ти. Структура жизненного цикла инновации. Чаще всего выделяют такие циклы: возникновение, рост (борьба с оппонентами), освоение, распространение, рутинизация (инновация становится обычным явлением, нормой), кризис (исчерпанность возможностей), отмена или модернизация. Наибольшие дискуссии вызывает цикл, связанный с распространением инноваций. С одной стороны, возникновение, рост, освоение инновации связаны с субкультурой организации, индивидуальностью ее авторов, поэтому не всегда инновацию можно широко распространить. Нередко отрицательный результат, полученный в результате попытки применения инновации, приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности. Но, с другой стороны, распространение инноваций является одним из факторов развития интереса к инновационной деятельности, к самой проблеме инноваций. Кроме названных, во всякой инновационной деятельности можно
выделить и другие структуры, это зависит от специфики образовательного учреждения, содержания инноваций. Для оптимизации инновационной деятельности руководителю необходимо знать все структуры, так как они диалектично взаимосвязаны, обуславливают друг друга.
Библиографический список
1. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
2. КарповА.В. Процессы принятия решений в структуре управленческой деятельности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - №1. -С. 63-77.
3. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа. -Ижевск: Изд-й дом «Удмуртский университет», 2002. - 243 с.
УДК 371.69:004.3
Шуклин Сергей Иванович
Курский государственный университет кдри@кдри. ки^к. ги
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В условиях динамичного «старения» знаний и динамичного изменения возможностей информационнотелекоммуникационных технологий актуализируется проблема создания соответствующих этим изменениям педагогических технологий, обеспечивающих формирование компетентностей, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Суть данной проблемы в том, что в условиях информационной революции сокращается срок морального старения знаний (от 10—15 лет ранее до 1—2 лет сейчас) и в виртуальной системе «данные — информация — знания — компетенции» динамично изменяется смысл понятия «знание». Решение данной проблемы возможно путем разработки и внедрения педагогических технологий оптимизации профессиональной подготовки специалистов в виртуальной образовательной среде.
Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональная подготовка, виртуальная образовательная среда.
Специалисты в области модернизации современного образования (Д. Дойч, Е. Игнатьева, Е. Машбиц и др.) [1-4] утверждают, что образование в виртуальной реальности и виртуальная реальность образования -и то и другое - виртуально не только предметно, но и методологически. Это дает основания утверждать, что традиционное высшее профессиональное образование более виртуально, чем профессиональная подготовка специалистов в виртуальной образовательной среде.
Термин «виртуальная реальность», предложенный в 1989 году, обозначает искусственный трехмерный мир - киберпространство, созданное с помощью компьютера и воспринимаемое человеком посредством специальных устройств. Такие «синтетические среды» отличаются от обычных компьютерных анимаций более точным воспроизведением деталей и работой в режиме реального времени. В случае виртуальной реальности человек воспринимает объект объемно, точно так же, как это обычно происходит в реаль-
© Шуклин С.И., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
49
ном мире. При этом помимо зрения могут быть задействованы и другие органы чувств человека, что обеспечивает более полное его погружение в виртуальную реальность. В этой связи актуализируется проблема создания педагогических технологий, обеспечивающих формирование компетентностей, в условиях, когда «знание» динамично изменяется и происходит движение в сторону его субъективизации и усложнения [3, с. 12].
Современный опыт вузов показывает, что образование индивидуума осуществляется через данные, полученные им в ходе жизненного опыта и процессе получения профессионального образования. Данные - это полученные эмпирическим путем и зафиксированные факты, дискретно описывающие ситуацию (проблему), объект вне контекста, т.е. характеризующие отдельные свойства объектов, процессов или явлений. Характерной особенностью современного мира является рост объема данных, получаемых непосредственно из самой природы с помощью всевозможных датчиков, которые позволяют регистрировать процессы и явления природы в реальном масштабе времени не только в макромире, но и в микро- и наномире. Одним из вариантов педагогической технологии в виртуальном образовании может быть технология оптимизации банка данных конкретной учебной дисциплины (модуля) для формирования соответствующих знаниевой и компетентностной компонент. Суть технологии в том, что обучающий (преподаватель), на базе своих знаний и компетентностей, выбирает оптимальный объем данных в глобальной сети «Интернет» и других базах данных, и формирует соответствующий пакет учебных текстовых, аудио-, и видеоматериалов для виртуальной кафедры, класса, лаборатории, учебного модуля (блока дисциплин». Обучаемый (студент) имеет возможность доступа к этим материалам в локальной сети виртуального университета с автоматизированного рабочего места в компьютерных классах или получить электронную версию для обработки в удаленном доступе с использованием своего персонального компьютера.
Данные, преобразованные обучаемым в части выделения контекста описания, - это уже информация - структурированное описание ситуации. Динамичное увеличение быстродействия и производительности информационно-телекоммуникационных систем обеспечивают преобразование данных в информацию, ее обобщение,
систематизацию, хранение и выдачу потребителям практически в реальном масштабе времени. Педагогическая технология предполагает разработку преподавателем (тьютором) соответствующих методических указаний по обработке данных для получения информации, необходимой для формирования знаниевой компоненты
В процессе профессионального образования каждый индивидуум впитывает в себя не всю информацию. Восприятие информации и ее систематизация осуществляется через уже имеющиеся у индивидуума знания - совокупность сведений, понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в процессе жизни, в результате учения, опыта, и т.д. и обычно реализуемых в деятельности. Знания являются результатом обработки информации сознанием человека, но в одной и той же ситуации в разное время (т.е. в зависимости от состояния своих знаний) он может по-разному осмыслить информацию. В этом смысле профессиональное образование в значительной степени зависит от уровня знаний, т.е. смысловая интерпретация условий новой образовательной задачи (надо понять, что требуется) невозможна без установления связи с существующими знаниями. Педагогическая технология предполагает разработку преподавателем соответствующих комплексных квалификационных заданий (ситуационных задач) и методических указаний по их выполнению для формирования знаниевой компоненты. При этом каждый обучаемый, на основе имеющихся знаний, выбирает среди потенциально ограниченной информации, поставляемой ему оптимизированным банком данных, наиболее важную информацию для соответствующей деятельности.
Вместе с тем, педагогическая технология предполагает разработку преподавателем соответствующих комплексных квалификационных заданий (ситуационных задач), выбор соответствующих виртуальных симуляторов (тренажеров) и методических указаний по их выполнению для формирования компетентностной компоненты. При этом каждый обучаемый, на основе своих знаний, решает соответствующие комплексные квалификационные задания и отрабатывает на виртуальных тренажерах соответствующие практические умения, необходимые для своей будущей профессиональной деятельности.
Педагогические технологии виртуального образования должны максимально использовать
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
методы интерактивной визуализации больших массивов данных, целью которых является оптимизация процесса понимания (постижения) данного явления или процесса. В данном случае речь идет о развитии методов и средств понимания решаемых проблем формирования соответствующих знаний и компетентностей за счет привлечения к анализу данных способности человека видеть и понимать изображения.
Развитие технологии анализа данных и визуализации позволяет каждому обучаемому лучше понимать и проникать в суть исследуемого явления, поскольку он может погрузиться в мир исследуемого явления, то есть в пространство модели, тем более, если ему предоставляется возможность непосредственно манипулировать данными в пространстве модели. Такая педагогическая технология предполагает использование интерактивной графики в реальном времени с трехмерными моделями, т.е. комбинирование специализированной технологии отображения, погружающей обучаемого в мир модели, с прямым манипулированием объектами в пространстве модели, т.е. формирует виртуальное окружение (виртуальную реальность).
Осуществляя навигацию в мире зрительных образов, сгенерированных компьютером, обучаемый одновременно получает возможность направлять работу компьютерной техники. Новые возможности оборудования позволяют ему шагнуть внутрь компьютера, привнося с собой чисто человеческие способности ориентироваться внутри визуальных образов, эмоции, чувства, интуицию, то есть все то, что недоступно неодушевленному компьютеру.
Сегодня реализация данной технологии возможна благодаря развитию технологий повышения производительности компьютеров и специального программного обеспечения систем трехмерной визуализации, систем обратной связи, трекинга, тактильных ощущений и т.д.
Современные технологии виртуальной реальности и 3D визуализации, фактически являются элементной базой для построения новых поколений мультимодальных человеко-компью-терных интерфейсов, которые позволяют создавать тренажеры, симуляторы, интерактивные обучающие виртуальные среды, виртуальные прототипы, цифровые планетарии, различные решения для рекламы и маркетинга (wow технологии) и т.д.
Это позволяет с помощью педагогических технологий виртуального образования решать следующие дидактические задачи:
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических, биологических и социальных систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
- представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
- отрабатывать профессиональные навыки и умения в любых условиях обстановки, которые в реальной образовательной среде невозможно создавать в силу экономических, технологических, экологических и других причин;
- осуществлять мониторинг уровня сформи-рованности ключевых профессиональных компетенций (знаний, навыков, умений).
Вместе с тем широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе (виртуальное образование), являясь характерной чертой системы открытого образования, требует решения ряда психолого-педагогических проблем [4, с. 12], это:
- проблема отсутствия теоретических основ виртуального образования, суть которой в том, что существующие в настоящее время теории обучения не могут быть непосредственно использованы для обучения в виртуальной образовательной среде, а эффективность программ виртуальной образовательной среды во многом зависит от того, на каком теоретическом фундаменте они строятся, какие психолого-педагогические идеи реализуют;
- проблема оптимизации, состава, содержания и психолого-эргономического представления учебного материала учебно-методических комплексов (УМК) модулей (дисциплин), т.е. проблема создания обоснованной технологии виртуального образования, под которой подразумевается как система средств, используемых для реализации обучающей деятельности, так и способ функционирования самой системы;
- проблема выбора дидактически оправданного состава средств обучения и организационных форм проведения занятий при обучении в виртуальной образовательной среде;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
51
- проблема недостаточной готовности преподавателей и обучаемых к включению в систему виртуального образования, как в области информационных технологий, так и в области педагогики новых образовательных сред, которая может быть представлена в широком смысле, как проблема формирования и развития информационной компетентности субъектов образовательного процесса: владеть современными информационно-телекоммуникационными технологиями и работать с информацией в целях получения знаний и формирования ключевых компетенций.
Решение этих проблем позволит с требуемым качеством выполнить задачу высшего профессионального образования - обеспечивать подготовку высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан.
Библиографический список
1. Дойч Д. Структура Реальности. Опубл. в марте 1997 г. Allen Lane, The Penguin Press / Перевод с англ. Н.А. Зубченко; под общей ред. В.А. Садовничего. - М.; Ижевск, 2001. - 287 с.
2. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: Монография. - Великий Новгород, 2008. - 280 с.
3. Марьясин Д. С. Управление знаниями и его институциональная основа: Дис. ... канд. экон. наук. - М.: РГБ, 2005. - С. 12.
4. Машбиц Е. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - С. 12-15.
УДК 338.24
Мазурина Марина Владимировна
Учебно-воспитательный комплекс «Лучик», г. Москва
КАК ВЫРАСТИТЬ ИННОВАТОРА? СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА В ОБРАЗОВАНИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого учащегося способность быстро адаптироваться к современным социально-экономическим условиям. Это становится важнейшим критерием успешного и устойчивого развития любого образовательного учреждения на современном этапе. Проблема качественной подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых работать в таких условиях, весьма актуальна для России. В статье рассматриваются вопросы подготовки управленческих кадров в контексте модернизации системы образования.
Ключевые слова: подготовка специалистов-инноваторов, менеджмент-образование, профессиональная компетентность, комплексная личностная потребность, конкурентоспособность на рынке труда.
Начало XXI века в России характеризуется беспрецедентным ростом спроса на высшее образование наряду со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития страны. Неотъемлемое условие обновления общества - освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Большую роль в этом играет модернизация системы подготовки педагогических кадров. Среди концептуальных приоритетов развития и совершенствования системы образования отмечаются:
- Облегчение социализации в рыночной среде через формирование социально-ответствен-
ной личности посредством освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
- Обеспечение социальной мобильности в обществе через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.
- Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, открытое информационное сообщество и др.
Решение существующих проблем и задач требует структурного, содержательного и методологического обновления всей системы высшего образования, повышения его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда. Особое внимание необходимо уделить поиску мето-
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Мазурина М.В., 2010