PROGRAM AND METHODICAL ENSURING PHYSICAL TRAINING OF THE MILITARY
PERSONNEL
V.N. Egorov, D.V. Zabotin, D.L. Mironov
Experimental material about the level of physical development, physical fitness and functional condition of the military personnel is presented. The choice of means of physical training and their distribution at various stages of process of physical training of the military personnel is carried out.
Key words: program and methodical providing, physical development, physical fitness, functional state, military personnel.
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Zabotin Denis Valentinovich, undergraduate, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011:378
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В. Китикарь, Н.В. Левченко
Представлен инновационный взгляд на процесс подготовки будущих педагогов по физической культуре к профессионально-педагогической деятельности. Определены и обоснованы структурные компоненты готовности к творческой деятельности. Раскрыты педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие рассматриваемой готовности с учетом специфики творческой деятельности и особенности профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры. Рассмотрены современные интерактивные технологии и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей студентов - будущих педагогов по физической культуре в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: готовность к творческой деятельности, физическая культура, интерактивные технологии обучения.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства
Калужской области в рамках проекта проведения научных исследований («Формирование ценностно-смысловой готовности педагогов к первичному социальному воспитанию ребенка в дошкольном детстве: (опыт регионального исследования),
проект № 16-16-40021)
Сегодня в условиях современной парадигмы образования одним из приоритетных направлений подготовки в вузе является обучение студентов - будущих педагогов на основе деятельностного подхода. Однако
приходится констатировать, что весь процесс подготовки, зачастую, направлен на получение знаний, необходимых в будущем, а не на формирование готовности к творческой деятельности как основы будущего профессионального мастерства. Ведь именно развитие у обучаемых готовности к творческой деятельности позволит будущему педагогу не только реализовать себя в профессиональном плане, но и в плане преобразования личности и её самореализации.
Это позволяет по-новому пересмотреть весь процесс подготовки будущих учителей, так как наблюдается явное противоречие между требованиями современного общества к необходимости творческой готовности выпускников вуза как приоритетной составляющей и тем, что в реальной педагогической практике преподаватели не воспринимают данную проблему как необходимый компонент процесса обучения.
Современная жизнь в качестве необходимого условия выдвигает потребность в здоровом поколении, психологически и эмоционально устойчивом, физически развитом.
Данные объективные реалии вызывают необходимость в переосмыслении функционального значения физической культуры в формировании и развитии личности, поэтому и к специалистам этой сферы предъявляются новые требования, среди которых на первый план выдвигается не только развитие профессионально значимых качеств, но и способности к самостоятельному инновационному труду.
Вместе с тем, совершенствование образовательных парадигм приводит к изменению и статуса физической культуры как учебного предмета.
В связи с этим, на первый план среди основных проблем современного профессионального физкультурного образования выходит проблема его модернизации посредством усиления гуманистических контекстов педагогической деятельности специалиста в области творческой готовности.
Под «творческой деятельностью» понимают деятельность, порождающую новые материальные и духовные ценности, причем чертами творческой деятельности являются оригинальность и неповторимость.
Готовность - это важное условие, необходимое для выполнения какой-либо деятельности.
Готовность к творческой деятельности в психолого-педагогической литературе принято рассматривать с нескольких позиций:
- готовность к творческой деятельности будущего педагога с точки зрения системного подхода: «интегративное личностное образование, выражающееся в наличии у педагога знаний, умений и навыков и личностно-профессиональных качеств, необходимых ему для создания единого образовательно-развивающего пространства в целях развития личности школьника» [5];
- готовность к творческой деятельности будущего педагога с точки зрения деятельностного подхода: самостоятельная активность субъекта образования в процессе совместной деятельности преподавателя и студента [3];
- готовность к творческой деятельности будущего педагога с точки зрения овладения дидактическими умениями: приемы и способы, входящие в содержание любой творческой деятельности. К ним относятся: 1) самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; 2) видение новой проблемы в знакомой ситуации; 3) видение новой функции объекта; 4) самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности, нового; 5) видение структуры объекта; 6) видение альтернативы решения и его хода; 7) построение принципиально нового способа решения [7];
- готовность к творческой деятельности будущего педагога с точки зрения личностного подхода: совокупность качеств и свойств личности специалиста, обеспечивающих возможность успешной профессиональной адаптации, высокопродуктивной и эффективной профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития [8];
- в структурном плане готовность к творческой деятельности рассматривают как совокупность интеллектуального, мотивационного, волевого и эмоционального компонентов.
Однако деятельность педагога по физической культуре, кроме традиционно педагогической, имеет прикладную специфическую направленность на воспитание двигательных навыков и умений, на развитие личности учащихся.
В соответствии с этим, особенность деятельности педагога по физической культуре заключается в том, что процесс обучения физической культуре идет посредством и через многообразие физических упражнений.
Профессионально-педагогическую деятельность педагога по физической культуре можно представить как интегральную систему субъект-субъектных отношений педагога и учащихся с целью коррекции физического развития, формирования культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни; при этом, цель данной деятельности реализуется посредством овладения учащимися специальными двигательными умениями и навыками [6].
Таким образом, учитывая различные подходы к определению готовности к творческой деятельности и специфику профессиональной деятельности будущих педагогов по физической культуре, считаем целесообразным выделить следующие структурные компоненты исследуемой готовности:
1) мотивационно-волевой компонент - готовность будущих педагогов по физической культуре к активному и самостоятельному овладению профессионально значимыми знаниями и умениями;
2) эмоционально-ценностный компонент - совокупность эмоций и чувств, связанных с самосознанием собственного творческого потенциала и осознанием феномена социальной значимости будущей профессиональной деятельности;
3) двигательный компонент - способность проявлять моторное творчество в деятельности, связанное со спецификой физической культуры;
4) рефлексивный компонент - способность к самоанализу и самооценке собственной творческой деятельности.
Главной ценностью образования становится формирование в человеке возможности и потребности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни. Только творческая личность способна самореализоваться в современных социально-экономических условиях, стать уверенной и конкурентоспособной.
Формирование такой личности будущего педагога по физической культуре возможно только при создании эффективных условий обучения в вузе, направленных на развитие готовности к творческой деятельности.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие педагогические условия формирования данной готовности:
1. Взаимодействие преподавателя со студентами на основе интерактивных технологий обучения.
В отличие от традиционных, интерактивные технологии делают акцент на понимании и взаимопонимании. Интерактивное обучение является и личностно-ориентированным, так как диалогическая природа личности проявляется, по мнению М.М. Бахтина [1], в ее открытости.
Интерактивные технологии позволяют решать следующие задачи:
- включение в педагогический процесс мотивационной сферы студентов;
- развивают способности обучаемых;
- развивают коммуникативные умения и навыки;
- помогают установлению эмоциональных контактов;
- обеспечивают воспитательную задачу.
Анализ научно-методической и педагогической литературы позволил выделить следующие интерактивные технологии, которые, по нашему мнению, будут наиболее приемлемы и эффективны при развитии готовности к творческой деятельности у будущих педагогов по физической культуре в образовательном пространстве вуза:
- проблемная лекция, использование которой предполагает учет уровня познавательной активности студентов, направленной на формирование знаний;
- технология ситуационного обучения, которая способствует развитию умения самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;
- технология организации проектной деятельности студентов, направленная на формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, умений планировать и организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность;
- информационные технологии, предполагающие готовность самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, определять, какой информации или каких умений недостаточно для решения поставленных целей.
2. Систематическое использование в процессе обучения методов, направленных на эмоционально-ценностную сферу личности студентов:
- метод акцентирования эмоций [2] по отношению к сущности будущей профессиональной деятельности, предполагающий организацию её эмоционального приятия студентами;
- метод адекватных эмоций [2]. Его особенность при формировании готовности к творческой деятельности у будущих педагогов состоит в том, чтобы передаваемое содержание ценности педагогической и здоровьесберегающей деятельности пробуждало адекватные эмоциональные реакции студентов.
Кроме этого, необходимо проектировать творческие ситуации (проблемно-нравственного характера), которые актуализирует личностные функции обучаемого.
Конструирование таких ситуаций предполагает использование следующих технологий:
- усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, решение разноуровневых личностно-ориентированных задач.
- имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности (технология задачного подхода, технология диалога, технология имитационных игр).
3. Использование системы дидактических игр при развитии моторного творчества. Под моторным творчеством в научной литературе понимают способность решать двигательные задачи, создавать новые двигательные элементы, разрабатывать технико-тактические комбинации и т. д. Студенты в таких условиях самостоятельно преобразовывают действия и находят новые способы их выполнения, корректируя свою деятельность для достижения более высокого результата.
Дидактические игры имеют следующие отличительные черты [4]:
- свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие);
- импровизационный, творческий, активный характер деятельности;
- эмоциональное напряжение;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, её логическую последовательность.
Основное отличие педагогической игры - четко поставленная педагогическая цель и соответствующий ей педагогический результат, а также явная учебно-познавательная направленность.
Особую роль в развитии творческой готовности будущих педагогов играют учебные деловые игры - практические занятия, позволяющие представить в виде модели различные аспекты будущей профессиональной деятельности студентов факультета физической культуры и спорта для реализации имеющихся у них знаний предмета будущей профессии.
В основе учебной деловой игры лежат такие элементы, как: наличие ролей, воображаемых ситуаций, различные игровые предметы, обязательная совместная деятельность участников игры, контроль игрового времени, оценка хода и результатов игры, элемент соревнования.
Применяют различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «деловой театр», психо- и социограмма.
Имитационные игры предполагают имитацию деятельности.
Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. «Деловой театр» - разыгрывание какой-либо ситуации, поведение человека в этой обстановке. Психо- и социограмма близки ролевым играм и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
Применение деловых игр повышает активность студентов. Это связано с возможностями обучаемых применять полученные знания на практике. Интерес повышает творческую направленность личности, вызывает положительные эмоции, которые пробуждают эвристичность мышления.
Также актуальными являются технология сотрудничества - особого типа «проникающие» технологии, которые являются воплощением нового педагогического мышления [4].
Повышение уровня образования будущих педагогов по физической культуре зависит от многих факторов, однако наиболее значимым из них является переориентация системы образования с технократического и предметноцентрического принципов на принцип развития самостоятельной, творческой личности, умеющей находить нестандартные решения педагогических задач. Развитие готовности к творческой деятельности у сегодняшних студентов является одним из эффективных направлений повышения качества обучения в целом.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманистических наук / сост. С.Г. Бочаров. СПб.: Азбука, 2000. 333 с.
2. Маслов С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. № 9 С. 46-50.
3. Мещеряков А.С., Бехтер А.Ю. Формирование творческой готовности к профессионально-личностному саморазвитию будущих инженеров средствами иностранного языка // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. №4. С. 132.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 1999.
5. Руденко С.В. Системный подход к формированию готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №12. С. 194.
6. Соловьев Г.М., Горбатов В.Ф. Некоторые аспекты технологической модели подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в вузе // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 23-39.
7. Эрюков В.В. Роль и место дидактических умений в структуре готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №3. С. 142.
8. Tolstov S.N. Professionalizm specialista social'noj mediciny // Professionalism of the expert of social medicine. Shuya: Izdatel'stvo GOU VPO «ShGPU», 2007.
Китикарь Оксана Васильевна, канд. пед. наук, доц., naboka.oxana@yandex.ru, Республика Молдова, Тирасполь, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко,
Левченко Наталия Валерьевна, канд. пед. наук, доц., natai-levche@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
DEVELOPMENT OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS ON THE PHYSICAL CULTURE FOR THE CREATIVE ACTIVITY
O.V. Kitikar, N.V. Levchenko
In the article innovation view on the process of training future teachers on the physical culture for the professional-pedagogical activity is represented. The structural components of readiness for the creative activity are determined and substantiated. Are opened the pedagogical conditions, which ensure the e ffective development of the considered readiness taking into account the specific character of creative activity and special feature of professional-pedagogical activity in the region of physical culture. Are examined the contemporary interactive technologies and the methods of instruction, directed toward the
development of the creative abilities of students - future teachers along physical culture in the process of instruction in VUZ (Institute of Higher Education).
Key words: readiness for the creative activity, physical culture, the interactive technologies of instruction.
Kitikar Oxana Vasilievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, naboka.oxana@yandex.ru, Republic of Moldova, Tiraspol, Pridnestrovian State University of T.G. Shevtcenko,
Levchenko Natalia Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, natai-levche@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University of Tsiolkovsky
УДК 796.011:378
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Н.В. Левченко, С. И. Маслов
Даны этапы процесса освоения ценностей и их интериоризации, структура ценностного отношения, выделены ценностные критерии понятия «здоровье».
Ключевые слова: ценность, физическая культура, здоровье, образование, аксиология, воспитание.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства
Калужской области в рамках проекта проведения научных исследований («Формирование ценностно-смысловой готовности педагогов к первичному социальному воспитанию ребенка в дошкольном детстве: (опыт регионального исследования),
проект № 16-16-40021)
Здоровый образ жизни в современных реалиях рассматривается как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Однако приходится констатировать, что на сегодняшний день нет должного понимания среди молодежи, что является «здоровым образом жизни». Есть лишь знания из философии, которые трактуются как набор существующих методов, как правила, которые сведены к различным мероприятиям, направленным на оздоровление и дидактическую пропаганду. Это позволяет по новому оценить современную ситуацию, в которой, несмотря на наличие постоянной воспитательной работы, «нездоровый образ жизни» (неправильный режим дня, питания, малая физическая активность, стресс, вредные привычки и др.) является более встречаемым среди молодежной среды.
Согласно последнему исследованию «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» и данным отчета Всемирной организации здравоохранения можно говорить о наличии нерешенных проблем и задач, к которым относятся: показатели психического здоровья, избыточная масса тела и ожирение, ухудшение пищевых привычек, низкий уровень