Научная статья на тему 'Журналистика и массовые коммуникации в свете проблемы медиабезопасности личности'

Журналистика и массовые коммуникации в свете проблемы медиабезопасности личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
457
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТИКА / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОСВЕЩЕНИЕ / MEDIA SAFETY / JOURNALISM / MEDIA / EDUCATION / MEDIA EDUCATION / MEDIA ENLIGHTMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фатеева Ирина Анатольевна

В статье ставится проблема медиабезопасности современных детей, в том числе в Челябинской области, а также перечисляются попытки ее решения как в теоретическом, так и в практическом плане. Статья актуальна в связи со скорым вступлением в силу Закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journalism and Mass Communications in the Light of the Problems of Media Safety of Personality

The article raises the problem ofmodern media safety ofchildren, including those in the Chelyabinsk region, and lists the attempts to solve both theoretical and practical terms. The article is relevant in connection with the imminent entry into force ofthe Federal Law"On protection ofchildren from information harmful to their health and development."

Текст научной работы на тему «Журналистика и массовые коммуникации в свете проблемы медиабезопасности личности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).

Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 137-140.

И. А. Фатеева

ЖУРНАЛИСТИКА И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье ставится проблема медиабезопасности современных детей, в том числе в Челябинской области, а также перечисляются попытки ее решения как в теоретическом, так и в практическом плане. Статья актуальна в связи со скорым вступлением в силу Закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ключевые слова: медиабезопасность, журналистика, массовая информация, система образования, медиаобразование, медиапросвещение.

Словосочетание «медиабезопасность личности» встречается в научно-педагогическом дискурсе в последнее время все чаще, особенно применительно к детям. Как и все слова с корнем «медиа», лексема «медиабезопасность» имеет семантическую связь с системой средств массовой информации и коммуникации, поскольку медиа (или массмедиа) - это массовые средства информационных связей, т. е. пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, видео- и звукозаписи различных текстов, а также всевозможные формы новейших телекомпьютерных систем и мультимедийных устройств.

Несколько раньше, чем «медиабезопасность», в русский язык вошли такие слова, как «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиарынок», «медиакратия». Хотя «золотым веком» массовой коммуникации считается XX век, поскольку именно тогда сложились необходимые условия для существования массме-диа (высокий уровень материальной культуры общества, прежде всего техники, наличие массовой аудитории, склонной к потреблению их продукции, и т. д.), кодификация слов с корнем «медиа» в словарях происходила фактически в начале XXI века. Так, изданный в 2002 году «Энциклопедический словарь СМИ» А. А. Князева зафиксировал из вышеперечисленных лексем только одну - «медиакратия» [4]. А в выпущенном всего два года спустя Л. М. Земляновой англо-русском толковом словаре концепций и терминов, имеющих отношение к коммуника-тивистике и средствам информации, имеются уже все эти четыре слова [3. С. 200-204].

Если же взять «Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» (2010) А. В. Федорова, то мы увидим, что там ряд терминов с корнем «медиа» довольно длинный и вклю-

чает такие слова, как медиа-арт, медиавоздействие, медиавосприятие, медиаграмотность, медиадидактика, медиаизмерения, медиаклуб, медиацентр, медиакомпетентность, медиакритика, медиакультура, медиалогия, медиаобразование, медиапедагогика, медиапиратство, медиапланирование, медиапсихология, медиатворчество, медиатека, медиатекст, медиатерроризм, медиаэкология [9. С. 22-27]. Однако понятия «медиабезопасность» там нет. Это может объясняться, во-первых, русским происхождением второго корня этого сложного слова (все другие лексемы даются с английским аналогом), во-вторых, меньшей распространенностью этого термина по сравнению с другими.

Наверное, не ошибемся, если скажем, что в общественное сознание и в широкий оборот это слово стало входить в 2011 году благодаря активной постановке проблемы медиабезопасности детей Уполномоченным по делам ребенка при Президенте РФ П. Астаховым. Именно он летом прошлого года выступил с инициативой открыть нынешний учебный год уроками медиабезопасности во всех школах страны, как когда-то в советское время его начинали уроками мира, памятуя, что 1 сентября - это не только День знаний, но еще и годовщина начала II мировой войны. Сам он провел такой урок в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 15 циркового профиля имени Ю. В. Никулина в Москве [5]. СМИ сообщили еще о нескольких таких уроках, проведенных омбудсменами в регионах, один из них, в сельской школе в Ставропольском крае, посетил даже Президент России Дмитрий Медведев [6].

Фактически инициатива П. Астахова родилась в связи с тем, что 1 сентября 2011 года должен был вступить в силу Закон РФ «О за-

щите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [2], однако этот момент перенесли на год. Невзирая на эти чисто внешние обстоятельства, идея федерального омбудсмена была как нельзя кстати. Вспомним, что в Челябинске, например, каждый четвертый пользователь Интернета несовершеннолетний, и зададимся вопросом, кто и как обезопасит детей от Интернет-помоек, то бишь многочисленных сайтов знакомств всех цветов и оттенков, виртуальных клубов самоубийц, религиозных сект, порнографического, экстремистского контента и т. д. Ясно, что этого не сделают ни провайдеры, ни родители. Так, по опросам, 13% челябинских родителей абсолютно не контролируют нахождение своего ребенка в Интернет-сети.

Значит, проблемами медиабезопасности должна озаботиться система образования, как это происходит во всем цивилизованном мире: в Австралии, в Канаде, где медиаобразование давно является обязательным компонентом общего образования, в странах ЕС, где два года назад Европарламентом было принято решение ввести обязательные медиаобразователь-ные занятия для всех школьников и учителей [1]. Конечно, цели медиаобразования значительно шире, чем защита детей и подростков от некачественного контента СМИ, но в виде одной из задач такая защита им обязательно подразумевается.

У нас же в стране медиаобразование остается уделом энтузиастов, хотя все, вроде бы, понимают его значимость и актуальность. Например, глава минкомсвязи Игорь Щеголев еще в 2009 году высказался так: «Мы считаем, очень важно как раз сейчас ввести специальную дисциплину. Называется «медиаобразование». Обществу нужна некая информационная диета. Если человек будет с утра до вечера есть, понятно, что с ним станет. К информации мы почему-то эту аналогию не относим» [7]. Сказано хорошо, образно и хлестко, недаром же Щеголев в прошлом профессиональный журналист. Непонятно только, кто это «мы» и куда эти «мы» собираются медиаобразование ввести.

А вот Павел Астахов даже назвал, куда его можно ввести. В курс ОБЖ. 30 мая 2011 года во время совместного заседания президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в присутствии Дмитрия Медведева он произнес: «Считал бы необходимым предложить Министерству об-

разования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемый «Медиабезопасность детей и подростков». Это вполне возможно предусмотреть в обычном курсе основ безопасности жизнедеятельности» [8].

Таким образом, идея разового Дня медиабезопасности - не единственная медиаобразова-тельная инициатива детского омбудсмена. Как видим, он понимает, что работа в этом направлении должна стать регулярной. Не вызывает сомнения и предметная связь дидактических единиц в курсе ОБЖ с проблематикой медиабезопасности личности. Однако остается еще вопрос: а владеют ли нынешние школьные учителя ОБЖ (в большинстве своем бывшие военруки) этой темой на достаточном уровне? В любом случае, до реального внедрения регулярного медиапросвещения учащихся школ еще далеко.

А между тем проблема не только давно назрела, но и изрядно перезрела. Так, сообщение об инициативе детского омбудсмена о проведении Дня медиабезопасности пришло в южноуральский регион практически одновременно с известием о том, что, по расчетам голландских специалистов, Челябинск вошел в двадцатку городов с самой высокой киберпреступностью, а по концентрации хакерских атак и вовсе вышел на первое место в мире. Параллельно с этим СМИ поведали, что в Тракторозаводском районе Челябинска суд рассмотрел уголовное дело в отношении 16-летнего учащегося одного из лицеев города, обвиняемого в экстремизме. Как оказалось, в декабре 2010 года подросток под впечатлением событий на Манежной площади в Москве разместил в социальной сети «В контакте» призыв к экстремистской деятельности против выходцев из кавказских республик. В ответ в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 280 части 1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), а также по статье 282 части 1 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку национальности).

Надо признаться, что прошедшим летом в местной прессе было много публикаций, заставляющих задуматься об актуальности уроков медиабезопасности в школе. Например, агентство «Новый регион» со ссылкой на пресс-службу следственного управления СК России по Челябинской области 29 июня сообщило, что в правоохранительные органы об-

ратилась жительница Челябинска, заявившая, что ее 12-летний сын ведет переписку в одной из социальных сетей с мужчиной, зарегистрированным под псевдонимом «Слава Иванов, 33 года». Он предлагал ее сыну вступить в сексуальные отношения и при этом использовать видеокамеру. Мужчина просил подростка стирать все полученные сообщения, чтобы их не увидели родители. Следственные органы установили личность человека, находившегося в переписке с мальчиком, им оказался 44-летний житель Челябинска.

Были в 2011 году и еще более жуткие истории, связанные с массмедиа и посредством массмедиа растиражированные. Так, 9 января в одной из квартир Копейска Челябинской области родители обнаружили 11-летнего сына повешенным. Выяснилось, что во время каникул мальчик несколько дней подряд смотрел программу «Битва экстрасенсов» на ТНТ. В день самоубийства он также находился перед экраном телевизора. У следователей сразу же появилась версия о том, что ребенок пытался повторить сюжет одного из выпусков, в котором рассказывалось про мальчика, задушившего себя в поисках острых ощущений. В дальнейшем эти предположения подтвердились. Прокуратура установила, что причиной самоубийства школьника стала программа «Битва экстрасенсов». Соответствующее заключение было направлено в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ за подписью уполномоченной по правам ребенка Маргариты Павловой, но никакой реакции оттуда фактически не последовало.

Таким образом, проблема медиабезопасности детей действительно стоит в стране очень остро. И, к счастью, есть люди и организации, которые озаботились ее решением не сегодня. Отметим, например, что в рамках подготовки секции «Информационная безопасность и «Чистый Интернет» на региональном и муниципальном уровне» IV Межрегиональной научно-практической конференции «Инфокомму-никационные технологии в региональном развитии» (Смоленск, 10-11 февраля 2011 года) Межрегиональной общественной организацией в поддержку построения информационного общества «Информация для всех» (Председатель Правления А. Демидов) по заказу Администрации Смоленской области был выпущен компакт-диск «Чистый Интернет: обзор опыта и рекомендации по формированию политики в области информационной безопасности детей

и молодежи в русскоязычном сегменте киберпространства». Как значится в материалах, в создание компакт-диска вместе с сотрудниками и экспертами МОО «Информация для всех» внесли свой вклад представители оргкомитетов «Инфофорума» и Оптинского форума, Фонда развития Интернета и Фонда «Дружественный Рунет», Национального совета социальной информации, ПРИОР Северо-Запад, Российского агентства развития информационного общества, Российского клуба связистов, Социального проекта «Защита детей» Всероссийской политической партии «Единая Россия», Российского детского фонда и других организаций, принимающих участие в формировании национальной политики информационной безопасности, развитии информационного общества и обществ знаний.

Знакомство с материалами диска дает уверенность в том, что он сослужит добрую службу всем озабоченным проблемами медиабезопасности. А такие люди в системе образования появляются и будут появляться впредь. Расскажем только об одной инициативе, поддержанной Аппаратом Уполномоченного по делам ребенка Челябинской области и областным министерством образования и науки. Принадлежит она факультету журналистики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», где с осени прошлого года заработала единственная в нестоличном вузе страны кафедра журналистики и медиаобразования. Инициатива конкретизирует и развивает нереализованную на Южном Урале идею Астахова о проведении уроков медиабезопасности. Здесь решено провести эти уроки во всех школах области силами учителей, которые смогут скачать медиауроки и методические материалы к ним с сайтов регионального омбудсмена. Речь идет о трех разработках для разных возрастов (младшего, среднего и старшего школьного), включающих общий сценарий урока, видеофрагменты, викторины и тесты, а также памятки по медиабезопасности для раздачи детям.

И последнее. Может быть, со временем эту проблематику действительно глубоко освоят учителя ОБЖ, но на сегодняшний день школы могут надеяться скорее на сотрудничество учителей информатики и словесности. Филология имеет прямое отношение к массмедиа, поскольку журналистика и массовые коммуникации как область научного знания отнесена в нашей стране к специальности 10.01.10 - журналистика в рамках филологических наук.

Список литературы

1. Европейский парламент принял Резолюцию о введении обязательного медиаобразования для школьников и учителей стран Европейского Союза. ИКЬ : http://edu.of.ru/ mediaeducation/news.asp?ob_no=51090.

2. Закон РФ № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.

3. Землянова, Л. М. Коммуникативистика и средства информации : англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004.

4. Князев, А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек : Изд-во КРСУ, 2002.

5. Павел Астахов провел урок медиабезопас-

ности. иКЬ : http://rfdeti.ru/display.php?id=3812.

6. Президент России посетил урок медиабезопасности в сельской школе Ставрополя. иКЬ : http://rfdeti.ru/display.php?id=3815.

7. Савиных, А. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев: «С информацией, как с едой, - надо быть осторожнее» // Известия. 2009. 15 июня.

8. Стенографический отчёт о совместном заседании президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 30 мая 2011 г. ИКЬ : http://www.kremlin. ru/news/11396.

9. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.