м i i m
4- п пжш
ПСТОРП5! ОЬРЛЮЬЛШ
РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В 1990-Е ГОДЫ XX ВЕКА
P.P. Сафин, аспирант ТГГПУ, г.Казань
В 1990-е годы, в это непростое время в истории России, на смену растерянности пришло новое состояние - состояние инновационного бума, избыточного творчества. Наступило состояние педагогической рефлексии. Настало время остановиться и оглядеться, проанализировать новые ценности образования.
Еще до распада СССР, в январе 1991 года, в решении Коллегии Министерства образования РСФСР «О демократизации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях» подчеркивалась недопустимость насильственной политизации учащихся. Образовательные учреждения должны были полностью выведены из-под влияния партии. За этим требованием фактически стоял отказ от управляемой общественной организации детей. С одной стороны, деполитизация воспитания нашла в чем-то позитивный характер и способствовала преодолению крайних форм авторитарного, партийного воспитания, но с другой - стала своего рода оправданием нежелания государства брать на себя ответственность за создание новой системы воспитания [1,с.4].
При острой потребности сблизить в обществе духовные позиции, вырабо-
100
тать новую общественную социально-политическую идеологию, общенародную философию духовности, новые единые (но не единообразные) научно обоснованные принципы и подходы к проблемам обучения, воспитания и образования подрастающего поколения были расшатаны опоры, на которых держалась традиционная педагогика.
К примеру, исследования группы «Стратегия и механизмы развития воспитания детей в условиях формирования российского общества» показывает раздробленность воспитательных целей: «Дух коммунистического воспитания в начале 1990-х годов продолжал предписывать безусловный приоритет общественных ценностей над личными, требовал непримиримости к врагам коммунизма, но он также провозглашал труд высшей человеческой и общественной добродетелью, формировал развитое чувство патриотизма» [1, с.4].
В этой ситуации школа выбрала мудрый путь: «Развиваться, не разрушаясь, обновляться, не отказываясь от «разумного, Доброго, вечного», что накоплено нашей педагогической историей» [2, с.32].
В связи с этим в 1990-е годы были предприняты первые шаги по выра-
ботке новых моделей и во взаимоотношения семьи и образовательных учреждений. Опыт такого сотрудничества определяется типом образовательной системы и видом учебного заведения.
Например, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей начало осуществляться через такие направления, как:
- приобщение родителей к педагогическому процессу в дошкольном образовательном учреждении, ознакомление их не только с формами работы воспитателя с детьми, но и с ее содержанием;
- неограниченное пребывание родителей в дошкольном учреждении в период адаптации ребенка к условиям образовательного пространства;
- выставка детских работ, инфор-мационно-педагогпческие материалы, которые знакомят родителей со спецификой дошкольного учреждения, вводят в жизненное пространство развития личности ребенка и т.п.
В ряде образовательных учреждений родительские собрания стали проводиться в виде «круглого стола», тематических дискуссий, собраний самих родителей с приглашением специалистов, в консультации которых заинтересованы семьи.
Все это появилось в ходе решения задач 1990-х гг.- задач модернизации образования и воспитания. Именно это в решении задач формирования у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из
История образования
сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение.
Это стало насущным требованием времени по двум основным причинам. Во-первых, как отмечал исследователь этой проблемы П. Степанов, «приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам». Это итог. А начинается все с малого: неприятия другого человека (даже маленького к маленьким) - за «не такое, как мое отношение к книге, игрушке, еде, предметам быта, фильму, поступку, подарку, нравственным ценностям - доброте, справедливости, товариществу, дружбе, любви». На этой основе все чаще высказывалась мысль о том, что российской педагогике нужна новая вдохновляющая идея.
В 1990-е годы гуманизация образования определялась как социально-педагогический феномен, отражающий тенденции в построении и функционировании системы образования, в том числе и педагогического, так как гуманизация стала ключевым элементом нового педагогического мышления.
Новые воспитательные приоритеты, выдвинутые педагогической наукой, в основном были ориентированы на педагогов-энтузиастов. Эти идеи предполагали, прежде всего, изменение внутренних убеждений учителей и воспитателей. Этот процесс не требовал особых материальных затрат, поэтому для новой российской власти и олигархии, занятой в 1990-х гг. безудержным накоплением капитала
Ю1
Казанский педагогический журнал
и приватизацией такое «незатратное» воспитание было приемлемо.
Это увеличило экономическое, образовательное и духовное расслоение общества, возникло многообразное представление о человеке и его предназначении в жизни: «Различные партии, фракции, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания» [3, с.26]. Огромная масса молодежи влилась в новую систему общественных и межличностных отношений в условиях рынка. При этом система воспитания дала сбой. «Произошла переориентация целей и ценностей, расслоение целей людей и общества. Растерянность педагогов, семьи, отсутствие общественных организаций» [3, с.39].
Актуальность воспитательных функций образовательных учреждений становится еще более очевидной на фоне невероятного обострения социально-экономических, политических, нравственных противоречий нашего общества. Школьники все больше пугают нас резким падением уровня воспитанности, бездуховности, сегодня остается высоким процент преступности среди учащихся общеобразовательных школ.
По нашему мнению, процесс, который привел к данной ситуации, начинался в сравнительно недавние времена, когда немало доставалось и замечательному педагогу В.А. Сухомлин-скому - за то, что он осмелился призывать к воспитанию в детях высших нравственных ценностей и первыми из них считал человечность, доброту, сострадание, сочувствие.
Ю2
З'ЮОб
К таким печальным результатам привело двукратное сокращение занятости в сфере науки, а в образовании и здравоохранении оно было еще больше. Эти изменения на рынке труда привели к соответствующим изменениям в предпочтениях детей и родителей в отношении выбора будущей профессии.
К середине 1990-х гг. становится совершенно очевидным, что состояние воспитания детей и молодежи в России угрожает национальной безопасности страны. Со второй половины 1990-х гг. исследователи отмечают у подростков уменьшение объемов общения, как формального, так и неформального: развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр, возможность выхода в Интернет... позволяет подросткам в одиночку слушать музыку, играть, смотреть видеофильмы, находить увлекательное в Интернете и т.д. Это приводит детей (подростков) к отчужденности, к замыканию в узком виртуальном мире, нередко и к отходу от дел и обязанностей, предписываемых учебно-воспитательным процессом в школе. А иногда - и к суициду. Значит, педагогам - воспитателям и в первую очередь родителям добавилась еще одна задача - позаботиться о включении таких детей в полноценную жизнь и разнообразную Деятельность.
Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была прони-зэ.нэ. многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношений с окружающей действительностью.
Хотя воспитательная система образования неравновесная, мягкая, в значительной степени самоорганизующаяся и самоуправляемая, но это не значит, что процессом ее становления, функционирования и развития не надо управлять, что она сама по себе возникнет и будет развиваться в нужном направлении. Очевидно, что ее надо создавать и непрерывно совершенствовать как систему гуманистическую. Для этого необходимы определенные условия: помещения, оборудования, грамотные специалисты-педагоги, настроенные на воспитание своих подопечных, а не только на вооружение их знаниями, умениями и навыками. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов, детей и их родителей лежала совокупность идей, определяющих будущее школы, строящейся в ней воспитательной системы, чтобы эти идеи были проникнуты духом гуманизма и нацеливали ребят на овладение общечеловеческими ценностями, чтобы рождающиеся в этой деятельности отношения между взрослыми и детьми были гуманными, чтобы дети жили не изолированно от окружающей среды жизнью, а были связаны с ней и связаны разумно, с учетом своеобразия этой среды.
Все перечисленное никак не может быть задано извне. Это результат управления воспитательным процессом в общеобразовательной и профессиональной школах, процессом становления и развития ее воспитательной системы.
В 1990-е гг. в школу пришли новые люди: ученые, практические психологи, экономисты, инженеры,
История образования
специалисты современных технологий, вузовские педагоги и т.д. Они не очень уверенно чувствовали себя в хитросплетениях педагогических ситуаций, зато изначально были свободны от учительских комплексов и привносили в школу новые идеи, свежие подходы и формы деятельности, прежде недоступные учителям. Таким образом, педагогические коллективы стали профессионально более разнородными, что позволяет решать более разнообразные Задачи.
Сложноорганизованный, быстро меняющийся мир 1990-х годов установил жесткие требования входящему в него человеку. В этих условиях необходимыми стали такие качества, как предприимчивость, расчетливость, хладнокровие и т.д. Эти стороны личности соответствуют социальному Заказу, но опасны для нравственной устойчивости. А родители, в основном, не смогли найти разумный баланс и разрешить противоречие между вневременными ценностями и законами конкретно-исторической ситуации. В отсутствие единой системы ценностей, определенной государственной идеологии произошло смещение ценностей, утвердились ложные идеалы, которые легко усваивались детьми. В таких условиях нужна была гибкая, конструктивная, продуманная воспитательная система, в то время как родители, как правило, ограничились зоной запретов, наказаний, лишений.
Модернизация образования и воспитания высветили еще одну проблему, связанную с воспитательными проблемами создания и развития кол-
ЮЗ
Казанский педагогический журнал
лектива - это воспитание в личности учащихся таких качеств личности, как коммуникативность и толерантность. Именно они в решении задач формирования у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение [4, с. 199].
Но главное вот в чем: воспитание успешно, если оно системно. Значит, создание гуманистических воспитательных систем - наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Это и должно стать предметом главной педагогической заботы.
Опыт пережитых нами 1990-х гг. подтверждает, что социальная политика не может быть ни гуманной, ни эффективной, если она проводится в интересах отдельных социальных групп или какого-либо класса, т.к. такая политика неизбежно порождает привилегии, создает ситуацию нестабильности. Консенсус гуманных, социальных интересов - это, как правило, результат взвешенной, продуманной политики.
А опыт быстроразвивающихся стран Азии показывает, что за счет концентрации ресурсов в систему образования можно всего за 10-15 лет подняться до уровня, сравнимого с показателями развитых стран. Главный вывод истории развития стран мира состоит в том, что приоритетное положение образования является не следствием благосостояния государств, а его причиной,
Ю4
З'ЮОб
И, к сожалению, до конца 1990-х гг. наше общество оставалось невосприимчивым к четко прослеживающейся тенденции международного развития последнего десятилетия XX века, тенденции, которая проявляется в закономерности: место той или иной страны в международном разделении труда, ее конкурентные позиции на мировых рынках все более становятся зависимыми от двух взаимоопределяющих факторов: качества подготовки нового поколения и условий, которые та или иная страна или экономическая система создает для раскрытия и использования потенциальных возможностей и способностей воспитанников в процессе трудовой деятельности.
Система образования и забота о ней должны стать приоритетными заботами государства и приравниваться к проблемам национальной безопасности страны. И должны финансироваться соответствующим образом государством исходя из тех приоритетных задач, которые ставит перед собой любая страна, которая хочет остаться цивилизованной и мощной Державой.
В конце 1990-х годов Министерство образования России разработало ключевые принципы воспитания; были подготовлены приказы и решения коллегии, аналитические материалы из опыта работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений по вопросам воспитания. Итогом этой длительной работы и одним из важнейших документов, принятых Минобразования России в 1999 году, стала Программа развития воспитания в системе образования на 1999 - 2001
годы. Эта программа - плод коллективного труда многих ведущих ученых, практиков, специалистов российской системы образования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, конкретных образовательных учреждений всех типов [5, с. 12-18]/
Наконец, очень важно, что на рубеже веков в российских школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования - личностно ориентированным подходом.
Формирование нового содержания образования строится на принципиально новой основе - основе многомерного понимания жизни. Это позволяет освободиться от искушения определенностью моноидеологии,
История образования
Литература:
1. Отчетная научная продукция исследовательской группы «Стратегия и механизмы развития воспитания детей в условиях формирования российского общества»: Социальный мониторинг воспитания детей в Российской Федерации (2000-2004).- М: Наука, 2004.
2. Караковский В.А,« и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных пи-тем. / Караковский В.А., Новикова Л.И», Селиванова Н.Л,- М.: Новая школа, 1996.
3. Степанов II. Как воспитать толерантность? - «Народное образование». 2001,- №9.
4. Маленкова ЛЛ1. Теория и методика воспитания. Учебное пособие,- М.: 11еда гошческое общество России, 2002.
5. Чепурных Е. Воспитание в системе образования на пороге XXI века / / Народное образование.- 2000.- №17.
КАТАНОВ Н.Ф.-ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЗАНСКОГО КРАЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.
К. И. С ултанбаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии профессионального образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
г. Абакан
В этом году исполняется 145 лет со дня рождения Николая Федоровича Катанова (19.05.1862 - 10.03.1922), выдающегося востоковеда, тюрколога, ученого с мировым именем, сына хакасского народа. Чествование этого юбилейного события в Хакасии ознаменовано открытием памятника на его родине в с. Аскиз Республики Хакасия, проведением традиционных Ката поиских чтений в Хакасском гоеуни-
верситете им, Н. Ф. Катанова, науч-но-практических конференций в образовательных учреждениях республики, Каждый юбилей ученого открывает новые грани его многосторонней деятельности как лингвиста, просветителя, педагога, музееведа и нумизмата, редактора и библиографа, переводчика и гражданина.
Исследовательские работы, посвященные разным аспектам научного
Ю5