского менеджмента Национального исследовательского Томского государственного университета, направлен на сохранение и укрепление здоровья россиян.
электронный научно-экономический журнал стр 11
Список литературы
1. Мясников А.Л. Как жить дольше 50 лет: честный разговор с врачом о лекарствах и медицине. М.: ЭКСМО, 2013. 192 с.
2. Добрусина М.Е., Соколович Г.Е. Подготовка медиков по медицинскому менеджменту в Томском госуниверситете - основа для инновационной деятельности / Материалы Всероссийской конференции «Инновационный бизнес России: перспективы развития и подготовки кадров на примере АСДГ» / Под ред. В.И. Сырямкина. Томск: SST, 2002. - С. 16-21.
3. Добрусина М.Е., Соколович Г.Е. Центр медицинского менеджмента Томского государственного университета - межвузовская интеграция знаний // Вестник Томского государственного университета, сентябрь 2006. № 292. С. 319-321.
4. Добрусина М.Е. Успешный пример последипломной подготовки // Человек и труд. 2007. № 7. С. 76-77.
5. Добрусина М.Е., Завьялова Г.Н., Тулупова О.Н., Хлынин С.М. Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития Российского здравоохранения // Экономика. 2011. № 1 (13). С. 142-147.
6. Добрусина М.Е., Христенко К.Ю. Организация труда и синдром хронической усталости // Вестник Томского государственного университета, апрель 2011. № 345. С 143-148.
7. Учебно-методическое обеспечение программы профессиональной переподготовки «Экономика, организация и управление медицинским учреждением». - Томск: Томский государственный университет, 2011. - 444 с.
8. Суслов Н.И., Чурин А.А., Добрусина М.Е., Лосев Е.А. Фармацевтический маркетинг: учеб. пособие. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2014. 320 с.