РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338 JEL Q43 DOI 10.26425/1816-4277-2018-5-48-53
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Аннотация. Представлены результаты изучения становления современного состояния и перспектив развития государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) в топливно-энергетическом комплексе (далее — ТЭК) России. Авторы рассматривают существующие механизмы взаимодействия между публичной и частной стороной в проектах ТЭК, включая так называемые квази-ГЧП проекты, т. е. соответствующие ГЧП по экономическому содержанию. К таким проектам относят соглашения о разделе продукции, специальные инвестиционные контракты и др. В рамках тематики статьи авторы выделяют основные проблемы функционирования инструментов ГЧП и рассматривают тенденции в использовании ГЧП для развития ТЭК России. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, топливно-энергетический комплекс, инвестиции, развитие инфраструктуры, концессионное соглашение, специальный инвестиционный контракт, соглашение о разделе продукции.
THE EVOLUTION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA
Abstract. The article presents the results of studying the formation, the current state and prospects for the development ofpublic-private partnership (PPP) in the fuel and energy sector in Russia. The authors consider the existing mechanisms of interaction between the public and private parties in the projects of the fuel and energy complex, including so-called quasi-PPP projects, i.e. relevant PPP on economic content. Such projects include production sharing agreements, special investment contracts, etc. Within the framework of the article, the authors highlight the main problems of the functioning ofpublic-private partnership instruments and consider trends in the use of PPPs for the development of the fuel and energy complex in Russia. Keywords: public-private partnership, fuel and energy complex, investments, the concession agreement, infrastructure development, special investment contract, production sharing agreement.
Топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) России является локомотивом отечественной экономики. Характерной особенностью проектов отрасли является их долгосрочность и капиталоемкость объектов. Данные качества осложняют процесс привлечения инвестиций в отрасль. Особенно остро данный вопрос стоит сегодня ввиду неблагоприятного инвестиционного климата, сложившегося из целого ряда факторов: финансовый кризис 2014 г., нестабильные цены на энергоресурсы, зарубежные санкции. Неблагоприятное время настало и для инфраструктурных, в том числе и энергетических, проектов.
Еще несколько лет назад инициаторы инфраструктурных проектов в госкомпаниях, частном бизнесе понимали, что при наличии хорошего обоснования и определенного влияния получить финансирование можно за счет бюджета, государственных фондов, специальных программ и прочих инструментов прямой государственной поддержки. Однако методы прямой государственной поддержки сегодня используют все меньше и вряд ли займут прежнюю позицию в ближайшие 10 лет, на рынке появляется все больше
© Большакова О.И., Исраелян Е.А., 2018
Большакова Ольга Ильинична
канд. физ.-мат. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Исраелян Елена Ашотовна
студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Bolshakova Olga
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Israelyan Elena
Student, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
сбалансированных проектов, основанных на партнерстве государства и бизнеса. Смена вектора легко объяснима — у государства остается все меньше «свободных» денег. Государственные стабилизационные фонды заметно пустеют, оставшиеся средства Резервного фонда пошли на покрытие бюджетного дефицита, для той же цели привлекают средства из Фонда национального благосостояния, из которого еще несколько лет назад планировали финансировать важные инфраструктурные проекты. В сложившейся ситуации механизмы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) начали развиваться естественным путем, а именно: механизм не был навязан «извне» и не явился неким трендом с Запада, в России сложилась острая необходимость максимального взаимовыгодного взаимодействия власти и бизнеса.
Под термином «государственно-частное партнерство» в широком смысле понимается взаимодействие публичного и частного субъекта в экономическом и правовом поле, для которого характерно совместное разделение рисков. Механизмы взаимодействия бизнеса и публичного партнера широко распространены в зарубежной экономике, в России же юридическое становление данного института началось относительно недавно. Основой для формирования законодательной базы на федеральном уровне стал опыт ведения различных проектов и региональное законодательство ГЧП. При его разработке учитывались особенности региона, для которого разрабатывались законы.
Первым шагом в современной истории для становления ГЧП в России стал Федеральный закон Российской Федерации (далее - РФ) № 225 «О соглашениях о разделе продукции», принятый в 1995 г. Данные соглашения по экономическому содержанию соответствуют широкому пониманию ГЧП в применении к недропользованию. Соглашение о разделе продукции (далее - СРП) представляет собой коммерческий контракт между инвестором и государством. В соответствии с СРП, государство предоставляет инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор принимает на себя обязательство вести такую разработку своими силами и на свой риск [4].
По состоянию на сегодняшний день в рамках СРП действуют 3 нефтегазовых проекта, запущенные более 20 лет назад вне рамок федерального законодательства, которое оказалось в применении нерабочим и недостаточно прозрачным. Однако в тот кризисный период механизм СРП позволил привлечь на российский рынок достаточный объем иностранного капитала, во многом благодаря пункту о том, что при принятии новых нормативных актов условия для инвестора не должны ухудшаться. Несмотря на множественные судебные делопроизводства, увеличение бюджета проектов частной стороной, экспертные оценки об «упущенной выгоде» в отношении публичного партнера, применение инструмента СРП можно считать успешным на российском рынке. Во время запуска СРП другого способа начать разработку сложных месторождений не было, ведь у российских компаний отсутствовали необходимые для этого колоссальные финансовые ресурсы. К тому же, при общем подведении итогов, можно утверждать, что реальный доход государства оказался выше озвученного, поскольку операторы СРП нанимали российских подрядчиков, которые, в свою очередь, выплачивали в региональный бюджет налоги, развивая «сложные» регионы РФ. Данный косвенный эффект виден на примере проекта Сахалин-2, включающего, помимо добычи нефти, завод СПГ, продукция которого направляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Данный проект позволил вывести Россию на мировой рынок СПГ и уменьшить влияние европейских и американских санкций 2014 г. на нефтегазовую отрасль.
Вторым шагом в становлении правовой базы ГЧП в России стало принятие Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. [3]. Работа по данному закону приняла более масштабный характер в отличие от предшествующего федерального закона. Концессионное соглашение является одной из наиболее популярных форм ГЧП, которая предполагает вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.
Специфика концессий обычно заключается в сохранении собственности на объект соглашения за концедентом (публичной стороной), но при этом в предоставлении права владения и пользования объектом соглашения концессионеру (частному инвестору), после того как объект будет им построен. Права концессионера на владение и пользование объектом концессионного соглашения подлежат государственной регистрации и прописаны в концессионном соглашении [9].
Один из недостатков концессионного законодательства - значительные ограничения в вопросе объектов, которые могут быть использованы в проектах взаимодействия государства и бизнеса, особенно
существенно данный фактор влияет на топливно-энергетический комплекс (далее -ТЭК), поскольку объекты недропользования не могут являться объектами концессионного соглашения. Однако, в юрисдикцию концессий входят объекты трубопроводного транспорта, примером которого является проект с российской долей участия Каспийский трубопроводный консорциум. Проект с участием России, Казахстана, а также 9 добывающих компаний, реализуемый для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км является одним из самых крупных нефтегазовых проектов в рамках ГЧП. Особенно стоит выделить заключение ГЧП соглашений в рамках строительства инфраструктуры в регионах добычи углеводородных ресурсов.
Масштабный инфраструктурный проект в рамках концессионного соглашения реализуется на восточном берегу острова Ямал, где построен порт Сабетта, который предназначается для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, для полноценного функционирования порта и проекта «Ямал СПГ», необходимо строительство дороги к порту. В данной связи особо приоритетным проектом является строительство и эксплуатация железнодорожной линии необщего пользования «Бованенково-Сабетта».
В 2015 г. на основе результатов конкурса между правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО «ВИС ТрансСтрой» было подписано соглашение о ГЧП в рамках регионального законодательства сроком на 21 год, согласно которому общий объем инвестиций составит 113 141 585 тыс. руб. После завершения строительства частный партнер обязуется проводить техническую и коммерческую эксплуатацию созданной им транспортной инфраструктуры. В конце 2036 г. транспортная ветка будет безвозмездно передана в собственность региона. В свою очередь, власти округа берут на себя риски доходности проекта, и в случае, если партнер не будет получать прибыли, готовы выделять средства из бюджета, реализуя принцип минимального гарантированного дохода [12].
Региональные власти, в целом, достаточно активно поддерживают инициативы в рамках ГЧП, в том числе и потому, что показатель «Уровень развития ГЧП» был включен в структуру рейтинга, используемого при определении текущих показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ. А также данный показатель является составной частью национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, формируемого Агентством стратегических инициатив [11]. Рейтинг выступает дополнительным индикатором при выборе потенциального публичного партнера для реализации инвестиционных проектов.
Согласно статистическим данным по концессионным конкурсам за 6 месяцев (на 16.03.2018), в России особое распространение концессионный механизм получил в сфере коммунального обслуживания, массивную долю которого занимают объекты тепло- и электроснабжения (см. рис. 1) [8].
34
Водоснабжение водоотведение
2 - Электро- и теплоэнергетика
3 - Иные объекты ЖКХ
531
4 - Объекты образования, культуры, отдыха и туризма
5 - Объекты здравоохранения
6 - Иное имущество
105
7 - Автодороги
Источник: [8]
Рисунок 1. Отраслевая структура концессионных конкурсов со сроком контрактов более 5 лет, количество контрактов
Отдельно стоит отметить распространение концессий в сфере малой энергетики, к которым относят строительство теплоэнергостанции в Провиденском городском округе Чукотского автономного округа, а также объекты по передаче и распределению электрической энергии на территории Тамбовской области [7].
Важнейшей ступенью формирования законодательной базы ГЧП стало принятие Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Согласно этому закону, ГЧП, муниципально-частное партнерство (далее - МЧП) - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерствах, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Объектами ГЧП и МЧП, так же, как и концессий не могут быть объекты недропользования.
Стоит отметить также многообразие форм развития ГЧП в широком понимании. Так, 31.12.2014 г. был принят Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», в рамках которого утвержден механизм реализации Специального инвестиционного контракта (далее — СПИК), предусматривающий взаимодействие частного и публичного партнеров в следующем порядке: инвестор обладает правом развития, модернизации и создания различных производств, а государство в свою очередь обязуется представлять для этого определенные средства, использовать механизмы стимулирования и мотивации для успешного развития бизнеса [2].
Несмотря на относительно недавний срок вступления в действие законодательства по СПИК, можно говорить о достаточно высоком интересе инвесторов к данному механизму. Об этом свидетельствуют уже подписанные на федеральном уровне 13 СПИКов, 16 находятся на стадии рассмотрения [13]. Крупным инвестором, заключившим СПИК в рамках объектов ТЭК, стало АО «Транснефть — Сибирь», дочернее предприятие российского оператора магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть». В рамках Петербургского международного экономического форума был подписан трехсторонний контракт между министром промышленности и торговли РФ Д. В. Мантуровым и губернатором Тюменской области В. В. Якушевым и инвестором — генеральным директором АО «Транснефть — Сибирь» В. А. Бронниковым.
Специальный инвестиционный контракт предусматривает строительство нового современного производственного комплекса, обеспечивающего выпуск отечественного оборудования для эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов трубопроводного транспорта и нефтяной промышленности. Речь идет о локализации выпуска оборудования очистных сооружений, оборудования для проведения ремонтных работ в болотистой местности, специализированного оборудования взамен аналогичной зарубежной продукции. Срок реализации СПИК планируется до 2025 г., основное строительство сварочно-сборочного цеха ремонтно-механического завода будет вестись в 2018 г., в 2019 г. закончится пуско-наладка оборудования, объем инвестиций составит порядка 2,9 млрд рублей [10].
Для государства экономический эффект состоит в повышении уровня локализации производства, внедрении новых доступных технологий и современного высокотехнологичного оборудования, появлении новых рабочих мест. Таким образом, Тюменская область получит новое предприятие и дополнительные рабочие места.
По данным открытых источников ПАО «Транснефть» уже применяет более 90 % отечественных материалов и комплектующих [5; 6]. Подписание СПИК является очередным шагом в политике ПАО «Транснефть» по повышению уровня локализации производства высокотехнологического оборудования на территории РФ. Реализация данного проекта позволит снизить зависимость от иностранных предприятий и обеспечит загрузку отечественных машиностроительных предприятий. Транснефть, в свою очередь, получает налоговые преференции, в течение десяти лет с новых мощностей предприятия не будет взиматься налог на имущество.
Механизмы ГЧП зарекомендовали себя крайне эффективными на зарубежных рынках и являются полезными и необходимыми для внедрения в России. Публичная сторона, ввиду сложных экономических реалий все меньше способна работать на прямых инвестициях, инвесторы же все больше нуждаются в поддержке, льготах и гарантиях от государства. Достаточно остро, ввиду значительной капиталоемкости и особой важности для национальной экономики в этом нуждается ТЭК. Проследив сегодняшние ГЧП
проекты в ТЭК, можно отметить значительное многообразие форм, в рамках которых могут работать инвесторы. Механизмы востребованы, однако существующие сегодня проекты можно обозначить как «пилотные», поточности таких проектов пока не наблюдается. Процедура заключения ГЧП остается для инвестора достаточно сложной и запутанной, отсутствует единая информационная система о готовящихся концессионных, ГЧП и МЧП конкурсах, таким образом, потенциальные инвесторы, по сути, не имеют возможности узнать, что публичной стороной готовится ГЧП проект, информация разрознена, на практике информация подобного рода разносится «по старинке», путем индивидуального общения. Такое положение, а также недостаточная проработка механизмов защиты инвесторов от недополученного дохода при использовании объектов соглашений, значительно тормозят массовую реализацию проектов ГЧП. Публичной стороне необходимо обратить внимание на такие вопросы и сделать процедуру максимально открытой, прозрачной и доступной, начиная с этапа конкурса, заканчивая обеспечением реальной доступности минимального гарантированного дохода. Потребность в активном взаимодействии власти и бизнеса острая, и максимально скорое решение проблем развития ГЧП, сделает его более продуктивным и эффективным.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г. №2 224-ФЗ (редакция от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 25.03.2018).
2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173119/ (дата обращения: 25.03.2018).
3. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (редакция от 03.04.2018)) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 25.03.2018).
4. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ (Редакция от 05.04.2016) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/ (дата обращения: 25.03.2018).
5. Байкова, О. В. Перспективы реализации программы импортозамещения в нефтяной отрасли / О. В. Байко-ва, А. М. Пугач // Проблемы управления — 2016. Материалы 24-й Всероссийской студенческой конференции / Государственный университет управления. — М.: Издательский дом ГУУ, 2016. — С. 51-54.
6. Байкова, О. В. /О.В. Бойкова, Н.В. Воронцов, М.А. Блинников // Анализ перспектив импортозамещения техники и оборудования для производства СПГ на период до 2020 г. Актуальные проблемы управления — 2016. Материалы 21-й международной научно-практической конференции. Вып. 3 / ГУУ. — М.: 2016. — С. 97-100.
7. Зеленцова, Л. А. Опыт реализации концессионного соглашения в электросетевом комплексе / Л.А. Зеленцова Л.А., О.И. Большакова // Актуальные проблемы в ТЭК — 2017. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. М.: 2017. — С. 51-54.
8. Аналитический обзор «Инвестиции в инфраструктуру 2018» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// infraone.ru/images/analitika/infraone_sochi_2018.pdf (дата обращения: 09.04.2018).
9. Аналитический раздел. Центр развития ГЧП [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pppcenter.ru/analitika/ (дата обращения: 09.04.2018).
10. В рамках ПМЭФ — 2017 ПАО «Транснефть» подписало специальный инвестиционный контракт с Министерством промышленности и торговли РФ и Тюменской областью // ПАО «Транснефть» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.transneft.ru/pressroom/rg7-1/?print=1 (дата обращения: 10.04.2018).
11. Методология расчета показателей Национального рейтинга // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asi.ru/regions/rating/methodology/ (дата обращения: 09.04.2018).
12. Создание и эксплуатация железнодорожной линии необщего пользования «Бованенково-Сабетта» Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pppi.ru/content/ sozdanie-i-ekspluataciya-zheleznodorozhnoy-linii-neobshchego-polzovaniya-bovanenkovo-sabetta (дата обращения: 09.04.2018).
13. Специальные инвестиционные контракты (СПИК) // Фонд Развития Промышленности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/#s28 (дата обращения: 10.04.2018).
References
1. Federal'nyj zakon «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 13.07.2015 N 224-FZ (poslednyaya redakciya) [Federal Law «On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» of13.07.2015 No. 224 (last version)]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_182660/ (accessed 25.03.2018).
2. Federal'nyj zakon «O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii» ot 31.12.2014 № 488-FZ (poslednyaya redakciya). [Federal Law «On Industrial Policy in the Russian Federation» of December 31, 2014 № 88 (last version)]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (accessed 25.03.2018).
3. Federal'nyj zakon «O koncessionnyh soglasheniyah» ot 21.07.2005 № 115-FZ (poslednyaya redakciya). [FederalLaw «On Concession Agreements» of July 21, 2005 No. 115 (last version)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_54572/ (accessed 25.03.2018).
4. Federal'nyj zakon «O soglasheniyah o razdele produkcii» ot 30.12.1995 № 225-FZ (poslednyaya redakciya) // Konsul'tantPlyus [The Federal Law «On Production Sharing Agreements» of30.12.1995 № 225 (last version)] Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8816/ (accessed: 25.03.2018).
5. Bajkova O. V., Pugach O. M. Perspektivy realizacii programmy importozameshhenija v neftjanoj otrasli. Problemy upravleni-ja - 2016: materialy 24-j Vserossijskoj studencheskoj konferencii / Gosudarstvennyj universitet upravleniya [Prospectsfor the implementation of the import substitution program in the oil industry. Management problem - 2016: proceedings of the 24th all-Russian student conference /State University of management]. M.: Izdatel'skij dom GUU, 2016, pp. 105-107.
6. Bajkova O. V., Voroncov N. V., Blinnikov M. A. Analiz perspektiv importozameshhenija tehniki i oborudovanija dlja proizvod-stva SPG na period do 2020 g. Aktual'nye problemy upravlenija - 2016: materialy 21-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vyp.3 / Gosudarstvennyj universitet upravleniya [Analysis ofprospects of import substitution of machinery and equipment for LNG production for the period up to 2020 Actual problems of management - 2016. Materials of the 21st international scientific and practical conference, I. 3 / State University of management.] - M.: Izdatel'skij dom GUU, 2016. pp. 97-100.
7. Zelencova, L.A., Bol'shakova, O.I. Opyt realizacii koncessionnogo soglasheniya v ehlektrosetevom komplekse [Experience in implementing the concession agreement in the power grid complex]. Aktual'nye problemy v TEK - 2017. Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: 2017. pp. 51-54.
8. Analiticheskij obzor «Investicii v infrastrukturu 2018» [Analytical review «Investments in infrastructure 2018»]. Available at: https://infraone.ru/images/analitika/infraone_sochi_2018.pdf (accessed 09.04.2018).
9. Analiticheskij razdel. Centr razvitiya GCHP. [Analytical section. PPP Development Center] Available at: http://pppcenter.ru/ analitika/ (accessed 09.04.2018).
10. V ramkah PMEHF - 2017 PAO «Transneft'» podpisalo special'nyj investicionnyj kontrakt s Ministerstvom promyshlennosti i torgovli RF i Tyumenskoj oblast'yu // PAO «Transneft» [As part of SPIEF-2017, PJSC «Transneft» signed a special investment contract with the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation and the Tyumen Region]. Available at: http://www. transneft.ru/pressroom/rg7-1/?print=1 (accessed 10.04.2018).
11. Metodologiya rascheta pokazatelej Nacional'nogo rejtinga // Agentstvo strategicheskih iniciativ. [Methodology for calculating indicators of the National rating //Agency for Strategic Initiatives]. Available at: https://asi.ru/regions/rating/methodology/ (accessed 09.04.2018).
12. Sozdanie i ehkspluataciya zheleznodorozhnoj linii neobshchego pol'zovaniya «Bovanenkovo-Sabetta» Edinaya informacionnaya sistema gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF [Creation and operation of the non-public railway line «Bovanenkovo-Sa-betta» Unified information system of public-private partnership in the Russian Federation]. Available at: http://www.pppi.ru/ content/sozdanie-i-ekspluataciya-zheleznodorozhnoy-linii-neobshchego-polzovaniya-bovanenkovo-sabetta (accessed 09.04.2018).
13. Special'nye investicionnye kontrakty (SPIK) // Fond Razvitiya Promyshlennosti. [Special investment contracts (SPIC) //Fundfor the Development of Industry]. Available at: http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-ot-delnykh-otrasley-promyshlennosti/#s28 (accessed 10.04.2018).