Научная статья на тему 'Катанов Н. Ф просветитель Казанского края конца XIX начала xx в'

Катанов Н. Ф просветитель Казанского края конца XIX начала xx в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева К. И.

The article describes a great social activity of the famous Russian scientist orientalist N. F. Katanov (1862-1922) during his work as a professor of the Kazan university. The paper presents new information about Katanov's point of view on education of the native Tatar peoples in the late Kazan Region. This work is considered to be useful in teaching students to the Russian history of School and Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Katanov a scientist and educator of the Kazan Region of the late XIXth early XX th cc

The article describes a great social activity of the famous Russian scientist orientalist N. F. Katanov (1862-1922) during his work as a professor of the Kazan university. The paper presents new information about Katanov's point of view on education of the native Tatar peoples in the late Kazan Region. This work is considered to be useful in teaching students to the Russian history of School and Education.

Текст научной работы на тему «Катанов Н. Ф просветитель Казанского края конца XIX начала xx в»

^^^тлшл п жшгс

годы. Эта программа - плод коллективного труда многих ведущих ученых, практиков, специалистов российской системы образования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, конкретных образовательных учреждений всех типов [5, с. 12-18]/

Наконец, очень важно, что на рубеже веков в российских школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования - личностно ориентированным подходом.

Формирование нового содержания образования строится на принципиально новой основе - основе многомерного понимания жизни. Это позволяет освободиться от искушения определенностью моноидеологии,

История образования

Литература:

1. Отчетная научная продукция исследовательской группы «Стратегия и механизмы развития воспитания детей в условиях формирования российского общества»: Социальный мониторинг воспитания детей в Российской Федерации (2000-2004).- М: Наука, 2004.

2. Караковский В.А,« и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных пи-тем. / Караковский В.А., Новикова Л.И», Селиванова Н.Л,- М.: Новая школа, 1996.

3. Степанов II. Как воспитать толерантность? - «Народное образование», 2001,- №9.

4. Маленкова ЛЛ1. Теория и методика воспитания. Учебное пособие,- М.: 11еда гошческое общество России, 2002.

5. Чепурных Е. Воспитание в системе образования на пороге XXI века / / Народное образование.- 2000.- №17.

КАТАНОВ Н.Ф.-ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЗАНСКОГО КРАЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

К. И. С ултанбаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии профессионального образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

г. Абакан

В этом году исполняется 145 лет со дня рождения Николая Федоровича Катанова (19.05.1862 - 10.03.1922), выдающегося востоковеда, тюрколога, ученого с мировым именем, сына хакасского народа. Чествование этого юбилейного события в Хакасии ознаменовано открытием памятника на его родине в с, Аскиз Республики Хакасия, проведением традиционных Ката поиских чтений в Хакасском гоеуни-

верситете им, Н. Ф. Катанова, науч-но-практических конференций в образовательных учреждениях республики, Каждый юбилей ученого открывает новые грани его многосторонней деятельности как лингвиста, просветителя, педагога, музееведа и нумизмата, редактора и библиографа, переводчика и гражданина.

Исследовательские работы, посвященные разным аспектам научного

Ю5

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

творчества и жизнедеятельности ученого, показывают вклад Н.Ф. Ката-нова в мировую науку, демонстрируют возможности истинного ученого и служат источниками развития научных идей в современной тюркологии, фольклористике, историографии и этнографии, сравнительном языкознании и музееведении.

Вместе с тем представляется, что роль Н.Ф. Катанова в просвещении тюркоязычных народов Поволжья и Сибири еще недостаточно освещена в трудах отечественных исследователей - педагогов. В данной статье предпринимается попытка показать личность Н.Ф. Катанова как просветителя, педагога тюркских народов Поволжья в конце XIX - начале XX в. Исследование неизданных архивных материалов (фонды Национального архива Республики Татарстан, Отдела рукописей и редких книг библиотеки Казанского университета), также уже опубликованных источников показало, что педагогическая и просветительская деятельность Н.Ф. Катанова в Казани начиналась с января 1894г. и продолжалась до его кончины в 1922 г. Его профессиональная педагогическая деятельность связана с Казанским университетом, Казанской духовной академией, Северо-Восточ-ным этнографическим и археологическим институтом. По сведениям С.Н. Иванова, И. Ф. Катанов преподавал также и в других вновь организованных советской властью образовательных учреждениях.

Н.Ф. Катанов к началу преподавательской деятельности в качестве экстраординарного преподавателя турецко-татарского наречия Казанского

Ю6

З'ЮОб

университета уже имел достаточную известность среди ученого мира благодаря собранным им обширным материалам в ходе этнографической экспедиции в Сибирь, Северную Монголию и Китайский Туркестан в период 1889-1892 гг. Именно собранные им впервые сведения о жизни, истории, языках и культурах тюркских народов Сибири и восточных окраин Российской империи послужили «камнями и материалом» для развития российского востоковедения XX в. Обладая фундаментальными теоретическими знаниями в области турецко-татарских языков и востоковедения, полученными в стенах С."Петербургского университета, начинающий преподаватель проявил самое серьезное отношение к российскому востоковедению с первых своих лекций в Казанском университете. Катанов сразу обозначил проблему дефицита специалистов-востоковедов среди отечественных просветителей, которые были бы готовы изучать и просвещать «инородцев» России. Оценка ученым состояния тюркологии в конце XIX в. дана в конце его первой лекции «Этнографический обзор турецко-татар-ских племен»: «Недостаток в солидных исследованиях на русском языке зависел не оттого, что материал был за тридевять земель, а оттого, что до сих пор среди самих русских не было, так сказать, постоянных рабочих рук: русские занимались тюркологией не специально, а только мимоходом» | 1, с. 206].

Как видно, с начала своей педагогической деятельности Катанов руководствуется идеей научности в изучении тюркологии, затем - идеей специального изучения тюркских наро-

^^ШПЛППП 4 п шгшшггг

дов в комплексе и необходимости специальной подготовки к исследовательской деятельности людей из числа российских ученых. Вся педагогическая деятельность ученого была связана с вопросами инородческого образования. Так, он никогда не стремился рассматривать проблемы лингвистики и обучения языкам изолированно от общей культуры, истории и этнических традиций народов. Свидетельством тому является проект возрождения востоковедения, пред» ставленный Николаем Федоровичем в Совет историко-филологического факультета 30.11.1905г. Удивительным является сам факт проявления заботы о востоковедении в самый активный период развития революционных волнений. Так, Катанов предлагал усилить восточное отделение общегуманитарными дисциплинами, систематизированными в 4 группы. В группу А он предлагал отнести «предметы лингвистические, в группу Б - предметы историко-этнографи-ческие, В - литература и искусство Востока и Г - история религий Востока» [2, Л. 135].

В народном образовании инородцев Н.Ф. Катанов стоял на прогрессивных для своего времени позициях - обучение детей нерусских народов православной веры следует проводить на родном языке, на основе родного языка и русской графики, разработанной Н.И. Ильминским. Для чего требовалось поднять статус востоковедения прежде всего в Казанском университете на научно-методологический, методический уровень, систематизировав преподавание востоковедческих дисциплин.

История образования

В характере и направленности об-щественно-педагогической, научно-творческой и в целом просветительской деятельности ученого обнаруживается одна общая мысль - просвещение нерусских народов России всеми доступными средствами и привлечение к этому делу передовых мыслителей, доброжелательно настроенных и желающих заниматься изучением и обучением инородцев. Такими людьми являлись в первую очередь востоковеды: именитые ученые, начинающие просветители, учителя инородческих школ, образованные люди из бывших ссыльных в Сибири, на Востоке, также некоторые прогрессивные представители властей в национальных округах (H.H. Пан-тусов и др.). Что касается политической позиции ученого, Н.Ф. Катанов не занимался политикой и не создавал общественно-политических блоков или партий, не состоял членом какой-либо партийной организации ИЛИ общества. Его интересы, творческая энергия были целиком поглощены научно-просвети-тельской, творческой и общественной работой. Вероятно, рано осознав незавидную роль политических деятелей, он нашел себе достойное место в обществе, полностью отдавшись научному творчеству и просветительству.

Основу активной жизнедеятельности Н.Ф. Катанова составляли преподавательская работа в двух учебных заведениях, исследовательская, организационная, редакторская, переводческая, музееведческая виды деятельности, Он состоял членом 22 научных обществ и общественных организаций, исполняя множество обязанностей и должностей.

Ю7

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

Особое место в его жизнедеятельности занимала работа в Обществе археологии, истории и этнографии (далее - ОАИЭ) при Казанском университете (создано в 1878 г. - прекращение деятельности в 1929 г.). По своему предназначению Общество было призвано заниматься научной и просветительской деятельностью среди различных социальных кругов Поволжья, изучать культуру и историю восточных народов, поддерживать научные связи с учреждениями России и зарубежными обществами и организациями.

«В 1896-1914 гг. секретарем (с 1896 г.) и председателем (с 1898 г.) Общества археологии, истории и этнографии был видный востоковед и путешественник, исследователь языков, истории, этнографии и культуры тюр-коязычных народов Н.Ф. Катанов» [3, с.236]. Высоко оценена деятельность этого Общества под председательством Н.Ф. Катанова. Архивные документы свидетельствуют о плодотворной работе Катанова в Обществе: его личная заслуга в сохранении памятников истории села Болгар, перевод манускрипта китайского закона на кашкарский язык, научные публикации, комментарии, редактирование статей начинающих ориенталистов, рецензии, отзывы и др. [4]. Он умел заинтересовать людей восточными темами. Биографы отметили, что в период председательствования Катанова публиковались сочинения разных авторов, малоизвестных учителей, любителей старины наряду с именитыми учеными.

Из воспоминаний А.Н. Катановой, дочери ученого: «Он их (представи-

Ю6

З'ЮОб

телей чувашского, марийского, та тарского, удмуртского народов) принимал, выслушивал, давал указания, а нередко и привлекал к работе Общества археологии и этнографии при Казанском университете, где долго и бессменно состоял председателем» [4, с. 179]. Членами Общества являлись известные татарские народные деятели, просветители: Г. Ахмаров, А. Ильясов, Н. Никольский, Н. Аш-марин, К. Насыри, Ш. Марджани и др. Катанова с последними связывала не только официальная деятельность, но настоящая дружба, личные симпатии. В «Известиях» Общества за 1897 г. сохранились комментарии Катанова о сочинениях Марджани. Он Же помог Каюму Насыри сделать переводы татарских книг и статей на русский язык. Катановым написано «Предисловие» к работе Насыри «Образцы народной литературы казанских татар». Далее он содействовал публикации его учебно-методических и педагогических трудов. Катанов в руководстве деятельностью Общества ориентировался на издание народных текстов произведений фольклора, убеждая других членов в их просветительской необходимости.

В протоколах ОАИЭ зафиксировано множество фактов о бурной деятельности Катанова в качестве секретаря, казначея, затем председателя. Как секретарь он часто представлял на заседаниях и общих собраниях статьи членов этого общества: H.H. Пантуеова, М.Е. Евеевьева, П.А. Полякова, Г. Ахмарова и т.д. Почти на каждом заседании Общества в период с 1894 по 1899 г. зафиксированы сообщения, доклады на науч-

^^ШПЛППП 4 п шгшшггг

ные темы или краткие выступления Н.Ф. Катанова информационного характера. Имеется множество записей о пожертвованиях Н.Ф. Катанова в дар музею Общества различных предметов, привезенных из дальних путешествий или специально купленных от местного населения для музея. Он же являлся редактором «Известий» Общества.

Как редактор «Известий» ОАИЭ Николай Федорович производил отбор сочинений, практически помогая многим членам общества в литературном оформлении работ. Всю редакционную работу он производил с учетом важности той или иной представленной работы. Так, им лично производилась тщательная литературная обработка присланных из разных регионов России сообщений или статей, Четкая организация работы всего общества способствовала расширению деловых, научных контактов с другими ориенталистами страны и Европы. О чем свидетельствуют сообщения и доклады Катанова, его коллег в опубликованных протоколах.

Николай Федорович оставался членом Общества до конца жизни, принимая активное участие в работе. В статье-некрологе «Н.Ф. Катанов» его коллега К. Харлампович дал достаточно высокую оценку всесторонней деятельности ученого, в том числе показал вклад Катанова в развитие просветительной и научной деятельности Общества. «Как видно из протоколов Совета, это был образцовый председатель по усердию, аккуратности, внимательности отношения к нуждам музея и служащих. Из тех улучшений, какие он внес в жизнь

История образования

музея, можно отметить создание им библиотеки Общества» [6, с. 190].

Н.Ф. Катановым была создана атмосфера научно-творческой деятельности по востоковедению, которой ему явно не хватало на кафедре историко-филологического факультета университета. Огромное количество экспонатов для музея ОАИЭ было приобретено на собственные средства Катановым. Одним словом, следы активной деятельности Н.Ф. Катанова в Обществе археологии, истории и этнографии сохранились не только в протокольных документах, отчетах, но и в научном наследии самого ученого. Его вклад в развитие и популяризацию востоковедческих знаний среди казанцев и российских ученых в течение 1898-1914 гг. трудно переоценить.

В целом Общество сыграло в развитии востоковедения и национального просвещения Казани и Казанского округа исключительную роль, открыв дорогу начинающим ученым и определив научные направления российского востоковедения. Кроме того, востоковедческое общество способствовало культурному развитию, просвещению и образованию народов Поволжья.

Сотрудничая практически со всеми ориенталистами Казани, Поволжья и России, он являлся специалистом, у которого можно было получить консультацию по востоковедению или достать нужную книгу на популярных и редких восточных языках. Информированность Н.Ф. Катанова в области востоковедческих научных и учебных новинок привлекала к нему разных людей. Письма A.B. Васильеву

Ю9

■■шиш

4 ЕС П1ХП

Казанский педагогический журнал

свидетельствуют о горячей поддержке ученым инородческого образования. В письме от 22.05.1907г. Катанов писал: «Глубокоуважаемый Александр Васильевич!... от души благодарю Вас за присылку вырезок из разных газет про Вас, про съезды инородческих учителей и др. лиц, так или иначе причастных к делу просвещения инородцев...» [7]. Он был в курсе того, кто и где вел обучение инородцев, ратовал за то, чтобы грамотные представители народа шли в свои народные школы. Когда дело касалось «любимых» им инородцев, он любезно соглашался на редактирование, корректировку статей начинающих просветителей и учителей, несмотря на чрезвычайную занятость.

В вопросах инородческого просвещения он разбирался не только как ученый, но и практический деятель, как представитель национальной интеллигенции, владеющий практически всеми популярными живыми инородческими языками, на которых общались представители многонациональной Казани, Казанского и прилегающих округов. По существу среди российских востоковедов начала XX в. равных ему по своей компетентности не было. По прошествии почти полутора столетия истинная роль ученого в возрождении казанского востоковедения становится очевидной, так же как его прогрессивные взгляды на национальное просвещение и развитие образования коренных этносов России.

В связи со сказанным обращаем внимание на востребованность идей Н.Ф. Катанова в условиях возрождения национальных традиций наро-

Ю

З'ЮОб

дов Сибири в начале XXI в. Идеи И.cD. Катанова о просвещении и образовании коренных народов России во многом нашли воплощение в период Советской власти в ходе культурной революции 20-30-х гг. XX в. Вместе с тем актуальными для современного национального образования остаются идеи ученого о сохранении этнического равновесия народностей многонациональных регионов нашей страны, гармоничного развития национальных языков и национальных культур, идеи гражданского и патриотического воспитания подрастающих поколений.

Литература:

1. Катанов Н.Ф. Этнографический обзор турецко-татарских племен Н.Ф. Катанов/ / Ученые записки Казанского университета.- 1894. Mai-июнь. Кн.З,- С.186-206.

2. Национальный архив Республики Татарстан! Фонд 977. Казанский университет. Опись v. 11е горн ко фи. io.ioi и чески ii факультет» (ИФФ). Д. 1949. Л. 135. «Протоколы заседаний иеторико-фидо-логического факультета за 1905-1906 гг. Проект Катанова о возрождении востоковедения» .

3. Валеев P.M. Казанское востоковедение: истоки и развитие (Х1Хв,-20-е гг. XX в.) P.M. Валеев.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998,- 380 с.

4. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1894-1899 гг. // Известия Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета.- Т. XIV.- Вып. 4-5; T.XV - Вып. 1-2, 3, 4, 5-6.

5. Николай Федорович Катанов. Материалы и сообщения / Сост. Н.Г. Домо-жаков,- Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 1958,- 215 с.

^^ШПЛППП 4 п шгшшггг

6. Харлампович К. Профессор Н.Ф. Ка-танов (Некролог) / К. Харлампович / Казанский музейный вестник,- 1922,-№1,- С. 187-195.

История образования

7. Ф. 9044 Д. 8817, Отдач рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского университета. «Письма Н.Ф. Катанова A.B. Васильеву» .

МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Т. А. Челнокова, кандидат педагогических наук, Х.Р, Кадырова, кандидат пезагогичееких наук, КГТУ, г. Казань

Социальная, экономическая, политическая атмосфера, складывающаяся в нашей стране на том или ином этапе истории, накладывает отпечаток на развитие образования. Этот отпечаток находит отражение в организаци-онно-структурных, .дидактических, методических основах образовательного процесса. Особо реагирующим на запросы общества и социально-экономические явления выступает педагогический процесс профессионального развития личности. Это подтверждается историей отечественной школы ХХ-ХХ1 веков, в которой реализовались идеи трудовой школы, идеи политехнического образования, идеи непрерывной допрофеесиональной и профессиональной подготовки, и, наконец, идеи ранней специализации.

Реализация указанных идей отражалась: в организации образовательной среды, в которую на определенных этапах истории включались детский клуб, производственная мастерская, колхозное поле или ферма, строительный участок, учебно-производственный комбинат и т.п.; во внесении изменений в расписание учебной недели (один день недели - производительный труд на предприятие или

занятия в учебно-производственном комбинате).

Идея политехнического образования в течение многих десятилетий истории отечественной школы была основополагающей идеей ее функционирования. Политехническое образование принималось как важнейшая часть коммунистического воспитания, предусматривая ознакомление учащихся с теорией и практикой, основными принципами производства, особенностями производственных отношений, формирование трудовых навыков и умений. Длительность этапа существования образовательных учреждений нашей страны в рамках идеи политехнизма, не означала отсутствие перемен в содержание образования, выборе методов обучения или организации учебного процесса в целом.

Анализ концептуальных установок и конкретных фактов деятельности общеобразовательных учреждений нашей страны в ХХ-ХХ1 веках, С точки зрения их ориентации на решение проблемы профессионального становления учащихся, позволяет выделить модели профессионального развития личности на этапах обучения. Каждая из них отражает общий контекст;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.