Б01: 10.18721ДЕ.12611 УДК 339.13
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
О.В. Чистякова1. А.В. Бабкин2
1 Байкальский государственный университет, г. Иркутк, Российская Федерация
2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Рассмотрены подходы к государственной поддержке инновационного предпринимательства через институты развития бизнеса. Определена цель политики стимулирования инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства как основанный на инновациях экономический рост. Рассмотрены теории инноваций и концепции технологических укладов. Выявлены важнейшие направления поддержки малых и средних инновационных предприятий: формирование государственной и региональной инновационной политики, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, эффективное функционирование институтов развития. Институты развития бизнеса являются государственным инструментом стимулирования развития приоритетных отраслей экономики. На федеральном уровне важнейшими институтами являются Внешэкономбанк, Федеральная корпорация по развитию МСП, Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов, Фонд развития Дальнего Востока, Российский экспортный центр и др. Они оказывают поддержку малым и средним предпринимательским структурам путем предоставления консультационной, имущественной и финансовой помощи. Особый акцент делается на продвижение бизнес-проектов и их льготное финансирование. Выявлена региональная привязка инновационных предпринимательских проектов. Их успех зависит от эффективности федеральной системы поддержки, от финансирования со стороны институтов развития, развитости инновационной инфраструктуры, от сформированной на уровне конкретного региона институциональной и бизнес-среды, социальной инфраструктуры, наличия кадров соответствующей квалификации, комфортности жилищных условий. Рассмотрены инструменты поддержки инновационного предпринимательства в регионах. Изучена система институтов развития бизнеса в Иркутской области. В ее состав входят следующие организации: Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области, Корпорация развития Иркутской области, Фонд развития промышленности Иркутской области, Агентство инвестиционного развития Иркутской области, Иркутский областной гарантийный фонд, Фонд микрокредитования Иркутской области. Опыт развития институтов поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области представляет интерес для других регионов, поскольку он предполагает комплексную поддержку предпринимательских структур, а также позволяет осуществлять поддержку на условиях, которые не могут предоставить банки (под более низкую процентную ставку). Рассмотрены перспективные федеральные и региональные проекты в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Ключевые слова: предпринимательство, инновационное предпринимательство, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, инструменты развития бизнеса
Ссылка при цитировании: Чистякова О.В., Бабкин А.В. Институты развития бизнеса как инструмент государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 6. С. 128-138. Б01: 10.18721ДЕ.12611
Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии СС ВУ-МС 4.0 (https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)
BUSINESS DEVELOPMENT INSTITUTES AS TOOL OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP
O.V. Chistyakova1, A.V. Babkin2
1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation 2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation
Approaches to state support of innovative entrepreneurship through business development institutions are considered. The purpose of the policy of stimulating innovation activities of small and medium-sized enterprises as innovation-based economic growth is determined. Theories of innovations and concepts of technological structures are considered. The most important directions of support of small and medium-sized innovative enterprises are revealed: formation of state and regional innovative policy, programs of support of small and medium-sized business, effective functioning of institutes of development. Business development institutions are a state tool to stimulate the development of priority sectors of the economy. At the federal level, the most important institutions are Vnesheconombank, the Federal Corporation for SME Development, the Industrial Development Fund, the Single-Industry Towns Development Fund, the Far East Development Fund, the Russian Export Center. They provide support to small and medium-sized businesses by providing consulting, property and financial assistance. Special emphasis is placed on promotion of business projects and their concessional financing. Regional binding of innovative business projects is revealed. Their success depends on the effectiveness of the federal support system, funding from development institutions, the development of innovative infrastructure, the institutional and business environment formed at the level of a particular region, social infrastructure, the availability of qualified personnel, comfortable living conditions. The instruments of support of innovative entrepreneurship in the regions are considered. The system of institutes of business development in Irkutsk region is studied. It is composed of the following organizations: the Business Support Fund of the Irkutsk region; Corporation of Development of the Irkutsk Region; the Industry Development Fund of Irkutsk Region, Agency Of Investment Development of Irkutsk Region; Irkutsk Regional Guarantee Fund; the Microcredit Fund of the Irkutsk Region. The experience of development of institutions to support small and medium-sized businesses in the Irkutsk region is of interest to other regions because it involves comprehensive support for business structures, and also allows for support on terms that banks cannot provide (at a lower interest rate). Prospective federal and regional projects within the framework of the national project 'Small and medium-sized entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative' are considered.
Keywords: entrepreneurship, innovative entrepreneurship, state support for small and medium-sized businesses, businesses development institutions
Citation: O.V. Chistyakova, A.V. Babkin, Business development institutes as tool of state support of small and medium-sized innovative entrepreneurship, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 12 (6) (2019) 128-138. DOI: 10.18721/JE.12611
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
Введение. Интерактивный характер современного инновационного процесса выступает определяющим фактором дальнейшего развития экономики России. Инновационная деятельность в условиях жесткой конкуренции является необходимым фактором успешного функционирования предпринимательских структур. Стратегическим фактором обеспечения их конкурентоспособности является технологическое перево-
оружение предприятий, освоение высоких технологий, выпуск новой наукоемкой продукции. Поэтому проблема развития инновационного предпринимательства является актуальной в настоящее время.
Предпринимательские структуры в большинстве стран мира пользуются поддержкой со стороны государства. Важнейшим направлением поддержки малых и средних инновационных
предприятий является формирование государственной и региональной инновационной политики, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, эффективное функционирование институтов развития бизнеса.
Целью данного исследования является изучение институтов развития бизнеса как инструмента государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.
Предметом исследования является поддержка малого и среднего предпринимательства через систему институтов развития бизнеса и реализуемых ими проектов.
Объектом исследования являются институты развития бизнеса, а также федеральные и региональные проекты, направленные на поддержку предпринимательства.
Методика исследования. Рассмотрим особенности государственной поддержки инновационного предпринимательства через институты развития бизнеса. Определим цель политики стимулирования инновационной деятельности малого и среднего инновационного предпринимательства. Выявим важнейшие направления поддержки малых и средних инновационных предприятий. Остановимся подробнее на институтах развития бизнеса как государственном инструменте стимулирования развития приоритетных отраслей экономики. Рассмотрим способы поддержки малых и средних предпринимательских структур путем предоставления консультационной, имущественной и финансовой помощи, льготного финансирования. Изучим инструменты поддержки инновационного предпринимательства в регионах, в том числе институты развития бизнеса в Иркутской области. Рассмотрим федеральные и региональные проекты в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», нацеленные на развитие малого и среднего предпринимательства в России.
Результаты исследования. Предпринимательство по своей природе всегда связано с инновациями. Инновации как экономическая категория изучались Й. Шумпетером, А. Клайнкнех-том, П. Друкером и др.
По мнению Й. Шумпетера [1], нововведение (инновация) составляет основу экономического роста. Он также выделял роль инноваций как фактора экономического роста территорий.
А. Клайнкнехт [2] выделял аспект повышенной рискованности традиционных технологий по сравнению с радикальными в условиях депрессии.
По мнению П. Друкера [3], для успешности нововведений их необходимо подкреплять скоординированными действиями всех заинтересованных сторон.
Сторонники концепции технологических укладов (Дж. Доси [4], С. Глазьев [5], Д. Львов [6], Р. Нижегородцев [7]) интерпретируют экономическую динамику как неравномерный процесс последовательного замещения технологических укладов.
Для активизации инновационного предпринимательства требуется государственное вмешательство. По мнению Е. М. Бухвальда [8], продуманная государственными органами система мер по созданию рамочных условий инновационной деятельности для бизнеса, реструктуризация государственных институтов оказываются более эффективными, чем прямое или косвенное субсидирование государством инновационной деятельности.
А. Кудрин [9] утверждает, что «...обязательное условие дальнейшего развития экономики — радикальное совершенствование институтов». Мы согласны с его мнением и считаем, что сегодня возможна активизация малых и средних инновационных предприятий через деятельность институтов развития бизнеса.
Институты развития бизнеса являются государ -ственным инструментом стимулирования развития предпринимательских структур. На федеральном уровне важнейшими институтами развития являются Федеральная корпорация по развитию МСП, Фонд развития моногородов, Фонд развития Дальнего Востока, Фонд развития промышленности, Российский экспортный центр и др. Они оказывают поддержку малым и средним предпринимательским структурам путем предоставления консультационной, имущественной и финансовой помощи, при этом особый акцент делается на продвижение бизнес-проектов и их льготное финансировании.
Рассмотрим деятельность институтов развития, функционирующих на федеральном уровне, представленных в таблице.
Институты развития бизнеса в России федерального уровня
Business Development Institutions in Russia at the Federal Level
Наименование Учредитель Цели деятельности Взаимодействия
АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и «Внешэкономбанк» Осуществляет поддержку субъектов МСП и инфраструктурных организации. Сопровождает инвестиционные проекты МСП. Содействует закупкам у субъектов МСП товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ. Способствует «выращиванию» МСП. Осуществляет кредитно-гарантийную поддержку МСП Взаимодействует с Фондом развития моногородов, Фондом развития Дальневосточного, Российским фондом прямых инвестиций, Фондом развития промышленности
Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» Учрежден Внешэкономбанком в 2014 г. Создает условия для организации новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода Взаимодействует с Корпорацией МСП при оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в моногородах
Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) Учрежден Внешэкономбанком в 2011 г. Создан для ускоренного развития макрорегиона. Осуществляет инвестиции в создание новых предприятий и объектов инфраструктуры, значимых для развития экономики региона Взаимодействует с Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, Мин-востокразвития, Минэкономразвития, Минфином и Внешэкономбанком. Взаимодействует с Корпорацией МСП в рамках программы «Инвестиционный лифт»
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) Учрежден в 2011 г. Осуществляет портфельные инвестиции совместно с крупнейшими международными инвесторами. Направления поддержки Фонда включают как финансовые, так и нефинансовые инструменты. Взаимодействует с Корпорацией МСП в рамках программы «Инвестиционный лифт»
Фонд развития промышленности (ФРП) Основан в 2014 г. путем преобразования Российского фонда технологического развития Содействует модернизации промышленности, импортозамещению, организации новых производств. Занимается льготным софинансировани-ем проектов в сфере высокотехнологичного производства Взаимодействует с Корпорацией МСП в рамках программы «Инвестиционный лифт»
АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») Создана в 2006 г. по распоряжению Правительства РФ Формирование зрелого венчурного рынка и содействие достижению Россией технологического лидерства в приоритетных сферах для создания и продвижения инновационных продуктов и технологий. Инвестиции в венчурные фонды с привлечением профессиональных инвесторов и управляющих команд Поддержка организаций, разрабатывающих и внедряющих отечественные технологии для создания высокотехнологичной продукции, цифровой трансформации экономики Взаимодействует с Российским фондом прямых инвестиций, Фондом развития промышленности, Группой РОСНАНО
Окончание таблицы
Наименование Учредитель Цели деятельности Взаимодействия
Фонд содействия инновациям Создан Правительством России в 1994 г. Содействует коммерциализации разработок и развитию высокотехнологичных производств, кооперации малого и крупного бизнеса. Поддерживает стартапы. Поддерживает экспортно-ориентированные компании Взаимодействует с Корпорацией МСП
Группа РОСНА-НО Создана в 2011 г. путем реорганизации Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехно-логий» Содействует развитию наноиндустрии, инвестирует в высокотехнологичные проекты. Занимается коммерциализацией нано-технологических разработок, созданием на их основе работающего бизнеса Является финансовым соинве-стором перспективных проектов
АО «Российский экспортный центр» Образован в 2015 г. Внешэкономбанком Координирует деятельность экспортеров и государственных служб, а также торговых представительств РФ за рубежом Взаимодействует с профильными министерствами и ведомствами, торговыми представительствами РФ за рубежом.
Корпорация малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) [10] является институтом развития малого и среднего предпринимательства. Она координирует оказание субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основными целями деятельности Корпорации МСП являются: поддержка субъектов МСП и инфраструктурных организаций, поддерживающих их; информационное, юридическое, маркетинговое и финансовое сопровождение инвестиционных проектов МСП; содействие закупкам у субъектов МСП товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ; «выращивание» МСП; кредитно-гарантийная поддержка МСП.
Корпорация МСП предоставляет предпринимателям два ключевых вида поддержки. Первый вид предполагает гарантийную поддержку от 50 % до 75 % от суммы кредита на срок до 15 лет совместно с поручительством Региональной гарантийной организации. При этом стоимость гарантии составляет 0,75 % годовых. Второй вид предполагает кредитно-гарантийную поддержку по Программе стимулирования кредитования
субъектов МСП. Стоимость финансирования составляет от 9,6 до 10,6 % годовых. При этом размер собственных средств должен быть не менее 20 % стоимости проекта. Возможный размер кредита варьирует от 5 млн р. до 1 млрд р.
Еще одним важным институтом развития является Фонд развития моногородов, который нацелен на формирование благоприятных условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в монопрофильные муниципальные образования.
Критерии выделения моногородов — население не менее 3 тыс. человек и занятость на одном предприятии не менее 20 % от общей численности населения. Проблемы моногородов — высокий уровня безработицы, промышленная и социальная деградация. Это требует государственного вмешательства и предоставления таким субъектам особого режима ведения предпринимательской деятельности.
Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) инвестирует в создание новых предприятий и объектов инфраструктуры, необходимых для развития экономики данного макрорегиона.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) является суверенным инвестиционным фондом РФ. Он осуществляет портфельные инвестиции совместно с крупнейшими междуна-
родными инвесторами. РФПИ предоставляет мезонинное финансирование, выдавая займы с возможностью конвертации долга в уставный капитал. Нефинансовая поддержка РФПИ предполагает помощь отечественным компаниям в выходе на международные рынки с использованием международных контактов РФПИ. РФПИ взаимодействует с Корпорацией МСП, которая предоставляет гарантии по займам РФПИ.
Фонд развития промышленности (ФРП) нацелен на импортозамещение, содействие модернизации российской промышленности. Фонд предоставляет льготное софинансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств. Для реализации новых промышленных проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5 % годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
ФРП участвует в финансировании промышленных инвестиционных проектов, предоставляя займы по ставкам от 1 % до 5 % годовых в размере от 5 до 750 млн руб. на срок до 7 лет. При этом размер собственных средств должен составлять не менее 15 % от стоимости проекта. ФРП взаимодействует с Корпорацией МСП, которая предоставляет гарантии по займам ФРП.
АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») — государственный фонд фондов и институт развития венчурного рынка Российской Федерации. АО «РВК» нацелена на формирование зрелого венчурного рынка и содействие достижению Россией технологического лидерства в приоритетных сферах, создания и продвижения инновационных продуктов и технологий.
Фонд содействия инновациям, созданный Правительством России в 1994 г., оказывает финансовую поддержку молодым инноваторам и малым высокотехнологичным предприятиям с перспективой коммерциализации.
Группа РОСНАНО осуществляет инвестиции в высокотехнологичные проекты, создающие новые производства на территории России, а
также коммерциализацию нанотехнологических разработок.
АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) представляет «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки.
РЭЦ оказывает правовую, консультационную и кредитно-страховую поддержку в сфере экспорта товаров и услуг российского производства и российских инвестиций за рубежом, а также осуществляет финансирование экспортных операций. Нефинансовая поддержка РЭЦ предполагает анализ внешних рынков и выявление потенциального спроса на российскую продукцию, организацию международного патентования и сертификации российской продукции за рубежом, таможенное и логистическое сопровождение экспорта.
Таким образом, политика государства ориентирована на оказание помощи и содействие развитию малого и среднего инновационного предпринимательства, в том числе путем разработки перспективных проектов на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с майским указом президента В.В. Путина от 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [11] Минэкономразвития России совместно с Корпорацией МСП разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период до 2024 г., включающий 5 федеральных проектов:
— Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
— Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
— Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
— Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
— Популяризация предпринимательства.
Проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» нацелен на
улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая создание нового режима налогообложения для самозанятых граждан. Проект предусматривает передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
Проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» предусматривает многоканальную систему оказания финансовой поддержки. При этом предполагается предоставление поддержки в рамках Национальной гарантийной системы, предоставление микрозаймов предпринимателям государственными микрофинансовыми организациями по льготным ставкам, расширение лизинговой поддержки и внедрение альтернативных источников финансирования МСП.
Проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предполагает модернизацию региональной инфраструктуры поддержки МСП, совершенствование системы закупок у субъектов МСП, а также содействие выходу субъектов МСП на внешние рынки.
Проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» нацелен на создание условий для повышения продуктивной занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию, повышения конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, а также оптимизацию реализуемых механизмов государственной поддержки фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях содействия производству и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Проект «Популяризация предпринимательства» направлен на стимулирование интереса различных групп граждан России к бизнесу, повышение самозанятости населения.
На наш взгляд, необходима координация федеральной и региональной инновационной политики поддержки малого и среднего предпри-
нимательства. Развитие инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры в регионах рассматривается в работах Бабкина А.В. и Чистяковой О.В. [12], Кородюка И.С. [13], Гусевой Г.В. [14], Самарухи В.И. и Ивановой Д.А. [15], Самарухи А.В. и Сачкова Д.И. [16], Чистяковой О.В. и Самарухи В.И. [17], Цыкуно-ва А.Г. [18].
Иркутская область — один из Сибирских регионов, где достаточно хорошо развита система институтов развития бизнеса. В ее состав входят следующие организации: Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области, Фонд развития промышленности Иркутской области, Корпорация развития Иркутской области, Агентство инвестиционного развития Иркутской области, Иркутский областной Гарантийный фонд; Фонд микрокредитования Иркутской области [19]. Остановимся подробнее на специфике их деятельности.
Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области — важнейший институт инфраструктуры. Он осуществляет бесплатное консультирование предпринимателей Иркутской области, проводит обучающие мероприятия, содействует в организации выставочно-ярмароч-ных мероприятий. На базе Фонда поддержки предпринимательства Иркутской области функционируют Центр поддержки предпринимательства, Центр кластерного развития, Центр сертификации, Региональный центр инжиниринга, Центр поддержки экспорта.
Центр поддержки предпринимательства проводит семинары по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности, образовательные программы, предоставляет консультации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, обеспечивает участие предпринимателей в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также в программе «Бизнес-миссии».
Центр кластерного развития, представленный фармацевтическим, машиностроительным, нефтегазохимическим, строительных материалов и технологий, агропромышленным и туристско-рекреационным кластерами, обеспечивает эффективную взаимосвязь между промышленными
предприятиями и учреждениями науки и образования, направленную на повышение конкурентоспособности и инновационной активности предприятий, производство конкурентоспособной и радикально новой продукции, расширение рынков сбыта.
Центр сертификации, стандартизации и испытаний предоставляет испытательную лабораторию, которая оказывает независимые услуги по проведению испытаний материалов, оборудования, технологических процессов и образцов выпускаемых изделий.
Региональный центр инжиниринга является частью машиностроительного кластера Иркутской области, способствует научным разработкам для авиационного производства.
Центр поддержки экспорта оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности МСП, содействие привлечению инвестиций и выходу на международные рынки.
Корпорация развития Иркутской области создана для реализации на территории региона инвестиционных проектов в приоритетных отраслях. Ее задачей является завоевание Иркутской областью репутации региона с благоприятным инвестиционным климатом, а также организация успешно работающих производств, создание новых рабочих мест, увеличение внутреннего регионального продукта.
Корпорация занимается экспертизой инвестиционных проектов, их продвижением и софинан-сированием. При этом приоритетными являются проекты, направленные на импортозамещение и создание высокотехнологичных производств.
Еще одним важным институтом инфраструктуры является Агентство инвестиционного развития Иркутской области. Оно сопровождает инвестиционные проекты от стадии обращения до стадии реализации, посредством участия в выставках, форумах на территории России и за рубежом. Агентство сотрудничает с Российским экспортным центром, Ассоциацией индустриальных парков РФ, торговыми представительствами России за рубежом.
Финансовым сопровождением малого и среднего бизнеса занимаются Фонд развития промышленности Иркутской области, Иркутский областной Гарантийный фонд и Фонд микрокредитования Иркутской области.
Фонд развития промышленности Иркутской области создан на базе Корпорации развития. Он предоставляет льготные займы от 20 до 100 млн руб. под 5 % годовых промышленным предприятиям, разрабатывающим новую высокотехнологичную продукцию, осуществляющим техническое перевооружение. Заемщиками фонда могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие промышленную деятельность в Иркутской области.
Заем имеет целевой характер и может быть направлен на приобретение промышленного оборудования, инжиниринг, сертификацию, испытания, патентование, приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на общехозяйственные расходы, в размере до 15 % от суммы.
Иркутский областной Гарантийный фонд создан для расширения возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемному финансированию. Поручительство Фонда позволяет обеспечить до 70 % суммы сделки по кредиту или лизинговым операциям. Данный вид поддержки реализуется в Иркутской области с 2009 г. Механизм гарантийной поддержки позволяет компаниям малого и среднего бизнеса получить кредит даже при полном отсутствии собственного залогового обеспечения.
Фонд микрокредитования Иркутской области предоставляет займы на сумму до 5 млн руб. на срок до 3 лет с пониженными процентными ставками субъектам малого и среднего предпринимательства при наличии залогового обеспечения.
При этом ставка 7 % предусмотрена для резидентов особой экономической зоны «Ворота Байкала»; предпринимателей, экспортирующих продукцию; сельскохозяйственных производственных или потребительских кооперативов; предпринимателей, действующих в сферах ту-
ризма, экологии или спорта; а также предпринимателей — физических лиц старше 45 лет. Для малых и средних предпринимателей в моногородах процентная ставка составляет от 3,5 до 4,9 %.
Последнее особенно важно для Иркутской области, так как на ее территории расположено 8 моногородов, 3 из которых получили статус территории опережающего социально-экономического развития в моногородах.
В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Иркутской области разработаны и реализуются региональные проекты «Популяризация предпринимательства», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», нацеленные на снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия и увеличение числа занятых в Прибайкалье.
При этом в Иркутской области создается центр компетенций, а также упрощается получения электронный услуг предпринимателями через единый центр поддержки предпринимателей «Мой бизнес». В его состав входят Корпорация развития Иркутской области, Агентство инвестиционного развития, Иркутский областной гарантийный фонд, а также фонды развития промышленности, микрокредования, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Размещение институтов инфраструктуры на единой площадке позволит реализовать принцип «одного окна», что централизует управление инфраструктурой, снизит затраты на ее содержание, повысит качество оказания поддержки малых и средних предпринимательских структур, снизит административные барьеры [20].
Также планируется усилить оповещение предпринимателей о системе предоставления
гарантий и поручительства по обязательствам малого и среднего бизнеса.
Выводы. Важнейшим направлением поддержки малых и средних инновационных предприятий сегодня является формирование государственной и региональной инновационной политики, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, эффективное функционирование институтов развития, нацеленных на оказание консультативной, производственно-технической и финансовой поддержки.
Политика государства ориентирована на оказание помощи и содействие развитию малого и среднего инновационного предпринимательства, в том числе путем разработки перспективных проектов на федеральном и региональном уровнях.
Необходима координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов.
Опыт развития институтов поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области представляет интерес для других регионов, поскольку он предполагает комплексную поддержку предпринимательских структур, а также позволяет осуществлять поддержку на условиях, которые не могут предоставить банки (под более низкую процентную ставку).
Направления дальнейших исследований. В дальнейшем следует оценить динамику развития малого и среднего предпринимательства с учетом реализации предложенных мер поддержки со стороны институтов развития бизнеса и реализации национальных и региональных проектов, а также предусмотреть новые направления поддержки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
[2] Клайнкнехт А. Инновационные риски венчурного капитала и управление ими. М., 2003. 176 с.
[3] Друкер П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Гранд ФАИР-пресс, 2003. 285 с.
[4] Dosi G. [et al.]. Technical Change and Economic Theory. London, Pinter, 1988. 646 с.
[5] Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Влад-Дар, 1993. 310 с.
[6] Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990. 225 с.
[7] Нижегородцев Р.М. Роль институтов в выборе технологического уклада // Государство и рынок в оптимизации структурных характеристик экономического роста / под ред. Д.Ю. Миропольского, А.В. Харламова. СПб.: Астерион, 2004.
[8] Бухвальд Е.М. Роль Федерации и регионов в становлении инновационного облика российской экономики // Инновационный путь развития для новой России / Под ред. В.П. Горегляда. М.: Наука, 2005. С. 28.
[9] Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 4—20.
[10] Корпорация МСП. Официальный сайт. URL: https://coipmsp.ru/about/partners/instituty-razvitiya (дата обращения: 04.11.2019).
[11] О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/718 37200/ (дата обращения: 04.11.2019).
[12] А.В. Бабкин, О.В. Чистякова, Развитие инновационного предпринимательства в России: понятие, динамика, проблемы, направления развития // Экономическое возрождение России. 2014. № 4 (42). С. 157-170.
[13] Korodyuk I.S. Model of innovative development of regional transport infrastructure // International Journal of applied Engineering Research. 2015. No. 10-20. P. 40834-40840.
[1] Y. Shumpeter, Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of economic development]. Moscow: Progress, 1982.
[2] A. Klaynknekht, Innovatsionnyye riski venchurnogo kapitala i upravleniye imi [Innovative venture capital risks and their management]. Moscow, 2003.
[3] P. Druker, Effektivnoye upravleniye: Ekonomicheskiye zadachi i optimalnyye resheniya [Effective management: Economic challenges and optimal solutions]. Moscow: Grand FAIR-press, 2003.
[4] G. Dosi, et al., Technical Change and Economic Theory. London, Pinter, 1988.
[5] S.Yu. Glazyev, Teoriya dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya [Theory of long-term technical and economic development]. Moscow: Vlad-Dar, 1993.
[14] Гусева Г.В. Методологические основы внедрения интрапренерства с использованием внутренних венчурных стратегий в организации // Известия Байкальского государственного университета. 2018. № 28—1. С. 36—43.
[15] Самаруха В.И., Иванова Д.А. Развитие кластерной формы организации производства в лесной промышленности Иркутской области // Известия Байкальского государственного университета. 2016. № 26-6. С. 896-906.
[16] Самаруха А.В., Сачков Д.И. Информационно-коммуникационные технологии в аспекте управления социально-экономическим развитием региона на основе финансового и бюджетного проектирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. № 26-3. С. 392-399.
[17] Чистякова О.В., Самаруха В.И. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры предпринимательства на мезоуровне. Иркутск: БГУЭП, 2014. 320 с.
[18] Цыкунов А.Г. Моногорода Иркутской области: современное состояние // Известия Байкальского государственного университета. 2017. № 27-2. С. 140-145.
[19] Министерство экономического развития Иркутской области: офиц. сайт. URL: https://irkobl.ru/si tes/economy/small_business/organization/ (дата обращения: 04.11.2019).
[20] Институты развития Иркутской области консолидируются на одной площадке. URL: https://irkobl. ru/news/587932/?print=y (дата обращения: 04.11.2019).
Статья поступила в редакцию: 09.11.2019
[6] D.S. Lvov, Effektivnoye upravleniye tekhnicheskim razvitiyem [Effective technical development management]. M.: Ekonomika, 1990. 225 p.
[7] R.M. Nizhegorodtsev, Rol institutov v vybore tekhnologicheskogo uklada [The role of institutions in the selection of technological structure]. Miropolskiy D.Yu., Kharlamov A.V. (Eds.). Gosudarstvo i rynok v optimizatsii strukturnykh kharakteristik ekonomicheskogo rosta [The state and the market in optimizing the structural characteristics of economic growth]. St. Petersburg: Asterion, 2004.
[8] Ye.M. Bukhvald, Rol Federatsii i regionov v stanovlenii innovatsionnogo oblika rossiyskoy ekonomiki [The role of the Federation and regions in the formation of
ЧИСТЯКОВА Ольга Владимировна. E-mail: [email protected] БАБКИН Александр Васильевич. E-mail: [email protected]
REFERENCES
the innovative face of the Russian economy]. Goreglyad V.P. (Ed.). Innovatsionnyy put razvitiya dlya novoy Rossii [An innovative development path for a new Russia]. Moscow: Nauka, (2005) 28.
[9] A. Kudrin, O. Sergiyenko, Posledstviya krizisa i perspektivy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [The consequences of the crisis and the prospects for socioeconomic development of Russia]. Voprosy Ekonomiki, 3 (2011) 4-20.
[10] Korporatsiya MSP [Federal corporation for the development of small and medium enterprises]. URL: https://corpmsp.ru/about/partners/instituty-razvitiya (accessed November 4, 2019).
[11] O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta RF № 204 ot 07.05.2018 g. [On national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period until 2024: Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05. 2018]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/71837200/ (accessed November 4, 2019).
[12] A.V. Babkin, O.V. Chistyakova, Razvitiye innovatsionnogo predprinimatelstva v Rossii: ponyatiye, dinamika, problemy, napravleniya razvitiya [Development of innovative entrepreneurship in Russia: concept, dynamics, problems, development directions]. Russian Economic Developments, 4 (42) (2014) 157-170.
[13] I.S. Korodyuk, Model of innovative development of regional transport infrastructure, International Journal of applied Engineering Research, 10-20 (2015) 4083440840.
[14] G.V. Guseva, Metodologicheskiye osnovy vnedreniya intraprenerstva s ispolzovaniyem vnutrennikh venchurnykh strategiy v organizatsii [Methodological
CHISTYAKOVA Olga V. E-mail: [email protected]
BABKIN Aleksandr V. E-mail: [email protected]
foundations for introducing intrapreneurization using internal venture strategies in an organization], Bulletin of Baikal State University, 28-1 (2018) 36-43.
[15] V.I. Samarukha, D.A. Ivanova, Razvitiye klasternoy formy organizatsii proizvodstva v lesnoy promyshlennosti Irkutskoy oblasti [Development of a cluster form of organization of production in the forest industry of the Irkutsk region], Bulletin of Baikal State University, 26-6 (2016) 896-906.
[16] A.V. Samarukha, D.I. Sachkov, Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v aspekte upravleniya sotsialno-ekonomicheskim razvitiyem regiona na osnove finansovogo i byudzhetnogo proyektirovaniya [Information and communication technologies in the aspect of managing the socio-economic development of the region based on financial and budget design], Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 26-3 (2016) 392-399.
[17] O.V. Chistyakova, V.I. Samarukha, Formirovaniye i razvitiye innovatsionnoy infrastruktury predprinimatelstva na mezourovne [Formation and development of innovative entrepreneurship infrastructure at the mesoscale]. Irkutsk: BGUEP, 2014.
[18] A.G. Tsykunov, Monogoroda Irkutskoy oblasti: sovremennoye sostoyaniye [Monotowns of the Irkutsk region: current state], Bulletin of Baikal State University, 27-2 (2017) 140-145.
[19] Ministry of Economic Development of Irkutsk region. URL: https://irkobl.ru/sites/economy/small_busin ess/organization/ (accessed November 4, 2019).
[20] Instituty razvitiya Irkutskoy oblasti konsolidiruyutsya na odnoy ploshchadke [Development institutes of the Irkutsk region are consolidating on one site]. URL: https://irkobl.ru/news/587932/?print=y (accessed November 4, 2019).
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019