ресурс] / В.А. Сластенин, В.А. Мищенко. — Режим доступа: http: // www.uni-altai.ru.
6. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
Сетевое сообщество учителей «Интергуру», 2006. — Режим доступа: http://www.pedsovet.intergu.ru.
8. Чернышева, Е.И. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитии технологического мышления [Текст]: автореф. дис. ... канд.
7. Технология урока [Электронный ресурс] // пед. наук / Е.И. Чернышева. — Воронеж, 2005. — 24 с.
УДК 378
Т.С. Камаева
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях модернизации системы среднего профессионального образования в соответствии с инновационным развитием экономики и потребностями современного информационного общества выдвигаются требования к повышению качества подготовки будущего специалиста среднего звена к профессиональной деятельности. Одной из важных общекультурных компетенций экономиста среднего звена в ФГОС является информационно-аналитическая компетенция (способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития). Владение данной компетенцией позволяет будущему экономисту эффективно осуществлять информационно-аналитическую деятельность (ИАД).
Понятие «информационно-аналитическая деятельность» рассматривают в своих работах многие авторы (Г.Ф. Гордукалова, Н.А. Сляд-нева, Е.С. Гайдамак, И.С. Мелюхин, Т.Н. Буха-нова, С.А. Чеверева, В.И. Фомин, Н.И. Рыжова и др.), однако они не раскрывают понятие, структуру и содержание ИАД специалиста-экономиста среднего звена, не предлагают описание специфики и способа развития ИАД
студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования.
Цель проведенного нами исследования — разработка и теоретическое обоснование технологии развития ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования.
Предлагаем следующее определение информационно-аналитической деятельности экономиста (ИАДЭ) — особый вид деятельности, предполагающий реализацию совокупности информационных процессов и применение методов экономического анализа, направленных на познание экономической действительности с целью ее дальнейшего преобразования.
В основу конструирования структуры ИАДЭ положена теория деятельности А.Н. Леонтьева. В данной структуре будем выделять специалиста-экономиста как субъекта деятельности, у которого возникает информационная потребность, направленная на преобразование экономической действительности. Ведущий мотив и цель ИАДЭ — удовлетворение данной потребности. Объект ИАДЭ — экономическая информация: источники, потребители и каналы связи. Предметом данной деятельности явля-
ются аналитические данные (показатели) экономической информации, результатом—качественно измененный информационно-аналитический продукт (аналитический результат). Основные действия ИАДЭ — информационные процессы и методы экономического анализа.
Эффективность осуществления ИАД специалиста-экономиста среднего звена зависит от его уровня готовности к данной деятельности. Предлагаем следующую формулировку понятия: готовность экономиста к ИАД — это совокупность знаний, умений, способностей к осуществлению конкретных информационно-аналитических действий, а также личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию данной деятельности. В качестве ориентира для эффективного развития ИАД студентов экономических специальностей средних профессиональных учебных заведений предлагается модель готовности специалиста-экономиста среднего звена к ИАД, предполагающая наличие следующих структурных компонентов: когнитивного, дея-тельностного и психологического, содержанием которых являются соответственно система теоретических знаний, практических умений и владений, психологических характеристик личности.
Под развитием ИАД студентов экономических специальностей средних профессиональных учебных заведений будем понимать процесс качественного изменения ИАД как одного из видов деятельности будущего специалиста-экономиста среднего звена и профессиональное развитие будущего специалиста-экономиста как субъекта данной деятельности.
Педагогический эксперимент проводился на базе Орского политехнического колледжа со студентами 1-го и 4-го курсов, обучающихся по специальностям 080501 — «Менеджмент» и 080110 — «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (по 50 человек на каждом курсе). Проведенное исследование показало, что развитие ИАД студентов экономических специальностей средних профессиональных учебных заведений проходит три стадии: низшую, среднюю и высшую. Особенностью постепенного перехода с одной стадии развития к другой является качественное изменение характеристики субъекта деятельности, спо-
соба деятельности, выполнения действий субъектом деятельности, результата деятельности, т. е. происходит накопление знаний, умений, владений, развитие способностей к осуществлению конкретных, специфических для данного вида деятельности действий, личностно-профессиональных качеств. Таким образом, формируется готовность будущего специалиста-экономиста среднего звена к эффективному осуществлению ИАД.
Нами разработана технология развития ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования. Теоретической основой ее конструирования послужил подход, предложенный Г.К. Селевко [3, с. 15]. Концептуальной основой технологии развития ИАД таких студентов являются принципы организации учебной ИАД студентов, функционально-деятельностный подход, теоретические основы которого описаны в работах В.И. Зем-цовой. Этот подход позволяет сочетать общеобразовательную и профессиональную составляющую ФГОС, способствует обеспечению более высокого уровня подготовки будущего специалиста, повышению уровня компетентности в профессиональной деятельности. Функционально-деятельностный подход предполагает моделирование целевой структуры учебно-профессиональной деятельности с учетом выполнения конкретных производственных функций специалиста, проектирование условий учебно-профессиональных задач на основе анализа видов деятельности будущего специалиста, обозначенных в ФГОС [1, с. 10]. Реализация данного подхода позволяет приблизить содержание ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования к требованиям эффективной работы специалиста-экономиста среднего звена.
В содержательной части структуры технологии развития ИАД студентов экономических специальностей средних профессиональных учебных заведений мы выделяем целевой и содержательный компоненты.
Целью технологии, согласно функцио-нально-деятельностному подходу и структуре ИАДЭ, является развитие личности студента
как субъекта ИАД, формирование готовности к эффективному осуществлению ИАД.
Задачи технологии: 1) формирование знаний о содержании и структуре ИАД; 2) развитие умений, необходимых для эффективного осуществления ИАД; 3) развитие мотива-ционных, индивидуально-психологических свойств личности, самосознания личности как составляющих психологического компонента готовности личности к осуществлению ИАД.
Содержательный компонент технологии развития ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования определяется спецификой ИАД как отдельного вида деятельности будущего специалиста-экономиста среднего звена и включает в себя: содержание программ учебных дисциплин ФГОС СПО по специальности, релевантных для развития ИАД; содержание условий информационно-аналитических задач, заданий для модельных исследований; содержание программы спецкурса «Развитие ИАД студентов экономических специальностей ССУЗов»; методические рекомендации по разработке условий информационно-аналитических задач, заданий для модельных исследований; сценарий обучающей и контролирующей компьютерной программы по развитию информационно-аналитических умений студентов средних профессиональных учебных заведений.
В процессуальной части технологии развития ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования мы выделяем процессуальный и результативный компоненты.
Процессуальный компонент технологии включает взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе. Согласно функционально-деятельностному подходу, организация деятельности преподавателя и студента может быть представлена посредством описания структуры деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым (цель, мотив, содержание деятельности, средства для ее организации, результат) [2, с. 23].
Целью деятельности преподавателя является организация учебно-профессиональной деятельности студента таким образом, чтобы
в процессе ее осуществления происходило развитие ИАД студентов. Цель деятельности студента — практическое осуществление ИАД в учебном процессе. Основной мотив деятельности преподавателя — стремление передать знания, умения и навыки, развить психологические качества личности, необходимые для успешного осуществления ИАД. В психолого-педагогической литературе (А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, А.К. Маркова) выделяются три основных мотива учебно-профессиональной деятельности: познавательный, социальный, личностный. Таким образом, основным мотивом деятельности студента является стремление получить знания, умения и навыки, развить качества личности, необходимые для успешного осуществления ИАД и дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Содержание деятельности преподавателя и студента включает в себя описание основных этапов деятельности и перечень действий преподавателя: этап организации и управления процессом развития ИАД студентов; контрольно-оценочный этап; этап коррекции результатов и студента; этап практического осуществления ИАД; этап самоконтроля и самооценки; этап коррекции результатов.
Средствами для организации деятельности преподавателя и студента при реализации технологии развития ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования (примеры средств и их краткая характеристика представлены в табл. 1) являются: комплекс информационно-аналитических задач; пакет заданий для модельных исследований; программа спецкурса «Развитие ИАД студентов экономических специальностей ССУЗов»; методические рекомендации по разработке условий информационно-аналитических задач, заданий для модельных исследований; компьютерная программа по развитию информационно-аналитических умений студентов средних профессиональных учебных заведений; диагностические материалы для проведения контроля и самоконтроля развития ИАД студентов (анкеты, алгоритмы анализа деятельности, инструкции самоконтроля и самопроверки).
Таблица 1
Средства организации деятельности преподавателя и студента при реализации технологии развития ИАД
Средство Характеристика Пример формулировки задания
Комплекс информационно-аналитических задач Набор условий информационно-аналитических задач, предназначенных для развития ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования. Информационно-аналитическая задача (ИАЗ) -цель ИАД, на достижение которой направлен поиск условий, средств, способов действий, позволяющий на основе построения системы аналитических данных раскрыть отношения между известными и неизвестными ее элементами, т. е. получить новый аналитический результат Проведите SWOT-анализ состояния и развития российской экономики с точки зрения стран Евросоюза и США и предложите в форме отчета наиболее важные характеристики состояния и стратегии развития
Пакет заданий для модельных исследований Набор заданий для модельных исследований с описанием методики их выполнения. Модельное исследование — изучение объектов профессиональной деятельности на основе моделей, построенных в процессе ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования Создайте презентацию модели российского бизнесмена (личностные качества, внешний вид, поведение), целью поездки которого за границу (например, в Австрию) является заключение выгодного контракта
Мультимедиаком-плекс упражнений на развитиеинформационно-аналитических умений (на тему «Экологическая ситуация города Орска») Программный продукт представляет собой объединенную в единый комплекс текстовую, графическую и видеоинформацию, управляемую в интерактивном режиме. Целью его является развитие информационно-аналитических умений студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования Дайте характеристику экологической ситуации Орска, установите ее причины, уровень остроты и предложите возможные способы ее улучшения
Результатом применения технологии развития ИАД студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования является переход студентов на более высокую стадию развития ИАД экономиста среднего звена в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Итоговая диагностика уровней развития компонентов готовности специалиста-экономиста среднего звена к ИАД показала количественные изменения в уровнях развития компонентов готовности к ИАД выпускников колледжа (табл. 2). Кроме этого, были выявлены качественные изменения показателей компонентов готовности: 1) когнитивный компонент: происходит усвоение содержания ИАД экономиста, использование полученных профессиональных знаний при достижении результата ИАД, формируется их межпредметная интеграция при использовании;
Таблица 2
Распределение студентов по уровням развития компонентов готовности на итоговом этапе эксперимента, %
Компоненты
Уровень Когнитивный Деятель- Психологиче-
ностный ский
1-й курс
Высокий 20,5 29,3 40
Средний 24,5 36,7 25
Низкий 55 34 35
4-й курс
Высокий 36 42,4 50,3
Средний 38 42,9 31,4
Низкий 26 14.7 18,3
2) деятельностный компонент: формируется комплекс умений ИАД специалиста-экономиста среднего звена, возрастает продуктивность и самостоятельность выполнения действий; 3) психологический компонент: возрастает потребность в осуществлении ИАД в профессиональной деятельности, стремление к достижению успеха, уровень притязаний, эмоционально-положительное отношение к ИАД.
Данные результаты доказывают эффективность применения технологии развития ИАД
студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования.
Таким образом, разработка развития ИАД студентов отвечает требованиям модернизации системы профессионального образования в нашей стране. Применение данной технологии в процессе подготовки экономиста среднего звена способствует улучшению качества профессиональной подготовки специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Земцова, В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода [Текст]: монография / В.И. Земцова. — М.: Компания Спут-ник+, 2008. - 208 с.
2. Савина, Е.А. Введение в психологию [Текст]: курс лекций / Е.А. Савина; гл. ред. А.П. Олейникова. - М.: Прометей : МПГУ, 1998. - 252 с.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
УДК 378.14
Н.И. Лыгина, О.В. Макаренко
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современной высшей школе значение педагогического проектирования в структуре деятельности преподавателя возрастает. Практически каждый преподаватель включается в проектировочную деятельность в связи с вводом в действие ФГОСов нового поколения. Вместе с тем большинство преподавателей высшей школы не имеют специальной психолого-педагогической подготовки и в своей деятельности копируют образцы из собственного многолетнего опыта учения, как правило, не отвечающего современным требованиям к качеству организации образовательного процесса. Кроме того, преподаватели ориентированы в основном на ис-
следования в предметной области, к работе в которой они готовились в свое время, что высоко оценивается и поддерживается коллегами и администрацией образовательного учреждения. В связи с этим становится актуальной задача развития компетентности преподавателей в области педагогического проектирования.
В работе анализируется опыт авторов, накопленный ими при обучении преподавателей педагогическому проектированию образовательного процесса по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОСов нового поколения на ФПКП Новосибирского государственного технического университета.