10
Юридическая наука. 2015. № 1
РАЗВИТИЕ ГОРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА
ДЕНИСОВА Любовь Николаевна
Аннотация. Статья раскрывает историю разработки и основные принципы горного законодательства, сформулированные в Берг-регламенте, принятом императрицей Анной Иоанновной в 1739 году, а также попытки императрицы Елизаветы Петровны расширить права дворянства в отношении горного предпринимательства.
Annotation. Article reveals the history of development and the basic principles of mining legislation in the Berg-regulations adopted by Empress Anna Ioannovna in 1739, and the Empress Elizabeth’s attempts to expand the rights of the nobility in the mining business.
Ключевые слова: горная промышленность, горное право, комиссия по горным делам, Берг-регламент 1739 года, проект законодательства 1761 года.
Key words: mining industry, mining right, Commission on mining business, Berg-regulations 1739, the draft legislation 1761.
Анна Иоанновна (1730-1740) была призвана на российский трон в 1730 году, подписав ограничивавшие ее власть «Кондиции». Публично разорвав документ, она становится самодержавной российской императрицей1. Важнейшим направлением государственной деятельности было определено развитие горной промышленности, как основы экономики империи и ее независимости от европейских стран.
В мае 1738 года по именному указу императрицы при Генерал-берг-директориуме была образована «особая Комиссия» (впоследствии получившая название: «Комиссия по горным делам») для решения вопроса «как выгодно содержать горные заводы: казною или частными людьми», в составе четырех высших государственных чиновников: тайные советники барон Шафиров, граф Головкин и граф Мусин-Пушкин, а также обер-шталмейстер князь Куракин1 2.
16 июня 1738 года учрежденная именным указом Анны Иоанновны Комиссия по горным делам направила императрице доклад «Об отдаче казенных Горных заводов в содержание частным людям»3. Члены Комиссии указали,
1 История России. С начала ХVШ до конца XIX века. М. : АСТ, 1997. С. 114-123.
2 Именной указ, данный Сенату «Об учреждении при Ге-нерал-Берг-Директориуме особой Комиссии, для разрешения вопроса: как выгоднее содержать Горные заводы, казною ли или частными людьми?» от 31 мая 1738 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Т. 10. № 7589.
3 Высочайшая резолюция на доклад Комиссии о горных делах «Об отдаче казенных Г орных заводов в содержание частным людям» от 16 июня 1738 года // Там же. № 7600.
что их мнение по вопросу о передаче казенных заводов частным компаниям или частным предпринимателям должно было основываться на «доношениях и прочих представлениях и мемориях», представленных Генерал-берг-директором фон Шембергом, а также и его личном «надлежащем изъяснении» перед высшими государственными чиновниками. Изучив все материалы, члены Комиссии, проявив государственный подход к делу, от фон Шембер-га «потребовали генеральную ведомость о всех казенных Горных заводах, в которых оные имеются местах, в каком ныне состоянии... сколько к оным определено людей, о каждом заводе порознь с ясным и обстоятельным о всем показанием и с приобщением его мнения, каким порядком оные, для пользы Вашего Императорского Величества высочайшего интереса, впредь содержать, на казенном ли коште или партикулярным людям отдать в компанию?». До получения такой «генеральной ведомости» Комиссия не считала возможным высказать свое мнение.
Члены Комиссии посчитали, что прежде окончательного решения вопроса о передаче работавших казенных заводов, а тем более новых в частные руки или частным компаниям, необходимо точно знать производительность каждого завода. Поскольку все заводы работают с различной экономической отдачей, то «все отдать в компании на генеральных или одинаковых кондициях неприлично, но должно те заводы отдавать смотря по доброте руд или на их довольство или оскудение». Комиссия пришла к выводу, что «казенные заводы отдать все парти-
Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
11
кулярным людям на генеральных кондициях, для разности тех заводов невозможно».
Для определения круга претендентов Комиссия предложила публиковать в различных российских изданиях, в том числе Санкт-Петербургских печатных ведомостях, «об отдаче заводов», чтобы «по силу 1720 года указу могли к тому охочие люди сыскиваться, как из Российских, так и иностранцы», для чего требовалось определенное время для ознакомления с предложениями и подготовки в случае заинтересованности «Кондиций».
Желающие должны прибыть в специально учрежденную Комиссию по горным делам по этому вопросу со своими предложениями, а те, кто за дальностью расстояния не может приехать, подает прошение письменно. Исходя из предложенных «кондиций отдачи завода» партикулярным компаниям и мнения Генерал-берг-директора, Комиссия будет принимать решение по каждому конкретному заводу о заключении договора с предпринимателями.
Императрица осталась недовольна результатами работы Комиссии, указав в резолюции на доклад высших должностных лиц государства, что их мнение расходится с мнением Ге-нерал-берг-директора фон Шемберга, предложив еще раз обсудить все вопросы «об отдаче казенных заводов партикулярным компаниям» для выработки единого мнения. В резолюции Анны Иоанновны было указано, что предложения Комиссии затягивают решения государственной задачи, и следует при рассмотрении «не о прежних указах только толковать и оных держаться», имея в виду петровский указ 1720 года, на который ссылались члены Комиссии, а призвала руководствоваться принципом «лучшей пользы и прибыли для государства».
Работа над законопроектом продолжилась, но уже в другом составе. Совершенно очевидно, что императрица ожидала иного решения государственной задачи, которое проводил в жизнь осведомленный о ее мнении Ге-нерал-берг-директор Курт Александр фон Шемберг, впоследствии получивший первую привилегию на организацию очень выгодной горной компании в Лапландии и Сибири.
15 февраля 1739 года были высочайше утверждены мнения кабинет-министров и Гене-рал-берг-директориума о передаче действующих горных казенных заводов в частные руки, кроме Сибирских железных и Лапландских медных (право на организацию компании на этих горных заводах получит фон Шемберг).
Императрица одобрила мнения высших государственных чиновников о том, что любой казенный горный завод мог быть передан в различные компании или «партикулярным людям» как русским, так и иностранцам. Приписные деревни можно было оставлять за этими заводами, однако впредь формировать рабочую силу из покупных крестьян. За горные заводы полагалось заплатить сумму, «издержанную» на них государством. К заводам, не имеющим приписных крестьян, рекомендовалось целых волостей больше не приписывать, однако выделять по несколько дворов, которые сами заводчики будут перевозить и расселять на новом месте. Если один из компаньонов, взяв деньги в долг, не сможет рассчитаться с государством или частным лицом, то, по мнению Комиссии, его не следует лишать законной доли имущества, а исчислять долг из его же прибыли на этом заводе.
Первооткрывателям полезных ископаемых государство должно выделять на развитие дела казенные деньги, им предоставлялось право «вперед других» независимо от того, российский он подданный или иностранец, в том числе не состоящий на службе в Российской империи, построить горный завод, который не может быть «отнят» и будет переходить по наследству, если только заводчик не должным образом управляет им в нарушение законодательства. Десятая часть платы в пользу государства заменялась: с железа подомен-но, а с меди попудно.
Резолюция императрицы на мнения высших должностных лиц государства гласила: «Учинить по вышеписанному общему мнению»4. Мнения высших государственных деятелей были восприняты в последовавшем указе Анны Иоанновны.
3 марта 1739 года императрица подписала Берг-регламент5, состоящий из обширной преамбулы и 21 статьи. Данный документ указал на возможность постепенной приватизации
4 Высочайше утвержденные мнения Кабинет-министров и Генерал-Берг-Директориума «Об отдаче находящихся в действии горных казенных заводов, кроме Сибирских железных и Лапландских медных, в разные компании; о небытии в приписных к тем заводам деревнях больших Таможен; о пошлинах с железа и меди; о неприписке к заводам целых волостей; о взыскании долгов с прибыли, получаемой с капитала, положенного должником в компанию, и о даче нашедшим руды позволения к рудокопанию преимущественно перед прочими» от 15 февраля 1739 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. Т. 10. № 7756.
5 Берг-Регламент от 3 марта 1739 года // Там же. № 7766.
12
Юридическая наука. 2015. № 1
заводов. Тем не менее, к концу столетия до двух третей промышленных предприятий находилось в руках у государства.
В преамбуле к указу отдано должное законодательству Петра Великого в области горного права, в частности, Берг-привилегии 1719 года, открывшей возможности поисков полезных ископаемых «всем и каждому» и на любых российских территориях, а также указу 1720 года, разрешившему привлекать для развития горного дела иностранцев. Несмотря на большие успехи в развитии рудосыскного дела и строительство немалого числа заводов по переработке металлов, еще оставалось достаточно мест, где полезные ископаемые уже «обысканы, заводов на оных не построено, которых об отдаче и для построения на оных заводов охочие люди во владение себе требуют», - отмечалось в преамбуле закона.
В Российской империи большое число горных заводов было построено за казенный счет, причем их продукция покрывала потребности собственного государства и частично вывозилась за рубеж. Однако многие государственные заводы не были столь прибыльны для империи, как «партикулярные», вследствие чего и предлагалось в Законе: «...для государственной Нашей и верных Наших подданных пользы не только Нам одним, как Монархине принадлежащие рудокопные строения и оных употребления, но и каждому и вообще всем Всемилостивейше позволить, но и для всеобщего возбуждения все Наши казенные рудокопные заводы, которые Нашим иждивением построены и действительно делом производятся так и необысканные рудные места, на которых заводов еще не построено, отдать в разные компании или партикулярным людям Российским и иностранным, какого бы народа ни были, обретающимся и не обретающимся в службе Нашего Императорского Величества». Ни воеводы, ни губернаторы не имели права вмешиваться в дела горнопромышленников: единственный орган, контролирующий их деятельность, - Генерал-берг-директориум.
Первая статья Берг-регламента зафиксировала право российских подданных, а также иностранцев независимо от национальности, чина и достоинства и от того, служат ли они в Российской империи, заниматься горным делом. Поиски полезных ископаемых разрешалось вести и «на собственных и на чужих землях» и при обнаружении новых руд: золота,
серебра, меди, олова, свинца и железа, а также минералов: серы, селитры и т.д., заявлять об этом в Генерал-берг-директориум или горным управителям. В случае определения прибыльности последующего дела первопроходца ждет материальное поощрение от государства (ст. 2). Нашедший рудные залежи получает приоритетное право на их разработку и строительство завода, при этом государство может выделить ему на данные цели определенную сумму в виде кредита, а построенный горный завод будет переходить по наследству и не может быть изъят, если только за ненадлежащую его эксплуатацию, леность и нарушение законодательства (ст. 3). В случае неоплаченного долга одним из компаньонов он не лишается своей доли в деле, а выплачивает этот долг постепенно из получаемой от горного производства прибыли (ст. 4). Для ведения горных работ промышленникам по закону отводилась площадь 250 на 250 сажень (ст. 5).
Для ведения горных работ на свободных землях разрешения не требовалось. Строительство заводов на дворцовых, монастырских, синодальных, помещичьих землях и землях государственных крестьян также было разрешено, но с уплатой не 732 доли прибыли от каждой руды или минерала (по Берг-привилегии 1719 года), а с «целью пресечения впредь всяких в счетах споров и затруднений» по 2 % «с каждого готово сделанного металла или минерала деньгами или тем металлом и минералом» независимо от того, получает ли промышленник прибыль от производства, что установила ст. 6. Для поощрения заводчиков государство предоставляло до четырех «увольнительных лет», на которые промышленники были освобождены от обязательных выплат (ст. 8). Для трудоемких работ, например строительства штольни, государство выделяло безвозмездную финансовую помощь и ссуду, которая могла быть возвращена только после развития производства, чтобы не «помешать рудокопному их произведению» (ст. 9). Съестные припасы и необходимые изделия для налаживания быта заводских рабочих не облагались пошлинами (ст. 10).
Для работы на рудниках и заводах было разрешено приводить людей в Россию за государственный счет, а далее содержать их за счет своей компании (ст. 11). Даже если горный завод работает с прибылью, но при этом нуждается в работниках, приписывать к нему крестьян целыми волостями не предусматривалось,
Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
13
а за счет заводчика разрешалось перевозить и расселять несколько дворов около завода, при этом он должен ориентироваться в дальнейшем на покупку крестьян (ст. 12). Мастеровые люди, работающие на заводах, освобождались от солдатской и матросской службы, а также от всех налогов и сборов (ст. 12).
Для успешной организации горного дела рекомендовалось приглашать для работы на рудокопных и плавильных заводах знающих и искусных горных специалистов, в том числе из-за рубежа. Закон гарантировал им свободный въезд в Российскую империю и выезд, безопасное отправление их веры и защиту (ст. 13).
Поскольку государство нуждалось в меди, было предписано две трети ее продавать казне по надлежащей цене, в третью часть продавать внутри государства. После удовлетворения внутренней потребности медь, а также другие металлы и минералы, кроме золота, серебра, свинца и селитры, разрешалось продавать за рубежом. Если же у ответственных чиновников не окажется достаточного количества денег на покупку этих металлов и минералов, то можно их продавать в другие страны, кроме селитры, на что требуется особое разрешение Берг-директориума (ст. 14).
В пользу государства по Берг-привилегии 1719 года с каждого производства необходимо было платить 7i0 долю прибыли и обычную пошлину. Для пресечения «многих споров и в счетах затруднений» Берг-регламент установил: отдавать в государственную казну «золота чистого золотник (золотник равен 4,266 граммам) по два рубля по 30 копеек, серебра чистого же золотник по 14 копеек». С меди, олова и свинца, считая попудно, брать десятую часть, с минералов, красок и ценных камней также десятую часть, независимо от того, работает промышленник с прибылью или без таковой. С железа за десятую часть и за пошлину «производить расчет», опираясь на то, как платит Акинфий Демидов, то есть с одной домны, на которой выплавляется до 100 000 пудов чугуна - 3 392 рубля, однако для «скудных» заводов по решению Генерал-берг-директориума будут установлены «увольнительные лета» (ст. 15).
Для организации горного дела желающим необходимо было явиться в Санкт-Петербург в Генерал-берг-директориум и ждать утвержденных «Кондиций» (ст. 16). Если за дальностью расстояния это было невозможно, в таком случае следует обратиться с прошением к гу-
бернаторам, воеводам или бурмистрам либо в горные правления (ст. 17). Последние обязаны пересылать прошения «без всякого удержания, опасаясь за оное удержание и нескорую пересылку тяжкого штрафа» в Генерал-берг-директориум, который в свою очередь подает рапорт императрице (ст. 18). Против тех, кто будет утаивать о находках или препятствовать их разработке и строительству горных заводов, «объявляется Наш жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений, яко непокорливому и презирающему Нашу Высочайшую волю и врагу общенародной пользы, дабы мог всяк того страшиться» (ст. 20).
В этот же день, 3 марта 1739 года, за подписью императрицы Анны Иоанновны была дана первая привилегия по Берг-регламенту для организации горной компании на разработку железной руды в Лапландии и в Верхотурье Генерал-берг-директору Курту Александру фон Шембергу. Означенная как «особливая Всемилостивейшая протекция», эта привилегия полностью соответствовала букве Берг-регламента: возврат государству затраченных на разработку полезных ископаемых средств, уплата налогов и др.6 Природные богатства окраинных российских территорий начали успешно разрабатываться.
Анна Иоанновна не только законодательно укрепляла нефтяное дело, но и на практике активно использовала возможности нефти. В 1740 году императрица Анна Иоанновна давала большой «потешный праздник» - разыгрывалась шутовская свадьба. На льду замерзшей реки Невы выстроили ледяной дворец. Он был выложен из плит чистого льда, облитых затем для крепости водой. Дворец имел 6 метров в высоту, 16 метров в длину и 5 метров в ширину, был украшен ледяными статуями, фонарями и часами. В ледяном дворце с великим искусством все было сделано изо льда: пушки, стреляющие настоящими ядрами, мебель, утварь. Освещали дворец «несколько шандалов со свечами, которые по ночам, будучи нефтью намазаны, горели», а отапливал
6 Привилегия Генерал-Берг-Директору Курту Александру Шембергу «Об учреждении Горной компании для разработки руд, отысканных в Лапландии у речки Русенихи и в Верхотурье в горе, называемой Благодать» от 3 марта 1739 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. Т. 10. № 7767.
14
Юридическая наука. 2015. № 1
«резной работы камин», в котором лежащие ледяные дрова, «нефтью намазанные, многократно горели». Огромный слон, с ревом выбрасывал из хобота зажженную нефть; дельфины из челюстей извергали огненные нефтяные фонтаны7. Нефть для ледяного дворца была доставлена в Санкт-Петербург с берегов Каспия. Эта «огневая потеха» на Масленицу императрицы Анны Иоанновны продолжалась каждую ночь в течение недели.
Елизавета Петровна (1741-1761) предприняла попытку расширить правовые возможности дворянства. В 1754 году сенатор, граф Петр Иванович Шувалов выступил в Сенате в присутствии императрицы и предложил составить проект нового уложения - свода законов Российской империи. Комиссия, образованная по инициативе П.И. Шувалова, собирала пожелания дворянства, изучала дейст-
вовавшие законы. К 1761 году была закончена важная часть будущего уложения под названием «О состоянии подданных вообще»8.
Глава уложения «О дворянах и их преимуществах» закрепляла особое положение дворян в государстве и предоставляла привилегии: отменялся петровский принцип Табели о рангах 1724 года, позволявший недворянам дослужиться до дворянского звания; отменялась обязательная государственная служба для дворян, разрешался свободный выезд за границу, запрещался арест дворянина, телесные наказания, ссылка на каторгу, вводился особый суд; дворяне получали исключительное право на владение винными, стекольными, металлургическими и горными мануфактурами.
Проект уложения не был принят9, заканчивалось царствование Елизаветы Петровны, но эти идеи были восприняты Екатериной Великой.
Библиографический список
1. Анисимов, Е. Елизавета Петровна. - М. : Молодая гвардия, 1999.
2. Берг-Регламент от 3 марта 1739 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 10. - № 7766.
3. Высочайшая резолюция на доклад Комиссии о горных делах «Об отдаче казенных Горных заводов в содержание частным людям» от 16 июня 1738 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 10. - № 7600.
4. Высочайше утвержденные мнения кабинет-министров и Генера-Берг-Директориума «Об отдаче находящихся в действии горных казенных заводов, кроме Сибирских железных и Лапландских медных, в разные компании; о небытии в приписных к тем заводам деревнях больших Таможен; о пошлинах с железа и меди; о неприписке к заводам целых волостей; о взыскании долгов с прибыли, получаемой с капитала, положенного должником в компанию, и о даче нашедшим руды позволения к рудокопанию преимущественно перед прочими» от 15 февраля 1739 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 10. - № 7756.
5. Именной указ, данный Сенату «Об учреждении при Генерал-Берг-Директориуме особой Комиссии, для разрешения вопроса: как выгоднее содержать Горные заводы, казною ли или частными людьми?» от 31 мая 1738 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 10. - № 7589.
6. История России. С начала XVIII до конца XIX века. - М. : АСТ, 1997.
7. Павленко, НИ. Анна Иоанновна. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
8. Привилегия Генерал-Берг-Директору Курту Александру Шембергу «Об учреждении Гор ной компании для разработки руд, отысканных в Лапландии у речки Русенихи и в Верхотурье в горе, называемой Благодать» от 3 марта 1739 года // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 10. - № 7767.
8 Анисимов Е. Елизавета Петровна. М. : Молодая гвардия,
7 Павленко Н.И. Анна Иоанновна. М. : АСТ-ПРЕСС 1999. С. 285.
КНИГА, 2002. С. 142-144. 9 Там же. С. 285-287.