УДК 334.7
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
© Дорожков Н. Д., Купчинская Ю. А., 2016
Иркутского государственного университета, г. Иркутск
Данная статья направлена на изучение государственно-частного партнёрства в сфере туризма, как инструмента стабилизации и развития экономики Российской Федерации. В данной исследовательской работе рассмотрено понятие ГЧП в России и его текущее положение. Описаны причины необходимости его развития в сфере туризма, с целью развития этого направления экономики. В статье описаны основные способы и методы классификации регионов по необходимости выделения инвестиций для развития. Авторами статьи описаны и проанализированы основные пути развития ГЧП в сфере туризма в России. Описаны преимущества формирования ОЭЗ и создания кластеров. Также в данной работе приведены примеры успешной реализации проектов ГЧП в регионах Российской федерации. В заключении статьи сделаны выводы и описаны перспективы развития данного вида ГЧП.
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, ГЧП, туризм, концессии, ОЭЗ, особая экономическая зона, кластер, анализ рынка, примеры, развитие.
В условиях мирового экономического кризиса, который привнёс в каждую страну свои негативные последствия, государство и частный бизнес должны объединиться на благо восстановления экономического равновесия в мире. Каждая из сторон, задействованная в подобном союзе должна бросить все силы на поиск новых путей, которые могли бы помочь бизнесу продолжить долгосрочные проекты, государство же в свою очередь смогло бы сконцентрировать все свои силы на поддержке национального производителя, а также его продвижению на международных рынках.
На самом деле развитие государственно-частного партнёрства в сфере туризма является совсем недавним путём привлечения капиталов в страну, а как следствие и борьба с мировым кризисом. Сейчас создается множество проектов туристической и рекреационной сферы по всей территории страны, не ограничиваясь только центральной её частью. Проекты ГЧП реализуются даже в удалённых точках страны, таких, как например Забайкальский край. Но в большинстве своём данные проекты являются единичными и мало кто из предпринимателей знают обо всех перспективах, которые может принести им ГЧП. Именно поэтому, первоочередной задачей для государства сейчас стоит создание специальной комфортной среды для государственно-частного партнёрства. Данная задача является
первоочередной, так как по последним опросам, большинство экспертов пришли к одному выводу, Россия абсолютно не приспособлена для благотворного развития и внедрения ГЧП. Также стоит уделять внимание и информационной поддержке развития ГЧП, для повышения уровня осведомлённости граждан и представителей бизнеса о возможностях, преимуществах и перспективах участия в программах ГЧП
Если опираться на основные концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», ГЧП в сфере туризма представляет собой взаимодействие всех существующих органов власти, общественных организаций, туристических фирм, общая деятельность которых направлена на реализацию масштабных проектов туристической отрасли. Такая степень кооперации необходима для создания, поддержания и управления туристическими потоками, для которых планируются и уже осуществляются
разнообразные программы, такие как, создание мест особого привлечения туристов, расширения въездного потока, а также улучшения предоставляемой туристической продукции.
Согласно исследованиям, Российская федерация недополучает большой объём средств бюджета за счёт своей не развитой туристической системы. Только 2 % ВВП создается при помощи туризма, тогда как в других странах такой процент не ниже 10 %.
21 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 2 • 2016
Такая слабая степень развития ГЧП может быть объяснена тем, что только в 2005 году в нашей стране задумались о том, что нужно узаконить один из видов партнёрства. Так в силу вступил закон о концессионных соглашениях. Благодаря этому закону, были определены две стороны концессионного соглашения, со стороны государства таким представителем является концедент, со стороны бизнеса представитель концессионер. Конечно, данный вид не показывает всё разнообразие видов ГЧП, однако помогает понять несведущему человеку, основной механизм подобного соглашения.
Если говорить только про сферу туризма, то благодаря концессионным соглашениям, были выделены основные объекты этой сферы, к ним отнеслись объекты здравоохранения (в том числе курортно-санаторные), образования, спорта, культуры, массового отдыха населения и туризма.
Хотя сейчас и не существует разделения ГЧП по отраслевому признаку, но всё же многие считают, что подобное разделение могло бы сыграть положительную роль в развитии данного вида сотрудничества. Сейчас большинство договоров является однотипными, но, если же будут созданы дополнительные условия соглашений,
ориентированных под определённые сферы, то это могло бы пойти на благо общего соглашения. Даже если рассматривать сферу бизнеса, то данные дополнения могли бы сократить некоторые риски сферы, такие, как например сезонность и колебание курса валют.
В настоящее время заметны значительные продвижения ГЧП в туристической сфере в Россию Примером таковой является проведение форумов, например «Интурмаркет-2010», на котором рассказывалось об основных особенностях развития ГЧП в туризме, а также о применении зарубежного опыта в данной сфере. Сейчас подобные форумы стали частым явлением в Российской Федерации, практически каждый туристический форум, проходящий как в рамках всей страны, так и в рамках региона затрагивает тематику сотрудничества государства и частного бизнеса с целью улучшения качества и развития туристической отрасти страны или региона.
В ходе развития практики ГЧП в туризме, было выделено два основных направления реализации ГЧП в российском туризме. Первым направлением можно считать создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, а второе — формирование туристических кластеров.
Однако всё равно для быстрого формирования ГЧП ещё существуют свои барьеры, Так например, для создания особых зон, сложно в первую очередь пробиться и пройти конкурсный отбор и достичь самого наивысшего федерального уровня со своим проектом. Что касается кластеров, то тут основной проблемой является нехватка компетенций у отдельных представителей туристического бизнеса.
Однако, не смотря на достаточно большие барьеры в системе развития данного партнёрства, есть и достаточно обширный перечень перспектив формирования ГЧП в РФ.
Если рассматривать первое направление развитие, такое как создание особых экономических зон, то можно заметить, что с 2007 года в России сформировалось уже 7 подобных зон.
Основной причиной таких медленных темпов формирования являются тот факт, что ещё только начинается формирование системы, по которой бы правительство могло выбирать наиболее приоритетные места для формирования ОЭЗ. За основу такой системы должен быть взят комплексный подход, который рассматривал бы территорию со всех возможных сторон. Так на сегодняшний момент реализован только географический подход, хотя логичнее всего рассматривать регионы с точки зрения различных факторов при выборе субъекта финансирования, например, стоит рассмотреть инновационный потенциал местности, а также уровень туристического предложения. Собственно тогда возникает достаточно очевидный вопрос, какие регионы следует финансировать в первую очередь. На одной чаше весов у нас те регионы, которые не имеют совсем никакой инфраструктуры, и которым придётся развивать всё с самого начала. А на другой чаше весов регионы, которым нужна лишь незначительная помощь, которая бы способствовала обеспечению запуск хороших туристических проектов.
На данный момент, как показывает практика, успех развития ГЧП в регионах зависит в первую очередь от готовности местных властей и бизнеса к благотворному взаимодействию.
Что касается второго направления реализации ГЧП туристической сфере — создание туристических кластеров. На данный момент данный подход является очень интересным для государства, так как он может создать благоприятные условия для эффективного функционирования разнообразной деятельности, а также активизацию деловой активности территорий, которые обладают высоким потенциалом, как инновационным, так и производственным.
В основных законодательных и информационных источниках под кластером понимаются группы соседствующих по географическому признаку территорий, а также взаимодействующих между собой предприятий, а так же связанные с ними органы государственного управления, которые отвечают за формирование и обслуживание потоков в туризме.
Для создания кластеров, да и вообще в целом проведения кластерного анализа необходимо комплексное рассмотрение связей между отраслями для решения разных задач — к таким задачам можно отнести переход экономики на
№ 2 • 2016
Бизнес-образование в экономике знаний 22
новый уровень, а также развитие регионов. Объединение возможностей предприятия в рамках одного предприятия может повысить общую конкурентоспособность.
На текущий момент государство создало несколько механизмов формирования кластеров в различных регионах страны, да и вообще ведёт целенаправленную кластерную политику в регионах. Многие источники считают, что кластерную политику можно противопоставить отраслевой политике. Основой кластерной политики является то, что она всегда привязана к свойствам той или иной территории.
В настоящее время, как сообщают источники, в разных областях РФ начался процесс формирования туристических кластеров. Хорошей базой для таких созданий является институциональное подкрепление, которое осуществляется на региональном уровне.
Также очень интересной и положительной тенденцией можно считать, нацеленность государства на создание не одного какого-то определённого кластера, а ряда кластеров, которые в комплексе с другими будут создавать большой механизм развития экономики в Российской Федерации.
Исходя из того, что кластеры выступают своего рода точками экономического роста, но отрасль туризма пока не является приоритетной в государственной экономике, поэтому создание туристических элементов внутри кластеров лучше всего создавать в такой последовательности, чтобы эти элементы впоследствии смогли помогать и поддерживать друг друга.
На сегодняшний день в Российской Федерации существуют примеры успешной реализации проектов ГЧП для туристической отрасти. Одним из самых больших и успешных примеров является создание всесезонных туристско-рекреационных комплексов на Северном Кавказе и Эльбрусе. На сегодняшний день уже созданы и функционируют всесезонные горные курорты: «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус-Безенги». До 2018 года в рамках проекта создания нового туристического кластера планируется построить и запустить следующие горные курорты: «Мамисон» в Северной Осетии, «Цори и Армхи» в Ингушении, курорты «Лагонаки» и «Матлас» в Краснодарском край и республике Дагестан.
Также среди реализованных и эффективно функционирующих объектов реализации программ ГЧП является горнолыжный комплекс «Манжерок» в республике Алтай. Курорт включает в себя 3 мини-гостиницы, кафе и рестораны, и, что более важно, трассы различной категории сложности, общей протяженностью до 60 км.
Еще одним успешным примером реализации крупного проекта в рамках программы ГЧП является природно-оздоровительный комплекс
«Алтай Резорт», расположенный на северо-западе Республики Алтай. Данные проекты являются яркими примерами возможности успешного сотрудничества государства и бизнеса, итогами такого сотрудничества являются: создание общественных и социальных благ, повышение популярности и престижности отечественного туризма, повышения качества оказываемых туристических услуг на территории страны.
Подводя итог можно выделить основные вопросы рассмотренные в данной статье и основные выводы сделанные по итогам проведённого анализа. Для благотворного развития ГЧП в туристической отрасли необходимо создание благоприятной среды для предпринимателей, а также разработка специальных методик для развития всех направлений деятельности данного партнёрства. Более того необходимо использовать многофакторный анализ регионов и районо страны для получения более полной картины о состоянии туристической отрасти и ее составляющих в конкретном регионе. Уже после проведения тщательного анализа должны производится действия поддержки ГЧП по регионам в зависимости от необходимости. Также, стоит отметить, в данной статье были рассмотрены островные перспективы развития ГЧП и продемонстрированы яркие примеры успешной реализации крупных проектов в сфере ГЧП в туризме, тем самым подтверждая то, что туристическая отрасль нуждается во внимании и развитии, в особенности в условиях экономического кризиса. ■
1. Кузин В. И., Зуев С. Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учеб.пособие. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. - 120 с. - с.100.
2. Воротников A. M., Королев В. А. Оценка состояния государственно-частного партнерства в регионах (по результатам мониторинга). - М.: Издательский дом Государственного университета -Высшей школя экономики, 2009. - 28 с. - с.7.
3. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник / Н. Л. Пахомова, К. К. Рихтер. -ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 815 с. - с.702-706.
4. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник / Н.Л Пахомова, К .К. Рихтер.-ЗАО Издательство «Экономика», 2009. -815с.- С 702-706.
5. Кружалин В. И., Кардашева Е. М. Сравнительный рекреационно-географический анализ регионов создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды IV Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 28-29 апр. 2009 г. - М.: Диалог культур, 2009. - 712 с. - с.363-369.
6. Инновационный путь развития для новой России / Отв. Ред. В. П. Горегляд; Центр социально-
23 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 2 • 2016
экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М.: Наука, 2005. - 343 с. - с.288.
7. Измерение эффективности и оценивание в государственном управлении: международный опыт / А. Н. Беляев, Е. С. Кузнецова, М. В. Смирнова, Д. Б. Цыганков. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. - 54 с. -с.14.
8. Государственно-частное партнерство - один из основных факторов динамичного развития индустрии туризма и гостеприимства [Электронный ресурс] // Портал «Туристическая библиотека» - URL: Http://tourHb.net/statti_tourismMasova3.htm
9. Федеральный закон об особых экономических зонах в российской федерации [Электронный ресурс] // Портал «Консультант плюс» - URL: Http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
10. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» / Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2011г. №1230-р. [Электронный ресурс] // Портал «консультантплюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воротников A. M., Королев В. А. Оценка состояния государственно-частного партнерства в регионах (по результатам мониторинга). - М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школя экономики, 2009. - 28 с. - с.7.
Государственно-частное партнерство - один из основных факторов динамичного развития индустрии туризма и гостеприимства [Электронный ресурс] // Портал «Туристическая библиотека» - URL:
Http://tourlib.net/statti_tourism/vlasova3.htm
Инновационный путь развития для новой России / Отв. Ред. В. П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М.: Наука, 2005. - 343 с. - с.288.
Измерение эффективности и оценивание в государственном управлении: международный опыт / А. Н. Беляев, Е. С. Кузнецова, М.В. Смирнова, Д.Б. Цыганков. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. - 54 с. - с.14.
Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» / Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2011г. №1230-р. [Электронный ресурс] // Портал «консультантплюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5 4599/
Кружалин В. И., Кардашева Е. М. Сравнительный рекреационно-географический анализ регионов создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды IV Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 28-29 апр. 2009 г. - М.: Диалог культур, 2009. - 712 с. - с.363-369.
Кузин В. И., Зуев С. Э. Организационно-
правовые основы системы государственного и муниципального управления: учеб.пособие. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. - 120 с. - с.100.
Федеральный закон об особых экономических зонах в российской федерации [Электронный ресурс] // Портал «Консультант плюс» - URL: Http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5 4599/
Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник / Н. Л. Пахомова, К. К. Рихтер. - ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 815 с. - с.702-706.
Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник / Н.Л Пахомова, К .К. Рихтер.-ЗАО Издательство «Экономика», 2009. -815с.- С 702-706.
Development of the public-private partnership in the tourism sphere
© Dorozhkov N., Kupchinskaya Iu. 2016
The main purpose of this article is to analyze public-private partnership (PPP) in tourism sphere, as an tool of stabilization and economic development in Russian Federation. I this research paper described a definition of PPP and described its modern status in Russia. Described reasons for necessity of the development of this sphere of the economy. In this article is showing general tools and methods of classification of the regions according to the necessity in the governmental investments for the development. By the authors of the article are described and analyzed the main ways of the development of the PPP in the tourism sphere in Russia. Described advantages of the creating special economic zone and clusters. Also in this research paper are given successful example of the creating PPP projecting Russia. In conclusion of the article authors give all results of the analysis and some perspectives of the development of the PPP.
Keywords: public-private partnership, PPP, tourism, Concession, SEZ, special economic zone, clusters, market analysis, examples, development.