редки тенденции садизма. Испытуемые с низкими показателями относятся к «владеющим» собой, спокойным до пассивности.
Показатели по шкале реактивная агрессия (п=12; М=5,39; ст=2,59) отражают реагировать агрессией в ответ на стимулы окружающей среды. Эта агрессия общественно санкционирована. Высокие показатели говорят о решительном стремлении к реакции при нонконформистской установке. Низкие - об отклонении агрессивного стиля поведения.
Возбудимость (п=12; М=5,96; ст=3,11) - высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о повышенной возбудимости, которая ведет к возрастающему гневу, ярости, присутствует недостаточность в управлении аффектом и низкая толерантность фрустрации. Низкие показатели говорят об уравновешенности, возможно, о флегматизме.
Самоагрессия (п=13; М=4,51; ст=2,68) - утверждения данной шкалы отражают самоупреки, возможные намерения самоубийства, депрессивные настроения, повышенную чувствительность, недоверие. Высокие показатели говорят о депрессивных чертах, неудовлетворенности, негативном отношении к жизни. Низкие - скорее об уравновешенном настроении, а также о нерефлексируемой уверенности в своей правоте.
Торможение агрессии (п=10; М=6,15; ст=2,15) - высокие оценки говорят о совестливости, низкие - скорее о скрупулезных установках в социальной области. Высказывания описывают торможение агрессии или общую скрытность. Фактор проявляет себя как противоположный 1.
Открытость (п=10; М=7,19; ст=1,72) - показывает, насколько испытуемый готов сотрудничать при проведении исследования.
Сумма агрессии (М=5,34; ст=2,55) представляет готовность к агрессии по отношению к внешнему окружению. Сложение сырых величин факторов 1-3 дают величину сумма агрессии.
Шкалы методики FAF обладают высокими показателями по устойчивости, высокими или умеренными показателями по согласованности; все пункты обладают хорошей дискримина-тивностью.
Таким образом, полученные при исследовании факторной валидности данные в совокупности позволяют говорить о методике FAF как о валидном инструменте, позволяющем исследовать готовность к проявлению агрессии.
ВЫВОДЫ
1. Опросник FAF ориентирован преимущественно на диагностику готовности респондентов к проявлению агрессии.
2. Ответы на пункты опросника метрически анализируемы и могут считаться эмпирически проверенными индикаторами готовности к проявлению агрессии.
3. Опросник характеризуется точностью измерений, устойчивостью, а также удовлетворительной внутренней согласованностью по всем шкалам.
4. Необходим дальнейший сбор материала для представления различных возрастных категорий в выборке в целях получения окончательных тестовых норм.
Bibliography
1. Baron, R. Aggression / R. Baron, D. Richardson. - St.-Petersburg, 2004.
2. Kornilov, K.N. The doctrine about reactions of the person from the psychological point of view. - M., 1923.
3. Lorenz, K. Aggression. - M., 1994.
4. Andreeva, G.M. Foreign social psychology of the 20th centuries: Theoretical approaches / G.M. Andreeva, N.N. Bogomolova, L.A. Petrovsky. - M., 2002.
5. Hampel, R. FAF: Fragebogen zur Erfassung von Aggressivitatsfaktoren / R.Hampel, H. Selg. - Gottingen, 1980.
6. Selg, H. Diagnostik der Aggressivitat. - Gottingen, 1968.
7. Psychological diagnostics / K.M. Gurevich. - M., 2000.
8. Rusalov, V.M. Modified personal questionnaire of Eysenck. - M., 1992.
9. Practical work on the general, experimental and applied psychology / A.A. Krylov, S.A. Manichev. - St.-Petersburg, 2000.
10. Anastazy, A. Psychological testing. - M., 2001.
11. Klain, P. Help management on designing tests. - Kiev., 1994.
12. Logvinenko, A.D. Measurements in psychology: mathematical bases. - M., 1993.
13. Nasledov, A.D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data. - St.-Petersburg, 2004.
14. Practical work on psycho-diagnostics. Differential psychometrics / V.V. Stolin, A.G. Shmelev. - M.,1984.
15. Sidorenko, E.V. Methods of mathematical processing in psychology. - St.-Petersburg, 2000.
16. Suhodolsky, G.V. Bases of mathematical statistics for psychologists. - Leningrad, 1972.
Article Submitted 19.12.10
УДК 377.112-057.85
Е.В. Блохина, асп. Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ССУЗОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Рассматриваются основные направления работы по созданию условий для развития информационной компетентности преподавателей, формированию готовности к внедрению информационно-коммуникационных образовательных технологий, оценке эффективности их применения в педагогической деятельности.
Ключевые слова: информационно-педагогическая компетентность, информационно-коммуникационные образовательные технологии.
Модернизация образования акцентирует внимание на пе- Э.Ф. Зеер [1] в составе профессиональной компетентно-
реориентации с понятий «подготовленность», «образован- сти называет: социальную, коммуникативную, информационность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «ком- ную, когнитивную, специальную, персональную. Принципи-
петенция», «компетентность». ально важным является взаимообусловленность названных
компетентностей в ходе их развития в образовательном процессе.
Профессионально-педагогическая компетентность в исследованиях ряда ученых (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Н. Введенский, М.И. Лукьянова, А.В. Хуторской, Г.С. Сухобская, О.Н. Шахматова, В.А. Сластенин и др.) рассматривается с позиции разных подходов: личностно-
деятельностного, системно-структурного, знаниевого и других. Понятие «профессиональная компетентность» трактуется, как основывающийся на знаниях интеллектуально и личност-но обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека (И.А. Зимняя) [2]; система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач (Г.С. Сухобская) [3].
Большинство авторов (Ю. В. Варданян, И.Ф. Исаев, Э.М. Никитин, Е.Н. Шиянов, Т.А. Царегородцева и др.) придерживаются интегративного подхода, считая, что профессионально-педагогическая компетентность - интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, отражающих уровень знаний, умений, опыт, необходимые для решения профессиональных задач, выполнения профессиональных педагогических функций в соответствии с принятыми в настоящий момент нормами и стандартами.
Переход на компетентностный подход в российском образовании заложен в федеральных государственных образовательных стандартах, в том числе и стандартах среднего профессионального образования, а также в проекте профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанном Я.И. Кузьминовым, В.Л. Матросовым, В.Д. Шадрико-вым [4].
Отличие среднего профессионального от других ступеней образования состоит в подготовке руководителей среднего звена, в связи с чем образовательный процесс рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Тогда как для преподавателей ссузов, в большинстве своем не имеющих педагогического образования, не всегда существует четкое понимание необходимых профессиональных компетенций.
Можно сформулировать общие требования к преподавателю среднего специального учебного заведения профессионального образования следующим образом:
- профессиональная компетентность, предусматривающая глубокие знания в предметной области;
- педагогическая компетентность, включающая в себя знания основ педагогики и психологии, владение современными методами, средствами, технологиями обучения;
- социально-экономическая компетентность, предусматривающая знание глобальных процессов развития и функционирования современного общества, основ экономики, социологии;
- коммуникативная и информационная компетентность, владение современными информационными технологиями;
- высокий уровень профессиональной и общей культуры.
О.П.Осипова [5] определяет термин «информационная компетентность» как «информационную и коммуникационнотехнологическую компетентность» и выделяет, что к совокупности когнитивного, коммуникативного, исследовательского и технико-технологического компонентов необходимо добавить готовность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий. Иными словами, информационно-педагогическая компетентность подразумевает активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающееся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических уме-
ний. Таким образом, можно определить информационнопедагогическую компетентность преподавателя ссуза как совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных качеств преподавателя, позволяющих ему осуществлять свою профессионально-педагогическую деятельность и достигать высоких результатов в учебно-воспитательном процессе в условиях быстрого изменения информационной среды.
В средних специальных учебных заведениях железнодорожного транспорта накоплено большое количество технических и программных средств. Таким образом, на первые позиции выдвигается задача не столько технического оснащения образования, сколько развитие информационной компетентности педагогов, формирование их готовности к использованию информационно-коммуникационных образовательных технологий в своей профессиональной педагогической деятельности.
В связи с этим особенно важным являются создание организационно-педагогических условий, которые обеспечивают успешность формирования готовности преподавателей к использованию информационных компьютерных технологий в учебном процессе, реализация новых информационных технологий в обучении.
В данной статье остановимся на создании условий для развития информационной компетентности преподавателей в Новосибирском техникуме железнодорожного транспорта (НТЖТ) - филиале Сибирского государственного университета путей сообщения.
Профессиональные качества, определяющие информационно-педагогическую компетентность преподавателей НТЖТ обеспечиваются трехуровневой системой подготовки, включающей:
- начальный уровень, связанный с освоением технологий работы с офисными приложениями, основ сетевых технологий, включая работу с глобальными сетями (Internet, корпоративной сетью ОАО «РЖД»);
- базовый уровень, включающий освоение прикладных программных продуктов общего назначения, связанных с необходимостью внедрения информационных технологий в курсы фундаментальной и общетехнической подготовки (систем автоматизированного проектирования Компас и др.), изучение передовых отраслевых информационных технологий и автоматизированных систем управления движением поездов, перевозками, путевым хозяйством, устройствами СЦБ, неразрушающего контроля в путевом, вагонном и локомотивном хозяйствах (таких как ЭТРАН - электронная транспортная накладная, АСУ ЛР - автоматизированная система управления станцией и др.);
- профессиональный уровень, включающий освоение инструментальных средств автоматизации процесса подготовки учебно-методических материалов, гипертекстовых и мультимедийных средств обучения, программных средств, позволяющих организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность студентов (средства разработки сайтов, создания анимации и видео, такие как Macromedia Dreamweaver, Macromedia Flash, системы проектирования и проведения испытаний на прочность деталей, узлов и устройств - например SolidWorks и др.).
Развитие информационной компетентности преподавателей осуществляется, в том числе, на курсах, являющихся частью данной системы подготовки, на которых преподаватели проходят подготовку по освоению навыков работы с отдельными программными средствами, на семинарах педагогического мастерства, в процессе стажировки на предприятиях железнодорожного транспорта и т.д.
Система мероприятий, составляющих начальный уровень подготовки, предназначена для педагогических работников, не имеющих достаточных навыков работы с офисными приложениями, сетевыми технологиями и осуществляется с целью освоения преподавателями прикладных программ на пользовательском уровне и получения следующих показате-
лей оценки компетентности в области использования информационных технологий в обучении:
- понимание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств;
- владение современным программным обеспечением (как минимум, текстовым редактором, программой создания презентаций и другими офисными приложениями);
- владение основными принципами работы в сети Интернет (работа с браузерами и электронной почтой, умение вести самостоятельный поиск информации в Интернет, электронных справочниках и словарях, информационно- поисковых системах);
- владение методикой использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе;
- понимание возможностей использования компьютерных средств в управлении учебным процессом.
Профессиональные качества, приобретенные на базовом уровне подготовки, как одна из составляющих информационно-педагогической компетентности, позволяют преподавателям решать вопросы целесообразности использования освоенных ими программных пакетов в процессе преподавания дисциплин и практик. Вследствие этого, проводится корректировка рабочих учебных программ и календарно-тематических планов.
Освоение преподавателями новых программных продуктов влечет за собой необходимость изменений инфраструктуры, поддерживающей процесс информатизации, например, с внедрением на предприятиях железнодорожного транспорта АСУ линейного района (АСУ ЛР) возникла необходимость адаптации данной информационной системы (ИС) для учебных целей. Например, на базовом уровне подготовки преподавателями НТЖТ было разработано техническое задание по созданию и оснащению компьютерного учебного полигона, имитирующего работу участка железной дороги с установкой ИС ГИД-Урал и АСУ ЛР, в дальнейшем полигон был дополнен установкой подключения к системе ЭТРАН. Процесс внедрения такого лабораторного комплекса включал в себя основательную переработку программ учебных дисциплин, разработку методических указаний по выполнению лабораторных и практических занятий с учетом открывшихся возможностей изучения имеющегося программного обеспечения.
Показателем эффективности развития информационной компетентности преподавателей в достижении ими информационно-педагогической компетентности на профессиональном уровне является разработка качественных электронных учебно-методических материалов. Это компьютерные обучающие программы (КОП), которые включают в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, и позволяют комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Компьютерные обучающие программы дают возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, по возможности, контролировать обучающегося, обеспечивать самоконтроль учебной деятельности, демонст-
рировать визуальную учебную информацию; моделировать технологические процессы и т.д.
В качестве поддержки деятельности преподавателей по внедрению информационных технологий в преподаваемые дисциплины на профессиональном уровне разработан единый дидактический и технологический подход к созданию и использованию электронных обучающих пособий, оформлению методических материалов, созданию базы электронных учебно-методических продуктов.
Создание компьютерных обучающих программ - одна из форм применения программных средств в образовательном процессе на профессиональном уровне. Эта работа осуществляется педагогическими работниками как индивидуально, так и также в рамках совместной проектной деятельности творческих групп преподавателей и студентов. Созданные КОП программы включают в себя лекционный материал, контроль знаний студентов в форме тестов и практических занятий, справочные системы поддержки принятия решения, оказания помощи будущим оперативным работникам железнодорожного транспорта.
В рамках проектной деятельности на профессиональном уровне информационно-педагогической компетентности преподаватели руководят учебно-исследовательской работой студентов с использованием таких программных средств, как SoHdWorks, которые позволяют не только создавать модели узлов и деталей различных устройств и механизмов, но и проводить виртуальные испытания на прочность и анализ неисправностей.
Успешность использования информационных компьютерных технологий в качестве средства обучения зависит от того, насколько четко преподаватель представляет, какое место они должны занимать в системе взаимодействия «преподаватель-студент», владеет современными методиками их использования. Для обеспечения доступности ко всем электронным учебным пособиям и методическим документам, разработанным преподавателями на всех уровнях подготовки в области информационных технологий, создан ресурсный центр, являющийся, по сути, внутренним сайтом техникума.
Данный ресурсный центр предоставляет возможность доступа к каталогам по номенклатуре специальностей, содержащим базу учебно-методической документации и электронных продуктов, в том числе для работы в режимах синхронного, асинхронного и самостоятельного обучения студентов. Одновременно с этим, ресурсный центр используется как определяющий фактор уровня информационно-педагогической компетентности педагогов, в частности, через мониторинг наполняемости педагогическими работниками разделов ресурсного центра электронными учебными материалами и анализ качества их содержания и представления.
Создание условий для обеспечения готовности преподавателей к внедрению информационных технологий позволяют преподавателям осваивать современные информационные образовательные технологии на всех уровнях, проводить рефлексивную оценку эффективности их применения в собственной педагогической деятельности и ее коррекцию, создавать творческую атмосферу образовательного процесса.
Bibliography
1. Zeer, E.F. Modernisation of vocational education: the competence approach / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk: teaching. allowance. - Moscow: MPSI, 2005.
2. Zimnyaya, I.A. Key Competencies - a new paradigm of education result survey [E/r]. - Mode of access. -Http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm
3. Suhobskaya, G. Modern socio-psychological and androgogical approaches to adult education // New Knowledge. - 1997. - № 4.
4. Professional standard of pedagogical activity (project). (Eds. Y.I. Kuzminov, V.L. Matrosov, V.D. Shadrikov) // Bulletin of Education. Collection of orders and instructions of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - 2007. - № 7.
5. Osipova, O.P. The formation of the ICT competence of primary school teachers // Additional Education. - 2006. - № 6.
Article Submitted 23.12.10