Научная статья на тему 'Развитие информационных технологий в сфере расширения образовательных пространств'

Развитие информационных технологий в сфере расширения образовательных пространств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИСТЕМА / КОМПЬЮТЕР / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Наргиза Рахматуллаевна

В данной статье рассматривается изменения, происходящие в мире при переходе к постиндустриальному обществу, которые во многом связаны с появлением и развитием информационных технологий. В свою очередь, информационные технологии становятся движущей силой происходящих изменений в обществе. В полной мере это относится также и к сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационных технологий в сфере расширения образовательных пространств»

students are very essential, but one thing that must be clear is that human and face to face educating can not be replaced with other additional items. Teachers and professors, who are highly experienced, having irreplaceable feat are essential part of educating system.

So, I think a good language teacher should take advantages of both method and avoid their negative sides. Giving deep and broad knowledge on given topic, and then using multimedia technology, then making activities, which is very useful for students, is very essential content of lesson, I consider.

References

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Wikipedia.com/communicative language teaching/traditional language teaching/ (дата обращения: 14.06.2018).

2. Bc.Vera Boumova / Traditional vs. Modern Teaching Methods: Advantages and Disadvantages of Each/Master's Diploma Thesis/Supervisor: Matthew Nicholls, B. Sc./2008.

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Махмудова Н.Р.

Махмудова Наргиза Рахматуллаевна - ассистент, кафедра информационно-коммуникационной технологии, факультет менеджмента в сельском

хозяйстве,

Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается изменения, происходящие в мире при переходе к постиндустриальному обществу, которые во многом связаны с появлением и развитием информационных технологий. В свою очередь, информационные технологии становятся движущей силой происходящих изменений в обществе. В полной мере это относится также и к сфере образования. Ключевые слова: образование, технология, информационная технология, система, компьютер, обучение.

Внедрение новейших технологий в образовательный процесс является важным условием интеллектуального развития студентов, учащихся и социально-экономического развития общества. Наша страна в годы независимости достигла в данном направлении больших успехов.

Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить обучающихся к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений.

Мы живем в нестабильном неспокойном мире. XXI век поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют вызовами XXI века.

Первый вызов — энергетический. Не за горами истощение ресурсов традиционных источников энергии в недрах земли. В то же время потребление энергии, особенно в индустриально развитых странах, продолжает расти. Мы надеемся на ученых, на то, что ими, с одной стороны, будут открыты новые пока

неизвестные источники энергии, с другой стороны, разработаны новые энергосберегающие технологии.

Второй вызов — экологический. Человечество хотя и осознало необходимость охраны окружающей среды и использования экологически безопасных технологий, но разработка природоохранных мероприятий и безвредных технологий пока существенно отстает от потребностей экосистемы.

Следующий вызов — демографический. Доля людских ресурсов экономически развитых стран в численности населения планеты продолжает уменьшаться, что не способствует повышению общего культурного уровня населения, которому и предстоит решать проблемы XXI века.

Для решения этих проблем наметились следующие тенденции. Первая тенденция — постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция — повышение культурного и профессионального уровня большинства жителей Земли на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования.

Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.

Спрос на образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется нехваткой высококвалифицированных преподавательских кадров. Среди других проблем образования — трудности сопровождения учебных материалов, их адаптации к потребностям обучаемых и к динамике развития областей знаний и новых технологий.[1]

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Итак, информационные технологии и образование — эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

В свете выше изложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область — «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Это область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.

Очевидно, что круг вопросов, составляющих предмет информационных технологий в образовании, чрезвычайно широк и попытка изложить все аспекты проблемы в одном пособии была бы обречена на неудачу. Поэтому в данном электронном издании сделан акцент на вопросы аппаратного, информационного, программного, лингвистического обеспечения автоматизированных обучающих

систем, в ущерб изложению педагогических, психологических и социально-экономических вопросов.

Изменения, происходящие в мире при переходе к постиндустриальному обществу, во многом связаны с появлением и развитием информационных технологий. В свою очередь, информационные технологии становятся движущей силой происходящих изменений. В полной мере это относится к сфере образования. Традиционные методики и средства обучения оказываются недостаточными для выполнения повышенных требований к уровню подготовки выпускников высшей школы. Высокие темпы научно-технического прогресса приводят к быстрому устареванию знаний специалистов, работающих в промышленности, что обусловливает необходимость продолжения для них образовательного процесса на протяжении всего активного периода жизни.

Ответом на возросшие требования к системе образования стало появление концепции открытого образования. Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональных областях в условиях информационного общества.

Открытое образование основано на ряде основополагающих принципов, к числу которых относится свобода обучаемого в выборе учебного заведения, времени, места и темпов обучения, в планировании своих учебных занятий. Предполагается, что открытое образование повысит качество образования и разрешит противоречие между предложением и спросом на образовательные услуги.

Принципы открытого образования могут быть реализованы только при применении дистанционных методов обучения.

Дистанционным обучением (ДО) называется образовательный процесс, при котором все или часть учебных процедур выполняется с использованием современных информационных технологий при территориальном разобщении обучающего и обучаемого.[2]

Дистанционное обучение оказывается востребованным различными категориями граждан:

• студентами очного обучения, поскольку с его помощью они могут восполнить пробелы в своих знаниях, возникшие вследствие пропуска по тем или иным причинам регулярных учебных занятий; для них становится более доступным так называемое второе (дополнительное) образование, расширяются возможности для талантливых студентов закончить цикл обучения в более короткие сроки;

• студентами филиалов учебных заведений (если филиалы не полностью укомплектованы преподавательскими кадрами и учебными ресурсами), а также студентами новой дистанционной формы обучения в учебных заведениях открытого образования;

• лицами, совмещающими работу и учебу;

• сотрудниками предприятий для повышения своей квалификации;

• людьми с физическими недостатками, которым противопоказаны перемещения между местом жительства и учебными помещениями;

• военнослужащими, желающими получить образование во время прохождения военной службы;

•людьми, желающими повысить свой культурный и образовательный уровень без привязки к конкретному учебному заведению. [3]

Для реализации ДО пользователь должен иметь дома или на своем рабочем месте компьютер с определенным набором внешних устройств и устройств ввода-вывода информации. Требования к характеристикам клиентского компьютера и составу внешних устройств определяются характеристиками используемых учебных материалов.

Обучение по ряду дисциплин предполагает выполнение обучаемым цикла лабораторных работ и заданий на курсовое и дипломное проектирование. Значительную часть работ, заданий и экспериментов можно выполнять с помощью программ моделирования или на основе дистанционного доступа к реальному оборудованию. В этом случае клиентский компьютер дополнительно должен быть оснащен программами моделирования, выполнения необходимых расчетов, дистанционного управления исследуемыми объектами.

Список литературы

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: «Филинъ», 2003.

2. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

3. Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред. С.И. Маслова. М.: Изд-во МЭИ, 2004.

4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aqua.iefb.agtu.ru/dist/Biblio/Dissert/dissert _Andreev/br/ogl-b.htm/ (дата обращения: 20.06.2018).

5. Норенков И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии, 1996, № 2.

6. И. Г. Захарова. Информационные технологии в образовании. / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2003. 192 с.

СИМУЛЯТОРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1 2 Юсупова Ф.Э. , Солижонова М.О.

1Юсупова Феруза Эркиновна - ассистент; 2Солижонова Махсума Обиджон кизи - студент, направление: менеджмент в сельском хозяйстве, кафедра информационно-коммуникационных технологий, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья о методах, целесообразности внедрения в обучение тренажеров-симуляторов, а также их типах. Тренировочный симулятор представляет собой виртуальную среду, при помощи которой могут быть приобретены различные навыки. Такие симуляторы могут быть применены в различных сферах.

Ключевые слова: симулятор, модель, программы PhET, виртуальные лаборатории.

В настоящее время, почти все симуляторы компьютеризированы, и включают многоступенчатые алгоритмы, которые оценивают эффективность действий на основании принятых решений. Большинство симуляторов основаны на реальных процессах в промышленности, и, следовательно, они используют реальные данные, чтобы быть как можно более точными и предоставить реалистичный опыт.

Использование моделей в учебном процессе не считается новым методом. Модели используются издавна. Симуляторы используются во всех отраслях учебного процесса, начиная с начальных классов до высших образовательных учреждений. В последнее время симуляторы используются и в медицине тоже. Ещё одним преимуществом симуляторов является то, что они являются дешёвой альтернативой реальных объектов. Симуляторы дают возможность без каких-либо инструментов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.