Научная статья на тему 'Россия при преемниках Петра i (1730-1740 гг. )'

Россия при преемниках Петра i (1730-1740 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1587
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муравьева Л. А.

В статье автора раскрываются заложенные Петром I принципы управления, действовавшие не менее оперативно и эффективно, и подтверждающие свою устойчивость и надежность. Научная и правительственная мысль усиленно работала над проблемой оздоровления денежного обращения, развития промышленности и торговли, усовершенствования системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия при преемниках Петра i (1730-1740 гг. )»

Страницы истории

россия при преемниках

петра i (1730-1740 гг.)

л. а. Муравьева,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук ФГОУВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

Императрица Анна Иоанновна. После неожиданной кончины 14-летнего императора Петра II в россии вновь возник династический кризис, так как прервалась мужская линия рода Романовых. Попытку семейства долгоруких возвести на престол невесту Петра II Екатерину Алексеевну долгорукую пресек князь д. М. Голицын. Он же предложил обратиться к женской линии дома романовых и пригласить на царство курляндскую герцогиню Анну иоанновну.

сын Алексея Михайловича от первого брака с М. и. Милославской иван Алексеевич, брат и соправитель Петра I, в браке с П. Ф. салтыковой имел трех дочерей — Екатерину, Анну, Прасковью. Царь иван угас, не прожив и 30 лет. Вдова с тремя дочерьми поселилась в загородном дворце измайлово. Это тихое, уютное, хорошо обустроенное поместье было местом покоя и отдохновения и на всю жизнь сохранилось в памяти его обитателей как символ счастливого и безмятежного времени. Петр I заботливо и внимательно относился к семье своего старшего умершего в 1696 г. брата. В 1708 г. по приказу царя Прасковья с детьми переселилась в Петербург в специально выстроенный для них дом на Городской (Петербургской) стороне. Здесь протекала юность девушек, которых начали вывозить в свет.

Петр I внимательно следил за своими племянницами, намереваясь устроить их судьбу в соответствии со своими далеко идущими политическими целями. с помощью династических браков он задумал укрепить позиции российской короны в европейских королевствах и княжествах. Царь дол-

го раздумывать не стал и уже в 1709 г. договорился с прусским королем Фридрихом I о женитьбе его племянника на одной из своих племянниц. Поскольку Прасковье будущий жених не понравился, то она вопреки традициям сосватала за него не старшую, а среднюю нелюбимую дочь Анну. так, в октябре 1710 г. состоялась свадьба Анны иоаннов-ны и курляндского герцога Фридриха-Вильгельма. торжество проходило во дворце А. д. Меншикова, распоряжался на свадьбе сам царь. свадебные торжества продолжались несколько дней. По прошествии двух месяцев чета молодоженов отбыла в Митаву — столицу курляндии, государства, находившегося на территории современной Латвии. Однако в дороге молодой супруг скончался, и овдовевшая Анна вернулась в дом своей матери. Участь бездетной вдовы была такова: либо новый брак, либо уход в монастырь. но через полтора года Петр I приказал ей отбыть в Митаву и там продолжать свою вдовую жизнь. Царю важно было упрочить свое влияние в Прибалтике, так как на эти земли претендовали Пруссия и Польша. Чтобы не осложнять с ними отношений, Петр не стал оккупировать курляндию, а поместил туда Анну и взял земли под российский контроль. Герцогство имело право чеканить свою монету, содержать войско, вступать в дипломатические переговоры, но не имело права объявлять войну без согласия польского короля.

В действительности курляндией управлял прибывший вместе с Анной русский резидент Петр Михайлович Бестужев-рюмин. Положение самой Анны было невеселым. Будучи инструментом по-

литики в руках царственного родственника, она вынуждена была жить в неуютной и незнакомой для нее обстановке. Курляндская аристократия, не желавшая упрочения России в этом регионе, встретила ее враждебно. Долгое время ей пришлось жить в мещанском доме, так как дворец не был готов к ее приезду. Неустойчивое положение и бедность делали Анну зависимой от подачек из России. По брачному соглашению, она имела право на часть доходов от герцогского домена. но в разоренной Северной войной и пострадавшей от эпидемии курляндии собирать налоги было крайне затруднительно. средств едва хватало на содержание двора на достойном уровне. Ее многочисленные письма к Екатерине I пестрят жалобами на нехватку денег для поддержания собственного престижа и двора. По ее признанию, она не имела «нарочитово платья» и неловко чувствовала себя в обществе местных дам, одетых гораздо роскошнее нее и украшенных богатыми драгоценностями. Она всегда находилась в стесненных финансовых обстоятельствах и вынуждена была униженно обращаться к царю и его сановникам с просьбой о вспомоществовании. В 1724 г. она сообщала кабинет-секретарю царя М. Макарову: «Доимки на мне тысяча четыреста руб., а ежели будет милость государя батюшки и дядюшки, то б еще шестьсот мне на дорогу пожаловать по своей милости» [1].

При всей своей прижимистости и скаредности в бытовых тратах Петр I поддерживал племянницу и вел неустанный поиск для нее нового жениха. но так как предстоящее замужество не должно было ослаблять позиций России в Курляндии, то в 1723 г. был разорван брачный контракт с прусским принцем. Следующая попытка выдать Анну замуж была предпринята уже после смерти императора А. Д. Меншиковым в 1726 г. Претендентом на ее руку оказался граф Мориц Саксонский, побочный сын Августа II. Но все интриги, замешанные на корысти и подкупе, не дали результата. Митавское прозябание Анны Иоанновны скрашивал Э. И. Би-рон, приближенный к ней после отзыва в 1726 г. Бестужева.

В 1730 г. курляндскую герцогиню было решено пригласить на русский престол. Кандидатура Анны Иоанновны устраивала членов Верховного тайного совета, в чьих руках была сосредоточена государственная власть, прежде всего потому, что за ней не просматривалось никакой партии, и она до той поры не проявляла себя в качестве активной политической фигуры. Казалось, она станет именно той царствующей особой, под прикрытием которой

верховники смогут сохранить в своих руках всю полноту власти. Князь Д. М. Голицын предложил сократить права новой императрицы в пользу Верховного совета с помощью «кондиций» (условий). Вот их основные положения: «...целостность и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия: 1.Ни с кем войны не всчинять. 2.Миру не заключать 3. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. 4. В знатные чины. выше полковничьего ранга не жаловать и ниже к знатным делам никого не определять. 5. У шляхетства живота и имения, и чести без суда не отымать. 6. Вотчины и деревни не жаловать.

7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев без Верховного тайного совета не производить.

8. Государственные доходы в расход не употреблять. И всех верных подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской. Анна» [2]. Смысл Кондиций сводился к ликвидации неограниченного самодержавия. Влиятельный член Верховного совета В. Л. Долгорукий повез документ в Курляндию. Анна Иоанновна его подписала.

В Кондициях речь шла об ограничении власти императрицы в пользу Верховного тайного совета, и ничего не говорилось о месте дворян в новой государственной системе. Между тем у верховников были предложения и в адрес дворянства, расширяющие их привилегии и участие в управлении государством. Но дворяне ничего об этом не знали, так как оглашение документа откладывалось до приезда Анны Иоанновны.

Закулисные действия верховников стали известны представителям дворянства, которые были допущены к обсуждению проектов будущего государственного устройства. Среди дворян нашлись знатоки парламентских порядков, и в короткие сроки было представлено около 20 проектов конституции, под которыми подписались до 500 человек. В большинстве из них излагались лишь ближайшие пожелания. Только проект, составленный государственным деятелем, экономистом и историком В. Н. татищевым, представлял собой цельный историко-политический трактат. Для помощи «женской персоне» предлагалось объединить Верховный тайный совет и Сенат, доведя их численность до 21 члена. Выборные органы составлялись из дворянства. татищев даже выска-

зывал республиканские идеи, которые больше не прослеживались ни у кого. Авторы проектов из всех западных образцов предпочитали олигархические порядки Швеции и Польши.

Наряду с конституционалистами существовала и партия самодержавия, которая до времени держалась в тени и действовала скрытно. Во главе самодержавной партии оказались три обрусевших иноземца — А. и. Остерман, Ф. Прокопович, А. Кантермир. За самодержавие стояли многие выдвиженцы Петра I — бывший канцлер Г. и. Головкин, сановник А. М. Черкасский и др. По мере приближения императрицы к Москве монархисты начали действовать более активно и открыто. Несмотря на стремление Д. М. Голицына и В. Л. Долгорукого расширить круг сторонников конституционной партии, вступить в соглашение с окружением А. М. Черкасского они не успели или не смогли. Анна иоанновна, осведомленная о намерениях сторонников самодержавия, опираясь на гвардию, родственников и друзей, на глазах у верховников разорвала Кондиции, обвинив В. Л. Долгорукого, будто ранее он обманом заставил ее подписать их. императрица стала царствовать самодержавно. Дворяне, поддержавшие Анну ио-анновну, добились некоторых льгот, но не в силу права, а как милость, дарованную монархом. Над верховниками была учинена расправа.

Логика событий, сделавших Анну самодержавной императрицей, подсказывала ей необходимость компромисса с дворянством, с одной стороны, и благодарности им за поддержку, — с другой. Она упразднила центр олигархического движения Верховный тайный совет и на короткое время возродила полновластие Сената. Но уже осенью 1731 г. был образован Кабинет министров при императорской особе, который и стал управлять империей. В него вошли преданные императрице канцлер Г. и. Головкин, вице-канцлер А. и. Остерман, князь А. М. Черкасский, а позднее П. и. Ягужинский и сменивший его А. П. Волынский. Все они были опытными администраторами. Это был орган, наделенный властными полномочиями и оперативно решавший важные государственные вопросы, при котором статус сената вновь оказался пониженным. Поначалу Анна иоанновна активно участвовала в работе Кабинета, но вскоре передала право министрам решать дела ее именем. Анна иоанновна не получила хорошего образования и воспитания в детстве и юности и не имела никакого желания и стремления заниматься самосовершенствованием и самообразованием с

помощью книг и общением с умными и интересными людьми. Ее кругозор ограничивался интересами рядовой русской помещицы на рубеже веков, сочетанием уклада московской Руси и новомодных европейских затей. Реальная власть Кабинета министров росла. Поскольку в него входили руководители главных ведомств страны, то оно фактически выполняло роль правительства.

События 1730 г. оказали сильное влияние на внутреннюю политику новой императрицы. В первую очередь она подумала о своей безопасности и учредила новый измайловский и Конный гвардейские полки. Командовали ими иностранные офицеры, а солдат набирали из однодворцев юга, далеких от столичных интриг. Это была лейб-гвардия, служащая для защиты императрицы. изменения коснулись и социальной политики правительства. Дворянство, заявившее о себе как о сложившейся самостоятельной политической силе, заставило обратить на себя внимание и было удостоено заметных привилегий. Дворяне требовали отмены Указа о единонаследии 1714 г., ограничившего права дворян в распоряжении недвижимой собственностью. В 1731 г. Указ был отменен как «не к пользе происходящий», что укрепляло и расширяло социальную опору трона. В том же году дети дворянские получили привилегированный специальный дворянский сухопутный шляхетский кадетский корпус. Его учреждение создавало благоприятные возможности для обхода петровских установок, требующих для всех начинать службу с нижних чинов. из Кадетского корпуса дворяне выходили офицерами, не проходя мучительной солдатской службы в гвардии. В 1736 г. пожизненную службу дворян ограничили 25 годами, а возраст поступления на службу был поднят до 20 лет. До наступления этого возраста дворянин обязан был получать домашнее или казенное воспитание и образование. Данный процесс постоянно контролировался. Формой контроля служили смотры, в которых дворянские дети начинали принимать участие с 13-летнего возраста.

Во внешней политике произошло сближение с Австрией. Обе страны договорились о совместных действиях в Европе и против Турции. В 1733 г. Россия в соответствии с Прагматическими санкциями в союзе с Австрией и саксонией выступила в войну против Франции за польское наследство. В ходе войны был оттеснен французский ставленник с. Лещинский, и на польском троне оказался саксонский курфюрст Август III. Подписание Венского мира 1738 г. усилило позиции России в Польше.

Одновременно с 1735 по 1739 г. при поддержке Австрии шла русско-турецкая война, предпринятая как реванш за поражение в Прутском походе 1711 г. Хотя обстановка на театре военных действий успешно складывалась для России, тем не менее финансовые затруднения вынудили русское правительство пойти на заключение мира. Россия вернула Азов. Западное и южное направления внешней политики правительства Анны Иоанновны продолжали имперский курс, заложенный Петром I и подхваченный Екатериной II. Пребывание курляндской герцогини у власти усилили позиции России в Прибалтийском регионе. В 1737 г. герцогом Курляндии становится Бирон. Дальнейшее обустройство герцогства и возведение дворцов архитектором Ф. Б. Растрелли стали хорошим вложением денег на будущее. Европейские государства окончательно признали Курляндию сферой влияния России. При Екатерине II Бирон, а затем его сын Петр, возвращенные в Курляндию, верой и правдой служили русской короне, пока эти земли не вошли в состав России по третьему разделу Речи Посполитой.

В 1740 г. Анна Иоанновна, немного поболев, умерла от почечнокаменной болезни в возрасте 47 лет, завещав престол своему внучатому племяннику Ивану VI Антоновичу, назначив регентом при нем своего фаворита Бирона. Через три недели Миних, совершив очередной государственный переворот, посадил герцога Бирона в Петропавловскую крепость, а регентом при двухмесячном Иване стала его мать и племянница покойной императрицы Анна Леопольдовна. На радостях Бирону смертная казнь была заменена пожизненной ссылкой. Лишенный всех чинов и званий он с семьей отправился в Пелым Тобольской губернии. Он пробыл там 5 недель и был переведен в Ярославль, в котором прожил 22 года. Из ссылки его вернул Петр III. Сохранив корону герцога Курляндского, он оставался верным вассалом России. Умер Бирон в 1772 г. в возрасте 82 лет.

Состояние экономики. Особое место при Анне Иоанновне занимал ее фаворит Эрнст Иоганн Бирон, бывший мелкопоместным курляндским дворянином с довольно темным прошлым. Он, осыпанный многочисленными наградами и высокими чинами, стал вторым человеком в государстве и практически управлял страной. В научной литературе нередко время правления Анны Иоанновны обозначается как «бироновщина». Под этим термином понимается реакционный режим в России в 1730— 1740 гг., засилье иностранцев, разграбление богатств страны, всеобщая подозрительность,

шпионаж, доносы, жестокое преследование недовольных [3]. Большой вклад в очернительство рассматриваемого десятилетия внесла императрица Елизавета Петровна, которая в этот период испытывала неуверенность своего положения, и художественная литература, красочно описавшая забавы императрицы и гибель А. Волынского.

К широко известным штампам относится мнение о наплыве иностранцев в этот период. Об этом с сокрушением писал В. О. Ключевский: при Анне «немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались во все доходные места в управлении» [4]. Надо иметь в виду, что иностранцы приезжали в россию и устраивались на службу со времен Ивана III. Особенно много иностранных специалистов в разных областях появилось при Петре I. Многие из них приезжали не только для заработка, а нашли в России вторую Родину и честно и самоотверженно трудились, преумножая ее славу и блеск. из новых иностранцев в системе управления появился только Бирон.

немало иностранцев издавна нанималось на службу в армию. но и здесь картина не была катастрофической. В 1728 г., т. е. накануне «бироновщины», в полевой армии числился 71 генерал, из них иностранцы составляли 58 %, или 41 человек. К концу Анненского правления соотношение иностранных и русских генералов в армии сравнялось. В цифрах это выражалось так: 31 иностранный генерал и 30 русских. Немало издавалось правительственных постановлений о недопущении создания режима особых привилегий для иностранцев, поступивших на русскую службу. В годы правления Анны иоанновны был отменен указ Петра I, по которому жалование иностранных офицеров было в два раза выше, чем у русских. Теперь оно сравнялось. «инициатором этой важной меры был немец Миних. Он же запретил в 1732 г. брать на вакантные места в армии иностранцев, с тем чтобы дать возможность вернуться в полки русским офицерам из распущенной армейской группировки в Персии», — пишет Е. В. Анисимов [5]. На флоте также произошло увеличение числа русских капитанов. Если в 1725 г. на 14 кораблях и фрегатах среди англичан, датчан и голландцев был только один русский командир, то в 1741 г. эскадра из 20 кораблей и фрегатов насчитывала 13 русских и 7 иностранных капитанов [6]. Говорить о каком-то сверхъестественном засилье иностранцев, угрожающем национальному самосознанию в армии и аппарате управления, явно не приходится.

Не менее популярным и расхожим историографическим стереотипом стало представление о полном упадке промышленности, торговли, земледелии и разграблении богатств страны немецким окружением императрицы. Данные исследователей наглядно показывают, что упадка не замечалось. Как раз наоборот, именно в 30-х гг. заметных успехов достигла тяжелая промышленность России. По данным экономиста с. Г. струмилина и историка Н. и. Павленко, промышленные предприятия Урала резко увеличили свои производственные мощности. Особенно это наглядно видно на примере производства чугуна. Только казенные заводы Урала с 1729 по 1740 г. увеличили выплавку чугуна на 64, 4 %, или с 253 до 416 тыс. пудов. По этому показателю Россия оставила позади Англию. Если в 1720 г. Россия выплавляла 10 тыс. т чугуна, а Англия — 17, то в 1740 г. Россия — 25, а Англия — 17, 3 тыс. т [7].

При Анне получило дальнейшее развитие направление по созданию более благоприятных условий для частных предпринимателей, начатое еще во второй половине 20-х гг. Генерал-берг-директо-риум, ведавший добывающей промышленностью, начал большую работу по пересмотру горного законодательства. Нововведения в этой области были зафиксированы в Берг-регламенте 1739 г. Этим была проявлена явная забота о развитии отечественной промышленности и стремлении, по примеру других стран, обеспечить богатство и процветание родной земли. Получив законодательную базу, к работе приступила специальная Комиссия по приватизации предприятий. с первых же шагов своей деятельности Комиссия столкнулась с противодействием Генерал-берг-директориума и его главы саксонского специалиста А. К. Шемберга. Он настаивал на том, что передачей казенных предприятий в частные руки должно заниматься исключительно его ведомство. Однако Комиссия не без основания полагала, что в этом случае невозможно будет избежать злоупотреблений со стороны чиновников данного ведомства. Вопрос о формах и методах приватизации имел принципиальное значение. Противники Шемберга полагали, что все желающие приобрести завод должны представлять свои соображения для коллегиального рассмотрения и выработки коллективного решения. Только так можно избежать несправедливости и создания режима благоприятных возможностей для отдельных людей. споры шли и о финансовой стороне дела. Генерал-берг-директориум предлагал продавать заводы по фиксированным ценам. Однако Комиссия, радея о государственной казне

и ее наполнении, большую выгоду видела в проведении аукционов. Наконец, Комиссия решительно выступала против вступления чиновников горнодобывающего ведомства в рудокопные компании и превращение их во владельцев или совладельцев предприятий, ибо в таком случае возникнут вопросы при осуществлении контролирующих функций. За счет приватизации государство надеялось создать условия для дальнейшего расширения производства. Тем не менее продаваемые казенные предприятия попадали в руки высоких сановников и вельмож. Полученная прибыль редко шла на развитие и расширение производства, а расходовалась на личное потребление владельцев.

Пользуясь своей близостью к Бирону, Шемберг принимал самое деятельное участие в приватизации казенных предприятий. сам лично, как начинающий предприниматель, он получал большие государственные льготы и субсидии. Его обогащение продолжалось недолго. При Елизавете Петровне владельцами многих промышленных предприятий стали Воронцовы, Шуваловы, Чернышевы. Но от этого злоупотребления не прекратились, а приобрели невиданный ранее размах.

В 1736 г. появились указы, продолжившие линию Петра I на укрепление крепостнических отношений в промышленности. Лица, принятые владельцами предприятий на условиях вольного найма и получившие за время работы какую-либо специальность, становились «вечно отданными», т. е. собственностью предпринимателя. Заводчики недворянского происхождения могли покупать крестьян для работы на мануфактурах и заводах без земли и «неполными деревнями».

Точно так же нет никаких оснований говорить о расстройстве и упадке торговли. исследования последних десятилетий наглядно подтверждают рост товарооборота в стране. Выгодная морская торговля с зарубежьем проходила преимущественно по Балтийскому морю, где имелось 6 портовых городов. Рост объемов торговли главного порта страны Петербурга увеличился с 1725 по 1739 г. с 3,4 до 4,1 млн руб.. При этом размеры таможенных пошлин с 1729 по 1740 г. выросли с 228 до 300 тыс. руб.. Поскольку в предыдущие годы разрешили без ограничений торговать через Архангельск, то вывоз хлеба из этого порта увеличился в 22 раза. В целом по стране в 30-е гг. XVIII в. экспорт железа вырос в 5 раз, говяжьего сала, икры и других товаров — в 2 раза. Заметно увеличился импорт иностранных товаров [8]. сухопутная торговля велась с Польшей, Пруссией, саксонией.

Начало присоединения казахских земель в лице Младшего жуза укрепили восточные связи России. Оживилась торговля с Бухарой, Ташкентом, Кашгаром. Опасная, но очень прибыльная восточная торговля требовала защиты купцов, для чего основали Оренбург (1735 г.) и ряд крепостей на юго-востоке России. Активизировалась торговля с Турцией. По договору 1732 г., Россия получила свободу торговли в Персии. Караваны с мехом периодически направлялись в Пекин. Россия продолжала продвижение на Дальний Восток, снаряжала экспедиции на Алеутские острова, где появились первые русские поселения.

Внешнеторговая политика характеризовалась сочетанием протекционизма с фритредерством. В 1731 г. на смену протекционистскому тарифу 1724 г. пришел новый, снизивший пошлины на импортные товары — до 10 % на не производившиеся в России и до 20 % — на производившиеся. Некоторые товары ввозились беспошлинно. Режим наибольшего благоприятствования получили Пруссия, Англия, Швеция. Шведские купцы беспошлинно вывозили хлеб, пеньку, лен. Отступление в угоду дворянства от протекционизма отрицательно сказывалось на развитии молодой российской промышленности и отечественного предпринимательства [9].

Ведение внешней торговли облегчало наличие Вексельного устава 1729 г., носившего сословный характер. Крестьяне не имели права участвовать в вексельном обращении. Купцы охотно пользовались переводными векселями, служащими для перевода денег или товаров из одного места в другое и не выполняющих пока функции заемного документа. Такими долговыми обязательствами пользовались и представители других слоев общества. Постепенно все большее распространение в России получали заемные обязательства в виде простых векселей, которые в основном использовали купцы. Правда, в 1740 г. впервые пользоваться векселями запретили дворянам и разночинцам. Таким способом сенаторы по указанию Анны Иоанновны решили бороться со взятками. Но, поскольку не запрещалось передавать векселя по надписям, то дворяне и разночинцы легко нашли способ обойти запрет, прибегая к посредничеству купцов [10].

Финансы и денежное обращение. Став императрицей, Анна Иоанновна получила невеселые сведения о состоянии государственной казны и сложном финансовом положении. В предыдущее царствование для оздоровления денежного обращения появился указ, предписывающий чеканку медных пятикопеечных монет на 2 млн руб.. Ос-

новная мотивация — нехватка серебра. Истинная причина заключалась в возможности получения больших прибылей от чеканки медных денег, так как рыночная цена меди за пуд в металле была в пять раз ниже стоимости меди в монетах. В ходе реализации задуманного планы выпуска медных денег были резко увеличены. В результате к осени 1730 г. в обращении находилось (без учета фальшивых денег) медных монет, сделанных по 40 руб. из пуда, на сумму 4,5 млн руб. Соотношение обращаемых монет было таково: 3,5 млн руб. пятаков и примерно по полмиллиона копеек и полушек (11). Усиленная чеканка неполноценной медной монеты, наплыв фальшивых денег и разная проба серебряных монет (отголосок Петровской эпохи) отрицательно сказывались на экономическом состоянии государства.

Для решения проблем денежного обращения летом 1730 г. по инициативе В. Н. Татищева указом Сената была создана комиссия о Монетном деле, которая действовала с 1730 по 1731 г. Фактическим главой ее стал В. Н. Татищев. Комиссия состояла из представителей дворянства, купечества и государственных учреждений. Ее задача состояла в разработке практических мер для улучшения денежного обращения в стране. Как отмечала комиссия, русские монеты за рубежом обращались по заниженному курсу, а в Россию возвращались по нарицательной стоимости. Иностранцы на медь стоимостью в один рубль приобретали российского товара на пять-шесть руб., получая «великую прибыль» и причиняя «Российскому государству напрасный великий убыток». Члены комиссии были озабочены проблемой сохранения денег внутри страны и снижения кредитоспособности русских монет. Раздавались предложения о введении медной монополии, но Татищев считал, что этот шаг может подорвать экономическую заинтересованность промышленников. Он снова пытался внедрить в монетное дело десятеричный счет, а также обратить внимание на более качественное изготовление не только денег, но и наградных медалей. Комиссия с большим трудом приходила к единому мнению, но сумела разработать конкретную программу оздоровления денежного обращения. Она включала в себя следующие предложения: организацию вымена всей медной монеты, сделанной по 40 руб. из пуда; использование меди для чеканки только мелкой разменной монеты (полушек, денежек, копеек), а не как заменитель серебра; повышение пробы и веса всех выпускаемых монет из меди и серебра; установление оптимальных нормативов

(примерно 1 к 10) соотношения медных и серебряных денег; переделку серебряных копеек и денежек в полтинники и рубли.

Предложения комиссии не получили полного осуществления. Указами сената был определен и утвержден порядок обмена медных полушек и копеек, отчеканенных по 40 руб. из пуда. Монетные дворы чеканили мелкие медные номиналы — полушки, денежки, копейки по 10 и 8 руб. из пуда. Цена медной монеты почти совпадала с торговой, что уменьшало приток фальсифицированных заграничных денег. Данная операция несколько оздоровила финансовую обстановку в государстве. От вымена копеек казна получила 67 тыс. руб. дохода. Финансовые итоги обмена медных полушек неизвестны. Был подготовлен указ об изъятии из обращения медных пятикопеечных монет и перечеканки их в копейки по 8 руб. из пуда. Однако правительство, не имея средств в казне и не желая брать на себя расходов по осуществлению предложенной операции, отказалось от изъятия пятикопеечников (12).

Что касается серебряной монеты, служащей в основном для внешнеторговых операций, то она не подверглась порче в такой мере, как медная, обращаемая внутри страны. Она оставалась основной денежной единицей страны. В России для серебряной монеты сохранялись две пробы, установленные еще при Петре I. Мелкие серебряные монетные фракции чеканились по 77-й пробе, а рубли и полтины — по 70-й пробе. Комиссия о Монетном деле предложила приблизить российский рубль к голландскому талеру по весу и чеканить его по 83-й пробе. Для совершения задуманной операции требовалось 25 тыс. пудов серебра. Поскольку своим серебром в таком количестве Россия не располагала, а на покупку денег не было, то решили действовать по-иному. Комиссия рекомендовала все серебряные монеты чеканить по 77-й пробе, но изменить лигатурный вес рубля. Если ранее из лигатурного фунта серебра чеканили 14 руб. 40 коп., то теперь предлагалось чеканить 15 руб. 84 коп., но содержание чистого серебра оставалось неизменным. Такой подход обеспечивал хождение старых рублей и полтинников по 70-й пробе наравне с новой серебряной монетой. (13) Остававшиеся до сего момента в обращении мелкие проволочные серебряные монеты были изъяты из обращения и переделаны в более крупные. Таким образом, тенденции денежной реформы Петра I к изготовлению более крупной серебряной монеты вновь возобладали в царствование Анны иоаннов-

ны. Установленная при ней более высокая проба и стопа серебряной монеты продержалась до начала 60-х гг. XVIII в. Нарицательная цена золотых червонцев была доведена до 2 руб. 20 коп.

В целом предпринятые изменения улучшили структуру денежного обращения. Однако монетная правительственная политика не была последовательной. Особенно это касалось изъятия из обращения мелкой проволочной серебряной монеты ручной чеканки. Поставив изначально нереальную задачу по изъятию всей мелкой серебряной монеты, накопившейся в государстве почти за век ее обращения, правительство то разрешало ее хождение, то запрещало ее использование и обмен. К тому же население неохотно шло на то, чтобы расставаться с привычными деньгами, и предпочитало их не сдавать, а припрятывать до лучших времен. Это объяснялось несколькими причинами. Во-первых, мелких серебряных монет чеканилось недостаточно, а рынок заполонили медные деньги. Во-вторых, многие предпочитали деньги не сдавать государству, а сплавлять ремесленникам и промышленникам для изготовления различных бытовых изделий и украшений. В-третьих, многие народы Поволжья и сибири использовали монеты в качестве украшений. В целом операция по обмену мелких серебряных монет окончилась к концу 50-х гг. XVIII в. и имела существенные социальные последствия. Держателями крупных серебряных монет выступали зажиточные слои общества, а простонародье расплачивалось медными деньгами. Есть данные, что содержание великой княжне дочери Петра I Елизавете Петровне во времена Анны иоанновны также выплачивали медной монетой. В год она получала 40 тыс. руб., что для изнеженной, избалованной и привыкшей к роскоши принцессы было совсем немного. Есть сведения, что оскорбленная Елизавета бросала мешки с медью в Неву. Как бы там ни было, медные монеты стали преобладать в денежном обращении страны. Об этом красноречиво говорит и содержание найденных кладов, относящихся к рассматриваемому периоду. из известных на сегодняшний день кладов лишь один содержал золотые монеты, один — золотые и серебряные, 21 — только серебряные, 8 — серебряные и медные и 78 — только медные монеты [14].

Центром монетного дела оставалась Москва. При Анне иоанновне происходила реорганизация монетных дворов. В 1732 г. начались строительно-восстановительные работы на Китайском (Красном) монетном дворе на Красной площади. старое здание разобрали до фундамента, и архитектор

И. Гейден выстроил новый корпус. В 1737 г. на месте части Китайгородской стены построили каменные корпуса для чеканки медной монеты, а на реке Неглинной соорудили плотину для плащильной по производству серебра. Красный монетный двор превратился в единственный в Москве, так как Кадашевский, пришедший в плачевное состояние, был закрыт. По этой причине в 1734 г. вновь заработал монетный двор на Яузе, ставший предприятием законченного производственного цикла по выпуску медных денежек и полушек. В 1735 г. Екатеринбургский завод по производству меди превратился в монетный двор [15]. В 1738 г. вновь начал работу монетный двор Петербурга, вызвав неудовольствие Сената. Сенаторов возмущала высокая оплата труда монетчиков, прежде всего выплата «кормовых» за дни простоя, чего в Москве не практиковалось. Обилие и разнообразие выпускаемых монет с 4 разными типами портрета императрицы дали новый толчок развитию нумизматической науки, появившейся в петровскую эпоху. Начали издаваться альбомы русских монет и медалей. В Академии наук голландец П. В. Меллер сделал сообщение на русском языке, а не на латыни о русских нумизматических ценностях [16].

Главным бичом денежного обращения оставалось фальшивомонетничество. Доморощенные воры (фальшивомонетчики) ограничивались штамповкой медных полушек и копеек, а также мелких серебряных монет. Монеты изготавливались из «примесного материала» (олова и меди тазовой) и покрывались серебром. Тонны доброкачественных серебряных монет большого номинала вывозились за границу. В России количество «добрых денег» уменьшалось, а количество «воровских» — росло.

Уязвимость денежной системы состояла в обращении медных пятаков, от которых правительство не сумело отказаться. На этом не правовом поле действовали зарубежные фальшивомонетчики, так как изготовить пятикопеечные монеты в домашних условиях было невозможно, а современным оборудованием отечественные воры не располагали. Завоз фальшивых русских денег увеличивался. Иностранцы «за воровской пуд меди» стоимостью в 8 руб. покупали русских товаров на 40-50 руб. и тем самым, получая «великую прибыль», причиняли «Российскому государству напрасный великий убыток» [17]. Скорее всего, фальшивые пятаки чеканились в приграничных с Россией государствах. Хозяйства многих польских и литовских магнатов были оснащены монетными дворами, на которых изготовлялись пятачки по аверсу, реверсу и гурту,

аналогичные русским монетам. Правительство боролось со всеми видами денежных фальшивок. Вдоль границы строились новые заставы, разрабатывались способы защиты новой русской монеты. Подделка монет каралась смертной казнью. Доносители на подобные действия получали высокое вознаграждение.

В условиях отсутствия банков и банковской системы единственной кредитной операцией было ростовщичество, с которым боролось государство и осуждала церковь. Однако правительство все больше проникалось пониманием необходимости создания банков. Первым кредитным учреждением России стала Монетная контора (1729-1752 гг.), которая с 1733 г. начала выдавать ссуды в соответствии с Указом «О правилах займа денег из Монетной конторы». Монетная контора могла выдавать ссуды под залог золота и серебра и на короткий срок. Ссуда не могла превышать 75 % стоимости залога из 8 % годовых, выдавалась на год с правом отсрочки на три года. Ссудные операции были крайне ограничены по объему. Например, в 1734 г. Монетная контора выдала в залог драгоценных металлов всего на 400 руб. Хотя ссудой могли пользоваться все лица без различия прав и состояний, на практике к такому кредиту имели доступ только близкие ко двору люди. Опираясь на закон 1733 г., ссуды на таких же условиях начали выдавать некоторые коллегии, комиссариаты и канцелярии. По своей организации и деятельности они ближе к казенным ломбардам, нежели к банкам [18].

Не менее драматично складывалась обстановка в налоговой сфере. Проблема недоимок остро стояла на протяжении всего XVIII в. Налоговая политика в рассматриваемый период представляла собой сочетание послаблений податному населению и применение жестоких мер при сборе податей. Крестьянские хозяйства задыхались от непосильных повинностей и налогов, поэтому первый указ, касающийся финансов государства, был подписан Анной Иоанновной 25 марта 1730 г. В нем в традиционной манере речь шла о прощении крестьянам семигривенных денег за майскую треть [19]. Но уже со следующего года в ход пошли методы, как и в прежние и последующие периоды, жесткие и жестокие. К ним можно отнести посылку военных команд, массовый правеж, изъятие имущества в казну, заковывание в «железа», заключение в тюрьму. Деревни, имевшие долги по налогам, подвергались «экзекуции». В крупную деревню с недоимкой в 500 руб. направлялись обер-офицер, два унтер-офицера и 5-6 солдат; в деревню с недо-

имкой до 500 руб. — обер-офицер и 2-3 рядовых. Для уменьшения времени пребывания военных в деревне вместо трех сроков уплаты подушной подати были установлены два [20]. Подобные меры приводили к разорению крестьян, но не исправляли положения в лучшую сторону. Доходная часть бюджета составляла 6-7 млн руб., а недоимки за последние пять лет исчислялись в 7 млн руб. Деньги требовались для содержания двора, армии и ведения войн, так как Россия при Анне воевала с 1733 по 1740 г. Доходная часть бюджета на 85-87 % складывалась от поступлений прямых и косвенных налогов. Все остальные поступления (монетная регалия, канцелярские сборы, доходы от промышленности) составляли довольно незначительные 12 — 15 %. Ежегодный прирост доходов составлял ничтожную сумму — 60 тыс. руб. Доходы государства от косвенного обложения росли медленно. К тому же при сборе подушной подати, по данным Берг-коллегии, одна треть собранных серебряных монет, а на Украине почти половина браковалась как фальшивые.

Например, расходы империи в 1734 г. в рублях составляли [21]:

Расходы Сумма, в руб.

На содержание царского двора 260 000

На содержание конюшен Бирона 100 000

На содержание армии 4 935 154

На нужды российского флота 1 200 00

На жалование чиновников государства 460 118

На строительство русской артиллерии 370 000

На родственников императрицы 77 111

На две академии (Наук и Адмиралтейскую) 47 371

На мелкие нужды императрицы 42 622

На пенсии инвалидам и ветеранам войн 38 096

На народное образование 4 500

На строительство Петербурга 256 813

Расходы на армию и флот составляли главную статью бюджета и достигали 75 %. Большие средства шли на сооружение и содержание военных крепостей и гаваней, строительство укрепленных военный линий на юге и юго-востоке. Постоянно происходило значительное расширение штата чиновников. Постоянную тенденцию к увеличению имели расходы на содержание царского двора. Всего 0,5 % бюджета уходило на содержание академий. Расходы на содержание Академии наук составляли 30 тыс. в год. Этих денег не хватало, и накапливались долги. Правительство Анны иоанновны отказало руководству Академии в просьбе увеличить установленный оклад вдвое, но выплатило долги и выдавало ежегодные дотации от 10 до 30 тыс. са-

мые ничтожные деньги (0,05 %) шли на народное образование. Государственные расходы превышали доходы, хронический дефицит был неотъемлемой чертой бюджета России.

Преобразования затронули и органы управления финансовой и налоговой сферами. созданная ранее Доимочная канцелярия была ликвидирована. сбором налогов начала заниматься учрежденная Канцелярия конфискаций. Штатс-контора была вновь отделена от Камер-коллегии, ведавшей доходами. Функции Камер-коллегии постоянно расширялись. Ей поручили ревизию счетов за несколько предыдущих лет, в нее же стали поступать дела об откупах в связи с ликвидацией Акцизной конторы. Располагавшая небольшим штатом коллегия не успевала составлять ежегодной росписи доходов и расходов и заботиться о состоянии источников доходов. Президент Камер-коллегии А. В. Макаров в докладе Кабинету министров вскрыл недостатки в ее работе.

Было принято решение создать новую Камер-коллегию, для которой в июне 1731 г. был утвержден новый регламент. Ей вменялось в обязанность составлять окладную книгу доходов, обеспечивать бездоимочный сбор налогов и обеспечивать доходы казны от сдачи на оброк казенных угодий [22]. Теперь ответственными перед казной за поступление подушной подати с крепостных крестьян назначался помещик, его приказчик или староста. За дворцовых, архиерейских и монастырских крестьян отвечали управители вотчин. При обнаружении недоимок у них конфисковывали имущество. с 1737 г. помещиков-должников стали высылать из имений, а с 1739 г. имения либо отписывали в казну, либо продавали с молотка. Правительство предпочитало обострить отношения с привилегированным сословием, чем допустить финансовый кризис. Помещики, все больше втягиваясь в товарно-денежные отношения, сами были заинтересованы в получении большей ренты с крестьян.

В 1734 г. обер-прокурор сената А. с. Маслов подал императрице предложения по улучшению системы сбора налогов в деревне. Он стремился облегчить положение крестьян, которые платили подать за умерших и беглых, а также терпели немалые притеснения со стороны сборщиков налогов. Он предложил: простить подушную подать за 1735 г.; законодательно закрепить объем повинностей крестьян в пользу помещика; обязать помещиков лично следить за сбором и подготовкой налоговых денег к сроку уплаты; создать запасы хлеба на случай неурожая. Проект остался без

внимания, а недоимки продолжали накапливаться и составили свыше 5 млн руб. в начале 40-х гг. [23]. Причины этого явления правительство видело — в скудости крестьян, в бегстве налогоплательщиков, в чрезмерной эксплуатации крестьян помещиком, в уходе от налогов богатых и знатных. Однако никакие конструктивные меры разработаны и приняты не были, а все действия сводились к насилию и наказанию. Помещикам было предложено в полуторамесячный срок внести недоимки. В случае нарушения сроков сумма удваивалась, а приказчики и старосты наказывались кнутом, вырезанием ноздрей и ссылкой на каторгу [24].

Таким образом, заложенные Петром I принципы управления продолжали действовать не менее оперативно и эффективно, тем самым подтверждая свою устойчивость и надежность. Научная и правительственная мысль усиленно работала над проблемой оздоровления денежного обращения, развития промышленности и торговли, усовершенствования системы налогообложения.

Литература

1. Анисимов Е. В. Анна Ивановна. // Вопросы истории. 1993. № 4. С. 20.

2. Кириллов В. В. Курс истории России XVI—XX веков. М., 1998. С. 57.

3. См.: Советский энциклопедический словарь, М., 1980. С. 144.

4. См.: Ключевский В. О. Соч. Т 4. М., 1989. С. 272.

5. См.: Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. М., 1994. С. 114.

6. См.: Анисимов Е. В. Указ соч. С. 26.

7. См.: Струмилин С. Г. История черной металлургии в СССР. Т. 1. М., 1954. С. 185.; Павленко Н. И.

Развитие металлургической промышленности России в первой половине XVIII века. М., 1953. С. 82.

8. См.: Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 26.

9. См.: ИоничевН. П. Внешние экономические связи России. С. 120 — 122.

10. См.: Морозан В. В. История банковского дела в России (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.). СПб., 2004. С. 29-30.

11. См.: Юхт. А. И. Денежная система в России (20-е — начало 60-х гг. XVIII в.). //Отечественная история. 1992. № 5. С. 75.

12. Там же. С. 76 - 77.

13. Там же. С. 77 - 78.

14. См.: Векслер А, Мельникова А. Российская история в московских кладах. М., 1999. С. 172.

15. См.: Спасский И. Г. Русская монетная система. Л., 1970. С. 164-165.

16. См.: Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987. Ч. 2. С. 140, 144, 145.

17. См.: Романов С. Фальшивомонетчики. М., 2005. С. 264.

18. См.: Морозан В. В. Указ. соч. С. 26; Разма-нова Н. А. История финансово-кредитной системы российской империи в XVIII — начале XX в. М., 2000. С. 40.

19. См.: ПСЗ. Т. 8. С. 5546.

20. См.: Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. М., 1966. С. 137.

21. См.: Заичкин И. А, Почкаев И. Н. Русская история. М., 1992. С. 692.

22. См.: Троицкий С. М. Указ. соч. С. 28-29.

23. См.: Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. М., 1999. С. 233, 243.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. См.: Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX - XX вв. М., 2008. С. 58.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.fin-izdat.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.