продукта - картина, репродукция, сказочное представление, видеофильм и пр.
В качестве вывода отметим, что творчество -это не только получение нового результата, это творческое видение проблемы, а сам результат творческого проектирования в виде творческого проекта состоит в способе получения результата: рисунок, составление композиции, драматизация, от которых учащиеся должны получать не только знаниевый результат, но и наслаждение полетом фантазии, восхищение своей интеллектуальной силой в процессе создания творческого продукта.
Библиографический список
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для
учителей и студентов педагогических вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. - 1997. - №>1. - С. 92-96.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.
УДК 37.013
Е.С. Маренцева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
Проблема педагогической поддержки в настоящее время разрабатывается достаточно широко, но несмотря на это остается актуальной. В статье мы даем анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки, а также определяем сущностные черты и различия понятий педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение и педагогическая помощь.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическая помощь.
Образование в гуманистической парадигме вписывается в непрерывно изменяющееся общество, в котором человек, сохраняя свою «самость», живет и реализуется. Гуманизация образовательного пространства предполагает организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, проблем его субъектов. В этом русле в сегодняшней педагогической науке активно разрабатывается теория и практика педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка в образовании преемственно связана с гуманистической традицией в философии и педагогике, которые корнями уходят в глубинные слои человеческой культуры (Сократ, Аристотель, Т. Кампанелла, Я. Ко-менский, Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстой и др.).
Идеи педагогической поддержки, нацеленные на оказание помощи подрастающему поколению, на приоритет индивидуальности и самоценности в процессах свободного воспитания возникли на
основе опыта выдающихся педагогов (Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи, Я.А. Коменский, Ф. Дистервег, Ф. Фребель, И. Зайлер, М. Монтессори, С.Т. Шацкий и др.).
В современной отечественной педагогике идеи педагогической поддержки, разрабатывались группой, которая себя называла Центром творческого воспитания (О.С. Газман, Н. Харитонова, В. Бедерханова, М. Гусаковский, С. Поляков, В. и Л. Хороши), а затем группой, которая занималась экспериментальным обучением школьных команд (А. Иванов, Н. Иванова, Н. Михайлова, Т. Фролова, Т. Шарыгина, С. Юсфин).
Термин «педагогическая поддержка» довольно часто используют зарубежные исследователи при характеристике процессов индивидуального развития («pedagogical support» / К. Валстером, К. МакЛафлин, И. Зваал, Д. Романо).
В педагогической литературе чаще всего встречается термин «гайденс», который в Российской педагогической энциклопедии трактуется
© Е.С. Маренцева, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
299
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
следующим образом: «Гайденс» (англ. guidance, or guide - вести, руководить, направлять), психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «guide» - помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле - процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей. Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, «гайденс» активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов.
Интеграция педагогики с другими науками дает возможность к расширению собственного предмета за счет возможности взглянуть на проблему становления ребенка в процессе образования из других предметных реальностей и конкретизируется, когда речь идет о конкретных задачах, для решения которых требуется определенный тип деятельности.
С этой точки зрения педагогическая антропология дает возможность найти педагогике собственное место в ряду других наук (обозначить свой предмет и деятельность) и определить методологию собственного развития как позиционный диалог между науками, влияющими на образовательную практику, и самой этой практикой. Педагог как бы стоит в центре перекрещивающихся диалогических линий, поскольку пробле-матизирует других, задавая вполне конкретное направление содержанию диалога, и проблема-тизируется другими, за счет выявления соотнесенности педагогической деятельности с сущностными принципами становления человека.
Изучив ряд исследований, относящихся к понятию «педагогическая поддержка», его содержанию, мы пришли к выводу, что завершенного целостного описания данная категория пока не имеет. Это происходит в силу неоднородности и объемности понятия, часто в нем выделяются признаки, относящиеся к различным областям научного знания: педагогике, социальной педагогике, психологии, социологии. Так, педагогическая поддержка характеризуется как метод
и форма воспитания, технология образования, позиция педагога, как свободное общение, отношение взрослого и ребенка .
Другое направление в интерпретации педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов). Именно в этом значении его чаще всего используют практики. Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистическою подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней приобретает смысл принципа педагогической деятельности [1].
Выделение проблемы учащегося в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка, как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, требующей от педагога умения задавать направление и управлять, таким образом, динамикой развития личности.
Ряд авторов под педагогической поддержкой понимают помощь в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении. Поддержать учащегося - значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую [3].
Категория педагогической поддержки, как мы выяснили, непосредственно связана с такими понятиями, как педагогическое сопровождение и педагогическая помощь.
Очевидно, что теория педагогической поддержки и теория сопровождения строятся на одном фундаменте - доминанты развития в условиях образовательного процесса. Возможно, в перспективе обе эти теории сольются в одну, отражая объективные закономерности нового облика образования в гуманистическом обществе.
Методология педагогической поддержки, а вслед за ней и основная идея педагогического сопровождения базируются на том, что «субъектным потенциалом принципиально обладает каждый человек, он проявляется в способности продуцировать собственные интересы, осознавать, анализировать, выбирать, видоизменять и удер-
300
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
живать их с помощью собственной активности и волевых усилий» [4].
С этой позиции, педагогическое сопровождение это, прежде всего, механизм автономизации личности, «присвоения ею права на уникальность, то есть возможность существовать в собственном сознании и в сознании других как нечто неповторимое, один раз встречающееся, имеющее самоценность; самореализацию как выстраивание собственной жизненной траектории на основе самоопределения.
С педагогической точки зрения поддержку и сопровождение можно рассматривать как организацию условий, при которых учащийся может безопасно для себя и других реализовать природную потребность в автономии, постепенно овладевая процессами самосознания (самопознания, самооценки, самоконтроля, самопринятия) и рефлексивного сознания (преобразование бытийного сознания в рефлексию). Предметом, на котором постепенно происходит сосредоточение навыков, полученных в ходе овладения данными процессами, является жизнедеятельность.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается любая развивающаяся социальная система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития искусству предупреждения и решения проблем наиболее позитивным для развития методом.
В современной педагогике в контексте теории педагогической поддержки разрабатывалось понятие «помощь». В теории педагогической поддержки О.С. Газмана, основной целью помогающего является не увеличение продуктивности деятельности человека, а «определение нуждающимся в помощи его собственных интересов, целей, препятствий на пути достижения этих целей и путей преодоления этих препятствий» [2].
Проблемы оказания различных видов социальной помощи и поддержки активно разрабатываются в рамках социальной работы. В.И. Кур-
батов, П.Д. Павленок и др. считают оказание помощи в первую очередь государственной прерогативой. В такой трактовке - это предоставление малоимущим или одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов, бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. То есть государственная помощь сводится к совокупности социально-экономических методов.
Педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, другие - для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка (В.А. Горский, Н.Ю. Кона-сова, Р. А. Литвак, Л.Я. Олиференко и др.).
Анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки позволил нам сделать заключение, что педагогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, личности ребенка в процессе образования; принцип действия в педагогическом процессе, ориентированный на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка, как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - №№3. - С. 32-40
2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.
3. Макеева Т.В. Индивидуализация педагогической поддержки старшеклассников в решении жизненных проблем: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 23 с.
4. Муратова А.А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2006.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
301