Н. И. Афонина
(Мурманск)
РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье раскрыта особенность развития в отечественном образовании, начиная с 90-х годов XX века, идеи педагогического сопровождения развития личности. Проанализированы основные направления совершенствования различных сторон процесса педагогической поддержки. Рассмотрены аспекты изучения педагогической поддержки современными исследователями
Современное понимание процесса сопровождения развития личности многогранно, однако анализ различных взглядов на данное понятие показал, что основной целью сопровождения является оказание индивидууму помощи, необходимой для его успешной социализации, для сохранения его индивидуальности в сложном меняющемся мире. Раскрывая историко-философский аспект сущности педагогического сопровождения личности, специалисты подчёркивают давнюю историю зарождения комплексной помощи развитию личности в истории отечественного образования [6, с. 94]. Идеи взаимодействия личности и общества, зависимости человека от социальных факторов появляются ещё в Античности и проходят через века, видоизменяясь соответственно требованиям каждой эпохи.
Толчком к возникновению в нашем обществе идеи педагогического сопровождения развития личности послужило появление гуманистической направленности образования. Всестороннее исследование отношения к понятию «воспитание» в отечественной педагогике позволило учёным сделать вывод о том, что «только в 1990-е гг. появилось достаточно понятное теоретическое осмысление «воспитания в широком смысле» как процесса социализации личности» [5, с. 76]. На фоне нового теоретического подхода к понятию «воспитание», олицетворяющего новое, гуманистическое, личностно ориентированное воспитание, стали появляться такие понятия, как «педагогическая помощь», «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение».
В современную отечественную педагогику понятие «педагогическая поддержка» ввёл О. С. Газман. В 1995 году он представил основные концептуальные положения о педагоги-
ческой поддержке, определяя её как «превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором ...» [3, с. 109]. Основные концептуальные положения о педагогической поддержке О. С. Газман разработал исходя из идеи гармоничного взаимодействия социализации и индивидуализации, которое приводит к наиболее успешному развитию ребёнка. По мнению учёного, педагогическая поддержка должна быть направлена на развитие индивидуальности и субъектности ребёнка.
О. С. Газман отмечал некоторые социальные причины, вызывающие необходимость развития системы педагогической поддержки: «трудное экономическое положение семьи и низкий культурно-педагогический уровень родителей, не проявляющих должного внимания к воспитанию детей» [3, с. 110]. По его мнению, процесс совместной работы обучаемого с преподавателем для определения собственных интересов и путей решения проблем, мешающих обучаемому на пути его развития, является предметом педагогической поддержки. Как отмечают Н. Н. Михайлова и С. Д. Поляков, концепция педагогической поддержки опиралась ещё и на такие источники, как идеи «педагогики сотрудничества», а также на различные новые формы работы, вводимые в практику образования в восьмидесятые годы (тренинговые, игровые, ролевые и т.п.] [11, с. 58-59].
Различные аспекты процесса педагогической поддержки детей в образовании далее развивала Т. В. Анохина, которая раскрывала
принципы обеспечения, этапы педагогической поддержки. В. П. Бедерханова развивала идею педагогической поддержки индивидуализации ребёнка. Н. Б. Крылова изучала методы организации педагогической поддержки: обеспечения условий, самоуправления и самоорганизации; рассматривала различные аспекты поддержки как пространства личностных изменений ребёнка и взрослого.
Н. Н. Михайлова изучала квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребёнка; уточнила понятие «свободоспособность», рассмотрев его как результат субъектности ребёнка в ходе педагогической поддержки. С. Д. Поляков раскрывал аспекты исторического развития идеи педагогической поддержки. С. М. Юсфин исследовал проблему педагогической поддержки в сравнении с зарубежными системами образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения ребёнка показал, что авторы по-разному трактуют понятие педагогического сопровождения, зачастую отождествляя его с понятиями педагогической помощи, поддержки или руководства, а подчас - разделяя эти понятия. В связи с этим представляет интерес соотношение понятий «педагогическая поддержка», «педагогическое руководство», «педагогическое сопровождение» в современной педагогической практике. В контексте теории педагогической поддержки происходила разработка понятия «помощь». Несколько позже в педагогике и психологии появилось и нашло распространение понятие «педагогическое сопровождение». М. В. Бывшева подчёркивает, что исходным для появления нового термина «педагогическое сопровождение» стало понятие «педагогическая поддержка», которое наиболее полно отвечает «гуманистическим подходам к взаимодействиям в образовании в соответствии с изменяющейся социокультурной ситуацией» [2, с. 59]. Н. М. Борытко разделяет понятия «педагогическое руководство», «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение». По его мнению, если педагогическое руководство предполагает такую помощь, при которой инициатива и ответственность при определении целей, отбора средств и коррекции деятельности принадлежит педагогу, а педагогическая поддержка предусматривает определение интересов воспитанника, выявление способов преодоления
затруднений в совместной деятельности педагога и воспитанника, то педагогическое сопровождение предполагает инициативу воспитанника в выборе оптимальных решений по выходу из проблемной ситуации. Задача педагога в последнем случае - создать и развить разносторонние условия для возможности принятия воспитанником лучшего разрешения возникшего затруднения [1, с. 44]. И. И. Осипова, рассматривая вопрос о профессиональном сопровождении семьи, затрагивает такие понятия как «взаимодействие» и «поддержка» в рамках понятия «сопровождение», отмечая, что технологии взаимодействия и поддержки применяются при сопровождении семьи [12, с. 93]. Разделяет, но рассматривает во взаимосвязи такие понятия как «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение» и «педагогическая помощь» Е. С. Маренцева, замечая при этом, что «теория педагогической поддержки и теория сопровождения строятся на одном фундаменте - доминанты развития в условиях образовательного процесса» [9, с. 300]. Чётко разграничивает понятия «педагогическое сопровождение» и «управление» О. М. Потаповская, отмечая, что сопровождение носит характер «более мягкий и органичный по сравнению с управлением, руководством» [15, с. 25]. Таким образом, взгляды исследователей на понятия педагогической помощи, управления, поддержки и сопровождения неоднозначны. Происходит процесс конкретизации и уточнения этих терминов, а также смыслов, вкладываемых в них.
Как отмечают ученики и коллеги О. С. Газ-мана, его идея педагогической поддержки оказалась «жизнеспособной и плодотворной» [11, с. 62]. Различным аспектам педагогического сопровождения уделяли внимание В. А. Айрапетова, Е. В. Бондаревская, А. Г. Гого-беридзе, М. И. Губанова, В. А. Деркунская, Е. И. Казакова, И. О. Карелина, Н. Л. Коновалова, А. В. Мудрик, Н. Г. Осухова, В. В. Сериков, Ю. В. Слюсарев, Л. Г. Тарита, И. И. Хасанова, И. С. Якиманская, Т. Г. Яничева и др. Анализ исследований, проведённых в последние годы в области педагогического сопровождения, показал широкий диапазон внедрения педагогами данной идеи. Авторы разрабатывают разнообразные теоретические и практические модели педагогического, социально-педагогического, тьюторского, организационно-педагогического, психолого-педаго-гического, АРТ-педагогического, этнопедаго-
гического сопровождения, а также различных форм педагогической поддержки. При этом обращает на себя внимание интенсивность изучения специфики вопроса педагогической поддержки и сопровождения, связанная с различиями в образовательных задачах и в возможностях различных образовательных сред: дошкольного образовательного учреждения, школы, учреждений среднего и высшего профессионального образования [4]. Разработки затрагивают проблемы педагогического сопровождения и поддержки с различных позиций: педагогическое сопровождение и поддержка семьи; детей младенческого и раннего возраста; дошкольников; школьников; студентов; преподавателей; детей-сирот; детей с ОВЗ; подростков; детей и семей с социальными проблемами; пожилых людей; профессиональной деятельности сотрудников различных организаций; различных сторон воспитательного процесса и т.д. (Е. В. Козлова,
О. А. Коряковцева, О. А. Милькевич, О. Б. Поло-винкина, Н. Л. Полторацкая и др.].
Таким образом, основные идеи педагогической поддержки получили признание в отечественной образовательной практике и вошли в тематику научных исследований учреждений различных ведомств. В настоящее время проблема педагогической поддержки активно изучается, предлагаются различные
виды моделей педагогического сопровождения. Ряд вопросов требует дополнительного изучения и уточнения. Одним из интереснейших вопросов, разрабатываемых нами в настоящее время, является вопрос о педагогическом сопровождении национально-смешанной семьи, и, в частности, о сопровождении процесса воспитания детей в национальносмешанной семье. Изучение данного аспекта имеет значение для выработки такой стратегии педагогического сопровождения процесса воспитания детей в национально-смешанной семье, которая поможет им в последующей успешной социализации. При этом следует обратить внимание на слова специалистов о том, что от одной культуры к другой варьируют как цели социализации (личностные качества и социальное поведение, которые должен усвоить ребёнок], так и методы, используемые для социализации ребёнка [16, с. 20].
Современным исследователям при разработке вопроса о педагогическом сопровождении важно обратить внимание на особенно актуальные направления, требующие профессиональной педагогической помощи. Нацеленность педагогической поддержки на успешную социализацию и развитие личности является залогом повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Литература
1. Борытко Н. М. Гуманитарно-целостная стратегия воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета - 2008. - №1. - С. 40-44.
2. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. - Екатеринбург, 2009. - 167 с.
3. Газман О. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998. - №6. - С. 108-111.
4. Глевицкая В. С. Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника [Электронный ресурс]. - URL: http//www.supermf.ru/view_helpstud.php?id=1023
5. Голованова Н. Ф. Семантические изменения понятия «воспитание» в отечественной педагогике // Педагогика. - 2010. -№8. - С. 70-79.
6. Егорова Р. И. Историко-философский аспект раскрытия сущности педагогического сопровождения личности // Наука и образование. - 2007. - №1. - С. 94-99.
7. Козлова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей 1-2 года жизни с нарушениями двигательного развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - Москва, 2003. - 237 с.
8. Коряковцева О. А. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Кострома, 2002. - 154 с.
9. Маренцева Е. С. Педагогическая поддержка как научная категория в современных педагогике и психологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. -2009. - №2 (15). - С. 299-301.
10. Милькевич О. А. Социально-педагогическое сопровождение развития детей первого года жизни : дис. . канд. пед. наук :
13.00.02. - Москва, 2006. - 200 с.
11. Михайлова Н. Н. Поляков С. Д. Идея поддержки: исторический взгляд и современные подходы // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 58-62.
12. Осипова И. И. Профессиональное сопровождение семьи // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - №1. - С. 86-98.
13. Половинкина О. Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы : дис. . канд. пед. наук :
13.00.03. - Москва, 2005. - 176 с.
14. Полторацкая Н. Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П. Д. Юркеви-ча : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Смоленск, 2006. - 205 с.
15. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Планета 2000, 2003. - 52 с.
16. Социализация дошкольников в условиях групп кратковре-меннго пребывания : методические рекомендации организации вариативных форм дошкольного образования / авт.-сост. А. В. Афонина, Е. В. Пчелинцева, В. К. Шалаева, А. П. Шумарина. -М.: Планета, 2012. - 64 с.
---------^-----------