Научная статья на тему 'Развитие информационной грамотности и медиакомпетентности в современной Грузии'

Развитие информационной грамотности и медиакомпетентности в современной Грузии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИАЦЕНТРЫ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

в статье рассматриваются проблемы теории и практики развития информационной грамотности и медиакомпетентности в современной Грузии, вопросы внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс работы школ и вузов. Автором исследуются возможности и перспективы использования потенциала медиацентров в воспитании, образовании и развитии подрастающего поколения в грузинском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной грамотности и медиакомпетентности в современной Грузии»

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ*

И.В. Малышева,

кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова

Ключевые слова: медиаобразование, информационная грамотность, дистанционное обучение, медиацентры, медиакомпетентность.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы теории и практики развития информационной грамотности и медиакомпетентности в современной Гоузии, вопросы внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс работы школ и вузов. Автором исследуются возможности и перспективы использования потенциала медиацентров в воспитании, образовании и развитии подрастающего поколения в грузинском образовании.

The development of information literacy and media competence in modern Georgia

Dr. Irina Chelysheva, Associate Professor,

Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute

Keywords: media education, media literacy, Georgia. distance learning, media centers, media competence.

Abstract: This article deals with the theory and practice of information literacy and media competence in modern Georgia, introduction of media education in the educational process of schools and universities. The author explores the opportunities and prospects of building media centers in education, training and development of the younger generation in the Georgian education.

В настоящее время преобразования, связанные с проникновением медиаинформации в сферы современной жизни, характерны для всего мирового сообщества. В связи с этим наряду с традиционными целями образования на пер-

вый план выходят задачи освоения медиапространства: развитие медиакомпетентности подрастающего поколения, творческого воображения, самостоятельного критического мышления, совершенствование аналитических навыков

* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

оценки и анализа произведений медиакультуры и др. Не стала исключением здесь и Грузия.

Еще в 1989 году по инициативе режиссера Зураба Ошхнели, в Грузии было основано Молодежное телевидение, которое транслировало передачи на государственном канале в течение 13 лет. В 1990-х годах молодежное телевидение было переименовано в Медиаоб-разовательный центр Министерства образования и науки Грузии, где и велась работа по медиаоб-разованию, включая производство собственных фильмов, программ, готовились материалы для ТВ. Позже, по решению Минобразования Грузии, Центр был упразднен и переименован в Колледж медиа, рекламы и телевидения. При этом колледж не располагает ни финансовыми, ни техническими, ни интеллектуальными ресурсами для производства собственных образовательных видеопродуктов» [Федоров, 2007]. Вместе с тем в Грузии существует телевизионный канал «ЛТД» («Creative"), который занимается производством образовательных фильмов для школьников и молодежи.

Одна из важных задач модер-низационных процессов, происходящих в образовании современной Грузии, - развитие информационно-коммуникационных технологий, внедрение новых информационных технологий в школьное и вузовское образование, а также -развитие системы дистанционного образования.

В последние годы данным проблемам был посвящен целый ряд научных конференций и про-86

ектов, в том числе - и международных. В частности, в 2003 году стартовал проект «За развитие общего информационного пространства в Закавказье», организованный Кавказским институтом мира, демократии и развития (Грузия), Исследовательским центром «регион», Ассоциацией Журналистов-расследователей (Армения), Комитетом защиты журналистов Азербайджана и фондом «Евразия».

С 2003 года в Тбилиси проводится ежегодная международная выставка ElcomCaucasus, где представлены последние разработки в области информационных технологий и телекоммуникаций [http://edu.of.ru/distantobr/ default.asp?ob_no=2796].

Кроме того, в Грузии было создано Компьютерное общество, основная миссия которого - «способствовать развитии информационного общества, поддержка демократии и сотрудничество с партнерскими организациями, обществами и с частным сектором с целью внесения вклада в общественное развитие» [http:// www.computer.org.ge/Rus/ index.htm].

Деятельность Компьютерного общества направлена на решение целого ряда задач, среди которых: компьютеризация, информатизация, пропаганда национальных порталов Интернета; формирование и развитие сети Интернет, как качественно новой среды; внедрение и развитие компьютерной терминологии; разработка стандартов, связанных с информационными технологиями; интеграция с международными структурами

аналогичного профиля; внедрении компьютерных форм и методов обучения; активное внедрение дистанционных форм Интернет-обучения; разработка дистанционных программных проектов; профессиональная подготовка и повышению квалификации граждан [http:// www.computer.org.ge/Rus/ index.htm]. Как можно заметить, данные задачи находятся в русле основных тенденций развития информационной грамотности многих Европейских стран.

В 2007 году профессором А.В. Федоровым был проведен опрос экспертов медиаобразования «Состояние медиаобразования в мире». В данном опросе принял участие З.Ошхнели - директор тбилисского Колледжа медиа, рекламы и телевизионных искусств [Федоров, 2007, с 44-82].

З.Ошхнели отметил ряд тенденций, препятствующих развитию грузинского медиаобразования: «в Грузии практически нет литературы по медиаобразованию. В нашей стране нет ни достижений, ни проблем в этой области ввиду отсутствия понятия как такового. Грузинский офис «Интерньюс» перевел и опубликовал некоторые книги и брошюры за последние 6 лет, но это ничто по сравнению с объемом научной литературы в данной области в других странах» [Цит. по: Федоров, 2007].

Последние годы с бурным развитием Интернет во всем мире все более актуализируется проблема консолидации опыта ведущих стран мира в области медиаобразования. По мнению З.Ошхнели, «зарубежный опыт может оказать позитив-

ное воздействие на новое правительство нашей страны. Но, к сожалению, российский опыт рискует оказаться неприемлемым в связи с нынешними российско-грузинскими политическими отношениями. Конечно, мы может заимствовать опыт из небольших, но развитых стран (например, Израиль, Дания, Швеция), или любой другой страны, где развито медиаобразо-вание» [Цит по: Федоров, 2007].

Успешный опыт включения медиаобразования в школьную программу в настоящее время существует во многих странах мира: Канаде, США и др. Но, к сожалению, как в России (и во многих других странах СНГ), так и в Грузии, данная проблема не нашла пока своего решения. Как отметил З.Ошхнели, одна задач грузинского ме-диаобразования - включение в школьную и вузовскую программы обязательных интегрированных или специализированных медиа-образовательных курсов.

В современной Грузии особое значение уделяется развитию информационной компетентности. «Создание конкурентоспособной среды обеспечивает относительно низкие цены на использование интернетом и начинает формировать рынок ИК-специалистов в стране. ... В Грузии все большее число учебных заведений оснащается вычислительной техникой» [http://edu.of.ru/distantobr/ ЬеГаиК.авр?оЬ_по=2796].

В декабре 2009 года в Тбилиси состоялся семинар «Профессионализм в медиа». Организатором семинара стало Посольство Франции в Грузии, а инициатива его проведе-

ния возникла благодаря сотрудничеству Высшей школы журналистики (Ecole Supürieure du Journalisme) (Франция) и Грузинского института общественного развития (GIPA). В процессе работы семинара было принято решение о создании профессионального учебного центра. Кроме журналистов, в работе семинара участвовали руководители научных школ журналистов Грузии, зарубежные гости.

В числе обсуждаемых вопросов на семинаре были основные проблемы в сфере образования грузинских журналистов, основной из которых была названа слабая материально-техническая учебная база. По мнению декана Кавказской школы журналистики и медиаме-неджмента Грузинского института общественного развития Майя Ми-кашавидзе, «большой проблемой остается создание учебников по журналистике на грузинском языке, - зарубежную учебную литературу у нас переводят редко.....Образовательные программы, наиболее ориентированные на запросы журналистского сообщества, преподаются в основном в Тбилиси. А ведь у нас есть прекрасная и очень живая региональная пресса, куда получившие современное образование журналисты работать не идут. И это в то время, когда региональная пресса сталкивается с проблемами в плане переподготовки своих кадров» [http:// www.media.ge/ru/node/27109].

Еще одна участница семинара, директор развития НПО «Интер-ньюс Грузия» Т.Какулиа, отметила недостаточно высокий уровень подготовки грузинских специалис-88

тов в сфере медиатехнологий: «Судя по опросу участников тренингов, менеджеры медиаорганиза-ций, нередко, сами не владеют определенными профессиональными навыками, мало что знают. Кроме того, существует определенный пресс в смысле редакционной политики, что мешает журналистам в их работе» [http://www.media.ge/ru/ node/27109]. По мнению Т.Какулиа, актуальными задачами для Грузии выступает совершенствование университетских программ по подготовке профессиональных журналистов и их соответствие современным требованиям.

С данным мнением был солидарен и руководитель направления журналистики Тбилисского государственного университета Д. Пайчад-зе, который отметил, что многие грузинские вузы руководствуются устаревшими программами. По его мнению, корни проблемы грузинского медиаобразования следует искать и в школьном образовании: умении грамотно излагать свои мысли. «Нам приходится решать в университете задачи, которые, при наличии хорошей образовательной системы, просто непредставимы в университетских стенах. А мы сегодня вынуждены учить студентов читать и писать. Необходимо усилить мотивацию и ответственность школьных учителей, повысить их квалификацию» [http://

www.media.ge/ru/node/27109].

Грузия стала участником крупного международного проекта eTwinning, который является частью организованной ЕС программы «Комениус», направленной на информационную поддержку учи-

телей и учеников (к примеру, на портале eTwinning предлагаются семинары различной направленности для учителей школ). Среди основных задач eTwinning - реализация целей ЕС по повышению компьютерных компетенций, использованию новых информационных технологий и открытых образовательных ресурсов. Данная программа получает ежегодное финансирование в размере 10 миллионов евро. Согласно проведенным исследованиям, eTwinning является простым и экономически эффективным способом активного привлечения школ к международному сотрудничеству «Участие в проекте eTwinning позволило учителям улучшить свои профессиональные навыки, взаимоотношения с учениками, а также помогло им расширить базу профессиональных контактов. Работая в команде, ученики чувствовали себя лучше и были сильнее мотивированы» http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-183_ru.htm.

Программа eTwinning существует в мировой практике с 2005 года и на сегодняшний день представляет собой крупную он-лайн среду в Европе. Система eTwinning предложена в качестве платформы для всех школ, желающих участвовать в международном сотрудничестве при поддержке ЕС. Так, к 2011 году ней участвовали почти 200 000 учителей и более 100 000 школ из 33 европейских стран (27 государств-членов ЕС, Исландия, Швейцария, Норвегия, -Турция, Хорватия, а также бывшая югославская республика Македония) и другие страны, которые за-

регистрировались для использования этой бесплатной и безопасной онлайн-среды. предназначенной для обучения учителей и реализации совместных образовательных проектов.

В 2013 году созданная Европейской комиссией сеть eTwinning, объединила 100 000 школ из 33 стран посредством сети Интернет. В деятельности данной сети все более активное участие принимают страны бывшего СНГ Так, в 2013 году планируется включение с программу школ Армении, Азербайджана, Молдовы и Украины.-Бюджет программы eTwinning Plus составляет 834000 евро: приблизительно половина этой суммы будет инвестирована в разработку новой онлайн-платформы и координационную работу, а оставшаяся сумма будет направлена на со-финансирование агентств по поддержке партнеров.

Запуск сети eTwinning Plus позволит этим странам присоединиться к обширному виртуальному учебному классу, в котором ученики и учителя могут узнать больше о своих коллегах и принять участие в интерактивных проектах, посвященных, например, изучению языков или математики. Это также даст молодежи возможность открыть для себя разные культуры и традиции. Портал eTwinning доступен на 25 языках. Комиссар по вопросам расширения и европейской политики добрососедства Ш.Фюле заявил: «Более активное участие ЕС в области среднего, высшего и профессионального образования поможет странам-партнёрам и особенно молодому по-

колению подготовиться к решению экономических и социальных задач, с которыми сталкиваются наши соседи» [http://www. etwinning.net/en/pub/index.htm].

Для помощи в создании сети, в каждой из участвующих в программе стран были созданы агентства по поддержке партнеров. Основными задачами агентств выступает популяризация проекта eTwinning Plus на национальном уровне, обеспечение его соответствия потребностям школ, и организация обучения учителей. Агентства проведут отбор школ для участия в программе, основываясь на имеющемся в них компьютерном оборудовании и владении языками. Они также обеспечат участие в проекте как городских, так и сельских школ, а также детей из различных социально-экономических слоев.

Кроме того, Грузия планирует принять участие в реализации новой программы «Эразмус для всех», которую планируется организовать в 2014 г под эгидой Европейской комиссии по вопросам образования, подготовки кадров, молодежи и спорта [http://ec.europa.eu/ education/erasmus-for-all/ index_en.htm]. В данной программе предполагается значительно увеличить объем средств, выделяемых на развитие образования.

Развитие компьютерных технологий и распространение Интернет предоставляют возможности для организации единой образовательной сети дистанционного обучения (ДО), основанного на сочетании компьютерной сети и интерактивного телевидения. В настоящее время дистанционное обучение и 90

обучение с использованием новейших мультимедийных технологий представляет собой актуальное направление и в Грузии.

З.Ошхнели высказывает мнение о том, что «в Грузии возросла необходимость организации и развития медиаобразовательного центра. Грузинская система образования приближается к европейской. Мы присоединяемся к Болон-скому и Копенгагенскому соглашению. Поэтому если в Европе нужна система медиаобразования, она потребуется всем странам, которые собираются интегрировать свою систему образования в европейскую» [Цит по: Федоров, 2007].

В 2012 году в Тбилиси был открыт IREX / G-MEDIA мультимедиа центр образования (MEC), деятельность которого призвана обеспечить многоцелевую среду обучения - как для нынешних студентов, так и для и недавних выпускников грузинских вузов. Особую значимость подобные центры имеют для сферы профессионального медиаобразования, в частности - для подготовки будущих журналистов.

Мультимедийный центр предоставляет возможность студентам-журналистам попрактиковаться в журналистике на мультиплатфор-менной среде с первых дней учебы. В процессе функционирования ме-диацентра предполагается совместная работа студентов с профессиональными журналистами, участие в различных медийных проектах с использованием новейших мульти-медиа-разработкок. Кроме того, работа медиацентра направлена на активизацию интереса аудитории к профессии журналиста, престиж

которой существенно снизился последние годы, а также - на повышение уровня нынешних специалистов в сфере медиа.

Медиацентр обеспечен всей необходимой аппаратурой: его пространство является, по существу, большой мультиплатформой, где каждый квадратный метр обеспечивает высокое студийное качество для проведения интервью, редактирования медиаматериалов.

Среди основных организационных форм работы - дискуссии и обсуждения наиболее значимых событий, открытые лекции, конкурсы, учебные занятия и т.п., которые будут открыты для студентов всех грузинских школ журналистики. В более широком масштабе, MEC будет служить центром для обсуждения, которые пересекаются по дисциплинам технологий, журналистики и управления в Грузии и во всем регионе Южного Кавказа.

В 2012 году в медиацентре был открыт и новый учебный центр журналистики для IREX в рамках программы SMART. Финансирование осуществлялось за счет гранта от USAID. G-Media программа была создана как четырехлетний проект для поддержки независимых усилий журналистики в грузинском обществе [http://www.

robbmontgomery.com/2012/08/ smart-media-training-center-launched-in.html].

Дж.Рафелберг - менеджер G-MEDIA, отметил, что программа центра направлена на укрепление и развитие журналистского образования и дальнейшее расширение доступа к средствам массовой информации с активным использова-

нием таких действенных на сегодняшний день инструментов, как социальные сети, с привлечением последних к активному участию в гражданской журналистике посредством Интернет, прессы и телевидения [http://edu.of.ru/distantobr/ default.asp?ob_no=2796].

В 2012 году при Грузинском Православном университете был учрежден киноклуб, в работе которого участвуют преподаватели и студенты вуза. В рамках работы киноклуба проводятся просмотры и обсуждения фильмов. К примеру, в честь открытия киноклуба аудитории был представлен Л.Ко-гуашвили «Уличные дни», завоевавший приз «Золотая лилия» на кинофестивале восточноевропейского кино в Висбадене. «Беспощадные реалии фильма: нищета, бесперспективность, депрессия, царящая среди значительной части населения сегодняшней Грузии, умершие в душах надежды - всё это создало драматический эмоциональный фон во время обсуждения. Его участники сошлись во мнениях, что специальный выбор этого фильма для дебютного показа киноклуба, учреждённого при Грузинском Православном университете Андрея Первозванного, следует признать удачным, поскольку не приукрашивание действительности, а именно обнажение язв и пороков сегодняшнего дня может оказать целительное воздействие на умы и сердца современников» [http://www.apsny.ge/2012/soc/ 1353726719^].

В марте 2013 года в Академии искусств (Тбилиси) состоялись мастер-классы по анимации. Данное

мероприятие включало изучение 20 и 30-анимации, которые провели И. Гимбос и М. Раджин. Мастер-классы включали два учебных дня, в них приняло участие 20 слушателей из Грузинского государственного университета театра и кино и Тбилисской академии художеств. Слушатели получили уникальную возможность познакомиться с разнообразными методами анимации, элементарными принципы ее создания, 30-техно-логиями, моделированием и специальными эффектами [http://www. mediaeducationcentre.eu/eng/ ?р=1452].

Выводы. Значительные перспективы открываются перед грузинским медиаобразованием в связи с участием в различных международных образовательных проектах Европейского сообщества. В Грузии, как и в некоторых других странах Восточной Европы, одной из ведущих теоретических платформ меди-аобразования выступает практический подход. Об этом может свидетельствовать активный интерес к практическому использованию медиатехнологий в учебно-воспитательный процесс школ и вузов, участие Грузии в крупномасштабных проектах по внедрению медиатех-

нологий в сфере образования, основная цель которого - освоение и использование различных медиа в различных сферах жизнедеятельности, в том числе - и в образовательном процессе. Значительное усиление интереса к практическому использованию медиаресурсов в последние десятилетия связано с развитием компьютерной техники и расширением возможностей глобальных сетей.

Однако, несмотря на эти иные успешные начинания и акции, потенциал медиапедагогики для образования, развития и воспитания современного поколения, в Грузии в целом используется далеко не в полной мере. Именно с этим связана актуальность осуществления теоретических исследований по проблематике медиаобразования и развития медиакомпетентности, консолидации и обмена опытом российских и грузинских журналистов, медиапедагогов, учителей и преподавателей вузов.

Еще одной важной проблемой развития медиаобразования в Грузии остается разработка и внедрение различных интегрированных и специальных медиаобразователь-ных курсов в программы общеобразовательных школ.

Литература

Федоров А.В. Состояние медиа-образования в мире: мнения экспертов // Медиаобразование. 2007. № 1. С.44-82.

http://edu.of.ru/distantobr/ default.asp?ob_no=2796 http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-183_ru.htm

http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-183_ru.htm

http://www.apsny.ge/201 2/soc/ 135372671

http://www.computer.org.ge/Rus/ index.htm

http://www.media.ge/ru/node/27109

http://www.mediaeducationcentre.eu/

eng/?p=1452

http://www.robbmontgomery.com/2012/ 08/smart-media-training-center-launched-in.html

References

Fedorov, A. State of media education in the world: expert opinions // Media Education. 2007. № 2, pp.44-82. http://edu.of.ru/distantobr/ default.asp?ob_no=2796 http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-183_ru.htm

http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-183_ru.htm

http://www.apsny.ge/201 2/soc/ 1353726719.php

http://www.computer.org.ge/Rus/ index.htm

http://www.media.ge/ru/node/27109

http://www.mediaeducationcentre.eu/

eng/?p=1452

http://www.robbmontgomery.com/2012/ 08/smart-media-training-center-launched-in.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.