Т. А. Вериш, Е. В. Филатова
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ЛОКАЛИЗАЦИЙ (ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ)
Аннотация
В статье рассмотрены уровни организации хозяйственных отношений в инфраструктурных локализациях. Определен комплекс существенных функциональных и структурных проблем развития инфраструктурных локализаций. Проанализирована роль таможенно-логистических терминалов, участвующих в формировании инфраструктурной локализации, а также изучены вопросы их обеспечения и влияния на развитие локализации в целом. Приведен анализ мер и требований, необходимых при строительстве и функционировании таможенно-логистических терминалов в приграничных регионах.
Ключевые слова
Околотаможенная инфраструктура, таможенно-логистический терминал, инфраструктурная локализация, ТЛТ, кластер.
2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
T. A. Verish, E. V. Filatova DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE LOCATIONS (CUSTOMS ASPECT)
Annotation
The article describes the levels of organization of economic relations in the infrastructure localization. The complex of essential functional and structural problems of the development of infrastructure sites. The role of customs and logistics terminals involved in the formation of the infrastructure localization, and examining their support and influence the development of localization in general. An analysis of the measures and requirements necessary for construction and operation of the customs and logistics terminals in the border regions.
Keywords
Ancillary infrastructure, customs and logistics terminal, infrastructure location, CLT, cluster.
Интеграционные процессы в экономике современной России привели к возникновению в ней особых инфраструктурных локализаций, опирающихся на комбинирование и переплетение элементов хозяйственной и социальной инфраструктуры [1].
В современных исследованиях окончательно утвердилось расширенное, концептуальное представление об инфраструктуре как совокупности отраслей и видов деятельности, комплексно обслуживающих как материальное производство, так и социальную сферу, обеспечивающих создание благоприятных условий для устойчивого расширенного производства, поступательного развития производительных сил.
В процессе структуризации инфраструктуры выделяют:
- хозяйственную инфраструктуру, ориентированную на потребности хозяйствующих субъектов, то есть на рынок;
- социальную инфраструктуру, ориентированную на потребности общественных коммуникаций, досуга, образования, здравоохранения, то есть на сервисное обеспечение социальной сферы территории.
Если хозяйственная инфраструктура предоставляет экономические услуги, то инфраструктура образования, здравоохранения, досуга, рекреации предоставляет социальные услуги. Ха-
рактерно, что рыночные преобразования в экономике России нанесли удар именно по социальной инфраструктуре, многие объекты которой потеряли свои инвестиционные источники, оказались в своеобразном воспроизводственном тупике [1].
Возрастает роль исследования инфраструктурных проблем в условиях модернизации экономики. Развивающаяся экономика требует наличия развернутых инфраструктурных платформ, охватывающих совокупность составляющих ее элементов. В связи с этим одним из приоритетных направлений для развития экономики современной России должно стать формирование эффективных инфраструктурных комплексов, обеспечивающих потребности роста торговых взаимоотношений, а также конкурентоспособных бизнесов.
Следует отметить, что национальная экономика России в настоящее время стратегически ориентирована на добычу, первичную переработку и экспорт природных ресурсов. Это обусловливает интенсивное насыщение хозяйственного пространства страны и ее регионов трубопроводами, терминалами, перевалочными базами, путями сообщений и другими элементами инфраструктуры. Именно в таких территориальных зонах формируются инфраструктурные узлы [1].
«Инфраструктурный узел» — результат концентрации, комбинирования и переплетения в определенной зоне территории взаимосвязанных элементов инфраструктуры, обеспечивающих потребности как экономической системы данной территории, так и крупных корпораций [1].
Позиционирование инфраструктурных узлов в определенных зонах развития хозяйственного пространства страны обусловливает возникновение на их основе устойчивых инфраструктурных локализаций, развитие которых в высокой степени зависит от динамики
мирового спроса на нефть, газ, уголь, цемент, лес и другие экспортируемые продукты. Правомерно предположить, что указанная зависимость, с учетом стратегической ориентации экономики России, определяет характер развития соответствующих локализаций, в том числе преимущественную ориентацию их на потребности корпораций и недостаточное развитие элементов социальной инфраструктуры [1].
Основные хозяйственные элементы, составляющие основу инфраструктурной локализации, представлены нами на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные хозяйственные элементы инфраструктурной локализации
Инфраструктура связывает между собой, подводит общее основание (платформу) под множеством представленных на рисунке 1 элементов в хозяйственном пространстве страны.
На каждом уровне организации хозяйственных отношений инфраструктура предстает, как совокупность со-
оружений, хозяйственных подсистем и сервисных служб, востребованных в целях эффективного функционирования воспроизводства. Без инфраструктурного подкрепления многие сферы и виды деятельности не смогли бы обеспечить устойчивое взаимодействие и дальнейшее технологическое развитие [1].
Поскольку многие инфраструктурные локализации втянуты в процесс глобальной интеграции и обеспечивают глобальные связи региональных экономик, то для данных локализаций характерен комплекс существенных функциональных и структурных проблем развития:
1. Зависимость локализации от одного или нескольких видов деятельности, недостаточная диверсификация. Отметим, что для решения данной задачи востребованы значительные ресурсы, а значит, необходим поиск новых корпоративных партнеров для развития соответствующих функциональных направлений инфраструктурной локализации.
2. Технологическая отсталость, накопление физического и морального износа элементов инфраструктуры. Преодоление таковой возможно за счет утверждения инновационного типа воспроизводства в инфраструктурных локализациях, снижения уровня износа элементов инфраструктуры.
3. Несоразмерность между развитием отдельных компонентов инфраструктурного узла, бессистемное развитие его. В этом случае необходимо преодолевать асимметрию инфраструктурных узлов, преобразовывая их в системные инфраструктурные образования, востребованные в условиях развития конкуренции [1].
В условиях осуществляющихся интеграционных процессов, в результате которых Российская Федерация является государством-членом Евразийского экономического союза с единой таможенной территорией, особое значение приобретает развитие таможенной и околотаможенной инфраструктуры в приграничных территориях. Расширение и совершенствование данных элементов инфраструктурной локализации позволят решить такие проблемы, как недостаточная диверсификация видов деятельности, а также частичное преодоление технологической отсталости элементов инфраструктуры. Это возможно в том числе за счет реализации Федеральной таможенной службой 10 государственных про-
грамм по 4-м направлениям в рамках своих полномочий. Так, в рамках реализации некоторых из них Федеральная таможенная служба (ФТС) России планирует в среднесрочной перспективе проведение следующих работ: строительства зданий и реконструкции административных помещений, в том числе проектно-изыскательских работ для размещения оборудования единой информационно-аналитической системы, приобретения и установки оборудования аналитической системы и системы контроля; развития информационно-коммуникационных технологий и внедрения информационно-технических средств, повышения уровня информатизации. Следует отметить, что Министерством транспорта России разработана «Стратегия развития логистических центров России»; в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.» предложена «Концепция создания терминально-логистических центров (ТЛЦ) на территории Российской Федерации»; ФТС России принята «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации», в которой особое внимание уделяется развитию таможенной инфраструктуры.
Исходя из вышесказанного, видится целесообразным рассмотреть более подробно таможенные элементы, а именно: таможенно-логистические терминалы, участвующие в формировании инфраструктурной локализации, а также вопросы их обеспечения и влияния на развитие локализации в целом.
Таможенная инфраструктура представляет собой таможенно-логисти-ческие комплексы, стационарные технические средства таможенного контроля (ТСТК), таможенные лаборатории, склады временного хранения и таможенные склады, учрежденные таможенными органами, а также административные здания, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, сети связи, вычислительные центры та-
моженных органов [6]. Как видно из определения, таможенная инфраструктура является сложным явлением. На наш взгляд, одним из важных элементов таможенной инфраструктуры является таможенно-логистическая инфраструктура, развитию которой на современном этапе в условиях развивающихся интеграционных процессов уделяется особое внимание. Помимо этого необходимость создания и развития уже существующих объектов таможенной инфраструктуры связана с возрастающим интересом к международным перевозкам и увеличением товарообмена России. Данные факторы, в свою очередь, определяют проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города, которая усиливается неравномерностью инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны.
Транспортно-логистическая инфраструктура представляет собой технологический комплекс, предназначенный для организации движения товаров и оказания транспортно-логистических
услуг (железнодорожные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, складские и контейнерные терминалы, транспортно-логистические комплексы, а также здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование объектов транспортно-логисти-ческой инфраструктуры). Также под транспортно-логистической инфраструктурой понимается система тамо-женно-логистических объектов (комплексов и терминалов), расположенных преимущественно в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации [6]. В частности, большое значение имеют таможенно-логистические терминалы (ТЛТ), на территории которых расположены здания и сооружения, оказывающие логистические услуги, услуги, связанные с проведением таможенных операций, и другие услуги, а также осуществляются таможенный и иные виды государственного контроля [7]. Классификация данных терминалов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Классификация таможенно-логистических терминалов
При строительстве и функционировании таможенного-логистических терминалов в приграничных регионах необходимо учитывать определенные требования, например:
- интенсивность объемов товаро-потоков;
- размеры площадей складских помещений;
- пропускную способность терминала и возможность ее дальнейшего расширения;
- наличие необходимого оборудования для выполнения складских и таможенных операций;
- соответствие терминала международным стандартам качества;
- экономически обоснованную стоимость услуг таможенных посредников;
- обеспечение возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля;
- наличие технических средств таможенного контроля;
- использование информационных технологий (предварительное информи-
рование, электронное декларирование, технология «удаленный выпуск», таможенные карты, механизм «единое окно») и др.
Рассмотрим показатели, определяющие количество функционирующих таможенно-логистических терминалов вблизи государственной границы Российской Федерации в период с 2010 по 2016 гг. (рис. 3).
60 50 40 30 20 10 0
2010 год
2012 год
2016 год
Рисунок 3 — Функционирующие ТЛТ, расположенные вблизи государственной границы РФ*
* Составлен авторами по данным: ФТС России. Перечень функционирующих ТЛТ, расположенных вблизи государственной границы Российской Федерации. URL: www.customs.ru.
Таким образом, к 2016 году общее количество функционирующих ТЛТ составило 52 объекта. За предыдущие че-
тыре года были созданы 12 новых ТЛТ вблизи государственной границы РФ, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 — ТЛТ, начавшие функционировать в период с 2012 по 2016 гг.
Наименование ТЛТ Место нахождения Пропускная способность (количество машиномест)
Погарский Брянская область 200
Крупецкий Курская область 100
Новозыбковский Брянская область 300
Смоленский Смоленская область 151
Краснинский Смоленская область 300
Рославльский Смоленская область 100
Куничногорский Псковская область 134
Шумилкинский г. Псков 227
Багратионовский Калининградская область 305
Матвеевокурганский Ростовская область 43
Забайкальский Забайкальский край 238 ж/д; 191 контейнеров
Магарамкентский Республика Дагестан 98
□ ТЛТ
Как видно из таблицы 1, география расположения вновь создаваемых ТЛТ довольно обширна. Востребованность таких инфраструктурных объектов, как ТЛТ обусловлена множеством положительных моментов. Строительство и развитие таможенно-логистических терминалов оказывают непосредственное влияние на ускорение и упрощение прохождения таможенных формальностей, а также позволяют:
- модернизировать существующую транспортную инфраструктуру и складские комплексы;
- содействовать развитию транзитного потенциала России;
- содействовать более качественному и быстрому товарообороту внутри страны и в международных торговых сделках;
- проводить полноценный контроль за перемещаемыми товарами;
- повысить эффективность правоохранительной и антикоррупционной деятельности;
- улучшить логистические схемы и упростить оформление перевозимых грузов;
- осуществлять качественное обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, предлагая им полный комплекс логистических услуг.
Как уже отмечалось, при строительстве и функционировании ТЛТ особое внимание необходимо уделять использованию информационных технологий, которые помогут в решении существующих проблем, связанных с таможенным оформлением на основных пунктах пропусках. Также перечисленные информационные технологии окажут положительное влияние на развитие как таможенно-логистических терминалов, так и на всю таможенную инфраструктуру в целом.
Влияние применения информационных технологий на развитие ТЛТ представлено на рисунке 4.
Предварительное информирование
Электронное декларирование
Технология «удаленный ВЫПУСК»
Таможенные карты
Механизм «единое окно»
РЕЗУЛЬТАТ
1. Ускорение и упрощение проведения таможенных формальностей на таможенных постах
2. Увеличение товарооборота.
3. Снижение трудоемкости работы должностных лиц таможенных органов.
4. Ускорение поступления таможенных платежей в государственный бюджет.
5. Уменьшение влияния субъективных факторов в процессе таможенного декларирования и таможенного контроля
Рисунок 4 — Влияние информационных технологий на развитие ТЛТ
Исходя из вышесказанного очевидно, что доминирование одной или нескольких сфер инфраструктурной локализации не обеспечивает достаточных условий для дальнейшего развития ее и приведения к кластерному образованию. Обусловливается это тем, что возникает асимметрия и соответственно
бессистемное развитие инфраструктурной локализации.
Планомерное же развитие всех элементов позволяет добиться определенной степени диверсификации, благодаря которой локализация является более устойчивой. Так, можно сформулировать следующие выводы:
- сохранение высокой доли транспорта и логистики, а также присутствие таможенных элементов в составе инфраструктурной локализации позволя-яют сформировать зону качественно нового индустриального роста;
- рост доли околотаможенных элементов способствует росту индекса диверсификации и отражает сдвиги в направлении кластерного образования;
- структурная сбалансированность основных элементов, преодоление инфраструктурной асимметрии позволяют системно развиваться всем основным элементам инфраструктурной локализации (развитие таможенной и околотаможенной инфраструктуры невозможно без обновления, расширения путей сообщения, средств связи и коммуникаций и т. п.) [1].
Для стратегического обеспечения потребностей и дальнейшего развития инфраструктрурной локализации необходимо учитывать потребность в значительных инвестициях в данной сфере, соотношение объема инвестиций в развитие инфраструктуры и объема инвестиций в развитие человеческого фактора территории, а также долю инновационных элементов в составе инфраструктурной локализации.
Библиографический список
1. Вериш, Т. А. Формы организации и стратегическое обеспечение развития региональных инфраструктурных локализаций [Электронный ресурс] : дисс. канд. экон. наук. — Майкоп, 2014. — Режим дсотупа : http://www.adygnet.ru/ вкев/ёеГаик/Шев/^ввег^утвЬ.рёГ.
2. Вериш, Т. А., Осипова, М. С. Новые возможности развития территориальной инфраструктуры // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2013. — № 7-8.
3. Волошина, Е. Ф. Роль институциональных факторов в развитии эконо-
мики региона // Современные исследования социальных проблем. — 2014. — № 5 (37)
4. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mintrans.ru/activity/ detail.php? 8БСТЮК_ГО=2201#.
5. О направлении категорий ТЛТ [Электронный ресурс] : [Письмо ФТС РФ № 21-16/13318от 22.03.2010]. — Режим доступа: www.consultant.ru.
6. О направлении Концепции (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации») [Электронный ресурс] : [письмо ФТС РФ № 21-50/39656 от 21.08.2009]. — Режим доступа: www.consultant.ru.
7. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс] : [Распоряжение Правительства № 2575-р от 28.12.2012 (ред. 15.04.2014)]. — Режим доступа: www.consultant.ru.
8. Перечень функционирующих ТЛТ, расположенных вблизи государственной границы Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru.
9. Молонова, А. В. Стратегические направления развития логистической инфраструктуры в таможенной сфере. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — СПб., 2012.
10. Об утверждении требований к обустройству, оборудованию и местонахождению складов временного хранения и прилегающей к ним территории, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся месторасположением таможенных органов или их структурных подразделений, осуществляющих таможен-
ные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [Электронный ресурс] : [приказ ФТС России № 1600 от 19.08.2014]. — Режим доступа: www.consultant.ru.
11. Филатова, Е. В. Таможенно-логистическая инфраструктура в пространстве экспедирования // Логистика — Евразийский мост : материалы Х Меж-дунар. науч.-практ. конф., 14-16 мая 2015 г. — Красноярск : КГАУ, 2015.
12. Ятченко, Л. В. Влияние государственной транспортно-таможенной политики на сбалансированное устойчивое развитие региональной экономики // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф. Ф. Ушакова. — 2014. — № 8.
Bibliographic list
1. Verish, T. A. The forms of organization and strategic development of regional infrastructure software localiza-tion.Abstract of dissertation for the degree of candidate of economic sciences.Adyghe State University.Maikop. 2014.
2. Verish, T. A., Osipova, M. S. New features of the territorial infrastructure // Representative power — XXI Century: Legislation, comments, problems. — 2013. — № 7-8.
3. Voloshina, E. F. Role of institutional factors in the development of the regional economy // Recent studies of social problems. — 2014. — № 5 (37).
4. Progress Report on the implementation and evaluation of the effectiveness of Russian Federation «Development of transport system of» state program in 2014 [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.mintrans.ru/activity/detail.php? SECTION_ID=2201#.
5. On the direction of categories CLT [Electronic resource] : [letter of Fed-
eral Customs Service № 21-16/13318 from 22.03.2010]. — Mode of access: www.consultant.ru.
6. On the Concept of direction (along with the «Concept of customs clearance and customs control of goods in places close to the state border of Russian Federation») [Electronic resource] : [letter to Federal Customs Service № 21-50/39656 of 21.08.2009]. — Mode of access: www.consultant.ru.
7. Customs Service of the Russian Federation's development strategy up to 2020 [Electronic resource] : [executive order № 2575-p from 28.12.2012 (ed. 4/15/2014)]. — Mode of access: www.consultant.ru.
8. Molonova, A. V. Strategic directions of development of logistics infrastructure in the field of customs.Abstract of dissertation for the degree of candidate of economic sciences. — SPb., 2012.
9. Approval of the requirements for arrangement, equipment and location of temporary storage warehouses and adjacent territory, close to the state border of Russian Federation and is the location of customs bodies or their structural units performing customs operations and customs control of goods transported across the the customs border of the Customs Union [Electronic resource] : [order of the FCS of Russia № 1600 from 08.19.2014]. — Mode of access: www.consultant.ru.
10. Filatova, E. V. Customs and logistics infrastructure in space expeditions // Logistics — Eurasian bridge : proceedings of the 10th International Scientific and Practical Conference, 14-16 May 2015. — Krasnoyarsk : KGAU, 2015.
11. Yatchenko, L. V. Impact of state transport and customs policy for balanced sustainable development of regional economy // Bulletin of State Maritime University named after Admiral Ushakov. —. — 2014. — № 8.