РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ С ПОМОЩЬЮ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Для цитирования: Цветкова А.А. Развитие туристской отрасли России с помощью механизмов государственно-частного партнерства // Коммуникология: электронный научный журнал Том 2. №2. 2017. С. 44-52.
Автор: ЦВЕТКОВА А.А.
ЦВЕТКОВА Анна Александровна - магистрант Института
государственной службы и управления РАНХиГС, программа
«Экономическая политология»; e-mail: a7614061@gmail.com
Аннотация. Современные условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики, где значимым фактором воздействия является государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества и, в том числе, сферы туризма на федеральном и региональном уровнях. В исследование использована комплексная методология, основанная на применение системного, структурного и процессного подходов как научных методов познания в решение проблемы развития туризма как на федеральном, так и региональном уровнях. Работа с первоисточниками и статистической базой опиралась на применение методов сравнительного анализа и синтеза. В статье раскрываются сущность и содержание государственно-частного партнерства, обозначаются проблемы, определяются направления и задачи развития государственно-частного партнерства в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях. В современных условиях актуальный процесс интенсификации развития сферы туризма возможен при условии согласования государственных и бизнес-интересов, совершенствования законодательства, развития механизмов и реализации государственно-частного партнерств
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, деловые коммуникации туристская индустрия, туристская инфраструктура, сфера туризма, региональный туризм
Современное экономическое положение страны диктует условия для повышения эффективности её деятельности, которые, прежде всего, связаны с активизацией взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства, где значимым фактором воздействия будет являться государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества. С момента возникновения бизнес-структур в России (период постсоветского развития) по сегодняшний день, актуальна проблема выстраивания отношений бизнеса и власти, установления диалога между ними вокруг определения путей и наиболее эффективных методов
управления страной в условиях мирового финансового кризиса [Ильичева, 2012, а 44].
Туристическая деятельность неприемлема без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому подтверждение необходимости государственного регулирования развития туризма создается на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукт, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны [Барзыкин, 2015, а 5].
Туристская деятельность играет важную роль в экономике страны, а значит требует непосредственного государственного регулирования с целью обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов. Государственное регулирование в области туризма должно минимизировать негативные последствия внешнего воздействия на данную деятельность, и увеличивать положительные, например, туризм тесно связан с использованием различного рода природных ресурсов, следовательно государственное регулирование должно основываться на охране окружающей природной среды. Данную меру государство реализует через введение различных стандартов, например, вредные выбросы в атмосферу, за превышение данных стандартов к нарушителям применяются различного рода санкции в виде штрафов.
Сущность, содержание и роль ГЧП в социально-экономическом развитии общества
Государственно-частное партнерство является механизмом согласования и регулирования интересов государства и бизнеса, обеспечения их деловых коммуникаций, целью которого является обеспечение и реализация программ и проектов социально-экономического развития регионов. Что, в свою очередь, приведет к улучшению качества жизни населения и достижению целей государственного управления для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В последнее время использование различных форм государственно-частного партнерства приобрело большие масштабы ввиду того, что государство и бизнес занимаются совместной деятельностью по созданию и модернизации социально-значимых инфраструктурных объектов на региональном и федеральном уровнях. Данная форма взаимодействия представляет интерес для органов государственной власти с экономической точки зрения, т.к. позволяет осуществлять развитие социальной сферы путем инвестирования в совершенствование инфраструктуры1.
1 Федеральный информационный портал инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России: http://www.pppi.ru/regions
Механизма реализации государственно-частного партнерства предполагает привлечение частных инвестиционных средств для внедрения приоритетных проектов, что способствует более рациональному использованию средств бюджета в процессе решения задач по развитию инфраструктуры в сфере связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, инновационных технологий, здравоохранения, культуры, образования.
Наибольшего распространения проекты государственно-частного партнерства получили в экономически развитых странах, о чем свидетельствует мировой опыт их реализации. Установлена взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития страны и сферами использования государственно-частных проектов. В странах с развитой рыночной экономикой приоритетными отраслями внедрения данных проектов являются связь, туризм, инновационные технологий. В странах с более низким уровнем жизни наиболее актуальны проекты по развитию и модернизации жизненно важных объектов инфраструктуры.
Современные реалии мировой экономики, экономики РФ и ее регионов в определенной степени ограничивают реализацию масштабных проектов.
Преимуществом государственно-частного партнерства
является возможность использовать сторонние инвестиции с целью преодоления спадов и кризисов во время стагнации государственной экономики.
Контракты государственно-частного партнерства выгодны с экономической точки зрения, т.к. чаще, чем традиционные оказываются в пределах заявленных объемов финансирования (более 30%). В случае увеличения стоимости реализации государственно-частного проекта, она составляет в среднем 4%, тогда как для традиционных проектов данный показатель равен 18%. Увеличение сроков реализации проектов государственно-частного партнерства на 22% меньше по сравнению с традиционными проектами2.
Вопросы развития государственно-частного партнёрства в сфере туризма стало главной темой III Международного туристского форума, прошедшего в конце декабря 2015 г. в рамках IV Санкт-Петербургского международного Культурного форума, в работе которого приняли участие представители 25 стран мира, 75 регионов РФ, обсудившие актуальные проблемы отрасли и представившие наиболее интересные туристические проекты3.
В ходе обсуждения на форуме было отмечено, что, в связи с закрытием восточных направлений и снижением спроса россиян на традиционные европейские курорты, увеличился внутренний туристский поток на 15 % в 2014 г., который продолжился ростом на 30% в 2015 г. Согласно проведенному
2 Ibid.
3 Официальный сайт Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»: http://russia-rating.ru/info/9857.html
комплексному исследованию, посвященному туристской привлекательности регионов РФ, лидирующие позиции занимают регионы с высоким уровнем развития туристического бизнеса, сервиса, транспортной и социальной инфраструктуры: Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, г. Москва4.
Обеспечение должного уровня развития туристской индустрии в данных регионах стало возможным благодаря эффективным формам взаимодействия ресурсов государства, бизнеса и населения для решения задач по развитию регионального туризма, т.е. благодаря государственно-частному партнерству в сфере реализации приоритетных проектов.
Виды и формы ГЧП
Основными видами проектов государственно-частного партнерства в индустрии туризма и гостеприимства являются комплексные, целевые и обеспечивающие проекты. Целевые программы развития туризма федерального и регионального уровня являются комплексными проектами, также как создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Контракты, поддерживающие развитие туристской отрасли по отдельным направлениям или решающие конкретные задачи, носят характер целевых проектов. Обеспечивающие проекты влияют на развитие туристской сферы опосредованно, путем, к примеру, развития транспортной инфраструктуры.
В сфере экономики и государственного управления определены основные формы государственно-частного партнерства, к которым относятся: государственно-частные предприятия, государственные контракты, арендные отношения, финансовая аренда (лизинг), концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и услуг.
Механизмы государственно-частного партнерства являются катализатором позитивных изменений и стимулом для регионального развития. Целью государственно-частного партнерства в сфере туризма является объединение материальных, финансовых и организационных ресурсов, а также привлечение средств внебюджетных источников для реализации общественно значимых проектов и программ в рассматриваемой сфере общественной жизни. Задачами государственно-частного партнерства в сфере туризма являются: привлечение внебюджетного финансирования для реализации общественно значимых проектов в сфере туризма; повышение эффективности использования государственного имущества; повышение эффективности использования бюджетных средств; повышение уровня занятости населения; развитие объектов туристской инфраструктуры и др. [Балабанов, Балабанова, 2014, с. 86].
Успешно применяется государственно-частное партнерство в развитие туристской инфраструктуры путем финансирования через федеральные
4 Ibid.
целевые программы создание инженерной инфраструктуры. При этом частные инвесторы финансируют строительство средств размещения предприятий общественного питания и развлечения.
Формирование и развитие туристической деятельности, как отдельного сектора экономики России, зависит от результативного государственного р егулирования. Эффективным государственное регулирование будет признано тогда, когда проявятся улучшения в туристической индустрии по некотор ым основным показателям:
1. первым из таких показателей можно считать образование положите льного инвестиционного климата в России;
2. далее следует сказать о создании конкурентоспособности в туристи ческой сфере;
3. следующим критерием оценки эффективности государственного рег улирования туристической деятельности может послужить привлечение ква лифицированного кадрового потенциала в туристическую стезю;
4. очередной критерий, который хотелось бы отметить -это привлечение иностранных граждан для предоставления им туристичес
ких услуг. Итак, здесь следует сказать о том, что необходимо стремиться к повышению качества предоставляемых туристических услуг и в дальней шем, достижению в данной сфере мировых стандартов .
Все вышеперечисленные критерии эффективности государственного р егулирования туриндустрии важны и способствуют увеличению уровня и к ачества жизни населения, занятость населения также имеет тенденцию рос та, а вместе с ней создается благоприятный климат для развития экономи ки страны в целом.
Направления и проблемы развития эффективных форм ГЧП в РФ
В ходе исследования нами было установлено, что в настоящее время в России существует ряд направлений развития эффективных форм государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь частные инвестиции в экономику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для реализации социально-значимых проектов:
- импортозамещение популярных зарубежных направлений отечественными;
- создание новых особых экономических туристско-рекреационных зон и комплексов;
- модернизация и реконструкция имеющейся рекреационной и туристкой инфраструктуры до соответствия требованиям мировых стандартов;
- создание системы научного и кадрового сопровождения развития индустрии туризма России;
- поддержка системы малого и среднего бизнеса, направленного на развитие индустрии туризма и гостеприимства;
- осознание необходимости развития сферы туризма и отдыха органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.
Вместе с тем, несмотря на определенные наметившиеся успехи в развитие отечественной сферы туризма, государство не достаточно участвует в ее становлении:
- Не определены условия и механизмы создания государственно-частного партнерства в сфере туризма.
- Не разработаны принципы функционирования и развития государственно-частного партнерства в сфере туризма.
- Не развиты организационные структуры управления, координирующие процессы взаимодействия участников партнерства.
- Не разработаны организационные основы информационного обеспечения управленческих решений.
- Не разработан экономический механизм регулирования и участия населения в проектах развития инфраструктурных объектов сферы туризма, функционирующих на основе государственно-частного партнерства.
Отмеченные проблемы сдерживают темпы развития туристско-рекреационной отрасли в целом, что, в свою очередь, снижает объем финансовых поступлений в бюджеты всех уровней РФ.
Устойчивость может обеспечить только единая система, когда все виды ресурсов, а также работы по развитию территориальной инфраструктуры объединяются в единый многоотраслевой комплекс взаимосвязанных мероприятий на основе государственно-частного партнерства, направленных на повышение уровня жизни населения и сохранение качества окружающей природной среды.
Региональный аспект развития ГЧП
На уровне отдельно взятого региона требуется комплексная и сбалансированная система мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленная на создание условий для развития качественно нового уровня туристического потенциала и обеспечивающая формирование устойчивых конкурентных преимуществ территорий, включая стабильную диверсифицированную занятость населения [Ферару, Яковенко, 2015, а 20]. При этом под туристским потенциалом какого-либо объекта (территории) авторы статьи понимают совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.
В региональных актах о государственно-частном партнерстве в качестве моделей государственно-частного партнерства законодателем устанавливаются следующие:
- совместное участие в реализации инвестиционных, инновационных, лизинговых проектах;
- долевое участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
- предоставление имущества, находящегося в государственной собственности в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование;
- функционирование особых экономических зон;
- создание и функционирование инвестиционных фондов, в том числе венчурных, агентств инвестиций и развития;
- участие в концессионных соглашениях;
- участие в государственных контрактах;
- создание организаций со смешанной формой собственности; иные формы.
Для реализации региональных программ развития туризма необходимо:
- создавать ассоциации, цепи туристских предприятий (в том числе национальных парков) и туристско-информационных центров, целью деятельности которых является развитие туризма в России как средства поддержки охраняемых природных территорий, содействия социальному и экономическому развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической сфере;
- формировать специальные базы данных, создавать справочно-информационные системы по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам и, тем самым, распространять опыт успешных пилотных туристских проектов;
- обращаться к налоговым структурам с предложением введения местной туристской ренты за счет уменьшения других налогов, которая будет предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов;
- развивать туристскую инфраструктуру и разрабатывать экологические тропы и маршруты, создавая системы их сертификации;
- модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;
- развивать рекламно-информационное обеспечение и продвижение экологического туризма России на внутреннем и внешнем рынках;
- возобновить подготовку квалифицированных сотрудников (экскурсоводов, групповодов, инструкторов, гидов);
- принимать активное участие в разработке федеральной программы по развитию туризма в России;
- развивать международное сотрудничество в сфере туризма;
- финансировать предложенные мероприятия за счет средств государственного и местных бюджетов, а также средств туристических предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности.
- Внедрение предлагаемых решений, направленных на развитие туризма, приведет к:
- созданию высокоэффективной, адаптивной управленческой системы, построению и применению новых моделей ведения бизнеса;
- формированию сообщества активных генераторов идей для основания и развития кадрового резерва в сфере туристского бизнеса;
- организации, развитию и поддержанию в актуальном состоянии единой базы идей и предложений;
- воспитанию приверженности традициям;
- повышению эффективности происходящих бизнес-процессов.
В целом, деловые коммуникации государства и бизнеса в государственно -частном партнерстве может стать одним из перспективных направлений по интенсификации развития индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях. Это возможно на основе дальнейшего совершенствования законодательства, сохранения диалога между органами власти и деловыми кругами, творческой и продуктивной работы специалистов данной сфере.
Источники
1. Балабанов И.Т., Балабанова А.И. Экономика туризма / Учебное пособие. М.: Финстат, 2014.
2. Барзыкин Ю.А. Туризм в системе социально-экономических отношений: основы, функции, пути развития. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. М.: ИЭ РАН, 2015.
3. Барзыкин Ю.А., Силагадзе И.Р. Роль и значение особых экономических зон туристско-рекреационного типа для экономики страны. URL: http: //tourlib. net/statti_tourism/barzykin.htm
4. Гласюк С.С. Научные исследования в сфере туризма: туры Международной туристической академии. Вып. 6, 2015. С. 189-204.
5. Ильичева Л.Е. Диалог бизнеса и власти в условиях российской модернизации [Dialogue between business and government in terms of Russia's modernization] // Ученые записки РГСУ, № 10, 2012.
6. Россия и мир: 2015. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. Проекта: Дынкин А.А., Барановский В.Г. М.: ИМЭМО РАН, 2014.
7. Ферару Г.С., Яковенко О.В. Тенденции, факторы и перспективы стратегического развития туризма в контексте инновационных преобразований социально-экономической среды // Сетевой научный журнал «Научный результат», серия Технологии бизнеса и сервиса. № 3, 2015. С. 19-25.
DEVELOPMENT OF THE TRAVEL INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION BY MEANS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
For citation: Tsvetkova A.A. Development of the Travel Industry of the Russian Federation by Means of Public-Private Partnership. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No. 2. 2017. P. 44-52.
Author: Tsvetkova A.A.
TSVETKOVA Anna A. - master student of Economic Policy, Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: a7614061@gmail.com
Abstract. Modern conditions require the state and business to intensify activities aimed at increasing the efficiency of the functioning of the economy, where a significant factor of impact is state support in the development of public-private partnership (PPP) for most spheres of society and, including tourism at the federal and regional levels. The research is used a complex methodology based on the using of system structural and process approaches as scientific methods of cognition in solving the problem of tourism development both at the federal and regional levels. Work with primary sources and statistical base was founded on the application of methods of comparative analysis and synthesis. The article reveals the essence and content of public-private partnership, identifies the problems, defines the directions and tasks of the development of public-private partnership in the sphere of tourism at the federal and regional levels. In modern conditions is possible the actual process of intensifying the development of the tourism sphere provided that of coordination state and business interests, legislative development and improvement of mechanisms and realization state-private partnership.
Keywords: public-private partnership, business communications, tourist industry, tourist infrastructure, tourism, regional tourism
References:
1. Balabanov I.T., Balabanova A.I. Tourism Economics. M.: Finstat, 2014 (In Russ.)
2. Barzykin Y.A. Tourism in the system of socio-economic relations: fundamentals, functions, ways of development. Thesis of Candidate of Economic Sciences. Moscow: IE RAS, 2015. P. 21 (In Russ.)
3. Barzykin Y.A., Silagadze I.R. The role and importance of special economic zones of tourist-recreational type for the country's economy [electronic source] URL: http://tourlib.net/statti_tourism/barzykin.htm (In Russ.)
4. Galasyuk S.S. Scientific research in the field of tourism: tours of the International Tourist Academy, No. 6, 2015. P. 189-204 (In Russ.)
5. Ilyicheva L.E. Dialogue between business and government in the context of Russian modernization. In: Dialogue between business and government in terms of Russia's modernization. Transactions, RGSU, No. 10, 2012 (In Russ.)
6. Russia and the world: 2015. Economics and foreign policy. Annual forecast / Dynkin A.A., Baranovsky V.G. Moscow: IMEMO RAS, 2014.
7. Feraru G.S., Yakovenko O.V. Tendencies, factors and prospects of strategic development of tourism in the context of innovative transformations of social and economic environment. Network scientific journal "Scientific Result", the series of Technologies of business and service. 2015. No. 3. P. 19-25.