УДК 323. 2
Макарова Татьяна Борисовна Tatiana Makarova
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XXI в.: ФАКТОРЫ, СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
STATE EDUCATION POLICY DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE XXI с.: FACTORS AND CHARACTERISTIC FEATURES
Рассматриваются проблемы развития государственной образовательной политики России в XXI в., выделяются факторы, осложняющие ее интеграцию в мировое образовательное пространство, определяются сущностные характеристики государственной образовательной политики в области бизнес-образования с позиции государственного регулирования
Ключевые слова: государственная образовательная политика, мировое образовательное пространство, факторы, бизнес-образование, государственное регулирование, сущностные характеристики
State education policy development problems of Russia in the XXI-st century are con-sidered in the article. The author points out the factors complicating Russia's integration into the world educational space and determines characteristic features of state education policy in the sphere of business education in terms of government control
Key words: state education policy, world educational space, factors, business education, government control, characteristic features
Интенсивное интегрированное развитие бизнес-образования, во многом определяющего уровень конкурентоспособности российской образовательной системы и траекторию ее развития в условиях мирового образовательного пространства, оказывает непосредственное влияние на эффективность процесса модернизации и дальнейшего развития системы образования Российской Федерации.
Однако интеграция России в мировой рынок образовательных услуг осложняется целым рядом факторов, таких как раздробленность образовательного пространства, слабая связь между отечественными образовательными рынками, которые различаются не только по качеству, но и по количеству предоставляемых услуг и ценовой политике, что естественно не способствует появлению сильного и устойчивого национального рынка образовательных услуг.
Новая роль государства в глобальной системе основывается не только на вертикальных, но и на горизонтальных связях между различными элементами образовательной системы с целью формирования воспроизводства интеллектуального капитала через инновационную систему образования, структура которой способствует выявлению и продвижению всех перспективных элементов для производства знаний [15].
Российская система образования многофункциональна, элементы ее структуры находятся в сложноподчиненной зависимости, доказательством этого является явная мозаичность государственного регулирования бизнес-образования. Интеграция в глобальный рынок образовательных услуг потребовала от государственной образовательной политики адаптации к его требованиям как в части выполнения функций в области высшего образования, в целом, так
и бизнес-образования, в особенности, для решения проблем модернизации высшей профессиональной школы в рамках рыночной образовательной среды.
В процессе глобализации государственное регулирование российской системы образования претерпевает качественную трансформацию, включающую ориентированность современной образовательной системы на интеграцию, расширение образовательного пространства и количества его субъектов, повышение уровня открытости и возросшую информационность.
Следовательно, модифицируются и функции государственного управления, имеющие отношение к разработке стратегии образования, созданию и реализации концепций его развития и связанных с ними программ как на государственном, так и международном уровнях, определению приоритетных направлений; к вопросам правового регулирования передачи знаний, пересмотра перечня профессий и специальностей и внесения в него соответствующих изменений, к механизму финансирования образования, внедрению новых государственных образовательных стандартов и гарантий, развитию информационных технологий в системе образования и т.д.
В этой связи пересматриваются стратегические императивы развития российского образования, определяемые государством. Они формируют стратегический образ образовательного пространства, посредством которого происходит не только его освоение, но и присвоение результатов и последствий государственного регулирования в данной сфере, модифицирующего абстрактную модель образовательного пространства в конкретное его воплощение. Не менее важными в построении стратегического образа являются цели образовательной интеграции, выхода на мировой рынок образовательных услуг, разработка маркетинговых каналов внедрения долгосрочных стратегий по реализации преимуществ российского образовательного пространства в глобализирующемся рынке образовательных услуг.
Стратегия развития российской моде-
ли образования XXI в. изложена в таких официальных правительственных документах, как Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, ст. 1, 2, Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Приоритетный национальный проект «Образование», Концепция проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (протокол от 1 июня 2009 г. № 20), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 2008 — 2011 гг. План действий по модернизации общего образования на 2011—2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, и в целом ряде других документов, включая ежегодные [1-11].
Эти документы были проанализированы в соответствии со следующими стратегическими направлениями государственного регулирования:
а) проектно-целевое;
б) интегрирование в систему высшего профессионального образования;
в) финансово-распределительное;
г) контроль и оценка качества образования.
В данных стратегических документах обозначен переход от определения образования как сферы, обладающей аксиологической характеристикой, к пониманию его как «открытой и единой государственно-общественной системы на принципах децентрализации управления между государством, топ-бизнесом, потребителями [5]. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. говорится, что на первоначальном этапе должен соблюдаться опережающий и преимущественно бесплатный характер образовательных услуг [2], который проявляется в «формировании в сознании граждан образа образования как высшей ценности», а в последующих документах стратегичес-
кое направление развития системы образования определяется как «приоритетная новая точка роста инвестиций в человеческий капитал» [5] и выход на международный рынок в качестве экспортера образовательных услуг с объемом до 3 млрд долл. [5].
«...Наш приоритет — это производство (а в перспективе — и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни.» [8].
Однако ни в одном из документов не принимается во внимание неравномерность распространения образовательных услуг на рынке как в обеспечении потребностей в различных уровнях образования, так и по направлениям подготовки квалифицированных кадров или при определении региональных потребностей в специалистах.
Анализ программных документов не вызывает сомнения в том, что в них уделяется большое внимание вопросам модернизации государственного регулирования высшего профессионального образования в целом. Но практически не обозначены проблемы государственного регулирования бизнес-образования, т.к. до сих пор не существует единого мнения на этот счет, поскольку, с одной стороны, существует точка зрения, что участие государства в развитии бизнес-образования должно быть минимальным. Это подтверждается и западным опытом, где бизнес-школа — это не учебное заведение, в том смысле как это понимается в России, а структура, отвечающая потребностям бизнеса. Другой взгляд на бизнес-образование учитывает его прагматический характер, оно прямо зависит от бизнес-среды, которая определяет его качество, а также потребность в нем. Эта точка зрения основывается на таких характеристиках бизнес-образования, как дополнительность и непрерывность. Исходя из этого, необходимо усиливать государственное управление, обеспечивая бизнес-образованию государственные гарантии, разрабатывая систему лицензирования, государственной
аккредитации и т.д.
До начала 2012 г. в России государственное регулирование бизнес-образования велось через лицензирование высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по образовательной программе дополнительного профессионального образования МВА, через государственные требования к качеству бизнес-образования [12], контролируемые советом при Министерстве образования и науки, состав которого формируют члены Российской Ассоциации бизнес-образования, а организует процесс Академия народного хозяйства при правительстве РФ [13]. На начало 2007 г. лицензию на обучение по государственному стандарту МВА получили 80 высших учебных заведений из 1200, предоставляющих услуги бизнес-образования, к 2012 г. лицензию получили — 58, лидерами российского бизнес-образования являются 10 из них.
Государственное регулирование в сфере бизнес-образования не должно сводиться к процедурам лицензирования, аттестации и аккредитации [16], регулирующая функция государства в развитии системы образования должна изменяться как по интенсивности и форме, так и по содержанию. Тем более, что с 1 января 2012 г. в России прекращена государственная аккредитация бизнес-образования, выдача дипломов государственного образца, оставлена только функция лицензирования, а аккредитация и разработка образовательных программ и Госстандарта для бизнес-образования передана общественным объединениям.
По словам председателя совета директоров Ассоциации менеджеров С. Литов-ченко: «Бизнес-образование имеет хорошие перспективы в России благодаря умеренному участию государства в его регулировании. Многие регулятивные функции уже переданы в руки профессионального сообщества, которое теперь должно определиться с системой оценки качества образовательных программ, способных быть максимально эффективными для российского бизнеса и соответствовать междуна-
родным стандартам. Сегодня... повышение качества бизнес-образования, его максимальная приближенность к потребностям реального бизнеса являются серьезными факторами выживания и развития . бизнес-школ...» [14].
Однако, на наш взгляд, подобная модернизация может усилить недостатки организации бизнес-образования, связанные с системой ценообразования в бизнес-образовании и утратой государством контролирующей функции.
Таким образом, государственная политика в области бизнес-образования с позиции государственного регулирования имеет следующие сущностные характеристики:
— в основу заложен принцип децентрализации;
— финансирование инновационных проектов ведется на конкурсной основе;
— государственное регулирование не принимает во внимание неравномерность доступа к качественной системе образовательных услуг;
— государственная аккредитация основывается, в основном, на количественных, а не качественных критериях, т.к. адаптирована к системе государственного задания, в котором лидирующие позиции занимают государственные вузы (прекращается с 1 января 2012 г.);
— большая фрагментация образовательного пространства в области бизнес-образования, которая только усиливается за счет выбора бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга в качестве приоритетных для развития бизнес-образования России.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, ст. 1, 2.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).
3. Приоритетный национальный проект «Образование» от 5 сентября 2005 г.
4. Концепция проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (протокол от 1 июня 2009 г. № 20).
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., № 1622 - р.).
7. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию от 5 ноября
2008 г.
8. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию от 12 ноября
2009 г.
9. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию от 30 ноября
2010 г.
10. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию от 22 декабря
2011 г.
11. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)» от 25 августа 2003 г. № 3381.
13. Приказ Минобразования РФ от 19 ноября 2004 г. № 113 «О переименовании Экспертного совета Минобразования России по программе «Мастер делового администрирования (MBA)», об утверждении положения о нем и его состава».
14. Каллиома Л. Не тому учились. Почему выпускники МВА не смогли уберечь мир от экономического кризиса // Российская Бизнес-газета № 699 от 28 апреля 2009 г.
15. Лашко С.И. Бизнес-образование в условиях глобализации // Вестник Краснодарского краевого Центра «ЮНЕСКО». 2002. № 3.
16. Шадриков В., Геворкян Е. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России, 2001. № 1. С. 29-38.
Макарова Т. Б., зав. кафедрой регионоведения T. Makarova, head of North American studies depart-
Северной Америки, Забайкальский государствен- ment, Zabaikalsky State University ный университет (ЗабГУ) dnas.head @gmail.com
Научные интересы: политика, бизнес-образова- Scientific interests: politics, business-education,
ние, управление, международные отношения management, international relations
Коротко об авторе
Briefly about the author