ЭКО. - 2015. - №12 ЕГОРОВ Е.Г., НИКИФОРОВ М.М., ДАНИЛОВ Ю.Г.
Развитие
арктических территорий Республики Саха (Якутия)
Е.Г. ЕГОРОВ, доктор экономических наук, академик и советник Академии
наук Республики Саха (Якутия),
М.М. НИКИФОРОВ, E-mail: nkfrv_m@mail.ru
Ю.Г. ДАНИЛОВ, кандидат экономических наук, директор, Информационно-аналитический Центр «Эксперт» Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Якутск. E-mail: gawrilewish@mail.ru
Статья посвящена анализу пространственной структуры современного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации по её подзонам: Европейской, Азиатско-сибирской и Азиатско-северо-восточной. Отмечены отличительные черты, развитые и отсталые арктические территории. Более подробно рассмотрены особенности социально-экономического положения арктических территорий Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, необходимость их интеграционного и комплексного хозяйственного освоения. Сформулированы основные выводы и предложения для совершенствования пространственной структуры Арктической зоны Российской Федерации. Ключевые слова: Арктика, зона, регион, территория, коренные народы Севера, пространственная структура, социально-экономическое положение
При огромной территории и протяженности с запада на восток Арктическая зона России делится на три меридиональные экономико-географические подзоны: Европейскую, Азиатско-си-бирскую и Азиатско-северо-восточную. Отличительной чертой Европейской подзоны можно считать то, что она в основном находится за Полярным кругом и вдоль незамерзающего побережья Северного Ледовитого океана. Её природно-климатические условия, а также экономико-географическое положение более благоприятны по сравнению с основными арктическими территориями страны. Поэтому Мурманская область и другие арктические территории Европейской подзоны характеризуются многоотраслевой экономикой, транспортной освоенностью, значительной заселенностью и наличием постоянного населения крупных городов и поселков.
В Азиатско-сибирской подзоне высокоразвитую экономику имеют Ямало-Ненецкий автономный округ, который является крупнейшим нефтегазодобывающим центром страны, а также
территория города Норильска, где давно создан и продолжает функционировать крупный горно-металлургический комплекс мирового значения.
Азиатско-северо-восточную подзону Российской Федерации представляют арктические и северные муниципальные образования Республики Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ. Их общая площадь составляет более 2330 тыс. км2, общая численность населения на 01.01.2014 г - 120,0 тыс. чел., общий объем ВРП в 2012 г. - примерно 65 млрд руб., в том числе ВРП Чукотского АО равен 48,8 млрд руб. [1]. Научными исследованиями [2,3] выявлены сравнительно низкий уровень развития экономики, крайняя неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, низкое качество жизни населения в этой подзоне.
По всем основным природным и экономико-географическим и социально-экономическим критериям арктическую подзону Республики Саха (Якутия) объективно составляют 13 улусов: Абыйский, Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантай-ский, что доказано многими специальными исследованиями.
Так, Институт региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) еще в 1997 г. предлагал шесть поправок и дополнений в проект федерального закона «О районировании Севера России», в частности, отметив (п. 4): «... С нашей точки зрения, кроме пяти прибрежных улусов Республики Саха (Якутия) следует включить Абыйский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский улусы, так как эти улусы по климатическим условиям, по географическому положению и транспортной доступности находятся в более экстремальных условиях, даже по сравнению с улусами, расположенными севернее и имеющими выход к морям».
Предложения «О районировании Севера Российской Федерации» были направлены 18 августа 2003 г. Администрации Президента РФ и Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия). Методика районирования Севера по социально-экономическим критериям была представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Социальное развитие северных регионов: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 10-11 ноября 2004 г.) [4].
Коллективом ученых Кольского НЦ РАН под руководством члена-корреспондента РАН Г. П. Лузина в начале 1990-х гг. был предложен показатель природной дискомфортности, который учитывает восемь зональных факторов с 11 показателями, а также три азональных фактора с семью показателями. По принципу природной дискомфортности вся территория России делится на шесть подзон:
I - чрезвычайно неблагоприятная (дискомфортная), исключающая длительное проживание населения из средней полосы;
II - очень неблагоприятная (дискомфортная), где длительное проживание населения из средней полосы приводит к ущербу для здоровья, не восстанавливаемому адаптацией;
III - умеренно-неблагоприятная (дискомфортная), где возможна адаптация населения из средней полосы, но здесь требуются дополнительные вложения в поддержание жизни;
IV - относительно благоприятная, к которой условно относится средняя полоса Европейской России;
V - умеренно благоприятная, где вероятность природных стрессов мала;
VI - благоприятная, где имеются условия для оздоровления населения средней полосы.
К показателю природной дискомфортности были добавлены экономико-географические и социально-экономические факторы, а также транспортная доступность территории, плотность населения, стоимость жизни, возможность развития растениеводства и др. Путем сложных расчетов были выделены три дискомфортные зоны (из шести):
- чрезвычайно неблагоприятная (5,4 млн км2), включающая арктическую подзону (0,8 млн км2);
- очень неблагоприятная (3,5 млн км2);
- умеренно-неблагоприятная (2,5 млн км2), общей площадью 11,4 млн км2, или 66,7% территории России [5. С. 33, 34, 42].
Зонированию Севера РФ посвящена коллективная работа ученых Якутского научного центра СО РАН и Академии наук Республики Саха (Якутия) [6].
Арктическая зона Республики Саха (Якутия) занимает территорию в 1608 тыс. км2 (52% общей территории республики), где проживает всего 69,4 тыс. человек (01.01.2013 г.), что составляет 7,3% от всей численности населения республики. В этой зоне наблюдался рост основных социально-экономических
показателей в 2013 г по сравнению с 2010 г. Так, объемы добычи полезных ископаемых увеличились в стоимостном выражении с 9758 до 14103 млн руб. (удельный вес - 4,2% от общей добычи в республике; продукции сельского хозяйства - с 855,3 до 1140,8 млн руб. (5,5%); в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - рост с 1342 до 1870,5 млн руб. (3,7%).
До переходного периода 1991 г., когда функционировал Северный морской путь, некоторые арктические территории Якутии сравнительно были развитыми, в том числе особенно Усть-Янский район, где осуществлялась крупномасштабная добыча золота в Куларском золоторудном районе, рудного и россыпного олова - на Депутатском горно-обогатительном комбинате. Успешно работали морские порты в пос. Тикси в Булунском и Зеленый мыс - в Нижне-Колымском улусах, а также речные пароходства по рекам Яна, Индигирка и Колыма. Была построена единственная на огромной арктической территории Республики Саха (Якутия) круглогодичная грунтовая автодорога пос. Усть-Куйга - пос. Депутатский протяженностью 245 км. В Анабарском улусе было начато создание алмазодобывающей промышленности. В Верхнеколымском улусе развита добыча угля на Зырянском разрезе.
К сожалению, многие из этих промышленных и транспортных предприятий не смогли адаптироваться к рыночным условиям последних двух десятилетий, обанкротились и закрылись. В результате в настоящее время существует сложная социально-экономическая ситуация во всех арктических улусах, за исключением Анабарского и Булунского, в которых успешно работают ОАО «Алмазы Анабара» и «Нижнеленское».
Все арктические территории Республики Саха (Якутия) богаты минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами (золото, алмазы, олово, серебро, сурьма, нефть, природный газ и другие). Известна нефтегазоносность шельфовых зон морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. В ближайшей перспективе планируются возрождение золото- и оловодобывающих отраслей промышленности в Усть-Янском улусе, промышленное освоение уникального Томторского месторождения редких металлов в Оле-некском улусе, а также расширение разработки месторождений алмазов. Перспективы социально-экономического развития арктических улусов в значительной мере зависят от темпов возрождения Северного морского пути, улучшения судоходства
по рекам, создания наземных путей круглогодичного действия и местных топливно-энергетических источников и, конечно, от развития традиционных отраслей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера [2].
Однако Указом Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в Арктическую зону было включено только пять прибрежных улусов Республики Саха (Якутия) (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский и Усть-Янский), непосредственно прилегающие к Северному Ледовитому океану [6]. Их общая территория составляет 593,9 тыс. км2, или 19,3% от территории республики, а численность населения -26,5 тыс. чел. (01.01.2013), что не превышает 2,8% от всей численности населения республики [7]. Такое узкое определение Арктической подзоны Якутии, безусловно, существенно сократит объемы федеральных ресурсов, направляемых на выполнение задач Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [8], а также будет, нашему мнению, иметь большие отрицательные последствия:
• значительно осложнится осуществление комплексного подхода к социально-экономическому развитию всех улусов Крайнего Севера Республики Саха (Якутия), расположенных в бассейнах северных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан и для которых целесообразно создавать транспортную, энергетическую и отчасти социальную инфраструктуры по меридиональному зональному бассейновому принципу;
• произойдет разъединение компактно проживающих коренных малочисленных народов Севера (эвенков, эвенов, юкагиров, долганов и чукчей) на «арктические» и «неарктические», в результате одни будут пользоваться определенными федеральными преференциями, а другие - нет, что может породить социальные противоречия и даже конфликты между представителями одного и того же малочисленного народа.
Таким образом, сравнительный анализ развития арктических территорий Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. Арктическая экономика, как и национальная экономика в целом, носит преимущественно минерально-сырьевой характер. В ней сильно отстают по уровню развития инфраструктурные
и социальные отрасли, что обусловливает сравнительно низкие уровень и качество жизни населения, сдерживает темпы и масштабы жизненно важных социально-экономических преобразований.
2. Огромная Арктическая зона страны характеризуется большими различиями в природно-климатических, ресурсных и социально-экономических факторах развития, поэтому необходим дифференцированный подход к стратегическому планированию и управлению арктической экономикой.
3. Следует обратить особое внимание на преодоление существенного отставания арктических территорий в Арктической северо-восточной подзоне, особенно в арктических муниципальных районах Республики Саха (Якутия). Для этого необходимо в первую очередь добиваться расширения границ арктических территорий Республики Саха (Якутия) в составе 13 улусов.
4. Необходимо усилить государственную политику и реальную социально-экономическую поддержку, обеспечить преимущественно инновационное развитие арктической экономики. Для систематического изучения и научного обоснования устойчивого развития арктической экономики азиатских регионов целесообразно организовать в г. Якутске Научно-исследовательский институт экономики Севера и Арктики с базовым финансированием из федерального бюджета.
Литература
1. «Экономика Республики Саха (Якутия) в ДВФО»: Стат. сборник. /ТО ФСГС по РС (Я). - Я. 2014. - 165 с.
2. Егоров Е. Г., Петухов Г. Е. Современная экономика Арктической зоны Якутии // Экономический анализ: теория и практика. 2013. - № 31 (август). - С.23-32.
3. Кондратьева В. И., Семенова Е. Н. Арктика: перспективы устойчивого развития // Экономика востока России. Якутск. - 2014. - № 1.
4. Егоров Е. Г. Север России: экономика, политика, наука. - Якутск: Са-хаполиграфиздат, 2006. - С.448-459.
5. Витязева В. А., Котырло Е. С. Социально-экономическое развитие Российского и зарубежного Севера. - Сыктывкар, 2007. - 298 с.
6. Районирование (зонирование) Севера Российской Федерации. -Якутск: Изд-во Института мерзлотоведения СО РАН. - 2007. - 103 с.
7. Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации. Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г № 296.
8. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г № 366.