Научная статья на тему 'Развитие гуманистического воспитания и его особенности в 1990-е годы XX века'

Развитие гуманистического воспитания и его особенности в 1990-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин P. P.

The article tells us that 90-s humanization of education was defined as a social pedagogical phenomenon reflecting the tendencies in structure and functioning of educational system, including pedagogical one since humanization has become a key element of new pedagogical mind. Humanization of education, in contrary to authoritary pedagogics, creates the more optimal conditions for versatile and harmonious development of humanistically directed person. Based on the above in 90s the first steps were made for development of new models and in mutual relation of a family and educational institutions. The author has come to the conclusion that by the end of XX century there was no doub in necessity of humanization of public and human relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of humanistic education in 90s of XX century

The article tells us that 90-s humanization of education was defined as a social pedagogical phenomenon reflecting the tendencies in structure and functioning of educational system, including pedagogical one since humanization has become a key element of new pedagogical mind. Humanization of education, in contrary to authoritary pedagogics, creates the more optimal conditions for versatile and harmonious development of humanistically directed person. Based on the above in 90s the first steps were made for development of new models and in mutual relation of a family and educational institutions. The author has come to the conclusion that by the end of XX century there was no doub in necessity of humanization of public and human relations.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманистического воспитания и его особенности в 1990-е годы XX века»

м i i m

4- п пжш

ПСТОРП5! ОЬРЛЮЬЛШ

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В 1990-Е ГОДЫ XX ВЕКА

P.P. Сафин, аспирант ТГГПУ, г.Казань

В 1990-е годы, в это непростое время в истории России, на смену растерянности пришло новое состояние - состояние инновационного бума, избыточного творчества. Наступило состояние педагогической рефлексии. Настало время остановиться и оглядеться, проанализировать новые ценности образования.

Еще до распада СССР, в январе 1991 года, в решении Коллегии Министерства образования РСФСР «О демократизации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях» подчеркивалась недопустимость насильственной политизации учащихся. Образовательные учреждения должны были полностью выведены из-под влияния партии. За этим требованием фактически стоял отказ от управляемой общественной организации детей. С одной стороны, деполитизация воспитания нашла в чем-то позитивный характер и способствовала преодолению крайних форм авторитарного, партийного воспитания, но с другой - стала своего рода оправданием нежелания государства брать на себя ответственность за создание новой системы воспитания [1,с.4].

При острой потребности сблизить в обществе духовные позиции, вырабо-

100

тать новую общественную социально-политическую идеологию, общенародную философию духовности, новые единые (но не единообразные) научно обоснованные принципы и подходы к проблемам обучения, воспитания и образования подрастающего поколения были расшатаны опоры, на которых держалась традиционная педагогика.

К примеру, исследования группы «Стратегия и механизмы развития воспитания детей в условиях формирования российского общества» показывает раздробленность воспитательных целей: «Дух коммунистического воспитания в начале 1990-х годов продолжал предписывать безусловный приоритет общественных ценностей над личными, требовал непримиримости к врагам коммунизма, но он также провозглашал труд высшей человеческой и общественной добродетелью, формировал развитое чувство патриотизма» [1, с.4].

В этой ситуации школа выбрала мудрый путь: «Развиваться, не разрушаясь, обновляться, не отказываясь от «разумного, Доброго, вечного», что накоплено нашей педагогической историей» [2, с.32].

В связи с этим в 1990-е годы были предприняты первые шаги по выра-

ботке новых моделей и во взаимоотношения семьи и образовательных учреждений. Опыт такого сотрудничества определяется типом образовательной системы и видом учебного заведения.

Например, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей начало осуществляться через такие направления, как:

- приобщение родителей к педагогическому процессу в дошкольном образовательном учреждении, ознакомление их не только с формами работы воспитателя с детьми, но и с ее содержанием;

- неограниченное пребывание родителей в дошкольном учреждении в период адаптации ребенка к условиям образовательного пространства;

- выставка детских работ, инфор-мационно-педагогпческие материалы, которые знакомят родителей со спецификой дошкольного учреждения, вводят в жизненное пространство развития личности ребенка и т.п.

В ряде образовательных учреждений родительские собрания стали проводиться в виде «круглого стола», тематических дискуссий, собраний самих родителей с приглашением специалистов, в консультации которых заинтересованы семьи.

Все это появилось в ходе решения задач 1990-х гг.- задач модернизации образования и воспитания. Именно это в решении задач формирования у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из

История образования

сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение.

Это стало насущным требованием времени по двум основным причинам. Во-первых, как отмечал исследователь этой проблемы П. Степанов, «приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам». Это итог. А начинается все с малого: неприятия другого человека (даже маленького к маленьким) - за «не такое, как мое отношение к книге, игрушке, еде, предметам быта, фильму, поступку, подарку, нравственным ценностям - доброте, справедливости, товариществу, дружбе, любви». На этой основе все чаще высказывалась мысль о том, что российской педагогике нужна новая вдохновляющая идея.

В 1990-е годы гуманизация образования определялась как социально-педагогический феномен, отражающий тенденции в построении и функционировании системы образования, в том числе и педагогического, так как гуманизация стала ключевым элементом нового педагогического мышления.

Новые воспитательные приоритеты, выдвинутые педагогической наукой, в основном были ориентированы на педагогов-энтузиастов. Эти идеи предполагали, прежде всего, изменение внутренних убеждений учителей и воспитателей. Этот процесс не требовал особых материальных затрат, поэтому для новой российской власти и олигархии, занятой в 1990-х гг. безудержным накоплением капитала

Ю1

Казанский педагогический журнал

и приватизацией такое «незатратное» воспитание было приемлемо.

Это увеличило экономическое, образовательное и духовное расслоение общества, возникло многообразное представление о человеке и его предназначении в жизни: «Различные партии, фракции, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания» [3, с.26]. Огромная масса молодежи влилась в новую систему общественных и межличностных отношений в условиях рынка. При этом система воспитания дала сбой. «Произошла переориентация целей и ценностей, расслоение целей людей и общества. Растерянность педагогов, семьи, отсутствие общественных организаций» [3, с.39].

Актуальность воспитательных функций образовательных учреждений становится еще более очевидной на фоне невероятного обострения социально-экономических, политических, нравственных противоречий нашего общества. Школьники все больше пугают нас резким падением уровня воспитанности, бездуховности, сегодня остается высоким процент преступности среди учащихся общеобразовательных школ.

По нашему мнению, процесс, который привел к данной ситуации, начинался в сравнительно недавние времена, когда немало доставалось и замечательному педагогу В.А. Сухомлин-скому - за то, что он осмелился призывать к воспитанию в детях высших нравственных ценностей и первыми из них считал человечность, доброту, сострадание, сочувствие.

Ю2

З'ЮОб

К таким печальным результатам привело двукратное сокращение занятости в сфере науки, а в образовании и здравоохранении оно было еще больше. Эти изменения на рынке труда привели к соответствующим изменениям в предпочтениях детей и родителей в отношении выбора будущей профессии.

К середине 1990-х гг. становится совершенно очевидным, что состояние воспитания детей и молодежи в России угрожает национальной безопасности страны. Со второй половины 1990-х гг. исследователи отмечают у подростков уменьшение объемов общения, как формального, так и неформального: развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр, возможность выхода в Интернет... позволяет подросткам в одиночку слушать музыку, играть, смотреть видеофильмы, находить увлекательное в Интернете и т.д. Это приводит детей (подростков) к отчужденности, к замыканию в узком виртуальном мире, нередко и к отходу от дел и обязанностей, предписываемых учебно-воспитательным процессом в школе. А иногда - и к суициду. Значит, педагогам - воспитателям и в первую очередь родителям добавилась еще одна задача - позаботиться о включении таких детей в полноценную жизнь и разнообразную Деятельность.

Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была прони-зэ.нэ. многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношений с окружающей действительностью.

Хотя воспитательная система образования неравновесная, мягкая, в значительной степени самоорганизующаяся и самоуправляемая, но это не значит, что процессом ее становления, функционирования и развития не надо управлять, что она сама по себе возникнет и будет развиваться в нужном направлении. Очевидно, что ее надо создавать и непрерывно совершенствовать как систему гуманистическую. Для этого необходимы определенные условия: помещения, оборудования, грамотные специалисты-педагоги, настроенные на воспитание своих подопечных, а не только на вооружение их знаниями, умениями и навыками. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов, детей и их родителей лежала совокупность идей, определяющих будущее школы, строящейся в ней воспитательной системы, чтобы эти идеи были проникнуты духом гуманизма и нацеливали ребят на овладение общечеловеческими ценностями, чтобы рождающиеся в этой деятельности отношения между взрослыми и детьми были гуманными, чтобы дети жили не изолированно от окружающей среды жизнью, а были связаны с ней и связаны разумно, с учетом своеобразия этой среды.

Все перечисленное никак не может быть задано извне. Это результат управления воспитательным процессом в общеобразовательной и профессиональной школах, процессом становления и развития ее воспитательной системы.

В 1990-е гг. в школу пришли новые люди: ученые, практические психологи, экономисты, инженеры,

История образования

специалисты современных технологий, вузовские педагоги и т.д. Они не очень уверенно чувствовали себя в хитросплетениях педагогических ситуаций, зато изначально были свободны от учительских комплексов и привносили в школу новые идеи, свежие подходы и формы деятельности, прежде недоступные учителям. Таким образом, педагогические коллективы стали профессионально более разнородными, что позволяет решать более разнообразные Задачи.

Сложноорганизованный, быстро меняющийся мир 1990-х годов установил жесткие требования входящему в него человеку. В этих условиях необходимыми стали такие качества, как предприимчивость, расчетливость, хладнокровие и т.д. Эти стороны личности соответствуют социальному Заказу, но опасны для нравственной устойчивости. А родители, в основном, не смогли найти разумный баланс и разрешить противоречие между вневременными ценностями и законами конкретно-исторической ситуации. В отсутствие единой системы ценностей, определенной государственной идеологии произошло смещение ценностей, утвердились ложные идеалы, которые легко усваивались детьми. В таких условиях нужна была гибкая, конструктивная, продуманная воспитательная система, в то время как родители, как правило, ограничились зоной запретов, наказаний, лишений.

Модернизация образования и воспитания высветили еще одну проблему, связанную с воспитательными проблемами создания и развития кол-

ЮЗ

Казанский педагогический журнал

лектива - это воспитание в личности учащихся таких качеств личности, как коммуникативность и толерантность. Именно они в решении задач формирования у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение [4, с. 199].

Но главное вот в чем: воспитание успешно, если оно системно. Значит, создание гуманистических воспитательных систем - наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Это и должно стать предметом главной педагогической заботы.

Опыт пережитых нами 1990-х гг. подтверждает, что социальная политика не может быть ни гуманной, ни эффективной, если она проводится в интересах отдельных социальных групп или какого-либо класса, т.к. такая политика неизбежно порождает привилегии, создает ситуацию нестабильности. Консенсус гуманных, социальных интересов - это, как правило, результат взвешенной, продуманной политики.

А опыт быстроразвивающихся стран Азии показывает, что за счет концентрации ресурсов в систему образования можно всего за 10-15 лет подняться до уровня, сравнимого с показателями развитых стран. Главный вывод истории развития стран мира состоит в том, что приоритетное положение образования является не следствием благосостояния государств, а его причиной,

Ю4

З'ЮОб

И, к сожалению, до конца 1990-х гг. наше общество оставалось невосприимчивым к четко прослеживающейся тенденции международного развития последнего десятилетия XX века, тенденции, которая проявляется в закономерности: место той или иной страны в международном разделении труда, ее конкурентные позиции на мировых рынках все более становятся зависимыми от двух взаимоопределяющих факторов: качества подготовки нового поколения и условий, которые та или иная страна или экономическая система создает для раскрытия и использования потенциальных возможностей и способностей воспитанников в процессе трудовой деятельности.

Система образования и забота о ней должны стать приоритетными заботами государства и приравниваться к проблемам национальной безопасности страны. И должны финансироваться соответствующим образом государством исходя из тех приоритетных задач, которые ставит перед собой любая страна, которая хочет остаться цивилизованной и мощной Державой.

В конце 1990-х годов Министерство образования России разработало ключевые принципы воспитания; были подготовлены приказы и решения коллегии, аналитические материалы из опыта работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений по вопросам воспитания. Итогом этой длительной работы и одним из важнейших документов, принятых Минобразования России в 1999 году, стала Программа развития воспитания в системе образования на 1999 - 2001

годы. Эта программа - плод коллективного труда многих ведущих ученых, практиков, специалистов российской системы образования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, конкретных образовательных учреждений всех типов [5, с. 12-18]/

Наконец, очень важно, что на рубеже веков в российских школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования - личностно ориентированным подходом.

Формирование нового содержания образования строится на принципиально новой основе - основе многомерного понимания жизни. Это позволяет освободиться от искушения определенностью моноидеологии,

История образования

Литература:

1. Отчетная научная продукция исследовательской группы «Стратегия и механизмы развития воспитания детей в условиях формирования российского общества»: Социальный мониторинг воспитания детей в Российской Федерации (2000-2004).- М: Наука, 2004.

2. Караковский В.А,« и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных пи-тем. / Караковский В.А., Новикова Л.И», Селиванова Н.Л,- М.: Новая школа, 1996.

3. Степанов II. Как воспитать толерантность? - «Народное образование». 2001,- №9.

4. Маленкова ЛЛ1. Теория и методика воспитания. Учебное пособие,- М.: 11еда гошческое общество России, 2002.

5. Чепурных Е. Воспитание в системе образования на пороге XXI века / / Народное образование.- 2000.- №17.

КАТАНОВ Н.Ф.-ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЗАНСКОГО КРАЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

К. И. С ултанбаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии профессионального образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

г. Абакан

В этом году исполняется 145 лет со дня рождения Николая Федоровича Катанова (19.05.1862 - 10.03.1922), выдающегося востоковеда, тюрколога, ученого с мировым именем, сына хакасского народа. Чествование этого юбилейного события в Хакасии ознаменовано открытием памятника на его родине в с. Аскиз Республики Хакасия, проведением традиционных Ката поиских чтений в Хакасском гоеуни-

верситете им, Н. Ф. Катанова, науч-но-практических конференций в образовательных учреждениях республики, Каждый юбилей ученого открывает новые грани его многосторонней деятельности как лингвиста, просветителя, педагога, музееведа и нумизмата, редактора и библиографа, переводчика и гражданина.

Исследовательские работы, посвященные разным аспектам научного

Ю5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.